Сочинение на тему князь игорь главный герой

9 вариантов

  1. Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
    В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.

  2. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  3. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале ХIХ века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в ХХI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
    Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
    Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем двойственная, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы… На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
    Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
    Русичи великие поля червлеными щитами перегородили,
    Ища себе чести, а князю – славы.
    Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила;
    Свист звериный встал,
    Взбился див –
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
    Лучше ведь убитым быть,
    Чем плененным быть;
    Сядем же, братья,
    На борзых коней
    Да посмотрим хоть
    На синий Дон.
    Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
    Ум князя уступил
    Желанию
    И охота отведать Дон великий
    Заслонила ему предзнаменование.
    Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навел свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую.
    Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
    Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
    Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
    И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
    Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
    Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказывается побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
    Так и князь Игорь неожиданно оказывается сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
    Здравы будьте, князья и дружина,
    борясь за христиан
    Против нашествий поганых!
    Князьям слава и дружине!
    Аминь.

  4. Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 3
    поиск по сайту правообладателям
    Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» (сочинение)
    Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» (сочинение)
    Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по-прежнему носил звание «великого князя». Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: «Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра».
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть».
    В «Слове» автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.

  5. Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  6. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
    Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
    Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем, двойственное, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы.. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
    Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
    Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
    Ища себе чести, а князю – славы.
    Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила:
    Свист звериный встал,
    Взбился див –
    Кличет на вершине дерева.
    Велит прислушаться…
    Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
    Лучше ведь убитым быть,
    Чем плененным быть;
    Сядем же, братья,
    На борзых коней
    Да посмотрим хоть
    На синий Дон.
    Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
    Ум князя уступил
    Желанию,
    И охота отведать Дон великий
    Заслонила ему предзнаменование.
    Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навел свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую.
    Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
    Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
    Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
    И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
    Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
    Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
    Так и князь Игорь неожиданно оказываются сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
    Здравы будьте, князья и дружина,
    борясь за христиан
    Против нашествий поганых!
    Князьям слава и дружине!
    Аминь.

  7. Князь
    Игорь – герой
    «Слова о полку
    Игореве»

    Автор «Слова
    о полку Игореве»
    написал свое
    произведение
    в 1185 г. В это время
    Великая Русь
    и Киев находились
    в трудном положении.
    Огромное государство,
    созданное
    великим князем
    Олегом, процветавшее
    во время правления
    Владимира
    Святославича
    и Ярослава
    Мудрого, после
    его смерти
    стало разъединяться
    на многие княжества
    и приходить
    в упадок. Киев
    сохранял древние
    традиции своей
    доблести, он
    славился
    историческими
    преданиями,
    могилами
    прославленных
    князей, начиная
    с Олега. Киевский
    князь по-прежнему
    носил звание
    «великого
    князя». Но страна
    разделялась
    на мелкие княжества.
    Это сопровождалось
    кровопролитными
    междоусобицами
    князей, желавших
    захватить
    наиболее богатые
    земли. В это
    время половцы
    близко подошли
    к южным границам
    Руси. В 80-х гг. XII
    в. князь Святослав
    Всеволодович,
    собрав русских
    князей и их
    дружины, сразился
    с половцами.
    Они были отброшены
    в степи. Но в
    1185 г. князь Игорь
    Новгород-Северский,
    собравший
    небольшое
    войско, пошел
    в поход на половцев.
    Княжеская
    дружина была
    разбита, а сам
    князь был взят
    в плен. Благодаря
    этому событию
    половцы, почувствовавшие
    разобщенность
    русских князей,
    стали совершать
    частые набеги
    на Русь. Своим
    походом Игорь
    открыл путь
    половцам на
    родную землю.
    Этому и посвящено
    «Слово о полку
    Игореве», являющееся
    одним из самых
    значительных
    произведений
    своего времени.
    В первой части
    произведения
    описывается
    выступление
    князя Игоря
    Новгород-Северского
    в поход против
    половцев. Игорь
    хочет избавить
    Русь от ее давних
    врагов. В день
    выступления
    происходит
    солнечное
    затмение. Несмотря
    на это зловещее
    предзнаменование
    и все опасности,
    которыми грозит
    степь, князь
    Игорь не изменяет
    своего решения.
    Он остается
    тверд в своей
    решении.
    В Путивле к
    князю Игорю
    присоединяется
    князь Черниговский
    Буй-Тур Всеволод.
    С объединенными
    силами своего
    войска и Всеволода
    князь Игорь
    вступает на
    половецкую
    землю. Все здесь
    ему враждебно:
    и степь, и птицы,
    и звери. Но Игорь
    решителен, как
    и его войско.
    Они, «к славной
    изготовившись
    борьбе, добывая
    острыми мечами
    князю славы,
    почестей себе»,
    идут дальше,
    на битву с половцами.
    В первый раз
    русское войско
    побеждает
    половцев, взяв
    много золота,
    шелков, драгоценных
    камней. Игорь
    думает, что
    половцы побеждены,
    разбиты полностью,
    и решает идти
    дальше. Но половцы
    только надломлены.
    Они ушли в степь
    и собирают там
    новое войско,
    больше прежнего.
    Огромная орда
    надвигается
    на лагерь Игоря,
    где он остановился
    на ночлег. Игорь
    и Всеволод
    предчувствуют
    тяжелую битву.
    Любой бы на их
    месте отступил,
    но они решают
    сразиться с
    половцами, во
    много раз
    превосходящими
    их силой.
    Наутро сама
    природа предвещает
    тяжелую развязку:
    «Ночь прошла,
    и кровяные зори
    возвещают
    бедствие с
    утра. Туча
    надвигается
    от моря на четыре
    княжеских
    шатра».
    Столкнулись
    две огромные
    силы в битве,
    какой еще не
    было. С огромным
    мужеством и
    отвагой сражались
    русские войска.
    Лишь на третий
    день пали Игоревы
    знамена. Половцы
    одолели русское
    войско своим
    несметным
    количеством.
    Много русских
    воинов полегло
    в той битве.
    Самого князя
    Игоря Новгород-Северского
    половцы взяли
    в плен. После
    описания неудачного
    похода Игоря
    и его дружины
    в «Слове о полку
    Игореве» описаны
    печаль, горе
    всего русского
    народа, русской
    земли. Разгром
    русского войска
    приободрил
    половцев. Их
    набеги на Русь
    стали бесчисленными.
    Остановленные
    Святославом
    (отцом Игоря
    и Всеволода)
    они вновь пошли
    на Русь. Разлилась
    печаль по Русской
    земле: «…стонет
    Киев над горою,
    тяжела Чернигову
    напасть».
    В «Слове» автор
    показывает
    князя Игоря
    как славного
    и храброго
    воина, которым,
    безусловно,
    двигали самые
    благие цели:
    он хотел освободить
    Русскую землю
    от половецких
    захватчиков.
    Но вместе с тем
    автор отмечает
    безрассудство
    Игоря, который
    идет в поход,
    несмотря на
    то что тот с
    самого начала
    обречен на
    провал. Единственной
    движущей силой
    является при
    этом стремление
    к личной славе.
    Желание личной
    славы «заступает
    ему затмение».
    Ничто не останавливает
    Игоря на его
    роковом пути.
    За это безрассудство
    и осуждает
    автор князя.
    На примере
    похода Игоря,
    его неудач и
    последствий
    этого похода
    автор показывает,
    к чему может
    привести отсутствие
    единения на
    Руси. Ведь Игорь
    действовал,
    как действовали
    в то время многие
    князья, заботясь
    больше о личной
    славе, чем о
    судьбе Русской
    земли. Но Игорь
    также изображен
    как смелый и
    храбрый князь,
    который является
    истинным сыном
    своей земли.

  8. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  9. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – гениальное произведение киево – русского писательства. Это произведение стоит рядом с такими достопримечательностями, как индийский и иранский эпос, английский эпос «Беовульф», французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах». Созданное накануне татарского лихолетья, оно проникнуто тревогой за судьбу Украины-Руси, наполненный глубоким патриотическим чувством.
    Князь Игорь – главный герой достопримечательности. Он воин, политический деятель Руси. Совершил свой подвиг во имя родной земли. Не имея возможности принять участие в походе против половцев в 1184 году, князь Игорь, вспыльчивый, честолюбивый, опасаясь подозрения в нежелании выступить против половцев, отправился в поход самостоятельно. Несмотря на затмение солнца, злую примету, князь не вернул домой, сказал воинам слова, ставшие крылатыми: «Братья и жена! Лучше бы потятим быть, чем плененным быть». Игорь призвал русичей или «свою голову положить либо напиться шлемом из Дона». Внезапность нападения на врага весила очень много. И в пятницу, 10 мая, русичи разбили половецкие войска, взяли большие богатства: золото, и наволоки, и дорогие аксамитов». Но автор подчеркивает, что не богатство было основной целью похода. Князь Игорь взял себе только почетные военные клейноды – «черлен стяг, белая коругов, черлена ветка, сріберне древко».
    Второго дня храбро сражались Игорь и Всеволод. Битва была жестокой, силы были неравные. Князья Святослав Ольгович и десятилетний сын Игоря Олег погибли: «молодые два месяца, Олег и Святослав, тьмою там заволоклися и в море утонули». Князя Игоря было взято в плен.
    Эпизод бегства Игоря из плена чрезвычайно поэтический, эмоциональный, напряженный. Ему предшествовали колебания князя: «Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыслю поле мірить от великого Дона до малого Донца». Природа словно откликается на мольбу Ярославны, всей Русской земли и помогает князю: «Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями свет просвічають».
    Вслед Игорю помчались половецкие ханы Гзак и Кончак. Картины бегства сравниваются автором с ходом событий в сказках: князь «на быстрого коня метнувсь и соскочил с него серым волком… Полетел соколом над мглой…»
    Зря переживал Игр. Русичи радуются возвращению князя: «Земли раде И огороды веселые». Так автор хочет показать общность интересов всех русских лніщей.
    «Слово о полку Игореве» проникнуты идеей патриотизма, призывом к князьям объединиться перед нашествием врага, превратить Киевскую Русь в мощную монолитную централизованное государство. Утверждению этой мысли подчинены и раскрытие лучших черт главного героя, самого дорогого духовного сокровища нашего народа – «Слова о полку Игореве».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *