Сочинение на тему колумб замоскворечья

6 вариантов

  1. ГБОУ СПО ХТМВ
    Доклад по литературе на тему:
    «Островский – Колумб Замоскворечья»

    Выполнила:
    Толстик Лидия ТПОП 4.7
    Проверила:
    Асланова Ф.С.

    Творчество А. Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
    А. Н. Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.
    У Александра Николаевича было две жены. С первой своей женой, Агафьей Ивановной, простолюдинкой драматург прожил в гражданском браке почти 20 лет. Дети от первого брака умерли еще в детстве. Второй женой Островского стала актриса Мария Васильевна Бахметьева, которая родила писателю шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.
    К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в плагиате. островский драматург творчество театр
    Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
    С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году, по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов, и которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.
    К концу 50-х в творчестве Островского назревают крупные перемены. Во-первых, он постепенно отошел от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он все больше сближался с петербургской редакцией «Современника» и, хотя никогда не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, разделял их взгляды на искусство. Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 50-х годов увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.
    В конце 50-х годов изменился и характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859). Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление «Доходного места», сатирически изображающего жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 50-х годов, неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Все же, в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запретила постановку пьесы, осуществленную на сцене только в 1863. Многие критики также не приняли новое, «обличительное» направление творчества Островского и заговорили об оскудении его таланта. Сотрудники «Современника», впрочем, придерживались иного, куда более высокого мнения о «Доходном месте», выраженного Добролюбовым в его статье «Темное царство».
    Публикация в 1860 пьесы «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, — не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» не только воспела Катерину, чье самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для нее возможным протестом.
    Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидели в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет — все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.
    В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
    С января 1866 года он был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.
    В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
    В последние годы жизни писатель много работал, несмотря на болезни. Все летние время проводил в имении Щелыкове. В этом имении было написано 19 пьес, среди которых «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы». Здесь он занимался переводами (известно, что он владел 5 иностранными языками).
    14 июня 1886 года Островский скончался в своем имении, похоронен в селе Ноколо-Брежки Костромской области на церковном кладбище у Храма Святителя Николая Чудотворца.
    27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому.
    А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва – патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники… В Москве все русское становится понятнее и дороже…»
    Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам… Москва нам мать!»
    За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. “Картина эта — “Тысячелетний памятник России”. Одним концом она упирается в доисторическое время (“Снегурочка”), другим — останавливается у первой станции железной дороги…”
    “Зачем лгут, что Островский “устарел”,- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу”.
    Размещено на Allbest.ru

  2. Драматург родился в небольшом домике на Малой Ордынке, за Москвой-рекой. В этом районе Москвы жили в основном купцы. А.Н. Островский хорошо знал быт московского купечества — сонный, «закисший», со своими предрассудками. Это во многом определило тематику первых пьес, в которых драматург обратился к хорошо знакомой ему среде.
    Первое произведение А.Н. Островского, опубликованное в 1847 году, называлось «Записки замоскворецкого жителя». Именно после выхода в свет «Записок» современники прозвали писателя Колумбом Замоскворечья: до него купеческое сословие не изображали писатели и драматурги. И второе недраматическое произведение писателя — «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» — также посвящено этому району Москвы.
    Во многих пьесах Островского перед нами открываются картины жизни купеческого Замоскворечья (например, пьесы «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая — не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)», которые объединены не только действующими лицами, но и общим заглавием «Картины из московской жизни»). На страницах многих произведений мы встречаем конкретные замоскворецкие адреса: Зацепа, по которой мечтал прокатиться в собственных дрожках Миша Бальзаминов, церковь Параскевы Пятницы и др.
    В 1954 году драматург вернулся в родное Замоскворечье, на Малую Ордынку. Бюст, созданный скульптором Г.И. Мотовиловым, стал навечно рядом со стенами первого замоскворецкого пристанища Островских.

  3. Помоги пожалуйста!
    Мини-сочинение на тему “Почему А.Н.Островского называют Колумбом Замоскворечьем?”

    Ответы:

    Почему, всё же, А. Н. Островского часто называют “Колумбом Замоскворечья”? В Замоскворечьи он родился и жил, Замоскворечье он “открыл” и москвичам, и всем россиянам. _ Свои первые литературные опыты А. Н. Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом – как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для читателя она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землёю. Многие пьесы, написанные А. Н. Островским, уходили корнями в родное Замоскворечье. Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, мёдом и капустой… Здесь люди пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича» . Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали туго-натуго, рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа» , другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные. _ А. Н. Островского считали первооткрывателем и летописцем этой жизни и называли «Колумбом Замоскворечья».

  4. “Милостивые государи и государыни! Спешу поделиться с вами моим открытием. 1847 года, апреля 1 дня, я нашел рукопись. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников неописанную. До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, – все это было покрыто мраком неизвестности.
    Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. Впрочем, о производстве этого слова ученые еще спорят. Некоторые производят Замоскворечье от скворца; они основывают свое производство на известной привязанности обитателей предместьев к этой птице. Привязанность эта выражается тем, что для скворцов делают особого рода гнезда, называемые скворечниками. Их вот как делают: сколотят из досок ящичек, совсем закрытый, только с дырочкой такой величины, чтобы могла пролезть в нее птица, потом привяжут к шесту и поставят в саду либо в огороде. Которое из этих словопроизводств справедливее, утвердительно сказать не могу. Полагаю так, что скворечник и Москва-река равно могли послужить поводом к наименованию этой страны Замоскворечьем, и принимать что-нибудь одно – значит впасть в односторонность…”
    Так начинается очерк А.Н. Островского “Записки замоскворецкого жителя”
    В начале второй половины 40-х годов Островский работал над очерками, в которых предполагал дать подробную картину жизни Замоскворечья: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам».
    «Записки замоскворецкого жителя» представляют собою первый такой очерк. Он был задуман Островским как изложение двух биографий и назывался в первой редакции «Две биографии». В процессе работы план изменился. Островский опустил изложение истории обучения героя, назвав его уже иначе — Иван Ерофеич. Лишь в нескольких словах сообщив о домашнем окружении и обучении грамоте Ивана Ерофеича, Островский сосредоточил внимание на его положении как чиновника, на отношениях с мещанкой Козырной.
    В этой второй редакции очерк получил и другое название — «Иван Ерофеич».
    Работа над очерком, как это видно из пометы на рукописи, окончена в апреле 1847 года.
    Опубликованные в 1847 году в «Московском городском листке», «Записки замоскворецкого жителя» вызвали большой интерес у читателей. В повести И.С.Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850 г.) читаем: «Да, поневоле скажешь с одним русским философом: «Как знать, чего не знаешь». Эта фраза напоминает известное место из «Записок замоскворецкого жителя»: «Такая уж у него [у будочника] была и поговорка: «А как его знать, чего не знаешь?» Право, словно философ какой, стоит на одном, что ничего не знает и знать ему нельзя».

  5. Оба героя проявили себя с лучшей стороны.
    Юрий Павлович Казаков – прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны.
    В рассказе Юрия Казакова “Тихое утро” выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: “А не рано?”. Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках.
    Подробнее…

    Грибоедов Горе от ума проблематика

    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».
    Подробнее…

    «Жить значит чувствовать, мыслить, страдать» Белинский

    Роман-эпопея «Тихий Дон» — это произведение о ломке традиционного уклада жизни и быта донских казаков в период революции и Гражданской войны. Основное внимание уделяется семье Мелиховых, где все хорошо знают цену хлеба. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейный уклад Мелиховых. Рушатся привычные родственные связи, и вместе с тем рождаются новые мораль и нравственность.
    С особым проникновением Шолохов показал сложный, нелегкий путь главного героя Григория Мелихова.
    Григорий — центральная личность в семье Мелиховых, и трагедия его судьбы переплетается с трагедией его близких, родных.
    Подробнее…

    Сочинение “Мертвые души” помещики

    Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе “прелюбезнейшие”. Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.
    Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.
    Подробнее…

    Художественное мастерство Куприна

    Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX – начала XX века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” – эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви – эти мотивы нашли свое отражение в творчестве Куприна.
    Куприн пишет о любви с присущим ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психологии людей. Его мастерство проявляется в описании каждой детали события, в точной характеристике людей и окружающей их обстановки. Мне бы хотелось показать это на примере его замечательного произведения “Гранатовый браслет” – рассказа о большой неразделенной любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
    Подробнее…

    «Конек — Горбунок» сочинение

    Сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок» пользуется заслуженной популярностью вот уже почти 200 лет, будучи впервые опубликованной еще в 1834 году, не без помощи самого А. С. Пушкина. Он одним из первых прочитал это произведение, и настолько высоко его оценил, что лично помог еще неизвестному тогда Ершову с издательством книги, тем самым введя автора в поэтические круги того времени. И ведь не ошибся — эта сказка не зря вызывает большой интерес как среди детей, так и взрослых. Сюжет настолько увлекательный, что начав читать книгу, уже невозможно будет оторваться, пока не дочитаешь ее до победного конца, ведь главный герой — Иван, как будто и дня не может прожить, чтоб не попасть в очередную историю.
    Подробнее…

  6. КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
    Жизненные явления, которые легли в основу первой комедии Островского, были знакомы ему с детства. Он родился и вырос в Замоскворечье-так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество и всякий простой люд: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники.
    Отец будущего драматурга – чиновник, служивший в суде,- надеялся, что сын его станет адвокатом. В 1840 году Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета.
    Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста.
    Непреоборимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами он старался не пропускать ни одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский.
    Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым судейским чиновником все полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.
    Написанные Островским в 40-е годы статьи, очерки, стихи свидетельствуют о том, что разнообразные жизненные впечатления переполняли будущего драматурга. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем, чтобы в живой, изящной форме произносить свой суд над жизнью. Истинно народный писатель, по его мнению, должен знать хорошо свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться.
    Островский избирает поприще драматурга, так как драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы.
    Так готовилось появление комедии Свое люди – сочтемся!. Эта пьеса принесла Островскому славу. Автора ее назвали Колумбом Замоскворечья, а его комедию – купеческими Мертвыми душами.
    Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. На донесении цензора Николай I начертал резолюцию: … напрасно печатано, играть же запретить.
    Так двери театра были закрыты перед Островским. Имя его занесли в списки неблагонадежных лиц, и драматург был отдан иод негласный надзор полиции. В темных тайниках ее завели очередное дело – дело о литераторе Островском. А судебное начальство предложило губернскому секретарю Островскому подать прошение об увольнении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *