Сочинение на тему колядки

13 вариантов

  1. Колядки

    Начинался годовой цикл по календарю с рож­дественских новогодних праздников. А значит с обрядовых песен — колядок. Существуют две версии происхождения такого действа, как ко­лядование.
    Первая восходит к латинскому слову calendae, что обозначает первый день месяца.
    Вторая версия говорит о том, что это слово имеет русское происхождение от слова «коло», что обозначает круг. А вообще колядование — это обход домов с пением колядок. В них слави­лись хозяева дома, им желали здоровья, богато­го урожая и изобилия во всем. С того времени до­шло до нас такое поверье: как встретишь Новый год, таким он и будет. А колядки как раз словно зазывали все самое хорошее к новому году и ко всему его протеканию. Сами песенки были ко­роткими и веселыми, иногда даже задорными.
    Словно сказки, звучала в устах тех, кто про­износил нараспев такие добрые пожелания. Но те, кто колядовал, не только славили божест­во Коляду, приносящее спокойствие в дом хозя­ев, но и собирали подаяние.
    «Коляда, коляда!..»
    Поющие призывают коляду подавать им пи­роги. А также блин и лепешку, и непременно в заднее окошко. При пении колядок был такой обычай подавать что-то колядующим. И чем ще­дрее были дары хозяев, которым желали благо­получия, тем благоприятнее был год для тех, кто давал подношения. Возможно, поэтому колядующие сами с задором предлагают что-то им пре­поднести.
    Коляда, коляда!
    Подавай пирога,
    Блин да лепешку В заднее окошко!
    После этого колядующие сообщают о том, что пришел Новый год. Он прогнал Старый год, ко­торый теперь остался позади. Таким подвигом показал себя с самого начала Новый год. И что­бы было тепло и уютно в новом году, колядую­щие призывают народ выходить и тем самым прогонять мороз. И самое главное — встречать приветливое солнышко.
    Новый год пришел Старый угнал,
    Себя показал!
    Ходи, народ,
    Солнышко встречать Мороз прогонять!

  2. Многие люди не различают колядок и щедривок. Эти обрядовые песни выполняют лишь в определенный период – на рождественско-новогодние праздники. Скажем, колядки поют, начиная с Рождества и до Крещения, то есть с 7 по 19 января. Вместе с тем щедривки выполняют лишь на протяжении недели – от Нового года и до Рождества.
    Возникли эти обрядовые песни еще с принятия христианства, и выполняли их лишь молодые люди, которые проведывали крестьян и чествовали хозяев и их детей. В дохристианские времена их пели лишь весной, поскольку именно весной тогда отмечали Новый год. Даже когда изменился календарь, колядки остались неизменными.
    Щедривки и Маланков спектакль выполняли когда-то только девушки. К домам заходить не годилось. Делали это под окнами жилья. Хозяева, в свою очередь, одаривали всех вкусным печеньем, яблоками или орехами.
    На рассвете на день поминания святого Василия мальчики оббегали ближайших родственников и соседей и засевали их дома хлебом – зернами пшеницы или ржи. Попросив разрешения, юный сеятель становился возле порога, брал в горсть зерно и усеивал им пол дома, рассказывая в такт стихотворный текст. Приятно, что колядование, щедривание и засевание сохранились и по сей день.
    Национальная одежда – это искусство, которое тесно связано с бытом народа, его обычаями, традициями. Наш народ сохранил национальная одежда как символ, его он пронес через все вековые страдания и тяжелые времена. Национальная одежда, язык, вера и обычаи – все это надежная защита от упадка духовности.
    Национальная украинская одежда выходит из седой давности времен Киевской Руси. Любая деталь одежды связана с вышивками, кружевом. Все это свидетельствует о художественном вкусе наших женщин, их мастерство, которое передается от поколения до поколения. Богатство национальной одежды оказывается в разнообразии цветов и в художественных формах. Ряды красных ожерелий и несколько цветистых лент завершают прекрасную одежду украинских девушек.
    Своеобразным женским оберегом в Украине всегда был венчик, который выплетался из разных цветов от весны до осени. Всего в украинском венчике должны быть 20 цветов, и каждый из них является целителем и оберегом. В национальной одежде является преимущество белого цвета, спокойные краски украшений и отсутствие лишних украшений, сохраненное чувство меры.
    Самой сложной и ярчайшей является народная одежда гуцул. Безрукавки-хутряницы, короткие свитки-гуны, которые носят нараспашку, создают яркий украинский образ. Здесь же представлены яркие цветные ткани и высокохудожественные вещи. Гуцулы в Закарпатье еще хорошо сохранили культурную традицию своего народа вопреки другим регионам Страны. И все-таки с течением времени, мне кажется, Страна будет возрождать народные традиции в современном виде.

  3. Святочные песни. Колядка – это вид славянской обрядовой песни, которую поют на Святки зимой. Пение колядок символизирует начало нового года и рождение Иисуса одновременно. Колядки существуют у всех славянских народов – русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, болгар, словаков…Колядка еще иногда называется на юге России щедровкой.
    В словах колядок обычно поздравляют хозяев домов, членов семей, призывают их радоваться, желают на новый год людям счастья, здоровья семьям и домашней скотине (ведь от ее благополучия зависела раньше и жизнь самих крестьянских семейств), богатого урожая, сытости. И конечно, желают счастливой семейной жизни, побольше детей, ведь это традиционная славянская жизненная ценность
    Обряд колядования. В средние века считалось, что колядки имеют магическую силу. Раньше люди верили, что, проговаривая хорошие слова вслух, они колдуют, что их пожелания плодородия и благополучия создают хозяевам счастливое будущее, то самое, о которых поется в колядках.
    С колядками, распевая их, по традиции обходят дома в святочные вечера. Часто это целое народное обрядовое представление: вертеп: среди ряженых его участников волхвы, что приветствуют рождение младенца Иисуса, дед в национальном костюме и его умирающая (позже она оживет) коза, цыган, бабка, ангел, золотоноши. Последние несут на шестах рождественские звезды как символ первой взошедшей после рождения Иисуса Христа звезды на небе.
    Тому, кто поет колядку, обитатели дома, по традиции, должны вынести угощения: кусок пирога, конфет, мелких денег.
    Библейские мотивы колядок. Раньше христианская церковь боролась с колядками, как с языческими песнями, но затем отказалась от этого. Современная колядка может даже напоминать церковный поздравительный псалом, и так верующие приветствуют других с Рождеством. Часто в колядках упоминаются младенец Иисус, отец Иосиф, Пречистая Дева, святой Петр, иногда другие библейские персонажи.

  4. Главная
    Рефераты по рекламе
    Рефераты по физике
    Рефераты по философии
    Рефераты по финансам
    Рефераты по химии
    Рефераты по цифровым устройствам
    Рефераты по экологическому праву
    Рефераты по экономико-математическому моделированию
    Рефераты по экономической географии
    Рефераты по экономической теории
    Рефераты по этике
    Рефераты по юриспруденции
    Рефераты по языковедению
    Рефераты по юридическим наукам
    Рефераты по истории
    Рефераты по компьютерным наукам
    Рефераты по медицинским наукам
    Рефераты по финансовым наукам
    Психология и педагогика
    Промышленность производство
    Биология и химия
    Языкознание филология
    Издательское дело и полиграфия
    Рефераты по краеведению и этнографии
    Рефераты по религии и мифологии
    Рефераты по медицине
    Рефераты по сексологии
    Рефераты по информатике программированию
    Рефераты по биологии
    Рефераты по экономике
    Рефераты по москвоведению
    Рефераты по экологии
    Рефераты по физкультуре и спорту
    Топики по английскому языку
    Рефераты по математике
    Рефераты по музыке
    Остальные рефераты
    Рефераты по авиации и космонавтике
    Рефераты по административному праву
    Рефераты по безопасности жизнедеятельности
    Рефераты по арбитражному процессу
    Рефераты по архитектуре
    Рефераты по астрономии
    Рефераты по банковскому делу
    Рефераты по биржевому делу
    Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
    Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
    Рефераты по валютным отношениям
    Рефераты по ветеринарии
    Рефераты для военной кафедры
    Рефераты по географии
    Рефераты по геодезии
    Рефераты по геологии
    Рефераты по геополитике
    Рефераты по государству и праву
    Рефераты по гражданскому праву и процессу
    Рефераты по делопроизводству
    Рефераты по кредитованию
    Рефераты по естествознанию
    Рефераты по истории техники
    Рефераты по журналистике
    Рефераты по зоологии
    Рефераты по инвестициям
    Рефераты по информатике
    Исторические личности
    Рефераты по кибернетике
    Рефераты по коммуникации и связи
    Рефераты по косметологии
    Рефераты по криминалистике
    Рефераты по криминологии
    Рефераты по науке и технике
    Рефераты по кулинарии
    Рефераты по культурологии
    Рефераты по зарубежной литературе
    Рефераты по логике
    Рефераты по логистике
    Рефераты по маркетингу
    Рефераты по международному публичному праву
    Рефераты по международному частному праву
    Рефераты по международным отношениям
    Рефераты по культуре и искусству
    Рефераты по менеджменту
    Рефераты по металлургии
    Рефераты по налогообложению
    Рефераты по педагогике
    Рефераты по политологии
    Рефераты по праву
    Биографии
    Рефераты по предпринимательству
    Рефераты по психологии
    Рефераты по радиоэлектронике
    Рефераты по риторике
    Рефераты по социологии
    Рефераты по статистике
    Рефераты по страхованию
    Рефераты по строительству
    Рефераты по схемотехнике
    Рефераты по таможенной системе
    Сочинения по литературе и русскому языку
    Рефераты по теории государства и права
    Рефераты по теории организации
    Рефераты по теплотехнике
    Рефераты по технологии
    Рефераты по товароведению
    Рефераты по транспорту
    Рефераты по трудовому праву
    Рефераты по туризму
    Рефераты по уголовному праву и процессу
    Рефераты по управлению

  5. Сочинение: Анализ колядки
    У западных
    славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского поста; у
    южных славян — со дня св. Игната (20.XII/2.I). Но наиболее типичным периодом
    колядования считались первые три дня святок (Сочельник, Рождество, день св.
    Степана), а также канун и первый день Нового года и Крещения. Чаще всего такие
    обходы взрослых колядников совершались в вечернее и ночное время. По
    южнославянским обычаям, колядовать можно было с полуночи до восхода солнца.
    Вместе с тем известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до
    рассвета по домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками»,
    «посевальниками», «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в
    следующем году и совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном,
    разносили хвойные ветки, выбивали искры из рождественского полена.
    Участники колядования
    ходили по домам, одетыми в праздничную одежду, украшенную особыми букетиками,
    на шапки надевали венки из вечнозеленых растений и бумажных цветов.
    Посещение
    колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле,
    приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили
    за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы воспринято
    как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в отношении тех
    домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не колядовали). В
    соответствии с правилами колядники двигались по селу в направлении с запада к востоку,
    а в горной местности — с нижнего края села вверх, чтобы так же «процветало и
    шло в гору» хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В колядных
    текстах сами исполнители называли себя «Божьими слугами», «Божьими
    посланниками», «небывалыми гостями», приходящими на землю один раз в году. При
    входе в дом они говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а
    Господь — сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах
    осмыслялось как опасное и «нечистое» занятие: например, кое-где считали, что
    участников обхода впускать в дом нельзя и что одаривать их следует через особое
    (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян колядники в течение
    нескольких дней после обходов воздерживались от половых контактов с женами. У
    всех славян широко известен обычай, по которому все, кто участвовал в Колядовании
    (особенно ряженые), должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться
    в проруби; бывало, что их насильно обливали богоявленской водой, чтобы очистить
    от скверны.
    Вот
    одна из колядок, которую мы рассмотрим:
    Да
    виноградие да красно-зелёное.
    Да уж
    мы ходим, не ходим по Нову-городу,
    Уж мы
    ищем, не ищём господинов двор.
    Господинов
    двор да высоко на горе,
    Да
    высоко на горе, да далеко в стороне,
    На
    семидесят верстах да на восьмидесят столбах.
    Да на
    каждом ли столбе по маковке,
    Да на
    каждой на маковке по замчужке,
    Да на
    каждой на замчужке по ленточке,
    Да на
    каждой на ленточке по кисточке,
    Да на
    каждой на кисточке по свечке горит.
    Да это
    чей стоит дом, да чей высок новый терем?
    Да
    этот дом стоит Филиппа Ивановича,
    Да эти горницы Ирины
    Ивановны.
    Да ты позволь, сударь
    хозяин, ко двору прийти,
    Да ко двору прийти, да на
    круто крыльцо взойти,
    Да на круто крыльцо
    взойти, да за витое кольцо взять,
    Да за витое кольцо взять,
    да по новым сеням пройти,
    Да по новым Сеня пройти,
    да в нову горницу взойти,
    Да в нову горницу взойти,
    да против грядочки встать,
    Да нам ещё того повыше –
    на лавочку сесть,
    Да нам на лавочку сесть,
    да «виноградие» спеть,
    Да в «виноградие» спеть,
    в дому хозяйку припеть.
    Да как хозяин во дому –
    да как Адам в раю,
    Да как хозяйка во дому –
    да как оладья во меду,
    Да как малы деточки – да
    часты звёздочки,
    Да нам хозяин-то дарил да
    золотую гривну,
    Да нам хозяйка- то дарила
    бел крупитчатый калач,
    Да малы деточки – да по
    копеечке.
    Да золотую гривну мы в
    кабак снесём,
    Да мы в кабак снесём, да
    на вине пропьём,
    Да бел крупитчатый калач
    да на закуску съедим,
    Да эти копеечки – на
    конфеточки.
    Да виноградие да
    красно-зелёное!
    Жанр этой колядки – лирический.
    Колядование входит в зимний цикл календарной обрядовой поэзии. В данной колядке
    описывается начало, когда люди ходят в поисках дома, в котором можно было
    поколедовать, обращение к хозяевам дома, пожелания всех благ обитателям сего
    дома, символический портрет хозяев, требование вознаграждения за свои
    пожелания.
    Манера исполнения колядки
    – это пение хором, чаще всего с приплясыванием. Обычно под аккомпанемент
    какого-либо музыкального инструмента: балалайки, гуслей, гармошки и другие.
    Тематика произведения – пожелание богатства и благополучия обитателям дома и
    требование взамен гостинцев за пожелания.
    Основные образы данной
    колядки – Филипп Иванович, Ирина Ивановна- хозяина дома и их маленькие дети.
    Мужчину сравнивают с Адамом, женщину с оладьей в меду, а детей со звёздочками.
    Каковы особенности этой колядки? Здесь отсутствуют угрозы хозяевам, если те не
    дадут вознаграждение за пожелания. Обычно в традиционной колядке этот элемент угроз
    присутствует.
    Вначале девушки и юноши,
    собравшиеся поколедовать, ходят в поисках дома, в котором можно было провести
    данное мероприятие. «Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу, уж мы ищём, не
    ищем господинов двор.». Найдя этот господинов дом «на семидесяти верстах да на
    восьмидесяти столбах» , они просят разрешение у хлзяев этого дома ( у Филиппа
    Ивановича и Ирины Ивановны),что бы те позволили им «спеть в «виноградие». После
    своих пожеланий, которые колядовщики спели на главам дома, идёт требование
    подарков от всех членов семьи « да нам хозяин-то дарил да золотую гривну, Да
    нам хозяйка- то дарила бел крупитчатый калач, да малы деточки- да по копеечке».
    Закончивается колядке тем, что колядовщики рассказывают, что будут делать с
    подарками, которые подарят им хозяева: «Да золотую гривну мы в кабак снесём, Да
    бел крупитчатый калач да на закуску съедим, Да эти копеечки- на конфеточки»
    Рифма в этой колядке
    неоднородная: «…Адам в раю – оладья во меду..».Также присутствует много
    сравнений и метафор: «..Да как малы деточки – да часты звёздочки..».
    Употребляется просторечные и уменьшительно-ласкательные слова «..на вине
    пропьём..», «..по копеечке..». Небольшая особенность колядки в том, что каждая
    новая строчка начинается со слова «да».
    Так, в Болгарии ходят под
    Рождество, славя Христа — кольедари, под Новый год — васильичари; на Украине
    колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив
    благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду
    выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же
    преимущественно дети, редко молодые женщины и молодые люди; в Румынии под
    Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под
    Новый год — другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).

    Информационная Библиотека
    для Вас!

  6. Сочинение: Анализ колядки
    У западных
    славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского поста; у
    южных славян — со дня св. Игната (20.XII/2.I). Но наиболее типичным периодом
    колядования считались первые три дня святок (Сочельник, Рождество, день св.
    Степана), а также канун и первый день Нового года и Крещения. Чаще всего такие
    обходы взрослых колядников совершались в вечернее и ночное время. По
    южнославянским обычаям, колядовать можно было с полуночи до восхода солнца.
    Вместе с тем известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до
    рассвета по домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками»,
    «посевальниками», «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в
    следующем году и совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном,
    разносили хвойные ветки, выбивали искры из рождественского полена.
    Участники колядования
    ходили по домам, одетыми в праздничную одежду, украшенную особыми букетиками,
    на шапки надевали венки из вечнозеленых растений и бумажных цветов.
    Посещение
    колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле,
    приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили
    за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы воспринято
    как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в отношении тех
    домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не колядовали). В
    соответствии с правилами колядники двигались по селу в направлении с запада к востоку,
    а в горной местности — с нижнего края села вверх, чтобы так же «процветало и
    шло в гору» хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В колядных
    текстах сами исполнители называли себя «Божьими слугами», «Божьими
    посланниками», «небывалыми гостями», приходящими на землю один раз в году. При
    входе в дом они говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а
    Господь — сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах
    осмыслялось как опасное и «нечистое» занятие: например, кое-где считали, что
    участников обхода впускать в дом нельзя и что одаривать их следует через особое
    (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян колядники в течение
    нескольких дней после обходов воздерживались от половых контактов с женами. У
    всех славян широко известен обычай, по которому все, кто участвовал в Колядовании
    (особенно ряженые), должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться
    в проруби; бывало, что их насильно обливали богоявленской водой, чтобы очистить
    от скверны.
    Вот
    одна из колядок, которую мы рассмотрим:
    Да
    виноградие да красно-зелёное.
    Да уж
    мы ходим, не ходим по Нову-городу,
    Уж мы
    ищем, не ищём господинов двор.
    Господинов
    двор да высоко на горе,
    Да
    высоко на горе, да далеко в стороне,
    На
    семидесят верстах да на восьмидесят столбах.
    Да на
    каждом ли столбе по маковке,
    Да на
    каждой на маковке по замчужке,
    Да на
    каждой на замчужке по ленточке,
    Да на
    каждой на ленточке по кисточке,
    Да на
    каждой на кисточке по свечке горит.
    Да это
    чей стоит дом, да чей высок новый терем?
    Да
    этот дом стоит Филиппа Ивановича,
    Да эти горницы Ирины
    Ивановны.
    Да ты позволь, сударь
    хозяин, ко двору прийти,
    Да ко двору прийти, да на
    круто крыльцо взойти,
    Да на круто крыльцо
    взойти, да за витое кольцо взять,
    Да за витое кольцо взять,
    да по новым сеням пройти,
    Да по новым Сеня пройти,
    да в нову горницу взойти,
    Да в нову горницу взойти,
    да против грядочки встать,
    Да нам ещё того повыше –
    на лавочку сесть,
    Да нам на лавочку сесть,
    да «виноградие» спеть,
    Да в «виноградие» спеть,
    в дому хозяйку припеть.
    Да как хозяин во дому –
    да как Адам в раю,
    Да как хозяйка во дому –
    да как оладья во меду,
    Да как малы деточки – да
    часты звёздочки,
    Да нам хозяин-то дарил да
    золотую гривну,
    Да нам хозяйка- то дарила
    бел крупитчатый калач,
    Да малы деточки – да по
    копеечке.
    Да золотую гривну мы в
    кабак снесём,
    Да мы в кабак снесём, да
    на вине пропьём,
    Да бел крупитчатый калач
    да на закуску съедим,
    Да эти копеечки – на
    конфеточки.
    Да виноградие да
    красно-зелёное!
    Жанр этой колядки – лирический.
    Колядование входит в зимний цикл календарной обрядовой поэзии. В данной колядке
    описывается начало, когда люди ходят в поисках дома, в котором можно было
    поколедовать, обращение к хозяевам дома, пожелания всех благ обитателям сего
    дома, символический портрет хозяев, требование вознаграждения за свои
    пожелания.
    Манера исполнения колядки
    – это пение хором, чаще всего с приплясыванием. Обычно под аккомпанемент
    какого-либо музыкального инструмента: балалайки, гуслей, гармошки и другие.
    Тематика произведения – пожелание богатства и благополучия обитателям дома и
    требование взамен гостинцев за пожелания.
    Основные образы данной
    колядки – Филипп Иванович, Ирина Ивановна- хозяина дома и их маленькие дети.
    Мужчину сравнивают с Адамом, женщину с оладьей в меду, а детей со звёздочками.
    Каковы особенности этой колядки? Здесь отсутствуют угрозы хозяевам, если те не
    дадут вознаграждение за пожелания. Обычно в традиционной колядке этот элемент угроз
    присутствует.
    Вначале девушки и юноши,
    собравшиеся поколедовать, ходят в поисках дома, в котором можно было провести
    данное мероприятие. «Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу, уж мы ищём, не
    ищем господинов двор.». Найдя этот господинов дом «на семидесяти верстах да на
    восьмидесяти столбах» , они просят разрешение у хлзяев этого дома ( у Филиппа
    Ивановича и Ирины Ивановны),что бы те позволили им «спеть в «виноградие». После
    своих пожеланий, которые колядовщики спели на главам дома, идёт требование
    подарков от всех членов семьи « да нам хозяин-то дарил да золотую гривну, Да
    нам хозяйка- то дарила бел крупитчатый калач, да малы деточки- да по копеечке».
    Закончивается колядке тем, что колядовщики рассказывают, что будут делать с
    подарками, которые подарят им хозяева: «Да золотую гривну мы в кабак снесём, Да
    бел крупитчатый калач да на закуску съедим, Да эти копеечки- на конфеточки»
    Рифма в этой колядке
    неоднородная: «…Адам в раю – оладья во меду..».Также присутствует много
    сравнений и метафор: «..Да как малы деточки – да часты звёздочки..».
    Употребляется просторечные и уменьшительно-ласкательные слова «..на вине
    пропьём..», «..по копеечке..». Небольшая особенность колядки в том, что каждая
    новая строчка начинается со слова «да».
    Так, в Болгарии ходят под
    Рождество, славя Христа — кольедари, под Новый год — васильичари; на Украине
    колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив
    благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду
    выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же
    преимущественно дети, редко молодые женщины и молодые люди; в Румынии под
    Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под
    Новый год — другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).

  7. У западных
    славян колядовщики
    начинали ходить
    еще во время
    предрождественского
    поста; у южных
    славян — со дня
    св. Игната
    (20.XII/2.I). Но наиболее
    типичным периодом
    колядования
    считались
    первые три дня
    святок (Сочельник,
    Рождество,
    день св. Степана),
    а также канун
    и первый день
    Нового
    года и Крещения.
    Чаще всего
    такие обходы
    взрослых колядников
    совершались
    в вечернее и
    ночное время.
    По южнославянским
    обычаям, колядовать
    можно было с
    полуночи до
    восхода солнца.
    Вместе с тем
    известна и
    практика утренних
    колядных обходов,
    когда задолго
    до рассвета
    по домам ходили
    с поздравлениями
    дети, называемые
    «колядниками»,
    «полазниками»,
    «посевальниками»,
    «щедровальниками»;
    они желали
    хозяевам благополучия
    в следующем
    году и совершали
    ряд магических
    действий: осыпали
    дом зерном,
    разносили
    хвойные ветки,
    выбивали искры
    из рождественского
    полена.
    Участники
    колядования
    ходили по
    домам, одетыми
    в праздничную
    одежду,
    украшенную
    особыми букетиками,
    на шапки
    надевали венки
    из вечнозеленых
    растений и
    бумажных цветов.
    Посещение
    колядников,
    по народным
    поверьям,
    обеспечивало
    хозяевам урожайность
    в поле, приплод
    скота и общее
    благополучие
    в доме. Обычно
    сами участники
    обряда следили
    за тем, чтобы
    по оплошности
    не пропустить
    чей-нибудь дом:
    это было бы
    воспринято
    как большая
    обида и предвестие
    беды. Исключение
    делалось лишь
    в отношении
    тех домов, где
    в течение года
    кто-нибудь умер
    (там обычно не
    колядовали).
    В соответствии
    с правилами
    колядники
    двигались по
    селу в направлении
    с запада
    к востоку,
    а в горной местности
    — с нижнего
    края села вверх,
    чтобы так же
    «процветало
    и шло в гору»
    хозяйственное
    благополучие
    в посещаемых
    ими домах. В
    колядных текстах
    сами исполнители
    называли себя
    «Божьими слугами»,
    «Божьими
    посланниками»,
    «небывалыми
    гостями»,
    приходящими
    на землю
    один раз в году.
    При входе в дом
    они говорили:
    «Я в дом и Бог
    со мной!», а при
    выходе: «Мы
    отсюда, а Господь
    — сюда!». Вместе
    с тем участие
    в Колядовании
    во многих
    местах осмыслялось
    как опасное
    и «нечистое»
    занятие: например,
    кое-где считали,
    что участников
    обхода впускать
    в дом нельзя
    и что одаривать
    их следует
    через особое
    (печное или
    дымовое)
    окно (сев.-рус.);
    у южных славян
    колядники в
    течение нескольких
    дней после
    обходов воздерживались
    от половых
    контактов с
    женами. У всех
    славян широко
    известен обычай,
    по которому
    все, кто участвовал
    в Колядовании
    (особенно
    ряженые), должны
    были пройти
    обряд церковного
    очищения или
    искупаться
    в проруби; бывало,
    что их насильно
    обливали
    богоявленской
    водой, чтобы
    очистить от
    скверны.
    Вот одна из
    колядок, которую
    мы рассмотрим:
    Да виноградие
    да красно-зелёное.
    Да уж мы ходим,
    не ходим по
    Нову-городу,
    Уж мы ищем,
    не ищём господинов
    двор.
    Господинов
    двор да высоко
    на горе,
    Да высоко
    на горе, да далеко
    в стороне,
    На семидесят
    верстах да на
    восьмидесят
    столбах.
    Да на каждом
    ли столбе по
    маковке,
    Да на каждой
    на маковке по
    замчужке,
    Да на каждой
    на замчужке
    по ленточке,
    Да на каждой
    на ленточке
    по кисточке,
    Да на каждой
    на кисточке
    по свечке горит.
    Да это чей
    стоит дом, да
    чей высок новый
    терем?
    Да этот дом
    стоит Филиппа
    Ивановича,
    Да эти горницы
    Ирины Ивановны.
    Да ты позволь,
    сударь хозяин,
    ко двору прийти,
    Да ко двору
    прийти, да на
    круто крыльцо
    взойти,
    Да на круто
    крыльцо взойти,
    да за витое
    кольцо взять,
    Да за витое
    кольцо взять,
    да по новым
    сеням пройти,
    Да по новым
    Сеня пройти,
    да в нову горницу
    взойти,
    Да в нову
    горницу взойти,
    да против грядочки
    встать,
    Да нам ещё
    того повыше
    – на лавочку
    сесть,
    Да нам на
    лавочку сесть,
    да «виноградие»
    спеть,
    Да в «виноградие»
    спеть, в дому
    хозяйку припеть.
    Да как хозяин
    во дому – да как
    Адам в раю,
    Да как хозяйка
    во дому – да как
    оладья во меду,
    Да как малы
    деточки – да
    часты звёздочки,
    Да нам хозяин-то
    дарил да золотую
    гривну,
    Да нам хозяйка-
    то дарила бел
    крупитчатый
    калач,
    Да малы деточки
    – да по копеечке.
    Да золотую
    гривну мы в
    кабак снесём,
    Да мы в кабак
    снесём, да на
    вине пропьём,
    Да бел крупитчатый
    калач да на
    закуску съедим,
    Да эти копеечки
    – на конфеточки.
    Да виноградие
    да красно-зелёное!
    Жанр этой
    колядки – лирический.
    Колядование
    входит в зимний
    цикл календарной
    обрядовой
    поэзии. В данной
    колядке описывается
    начало, когда
    люди ходят в
    поисках дома,
    в котором можно
    было поколедовать,
    обращение к
    хозяевам дома,
    пожелания всех
    благ обитателям
    сего дома,
    символический
    портрет хозяев,
    требование
    вознаграждения
    за свои пожелания.
    Манера исполнения
    колядки – это
    пение хором,
    чаще всего с
    приплясыванием.
    Обычно под
    аккомпанемент
    какого-либо
    музыкального
    инструмента:
    балалайки,
    гуслей, гармошки
    и другие. Тематика
    произведения
    – пожелание
    богатства и
    благополучия
    обитателям
    дома и требование
    взамен гостинцев
    за пожелания.
    Основные
    образы данной
    колядки – Филипп
    Иванович, Ирина
    Ивановна- хозяина
    дома и их маленькие
    дети. Мужчину
    сравнивают
    с Адамом, женщину
    с оладьей в
    меду, а детей
    со звёздочками.
    Каковы особенности
    этой колядки?
    Здесь отсутствуют
    угрозы хозяевам,
    если те не дадут
    вознаграждение
    за пожелания.
    Обычно в традиционной
    колядке этот
    элемент угроз
    присутствует.
    Вначале
    девушки и юноши,
    собравшиеся
    поколедовать,
    ходят в поисках
    дома, в котором
    можно было
    провести данное
    мероприятие.
    «Да уж мы ходим,
    не ходим по
    Нову-городу,
    уж мы ищём, не
    ищем господинов
    двор.». Найдя
    этот господинов
    дом «на семидесяти
    верстах да на
    восьмидесяти
    столбах» , они
    просят разрешение
    у хлзяев этого
    дома ( у Филиппа
    Ивановича и
    Ирины Ивановны),что
    бы те позволили
    им «спеть в
    «виноградие».
    После своих
    пожеланий,
    которые колядовщики
    спели на главам
    дома, идёт требование
    подарков от
    всех членов
    семьи « да нам
    хозяин-то дарил
    да золотую
    гривну, Да нам
    хозяйка- то
    дарила бел
    крупитчатый
    калач, да малы
    деточки- да по
    копеечке».
    Закончивается
    колядке тем,
    что колядовщики
    рассказывают,
    что будут делать
    с подарками,
    которые подарят
    им хозяева: «Да
    золотую гривну
    мы в кабак снесём,
    Да бел крупитчатый
    калач да на
    закуску съедим,
    Да эти копеечки-
    на конфеточки»
    Рифма в этой
    колядке неоднородная:
    «…Адам в раю
    – оладья во
    меду..».Также
    присутствует
    много сравнений
    и метафор: «..Да
    как малы деточки
    – да часты звёздочки..».
    Употребляется
    просторечные
    и уменьшительно-ласкательные
    слова «..на вине
    пропьём..», «..по
    копеечке..».
    Небольшая
    особенность
    колядки в том,
    что каждая
    новая строчка
    начинается
    со слова «да».
    Так, в Болгарии
    ходят под Рождество,
    славя Христа
    — кольедари,
    под Новый год
    — васильичари;
    на Украине
    колядуют члены
    церковных
    братств, иногда
    со старостой
    во главе, испросив
    благословение
    священника,
    захватив церковный
    колокольчик
    и имея в виду
    выколядованное
    обратить на
    какую-нибудь
    благочестивую
    цель, щедруют
    же преимущественно
    дети, редко
    молодые женщины
    и молодые люди;
    в Румынии под
    Рождество один
    состав певцов
    (юноши и отцы
    семейств, люди
    от 18 до 45 лет), под
    Новый год —
    другой (дети
    и юноши от 7 до
    8 лет).

  8. Краткое содержание работы
    У западных
    славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского поста; у
    южных славян — со дня св. Игната (20.XII/2.I). Но наиболее типичным периодом
    колядования считались первые три дня святок (Сочельник, Рождество, день св.
    Степана), а также канун и первый день Нового года и Крещения. Чаще всего такие
    обходы взрослых колядников совершались в вечернее и ночное время. По
    южнославянским обычаям, колядовать можно было с полуночи до восхода солнца.
    Вместе с тем известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до
    рассвета по домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками»,
    «посевальниками», «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в
    следующем году и совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном,
    разносили хвойные ветки, выбивали искры из рождественского полена.
    Участники колядования
    ходили по домам, одетыми в праздничную одежду, украшенную особыми букетиками,
    на шапки надевали венки из вечнозеленых растений и бумажных цветов.
    Посещение
    колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле,
    приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили
    за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы воспринято
    как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в отношении тех
    домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не колядовали). В
    соответствии с правилами колядники двигались по селу в направлении с запада к востоку,
    а в горной местности — с нижнего края села вверх, чтобы так же «процветало и
    шло в гору» хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В колядных
    текстах сами исполнители называли себя «Божьими слугами», «Божьими
    посланниками», «небывалыми гостями», приходящими на землю один раз в году. При
    входе в дом они говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а
    Господь — сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах
    осмыслялось как опасное и «нечистое» занятие: например, кое-где считали, что
    участников обхода впускать в дом нельзя и что одаривать их следует через особое
    (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян колядники в течение
    нескольких дней после обходов воздерживались от половых контактов с женами. У
    всех славян широко известен обычай, по которому все, кто участвовал в Колядовании
    (особенно ряженые), должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться
    в проруби; бывало, что их насильно обливали богоявленской водой, чтобы очистить
    от скверны.
    Вот
    одна из колядок, которую мы рассмотрим:
    Да
    виноградие да красно-зелёное.
    Да уж
    мы ходим, не ходим по Нову-городу,
    Уж мы
    ищем, не ищём господинов двор.
    Господинов
    двор да высоко на горе,
    Да
    высоко на горе, да далеко в стороне,
    На
    семидесят верстах да на восьмидесят столбах.
    Да на
    каждом ли столбе по маковке,
    Да на
    каждой на маковке по замчужке,
    Да на
    каждой на замчужке по ленточке,
    Да на
    каждой на ленточке по кисточке,
    Да на
    каждой на кисточке по свечке горит.
    Да это
    чей стоит дом, да чей высок новый терем?
    Да
    этот дом стоит Филиппа Ивановича,
    Да эти горницы Ирины
    Ивановны.
    Да ты позволь, сударь
    хозяин, ко двору прийти,
    Да ко двору прийти, да на
    круто крыльцо взойти,
    Да на круто крыльцо
    взойти, да за витое кольцо взять,
    Да за витое кольцо взять,
    да по новым сеням пройти,
    Да по новым Сеня пройти,
    да в нову горницу взойти,
    Да в нову горницу взойти,
    да против грядочки встать,
    Да нам ещё того повыше –
    на лавочку сесть,
    Да нам на лавочку сесть,
    да «виноградие» спеть,
    Да в «виноградие» спеть,
    в дому хозяйку припеть.
    Да как хозяин во дому -……

  9. У
    западных славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского
    поста; у южных славян — со дня св. Игната (20.XII/2.I).
    Но наиболее типичным периодом колядования считались первые три дня святок
    (Сочельник, Рождество, день св.
    Степана), а также канун и первый день Крещения. Чаще всего такие обходы взрослых
    колядников совершались в вечернее и ночное время. По южнославянским обычаям, колядовать
    можно было с полуночи до восхода солнца. Вместе с тем
    известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до рассвета по
    домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками», «посевальниками»,
    «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в следующем году и
    совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном, разносили хвойные ветки, выбивали
    искры из рождественского полена.
    Участники
    колядования ходили по домам, одетыми в шапки надевали венки из вечнозеленых растений
    и бумажных цветов.
    Посещение
    колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле,
    приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили
    за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы
    воспринято как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в
    отношении тех домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не
    колядовали). В соответствии с правилами колядники двигались по селу в
    направлении с востоку, а в горной местности — с нижнего края
    села вверх, чтобы так же «процветало и шло в гору» хозяйственное благополучие в
    посещаемых ими домах. В колядных текстах сами исполнители называли себя
    «Божьими слугами», «Божьими посланниками», «небывалыми землю один раз в году. При входе в дом они
    говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а Господь —
    сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах осмыслялось как
    опасное и «нечистое» занятие:
    например, кое-где считали, что участников обхода впускать в дом нельзя и что
    одаривать их следует через особое (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян
    колядники в течение нескольких дней после обходов воздерживались от половых
    контактов с женами. У всех славян широко известен обычай, по которому все, кто
    участвовал в Колядовании (особенно ряженые), должны были пройти обряд
    церковного очищения или искупаться в проруби; бывало, что их насильно обливали
    богоявленской водой, чтобы очистить от скверны.
    Вот одна из колядок, которую мы рассмотрим:
    Да виноградие да красно-зелёное.
    Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу,
    Уж мы ищем, не ищём господинов двор.
    Господинов двор да высоко на горе,
    Да высоко на горе, да далеко в стороне,
    На семидесят верстах да на восьмидесят столбах.
    Да на каждом ли столбе по маковке,
    Да на каждой на маковке по замчужке,
    Да на каждой на замчужке по ленточке,
    Да на каждой на ленточке по кисточке,
    Да на каждой на кисточке по свечке горит.
    Да это чей стоит дом, да чей высок новый терем?
    Да этот дом стоит Филиппа Ивановича,
    Да эти горницы
    Ирины Ивановны.
    Да ты позволь,
    сударь хозяин, ко двору прийти,
    Да ко двору
    прийти, да на круто крыльцо взойти,

  10. Ох, какое же это необычайно веселое время зима. Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка природа. Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всем посиделки по вечерам в кругу своей семьи или друзей за «вкусным» столом. Но, помимо этого всем крещеным миром отмечается светлый и радостный праздник Рождества Христова, сопровождающийся, как правило, торжественной церковной службой. Здесь также есть обильное застолье, шумные веселые игры и конкурсы, участие в которых принимают люди всех возрастов. Но самым главным и светлым праздником, без которого не обойдется ни один другой, являются рождественские колядки.
    На сегодняшний день тексты рождественских колядок подразделяются на два типа. К первому относятся рождественские колядки, прославляющие праздник и все его действующие лица. Ко второму относятся рождественские колядки, содержащие в себе поздравления с праздником и выспрашивание у хозяев сладостей и угощений.
    Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Пение колядок на Рождество относится к одной из рождественских традиций. Ранее это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.
    Прежде колядки, как правило, пели 21 декабря. Этот день является днем зимнего солнцестояния (праздником Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках прослеживается переплетение языческих и христианских мотивов. Особая роль отводится авторским церковным колядкам. Часть из них имеет иностранное происхождение.
    Говоря простыми словами, эта традиция, согласно которой дети разных возрастов переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам, поют несложные песенки и получают за это в качестве награды сладости. Праздник этот проходит строго с 7-18 января, один раз в году. Ребятишки стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. В колядках явно выражается пожелание хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними.
    С давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать сладостями, приглашать за стол, так как они являлись неотъемлемой частью Рождественских праздников.
    Обряд колядования все также популярен в народе, несмотря на то, что он успел утратить свой первоначальный смысл.
    Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхвалялись все члены семьи, к которой приходили колядники. Ряженые колядники ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что они получали от них монеты и сладости. Сладости и угощения оставлялись себе, а деньги передавались в церковь.
    Коза являлась одним из символов Коляды. Выбирали веселого молодого парня, который переодевался в костюм козы, после чего он танцевал перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих. Согласно поверью, Коза была символом плодородия, богатого урожая, и оберегала дом от злых сил.
    Чем веселее и интереснее проходил обряд, тем лучше был наступающий год. Именно поэтому веселая компания колядующих собиралась вместе за столом с богатым угощением, молодые люди водили хороводы, пели, танцевали и восхваляли праздник.
    Как уже было сказано выше, данная традиция сохранилась и до наших дней. Поэтому современным детям было не лишне знать колядки. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми. Это очень весело. Только представьте, как это было красиво, если бы наши дети пели бы эти добрые песни.
    Ниже приведена подборка колядок на случай, если кто-либо решить возродить эту добрую и светлую традицию.
    Коляда, коляда,
    Накануне Рождества!
    Тетенька добренька,
    Пирожка-то сдобненька
    Не режь, не ломай,
    Поскорее подавай,
    Двоим, троим,
    Давно стоим,
    Да не выстоим!
    Печка-то топиться,
    Пирожка-то хочется!
    ***
    Маленький хлопчик
    Сел на снопчик.
    В дудочку играет,
    Колядку потешает.
    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник,
    Ложечку кашки,
    Кольцо колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей.
    ***
    Ты, хозяин, не томи,
    Поскорее подари!
    А как нынешний мороз
    Не велит долго стоять,
    Велит скоро подавать:
    Либо из печи пироги,
    Либо денег пятачок,
    Либо щей горшок!
    Подай тебе Бог
    Полный двор животов!
    И в конюшню коней,
    В хлевушку телят,
    В избушку ребят
    И в подпечку котят!
    ***
    Господин, господа,
    Господинова жена,
    Двери отворите
    И нас одарите!
    Пирогом, калачом
    Или чем-нибудь еще!
    АнапаМама.ру ©

  11. Доклад на тему: « Пришла Коляда,  отворяй ворота».
    Подготовила: Челухина  Н.В., воспитатель СФ ГБОУ СОШ  пос. Новоспасский.
    Говоря о православных рождественских традициях, нельзя не упомянуть о колядках. Что это такое? Откуда пошла традиция? Почему она сохранилась и до наших дней.
    Коляда – такое название получили обрядовые песни, в которых прославляют Бога, желают добра и благополучия. Удалось установить, что это слово пришло в наш язык от древних римлян. Таким словом древние римляне обозначали наступление Нового Года, которое приходилось оно на вторую половину декабря. А наши предки, поклонявшиеся языческим богам, назвали колядой праздник зимнего поворота солнца. Впрочем, каждая эпоха наложила свой отпечаток на традиционную коляду. К примеру, угадывается сходство с песнями скоморохов, когда выпрашивается разрешение заколядовать, а также «требование» платы за колядки. Интересной представляется традиция переодевания в разных героев, вполне вероятно, что взята она от скоморохов.
    Колядовать ходят люди разного возраста – от мала до велика. Но все же первыми разносили весть о Рождении Христа дети и подростки. Они большой толпой посещали все дома – и бедняцкие хижины, и дворы богатых людей. Детские песни о Рождестве дарили радость, свет, надежду, от них становится легче на душе и появляется надежда на светлое будущее. Как много веков назад, так и сегодня считается, что чем больше детей в Рождество принесут благую весть в дом, тем больше будет в нем радости, света и добра на протяжении всего года. Считалось, что колядовать имели право только мальчики, ведь по древним верованиям именно они должны первыми появляться в доме на большие праздники. Колядники – самые желанные гости, ведь никто не может быть равнодушным к тому, о чем поют в Рождество и почему это делают дети. В этих одухотворенных текстах доступно рассказано об истории Рождения Иисуса Христа, пути Марии и Иосифа в Вифлеем, нависшей гибели над Сыном Божьим от руки злого царя Ирода. В некоторых колядках рассказано о тех муках, которые пришлось пережить Иисусу. Изображены все библейские персонажи: ангелы, злой Ирод, добродушные пастухи, три царя-мудреца, а также добрые хозяева, не отказавшие супругам в помощи. Все эти сюжеты тесно переплетаются с самыми искренними пожеланиями, добротой и юмором, которым богат славянский  фольклор.
    И вот уже на протяжении 3 лет, в нашем детском саду стало уже традицией весело и с размахом праздновать фольклорный праздник – « Коляда». И этот год не стал исключением 15 января 2016г. сотрудники нашего детского сада вместе с воспитанниками, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, вооружились шумовыми народными инструментами, прошлись по  детскому саду и по улицам поселка. Дети пели разученные заранее колядки, рассказывали стихотворения, танцевали, ну и, как принято, одаривали колядовщиков сладостями.
    Данное мероприятия было организовано с целью:
    -поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
    – продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
    – прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
    – разучить музыкальный и фольклорный материал.
    В конце мероприятия,  дети получили массу положительных эмоций и хорошее настроение. В завершении праздника все отведали вкусное угощение.

  12. У западных славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского поста; у южных славян — со дня св. Игната (20.XII/2.I). Но наиболее типичным периодом колядования считались первые три дня святок (Сочельник, Рождество, день св. Степана), а также канун и первый день Нового года и Крещения. Чаще всего такие обходы взрослых колядников совершались в вечернее и ночное время. По южнославянским обычаям, колядовать можно было с полуночи до восхода солнца. Вместе с тем известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до рассвета по домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в следующем году и совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном, разносили хвойные ветки, выбивали искры из рождественского полена.
    Участники колядования ходили по домам, одетыми в праздничную одежду, украшенную особыми букетиками, на шапки надевали венки из вечнозеленых растений и бумажных цветов.
    Посещение колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле, приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы воспринято как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в отношении тех домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не колядовали). В соответствии с правилами колядники двигались по селу в направлении с запада к востоку, а в горной местности — с нижнего края села вверх, чтобы так же «процветало и шло в гору» хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В колядных текстах сами исполнители называли себя «Божьими слугами», «Божьими посланниками», «небывалыми гостями», приходящими на землю один раз в году. При входе в дом они говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а Господь — сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах осмыслялось как опасное и «нечистое» занятие: например, кое-где считали, что участников обхода впускать в дом нельзя и что одаривать их следует через особое (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян колядники в течение нескольких дней после обходов воздерживались от половых контактов с женами. У всех славян широко известен обычай, по которому все, кто участвовал в Колядовании (особенно ряженые), должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби; бывало, что их насильно обливали богоявленской водой, чтобы очистить от скверны.
    Вот одна из колядок, которую мы рассмотрим:
    Да виноградие да красно-зелёное.
    Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу,
    Уж мы ищем, не ищём господинов двор.
    Господинов двор да высоко на горе,
    Да высоко на

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *