Сочинение на тему комплекс неполноценности по довлатову

9 вариантов

  1. “Комплекс неполноценности – огромная сила”. Именно с этих слов я хотела бы начать своё сочинение-рассуждение. Действительно, данный недуг знаком многим: возможно, им страдают ваши друзья, родственники, коллеги, а может быть, и вы сами. Но каждый ли осознал влияние этого психологического состояния на свою жизнь? Так что же, комплекс неполноценности — проклятие или благодать? Именно этот вопрос находится в центре внимания автора предложенного мне текста, С.Д. Довлатова.
    Исторические корни проблемы довольно глубоки. Сколько страданий приносили своему народу правители, страдающие комплексом неполноценности! Например,  Иван Грозный, устраивающий кровавые расправы,   безжалостно убивший собственного сына. Возможно, именно чувство собственной ущербности подтолкнуло царя на данные деяния.   Автор предложенного мне текста анализирует проблему, обращаясь к историческим лицам, которых комплекс неполноценности  толкнул на  ужасающие злодеяния: Гитлер, Савинков, Сталин. С.Д. Довлатов отмечает, что недостаток таланта сделал их чрезвычайно опасными. Автор  противопоставляет им  тех, кто усердно боролся с чувством собственной ущербности: Моцарт, Сахаров. На их примере С.Д. Довлатов показывает, что комплекс неполноценности  может “возвысить до небес”. В то же время автор заставляет своих читателей задуматься о влиянии данного недуга на судьбу человека.
    Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. С.Д. Довлатов считает, что у развития неуверенности в себе множество причин: “…таланта не обнаружил”, “успеха не достиг”.  В то же время писатель  утверждает, что комплекс неполноценности – “огромная сила”, которая может как загубить человеческую душу, так и “возвысить ее до небес”. Так что же, иррациональная вера в превосходство окружающих над собой – это хорошо или плохо, спросите вы? Ответ на этот вопрос можно найти в конце текста: публицист уверен, что человек должен сам решить, чем для него является комплекс неполноценности: проклятием или благодатью.
    Я считаю, что автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас по данной проблеме. К сожалению, учась в школе, я не раз встречала “белых ворон”, которые подвергались насмешкам одноклассников. Кто-то смог перебороть комплекс неполноценности и влиться в коллектив, а другие так и остались с чувством собственной ущербности.
    Проблема комплекса неполноценности волновала  многих писателей: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, П.В. Санаева,. Именно к произведению последнего я бы хотела обратиться для аргументации своей позиции. Один из героев романа “Герой нашего времени”, Грушницкий, постоянно придумывал себе роли: сначала страдальца, с которым несправедливо обошлись на фронте, затем он встретил Печорина и стал упорно подражать ему. Но так как Грушницкий обладал комплексом неполноценности, подражание вскоре превратилось в слепую зависть. Чувство собственной ущербности толкнуло его на ужасный заговор против Печорина. К сожалению, Грушницкий видел лишь один способ избавиться от своего недуга: убить бывшего товарища.  М.Ю. Лермонтов показал  своим читателям разрушительную силу комплекса неполноценности.
    Порой случается, что   комплекс неполноценности развивается по вине родителей. Так случилось и с Олей, одной из героинь повести П.В. Санаева “Похороните меня за плинтусом. С детства она подвергалась оскорблениям матери, что и стало причиной полной несамостоятельности девушки. Она не только не смогла добиться успеха как актриса, но и позволила своей матери отобрать ребенка. Из-за чувства собственной ущербности Оля боялась бороться с матерью за собственного сына и за своё счастье. Когда же героиня под давлением своего сожителя решается забрать ребенка, она делает это тайком в страхе быть вновь угнетенной матерью, чем приносит множество неприятностей близким. Писать показывает, что из-за комплекса неполноценности  люди не могут  строить свою жизнь,   добиваться своего счастья.
    Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное, чтобы мы осознали, какое влияние оказывает комплекс неполноценности на  человека и как важно вовремя преодолеть его.
    Текст С. Довлатова
    (1) Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только не ясно – разрушительная или созидательная… (3) Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. (4) Причем творил в сентиментальном духе. (5) С особым рвением изображал цветы. (6) Значительного таланта не обнаружил. (7) Обиделся. (8) Надулся. (9) И постепенно стал Адольфом Гитлером… (10) Случалось такое и на русской почве. (11) Савинков в молодости писал стихи. (12) Выпустил три довольно посредственных романа. (13) Успеха не достиг. (14) И с горя пошел убивать министров. (15) Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов. (16) Примеров достаточно. (17) Сталин, Дзержинский, Махно… (18) Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. (19) Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми… (20) И так было всегда. (21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22) Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23) А может возвысить до небес. (24) Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. (25) Заикался от неуверенности. (26) Избегал развлечений. (27) И только за роялем он преображался. (28) Звали его Моцарт. (29) Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным… (30) Академика Сахарова знает весь мир. (31) Его называют совестью России. (32) Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь… (33) Когда-то Сахаров изобрел водородную бомбу. (34) Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. (35) Объективно способствовал росту коммунистического влияния. (36) Он принадлежал к верхушке советской элиты. (37) Удостоился всех мыслимых благ. (38) Впоследствии его охватили нравственные сомнения. (39) Научное открытие могло послужить силам зла. (40) Сахарова мучило ощущение вины. (41) Его угнетал тяжелый комплекс раскаяния. (42) Наконец, он возвратил государству полученные деньги. (43) Заинтересовался социальными проблемами. (44) Так началась его общественная деятельность. (45) Ее результаты трудно переоценить. (46) Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму. (47) А началось все с водородной бомбы… (48) Так бывает… (49) Нечто подобное творится с атомной энергией. (50) Ею можно обогреть весь земной шар. (51) А можно расколоть его на тысячу частей. (52) По нашему усмотрению… (53) Что же это такое – комплекс неполноценности? (54) Вечный тормоз или вечный двигатель? (55) Проклятие или благодать? (56) Я думаю, это зависит от нас.

    Похожие статьи:

    Сочинения > Сочинение ЕГЭ. Диспропорция между духовным и материальным в жизни человека
    Сочинения > Сочинение ЕГЭ. Что такое человеческая духовность?
    Сочинения > Сочинение ЕГЭ. Что является главным двигателем человеческого поступка?
    Сочинения > Сочинение ЕГЭ. Какие поступки мы считаем героическими
    Сочинения > Сочинение ЕГЭ. Что такое настоящая благодарность?

  2. Что такое комплекс неполноценности: проклятие или благодать? И как он влияет на жизнь человека ? Именно эта проблема находится в центре внимания автора текста С.Д. Довлатова.
    С.Д.Довлатов рассматривает данную проблему, приводя  в качестве примеров факты из биографии известных людей, имевших комплекс неполноценности. В центре внимания писателя такие личности, как Гитлер, Сталин, Моцарт. На их примере С.Д. Довлатов показывает, что комплекс неполноценности  может “возвысить до небес”, а может «загубить человеческую душу». Автор заставляет своих читателей задуматься о влиянии комплекса неполноценности на судьбу человека, пытается донести до нас мысль о том, что каждый сам выбирает: бороться ли ему, преодолевать трудности, несмотря ни на что, и выбрать путь созидания или поддаться комплексам и встать на путь разрушения. Исходя из этого, можно сказать, что комплекс неполноценности-«огромная сила», но какую роль она сыграет в жизни человека-разрушительную или мотивирующую –решает сам человек.
    Позиция автора ясна и четко выражена. Он считает ,что человек должен сам решить, чем для него является комплекс неполноценности: проклятием или благодатью.
    Я полностью согласна с мнением автора, ведь   только от человека зависит, станет он великим или уступит место злу и ненависти, спасёт его комплекс или погубит.
    Для подтверждения всего вышесказанного я приведу пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников испытывает сильнейшее давление общества, чувствует непреодолимую потребность быть среди сильных, властных, независимых.   Чтобы избавиться от собственной неуверенности, комплекса,  герой идет на убийство старухи – процентщицы. Ф. М. Достоевский показывает, к каким страшным мерам может прибегнуть человек, стремясь избавиться от комплекса или подавить его. Родион нашел пусть избавления от комплекса, но выбрал неверный путь, путь разрушения.
    В качестве второго аргумента я приведу пример из жизненного опыта. В фильме «Вселенная Стивена Хокинга» нам предлагают узнать о жизни великого астрофизика нашего времени. Невзирая на комплекс неполноценности, выработавшийся ввиду болезни, из-за которой герой фильма оказался абсолютно парализованным, Стивен Хокинг удивлял всех своими открытиями и вносил неоценимый вклад в науку. Его работы широко известны,они проясняют многие неизученные области космической физики. Это является примером того, как комплекс неполноценности был преодолен и человек выбрал путь развития и самосовершенствования.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплекс неполноценности -это огромная сила. Как распорядиться этой силой, выбирает сам человек. Только он властен над тем, как именно повлияет комплекс на его судьбу. Разрушит ли этот комплекс жизнь человека или величественно возвысит.
    Л.Корошова 11 а
    (1) Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только не ясно – разрушительная или созидательная… (3) Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. (4) Причем творил в сентиментальном духе. (5) С особым рвением изображал цветы. (6) Значительного таланта не обнаружил. (7) Обиделся. (8) Надулся. (9) И постепенно стал Адольфом Гитлером… (10) Случалось такое и на русской почве. (11) Савинков в молодости писал стихи. (12) Выпустил три довольно посредственных романа. (13) Успеха не достиг. (14) И с горя пошел убивать министров. (15) Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов. (16) Примеров достаточно. (17) Сталин, Дзержинский, Махно… (18) Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. (19) Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми… (20) И так было всегда. (21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22) Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23) А может возвысить до небес. (24) Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. (25) Заикался от неуверенности. (26) Избегал развлечений. (27) И только за роялем он преображался. (28) Звали его Моцарт. (29) Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным… (30) Академика Сахарова знает весь мир. (31) Его называют совестью России. (32) Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь… (33) Когда-то Сахаров изобрел водородную бомбу. (34) Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. (35) Объективно способствовал росту коммунистического влияния. (36) Он принадлежал к верхушке советской элиты. (37) Удостоился всех мыслимых благ. (38) Впоследствии его охватили нравственные сомнения. (39) Научное открытие могло послужить силам зла. (40) Сахарова мучило ощущение вины. (41) Его угнетал тяжелый комплекс раскаяния. (42) Наконец, он возвратил государству полученные деньги. (43) Заинтересовался социальными проблемами. (44) Так началась его общественная деятельность. (45) Ее результаты трудно переоценить. (46) Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму. (47) А началось все с водородной бомбы… (48) Так бывает… (49) Нечто подобное творится с атомной энергией. (50) Ею можно обогреть весь земной шар. (51) А можно расколоть его на тысячу частей. (52) По нашему усмотрению… (53) Что же это такое – комплекс неполноценности? (54) Вечный тормоз или вечный двигатель? (55) Проклятие или благодать? (56) Я думаю, это зависит от нас. (По С.Довлатову)

  3. (1) Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только не ясно – разрушительная или созидательная… (3) Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. (4) Причем творил в сентиментальном духе. (5) С особым рвением изображал цветы. (6) Значительного таланта не обнаружил. (7) Обиделся. (8) Надулся. (9) И постепенно стал Адольфом Гитлером… (10) Случалось такое и на русской почве. (11) Савинков в молодости писал стихи. (12) Выпустил три довольно посредственных романа. (13) Успеха не достиг. (14) И с горя пошел убивать министров. (15) Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов. (16) Примеров достаточно. (17) Сталин, Дзержинский, Махно… (18) Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. (19) Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми… (20) И так было всегда. (21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22) Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23) А может возвысить до небес. (24) Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. (25) Заикался от неуверенности. (26) Избегал развлечений. (27) И только за роялем он преображался. (28) Звали его Моцарт. (29) Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным… (30) Академика Сахарова знает весь мир. (31) Его называют совестью России. (32) Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь… (33) Когда-то Сахаров изобрел водородную бомбу. (34) Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. (35) Объективно способствовал росту коммунистического влияния. (36) Он принадлежал к верхушке советской элиты. (37) Удостоился всех мыслимых благ. (38) Впоследствии его охватили нравственные сомнения. (39) Научное открытие могло послужить силам зла. (40) Сахарова мучило ощущение вины. (41) Его угнетал тяжелый комплекс раскаяния. (42) Наконец, он возвратил государству полученные деньги. (43) Заинтересовался социальными проблемами. (44) Так началась его общественная деятельность. (45) Ее результаты трудно переоценить. (46) Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму. (47) А началось все с водородной бомбы… (48) Так бывает… (49) Нечто подобное творится с атомной энергией. (50) Ею можно обогреть весь земной шар. (51) А можно расколоть его на тысячу частей. (52) По нашему усмотрению… (53) Что же это такое – комплекс неполноценности? (54) Вечный тормоз или вечный двигатель? (55) Проклятие или благодать? (56) Я думаю, это зависит от нас.
    (По С.Довлатову)

  4. С. Довлатов – известный поэт и писатель. В своих произведениях прозаик затрагивает интересующие многих проблемы. Следует отметить, что так и в предложенном мне тексте затрагивается тема  комплекса  неполноценности. Всегда ли вера в превосходство окружающих над собой является тормозом  развития человека? – ?тот вопрос находится в центре внимания автора.
    Интересно, что данная проблема поднимается ещё в древней книге – Библии, ведь однои? из причин предательства Иудой Учителя несомненно  был   комплекс неполноценности апостола, чувство превосходства Иисуса над ним. Сегодня ощущение превосходства окружающих испытывают многие люди, ?? случайно специальные тренинги, рассказывающие о том, как обустроить свою жизнь,  всё больше набирают  популярность. С. Довлатов  рассматривает данную проблему, приводя  примеры  известных людей, обладающих комплексом неполноценности. В центре внимания писателя фрагменты из жизни А.Гитлера,  В.Сталина,  В.Моцарта… Автору важно понять, почему так по-разному сложились судьбы этих людей. В финальнои? части текста  С. Довлатов задает читателю вопрос о роли комплекса неполноценности в жизни человека.
    Если говорить о позиции автора, то она явно выражена в последнем предложении текста. ??Я думаю, ?то зависит от нас??,-  иными словами, писатель убеждён: только лишь от человека зависит, станет он гением или злодеем, спасёт ??? комплекс или погубит.
    В свои 18 лет  я сталкивался с теми, кто  испытывают на себе ощущение превосходства  окружающих. Данные люди, как ни странно, совершенно разные: кто-то отличные математики, физики, информатики,  а есть уже ставшие изгоями общества.
    Герои многих произведений страдают от комплекса неполноценности. Так, в романе Ф.М. Достоевского ??Преступление и наказание?? главный герой Родион Раскольников испытывает сильнейшее давление общества, чувствует непреодолимую потребность быть среди сильных, властных, независимых.   Он даже придумал специальную теорию о разделении людей на ??тварей дрожащих?? и ??право имеющих??. Чтобы избавиться от собственнои? неуверенности, комплекса,  герой идет на убийство старухи-процентщицы. Ф Достоевский показывает, к каким страшным мерам может прибегнуть человек, стремясь стать как все.
    Еще один пример пагубного влияния комплекса неполноценности представлен в повести наш??? современника П. Санаева ??Похороните меня за плинтусом??. Повесть является биографической и повествует о детстве писателя. В произведении показана  мама  главного героя Саши – Чумочка,  которая ?? смогла воплотить в жизнь свою мечту о счастливой семейнои? жизни.   Уже с первых страниц   повести приходит понимание того, насколько пагубное влияние может оказывать на личность комплекс неполноценности.  В  жизни Чумочки  царит постоянное напряжение, боль за сына,  боязнь  сделать   шаг   ?? покидает её ни на минуту.
    Анализируя предложенный  текст, начинаешь понимать, как непросто ??выстроить??  жизнь, в случае если над тобой властвует комплекс неполноценности.

  5. Вариант 4.
    Текст.
    (1)Комплекс неполноценности – огромная сила. Вот только неясно  – разрушительная или созидательная…
    Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. Причём творил в сентиментальном духе. С особым рвением изображал цветы.
    Значительного таланта не обнаружил.
    Обиделся. Надулся. И постепенно стал Адольфом Гитлером…
    Случалось такое и на русской почве. Савинков в молодости писал стихи. Выпустил три довольно посредственных романа. Успеха не достиг.
    И с горя пошёл убивать министров.
    Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов.
    Примеров достаточно. Сталин, Дзержинский , Махно…
    Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми…
    И так было всегда.
    (21)Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22)Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23)А может возвысить до небес.
    Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.
    И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным…
    Академика Сахарова знает весь мир. Его называют совестью России. Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь…
    Когда-то Сахаров изобрёл водородную бомбу. Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. Объективно способствовал росту коммунистического влияния.
    Он принадлежал к верхушке советской элиты. Удостоился всех мыслимых благ.
    Впоследствии его охватили нравственные сомнения. Научное открытие могло послужить силам зла. Сахарова мучило ощущение вины. Его угнетал тяжёлый комплекс раскаяния.
    Наконец, он возвратил государству полученные деньги. Заинтересовался социальными проблемами.
    Так началась его общественная деятельность. Её результаты трудно переоценить.
    Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму.
    А началось всё с водородной бомбы… Так бывает…
    (49)Нечто подобное творится с атомной энергией. (50)Ею можно обогреть весь земной шар. (51)А можно расколоть его на тысячу частей.
    По нашему усмотрению…
    Что же это такое – комплекс неполноценности? Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?
    (56)Я думаю, это зависит от нас.
    ( По С.Довлатову)
    Задания.
    Какие из следующих утверждений верны?
    А) По мнению автора, комплекс неполноценности может привести к непредсказуемым последствиям.
    Б) Лирические поэты с недостатком таланта неизбежно становятся кровожадными злодеями.
    В) Комплекс вины и раскаяния заставил академика Сахарова противостоять коммунистическому режиму.
    В каких предложениях текста содержится авторский взгляд на вопрос: что такое комплекс неполноценности?
    А) 1
    Б) 21-23
    В) 49-51
    Г) 56
    3. Определите, с помощью какого языкового средства выразительности автор сумел показать, что «комплекс неполноценности – огромная сила».
    (21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу.
    (23) А может возвысить до небес.
    А) однородные члены предложения
    Б) контекстуальные антонимы
    В) сравнительный оборот
    4.Термин «комплекс неполноценности» принадлежит психиатру А.Адлеру. Он утверждал, что «этот комплекс даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться».
    Докажите обратное, используя аргументы из исходного текста.
    5. Выпишите номера предложений с нарушением этической нормы.
    Справка
    Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов.
    Околонаучные размышления С.Довлатова о том, что «особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов», кажутся мне просто нелепыми. (2) Согласно Фрейду, к учению которого в своё время примкнул и А.Адлер, причины комплекса неполноценности кроются не в недостатке таланта, а в недостатке материнской любви, и неадекватное восприятие собственных способностей – следствие ущемлённой душевной жизни ребёнка. (3) При этом основной силой, способной «усмирить» комплекс, является одобрение окружающих, а не отсутствие таланта, которое ставит во главу угла автор очерка, слабо разбирающийся в психологии человека.
    6. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту:
    Что же такое – комплекс неполноценности?

  6. Эта проблема вечна, как мир. Наверное, 90% всех людей в какой-то степени испытывали или испытывают комплекс неполноценности. Но для одних он становится движущей силой на пути к совершенству, а для других – источником постоянной депрессии. С. Довлатов попытался найти ответ, из чего вырастает комплекс неполноценности и как его можно превратить в «вечный тормоз или двигатель». Автор считает, что________________________________.
    7. В каких предложениях есть этическая ошибка:
    1)Поиски ответа на вопрос о том, что такое комплекс неполноценности, лежат далеко за гранью обывательских рассуждений.
    2)Зигмунд Фрейд, основоположник теории психоанализа, писал о том, что данное понятие далеко не однозначно.
    3)Околонаучные размышления С. Довлатова о том, что «особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов», кажутся мне просто нелепыми.
    4)При этом основной силой, способной «усмирить» комплекс, является одобрение окружающих, а не отсутствие таланта, которое ставит во главу угла автор очерка, слабо разбирающийся в психологии человека.
    8. Исправьте речевые и грамматические ошибки:
    1)Прочитав этот текст, мне пришла в голову мысль о моих комплексах.
    2)Автор уделил серьезное внимание на проблему комплекса неполноценности.
    3)С. Довлатов в своем рассказе рассказывает о комплексе неполноценности.
    4)Комплексом неполноценности и «звездной болезнью», разрушающей психику человека, страдают гораздо больше людей, чем это можно представить.
    9. Какое средство выразительности использовал автор в предложениях 50, 51?
    1)олицетворение 2)контекстные антонимы 3)метафора 4)сравнение 5)однородные члены
    Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.
    Тексты для самостоятельной работы
    Исходный текст 1
    ЦИТАТЫ
    (1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!
    (4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
    (9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Де-сятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, т. е. пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

  7. Комплекс неполноценности можно сравнить с тяжелым якорем, цепляющимся за дно и не дающим кораблю свободно плыть. Если чувство вины — это тяжкая ноша, обуза, вздернутый над головой кнут, сулящий наказанием, то ущемленное чувство собственного достоинства у мужчины и женщины — это булыжник, привязанный к шее и склоняющий человека все ниже и ниже.
    Если с детства человеку внушали, что он не получит (суть не достоин) каких-то благ, потому что плохо выучил урок или повел себя вразрез с правилами, можно быть уверенным, что у этой женщины или мужчины сформировался комплекс неполноценности. Также человек может сам внушить себе, что он недостойный, потому что сделал в жизни что-то предосудительное, ошибся, оступился. Или можно перенять «заразу» от родителей, как и в случае с чувством вины.
    Избавиться от комплекса неполноценности усилием воли можно лишь частично, но этого недостаточно. Здесь не обойтись без «тяжелой артиллерии». Если комплекс вины это некий ментальный палач, норовящий снести нам голову, едва замешкаемся, то комплекс неполноценности являет собой этакую крысу Шушеру, выскакивающую из темноты, скалящую зубы и шипящую: недостоин-ш, недостоин-ш.
    Человек, порабощенный этим комплексом-недугом, вынужден влачить жалкое существование, а если и продвигается по жизни, то мизерными шажочками. Или ему однажды удаётся сорвать банк, но в итоге проиграть последнюю рубаху. Такой человек не позволяет себе мысль, что жизнь может быть приятной и приносить радость. Видно не судьба, – сетует ущербное сознание, – не всем дано жить красиво. На языке подсознания это звучит как «я невезучий», «мне не дано иметь», «мне этого никогда не достичь», «это не про мою честь»…
    Целенаправленным усилием воли можно достичь некоторого результата, если ежедневно повторять себе: Я ДОСТОИН всего самого лучшего в жизни. В случае с комплексом неполноценности имеет значение то, каких он масштабов и насколько глубоко укоренился в подсознании. Вообще, этот комплекс в той или иной степени имеется практически у каждого человека. Одним это не мешает реализовывать себя и достигать определенных успехов, а другим бывает невероятно трудно найти свое предназначение, не смотря на способности и трудолюбие.
    В преодолении комплекса неполноценности сила воли играет отнюдь не главную роль. Вы можете бесконечно убеждать себя, что достойны виллы на Майами, да вот только как заставить себя поверить в это «чудо». Как ни старайтесь, подсознание чувствует подвох, а разум начинает приводить массу доводов того, что это невозможно. Кстати, старания, равно как и любые усилия над собой, здесь излишни, поскольку не ведут к желанному результату. Себя нужно не неволить, а, напротив, высвобождать волю, которая как раз и закрепощена комплексами.
    Почему многие из нас не в состоянии почувствовать себя достойными, к примеру, особняка, из окон которого открывается дивный вид на горы и океан, вместо «двушки» с видом на замкнутое пространство внутреннего дворика?
    Внимание, ОТВЕТ: потому что мы замкнуты в своем маленьком мирке! Философия или магия здесь не при чём — только естественные законы бытия, один из которых гласит: внешнее отражает внутреннее. Развивайте, расширяйте, облагораживайте свой мир и тогда собственными глазами увидите, что посулит жизнь.
    В свою очередь возникает вопрос, отчего наш мир такой замкнутый и убогий? Как многого мы, оказывается, не знаем, оттого что плаваем на поверхности и довольствуемся малым, вместо того чтобы копнуть глубже и узреть богатства, скрытые в недрах души. Видя следствия, мы не задумываемся о причинах, а ведь закон причины и следствия лежит в основе понимания жизненных процессов.
    В утробе матери или в раннем детстве многие из нас недополучили родительской любви и теплоты — естественных чувств, необходимых любому ребенку, адаптирующемуся в этом незнакомом сложноустроенном мире. Причем, любовь и забота предполагают отнюдь не ежедневные «сюсюканья» или оказание давления на своё чадо якобы из добрых побуждений, а проекцию на ребенка света и теплоты, а также БЕЗУСЛОВНОЕ УВАЖЕНИЕ к нему.
    Я намеренно выделяю это слово, поскольку уважение к себе, формируемое у ребенка в результате уважительного отношения к нему взрослых, в первую очередь родителей, едва ли не самое главное качество для формирования полноценной личности. Римский поэт, живший ровно двадцать веков назад, заметил: детству следует оказывать величайшее уважение. Пусть эта мудрость станет напутствием всем родителям в формировании у своих детей сознания третьего тысячелетия.
    Комплекс неполноценности это всегда последствие психологической травмы или длительной травмирующей ситуации. Однажды приобретенная установка, затем разрастается, превращаясь в комплекс, «благодаря» которому мы и получаем «по заслугам» и имеем меньше благ, чем хотелось бы. В то же время окружающие всячески способствуют тому, чтобы мы чувствовали себя ровно на столько баллов, на сколько установлена наша личная планка.
    Надо как можно раньше понять одну мудрую вещь – ничто в этом мире не освобождает человека от ответственности за свою жизнь. С одной стороны, мы сами создаем различные ситуации «для битья» и недооценки своих заслуг, так как в подсознании имеем соответствующие программы, с другой стороны, эти программы с удовольствием реализует для нас наше окружение.
    Люди, не желая нарочно обидеть или оскорбить, в то же время делают это систематически. Чем это объясняется? Тем, что в руках у охотников находятся удочки или лассо, а жертва вдоль и поперек увешана крючками, за которые её цепляет жизнь в лице окружающих. Они сначала провоцируют ее, а затем ловят на живца. Вот такое получается сафари. Самое неприятное, что приходится всю жизнь терпеть издёвки или убегать от преследователей, что по сути означает убегать от себя. Змея кусает себя за хвост.
    Можно ли как-то изменить программу?
    Для начала нужно, чтобы ситуация из разряда привычных перешла в разряд неугодных. Нужно элементарно осознать, что на самом деле происходит, и понять всю ущербность данной ситуации. Захотеть изменить ее. Вознамериться. А затем анализировать события и работать над собой в направлении повышения осознанности и личной планки потребностей. В деловой среде это называется повышением уровня нормы.

  8. Исходный текст

    ЭТО НЕПЕРЕВОДИМОЕ СЛОВО — “ХАМСТВО”
    Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.
    Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.
    Наглость — это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее — форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно.
    Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.
    Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть — имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.
    С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство.
    Десять лет я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Все, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Не скажу, что я соскучился по нему, но все же задумываюсь — почему это так: грубые люди при всем американском национальном, я бы сказал, добродушии попадаются, наглые и нахальные — тоже, особенно, извините, в русских районах, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно”.
    (С. Довлатов)

    Сочинение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *