Сочинение на тему комплекс неполноценности

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    Категория: Сочинение ЕГЭ
    С. Довлатов – известный поэт и писатель. В своих произведениях прозаик затрагивает интересующие многих проблемы. Так и в предложенном мне тексте затрагивается тема  комплекса  неполноценности. Всегда ли вера в превосходство окружающих над собой является тормозом  развития человека? – этот вопрос находится в центре внимания автора.
    Интересно, что данная проблема поднимается ещё в древней книге – Библии, ведь одной из причин предательства Иудой Учителя несомненно  был   комплекс неполноценности апостола, чувство превосходства Иисуса над ним. Сегодня ощущение превосходства окружающих испытывают многие люди, не случайно специальные тренинги, рассказывающие о том, как обустроить свою жизнь,  всё больше набирают  популярность. С. Довлатов  рассматривает данную проблему, приводя  примеры  известных людей, обладающих комплексом неполноценности. В центре внимания писателя фрагменты из жизни А.Гитлера,  В.Сталина,  В.Моцарта… Автору важно понять, почему так по-разному сложились судьбы этих людей. В финальной части текста  С. Довлатов задает читателю вопрос о роли комплекса неполноценности в жизни человека.
    Если говорить о позиции автора, то она явно выражена в последнем предложении текста. «Я думаю, это зависит от нас»,-  иными словами, писатель убеждён: только от человека зависит, станет он гением или злодеем, спасёт его комплекс или погубит.
    В свои 18 лет  я сталкивался с теми, кто  испытывают на себе ощущение превосходства  окружающих. Эти люди, как ни странно, совершенно разные: кто-то отличные математики, физики, информатики,  а есть уже ставшие изгоями общества.
    Герои многих произведений страдают от комплекса неполноценности. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников испытывает сильнейшее давление общества, чувствует непреодолимую потребность быть среди сильных, властных, независимых.   Он даже придумал специальную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Чтобы избавиться от собственной неуверенности, комплекса,  герой идет на убийство старухи-процентщицы. Ф Достоевский показывает, к каким страшным мерам может прибегнуть человек, стремясь стать как все.
    Еще один пример пагубного влияния комплекса неполноценности представлен в повести нашего современника П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Повесть является биографической и повествует о детстве писателя. В произведении показана  мама  главного героя Саши – Чумочка,  которая не смогла воплотить в жизнь свою мечту о счастливой семейной жизни.   Уже с первых страниц   повести приходит понимание того, насколько пагубное влияние может оказывать на личность комплекс неполноценности.  В  жизни Чумочки  царит постоянное напряжение, боль за сына,  боязнь  сделать   шаг   не покидает её ни на минуту.
    Анализируя предложенный  текст, начинаешь понимать, как непросто «выстроить»  жизнь, если над тобой властвует комплекс неполноценности.

  2. (1) Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только не ясно – разрушительная или созидательная… (3) Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. (4) Причем творил в сентиментальном духе. (5) С особым рвением изображал цветы. (6) Значительного таланта не обнаружил. (7) Обиделся. (8) Надулся. (9) И постепенно стал Адольфом Гитлером… (10) Случалось такое и на русской почве. (11) Савинков в молодости писал стихи. (12) Выпустил три довольно посредственных романа. (13) Успеха не достиг. (14) И с горя пошел убивать министров. (15) Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов. (16) Примеров достаточно. (17) Сталин, Дзержинский, Махно… (18) Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. (19) Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми… (20) И так было всегда. (21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22) Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23) А может возвысить до небес. (24) Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. (25) Заикался от неуверенности. (26) Избегал развлечений. (27) И только за роялем он преображался. (28) Звали его Моцарт. (29) Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным… (30) Академика Сахарова знает весь мир. (31) Его называют совестью России. (32) Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь… (33) Когда-то Сахаров изобрел водородную бомбу. (34) Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. (35) Объективно способствовал росту коммунистического влияния. (36) Он принадлежал к верхушке советской элиты. (37) Удостоился всех мыслимых благ. (38) Впоследствии его охватили нравственные сомнения. (39) Научное открытие могло послужить силам зла. (40) Сахарова мучило ощущение вины. (41) Его угнетал тяжелый комплекс раскаяния. (42) Наконец, он возвратил государству полученные деньги. (43) Заинтересовался социальными проблемами. (44) Так началась его общественная деятельность. (45) Ее результаты трудно переоценить. (46) Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму. (47) А началось все с водородной бомбы… (48) Так бывает… (49) Нечто подобное творится с атомной энергией. (50) Ею можно обогреть весь земной шар. (51) А можно расколоть его на тысячу частей. (52) По нашему усмотрению… (53) Что же это такое – комплекс неполноценности? (54) Вечный тормоз или вечный двигатель? (55) Проклятие или благодать? (56) Я думаю, это зависит от нас.
    (По С.Довлатову)

  3. Комплекс неполноценности можно сравнить с тяжелым якорем, цепляющимся за дно и не дающим кораблю свободно плыть. Если чувство вины — это тяжкая ноша, обуза, вздернутый над головой кнут, сулящий наказанием, то ущемленное чувство собственного достоинства у мужчины и женщины — это булыжник, привязанный к шее и склоняющий человека все ниже и ниже.
    Если с детства человеку внушали, что он не получит (суть не достоин) каких-то благ, потому что плохо выучил урок или повел себя вразрез с правилами, можно быть уверенным, что у этой женщины или мужчины сформировался комплекс неполноценности. Также человек может сам внушить себе, что он недостойный, потому что сделал в жизни что-то предосудительное, ошибся, оступился. Или можно перенять «заразу» от родителей, как и в случае с чувством вины.
    Избавиться от комплекса неполноценности усилием воли можно лишь частично, но этого недостаточно. Здесь не обойтись без «тяжелой артиллерии». Если комплекс вины это некий ментальный палач, норовящий снести нам голову, едва замешкаемся, то комплекс неполноценности являет собой этакую крысу Шушеру, выскакивающую из темноты, скалящую зубы и шипящую: недостоин-ш, недостоин-ш.
    Человек, порабощенный этим комплексом-недугом, вынужден влачить жалкое существование, а если и продвигается по жизни, то мизерными шажочками. Или ему однажды удаётся сорвать банк, но в итоге проиграть последнюю рубаху. Такой человек не позволяет себе мысль, что жизнь может быть приятной и приносить радость. Видно не судьба, – сетует ущербное сознание, – не всем дано жить красиво. На языке подсознания это звучит как «я невезучий», «мне не дано иметь», «мне этого никогда не достичь», «это не про мою честь»…
    Целенаправленным усилием воли можно достичь некоторого результата, если ежедневно повторять себе: Я ДОСТОИН всего самого лучшего в жизни. В случае с комплексом неполноценности имеет значение то, каких он масштабов и насколько глубоко укоренился в подсознании. Вообще, этот комплекс в той или иной степени имеется практически у каждого человека. Одним это не мешает реализовывать себя и достигать определенных успехов, а другим бывает невероятно трудно найти свое предназначение, не смотря на способности и трудолюбие.
    В преодолении комплекса неполноценности сила воли играет отнюдь не главную роль. Вы можете бесконечно убеждать себя, что достойны виллы на Майами, да вот только как заставить себя поверить в это «чудо». Как ни старайтесь, подсознание чувствует подвох, а разум начинает приводить массу доводов того, что это невозможно. Кстати, старания, равно как и любые усилия над собой, здесь излишни, поскольку не ведут к желанному результату. Себя нужно не неволить, а, напротив, высвобождать волю, которая как раз и закрепощена комплексами.
    Почему многие из нас не в состоянии почувствовать себя достойными, к примеру, особняка, из окон которого открывается дивный вид на горы и океан, вместо «двушки» с видом на замкнутое пространство внутреннего дворика?
    Внимание, ОТВЕТ: потому что мы замкнуты в своем маленьком мирке! Философия или магия здесь не при чём — только естественные законы бытия, один из которых гласит: внешнее отражает внутреннее. Развивайте, расширяйте, облагораживайте свой мир и тогда собственными глазами увидите, что посулит жизнь.
    В свою очередь возникает вопрос, отчего наш мир такой замкнутый и убогий? Как многого мы, оказывается, не знаем, оттого что плаваем на поверхности и довольствуемся малым, вместо того чтобы копнуть глубже и узреть богатства, скрытые в недрах души. Видя следствия, мы не задумываемся о причинах, а ведь закон причины и следствия лежит в основе понимания жизненных процессов.
    В утробе матери или в раннем детстве многие из нас недополучили родительской любви и теплоты — естественных чувств, необходимых любому ребенку, адаптирующемуся в этом незнакомом сложноустроенном мире. Причем, любовь и забота предполагают отнюдь не ежедневные «сюсюканья» или оказание давления на своё чадо якобы из добрых побуждений, а проекцию на ребенка света и теплоты, а также БЕЗУСЛОВНОЕ УВАЖЕНИЕ к нему.
    Я намеренно выделяю это слово, поскольку уважение к себе, формируемое у ребенка в результате уважительного отношения к нему взрослых, в первую очередь родителей, едва ли не самое главное качество для формирования полноценной личности. Римский поэт, живший ровно двадцать веков назад, заметил: детству следует оказывать величайшее уважение. Пусть эта мудрость станет напутствием всем родителям в формировании у своих детей сознания третьего тысячелетия.
    Комплекс неполноценности это всегда последствие психологической травмы или длительной травмирующей ситуации. Однажды приобретенная установка, затем разрастается, превращаясь в комплекс, «благодаря» которому мы и получаем «по заслугам» и имеем меньше благ, чем хотелось бы. В то же время окружающие всячески способствуют тому, чтобы мы чувствовали себя ровно на столько баллов, на сколько установлена наша личная планка.
    Надо как можно раньше понять одну мудрую вещь – ничто в этом мире не освобождает человека от ответственности за свою жизнь. С одной стороны, мы сами создаем различные ситуации «для битья» и недооценки своих заслуг, так как в подсознании имеем соответствующие программы, с другой стороны, эти программы с удовольствием реализует для нас наше окружение.
    Люди, не желая нарочно обидеть или оскорбить, в то же время делают это систематически. Чем это объясняется? Тем, что в руках у охотников находятся удочки или лассо, а жертва вдоль и поперек увешана крючками, за которые её цепляет жизнь в лице окружающих. Они сначала провоцируют ее, а затем ловят на живца. Вот такое получается сафари. Самое неприятное, что приходится всю жизнь терпеть издёвки или убегать от преследователей, что по сути означает убегать от себя. Змея кусает себя за хвост.
    Можно ли как-то изменить программу?
    Для начала нужно, чтобы ситуация из разряда привычных перешла в разряд неугодных. Нужно элементарно осознать, что на самом деле происходит, и понять всю ущербность данной ситуации. Захотеть изменить ее. Вознамериться. А затем анализировать события и работать над собой в направлении повышения осознанности и личной планки потребностей. В деловой среде это называется повышением уровня нормы.

  4. Пишу сочинение на тему “Комплекс неполноценности. Вечный тормоз или вечный двигатель?”. Необходимо сформулировать проблему и подобрать аргументы.

    Ответы:

    Проблема сформулирована в названии темы! Суть: комплекс неп-ти – помеха развитию личности или, наоборот, фактор побуждающий к самосовершенствованию и продвижению вперед. Аргументы в пользу “тормоза”: из-за страха неудачи человек отказывается от действий – естественно, ничего и не добивается; из-за неуверенности в себе человек ставит перед собой только маленькие задачи из разряда “легче сделать” – в результате не развивается, не получает новых навыков и новый опыт; заниженная самооценка препятствует успешной социальной адаптации;
    Аргументы в пользу “двигателя”: КН (комплекс неполноценности) формирует перфекционизм, человек стремится сделать “еще лучше, быстрее, больше”, неустанно сосредоточено трудится, в результате получается отлично и даже лучше. Но из-за КН человека даже такой результат не устраивает, он продолжает совершенствоваться, стремится самоутвердиться еще в какой-нибудь области – в результате постоянно растет над собой, добивается гораздо большего, чем человек с нормальной или завышенной самооценкой, уверенный, что и “так сойдет”.
    Вот, это если коротко:)

  5. С. Довлатов – известный поэт и писатель. В своих произведениях прозаик затрагивает интересующие многих проблемы. Следует отметить, что так и в предложенном мне тексте затрагивается тема  комплекса  неполноценности. Всегда ли вера в превосходство окружающих над собой является тормозом  развития человека? – ?тот вопрос находится в центре внимания автора.
    Интересно, что данная проблема поднимается ещё в древней книге – Библии, ведь однои? из причин предательства Иудой Учителя несомненно  был   комплекс неполноценности апостола, чувство превосходства Иисуса над ним. Сегодня ощущение превосходства окружающих испытывают многие люди, ?? случайно специальные тренинги, рассказывающие о том, как обустроить свою жизнь,  всё больше набирают  популярность. С. Довлатов  рассматривает данную проблему, приводя  примеры  известных людей, обладающих комплексом неполноценности. В центре внимания писателя фрагменты из жизни А.Гитлера,  В.Сталина,  В.Моцарта… Автору важно понять, почему так по-разному сложились судьбы этих людей. В финальнои? части текста  С. Довлатов задает читателю вопрос о роли комплекса неполноценности в жизни человека.
    Если говорить о позиции автора, то она явно выражена в последнем предложении текста. ??Я думаю, ?то зависит от нас??,-  иными словами, писатель убеждён: только лишь от человека зависит, станет он гением или злодеем, спасёт ??? комплекс или погубит.
    В свои 18 лет  я сталкивался с теми, кто  испытывают на себе ощущение превосходства  окружающих. Данные люди, как ни странно, совершенно разные: кто-то отличные математики, физики, информатики,  а есть уже ставшие изгоями общества.
    Герои многих произведений страдают от комплекса неполноценности. Так, в романе Ф.М. Достоевского ??Преступление и наказание?? главный герой Родион Раскольников испытывает сильнейшее давление общества, чувствует непреодолимую потребность быть среди сильных, властных, независимых.   Он даже придумал специальную теорию о разделении людей на ??тварей дрожащих?? и ??право имеющих??. Чтобы избавиться от собственнои? неуверенности, комплекса,  герой идет на убийство старухи-процентщицы. Ф Достоевский показывает, к каким страшным мерам может прибегнуть человек, стремясь стать как все.
    Еще один пример пагубного влияния комплекса неполноценности представлен в повести наш??? современника П. Санаева ??Похороните меня за плинтусом??. Повесть является биографической и повествует о детстве писателя. В произведении показана  мама  главного героя Саши – Чумочка,  которая ?? смогла воплотить в жизнь свою мечту о счастливой семейнои? жизни.   Уже с первых страниц   повести приходит понимание того, насколько пагубное влияние может оказывать на личность комплекс неполноценности.  В  жизни Чумочки  царит постоянное напряжение, боль за сына,  боязнь  сделать   шаг   ?? покидает её ни на минуту.
    Анализируя предложенный  текст, начинаешь понимать, как непросто ??выстроить??  жизнь, в случае если над тобой властвует комплекс неполноценности.

  6. Проблема сформулирована в названии темы! Суть: комплекс неп-ти – помеха развитию личности или, наоборот, фактор побуждающий к самосовершенствованию и продвижению вперед. Аргументы в пользу “тормоза”: из-за страха неудачи человек отказывается от действий – естественно, ничего и не добивается; из-за неуверенности в себе человек ставит перед собой только маленькие задачи из разряда “легче сделать” – в результате не развивается, не получает новых навыков и новый опыт; заниженная самооценка препятствует успешной социальной адаптации;
    Аргументы в пользу “двигателя”: КН (комплекс неполноценности) формирует перфекционизм, человек стремится сделать “еще лучше, быстрее, больше”, неустанно сосредоточено трудится, в результате получается отлично и даже лучше. Но из-за КН человека даже такой результат не устраивает, он продолжает совершенствоваться, стремится самоутвердиться еще в какой-нибудь области – в результате постоянно растет над собой, добивается гораздо большего, чем человек с нормальной или завышенной самооценкой, уверенный, что и “так сойдет”.
    Вот, это если коротко:)

  7. Комплекс неполноценности
    1. Понятие комплекс неполноценности
    Предлагаю вначале разобраться с определением слова «комплекс». Это понятие ввёл Карл Густав Юнг. По его мнению, комплекс является «агломерацией ассоциаций – чем-то вроде слепка более или менее сложной психологической природы – иногда травматического, иногда просто болезненного аффективного характера».
    Комплексы – вытесненные в подсознание, аффективно окрашенные воспоминания и мысли.
    По мнению Юнга, чаще всего причиной возникновения комплекса является психотравмирующая ситуация. Она «эмоционально акцентуирована, и к тому же несовместима с привычной позицией сознания». Это образ имеет автономность и, как правило, сознательно не контролируется личностью. Комплекс может быть подавлен волевым усилием, однако, от этого он не исчезает и не вылечивается, и при первой же возможности проявляется вновь. Комплексы могут проявляться в сновидениях, поведении, паттернах взаимоотношений, а также в иных бессознательных состояниях (состояния алкогольного опьянения, бред, галлюцинации). То есть, можно сказать, что комплексы проявляются в ситуациях, когда сознание (воля) не в состоянии их подавлять, то есть в ярких проявлениях бессознательного. Из чего следует, что комплексы автономны и, как писал Юнг, «не только человек владеет комплексами, но и комплексы владеют людьми».
    Понятие комплекс неполноценности вводит Альфред Адлер – австрийский психолог, психоаналитик, неофрейдист, создатель индивидуальной психологии.
    Комплекс неполноценности по Адлеру – патологическое чувство, обязательно требующее легкой компенсации и особого удовлетворения и в то же время препятствующее достижению успеха, увеличивая барьеры, уменьшая при этом резервы мужества.
    Комплекс неполноценности может зародиться ещё в раннем детстве из чувства неполноценности.
    Чувство неполноценности – переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности.
    Чувство неполноценности – ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.
    Адлер считал, что чувство неполноценности испытывает любой ребёнок. Он слаб, беспомощен, видит свою зависимость от старших и неспособность самому решать многие свои проблемы. Многие игры, дела ему не разрешаются, не доверяются. Когда ребёнок выполняет какую-либо задачу (рисование, бег, игра и пр.), он понимает, что справляется с ней значительно хуже, чем взрослый. Все эти сравнения себя с более взрослыми детьми или с взрослыми людьми порождают у ребёнка чувство собственной неполноценности. Оно проявляется впервые, когда ребёнок сталкивается с первым сопротивлением на пути достижения цели.
    Адлер говорит, что чувство неполноценности является главной движущей силой развития общества. Если бы ребёнок не имел чувства неполноценности, он бы не стремился к успеху.
    Чувство неполноценности компенсируется чувством превосходства. Именно благодаря постоянному стремлению к превосходству личность развивается. Стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если человек не испытывает чувства неполноценности, то у него нет и стремления добиваться успеха. Адлер утверждал, что «фактически именно стремление к превосходству формирует разум и психику человека».
    Патологическим чувство неполноценности становится тогда, когда это чувство не способствует развитию личности, тормозит полезную активность человека, мешает построению отношений в обществе, действует на личность деструктивно. В таком случае можно говорить о появлении комплекса превосходства. Комплекс превосходства пробуждает у человека желание властвовать, доминировать, подавлять и прочим образом реализовывать разрушительные тенденции в общении с другими личностями.
    Комплекс превосходства – установка, безосновательная убеждённость человека в том, что он по своим психологическим или физическим свойствам якобы превосходит других людей.
    Комплекс превосходства является реакцией на комплекс неполноценности и степень его развитости прямо пропорционально степени развития комплекса неполноценности.
    Комплексы неполноценности и превосходства – невротические проявления психики. Адлер считал, что комплекс неполноценности – основной источник неврозов.
    С мнением Адлера не согласился Зигмунд Фрейд. Он критически относился к понятию комплекса неполноценности, считая его искусственным. Он согласился с тем, что осознание личностью своей неполноценности является неким стимулирующим фактором в достижении некоторых успехов, благодаря механизмам компенсации. Однако, он считал, что неполноценность органов человека не всегда даёт повышенную работоспособность человека и развитие способностей (сверхкомпенсация). Он говорил о наличии у человека природной одаренности.
    Фрейд тоже говорил о чувстве неполноценности, но ссылался на их эротическое происхождение. «Ребёнок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Единственный орган, который может рассматриваться, как неполноценный, это рудиментарный пенис, клитор девочки».
    Фрейд говорит о понятии идентификации, то есть уподоблении чужому Я, подражании ему, попыткой поглотить чужую личность. Это связано с Эдиповым комплексом, и как следствие привязанности личности к родителям, а в случае их утраты, к другим лицам.
    Он размышляет о том, что чувство неполноценности скорее связано с напряжением между Я и Сверх-Я личности. Сверх-Я выступает носителем Я-идеала, совершенства которого Я всегда пытается достичь. Иногда Сверх-Я обладает идеальными чертами родителей человека, в другом случае, это могут быть черты другого человека (идола). Сверх-Я является неким наблюдательным органом, который так же и карает, винит за несоответствие или неправильное достижение целей личностью.
    Если обобщить мнение Адлера и Фрейда, можно сказать, что наличие комплекса неполноценности на самом деле предполагает глубокий и жесткий самоконтроль в отношении поставленных личностью самой себя в отношении поставленных задач и планов развития, предвзятое к себе отношение, где всегда проявляется внутреннее обвинение личностью самой себя.
    Итак, Адлер полагал, что чувство неполноценности – нормальное, присущее всем с рождения чувство, которое и является толчком к развитию личности.
    При чтении литературы я столкнулась с мнением другого рода. В своей статье «Стремление к превосходству как одно из основных влечений» Исаак Розет указывает на то, что не чувство неполноценности, а наоборот, стремление к превосходству является фундаментальным мотивом для развития любого организма. Биологические предпосылки стремления к превосходству раскрыл Дарвин в учении в половом отборе. Именно стремление к превосходству способствует выживанию особи в природе, её развитию и успеху в продлении рода.
    Вопреки теории Адлера, стремление к превосходству является не желанием компенсировать чувство неполноценности, а «исходным влечением». Розет отмечает, что нельзя рассматривать половую страсть, как стремление подавить волю своего партнёра и одержать верх над ним, также как в суицидальных желаниях нельзя усматривать намерение «преодолеть всяческие препятствия».
    С последним утверждением я согласна и попробую обосновать данное мнение, как верное.
    Полагаю, что как комплекс неполноценности направлен на саморазрушение (негативное болезненное испытание собственной недооценки), так комплекс превосходства направлен на разрушение общественной среды личности. Можно говорить о перенаправлении вовне агрессии, которую порождает ощущение человеком комплекса собственной неполноценности.
    Подобная же реакция перенаправления агрессии наблюдается при испытании человеком чувства вины перед кем-либо. Сначала личность испытывает вину за поступок, затем, начиная оправдываться, обвиняет того, перед кем провинился. Речь о чувстве вины при испытании чувства или комплекса неполноценности вели и Адлер, и Фрейд. Этот защитный механизм способствует сохранению психики и целостности человека, давая ему энергию к продолжению борьбы. Если такой механизм не работает, то длительное самоуничижительное смирение со своей несостоятельностью и ненужностью приводит к депрессивным состояниям, меланхолии, и, как крайний случай, к суициду. Как раз полная уверенность личности в собственной ничтожности, не даёт никаких сил для борьбы и развития. Поэтому однозначно утверждать о происхождении суицидальных наклонностей, как попытки доказать, что личность может всё, нельзя.
    Теперь сравним широту понятий чувства неполноценности и стремления к превосходству. Чувство неполноценности проявляется, как сказал Адлер, при сопротивлении среды в достижении человеком потребностей. Но стремление к превосходству проявляется не только при наличии противодействия, а также и в быту, в повседневной жизни человека, даже там, где не с кем бороться или борьба не имеет смысла. Например, ребёнок упорно выполняет трудную работу без контроля наедине с собой, мы быстро перебегаем дорогу на красный свет, хотим проскочить в очереди быстрее всех, получить привилегии, дети, играющие в игру, большую часть времени тратят не на саму игру, а на споры, кто выиграл и т.п. Подобные факты говорят о том, что у человека есть стремление к превосходству, не основанное на чувстве неполноценности.
    Если стремление к превосходству основано на преодоление чувства неполноценности, оно носит разрушительный характер и как раз проявляется, как защитная реакция человека (агрессия). В подобных случаях стремление к превосходству имеет стрессовый характер, как ответ на раздражитель. Оно может выражаться в подавлении воли другого человека, попытке унизить, подчинить и тому подобных разрушительных тенденциях. В иных случаях, стремление к превосходству будет являться нормальной биологической потребностью человека, не нарушающей чьи-либо права.
    Стремление к превосходству, возникшее в результате развития чувства или комплекса неполноценности, является защитной реакцией организма на осознание собственной уязвимости. Полагаю, подсознательно, на биологическом уровне, страх потерять значимость сопоставим с животным страхом лишиться еды, жилья и, возможно, жизни. В таком случае, стремление к превосходству может рассматриваться, как попытка человека защитить свою жизнь.
    Если принять, что стремление к превосходству является основой человеческого существования и реализуется (удовлетворяется) во многих сферах взаимодействия человека (семья, работа, спорт, друзья, хобби, здоровье, родственники и пр.), тогда можно предположить, что комплекс неполноценности развивается в условиях, если стремление к превосходству не удовлетворяется сразу в большинстве сфер (например, и в семье, и на работе, и в спорте) и длительный срок подавляется средой, окружающей личность, в связи с чем приобретает патологический характер и тогда уже меняет картину мира человека и, как следствие, его отношения с окружающими (с социумом).
    Подытожу первую главу, в которой я рассматривала понятие «комплекс неполноценности».
    Комплекс неполноценности – необоснованное ощущение человеком своей неполноценности, сопровождающееся ощущением собственной ограниченности, неприспособленности, ненужности и одиночества, мешающее развитию личности и его эффективному социальному взаимодействию.
    Комплекс неполноценности может развиться из чувства неполноценности. Чувство неполноценности – болезненное ощущение собственной малозначимости, которое порождает патологическое (разрушительное) стремление к превосходству, т. к. является защитной реакцией психики человека в ответ на осознание собственной уязвимости.
    Стремление к превосходству – биологическая основа развития личности, которая присуща всем индивидам с рождения. Стремление к превосходству может принять вид комплекса превосходства, если в личности развивается комплекс неполноценности. Таким образом, проявление комплекса превосходства – это и есть признак наличия комплекса неполноценности.
    2. Условия, предполагающие развитие комплекса неполноценности
    Картина мира и чувство неполноценности.
    Вернёмся к понятию чувства неполноценности. По Адлеру, именно чувство неполноценности может перерасти в комплекс неполноценности, если будет соблюдено одно (или хотя бы одно) из трёх условий: физическая неполноценность, гиперопека взрослых, недостаток опеки взрослых.
    Чувство неполноценности присуще всем детям с рождения, уверяет Адлер. Так ли это?
    Итак, чувство неполноценности – ощущение своей малозначимости, ущербности. С какого возраста можно было бы говорить о наличии у ребёнка чувства неполноценности? Полагаю, что младенец, лежащий в кроватке, вряд ли способен осуществлять какие бы то ни было сравнивающие мыслительные процессы. С рождения младенец живёт в режиме удовлетворения собственных потребностей в еде, сне, тепле, питье и удобстве. На этом этапе ребёнок не в состоянии сравнивать себя с кем-то ещё, просто потому, что самого по себе понятия «я» у него не существует. Этот период некоторые авторы называют этапом «выживания» и длится он с рождения и до 3,5 лет.
    На этапе развития от полутора до трёх лет ребёнок отделяет себя от мамы и окружающего мира. У него появляется понимание «я». Он проявляет интерес к себе, исследует себя, позволяет себе исследовать свои возможности, которые значимы для достижения желаемого. У ребёнка проявляется интерес к миру. Интерес – способ создания картины мира, основанной на реальности. Интерес ещё можно определить как деятельность по задаванию вопросов и поиску ответов на них. На этом тапе развития именно интерес к миру является стимулирующим фактором для развития ребёнка (ребёнок ползёт к интересной ему игрушке, учится вставать, чтобы достать что-то повыше, учится ходить, чтобы двигаться быстрее и т.п.). Основным мотивом интереса является достижение своих целей. Это может быть как игрушка, мамина вещь или другой предмет, так и овладение конструктором, пластилином, научение быстро бегать и развитие прочих навыков. Ребёнок вынужден добывать для себя некоторые блага.
    Кроме того, ребёнок склонен повторять за более взрослыми людьми (явление импринтинга). Его цели могут быть не только иметь какую-либо вещь, но и стремиться развить навыки, способствующую её добыче. Вряд ли трёхлетний ребёнок, воруя мамины ножницы, чтобы научиться подстричь себе чёлку, делает это, потому что чувствует свою неполноценность оттого, что мама владеет ножницами лучше и хочет доказать кому-то свою состоятельность. Движущей силой для развития ребёнка на этом этапе является именно интерес ко всему миру. Этот живой интерес даёт ребёнку энергию для познания мира. (К вопросу энергии познания я ещё вернусь, когда буду рассматривать понятие гиперопеки.)
    Предполагаю, что чувство неполноценности может возникнуть у ребёнка в возрасте 4-5 лет. В это время (по Адлеру) у ребёнка должно развиваться социальное чувство и гибкость. Это возраст самостоятельной регуляции поведения. В это время самооценка ребёнка полностью зависит от оценки взрослого – от его похвал и критики. Самостоятельная оценка начинает формироваться, как правило, лишь в среднем и старшем школьном возрасте, а может и не сформироваться вообще. Итак, возраст, когда можно сформировать у ребёнка чувство неполноценности начинается с трёх лет. Я не зря употребила слово, «сформировать», возлагая ответственность за появление этого чувства именно на родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребёнка является авторитетным.
    В этом же возрасте ребёнок формирует отношение к среде, в которой живёт. Другими словами, ребёнок формирует картину мира, а именно представление об основных понятиях, действующих в окружающем его мире.
    Через призму картины мира он воспринимает всё происходящее вокруг. Карен Хорни указывала на решающее значение в развитии личности отношений между родителем и ребёнком.
    Хорни говорила, что в случае, если родители относятся к ребёнку хорошо, проявляют любовь, внимание, тепло по отношению у ребёнку, удовлетворяя его потребность в безопасности, у ребёнка формируется базальное доверие к миру. Наоборот же, если родители лишали ребёнка в чувстве безопасности, отвергали его, насмехались над ним, чрезмерно опекали или сравнивали, а также вели себя сумасбродно, у ребёнка формируется базальная враждебность. Ребёнок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Подавленные чувства негодования и враждебности проявляются во всех взаимоотношениях ребёнка с другими людьми сейчас и в будущем. Базальная тревога – интенсивное ощущение отсутствия безопасности. Ребёнок ощущает враждебность среды и своё бессилие перед нею. Он не верит в свои силы, не в состоянии противостоять трудностям. Он заранее готов обороняться, всегда находится в напряжении (базальная тревога).
    Другой взгляд на формирование у личности уверенности в себе и доверия миру, основан на том, что понятие «базового доверия к миру» является весьма спорным в психотерапии. Человек, наделённый таким доверием, может воспринимать мир, как лишённый опасностей. Важная способность, которую должно дать ребёнку воспитание – способность обобщать свои представления о причинно-следственных связях до уровня наиболее общих жизненных закономерностей. То есть, роль родителей – дать ребёнку такой воспитание, чтобы он мог воспринимать мир таким, каков он есть, реально осознавая возможные опасности этого мира, принимать их, находя эффективные методы преодоления трудностей. Было бы правильно, если бы у ребёнка формировалось ощущение «разного мира» или «реального мира».
    В возрасте от 4 до 9 лет у ребёнка развивается так называемое базовое умение прилагать усилия. В этот период ребёнок прилагает усилия к достижению поставленной цели и достигает или не достигает её. Ребёнок учится достигать цели не только прямо, но и не делать чего-то, если даже это сильно хочется, но помешает достижению стратегической цели. Или наоборот, делать что-то, чего не хочется делать, ради достижения той самой цели.
    Ребёнок научается расставаться, т. к. взрослые люди могут лишить его того, что он имел или к чему стремился. Самые важный навык, который должен приобрести ребёнок на этом этапе своего развития – принимать на себя ответственность за достижение своих целей, правильно предполагать последствия их достижения или не достижения, принимать спокойно утраты и промахи.
    Для правильного развития этого навыка родители должны соблюдать некоторые правила:
    предлагать ребёнку выбор между разными вариантами поведения, помогая определять последствия каждого из них;
    давать необходимый объем ответственности за свои поступки;
    обеспечивать права в выборе своих действий;
    дозировать свою помощь ребёнку и давать её в таком количестве, чтобы ребёнок мог сам оценивать необходимое количество усилий для совершения действия;
    служить ребёнку примером ответственного поведения.
    К этому списку можно ещё добавить обязательство родителя отмечать достижения ребёнка, способность радоваться вместе с ним, чтобы он ощущал близость и любовь родителей.
    Если базовое умение прилагать усилия не будет сформировано, у ребёнка возникнут трудности в способности ставить цели и эффективно достигать их. Рассмотрим, какие трудности могут быть развиты и как они отразятся на взаимоотношениях ребёнка с социумом.
    Итак, формирование комплекса неполноценности тесно связано с понятиями «картина мира» и «базовое умение прилагать усилия». Как первое, так и второе понятия зависят от поведения взрослых в отношении ребёнка, а конкретно родителей (или опекунов ребёнка). Рассмотрим, какие стратегии поведения родителей способствуют формированию комплекса неполноценности.
    Гиперопека.
    Это поведение родителей, при котором они избавляют ребёнка от столкновения с жизненными трудностями, берут на себя разрешение всех его проблем, не давая возможности ему приложить необходимые усилия и разобраться с последствиями этих усилий. В таких условиях у ребёнка формируется картина крайне благостная мира, возникает, если можно так сказать, излишнее доверие к миру. Он недооценивает опасности и сложности, с которыми можно столкнуться при решении задач, и при этом переоценивает свои способности, полагая, что всё решится легко, как всегда.
    Так как родители лишали ребёнка возможности научиться оценивать цели и задачи, свои усилия, которые необходимы для достижения этих задач, а также переживать потери и неудачи, ребёнок оказывается неспособен правильно определять приоритеты, строить планы и грамотно распределять энергетические затраты. Ребёнок не привык принимать на себя ответственность за свои действия. В таком случае воспитывается безответственность.
    Родители таких детей склонны перехваливать своих детей, преувеличивать их способности, возвеличивать их личность по сравнению с другими детьми. Ребёнок привыкает быть как бы на пьедестале почёта, в центре внимания, на особом счету. Таким образом, биологическое стремление к превосходству, о нормальном существовании которого у человека я писала в первой главе, искусственно усиливается. Уже на этом этапе формирования личности и её осознания себя ребёнок ощущает потребность в превосходстве над всеми. В таком случае, комплекс превосходства начинает формироваться ранее, чем комплекс неполноценности. Это обусловлено тем, что, как писал Адлер, чувство неполноценности начинает формироваться тогда, когда личность начинает сталкиваться с первыми неудачами. Первые неудачи ребёнка, окружённого обожанием и гиперопекой, могут начаться позже, когда он будет вынужден справляться со своими проблемами сам.
    Ещё одно важное последствие гиперопеки, о котором стоит сказать. У ребёнка формируется отсутствие недоступных потребностей. Наличие недоступных потребностей формируют интерес к достижению цели, интерес к планированию и мечтаниям. Интерес вообще к достижению целей пропадает, впоследствии проявляется также и снижение интереса к доступному. Человек сосредоточен не на деятельности или её процессе, а на эффекте, который они производят на окружающих.
    Постоянное достижение целей в детстве развивает навык получение «энергии достижения цели». Она может существовать независимо от результата работы, то есть человек умеет получать удовольствие от самого процесса работы. В случае, если у ребёнка навык энергии достижения цели сформирован, он не попадает во фрустрацию в случае не достижения цели. Он будет иметь силы искать новые средства достижения желаемого. Человек же, целиком зависящий от результата, в случае неудачи, чувствует себя опустошенным, обессилевшим, нередко впадает в депрессию и очень долго находится в состоянии неспособности ставить перед собой новые цели и тем более их достигать.
    Кроме того, ребёнок, которому всё давалось легко, не научен переживать потери, к которым относится и невозможность добиться цели. Каждая потеря или недостигнутая цель является сильнейшим стрессом.
    Полагаю, что комплекс неполноценности у таких людей формируется во время, когда он попадает в реальную жизнь и терпит первые неудачи. Таким же стрессом, почвой для формирования комплекса неполноценности могут быть насмешки ровесников, родственников и других людей, которые начинают обращать внимание на неспособность ребёнка добиваться целей самому. Дразнилки, клички типа «маменькин сынок», насмешки, заставляют ребёнка обратить внимание на свои реальные способности. Осознание истинной причины своих удач, приводят ребёнка к мысли о понимании собственной слабости и порождению чувства неполноценности, которые в совокупности с гиперразвитым комплексом превосходства быстро перерастает в комплекс неполноценности. Ребёнок испытывает трудности социализации, и наступают последствия, о которых я буду писать позже в следующей главе.
    Недостаток родительской заботы.
    Ещё Фрейд писал, что чувство неполноценности формируется из-за недостатка родительской любви к ребёнку. Адлер с ним в этом был солидарен.
    Теперь посмотрим, как формируется этот механизм.

  8. 1. найдите среди данных предложений односоставные. а. не плачь попусту. б. часам к двум по полудню началась гроза. в. уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (с. есенин) г. тротуары заливают асфальтом. 2. определите тип предложения ночь как год. а. односоставное б. двусоставное 3. какое из данных утверждений является неверным? определённо-личные предложения- это… а. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) б. односоставные предложения в. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. найдите безличное предложение. а. ещё не успевшая остыть земля излучало тепло. б. хорошо в зимнем лесу! в. в воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. г. газеты приносят утром. 5. определите тип предложения тропинки в лесу замело снегом. а. двусоставное б. определённо-личное в. безличное г. неопределённо-личное 6. какая схема соответствует предложению россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? а. [ двусост.] , и [двусост. ] б. [ двусост.] , и [определённо-личн. ] в. [ двусост.] , и [неопределённо-личн. ] 7. укажите предложения, строение которых соответствует схеме [ двусост.] , и [ безл.] . (знаки препинания не проставлены) . а. ещё молчаливы леса и в небе звенеть некому. б. уже смеркалось и надо было возвращаться домой. в. небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи. г. ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев. 8. найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а. луна зашла за мыс, и огня не стало видно. б. под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень. в. рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце. г. громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики. 8. найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а. хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. б. уже смеркалось, и в комнате стало темно. в. прочитайте гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. г. пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.


  9. Карта сайта
    Схемы по русскому языку
    Орфография
    Пунктуация
    Морфология
    Синтаксис
    Итоговое сочинение
    Структура Итогового сочинения
    Образцы Итогового сочинения
    Направления 2018-2019 уч.года
    Направления 2017-2018 уч.года
    Направления 2016-2017 уч.года
    ЕГЭ- 2018.
    Как выполнять задание №…
    Словарики ЕГЭ
    Орфоэпический словник 2018
    Словарик паронимов
    Словарь средств выразительности
    Фразеологизмы к ЕГЭ
    ОГЭ -2018.
    Варианты заданий ОГЭ. Примеры выполнения
    Функции средств выразительности
    Сочинения формата ОГЭ-2018
    Нравственные понятия (15.3)
    Аудиотексты для написания изложения
    Устное собеседование. 9 класс. Примеры
    Сочинение формата ЕГЭ
    ЕГЭ-2017. Тексты и проблемы сочинений
    Проблемы и список литературы к ним
    Тексты для сочинений по проблемам
    Структура сочинения
    Шаблон сочинения
    Речевые конструкции
    Вступление+завершение
    Вступление+завершение (примеры)
    Аргумент из личного опыта
    Мотивирующие короткометражные фильмы
    Притчи
    Афоризмы
    Архив лучших сочинений
    Читальный зал
    Форум
    Зачёты по русскому языку
    Тесты
    11 класс. ЕГЭ
    9 класс. ОГЭ
    8 класс
    7 класс
    6 класс
    Последний звонок. Выпускной. Сценарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *