Сочинение на тему компьютер и здоровье 7 класс

7 вариантов

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29
    Классный час
    «Компьютер и здоровье школьников»
    Учитель: Еременко Екатерина Викторовна
    Класс: 10 «Б»
    Дата проведения:17.09.09
    2009 – 2010 учебный год
    Цели:
    – дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;
    – заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;
    – объяснить роль здоровья в жизни человека.
    Ход занятия
    Учитель: Здравствуйте ребята. «Здравствуйте!» – мы ежедневно повторяем это приветствие.
    Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
    Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.
    1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!
    2. Всероссийская диспансеризация 2002г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% – имеют отклонения в здоровье, у 16% – хронические патологии.
    3. В нашей гимназии.
    Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего классного часа является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.
    И девизом нашего мероприятия я предлагаю сделать следующие слова:
    «Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»
    Но сначала давайте уточним, а что такое здоровье?
    – Здоровье – это когда тебе хорошо.
    – Здоровье – это когда ничего не болит.
    – Здоровье – это красота.
    – Здоровье – это сила.
    По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.
    Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
    Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?
    – сидячее положение в течение длительного времени;
    – электромагнитное излучение;
    – перегрузка суставов кистей рук;
    – повышенная нагрузка на зрение;
    – стресс при потере информации.
    Рассмотрим эти факторы по отдельности
    (слово предоставляется нескольким ученикам)
    Сидячее положение
    Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.
    Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.
    Демонстрация упражнений
    Электромагнитное излучение
    Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.
    Перегрузка суставов кистей рук
    В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
    Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС). И именно им в настоящее время страдают пользователи персонального компьютера, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.
    Демонстрация комплекса упражнений
    Повышенная нагрузка на зрение
    Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.
    Комфортное рабочее место.
    Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.
    Гимнастика для глаз.
    Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.
    Демонстрация комплекса упражнений
    Стресс при потере информации
    Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.
    Мы провели анкетирование учащихся нашего класса, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.
    Анкета
    1. Есть ли у вас дома компьютер?
    2. Умеете ли вы работать на компьютере?
    3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
    4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?
    5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
    6. Играете ли вы в компьютерные игры?
    7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
    8. Легко ли вы отрываетесь от игры?
    9. Есть ли у вас постоянное желание играть?
    10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
    11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?
    12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
    13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
    14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
    15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
    16. Посещаете ли вы игровые залы?
    17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?
    18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
    19. В какие игры вы любите играть?
    20. Как вы думаете: какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
    Анализ результатов
    По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 84% учащихся имеют дома компьютер; 95% учащихся умеют работать на нем, при этом 47% учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 53% – с 10-12 лет.
    Нормой считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 часов – 53%, от 4-10 часов – 40%, не работают каждый день – 3% учеников.
    В компьютерные игры играют 100% учащихся, постоянно играют – 50%, от 4 до 10 часов – 42% учеников. Существенно, что 95% учеников любят игры, в которых присутствует террор и насилие.
    Среди опрошенных 42% учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. К первым ее признакам относится следующее:
    – ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
    – провел хотя бы одну ночь у компьютера;
    – прогулял школу – сидел за компьютером;
    – приходит домой и сразу садится за компьютер;
    – забыл поесть, умыться (раньше такого не было);
    – пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
    – конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
    Около 32% учащихся отметило, что посещают игровые залы, что также свидетельствует о возникновении компьютерной зависимости.
    Компьютер предпочли спорту 15% человек, а общению с другом – 5%; 0% учащихся выбрало чтение книги и 90% прогулку вместо компьютера; а 5% учеников ответил, что непосредственному общению они предпочитают общение через компьютер.
    Нарушение зрения наблюдается в нашем классе у 20% учащихся, но гимнастику для глаз делают только 11%.
    Выводы
    Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.
    Учитель: В конце нашего обсуждения мы хотим всем раздать рекомендации при работе на компьютере и надеемся, что вы будете им следовать, а следовательно, позаботитесь о своем здоровье.
    Рекомендации при работе на компьютере.
    1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.
    2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.
    3. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.
    4. Каждый час делать комплекс упражнений для кистей рук.
    5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.
    6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

  2. Компьютер в жизни каждого человека играет огромную роль. Сейчас мы не мыслим себе и дня без выхода в сеть и других развлекательных развлечений, которые нам предоставляют компьютерные технологии.
    Компьютер уже стал большой частью моей жизни. Я ежедневно обращаюсь к нему за ответами на свои вопросы. Так как я учусь в школе, домашнее задание – это то, что есть всегда и в большом количестве, и с его решением мне помогает именно компьютер. Для того чтобы как можно быстрее решить все задание и понять всю его суть, я открываю интернет и нахожу все правила, которые мне необходимы. В таких случаях я понимаю, что компьютерные технологии в моей жизни занимают одно из основных мест.
    Так же как и каждому ребенку, родители мне не разрешают долго сидеть за экраном. Объясняют они это тем, что он имеет плохое излучение, что плохо влияет на организм. Если разобраться в том, полезен компьютер или нет людям, можно отметить несколько плюсов и минусов.
    Позитивные стороны – это возможность повсеместно и повсечасно найти любую необходимую информацию. Она будет структурирована и расположена с максимальной комфортностью для посетителей данного сайта. Из положительных моментов можно еще выделить более глобальный момент – это то, что человечество не стоит на месте, и мы имеем возможность пользоваться наиболее современными технологиями, которые значительно расширяют наши возможности.
    Что касается негативных сторон, то тут намного сложнее, ведь в обмен на удобство и комфорт мы должны отдавать свое здоровье. Сидя за компьютером часами мы здорово подрываем свое здоровье. Падает зрение, нервная система расшатывается, ведь на нас сыпется огромный объем нефильтрованной информации, которая здорово влияет на нас.
    Все это и так ясно каждому из нас, но как показывает практика – удобства для человечества стоят на первом месте. Мы готовы портить свое здоровье, но получать информацию ежеминутно, мы готовы подрывать нервную систему, вместо того, чтобы пойти в библиотеку и прочитать необходимую книгу.

  3. 3
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    МБОУ СОШ №14
    Исследовательская работа
    « Компьютер и здоровье школьника»
    Автор:
    учитель информатики и ИКТ
    Дорофеева Н.В.
    г. Арзамас
    2013 год
    «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
    В.А.Сухомлинский
    В связи с процессом глобальной компьютеризации в жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.
    Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.
    Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения.
    Цель работы – изучение влияния компьютера на здоровье школьников.
    Задачи:
    изучение прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника,
    влияние компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на
    возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании,
    Интернет-зависимости и т.п.).
    разработка комплекса упражнений комплексы упражнений для снятия
    усталости с глаз, с пальцев рук, плечевого пояса и рук, для улучшения мозгового кровообращения.
    Методы исследования:
    Анализ научной литературы.
    Анкетирование семиклассников.
    Анализ полученных результатов
    Беседа по итогам анкетирования.
    Проведению анкетирования предшествовало предварительное ознакомление с возможными вредными факторами, действующих на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.
    Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
    сидячее положение в течение длительного времени;
    электромагнитное излучение;
    перегрузка суставов кистей;
    повышенная нагрузка на зрение;
    стресс при потере информации.
    Сидячее положение
    Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
    Электромагнитное излучение
    Вопрос о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭМИ всех диапазонов длин волн на организм человека.
    Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которого в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов другой природы, например ксенобиотиков, вирусов и т.п.
    Перегрузка суставов кистей рук
    В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
    В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств – вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС
    В наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.
    Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.
    Повышенная нагрузка на зрение
    Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
    Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения… Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.
    Стресс при потере информации
    Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.
    Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
    Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п.
    Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:
    – увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
    – ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
    – ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой;
    – хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с  компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на
    минуту.
    На уроках информатики и ИКТ, в зависимости от содержания учебного материала, мы планируем вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижение перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. После объяснения нового материала для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы, обязательно проводим динамические паузы.
    Учащимся 5-6 классов можно предложить выполнить такие действия:
    Встаньте и покажите, как распускается цветок.
    Покажите, как ветер качает дерево.
    Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.
    Сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта — ваш трон.
    В 7-8 классе можно предложить одному из учащихся выйти к доске и, имитируя движение робота, выполнить несколько несложных движений, а задача остальных учеников повторить их.
    Кроме этого, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями на уроке информатики и ИКТ являются упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут работы. Физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости.
    В наших кабинетах информатики имеются распечатанные комплексы упражнений для снятия усталости с глаз, для снятия усталости с пальцев рук, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для улучшения мозгового кровообращения.
    При рассмотрении многих тем предлагаем учащимся для работы на уроке практический материал по здоровьесбережению.
    При изучении в текстовом процессоре темы «Работа со списками», учащиеся набирают упражнения для снятия напряжённости и усталости при работе на компьютере, упражнения для пальцев рук. Для разработки тестов, анкет тема ученику может быть предложена соответственно со здоровьесберегающими технологиями. Учащиеся 11 класса создают базы данных «Витамины при работе за компьютером», десятиклассники выполняют минипроекты «Компьютер и здоровье», «Вредным привычкам – нет!»
    Чтобы уменьшить стресс, возникающий при потере информации, с первых уроков учим пятиклассников сохранять информацию в свою папку. Также объясняем учащимся, что на компьютере должна быть установлена антивирусная система, которая должна обновляться, поскольку вирусы не дремлют и можно проститься с важной информацией. Для особо ценной информации необходимо делать резервные копии.
    Работоспособное состояние школьников в учебном процессе, возможность длительно поддерживать умственную деятельность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно спланированного урока.
    Зная, почему работа на компьютере отрицательно влияет на организм и как это устранить, соблюдая меры защиты, можно на рабочем месте учащихся создать обстановку, не вызывающую нарушений в здоровье.
    Ученикам 7 класса было предложено ответить на вопросы анкеты.
    Анкета
    Есть ли у вас дома компьютер?
    В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
    Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?
    Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
    Играете ли вы в компьютерные игры?
    Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
    Легко ли вы отрываетесь от игры?
    Есть ли у вас постоянное желание играть?
    Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
    В ходе анкетирования было опрошено 84 семиклассника.
    Результаты
    Есть ли у вас дома компьютер?
    В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
    Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?
    Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
    Играете ли вы в компьютерные игры?
    Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
    Легко ли вы отрываетесь от игры?
    Есть ли у вас постоянное желание играть?
    Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер
    Выводы
    Почти у всех семиклассников дома есть компьютер. Большинство ребят играют в компьютерные игры, как показывают результаты анкетирования ребята легко отвлекаются от компьютерной игры, не испытывают постоянного желания играть.
    Семиклассники знают нормы работы за компьютером для своего возраста, и большинство соблюдают их. Ребята отдают предпочтение занятиям спортом и прогулкам на свежем воздухе.
    Это радует и показывает, что работа классного руководителя и учителей информатики по разъяснению норм работы за компьютером, пользе занятия спортом и прогулок на свежем воздухе достигает своей цели.
    Список литературы
    Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М: ФиС, 1991.
    В.В. Самодумская, Ю.А. Лежнёва Физкульт-привет. –Мн.:Красико-Принт, 2006
    Интернет-сайты http://www.goodsmatrix.ru/
    http://zakalivanie.ru/
    Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.
    Интернет-сайты:http://medik.al.ru/baby/zakalivanie.htm
    http://www.ameno.ru/beauty/health/2233.html
    http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/112086.html
    [email protected]
    [email protected]
    Приложение
    Упражнения для глаз
    Слово «упражнение» у многих ассоциируется с тяжёлыми нагрузками, сбивчивым дыханием, стальными мышцами и нереальными растяжками. Конечно, бывает и такое, но часто мы не осознаём самого главного: важны не сами усилия, а результат. Упражнения для глаз не покажутся вам сложными и не займут много времени.
    15-20 минут в день действительно способны изменить жизнь ваших глаз к лучшему. Они уменьшат напряжение и даже помогут вылечить некоторые нарушения. Лучше начать делать их прямо сейчас, ведь чаще всего о необходимости делать что-то люди узнают тогда, когда делать что-либо становится слишком поздно. Почему бы не стать счастливым исключением? Ведь в выигрыше от этого останетесь только вы.
    Как и любые другие мышцы, мышцы глаз нуждаются в постоянных, но умеренных нагрузках. Стоит ли объяснять шефу, что более чем один-два часа за компьютером в день могут нанести глазам непоправимый ущерб. Не стоит – ведь тренировать глаза не так сложно, как кажется. Чтобы глаза не слишком напрягались, чаще отводите взгляд. Да-да, именно взгляд, для этого не обязательно вставать со своего места. Делайте паузы, а комплекс упражнений сделает их более эффективными и полезными.
    Упражнение 1
    Потрите ладони друг о друга, чтобы они стали тёплыми. Для этого можно также подержать их у батареи или помыть горячей водой. Затем закройте глаза и положите горячие пальцы на глаза. Руки не должны касаться век или упираться в надбровные дуги. Если вы сидите и хотите уронить голову на руки, просто обопритесь об них лбом. Затем посмотрите в темноту. Если вы видите просветы между пальцами, подождите до тех пор, пока не увидите темноту. Не торопитесь: на это упражнение нужно отводить от 5 до 15 минут в день.
    Упражнение 2
    Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно. Для его выполнения вам понадобятся прямые солнечные лучи или свет яркой настольной лампы. Закройте глаза, а затем, не открывая их, посмотрите на свет. Сидя лицом к солнцу, поворачивайте голову в стороны и вверх как можно дальше. Свет воздействует на боковое зрение, делая его острее и снимая стресс. Это упражнение ещё и очень приятное: вы будете удивлены, насколько тёплым покажется солнце даже в холодный осенний или зимний день.
    Упражнение 3
    Встаньте прямо, ноги на ширине плеч или чуть шире. Руки должны быть расслаблены. Посмотрите в окно или на противоположную стену комнаты. Затем перенесите вес тела на правую ногу и оторвите левую ступню от пола. Наклоняясь в сторону, сконцентрируйтесь на каком-нибудь объекте перед вами, например, дереве за окном. Двигаясь, вы заметите, что дерево как будто движется в сторону, противоположную направлению наклона. Повторите упражнение с другой ноги. Такую маленькую зарядку хорошо делать в середине рабочего дня, ведь она снимает напряжение не только глаз, но и спины.
    Упражнение 4
    Да, это на самом деле настолько просто. Сидя за монитором или бумагами, специально оторвитесь от работы и посмотрите на свой рукав или картину, висящую на стене. Это рекомендуется делать каждые полчаса, особенно если нет возможности встать со своего места и сделать полноценный перерыв.
    Упражнение 5
    Закройте глаза как можно плотнее и почувствуйте, как напрягаются мышцы глаз. Задержите это положение на три секунды, а затем резко откройте глаза. Такая резкая перемена заставляет глаза как следует расслабиться и особенно хороша в завершение зарядки для глаз. Чтобы снова перейти к работе, несколько раз моргните.
    Упражнение 6.
    Взгляд влево – прямо,
    вправо – прямо,
    вверх – прямо,
    вниз – прямо, без задержки в отведенном положении.
    Круговые движения глаз – от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом – как можно медленнее.
    Упражнение 7.
    Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.
    Упражнение 8.
    Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представьте себе погружение в полную темноту.
    Картинки для гимнастики

  4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»
    «Компьютер и здоровье школьников»
    Исследовательский проект
    Выполнила:         Карина Юрьевна Маликова
    4 «Г» класс
    Руководитель:   Наталья Сергеевна Виллер
    Учитель начальных классов
    Ленинск – Кузнецкий
    2013
    Введение
    Активная компьютеризация учебного процесса, поддержанная правительственными решениями РФ, выступает важнейшим средством, способствующим развитию современной школы, коренным образом изменяя привычные формы учебного процесса. Работа с компьютером возможна в преподавании практически всех школьных дисциплин, что позволяет реализовать новые педагогические технологии обучения школьников. Кроме того, компьютер, обладая явным преимуществом перед другими традиционными средствами обучения, является и средством воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала учеников.
    Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютеры облегчают работу людей, помогают в учебе и, конечно же, являются одним из самых любимых развлечений. А с появлением сети Интернет он стал еще и лучшим способом поиска информации, общения, отдыха, развлечения.  Многим людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. В школе появился предмет «Информатика», где обучают основам работы на ЭВМ. Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать ЭВМ. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома.
    Применение компьютеров в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование компьютеров на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию большинства учащихся к этим занятиям, и является фактором, способствующим повышению уровня функционирования организма [1].
    Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому мы решили исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника. Проект наш называется «Компьютер и здоровье школьника».
    Актуальность: Компьютерный мир заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому я решила исследовать влияние компьютера на здоровье школьников, личность которых еще только формируется, а значит более подвержена пагубному воздействию.
    Гипотеза: В результате проведённого исследования будут определены факторы воздействия ПК на здоровье учащихся.
    Объект исследования – учащиеся 4 «Г» класса.
    Предмет исследования – влияние компьютера на здоровье школьника.
    Целью данной работы является исследование косвенного влияния компьютера на организм школьника.
    В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
    1. Изучить литературу по данной проблеме.
    2.Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером
    3.Собрать и проанализировать данные о признаках нездоровья учащихся, проявляющих у них в процессе работы за компьютером
    4.Дать рекомендации по предотвращению и уменьшению проявленных признаков нездоровья
    5.Разработать комплекс упражнений для профилактики негативного воздействия на здоровье человека.
    Методы и приёмы, используемые в работе:
    анализ литературы;
    анкетирование;
    наблюдения;
    просмотр компьютерной сети Интернет;
    анализ полученных результатов.
    Глава I. Современный компьютер в жизни школьника
    Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств  связи.
    Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернета стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Таким образом, компьютер  с одной стороны привязал человека к себе, с другой  –  стал источником  множества заболеваний, связанных и с позвоночником, с органами дыхания, зрением и многими другими расстройствами организма и это ещё при том, что толком не изучено влияние на организм электромагнитного излучения, недостаточной ионизации воздуха и многих других факторов, и хотя человек ещё не так много лет знаком с компьютером, уже стали приобретать очертания профессиональные заболевания компьютерщиков, это в первую очередь и остеохондроз, и туннельный синдром, и зрительные расстройства. У проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – “человеческая” и “техническая” – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека.
    1.1. Негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей
    Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.
    Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
    Сидячее положение в течение длительного времени;
    Воздействие электромагнитного излучения монитора;
    Утомление глаз, нагрузка на зрение;
    Перегрузка суставов кистей;
    Стресс при потере информации.
    Сидячее положение
    Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: «напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие – простатит и геморрой, болезни, лечение которых – процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению»1.
    Воздействие на зрение
    Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
    В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения… Это явление получило название “компьютерный зрительный синдром”.
    Перегрузка суставов кистей рук
    «Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
    Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук».
    Стресс при потере информации
    «Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате такого стресса случались и инфаркты»
    1.2. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
    Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, правильному расположению монитора и обязательным перерывам во время работы.
    Комфортное рабочее место.
    Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
    Специальное питание для глаз.
    Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
    Гимнастика для глаз.
    Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
    Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять “глазной” комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
    Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо
    • каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут• закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты
    • проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.
    Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 15 минут, а в 15-17 лет – каждые 30 минут, перерыв должен длиться не менее 10 минут. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше – чередуйте их.
    Комплекс упражнений для улучшения зрения:
    1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
    2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
    3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
    4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
    5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
    6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко “соединятся”.
    7. Частое моргание глазами.
    8. Работа глаз “на расстояние”. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
    Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.
    Снять усталость глаз, помогут следующие упражнения:
    1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
    2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
    3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
    4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами “восьмерку” в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
    5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
    6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
    7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем – в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем – в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом – в обратном порядке.
    Гимнастика для усталых глаз
    1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
    2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам.
    3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
    4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
    5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.
    Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.
    1.3. Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером
    Хотим мы того или нет, но продолжительность сеансов работы с ПК в последние годы существенно возросла. Было бы наивно предполагать, что это незначительно сказывается на здоровье пользователей. Тем более что медицинская статистика по России утверждает, что только 20% компьютеризованных рабочих мест отвечает современным требованиям безопасности. Пренебрежение к эргономическим требованиям при работе с ПК может стать причиной стресса, повышенной утомляемости, ухудшения самочувствия, снижения остроты зрения и даже может привести к различным нервно-психическим расстройствам. Современной наукой разработан ряд простых рекомендаций,  выполнение которых позволит вам не только снизить ущерб, причиняемый своему здоровью, но и значительно повысить эффективность своего труда. Если вы хотите сохранить здоровье и улучшить самочувствие при работе с компьютером, необходимо соблюдать правила, выработанные врачами(приложение 3).
    Профилактика заболеваний позвоночника и суставов
    Для профилактики вышеперечисленных заболеваний следует как можно эргономичней организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и конечно же по возможности делать гимнастику, заниматься спортом.
    Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела,  при котором: спина и шея прямая, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой (90 гр.) (приложение 2).
    Профилактика заболеваний органов дыхания
    1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения.
    2. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой.
    Например: аквариум с рыбками (во-первых, увеличивает влажность, во-вторых, рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады (опять же, повышают влажность, а падающая вода является естественным ионизатором воздуха, хотя конечно эффекта как после дождя с грозой не будет, но всё же).
    3. После покупки компьютера, желательно включить и оставить его, на несколько часов, в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.
    Профилактика нервных расстройств
    1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти, почаще чистите мышку, что бы не бесил непослушный курсор и т.д.
    2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом (лучше 1 час с нормальной связью, чем 2 с не качественной).
    3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице, курите не за компьютером, а на балконе или где предусмотрено, но как можно дальше. Этот список можно продолжать ещё долго но главное, чего вы должны добиться, это того что бы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.
    Профилактика заболеваний органов зрения
    1. Требования к монитору:
    1.1 Количество цветов не менее 256.
    1.2 Размер зерна не более 0.28 мм
    1.3 Частота регенерации не менее 75 Гц
    1.4 Возможность регулировки яркости и контраста изображения.
    2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора)
    3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.
    4. При работе одновременно с книгой и монитором, желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг.
    5. Почаще протирайте экран монитора.
    6. Естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв), причём, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало.
    Защита от электромагнитного излучения
    1. По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).
    2. При покупке монитора необходимо обратить внимание на наличие сертификата.
    3. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.
    4. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать “спящий режим” для монитора.
    5. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами. Особое внимание стоит обратить на расстановку мониторов в офисах.
    6. По возможности сократите время работы за компьютером и почаще прерывайте работу.
    7. Компьютер должен быть заземлён. Если вы приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить, для этого специально предусмотрен провод, на конце которого находиться металлическая прищепка (не цепляйте её к системному блоку).
    Глава II . Исследовательская часть
    1. Результаты анкетирования
    В анкетировании приняли участие учащиеся 4 «Г» класса  МБОУ «СОШ №37» общей численностью 24 человека. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на здоровье школьника.
    Для выявления влияния компьютера на здоровье учащихся было проведено исследование в ходе, которого ученики прошли анкетирование, по разработанной мною анкете(приложение 1).
    Из 24 опрошенных, 19 (79%) учащихся имеют дома компьютер. Все опрошенные респонденты умеют работать на компьютере;
    От 30минут до часа проводят за компьютером 34% школьников. От часа до 2х часов – 28% опрошенных. 20% – 2 – 3часов. 15 % более 3х часов.
    Родители ограничивают времяпровождения за компьютером 53% школьников  и 47%  остаются без ограничения.
    На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 60% ответили, что знают, 40% ответили – нет.
    Опрошенные показали, что в целом все 100% знают о мерах профилактики для зрения, но применяет их на практике только 10%;
    Устают  глаза при работе с компьютером у 74% опрошенных ответили да,  у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому
    Только 10% из числа опрошенных делают гимнастику для глаз и делают перерыв на отдых.
    2.  Реализация профилактических мероприятий
    Я провела профилактическую работу среди одноклассников. Она включала в себя:
    – организация беседы с одноклассниками по теме «Компьютер и здоровье школьника»;
    – распространение памятки с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз.
    Выводы
    Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической.Многие компьютерные игры  вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
    В настоящее время в школьном образовании повсеместно используются новые информационные технологии. Более того, процесс восприятия материала требует от ученика более значительного, чем при других методах обучения, зрительного, умственного, статического напряжения. Восприятие информации с экрана телевизора или монитора компьютера значительно увеличивает зрительную нагрузку. Под влиянием работы на компьютере страдают, прежде всего, глаза, зрение. Различение знаков со светящегося экрана чередуется с переводом взгляда на клавиатуру, вызывает напряжение мышц двигательного аппарата. Статическая неподвижная рабочая поза вызывает усталость и боль в мышцах рук, шеи, плеч и спины, может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, ухудшению состояния здоровья школьников, к ухудшению внимания, снижению работоспособности, головным болям, общему утомлению учащихся.
    Задача ребенка, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, – снять или свести до минимума отрицательное влияние на здоровье учащихся.
    В процессе этой работы я поняла одну простую истину. Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть очень полезен для человека, может упростить для него массу задач и помочь в решении проблем. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Даже в процессе игры за компьютером дети развивают свою реакцию, улучшают возможности ориентации в пространстве и многое другое, в зависимости от вида игры.
    Но если не соблюдать режим работы за компьютере, польза легко может превратиться в серьёзный вред здоровью
    Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать. После занятий за ПК мы всегда проводим для своих глаз профилактические упражнения. Они просты в применении и не требуют много времени и места.
    Снять зрительное напряжение глаз можно, если:
    соблюдать все гигиенические требования к процессу обучения;
    ограничивать длительность занятий за компьютером, просмотром телепередач;
    проводить гимнастику для глаз (офтальмонтаж);
    правильно обустроить рабочее место;
    следить за правильной посадкой при работе за компьютером;
    использовать компьютерные программы, соответствующие возрасту, программы-тренажеры для глаз, программы, контролирующие время работы пользователя за компьютером;
    использовать успокаивающие заставки.
    Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
    Приложения
    Приложение 1 Анкета
    Есть ли у вас дома компьютер?
    Сколько времени вы проводите за компьютером?
    Ограничивают ли родители время работы на компьютере?
    Знаете ли вы какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
    Знаете ли вы о мерах профилактики для зрения?
    Устают ли ваши глаза во время работы на компьютере?
    Делаете ли вы гимнастику для глаз?
    Делаете ли вы перерыв на отдых во время работы на компьютере?
    Приложение 2
    Правильная рабочая поза при работе за компьютером.
    Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
    Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед.
    Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе компьютере, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
    Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом роста пользователя.
    Приложение 3 Рекомендации врачей
    Расстояние от экрана: вы должны сидеть на расстоянии около 50-60 см. от компьютерного монитора, немного дальше того расстояния, которое вы используете для чтения, верхняя часть экрана должна быть на или ниже уровня глаз.
    Оборудование: выберите монитор, который можно наклонять, вращать, который имеет настройку контрастности и яркости изображения.
    Мебель: наилучший вариант – стул, высоту которого можно менять.
    Печатаемые материалы: должны устанавливаться так, чтобы вы могли избежать частых движений головой, шеей или глазами.
    Освещение: должно изменяться так, чтобы устранить отражения, блики. Для этого можно использовать специальный козырек или фильтр.
    Отдых: делайте периодически отдых для глаз, постарайтесь чаще мигать, чтобы ваши глаза не были сухими. Во время отдыха повращайте глазами справа налево, сверху вниз, по и против часовой стрелки. Затем около минуты сделайте такое упражнение – поставьте свой палец на уровне глаз, посмотрите на него, затем переместите взгляд на максимально удаленный предмет, точку, затем переместите взгляд опять на палец. Повторяйте около минуты-двух. Затем просто закройте глаза и отдохните. После упражнений желательно встать и просто походить 5-10 минут, поскольку однообразная поза достаточно утомительна для глаз, шеи и спины. Идеальный вариант – поделать наклоны в разные стороны, вращения в пояснице.
    Раз в полгода рекомендуется посещать массажиста, чтобы предотвратить проблемы со спиной и шеей. Постоянное напряжение мышц шеи и спины способствует нарушению кровоснабжения головного мозга, что также отрицательно сказывается на зрении, способствует головным болям. Именно поэтому таким работникам массаж просто незаменим.
    Список литературы
    Гелътищева Е. А. Гигиенические требования к организаций рабочего места учащихся при работе с компьютером / 1998, 255 с. – 125
    Ревин  А.И. Специфика зрения человека.- М.: Медицина, 2003.-138с.
    Сурков А.А. Энциклопедия.  Влияние компьютерной техники на зрение человека.- Новосибирск: Академия, 2001. 204с.
    3отов А. А. Потенциальная опасность применения компьютеров и профилактика заболеваний/ Иваново, 1997, 206 с. – 132
    Зарубина Е.Г. Характерные нарушения здоровья пользователей компьютером и возможности их коррекции/ Пенза, 2001 – 98
    Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96
    Материалы сайтов:
    Сайт IMA Vision энциклопедия нарушения зрения  http://www.imavision.ru/
    Образовательный проект «Компьютер и зрение» http://www.vision.ochkam.net/content/view/67/35
    http://www.4med.ru/stat/oft/17.php

  5. С его помощью теперь можно общаться даже с людьми, находящимися на другом конце Земли. Мне кажется, это очень удобно, ведь так можно заводить друзей из других стран. Некоторым даже удается найти давно потерянных родственников.
    Кое-кто уверен, что компьютер вреден для человека, особенно для детей, что он крадет наше время. Однако я думаю иначе. Конечно, долгое пассивное сидение перед монитором вредно и для зрения, и для позвоночника. Человек даже может деградировать, если будет уделять большую часть своего времени машине. Но если распределить время правильно и поставить себе определенные цели, то вреда можно избежать.
    Важно не использовать это полезное изобретение только лишь для развлечения. С его помощью нужно искать и обрабатывать информацию. Моя мама, к примеру, работает на компьютере. Она архитектор и создает с его помощью чертежи и визуализации. Так значительно удобнее, чем когда это приходилось делать вручную.
    Для меня, как и для многих, компьютер имеет большое значение, но он не заменяет мне простого общения с друзьями, похода в кино или чтения книг. Я спокойно могу обойтись без него, пока мне не понадобится написать реферат или найти какую-нибудь информацию. Важно помнить, что машина не может заменить человеку реальную жизнь. Компьютер нужно рассматривать как помощника, а не как единственного друга. Тогда, я уверен, из него можно будет извлечь максимум пользы и не попасть под дурное влияние.

  6. 7
    Проблемы опорно-двигательного аппарата Рост среднего человека утром на два-три сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается. Если к тому же имеет место хоть незначительное искривление позвоночника, то неизбежно защемление основания нерва. Характерные для людей, много проводящих время за компьютером, боли в пояснице и в основании шеи запросто могут привести к болезням вен и суставов конечностей.
    8
    “Синдром программиста” (боли между лопатками) представляет опасность для сердца и лёгких. Он обычно сопровождается спазмом трапециевидных мышц, которые в попытках спасти позвоночник пережимают артерии, идущие к мозгу (давящие боли затылке). Чуть выше может защемиться нерв, идущий к лицу и среди прочего контролирующий глаза. Боли в середине спины, на стыке грудного и поясничного отделов, обещают пользователю гастрит, а то и язву желудка, но задолго до этого обеспечивают беспричинным “общим утомлением”.
    9
    Воздействие компьютера на зрение Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
    10
    «Зрительные» жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора затуманивание зрения (снижение остроты зрения); замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации); двоение предметов; быстрое утомление при чтении.
    11
    Комплексы упражнений для глаз и тела
    12
    Организация рабочего места Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант – приглушенный рассеянный свет.
    13
    Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же – шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.
    14
    Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.
    15
    Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок. Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться. Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. Они действительно способны поднять какой-то из показателей видеосистемы, но только в ущерб другому показателю.
    16
    Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера. Если близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь две пары очков для работы “вблизи” и “для дали”.
    17
    Правильная поза оператора компьютера
    18
    Заключение Можно заменить или починить пришедший в негодность компьютер, но с человеческим организмом такое не проходит. Поэтому, покупая компьютер, нужно задуматься, что дороже и помимо производительности своего электронного помощника, нужно позаботиться и о себе. Можно успешно пользоваться компьютером и при этом оставаться здоровым, соблюдая несложные рекомендации врачей.

  7. Аргумент «против»: неудобная поза.
    Нагрузка на глаза – не единственная проблема, с которой
    может столкнуться пользователь. Работа за компьютером заставляет вашего ребенка
    длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или
    работать мышью. В результате вашему чаду приходится долго сидеть в неподвижном
    состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей
    рук, головных болей.
    Аргумент «против»: психическая нагрузка.
    Психологи утверждают, что компьютер может стать причиной
    долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития
    детей. У, так называемого, компьютерного поколения хуже работают некоторые виды
    памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
    Они имеют большие трудности в общении, не уверены в себе,
    закомплексованны и застенчивы. Одновременно они культивируют в себе
    неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких
    привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к
    близким.
    К сожалению, это далеко не полный список психических
    проблем, возникающих у детей от долгого общения с компьютером. Влияя на
    эмоциональный уровень ребенка, это техническое новшество также может стать
    причиной повышенной агрессивности ребенка или даже вспышки насилия. Кроме того,
    дети перестают фантазировать, не думают самостоятельно.
    Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются
    бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры,
    посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров и
    мобильных телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно
    попадают в ее сети.
    Что
    такое «игромания»? Игромания – это психологическая зависимость человека от
    компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое
    и психическое здоровье. Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто
    бывают агрессивными, особенно если что-то или кто-то мешает им заняться
    «любимым» делом, то есть игрой. Выигрывая, они находятся в состоянии эйфории,
    которое очень скоро сменяется тревогой: нужно снова сыграть, чтобы получить
    энергетическую «подпитку». Игроманы могут проводить за компьютером все свое
    свободное время (иногда по 10 часов в день), перестают интересоваться всем, что
    не имеет отношения к игре. Из-за этого начинают рушиться отношения с близкими,
    друзьями, одноклассниками, коллегами. Подросток «уходит» в виртуальные,
    придуманные миры, в которых сам является выдуманным персонажем. Почему
    формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования
    любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности.
    Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится
    агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних
    людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти». А уйти можно в
    алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру…
    В
    компьютерной игре человек может одновременно и«выплеснуть» свою агрессию на
    виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но
    откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто
    поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком,
    «заброшенность» детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.
    Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы
    человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс
    адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости–
    эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно
    повторить игру. Так возникает зависимость…
    Но
    почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от
    особенностей характера человека. Компьютерной зависимости больше подвержены
    подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся
    самоутвердиться: либо выиграть огромную сумму денег, либо почувствовать себя в
    роли героя-победителя в виртуальной битве. Есть еще один фактор, который может
    породить игровую зависимость, – степень внушаемости подростка, иными словами,
    его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стрелялок»
    попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают
    трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте
    в ребенке самостоятельность, критический взгляд на рекламные лозунги, поощряйте
    в нем инициативность. Это лучшая профилактика игровой зависимости.
    Еще
    одна причина, которая уводит подростков в компьютерный мир – это проблемы в общении с окружающими. Дети, которые сталкиваются с подобными проблемами, стараются
    компенсировать недостаток реального общения за счет переписки в Интернете,
    общения на различных форумах, в чатах под вымышленным именем. Часто подростки
    даже выдают себя за других людей, моделируют свою судьбу. С одной стороны, это
    неплохо, ведь ребенок пробует вести себя не как обычно, открывает в себе новые
    способности, что может пригодиться в реальной жизни. Но, к сожалению, если
    подросток уделяет время только виртуальным друзьям, это обедняет его жизнь еще
    больше и постепенно приводит к потере реальных отношений. В «группе риска»
    находятся и те дети, которые мечтают стать лидерами, но так и не становятся
    ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя
    властителями галактик. Им непременно надо помочь реализовать свой потенциал:
    поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.
    Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной
    зависимости
    1.
    Большую часть свободного времени (6–10 часов в
    день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей,
    зато много виртуальных.
    2.
    Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник
    реагирует агрессивно или становится тревожным.
    3.
    Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы
    посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным
    предметам.
    4.
    Во время игры подросток начинает разговаривать сам
    с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более
    агрессивным.
    5.
    Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете,
    забывает про еду и личную гигиену.
    6.
    . Школьник трудно встает по утрам, просыпается в
    подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок
    садится за компьютер.
    Для того, чтобы предотвратить попадание ребенка в рлен компьютерных
    игр, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства
    делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте
    семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно
    рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
    Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том,
    как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом,
    чтобы помочь ему решить его проблемы. Помните, что для подростка очень важно,
    как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком
    стиле общения она будет оставаться адекватной. Второе: ограничьте время за
    компьютером. Врачи-офтальмологи считают, что ребенок 8–9 лет может проводить за
    компьютером максимум 40 минут в день.
    Специалисты выяснили, что наиболее ответственный период
    развития психики человека– возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь в этом
    возрасте оградить ребенка от компьютерных игр. До 7 лет в компьютер можно
    играть не более 20 минут в день, поскольку в этом возрасте ребенок полностью
    сравнивает себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *