Сочинение на тему конечно то вздор чего не знает митрофанушка

10 вариантов

  1. В чем заключается комизм ‘экзамена’, устроенного для Митрофана?
    Правдин (Митрофану). А
    далеко ли вы в истории?
    Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять
    земель, за тридесято царство.
    Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
    Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
    Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же,
    сам охотник слушать.
    Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу
    Хавронью.
    Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
    Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
    Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
    Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и
    показать.
    Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
    Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
    Правдин. География.
    Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
    Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
    Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай
    милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
    Правдин. Описание земли.
    Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
    Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось
    ехать, так знаешь, куда едешь.
    Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело.
    Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня
    туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
    вздор, чего не знает Митрофанушка.
    Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма
    утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
    Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою
    был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а
    умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда,
    бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и
    что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука
    ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
    покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.
    А! каково это??
    Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую
    блаженную кончину.
    Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу
    Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого
    слышать не хотел: а какова была голоушка!
    Правдин. Что ж такое?
    Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце
    разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки,
    забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю
    к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу
    навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от
    такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь,
    спросил только, целы ли во-рота?
    Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком;
    однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
    Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом
    крепколобы.

  2. – Ну, что тут у тебя? – спросил Никита, войдя в операторскую.
    – Совсем немного осталось, скоро закончу.
    – Давай помогу. Леонид Андреевич обещал в пятницу нас поставить сразу после программы вечерних новостей.
    Журналисты питерского канала придумали провести эксперимент. На одной из многолюдных улиц города они останавливали прохожих, разворачивали перед ними большую контурную карту и просили расставить флажки с названиями стран ближнего зарубежья. Сергей монтировал отснятый совсем недавно материал. Результаты эксперимента вызывали грустную улыбку. У тех, которым было за сорок, предложенное задание никаких затруднений не вызывало. А вот молодёжь и подростки чаще всего пытались просто угадать, где какая страна находится. На экране монитора то и дело мелькали их растерянные лица.
    – Ты только посмотри, вот этот парень очень похож на фонвизинского недоросля! – засмеялся Никита. – Куда он там Грузию прилепил?
    Фонвизинский недоросль, значит? Погоди смеяться, тут есть один эпизод, который полностью вписывается в комедию Фонвизина, прямо нарочно не придумаешь, – вздохнул Сергей и промотал уже смонтированное немного назад.
    На экране внезапно появилась симпатичная девушка лет двадцати, которая вдруг заявила: «Я с Севера. У нас там тундра. Откуда я знаю, где ваш Казахстан?»
    – Ну, что же ты хочешь? Вполне логично рассудила, – усмехнулся Никита. – Права была, видимо, госпожа Простакова, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
    Рассказ был навеян реальными событиями.
    Все ситуации, герои и персонажи вымышлены.

  3. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.
    Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?Правдин. География.Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,Правдин. Описание земли.Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?? Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!Правдин. Что ж такое?Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею , и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
    Д. И. Фонвизин «Недоросль»

  4. Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
    Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
    Митрофанушка
    МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  5. Глав­ным проходимцем является учитель французского и «всех на­ук» — немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Враль­ман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уве­рена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично пони­мает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влия­тельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, вы­кручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея поня­тия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, — прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», — «покамест су-ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя — правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе со­глашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя — он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хо­чет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем полу­чает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» — пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня ос­тался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась…».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина — не карикатур­ный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.[/sms]

  6. Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
    Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
    Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
    Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
    “Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
    У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
    Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
    Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
    Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
    Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
    Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
    Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
    Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
    Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
    Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.
    К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.
    ?

  7. Правдин. Описание земли.
    Г-жа Простакова(Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
    Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
    Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
    Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
    Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
    Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
    Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел; а какова была голоушка!
    Правдин. Что ж такое?
    Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
    Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
    Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
    Г-жа Простакова. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.
    Стародум. А кто посмышленее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам.
    Г-жа Простакова. Бог вас знает, как вы нынче судите. У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой. (Правдину.) Ты сам, батюшка, других посмышленее, так сколько трудисся! Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет.
    Правдин. Ко мне пакет? И мне никто этого не скажет! (Вставая.) Я прошу извинить меня, что вас оставлю. Может быть, есть ко мне какие-нибудь повеления от наместника.
    Стародум (встает и все встают). Поди, мой друг; однако я с тобою не прощаюсь.
    Правдин. Я еще увижусь с вами. Вы завтре едете поутру?
    Стародум. Часов в семь.
    Правдин отходит.
    Милон. А я завтра же, проводя вас, поведу мою команду. Теперь пойду сделать к тому распоряжение.
    Милон отходит, прощаясь с Софьею взорами.
    Явление IX
    Г-жа Простакова, Митрофан, Простаков, Скотинин, Еремеевна, Стародум, Софья.
    Г-жа Простакова(Стародуму). Ну, мой батюшка! Ты довольно видел, каков Митрофанушка?
    Скотинин. Ну, мой друг сердечный? Ты видишь, каков я?
    Стародум. Узнал обоих, нельзя короче.
    Скотинин. Быть ли за мною Софьюшке?
    Стародум. Не бывать.
    Г-жа Простакова. Жених ли ей Митрофанушка?
    Стародум. Не жених.
    Г-жа Простакова. А что б помешало?
    Скотинин. За чем дело стало?
    Стародум (сведя обоих). Вам одним за секрет сказать можно. Она сговорена. (Отходит и дает знак Софье, чтоб шла за ним.)
    Г-жа Простакова. Ах, злодей!
    Скотинин. Да он рехнулся.
    Г-жа Простакова(с нетерпением). Когда они выедут?
    Скотинин. Вить ты слышала, поутру в семь часов.
    Г-жа Простакова. В семь часов.
    Скотинин. Завтре и я проснусь с светом вдруг. Будь он умен, как изволит, а и с Скотининым развяжешься не скоро. (Отходит.)
    Г-жа Простакова(бегая по театру в злобе и в мыслях). В семь часов!.. Мы встанем поране… Что захотела, поставлю на своем… Все ко мне.
    Все подбегают.
    Г-жа Простакова(к мужу). Завтре в шесть часов, чтоб карета подвезена была к заднему крыльцу. Слышишь ли ты? Не прозевай.
    Простаков. Слушаю, мать моя.
    Г-жа Простакова(к Еремеевне). Ты во всю ночь не смей вздремать у Софьиных дверей. Лишь она проснется, беги ко мне.
    Еремеевна. Не промигну, моя матушка.
    Г-жа Простакова(сыну). Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов и поставь троих слуг в Софьиной предспальней, да двоих в сенях на подмогу.
    Митрофан. Все будет сделано.
    Г-жа Простакова. Подите ж с Богом. (Все отходят.) А я уж знаю, что делать. Где гнев, тут и милость. Старик погневается да простит и за неволю. А мы свое возьмем.
    Конец четвертого действия
    Действие пятое
    Явление I
    Стародум и Правдин.
    Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.
    Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?
    Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
    Стародум. Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно… и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
    Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
    Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
    Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
    Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов…
    Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
    Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
    Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

  8. Как название комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
    «Недоросль» Д.И. Фонвизин
    Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
    Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
    Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
    Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
    Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
    Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
    Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
    Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
    Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
    Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
    Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
    Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
    Правдин. География.
    Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
    Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
    Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
    Правдин. Описание земли.
    Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
    Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
    Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
    Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
    Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это??
    Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
    Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О гра-моте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
    Правдин. Что ж такое?
    Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота?
    Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
    Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

  9. “Все вздор, чего не знает Митрофанушка!” – с пафосом воскликнула героиня великого Фонвизина, подарив грядущим поколениям бодрый лозунг воинствующей некомпетентности. Ведь и вправду, если считать ерундой все, чему в процессе жизни не обучался, можно считать себя специалистом по любому вопросу
    На сии горестные размышления навела программа Владимира Познера “Времена” с Денисом Евстигнеевым и Евгением Адамовым в главных ролях. Один – кинорежиссер, другой – физик. В зале – статисты из народа и депутат из “Яблока”…
    А обсуждали присутствующие животрепещущую тему захоронения в России ядерных отходов.
    Плод любви знаменитого Евгения Евстигнеева и Галины Волчек сразу оговорился, что в сих вопросах ни бум-бум, но… мнение свое все же высказал! Хоронить отходы, дескать, лучше в каком-нибудь другом месте.
    Депутат, далекий от физики как Дева Мария от греха, тоже осудил идею такого захоронения. Правда педалировал, в основном денежную тему, мучаясь вопросом “А на что же пойдут вырученные деньги?”.
    Единственным человеком “в материале” был сам Адамов. Он внятно объяснил, что и почему намеревается делать его атомное ведомство, какие могут быть риски, и какова несомненная выгода разработанного проекта.
    Его главный оппонент, яблочный избранник, нападал сбивчиво и неуверенно. Даже не смог удержать в голове программной информации. Все время копался бедняга в бумажках, чтобы выудить из них какие-нибудь аргументы в пользу своей точки зрения.
    Однако при вынесении вопроса на общее голосование победил вовсе не единственный присутствовавший в студии профессионал, а режиссер с депутатом!
    Причем аудитория была до омерзения единодушна. Причина такого печального результата крылась вовсе не в том, что министр Адамов был неубедителен, а а том, что вел себя слегка высокомерно. По отношению к присутствующим, которые ни ухом ни рылом в предмете разговора, но щеки надували, как будто ядерная физика для них – обычное поле утренних кофейных размышлений. Как показало голосование, коллективного мозга присутствующих хватило ровно на то, чтобы обидеться.
    Коммунисты в свое время внушали людям, что каждый может быть академиком, была бы возможность получить образование. От этого академиков не стало больше, но результатом сей установки явилось не только неуважение к простому труду, но и самонадеянность неграмотного человека.
    Интересно было бы знать, зачем Познер льет масло в огонь, наделяя обывателя правом прилюдно судить о том, что находится далеко за рамками его, обывателя, компетенции? Ведь бедняга высказывается там, где должен был бы промолчать, и выглядит идиотом!
    Вот проклятые капиталисты не хотят видеть себя некомпетентными. И в США ток-шоу со зрительской аудиторией могут быть только на бытовые, морально-нравственные или политические темы. А о специальном спорят специалисты.
    Поэтому глядя в зеркало, коим на самом деле является телевидение, западный обыватель, чувствует себя умным и красивым, а вот россиянин, спасибо Владимиру Познеру и ему подобным, регулярно испытывает чувство стыда за соплеменников.
    Советуем телеакадемику взять творческий отпуск. Желательно бессрочный.
    Плохо, когда бюджетные средства разворовываются. Хорошо, когда деньги приходят по назначению. Однако наша парадоксальная действительность учит, что это не всегда имеет место быть.
    Скромный россиянин, потомков коего государство собирается обучать патриотизму, теперь страстно желает, чтобы часть этих самых средств была расхищена! По крайней мере та, что отведена на программу насильственного вживления чувства любви к родине в бедные детские головки. И чтобы ни одного учебника по патриотизму никто никогда не увидел.
    Во-первых потому, что сам этот замысел проистекает из катастрофической неграмотности.
    Во-вторых потому, что сия программа будет отдана на реализацию тому человеческому материалу, который хотелось бы вовсе изолировать от идеологии.
    И в-третьих потому, что не все, что не видно глазом, отсутствует в природе. Патриотизм не только присутствует в подкорке русскоязычной части населения России, но и крепнет день ото дня. Потому что есть возможность общаться с иностранцами, жить и работать в других странах, воочию убедиться в существовании огромной психологической разницы между миром “быть” и миром “иметь”. Ведь проблема патриотизма – проблема элиты в первую очередь. Сельский житель глубинки и так обожает свои березки. Попробуй только их тронь. Этому учит история России времен татар, времен Наполеона и времен Гитлера. А ежедневный воинствующий патриотизм в его американском варианте вовсе не тот предел, к которому стоит стремится.
    Не надо путать патриотизм с любовью к западной продукции, которая местами объективно лучше, и с отсутствием уважения к власти и существующему порядку вещей.
    Советуем бюджетососателям пойти навстречу пожеланиям трудящихся и украсть все деньги до копейки. Если уж нет возможности просто отдать их в систему образования. Что было бы самым коротким путем усиления чувства патриотизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *