Сочинение на тему конфликт мечты и действительности гоголя невский проспект

9 вариантов

  1. Конфликт мечты и действительности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».Писателей волнует много разных тем: конфликты в обществе между чиновниками и крестьянами, необразованность людей, понимание, жажда свободы, одиночество, борьба мечты и действительности. Последнее описывает Гоголь в повести «Невский проспект».Прежде всего, мы наблюдаем конфликт в душе Гоголя. Он желает видеть Петербург стремящимся к самосовершенствованию, а на самом деле это не так.В повести мы видим два лица– Пискарев и Пирогов. Это представители разных слоев.Соответственно, и идеалы у них разные. Петербург губит мечты Пискарева-художника. Он видит только оболочку человека, а внутренний мир скрывает город. Возникает несоответствие облика и содержания. Питер – не для романтиков, он губит их идеалы и ранит иллюзии.В среде Санкт-Петербурга уютно поручикам. Таковым является Пирогов. Он имеет примитивные потребности. Он бездуховный, безнравственный человек. Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность. Он стремится к легкой цели, которую можно добиться без труда.Особую роль в повести занимают сновидения. С помощью них Пискарев погружается в идеальный для него мир. Сны помогают раскрыть внутреннюю красоту, показать разрыв мечты и реальности. Они заменяют настоящую жизнь. А пробуждение подчеркивает трагизм столкновения с губящей реальностью. Романтик обречен на гибель, потому что он не способен противостоять злу.Этот конфликт неразрешим. Гоголь не видит иного исхода, как гибель Пискарева. А безнравственный Пирогов еще раз подчеркивает свои качества, не придя на похороны друга.«Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему кажется, нарочно приготовлены наши силы…?»

  2. Конфликт мечты и действительности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».Писателей волнует много разных тем: конфликты в обществе между чиновниками и крестьянами, необразованность людей, понимание, жажда свободы, одиночество, борьба мечты и действительности. Последнее описывает Гоголь в повести «Невский проспект».Прежде всего, мы наблюдаем конфликт в душе Гоголя. Он желает видеть Петербург стремящимся к самосовершенствованию, а на самом деле это не так.В повести мы видим два лица– Пискарев и Пирогов. Это представители разных слоев.Соответственно, и идеалы у них разные. Петербург губит мечты Пискарева-художника. Он видит только оболочку человека, а внутренний мир скрывает город. Возникает несоответствие облика и содержания. Питер – не для романтиков, он губит их идеалы и ранит иллюзии.В среде Санкт-Петербурга уютно поручикам. Таковым является Пирогов. Он имеет примитивные потребности. Он бездуховный, безнравственный человек. Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность. Он стремится к легкой цели, которую можно добиться без труда.Особую роль в повести занимают сновидения. С помощью них Пискарев погружается в идеальный для него мир. Сны помогают раскрыть внутреннюю красоту, показать разрыв мечты и реальности. Они заменяют настоящую жизнь. А пробуждение подчеркивает трагизм столкновения с губящей реальностью. Романтик обречен на гибель, потому что он не способен противостоять злу.Этот конфликт неразрешим. Гоголь не видит иного исхода, как гибель Пискарева. А безнравственный Пирогов еще раз подчеркивает свои качества, не придя на похороны друга.«Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему кажется, нарочно приготовлены наши силы…?»

  3. Сочинение
    Вступление не мое! использую пример вступления от учителя.
    1835 год в печати появляются два сборника Н.В. Гоголя: “Арабески” и “Миргород”. Они принесли писателю признание. Содержание сборника «Арабески» разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, истории, живописи и архитектуре и три художественных произведения – «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Все эти повести объединяются в одно целое прежде всего общей темой, определенной Гоголем как «столкновение мечты с существенностью». Действие во всех них происходит в одном месте – в Петербурге, столичном городе, в котором особенно ярко проявлены социальные противоречия. В «Записках сумасшедшего» Гоголь обращается к теме «маленького человека», бедного мелкого чиновника. «Портрет» – печальный рассказ о художнике Чарткове, утратившем и человеческие качества, и свой талант в погоне за богатством. В «Невском проспекте» художник Пискарев, восторженный мечтатель, гибнет при столкновении с «низкой, презренной жизнью», становится жертвой разлада мечты и действительности.
    Пискарев мечтает об идеале, его сны это накопитель, место хранения: мечты, грёз, образа идеальной девушки. Но рано или поздно человек просыпается, и сон заканчивается, художник оказывается в реальном мире, со всеми его проблемами, социальным контрастом.
    Когда сны перестали ему снится, Пискарев употребляет опиум. На некоторое время наркотики помогают художнику, сны снова снятся, вроде бы все хорошо… но чтоб снились сны, ему приходится употреблять наркотики.
    Однажды ему снится что он поженился на девушке которую недавно встретил гуляя по Невскому проспекту, ему понравилась эта затея, и на следующий день он отыскал её, брюнетку. Но она отказывается, художнику бросается вон, по возвращению домой запирается у себя в комнате. Через неделю его находят мертвым, с перерезанным горлом.
    Таким образом конфликт мечты и действительности в повести “Невский проспект” выражается в том что, Пискарев замечтался о счастливой жизни с брюнеткой, а в действительности не смог реализовать свои мечты, и из-за этого покончил жизнь самоубийством

  4. Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.
    Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.
    Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.
    Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.

    Суть, смысл и идея произведения

    В данном произведении писатель, на примере историй двух людей своего времени показывает изнанку окружающего мира, пошлость и бессмысленность, которые большинство предпочитает не замечать.
    В истории, произошедшей с художником, Гоголь сталкивает двух персонажей-антагонистов во всем. Романтически настроенный «служитель муз», принадлежащий к миру грез и идеалов проникается симпатией к проститутке. Попытки художника Пискарева наставить свою избранницу на путь истинный закономерно оканчиваются крахом. Девушка не желает слушать его увещевания о прелестях семейной жизни.
    17-летняя девушка красива, что и вызывает симпатию художника, которому в начале неизвестен ее род занятий. Ее род занятий и приземленное мышление  настолько не сочетаются между собой, что это разбивает представления Пискарева о реальности. В данном случае Гоголь намеренно выступает против литературных штампом предшествующего времени, согласно которым положительные герои прекрасны во всем, а в отрицательных нет не единого просвета. Писатель стремится показать реальность такой как она есть, без приукрашивания.
    Жизнь современного большого города строиться не на идеалах, а на стремлении к деньгам. Проститутка прямо говорит художнику, что ведет такую жизнь, а не выходит за него замуж просто потому, что ему нечего ей предложить. В результате человек искусства убивает себя. Этим Гоголь хотел показать, что возвышенные идеи и повседневность несовместимы. Творческий человек не может вечно прятаться от пошлой реальности. Однажды ему придется сделать выбор: стать таким как все или уйти.
    Другой герой произведения – поручик Пирогов не прячется от реальности, напротив, постоянно окунается в нее. Столичная жизнь не разрушает грезы офицер, с ним происходит гораздо худшее (в рукописи муж со своими друзьями выпороли его, в опубликованном варианте дело ограничивается намеками). Однако после нанесенного оскорбления Пирогову достаточно съесть пирожное, почитать газету, потанцевать и произошедшее его больше не волнует.
    Поручик оказывается своим в этом, описанном Гоголем, мире. Оскорбление чести офицера, как и позорный род занятий для проститутки, для них всего лишь мелкие недоразумения. Идеалов у них нет вообще, а обиды и оскорбления легко покрываются повышенным уровнем потребления. Недаром Гоголь подчеркивает, что поручика успокоила такая мелочь как пирожные и похвала за хорошо исполненный танец.

  5. Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.
    Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.
    На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.
    Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

  6. Как написать сочинение Мечта и реальность: Когда реальность разрушает мечту по повести Гоголя Невский проспект?
    Какие аргументы для сочинения Мечта и реальность: Когда реальность разрушает мечту по повести Гоголя Невский проспект?
    Что такое мечта?
    Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
    Что общего между мечтой и реальностью?
    Чем отличается желание от мечты?
    Почему люди убегают от реальности?
    Чем отличается мечта от цели?
    Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
    Почему люди предают мечту?
    Нужно ли быть верным своей мечте?
    Может ли осуществление мечты принести разочарование?
    Может ли целеустремленный человек мечтать?
    Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
    Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
    Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
    Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
    Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
    Что такое бегство от реальности?
    Все ли мечты должны сбываться?
    Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
    Как связаны между собой мечта и реальность?
    Почему мечты не всегда становятся реальностью?
    Что означает высокая мечта?
    Когда реальность разрушает мечту?
    Почему не все мечты сбываются?
    В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
    Когда мечта превращается в цель?
    Можно ли убежать от реальности?
    Может ли реальность порождать мечту?
    Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
    Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
    Для чего нужны мечты?

  7. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
    Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
    Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
    Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву  — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

    Образ Невского проспекта

    Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

    Идея в «Невском проспекте»

    Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.
    Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.
    Автор: Дарья Хапилова

  8. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал.
    Н. В. Гоголь
    Осенью 1833 года был написан пушкинский “Медный всадник”. Поэма имела подзаголовок: “петербургская повесть”. И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую петербургскую тему в нашей литературе, продолженную за ними Некрасовым, Достоевским, Блоком. Эта тема открыла у наших писателей особый жанр “петербургских” произведений. В русской литературе северная столица показана фантастическим городом: в нем совмещались и переходили друг в друга до крайности противоположные облики — величие и ничтожество, бюрократическая махина императорской власти и темная, мелкая жизнь “петербургских углов”. “Город пышный, город бедный…” — так Пушкин в одной стихотворной строке и в простых словах объединил контрастные петербургские “лица”. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается у него в непомерных гиперболах, в колоссальном размахе гоголевского смеха и в лирическом напряжении скорби.
    В каждой из петербургских повестей есть кто-то один — “существо вне гражданства столицы”, кто ощущает себя исключительным, кто пропадает и гибнет. Эту судьбу одинаково разделяют и петербургский художник, и самый мелкий чиновник. Художник был любимой фигурой у писателей-романтиков как человек не от мира сего, во всем отличный от обычных людей. Но петербургские художники в “Невском проспекте” — добрый, кроткий, очень робкий народ, звезда и толстый эполет приводят их в замешательство, они отвечают несвязно и невпопад. Словом, у мечтателя Пискарева и убогого Акакия Акакиевича Башмачкина оказывается много общего. Это сходство проливает свет на них обоих: в Пискареве становится лучше заметна его человеческая простота и демократизм, а Башмачкин оказывается своего рода мечтателем и “романтиком”. Обычное и необыкновенное очень тесно соединяются в их судьбе.
    Повесть “Портрет” рассказывает о художнике, уступившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство — это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы — читаем мы о Чарткове — он был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство. Очень важно, что “соблазнило” Чарткова тоже произведение живописи — необычайный портрет с живыми глазами. “Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета”. Загадка портрета приводит в повести к размышлению о природе искусства, о различии в нем создания, где природа является “в каком-то свету”, и копии, где “однако же натура, эта живая натура”, но она вызывает в зрителе какое-то болезненнее, томительнее чувство — как эти глаза на портрете, как будто вырезанные из живого человека. “Живость” изображения у художника-копииста для Гоголя — это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла и его конкретного социального воплощения — денежной власти: с портрета глядят живые глаза ростовщика. Это отвращает искусство от глубины, которую оно призвано раскрывать в явлениях жизни.
    Гоголь называл Петербург городом “кипящей меркантильности”, потому наряду с конкретными социальными мотивировками, которые у писателя очень ясны, в повести основную роль получает мотив дьявольского соблазна. В чем значение этого мотива? Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего странный портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые факты случаются в жизни повсеместно: “Там честный, трезвый человек сделался пьяницей… там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока”. Вскоре после Гоголя, и Достоевский будет изображать подобные прозаические, распространенные факты как чрезвычайные, фантастические. Там, где нет видимых причин для происходящих на глазах превращений, — там бессильно простое наблюдение и описание, “копия”, там нужна проникающая сила воображения художника, которому в этих случаях может помочь фантастический образ.
    После серьезной фантастики “Портрета”, события в повести “Нос” кажутся чепухой совершенной. Заметим, что так удивляется происходящему и сам автор повести, который вместе со своими персонажами тоже не знает, что и подумать обо всем этом. Каждому, кто упрекнет его в полном неправдоподобии, рассказчик заранее говорит: “Да, чепуха совершенная, никакого правдоподобия”. Автор заранее отказывается объяснять, как это может быть, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но в то же время разъезжал по Петербургу в ранге статского советника, а потом возвратился на законное место — “между двух щек майора Ковалева”. В тех местах, где обрывки даже такого невозможного сюжета могли бы все-таки как-то связаться, Гоголь вдруг заявляет: “Но здесь прошествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.
    Автор будто говорит нам, что и не надо искать правдоподобия, суть дела как раз не в нем, в “правдоподобных” границах никак не сойдутся конец и начало рассказа. В итоге, рассматривая с точки зрения правдоподобия сюжет повести, он идет на компромисс, решая трудный вопрос таким образом, что подобные происшествия “редко, но бывают”.
    Интересно, что в первоначальной редакции повести происшествие в конце концов оказывалось сном Ковалева. Но в опубликованном тексте Гоголь исключил эту мотивировку, и все описанное стало происходить в действительности, хотя и вправду как будто во сне. Надо сказать, что повесть много бы потеряла в своем комическом эффекте и в серьезном значении, если бы оказалось, что это все-таки сон, где всякая фантастическая логика в порядке вещей. Другое дело — действительное событие, происходящее “как во сне”. Здесь герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что это не сон. Вся странность “Носа” в том, что показана реальная жизнь, в которой невиданное событие происходит в самой обычной, будничной обстановке.
    В повестях западноевропейских романтиков рассказывалось о том, как человек потерял свою тень или отражение в зеркале; это знаменовало потерю личности. Гоголевский майор потерял нос со своего лица.
    Однако для самого майора случившееся имеет тот же смысл утраты всей личности: пропало “все что ни есть”, без чего нельзя ни жениться, ни получить место, и на людях приходиться закрываться платком. Ковалев “потерял лицо” и очутился вне общества, “вне гражданства столицы”, подобно другим отверженным и действительно гибнущим героям петербургских повестей.
    Гоголь в одном письме шутил насчет человеческого носа, “что он нюхает все без разбору, и затем он выбежал на середину лица”. Именно это особое, выдающееся, центральное положение носа на лице “играет” в гоголевском сюжете. Ковалев так и объясняет в газете, что ему никак нельзя без такой заметной части тела. Нос — это некое средоточие, “пик” внешнего достоинства, в котором и заключается все существование майора. Заметим для сравнения, что в трагическом “Портрете” роковую роль играли живые глаза.
    Итак, чепуха “Носа” имеет свою логику. Речь идет оказывается, о важных для человека вещах: как “сохранить лицо”, “не потерять себя”; речь идет о человеческой личности и “собственном месте в обществе”. Чепуха происходит от превращения этих понятий в какие-то самодостаточные внешние вещи. Нос как видная часть становится в центре этих превращений: из части тела — в целого господина, из вещи — в лицо.
    Вокруг тех же самых вопросов о личности и ее достоинстве кружатся “Записки сумасшедшего”. В творчестве Гоголя это единственное произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутренний монолог, говорит “сам в себе”, во внешней же жизни, перед генералом и его дочкой, он и хотел бы много сказать и спросить, но у него язык не поворачивается. Это противоречие внешнего положения и внутреннего самосознания пронизывает его записки, оно и сводит его с ума.
    В первой петербургской повести Гоголя на Невском проспекте самостоятельно выступают усы и бакенбарды. Герой “Записок сумасшедшего” открывает, что его директор департамента — “пробка, а не директор… Вот которою закупоривают бутылки”. Мы понимаем, что в его безумном сознании происходит реализация сравнения. В неосуществленном замысле комедии “Владимир III степени” герой себя самого воображал этим орденом. Художнику Пискареву грезится в сновидении какой-то чиновник, который в то же время чиновник и фагот. Художественный мир Гоголя полон подобными превращениями человеческого образа во что-то внешнее, неодушевленное, вещественное. Но если в этих уподоблениях, в сновидениях и сумасшествиях кроется действительная правда, то возникает она как сигнал на какой-то разлад в реальности, на несоответствие ее каким-то внутренним законам. И в этом — сила писательского таланта Гоголя.

  9. В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
    Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
    Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».
    Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.
    «Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
    Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».
    В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:
    «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью»,толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»
    Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
    Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *