Сатиры смелый властелин…
А. С. Пушкин
Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь — «первой общественной комедией» в мире. Все они правы.
Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Простакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Гришку. Он, вор, везде его обузил», — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Гришка, вызванный на расправу, вразумительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нравится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Гришка, портной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.
Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотиниными.
Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи — бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло».
Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.
Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.
В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.
Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «соперников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз подчеркнуть скотство представителей «благородного сословия».
В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.
Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» — многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия.
Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.
Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.
В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Материал с сайта //iEssay.ru
Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «соперников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз подчеркнуть скотство представителей «благородного сословия».
Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пьесы? Аргументируйте свое мнение.
Несомненно, «Недоросль» — классицистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудавшимся сватовством Митрофана и Скотинина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экзамена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персонажей сочетается с обличительной сатирой. Можно ли назвать «Недоросль» высокой комедией и если да, то почему?
В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности гражданина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией. Назовите сюжетные линии пьесы.
Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблюдены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы героев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, знакомые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родственница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время происходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывается в одни сутки и составляет заключительный этап сюжета. Простакова решает выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невеста для ее сына. Завязка наступает с получением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследницей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и братом.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митрофаном. От весьма драматического завершения «сватовства» Софью спасает вмешательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминационная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее имение взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и деревень Простаковой в опеку — узловые сцены сюжетной линии комедии.
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых определялась Стародумом и Простаковой; вторая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В событиях этой развязки раскрывались общественные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная направленность комедии в целом.
Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан – не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.
В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.
Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он “всех свиней со бела света выкупит”. Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку – так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: “Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет”. Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: “Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь”. Успокоенный Милон восклицает: “Таков-то мой соперник!” Когда появляется второй соперник – Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: “Как ты можешь сердиться на Скотинина!” Изображая всю последующую борьбу “соперников” – Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель – еще раз подчеркнуть скотство представителей “благородного сословия”.
В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому “Ревизору”, где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.
Как видим, все началось с Фонвизина. “Недоросль” – многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт – кончилась комедия.
1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения, но не все тезисы убедительно обоснованы. Допущена 1 фактическая ошибка.
2. В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но в из употреблении допущена 1 фактическая ошибка.
3. Текст привлекается в самом минимальном варианте – только как упоминание об отдельных микротемах комедии.
4. В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, не связано с темой сочинения вступление, заключение совсем не отражает логику развития мысли в основной части.
5. Допущено 3 речевые ошибки.
Идейной основой комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина является конфликт его эпохи: противостояние прогрессивных дворян, ратующих за просвещение и свободу личности, невеждам крепостникам-дворянам, которых поддерживает государственная власть.
Крепостники — госпожа Простакова и ее брат Скотинин — благополучно чувствуют себя в своем невежестве. Они даже кичатся им: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет», «…да что за радость и выучиться? Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Безраздельно владея своими крепостными, Простаковы обирают их до нитки: «…все, что у крестьян ни было, мы обобрали, ничего уж содрать не можем». Произвол Простаковой не знает границ. Она колотит слуг, обзывает их не иначе как «воровскими харями». Скотинин славится на всю округу умением взять с крестьян оброк. Его интересы не распространяются дальше «клевов» со свиньями. Скотинин даже прогуливаться идет на скотный двор.
Фонвизин предупреждает простаковых и скотининых о том, что на них найдется управа и что «всякий может попасть под опеку». Новое сословие в лице Правдина уже призвано к попечительской деятельности в крепостной деревне. В конце пьесы справедливость торжествует, и Правдин отстраняет Простакову от ее власти. Он принимает в опеку ее дом и деревни. Г-жа Простакова, потеряв власть, в комичной «тоске» восклицает: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет?»
Положительные персонажи в лице Стародума, Правдина и Милона заявляют о том, что времена меняются. Наступает век просвещения, прогрессивных перемен в обществе. Настоящему дворянину негоже сидеть безвылазно в поместье, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». В Екатерининскую эпоху обязательная служба дворян уже была не только средством пополнения офицерами армии и флота. Служба наделяла молодого дворянина 15—16 лет (недоросля) военной выправкой, воспитывала в нем дисциплину, «радение о пользе общей», «знание политических дел». Манифест 18 февраля 1762 года призывал родителей-дворян заботиться о домашней подготовке детей к казенной школе и службе. Поэтому и Простакова наняла Митрофанушке учителей, хотя ей и жаль забивать слабую голову сына учебой. «Да что ты станешь делать? — горюет она. — Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Столкновение нового и старого мира в комедии «Недоросль» не является конфликтом дней давно минувших. Во все времена боролись и будут бороться старые и привычные установки, идеалы с новыми правилами, стилем и образом жизни. Неизменной останется потребность человечества в духовном и интеллектуальном развитии, любви, служении высоким идеалам.
В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян. Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу.
Так начинался золотой век дворянства. Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад.
О таких господах комедия Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы.
Упоминается еще одна группа дворян — придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести.
Но каковы же простаковы и скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности?
Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие — потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Простакова — «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома». Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление.
Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга.
Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они обра- зованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Ско-тинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.
Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше.
В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан. Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых «всякий того и смотрит, что на покой».
Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько…»
Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин …считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».
Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», то есть людей, живущих сиюминутными интересами.
Комизм «Недоросля» не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию.
В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.
Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение «Недоросля» в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что «Недоросль», в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру «истинно общественной комедии». В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.
Пояснение.Комментарии к сочинениям. C17.1. Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?Конфликт в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина — с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая — невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» — Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану — Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц — Стародума, Правдина, Софью и Милона. C17.2. В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы?Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездумный лик.В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря. Примерами стихотворений для раскрытия темы могут быть «Есть в осени первоначальной…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.Природа у Тютчева – живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными. C17.3. Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)?Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». История превращения доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна. Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его… Мать, Вера Иосифовна слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., но если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! C17.4. В качестве примеров пророческих произведений могут быть взяты роман Евгения Замятина «Мы», повесть М. Булгакова «Собачье сердце», «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка и другие.В центре «Повести непогашенной луны» — конфликт тоталитарной системы, олицетворяемой негорбящимся человеком «из дома номер первый», и индивидуальной человеческой судьбы — личности, попавшей в орбиту этой системы, — командарма Гаврилова. Пильняк провидчески распознал механизм подчинения, порабощения личности и раскрыл его в характерной для него метафорической и символической форме, в виде образных оппозиций: негорбящийся человек — командарм Гаврилов, красный — белый, кровь — снег, луна — машина города. Негорбящийся человек Пильняком сознательно деперсонализирован, луна же поднимается до уровня емкого, многозначного символа и, становясь как бы действующим лицом, «замораживает городскую душу», поэтому в конце повести «оппонент» бездушной луне — ребенок, девочка Наташа — хочет «погасить луну».
Сатиры смелый властелин…
А. С. Пушкин
Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь — «первой общественной комедией» в мире. Все они правы.
Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Простакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Гришку. Он, вор, везде его обузил», — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Гришка, вызванный на расправу, вразумительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нравится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Гришка, портной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.
Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотиниными.
Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи — бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло».
Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.
Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.
В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.
Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «соперников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз подчеркнуть скотство представителей «благородного сословия».
В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.
Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» — многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия.
Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.
Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.
В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Материал с сайта //iEssay.ru
Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «соперников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз подчеркнуть скотство представителей «благородного сословия».
Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пьесы? Аргументируйте свое мнение.
Несомненно, «Недоросль» — классицистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудавшимся сватовством Митрофана и Скотинина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экзамена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персонажей сочетается с обличительной сатирой.
Можно ли назвать «Недоросль» высокой комедией и если да, то почему?
В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности гражданина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.
Назовите сюжетные линии пьесы.
Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблюдены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы героев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, знакомые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родственница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время происходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывается в одни сутки и составляет заключительный этап сюжета. Простакова решает выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невеста для ее сына. Завязка наступает с получением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследницей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и братом.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митрофаном. От весьма драматического завершения «сватовства» Софью спасает вмешательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминационная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее имение взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и деревень Простаковой в опеку — узловые сцены сюжетной линии комедии.
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых определялась Стародумом и Простаковой; вторая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В событиях этой развязки раскрывались общественные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная направленность комедии в целом.
Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан – не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.
В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.
Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он “всех свиней со бела света выкупит”. Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку – так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: “Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет”. Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: “Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь”. Успокоенный Милон восклицает: “Таков-то мой соперник!” Когда появляется второй соперник – Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: “Как ты можешь сердиться на Скотинина!” Изображая всю последующую борьбу “соперников” – Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель – еще раз подчеркнуть скотство представителей “благородного сословия”.
В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому “Ревизору”, где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.
Как видим, все началось с Фонвизина. “Недоросль” – многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт – кончилась комедия.
1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения, но не все тезисы убедительно обоснованы. Допущена 1 фактическая ошибка.
2. В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но в из употреблении допущена 1 фактическая ошибка.
3. Текст привлекается в самом минимальном варианте – только как упоминание об отдельных микротемах комедии.
4. В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, не связано с темой сочинения вступление, заключение совсем не отражает логику развития мысли в основной части.
5. Допущено 3 речевые ошибки.
Идейной основой комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина является конфликт его эпохи: противостояние прогрессивных дворян, ратующих за просвещение и свободу личности, невеждам крепостникам-дворянам, которых поддерживает государственная власть.
Крепостники — госпожа Простакова и ее брат Скотинин — благополучно чувствуют себя в своем невежестве. Они даже кичатся им: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет», «…да что за радость и выучиться? Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Безраздельно владея своими крепостными, Простаковы обирают их до нитки: «…все, что у крестьян ни было, мы обобрали, ничего уж содрать не можем». Произвол Простаковой не знает границ. Она колотит слуг, обзывает их не иначе как «воровскими харями». Скотинин славится на всю округу умением взять с крестьян оброк. Его интересы не распространяются дальше «клевов» со свиньями. Скотинин даже прогуливаться идет на скотный двор.
Фонвизин предупреждает простаковых и скотининых о том, что на них найдется управа и что «всякий может попасть под опеку». Новое сословие в лице Правдина уже призвано к попечительской деятельности в крепостной деревне. В конце пьесы справедливость торжествует, и Правдин отстраняет Простакову от ее власти. Он принимает в опеку ее дом и деревни. Г-жа Простакова, потеряв власть, в комичной «тоске» восклицает: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет?»
Положительные персонажи в лице Стародума, Правдина и Милона заявляют о том, что времена меняются. Наступает век просвещения, прогрессивных перемен в обществе. Настоящему дворянину негоже сидеть безвылазно в поместье, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». В Екатерининскую эпоху обязательная служба дворян уже была не только средством пополнения офицерами армии и флота. Служба наделяла молодого дворянина 15—16 лет (недоросля) военной выправкой, воспитывала в нем дисциплину, «радение о пользе общей», «знание политических дел». Манифест 18 февраля 1762 года призывал родителей-дворян заботиться о домашней подготовке детей к казенной школе и службе. Поэтому и Простакова наняла Митрофанушке учителей, хотя ей и жаль забивать слабую голову сына учебой. «Да что ты станешь делать? — горюет она. — Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Столкновение нового и старого мира в комедии «Недоросль» не является конфликтом дней давно минувших. Во все времена боролись и будут бороться старые и привычные установки, идеалы с новыми правилами, стилем и образом жизни. Неизменной останется потребность человечества в духовном и интеллектуальном развитии, любви, служении высоким идеалам.
В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян. Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу.
Так начинался золотой век дворянства. Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад.
О таких господах комедия Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы.
Упоминается еще одна группа дворян — придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести.
Но каковы же простаковы и скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности?
Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие — потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Простакова — «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома». Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление.
Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга.
Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они обра- зованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Ско-тинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.
Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше.
В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан. Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых «всякий того и смотрит, что на покой».
Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько…»
Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин …считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».
Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», то есть людей, живущих сиюминутными интересами.
Комизм «Недоросля» не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию.
В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.
Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение «Недоросля» в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что «Недоросль», в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру «истинно общественной комедии». В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.
Пояснение.Комментарии к сочинениям.
C17.1. Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?Конфликт в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина — с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая — невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» — Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану — Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц — Стародума, Правдина, Софью и Милона.
C17.2. В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы?Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездумный лик.В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря. Примерами стихотворений для раскрытия темы могут быть «Есть в осени первоначальной…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.Природа у Тютчева – живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными.
C17.3. Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)?Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». История превращения доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна. Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его… Мать, Вера Иосифовна слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., но если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь!
C17.4. В качестве примеров пророческих произведений могут быть взяты роман Евгения Замятина «Мы», повесть М. Булгакова «Собачье сердце», «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка и другие.В центре «Повести непогашенной луны» — конфликт тоталитарной системы, олицетворяемой негорбящимся человеком «из дома номер первый», и индивидуальной человеческой судьбы — личности, попавшей в орбиту этой системы, — командарма Гаврилова. Пильняк провидчески распознал механизм подчинения, порабощения личности и раскрыл его в характерной для него метафорической и символической форме, в виде образных оппозиций: негорбящийся человек — командарм Гаврилов, красный — белый, кровь — снег, луна — машина города. Негорбящийся человек Пильняком сознательно деперсонализирован, луна же поднимается до уровня емкого, многозначного символа и, становясь как бы действующим лицом, «замораживает городскую душу», поэтому в конце повести «оппонент» бездушной луне — ребенок, девочка Наташа — хочет «погасить луну».