Сочинение на тему коробочка

10 вариантов

  1. Весь дом ее похож на коробочку, в которой  находится много старинных  вещей.  Когда смотришь на нее, то удивляешься, насколько Настасья Петровна жадная. Она не имеет собственных детей, и нет близких, кому можно передать все дела и имущество,  и кого нужно было представить   обществу. И все равно, она хочет все больше и больше капитала.
    Бесполезное  накопительство Коробочки почти зловеще. Она копит деньги ради них самих, не страшится даже пускать в продажу покойников – лишь  бы  не прогадать. Все монеты у нее разложены в разные цветастые мешочки, которые она достает их и пересчитывает каждый день. Круг интересов у нее тоже небольшой. В основном она общается только с теми людьми, с которыми она консультируется по вопросам ведения торговли.
    Потихоньку  Гоголь подведет нас к тому, как желание разбогатеть, составление капитала любыми средствами, бесконечная  эксплуатация крестьян убивают  душу помещиков. Они утрачивают облик человека. В образе же Коробочки показал новые черты капиталистического общества.

    Сочинение про помещицу Коробочку

    Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.
    Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.
    Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации. Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать. Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.
    Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга. Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта. Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.
    Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.
    Также Коробочка является единственной женщиной-помещицей и ее фигура выделяется из общей канвы помещиков, благодаря чему ее образ становится более интересным и уникальным.

  2. Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. – это только потенциальный покупатель.
    Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.
    Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.
    Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»
    Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода !” (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с “мёртвыми душамит”. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мёртвые души”.Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом “дубиноголовая”.)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.
    Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.
    Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.
    Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее “дубинноголовость” не такое уж редкое явление.

  3. Анонимный
    комментирует…
    спасибо!
    18 февраля 2016 г., 08:12
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо помогли .
    24 февраля 2016 г., 04:26
    Анонимный
    комментирует…
    Большое спасибо. Отличный сайт, чтобы освежить память перед ЕГЭ по литературе!
    24 мая 2016 г., 07:02
    Анонимный
    комментирует…
    спаибо большое.очень-очень помогли!Удачи в развитии сайта!))
    16 января 2017 г., 05:16
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо
    17 января 2017 г., 00:24
    Анонимный
    комментирует…
    Обожаю ваш сайт,так как в нём не просто говорится о персонаже, а приводятся цитаты, что ОЧЕНЬ полезно.
    Желаю вам успехов в развитии сайта!
    24 января 2017 г., 07:05
    Анонимный
    комментирует…
    СПАСИБО ОГРОМНОЕ!
    ЛЮБЛЮ ВАС!
    31 января 2017 г., 08:35
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо!!!
    5 февраля 2017 г., 08:58
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо вам огромное ��
    9 февраля 2017 г., 19:25
    Анонимный
    комментирует…
    Суперррр
    11 февраля 2017 г., 21:08
    Анонимный
    комментирует…
    Большое спасибо!очень помогло при написсании сочения на тему “Мёртвые души”Очень хороший сайт.
    11 февраля 2017 г., 21:10
    Анонимный
    комментирует…
    ООООЧЕНЬ-ОЧЕНЬ КРУТОЙ САЙТ!!! Спасибо вам, огромное! описание каждого героя, мало того, что от А до Я, так еще и цитатное! Я очень довольна) Молодцы, продолжайте в том же духе!))))
    19 февраля 2017 г., 02:33
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное очень выручили!
    20 февраля 2017 г., 04:57
    Анонимный
    комментирует…
    �� супер спасли
    26 февраля 2017 г., 10:30
    Анонимный
    комментирует…
    спасибо вам большое
    4 марта 2017 г., 10:06
    Анонимный
    комментирует…
    Ну,не фонтан.
    9 марта 2017 г., 06:16
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное. Очень помогло.
    27 апреля 2017 г., 10:58
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное. Очень помогли. Удачи в развитии сайта. ..))
    14 мая 2017 г., 11:09
    Анонимный
    комментирует…
    СПИБОЧКИ, РАД ЧТО ЭТОТ САЙТ ДАЁТ ТАК МНОГО
    10 февраля 2018 г., 23:54
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо, очень помогаете по литературе. Отличный сайт!
    9 марта 2018 г., 05:25
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо тем кто нашёл эти цитаты и ещё объяснил их значение! Просто спасение от долго и мучительного поиска в ручную!
    14 марта 2018 г., 13:48
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо большое вам! Вы очень мне помогли
    17 апреля 2018 г., 11:36
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо вам большое! Очень помогли мне:)
    11 ноября 2018 г., 05:29
    Анонимный
    комментирует…
    Помогли…
    14 января 2019 г., 09:23
    Unknown
    комментирует…
    Пасибо большое!!!!!!!!!!!
    14 января 2019 г., 10:27
    Unknown
    комментирует…
    Анализируя комментарии можно сказать что с 2016 по 2019 г школьники из-за списывания начинают деградировать
    16 февраля 2019 г., 22:56
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо❤
    Очень толковый сайт.
    25 февраля 2019 г., 08:38
    Анонимный
    комментирует…
    Как поставить лайк, где ссылки для доната
    28 февраля 2019 г., 04:12
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, спасибо за ваш комментарий. Ссылка на донаты у нас была, но мы её убрали, так как ей почти никто не пользовался. Но спасибо за ваше желание помочь нам.
    Кнопок с “лайками” у нас нет, к сожалению.
    28 февраля 2019 г., 04:23
    Анонимный
    комментирует…
    нет.
    13 апреля 2019 г., 23:37
    Анонимный
    комментирует…
    С большим интересом ознакомился с тем, как сейчас в школе преподают Николая Васильича.
    Большое спасибо, смеялся долго, был очень тронут ! С ЕГЭ – нас не нужно побеждать …
    18 мая 2019 г., 14:28

  4. К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.
    Что особенного в образе героини:
    Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.
    Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.
    Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.
    Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

    Хозяйство Настасьи Петровны

    Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:
    избенки крепкие;
    выстроены врассыпную;
    постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
    крепкие ворота;
    запасные телеги.
    Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

  5. Образ Коробочки в поэме Мертвые души Н.Гоголя
    План
    1. Введение
    2.Общая характеристика Коробочки
    3.Вопрос о мертвых душах
    4.Заключение
    Настасья Петровна Коробочка – единственный женский персонаж среди помещиков, которых посетил Чичиков. Она представляет собой собирательный образ всех русских одиноких помещиц, жизнь которых сводится к бесцельному накоплению.
    Настасья Петровна живет в невероятной глуши. Чичиков попадает к ней по ошибке, заблудившись в дороге. Коробочка даже не знает о Собакевиче. Ее окружают такие же небогатые помещики. Замкнутая жизнь накладывает свой отпечаток на весь образ жизни помещицы. Небольшое хозяйство приносит ей определенный доход, который оседает мертвым грузом в “пестрядевых мешочках”, запрятанных по разным углам.
    Бережливость Коробочки невероятная. Она не потратит ни копейки на покупку новой вещи, пока старая не придет в полную негодность. Отсюда происходит накопление всякого ненужного “хлама”, который представляет для старухи цену и обязательно будет упомянут в завещании. Хозяйство Настасьи Петровны ведется исправно. Чичиков отмечает “довольство обитателей”. Однако это патриархальное благополучие напоминает стоячее болото.
    Коробочка вместе с крестьянами живет точно так же, как и сто, двести, триста лет назад. Никакая живая мысль не проникает в это “спящее царство”. Единственный интерес Коробочка проявляет к выгодной продаже продукции своего хозяйства. Она совершенно не думает о каких-либо нововведениях или улучшениях. Все происходит так, как завещали многие поколения предков. По сути, Настасья Петровна не проявляет никакой инициативы. Полученные от продажи деньги она считает божьим даром, который нужно немедленно спрятать.
    По уровню умственного развития Коробочка недалеко ушла от своих крестьян. Он также безгранично верит во все приметы, боится чертей и нечистой силы. Это становится одной из главных причин недоверия к предложению Чичикова.
    Встретив теплый прием у Коробочки, Чичиков рассчитывал на быстрое заключение сделки. Но его надежды были разбиты упорством “дубинноголовой” помещицы. Настасья Петровна прекрасно понимала огромную выгоду от продажи мертвых душ. Ее останавливала прирожденная подозрительность и страх перед непонятным товаром. Помещица чувствовала какой-то подвох. Весь ее житейский опыт подсказывал, что Чичиков не может поступать себе в убыток. В широком смысле в образе Коробочки Гоголь изображает столкновение старых понятий с новыми. Для согласия на сделку Настасье Петровне нужно было зацепиться за что-нибудь привычное, понятное ей. Когда Чичиков говорит, что занимается и казенными подрядами, помещица сразу же успокаивается и принимает его предложение.
    Коробочка символизирует собой тип постепенно вымирающих русских помещиц. Изолированное от внешнего мира небольшое имение Настасьи Петровны способно “держаться на плаву” за счет собственной продукции. Ни о каком развитии нет и речи. Коробочка вместе с крестьянами живет только для себя, все больше погружаясь в беспросветное невежество.

  6. В поэме Н.В.Гоголя представлена целая галерея портретов помещиков, их образа жизни, их мыслей и стремлений. Открывает эту галерею помещик Манилов, а завершает Плюшкин. Каждый образ примечателен по-своему.
    Среди пяти представителей помещичьего сословия, с которыми знакомится во время своего путешествия Павел Иванович Чичиков, только одна женщина – Настасья Петровна Коробочка. Она является типичным представителем своего класса, каких немало на Руси. Гоголь пишет, что Коробочка относится к тем помещицам, «которые жалуются на неурожаи, убытки», в то время как их капиталы увеличиваются. Они «набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размешенные по ящикам комода».
    Потому и фамилия у помещицы говорящая – Коробочка. Цель ее жизни – накопить как можно больше. Она не упускает ни малейшей возможности получить выгоду. Когда Чичиков заговорил с ней о продаже мертвых душ, она тут же стала предлагать ему купить пеньки, меду или еще чего-нибудь, что есть у нее на продажу. Казалось бы, что здесь плохого: человек стремиться сделать все, чтобы ее благосостояние было лучше. Ее крестьяне живут в добротных домах. Но бережливость Коробочки, хозяйственная хватка постепенно превращаются в манию: накопить, накопить как можно больше. Даже продавая мертвые души, Настасья Петровна переживает, не отдала ли она их слишком дешево. В ее «крепколобой» голове мелькает напугавшая ее саму мысль: а вдруг эти души как-нибудь ей самой пригодятся в хозяйстве.
    Коробочка не имеет никакого духовного развития, в ее мире все остановилось на одном желании, на единственном стремлении. Об этом свидетельствует и окружающая обстановка: картины на стенах с птицами и цветами, портрет какого-то человека в мундире времен императора Павла, старые письма или счета за зеркалом, старый чулок – все мертво в этом доме, как мертва сама хозяйка. По мнению Н.В.Гоголя, бездуховность, стяжательство, скудоумие – это признаки мертвой души, которая умерла для добрых свершений, для прекрасных порывов.

  7. Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души» Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!» (или М. с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.
    Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозсть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств.
    Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душамит». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хозва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом.
    В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива чтото пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души».Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом «дубиноголовая».)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хозва.
    Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души. Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
    Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе.
    Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой. Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство.
    Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства. Е провинциального дворянства.
    Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело.
    В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене куплипродажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: «вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?», И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”.
    Оказывается, тупость Коробочки, ее «дубинноголовость» не такое уж редкое явление.

  8. Содержание
    Введение
    §1. Принцип построения образов помещиков в поэме
    §2. Образ Коробочки
    §3. Художественная деталь как средство
    характеристики персонажа
    §4. Коробочка и Чичиков.
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Поэма «Мертвые души» создавалась Н.В.Гоголем около 17 лет. Сюжет ее был подсказан А.С.Пушкиным. Над поэмой Гоголь начал работать осенью 1835 года, а 21 мая 1842 года «Мертвые души» появились в печати. Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточенную полемику: одни восторгались ею, другие видели в ней клевету на современную Россию и «особый мир негодяев». Над продолжением поэмы Гоголь работал до конца жизни, написав второй том (который был потом сожжен) и планируя создать том третий.
    По замыслу писателя, в поэме должна была быть изображена не только современная ему Россия со всеми ее проблемами и недостатками (крепостничество, бюрократическая система, утрата духовного начала, иллюзорность и др.), но и та основа, на которой страна могла возродиться в новой социально-экономической ситуации. Поэма «Мертвые души» должна была стать художественным поиском «живой души» — того типа человека, который мог бы стать хозяином новой России.
    В основу композиции поэмы Гоголь положил архитектонику «Божественной комедии» Данте – странствия героя в сопровождении проводника (поэта Вергилия) сначала по кругам ада, затем, через чистилище, — по сферам рая. В этом странствии лирический герой поэмы встречал души людей, отягощенные грехами (в кругах ада) и отмеченные благодатью (в раю). Поэма Данте представляла собой галерею типов людей, воплощенных в художественных образах известных персонажей мифологии и истории. Гоголь также хотел создать крупномасштабное произведение, в котором отразилось бы не только настоящее России, но и ее будущее. «…Какой огромный, оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!..» — писал Гоголь Жуковскому. Но для писателя важно было изобразить не внешнюю сторону жизни России, а ее «душу» — внутреннее состояние духовности человека. Следуя за Данте, он создал галерею типов людей из разных слоев населения и сословий (помещики, чиновники, крестьяне, столичный свет), в которых в обобщенном виде отразились и психологические, и сословные, и духовные черты. Каждый из персонажей поэмы одновременно и типический, и ярко индивидуализированный персонаж – со своими особенностями поведения и речи, отношением к миру и нравственными ценностями. Мастерство Гоголя проявилось в том, что его поэма «Мертвые души» — это не просто галерея типов людей, это коллекция «душ», среди которых автор ищет живую, способную к дальнейшему развитию.
    Гоголь собирался написать произведение, состоящее из трех томов (в соответствии с архитектоникой «Божественной комедии»Данте»): «ад» России, «чистилище» и «рай» (будущее). Когда первый том был опубликован, споры, разгоревшиеся вокруг произведения, особенно негативные оценки, потрясли писателя, он уехал за границу и начал работу над вторым томом. Но работа шла очень тяжело: изменились взгляды Гоголя на жизнь, искусство, религию; он пережил духовный кризис; были разорваны дружеские связи с Белинским, в резком тоне раскритиковавшим мировоззренческую позицию писателя, высказанную в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Практически написанный второй том в минуту душевного кризиса был сожжен, затем восстановлен, а за девять дней до смерти писатель снова предал огню беловую рукопись поэмы. Третий же том так и остался только в виде идеи.
    Для Гоголя — глубоко верующего человека и оригинального писателя — самым важным была духовность человека, его нравственная основа, а не только внешние социальные обстоятельства, в которых находилась современная ему Россия. И Русь, и ее судьбу он воспринимал как сын, тяжело переживая все, что наблюдал в действительности. Выход России из духовного кризиса Гоголь видел не в экономических и социальных преобразованиях, а в возрождении нравственности, взращивании истинных ценностей, в том числе и христианских, в душах людей. Поэтому оценка, которую получило произведение в демократически настроенной критике и которая долгое время определяла восприятие первого тома романа – критическое изображение российской действительности, «ад» крепостнической России, – не исчерпывает ни замысла, ни сюжета, ни поэтики поэмы. Таким образом, возникает проблема философско-духовного содержания произведения и определения основного философского конфликта в образах «Мертвых душ».
    Целью нашей работы является анализ одного из образов поэмы с точки зрения основного философского конфликта поэмы – помещицы Коробочки.
    Основным методом исследования является литературоведческий анализ эпизода встречи Чичикова с Коробочкой. а также анализ и интерпретация художественных деталей.
    §1. Принцип построения образов помещиков в поэме
    Главной философской проблемой поэмы «Мертвые души» является проблема жизни и смерти в душе человека. На это указывает само название – «мертвые души», которое отражает не только смысл авантюры Чичикова – покупку «мертвых», т.е. существующих только на бумаге, в ревизских сказках, крестьян, — но и, в более широком, обобщенном смысле, — степень мертвенности души каждого из персонажей поэмы. Основной конфликт – жизни и смерти – локализован в области внутреннего, духовного плана. И тогда композиция первого тома поэмы разделяется на три части, которые образуют кольцевую композицию: приезд Чичикова в уездный город и общение с чиновниками – путешествие от помещика к помещику «по собственной надобности» — возвращение в город, скандал и отъезд из города. Таким образом, центральным мотивом, организующим все произведение, является мотив путешествия. странствия. Странничество как сюжетная основа произведения характерна для русской литературы и отражает идею поисков высокого смысла, истины, продолжая традицию «хождений» древнерусской литературы.
    Чичиков путешествует по российской глубинке, по уездным городам и поместьям в поисках «мертвых» душ, а сопровождающий героя автор – в поисках души «живой». Поэтому галерея помещиков, предстающих перед читателем в первом томе, является закономерной чередой человеческих типов, среди которых автор ищет того, кто способен стать настоящим хозяином новой России и возродить ее экономически, не уничтожая при этом нравственности и духовности. Последовательность, в которой предстают перед нами помещики, строится на двух основаниях: с одной стороны, степень мертвенности души (по-другому – жива ли душа человека) и греховности (не забудем про «круги ада», где души располагаются согласно тяжести их грехов); с другой – возможность возродиться, обрести жизненность, которая понимается Гоголем как духовность.
    В последовательности образов помещиков две эти линии объединяются и создают двойную структуру: каждый следующий персонаж находится в более низком «круге», степень его греха тяжелее, смерть в его душе все более заменяет жизнь, и одновременно – каждый следующий персонаж ближе к возрождению, потому что, по христианской философии, чем ниже пал человек, чем тяжелее его грех, чем больше его страдания, тем ближе он к спасению. Правильность такой интерпретации подтверждается тем, что, во-первых, каждый следующий помещик имеет все более и более подробную историю предыдущей жизни (а если у человека есть прошлое, значит, возможно и будущее), во-вторых, в отрывках из сожженного второго тома и набросков к третьему известно, что двум персонажам Гоголь готовил возрождение – негодяю Чичикову и «прорехе на человечестве» Плюшкину, т.е. тем, кто находится в первом томе на самом дне духовного «ада».
    Поэтому образ помещицы Коробочки мы будем рассматривать с нескольких позиций:
    — как соотносятся жизнь и смерть в душе персонажа?
    — в чем заключается «грех» Коробочки, и почему она находится между Маниловым и Ноздревым?
    — насколько близка она к возрождению?
    §2. Образ Коробочки
    Настасья Петровна Коробочка – помещица, вдова коллежского секретаря, очень хозяйственная и бережливая пожилая женщина. Деревушка ее невелика, но все в ней исправно, хозяйство расцветает и, видно, приносит неплохой доход. Коробочка выгодно отличается от Манилова: она знает всех своих крестьян («…не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть»), отзывается о них как о хороших работниках («все славный народ, все работники»[1] ), сама занимается хозяйством – «вперила глаза в ключницу», «мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь». Судя по тому, что, выспрашивая Чичикова, кто он такой, она перечисляет тех людей, с которыми постоянно общается: заседатель, торговцы, протопоп, — круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами – торговлей и уплатой государственных налогов.
    Видимо, она редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет, и называет старинные дворянские фамилии, которые более уместны в классицистической комедии XVIII века – Бобров, Канапатьев, Плешаков, Харпакин. В этом же ряду стоит и фамилия Свиньин, которая проводит прямую параллель с комедией Фонвизина «Недоросль» (мать и дядя Митрофанушки – Свиньины).
    Поведение Коробочки, ее обращение к гостю «батюшка», стремление услужить (Чичиков назвал себя дворянином), попотчевать, устроить на ночлег как можно лучше – все это характерные черты образов провинциальных помещиков в произведениях XVIII века. Так же ведет себя и госпожа Простакова, когда узнает, что Стародум дворянин и принят при дворе.
    Коробочка, казалось бы, набожна, в ее речах постоянно встречаются присказки и выражения, характерные для верующего человека: «С нами крестная сила!», «видно, в наказание-то бог и послал его», но особой веры в ней нет. Когда Чичиков уговаривает ее продать мертвых крестьян, суля выгоду, то она соглашается и начинает «просчитывать» выгоду. Доверенным лицом Коробочки является сын протопопа, служащий в городе.
    Единственное развлечение помещицы, когда она не занята хозяйством, гадание на картах – «вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы…». Да и вечера она коротает со служанкой.
    Портрет Коробочки не столь подробен, как портреты других помещиков и как бы растянут: сначала Чичиков слышит «хриплый бабий голос» старухи-служанки; затем «опять какая-то женщина, помоложе прежней, но очень на нее похожая»; когда его проводили в комнаты и он успел осмотреться, вошла барыня — «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, …». Автор подчеркивает старость Коробочки, дальше Чичиков про себя прямо называет ее старухой. Внешний вид хозяйки утром особенно не меняется – исчезает только спальный чепец: «Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье (вдова! ) и уже не в спальном чепце (но на голове, видимо, чепец все-таки был — дневной ), но на шее все так же было что-то навязано» (мода конца XVIII века – фишю, т.е. маленькая косынка, которая частично закрывала декольте и концы которой убирались в вырез платья[2] ).
    Авторская характеристика, которая следует за портретом хозяйки, с одной стороны подчеркивает типичность персонажа, с другой – дает исчерпывающее описание: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи (именно словами о неурожае и плохих временах начинается деловой разговор Коробочки и Чичикова), убытки и держать голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые[3] мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа[4], имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами[5] или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка …». Именно такова и Коробочка, поэтому Чичиков сразу же не особенно церемонится и переходит к делу.
    Важную роль в понимании образа помещицы играет описание поместья и убранства комнат в доме. Это один из приемов характеристики персонажа, которым Гоголь пользуется в «Мертвых душах»: образ всех помещиков складывается из одинакового набора описаний и художественных деталей – поместье, комнаты, детали интерьера или значимые предметы, непременное застолье (в той или иной форме – от полного обеда, как у Собакевича, до предложения Плюшкиным куличика и винца), манеры и поведение хозяина во время деловых переговоров и после них, отношение к необычной сделке и т.д.
    Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью»; далее видны огороды с «хозяйственным овощем»; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах – «на одном из них надет был чепец самой хозяйки». Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая – восемьдесят душ.
    Описание поместья разделяется две части – ночью, в дождь, и днем. Первое описание скудное, мотивируется это тем, что Чичиков подъезжает в темноте, во время сильного дождя. Но в этой части текста также существует художественная деталь, которая, на наш взгляд, имеет существенное значение для дальнейшего повествования, — упоминание внешнего вила дома: «остановилась перед небольшим домиком, который за темнотой трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон; видна была еще лужа перед домом, на которую прямо ударял тот же свет». Чичикова встречает и лай собак, который свидетельствует о том, «что деревушка была порядочная». Окна дома – это своего рода глаза, а глаза, как известно, зеркало души. Поэтому то, что Чичиков подъезжает к дому в темноте, освещено только одно окно и свет из него падает в лужу, говорит, скорее всего, о скудности внутренней жизни, о нацеленности на какую-то одну ее сторону, о приземленности устремлений хозяев этого дома.
    «Дневное» описание, как было сказано ранее, подчеркивает именно эту однобокость внутренней жизни Коробочки – направленность только на хозяйственную деятельность, рачительность и бережливость.
    В кратком описании комнат в первую очередь отмечается старинность их убранства: «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…». В этом описании явно выделяются две особенности – языковая и художественная. Во-первых, используются синонимы «старенький», «старинный» и «старая»; во вторых, набор предметов, которые попадаются Чичикову на глаза во время краткого осмотра, также указывает на то, что люди, обитающие в таких комнатах, больше обращены к прошлому, чем к нынешнему. Важно то, что здесь несколько раз упоминаются цветы (на циферблате часов, листья на рамках зеркал) и птицы. Если вспомнить историю интерьера, то можно выяснить, что подобный «дизайн» характерен для эпохи рококо, т.е. для второй половины XVIII века.
    Дальше в эпизоде описание комнаты дополняется еще одной деталью, которая подтверждает «старинность» жизни Коробочки: Чичиков обнаруживает утром на стене два портрета – Кутузова и «какого-то старика с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче
    В беседе по поводу покупки «мертвых» душ раскрывается вся сущность и характер Коробочки. Сначала она никак не может понять, чего хочет от нее Чичиков – умершие крестьяне не имеют никакой хозяйственной ценности, поэтому не могут быть предметом продажи. Когда же она понимает, что сделка может быть выгодна для нее, то недоумение сменяется другим – стремлением получить максимальную выгоду от продажи: ведь если кто-то хочет купить мертвых, следовательно, они чего-то стоят и являются предметом торга. То есть мертвые души становятся для нее в один ряд с пенькой, медом, мукой и салом. Но все прочее она уже продавала (как мы знаем, довольно выгодно), а это дело для нее новое и неизвестное. Срабатывает желание не продешевить: «начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь на надул ее этот покупщик», «я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят», «я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», «в хозяйстве как-нибудь на случай понадобятся…». Своей упертостью она выводит из себя Чичикова, который рассчитывал на легкое согласие. Тут-то и возникает эпитет, которые выражает сущность не только Коробочки, а всего типа подобных людей – «дубинноголовая». Автор поясняет, что ни чин, ни положение в обществе не являются причиной такого свойства, «дубиноголовость» — явление весьма распространенное: «иной и почтенный, и государственный даже человек. а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что бебе в голову, так уж ничем его не пересилишь; сколько не представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены».
    Коробочка соглашается тогда, когда Чичиков предлагает ей еще одну сделку, понятную ей, – казенные подряды, т.е государственный заказ на поставку, который хорошо оплачивался и был выгоден для помещика своей стабильностью.
    Эпизод торгов автор заканчивает обобщенным рассуждением о распространенности этого типа людей: «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанию хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм». Сопоставление хозяйственной, бережливой и практичной Коробочки с никчемной светской дамой заставляет задуматься, что же является «грехом» Коробочки, только ли ее «дубиноголовость»?
    Таким образом, мы имеем несколько оснований для определения смысла образа Коробочки – указание на ее «дубиноголовость», т.е. застревание на одной мысли, неумение и невозможность рассмотреть ситуацию с разных сторон, ограниченность мышления; сопоставление с привычно-вытвержденной жизнью светской дамы; явное господство прошлого в всем, что касается культурных составляющих жизни человека, воплощающихся в моде, интерьере, речи и правилах этикета по отношению к другим людям.
    Случайно ли, что Чичиков попадает к Коробочке после плутаний по грязной и темной дороге, ночью, во время дождя? Можно выдвинуть предположение, что эти детали метафорически отражают характер образа – отсутствие духовности (тьма, редкие отблески света из окошка) и бесцельности — в духовно-нравственном плане — ее существования (запутанная дорога, кстати, девчонка, которая провожает Чичикова до большой дороги, путает право и лево). Тогда логичным ответом на вопрос о «грехе» помещицы будет отсутствие жизни души, существование которой свернулось до одной точки — далекое прошлое, когда был жив еще покойник-муж, любивший, чтобы ему перед сном чесали пятки. Часы, которые с трудом бьют положенный час, мухи, которые будят утром Чичикова, запутанность дорог к имению, отсутствие внешних контактов с миром – все это подтверждает нашу точку зрения.
    Таким образом, Коробочка воплощает собой такое состояние души, в котором жизнь сворачивается до единственной точки и остается где-то далеко позади, в прошлом. Поэтому автор подчеркивает, что Коробочка – старуха. И никакое будущее для нее невозможно, следовательно, и возродиться, т.е. развернуть жизнь до полноты бытия, ей не суждено.
    Причина этого кроется в изначально бездуховной жизни женщины в России, в ее традиционном положении, но не социальном, а в психологическом. Сопоставление со светской дамой и детали, говорящие о том, как Коробочка проводит «свободное время» (гадания на картах, хлопоты по хозяйству) отражают отсутствие какой-либо жизни интеллектуальной, культурной, духовной. Дальше в поэме читатель встретится с объяснением причин такого состояния женщины и ее души в монологе Чичикова после встречи с прекрасной незнакомкой, когда герой рассуждает, что же происходит с чистой и простой девушкой и как из нее получается «дрянь».
    «Дубиноголовость» же Коробочки также получает точное значение: это не чрезмерная практичность или меркантильность, а ограниченность ума, которая определяется одной-единственной мыслью или убеждением и является следствием общей ограниченности жизни. И именно «дубинноголовая» Коробочка, так и не оставившая мысль о возможном обмане со стороны Чичикова и приезжающая в город поинтересоваться «почем нынче мертвые души», становится одной из причиной краха авантюры героя и стремительного бегства его из города.
    Почему к Коробочке Чичиков попадает после Манилова и до встречи с Ноздревым? Как было сказано раньше, последовательность образов помещиков строится по двум линиям. Первая – нисходящая: степень «греха» в каждом следующем случае все тяжелее, ответственность за состояние души все больше лежит на самом человеке. Вторая – восходящая: насколько возможно для персонажа возрождение жизни и «воскресение» души?
    Манилов живет достаточно «открыто – появляется в городе, присутствует на вечерах и собраниях, общается, но жизнь его похожа на сентиментальный роман, а значит, иллюзорна: он очень напоминает и внешностью, и рассуждениями, и отношением к людям героя сентиментальных и романтических произведений, модных в начале XIX века. Можно догадываться о его прошлом – хорошее образование, недолгая государственная служба, отставка, женитьба и жизнь с семейством в поместье. Манилов не понимает, что его существование не связано с реальностью, поэтому осознать, что жизнь его идет не так, как должна, он не может. Если проводить параллель с дантовской «Божественной комедией», то он более напоминает грешников первого круга, чей грех заключается в том, что они некрещеные младенцы или язычники. Но и возможность возрождения для него закрыта по той же причине: его жизнь – это иллюзия, и он этого не осознает.
    Коробочка же слишком погружена в мир материальный. Если Манилов целиком в фантазиях, то она – в прозе жизни, причем жизнь интеллектуальная, духовная сводится к привычным молитвам и такой же привычной набожности. Зацикленность на материальном, на выгоде, однобокость ее жизни хуже, чем фантазии Манилова.
    Могла ли жизнь Коробочки сложиться по-другому? И да, и нет. Влияние окружающего мира, общества, обстоятельства наложили отпечаток на нее, сделали ее внутренний мир таким, каков он есть. Но выход все-таки был – искренняя вера в Бога. Как мы увидим дальше, именно истинная христианская нравственность, с точки зрения Гоголя, является той спасительной силой, которая удерживает человека от духовного падения и духовной смерти. Поэтому нельзя считать образ Коробочки сатирическим изображением – однобокость, «дубиноголовость» ее уже вызывают не смех, а грустные размышления: «Но зачем же среди недумающих, веселых, беспечных минут сама собою вдруг пронесется иная чудная струя: еще смех не успел совершенно сбежать с лица, а уже стал другим среди тех же людей, и уже другим светом озарилось лицо…»
    Дальнейшая встреча с Ноздревым – пройдохой, скандалистом и плутом – показывает, что хуже однобокости жизни может быть бесчестие, готовность сделать гадость ближнему своему, иногда вовсе без всякой причины, и чрезмерная активность, не имеющая никакой цели. В этом отношении Ноздрев является своеобразным антиподом Коробочки: вместо однобокости жизни – чрезмерная разбросанность, вместо чинопочитания – презрение к каким-либо условностям, вплоть до нарушения элементарных норм человеческих отношений и поведения. Сам Гоголь говорил: «…Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Пошлость есть духовное падение, и степень жизненной пошлости есть степень торжествования смерти над жизнью в душе человека.
    Итак, в образе Коробочки отражается распространенный, с точки зрения автора, тип людей, которые ограничивают свою жизнь только одной сферой, которые «упираются лбом» во что-то одно и не видят, а главное – не хотят видеть — ничего, что существует помимо предмета их внимания. Гоголь выбирает сферу материальную – заботу о хозяйстве. Коробочка достигает в этой сфере достаточного для женщины, вдовы, которой приходится управляться с приличного размера имением, уровня. Но жизнь ее настолько сконцентрирована на этом, что никаких других интересов у нее нет и быть не может. Поэтому настоящая жизнь ее остается в прошлом, а нынешнее, а тем более будущее есть не жизнь. а только существование.
    §3. Художественная деталь как средство характеристики персонажа
    Помимо указанных выше художественных деталей, в эпизоде встречаются указания на предметы, которые также имеют важное значение для понимания образа Коробочки.
    Важной деталью являются часы: «… стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево». Часы – всегда символ времени и будущего. Заторможенность, опять же некоторая старость часов (значит, и времени) в доме Коробочки, подчеркивает такую же заторможенность жизни.
    Кроме часов, время представлено и в речи Коробочки. Она не использует календарные сроки для обозначения дат, а ориентируется по церковнонародным праздникам (святки, Филиппов пост), характерным для народной речи. Это свидетельствует не столько о близости жизненного уклада помещицы к народному, сколько о ее необразованности.
    Интересны две художественные детали, которые касаются частей туалета Коробочки: чепец на пугале и чулок за зеркалом. если первое характеризует ее с точки зрения только практической направленности и подобия человека (ведь пугало должно изображать человека), то роль второй детали неясна. Можно предположить, судя по ряду «письмо» — «старая колода карт» — «чулок», что это какое-то развлечение или девичье гадание, которое также подтверждает, что жизнь Коробочки осталась в прошлом.
    Описание двора и описание комнаты начинаются с упоминания птиц (кур и индеек во дворе, «каких-то» птиц на картинах, «косвенных туч» сорок и воробьев), также дополнительно характеризует сущность хозяйки поместья – душа ее приземлена, практичность является главным мерилом ценностей.
    В речи Коробочки встречаются не только просторечные и народные выражения, но и слова, характерные для прошлой эпохи – «авантажный».
    В целом можно сказать, что художественная деталь в поэме Гоголя является средством характеристики персонажа, добавляет нюансы или указывает неявно на существенные черты образа.
    §4. Коробочка и Чичиков
    Поэма Гоголя «Мертвые души» построена таким образом, что при внимательном, вдумчивом чтении понимаешь, что те персонажи, с которыми встречается Чичиков – чиновники и помещики, связаны с героем не только сюжетной линией. Во-первых, история самого Чичикова помещена в самом конце первого тома, значит, он также должен подчиняться законам построения поэмы – восходящей и нисходящей линиям. Во-вторых, Чичиков обладает удивительным свойством – сразу же выбирать именно ту манеру поведения и ту мотивировку предложения о продаже «мертвых» душ, которые наиболее подходят для собеседника. Только ли это природное умение, свойство его характера? Как мы видим из истории жизни Чичикова, эта черта была присуща ему изначально, практически с детства – он всегда угадывал слабое место человека и возможность «лазейки в душу». На наш взгляд, это объясняется тем. что в герое в концентрированном виде присутствуют все эти чиновники и помещики, которых он ловко обманывает, используя их как средство достижения личных целей. И эта мысль более всего подтверждается в эпизоде встречи с Коробочкой.
    Почему именно в этой части поэмы, когда согласие с «дубинноголовой» помещицей достигнуто, автор приводит подробное описание дорожной шкатулки Чичикова, причем так, словно читатель заглядывает через плечо и видит что-то сокровенное? Ведь с описанием других вещей героя мы встречаемся уже в первой главе.
    Если представить, что эта шкатулка – своеобразный дом (у каждого персонажа в поэме обязательно есть дом, с которого, собственно, и начинается характеристика), а дом у Гоголя, его внешний вид и внутреннее убранство символизируют состояние души человека, всю его суть, то тогда шкатулка Чичикова характеризует его как человека с двойным и даже с тройным дном.
    Первый ярус – это то, что видят все: умный собеседник, способный поддержать нужную тему, почтенный человек, одновременно деловой и умеющий разнообразно и прилично проводить время. То же в шкатулке – в верхнем ящике, который вынимается, «в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память».
    Второй слой личности Чичикова – делец, расчетливый и ловкий покупатель «мертвых душ». И в шкатулке – «находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист».
    И наконец, то, что скрыто в самой глубине и неизвестно большинству людей, имевших дело с героем, — главная цель жизни героя, его мечта о деньгах и том, что эти деньги дают в жизни – благосостояние, почет, уважение: «потом следовал потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег». Вот она, истинная суть героя – выгода, доход, от которого зависит его будущее.
    То, что это описание находится именно в главе, посвященной Коробочке, подчеркивает важную мысль: Чичиков тоже немного Коробочка, как, впрочем, и Манилов, и Ноздрев, и Собакевич, и Плюшкин. Потому он и разбирается так хорошо в людях, потому он и умеет подстроиться, подладиться под другого человека, что он сам немного этот человек.
    Заключение
    Образ Коробочки – один из галереи человеческих типов, представленных в поэме Гоголя «Мертвые души». Автор использует различные средства создания образа: прямую характеристику и обобщение до распространенного типа, художественные детали, включенные в описание поместья, интерьера, внешнего вида и манеры поведения персонажа. Важной характеристикой является и реакция персонажа на предложение Чичикова продать «мертвые» души. Поведение персонажа раскрывает истинную человеческую суть, потому что возможность получить прибыль, практически не потратив ничего, для помещиков имеет важное значение.
    Коробочка предстает перед читателем как ограниченная, глупая старуха, чьи интересы касаются только хозяйства и получения прибыли. В ней нет ничего, что оставляет признаки духовной жизни: ни истинной веры, ни интересов, ни стремлений. Единственное, что ее волнует в разговоре с Чичиковым – не продешевить, хотя предмет торга необычен и даже вначале ее пугает и приводит в недоумение. Но причиной этому является в большей части сама система воспитания и положение женщины в обществе.
    Таким образом, Коробочка – это один из типов помещиков и человеческих типов, из которых складывается образ современной Гоголю России.
    Список использованной литературы
    1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. – (Библиотека «Огонек»: отечественная классика)– Т.5. «Мертвые души». Том первый. – М., 1984.
    2. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии/ Под ред. Т.Г.Морозовой, В.Д.Синюкова. – М., 1995. – С.115
    3. Разумихин А. «Мертвые души» Опыт современного прочтения//Литература (Прилож. к «Первое сентября»). — № 13 (532). – 1-7 апреля 2004.
    [1] Здесь и далее цит. по изд.: Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. – (Библиотека «Огонек»: отечественная классика)– Т.5. «Мертвые души». Том первый. – М., 1984.
    [2] См. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии/ Под ред. Т.Г.Морозовой, В.Д.Синюкова. – М., 1995. – С.115
    [3] Пестрядь – ткань из остатков пряжи различного рода, домотканая материя (Кирсанова)
    [4] Салоп – верхняя одежда из меха и богатых тканей, вышедшая из моды уже к 1830 году; название «салопница» имеет дополнительный оттенок «старомодная» (Кирсанова). Видимо, с этой целью Гоголь и упоминает салоп как непременный атрибут подобных помещиц.
    [5] Пряженцы – начинка, которая выкладывалась прямо на пекущуюся лепешку или блин, по-другому, припек.

  9. Поскольку я увлекаюсь психологией, мне очень интересно познавать характер других людей, не только меня. Также я умею определять характер по цвету глаз, ведь по глазам человека узнать можно всё.
    Выделяют четыре темперамента : сангвиники, меланхолики,флегматики и холерики. Сангвиники – это люди, довольно сохраняющие спокойствие.
    Подробнее…

    Сочинение на тему: «Первые цветы»

    Я восхищаюсь первыми весенними цветами. Они ведь настоящие первопроходцы, цветут в очень суровых условиях. Лишь только снег начинает таять, на проталинах сквозь землю пробиваются упорные нежные росточки. А иногда и просто сквозь подтаявший снег и льдинки. Ни ледяной весенний дождь, ни запоздалый снег, что падает с неба, ни заморозки не могут остановить их. Весенняя неустойчивая погода не может испортить красоты первых цветов.
    Подробнее…

    Что такое Функции языка

    Язык представляет собой не просто знаковую систему, символически обозначающую предметы и явления. Язык – это еще и инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести коммуникативную, познавательную, номинативную и аккумулятивную. Есть также и второстепенные функции (например, эстетическая функция языка). В данной статье мы рассмотрим основные функции, которые выполняет язык, и их сущность.
    Основные функции языка: коммуникативная функция
    Эта функция связана с тем, что язык – это средство межличностного общения, которое позволяет одному человеку высказать свои мысли и передать их другому, а другому, в свою очередь, понять их и отреагировать. По сути, язык возник именно для коммуникации, то есть общения, обмена информацией. Коммуникативная функция осуществляется благодаря знаковости языка.
    В пределах коммуникативной функции можно выделить эмоциональную функцию, объясняя ее тем, что при помощи языка можно передать чувства, желания, состояния. Животные, которые не могут произносить слова, общаются именно для передачи эмоций. Эмоциональная функция нашей речи, естественно, более сложная, чем у животных.
    Таким образом, коммуникативная функция подразумевает под собой реализацию коммуникации посредством сообщения, общения, воздействия и выражения эмоций, состояний и чувств.
    Основные функции языка: познавательная функция
    Познавательная функция связана с тем, что в языковых знаках присутствует человеческое сознание. Язык – инструмент сознания, отражающий результат когнитивной деятельности человека. Споры лингвистов о том, что возникает раньше, язык или мышление, кажется, не прекращались никогда. Единственное мнение, которое безошибочно: язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.
    Когнитивная функция позволяет фиксировать результаты мышления и… использовать их в общении. Эта функция помогает познавать мир и вербализировать его.
    Основные функции языка: номинативная функция
    Известно, что человек мыслит категориями, и в процессе познания он называет новые для себя понятия и явления. Такая функция языка называется номинативной.
    Она тесно связана с когнитивной, так как все познанное должно иметь свое имя. Также она связана со способностью языкового знака обозначать вещи. Именно эта способность помогла человеку создать символический мир. Тем не менее в нашем мире есть масса вещей, у которых нет названий. Как, интересно, назвать штырек на пряжке для ремня? На самом деле, несмотря на отсутствие названия, номинативная функция реализована посредством описания.
    Основные функции языка: аккумулятивная функция
    Аккумулятивная функция связана со сбором и хранением информации. Не секрет, что язык живет намного дольше людей, народа. Яркий пример – мертвые языки, которые пережили своих носителей. Каким бы ни был язык, живым или мертвым, он хранит память целых поколений, многовековую историю человечества. Даже в случае потери устного предания можно изучить древние письмена и сделать определенные выводы о прошлом нации.
    В последнее время процесс накопления информации ускоряется, а объем информации, которую производит человек в наши дни, увеличивается на 30% в год.
    Многие лингвисты выделяют и другие функции языка. Среди них, например, контактоустанавливающая, эстетическая и другие. Если внимательно присмотреться к дополнительным функциям, можно сделать вывод, что все они тем или иным образом связаны с вышеупомянутыми. Исследование второстепенных функций языка не прекращается и дает очень интересные данные для дальнейших научных изысканий. Можно с уверенностью сказать, что язык и его функции всегда будут актуальны для человека.

    Сочинение на тему “Простое предложение”

    Термин “осложненное предложение” можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления.
    Подробнее…

    Дикция и выразительное чтение

    Что такое дикция? Дикция означает произношение; при этом имеется в виду, естественно, степень отчетливого произношения слов и слогов в речи, а также при чтении вслух или пении. Дикцию по отношению к орфоэпии можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. Человек со скверным почерком рискует быть непонятым адресатом, которому направлена корреспонденция. Человек с плохой дикцией заставляет собеседника либо пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз.
    Подробнее…

    Каким я хочу стать

    В будущем я хочу заниматься бизнесом. Правда, еще не определился точно, каким. Предприниматель – очень современно занятие. Он ни к кому не нанимается, не работает “на хозяина”, а сам обеспечивает себя рабочим местом. Больше того, если его дела идут хорошо, он сам открывает новые рабочие места для других людей.
    Можно торговать, можно что-нибудь производить, если получится. Еще можно брать заказы у людей на какой-то вид работы и самому их выполнять. Конечно, производить какой-нибудь товар намного интереснее, чем просто продавать его.
    Подробнее…

  10. Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. – это только потенциальный покупатель.
    Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.
    Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.
    Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»
    Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода !” (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с “мёртвыми душамит”. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мёртвые души”.Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом “дубиноголовая”.)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.
    Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.
    Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.
    Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее “дубинноголовость” не такое уж редкое явление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *