Сочинение на тему космические достижения россии

6 вариантов

  1. Сочинение на тему «Россия — великая космическая держава»
    Россия была и остается великой космической державой. Первый человек, оказавшийся в космосе, был русским: это был Юрий Гагарин. В космос его в 1961 году запустила Россия вместе с другими республиками Советского Союза. Первый спутник Земли тоже запустили из Советского Союза. Весь мир тогда говорил: «Русские запустили спутник», потому что Советский Союз — это синоним России.
    Первым человеком в открытом космосе тоже стал гражданин Советского Союза, сибиряк Алексей Леонов.
    После распада Советского Союза Россия сохранила за собой статус передовой космической державы. Среди стран планеты она лидирует в изучении космоса наряду с США и Китаем. Даже такие развитые страны, как Япония и Европейский Союз, отстают от нее в этом. Россия запускает не только автоматические спутники, но и пилотируемые космические корабли. Кроме нас, на всей планете это доступно только американцам и китайцам.
    Сейчас наши ученые и космонавты серьезно участвуют в работе Международной космической станции. Там от них многое зависит, потому что не все страны-участники имеют такой «космический опыт», как Россия. Еще наша страна вообще очень много участвует в международных проектах в космосе, потому что наши ученые и научные разработки ценятся во всем мире. А первая в мире орбитальная станция была создана именно в Советском Союзе.
    Россия — одна из лидеров в космической отрасли не только благодаря тому, что в нее вложено много денег. Просто космос всегда привлекал россиян. Они стремились раскрыть его тайны, как знаменитый российский ученый Константин Циолковский. Он еще в позапрошлом веке придумывал конструкции космических кораблей и их двигателей.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  2. Технологии
    Россия теряет космос?
    В последнее время ситуация вокруг Роскосмоса напоминает собой дешевую трагикомедию, в которой главные роли исполняют глава Роскосмоса Владимир Поповкин и вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы ОПК и космоса. Два этих персонажа периодически выступают с диаметрально противоположными заявлениями, из которых решительно невозможно понять, жив наш «пациент» или скорее мертв. Пока Владимир Поповкин раз за разом говорит о системном кризисе, который поразил российскую космическую промышленность, Дмитрий Рогозин (все-таки надо надеятся не в образе Остапа Бендера) рассказывает журналистам о планах России по постройке исследовательской лунной базы и постановке перед отраслью и страной сверхзадач и сверхцелей.
    Во время состоявшейся в минувший четверг, 27 сентября, встречи со студентами технических вузов глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил о том, что российской космической отрасли угрожает системный кризис. В том случае, если не будут предприняты экстренные меры, которые будут направлены на перелом сложившейся в отрасли ситуации, то через 3-4 года Россия может полностью потерять конкурентоспособность на мировом уровне, отметил Поповкин. Рассказывая о будущем российской лунной программы, Поповкин отметил, что отправка на Луну человека при сегодняшнем уровне развития технологий лишена смысла. В наши дни гораздо проще и дешевле проводить исследования естественного спутника Земли при помощи автоматических управляемых аппаратов.
    О кризисе в отечественной космической отрасли в последние месяцы говорится и пишется достаточно много, причем обсуждается эта проблема на самом высоком уровне. В первую очередь это обусловлено рядом громких неудач с космическими запусками. Последняя из них произошла в августе 2012 года, когда ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести на переходную орбиту 2 космических спутника-связи Telkom-3 и «Экспресс-МД2». В декабре 2011 года провалом закончился другой запуск – вывод на орбиту спутника «Меридиан», имеющего двойное назначение. Ну а в ноябре 2011 года свою миссию не смог осуществить самый дорогой космический проект России последних лет – межпланетная космическая станция «Фобос-Грунт».
    О своем недовольстве положением дел, которое складывается в космической отрасли, неоднократно заявлял Дмитрий Медведев. Помимо этого, глава российского правительства выступил с предложением о введении имущественной ответственности производителей космического оборудования за сдачу некачественной продукции. Призывал к реорганизации исследований околоземного пространства и вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. По его мнению, предприятия Роскосмоса не должны дублировать свои функции. Рогозин предложил поставить перед Роскосмосом ряд определенных целей, сосредоточив все имеющиеся в наличии ресурсы на их выполнении. По его мнению, наиболее амбициозной задачей, которая сегодня по силам России, могла бы стать постройка лунной базы.
    Впрочем, если судить по последним заявлениям главы Роскосмоса, до сколь-либо серьезных программ российской космонавтике сегодня – как до той же Луны пешком. Вместо реализации столь масштабных проектов, ей следовало бы заняться собственной реструктуризацией и оптимизацией. Владимир Поповкин говорит о необходимости серьезного уменьшения личного состава ведомственных предприятий, а также переводе некоторой части производственных цепочек на баланс частного капитала. Поповкин предлагает отдать «нижние этажи» производственных цепочек космического производства, которые связаны с изготовлением комплектующих, частным структурам. «К сожалению, сегодня у нас в отрасли нет такого понятия, как подрядчик. У нас есть только исполнители. Есть необходимое сырье, а дальше все делают сами. Но на данный момент мы должны оптимизировать эту структуру. И мы будем этим заниматься. Необходимо провести выборочную приватизацию», – цитирует Владимира Поповкина РИА Новости.
    Предполагается, что частные компании должны получать заказы на конкурсной основе на изготовление различных элементов и узлов космического оборудования. Тогда как сегодня складывается такая ситуация, что Роскосмос на космодроме занимается абсолютно всем. Это и транспортное обслуживание, и питание, и аэродромы. В то же время Поповкин считает, что Роскосмос должен заниматься лишь двумя вещами – запуском ракет-носителей и подготовкой космических аппаратов. Все остальные операции необходимо передать на аутсорсинг, доверить их частному бизнесу, так как это более эффективно. В то же время сам Роскосмос, как федеральный орган, по словам Поповкина, будет уходить в секторе услуг от создания конечного продукта. По его словам, сегодня никому не нужен просто снимок из космоса, необходимо понять, что именно на этом снимке и как это можно использовать – это творчество для малого бизнеса. Государству необходимо сосредоточиться на двух вещах – поддерживать орбитальную группировку и управлять ею.
    Глава Роскосмоса предлагает реализовать в России схему, которая успешно функционирует во всех ведущих космических странах. В США космическими разработками занимаются частные научно-производственные компании, а за государством оставлена лишь функция постановки задач и целей, а также эксплуатация космической группировки исследовательского и военного назначения.
    Но именно здесь благие намерения Владимира Поповкина сталкиваются с чисто российскими препятствиями, преодолеть которые будет очень непросто. «Космический» госзаказ станет лакомым куском для тысяч различных предприятий – потенциальных поставщиков необходимых услуг и комплектующих. Учитывая сложившуюся в нашей стране практику отбора поставщиков и проведения конкурсов, о том, что сможет получить Роскосмос на выходе, остается только гадать. Крайне большим остается риск повторения ситуации, которая сейчас происходит в авиационной отрасли, где в создании самолета принимает участие очень большое число малых и больших частных компаний, включая иностранных производителей.
    При этом за последние несколько десятков лет в российской промышленности произошло катастрофическое падение производственной культуры. Отсутствие новых и утрата имевшихся технологий привели к появлению огромного разрыва между космическими комплексами России и развитых космических держав. Для того чтобы это понять, можно вспомнить о том, как тяжело и долго шло создание российских модулей МКС.
    И хотя наша страна все еще входит в обойму ведущих космических держав, положение России сегодня крайне непрочно. Современный мир вполне устраивает ее роль поставщика старых, недорогих, но при этом очень надежных «Союзов» для доставки экипажей на Международную космическую станцию. Но с появлением у США или европейских стран новых кораблей (что уже не за горами) интерес к российским «старичкам» будет уменьшаться и позиции нашей страны в той области, где она по-прежнему сохраняет конкурентоспособность – на рынке космических запусков – будут утрачены. При этом догнать своих прямых конкурентов в области космических технологий Россия уже не в силах. А это значит, что через те самые 3-4 года, после того как у конкурентов появятся корабли нового поколения, статус России как великой космической державы окажется под вопросом.
    Хроника провалов Роскосмоса за последние 1,5 года
    Падение спутников «Глонасс-М» в океан
    5 декабря 2010 года по причине переизбытка топлива в разгонном блоке ДМ-3 не удалось вывести на орбиту 3 спутника «Глонас-М», который упали в акваторию Тихого океана. Ущерб от данной аварии составил 2,5 млрд. рублей.
    Не удалось вывести на орбиту спутник-шпион «Гео-ИК-2»
    1 февраля 2011 года российский спутник-шпион военного назначения «Гео-ИК-2», который был запущен в космос ракетой-носителем «Рокот», был выведен на нерасчетную орбиту, которая не позволяет использовать аппарат по его прямому назначению. Вывод спутника на незаданную орбиту связывают с ошибками в работе разгонного блока «Бриз-КМ». Ущерб Минобороны России компенсирован не был, при этом величина ущерба от данного неудачного пуска неизвестна. Спутник не был застрахован, так как являлся секретной разработкой.
    Невыход на орбиту спутника связи «Экспресс-АМ4»
    18 августа 2011 года телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», который был отправлен в космос ракетой-носителем «Протон-М», также оказался на нерасчетной орбите. Причиной этого стало то, что в циклограмме работы разгонного блока был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы, что в конечном итоге и стало причиной ошибки ориентации при выполнении маневра. Спутник оказался работоспособным, но вывести аппарат на расчетную орбиту не получилось. Стоимость спутника была оценена в 7,5 млрд. рублей, сумма страховки была выплачена «Ингосстрахом».
    Несостыковка грузового корабля «Прогресс М-12М» с МКС
    23 августа 2012 года грузовой корабль «Прогресс М-12М» не смог долететь до Международной космической станции (МКС). «Грузовик» должен был доставить на станцию продовольствие и оборудование. В общей сложности космический аппарат должен был забросить на МКС 2,6 тонн полезных грузов. Космический корабль упал в России на Алтае, причиной его аварии (первой за 30 лет эксплуатации) стала нештатная работа двигательной установки 3-й ступени ракеты-носителя «Союз-У». По причине засорения тракта подачи горючего расход топлива в двигателе был прекращен, что привело к его аварийному отключению. Запускаемый аппарат не был застрахован, сумма ущерба составила 3,2 млрд. рублей.
    Провал миссии с запуском межпланетной станции «Фобос-Грунт»
    Наиболее громкий и обидный провал «Роскосмоса». 9 ноября 2011 года неудачей закончился запуск к спутнику Марса межпланетной станции «Фобос-Грунт», которая должна была доставить на Землю образцы породы с Фобоса. После отделения межпланетной станции от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести станцию на высокую опорную орбиту для старта в направлении к Марсу. Все попытки установить с аппаратом связь окончились неудачей. Ущерб от неудачного запуска была оценен в 5 млрд. рублей.
    Межпланетная станция «Фобос-Грунт»
    Падение спутника связи «Меридиан-5»
    23 декабря 2011 года российский спутник связи нового поколения «Меридиан-5» практически сразу после старта с космодрома Плесецк упал на Землю. Телекоммуникационный спутник, который имел двойное назначение (мог использоваться и для военных и для гражданских целей) выводился на высокоэллиптическую орбиту при помощи модернизированной ракеты-носителя «Союз-2.1б» и разгонного блока «Фрегат». Причиной аварий ракеты-носителя «Союз-2.1б» стали неполадки в двигателе разгонного блока «Фрегат». Ущерб от данной аварии оценили в 2 млрд. рублей.
    Невыход на орбиту спутников «Телком-3» и «Экспресс-МД2»
    Самая последняя авария российской космонавтики. 7 августа 2012 года ракета-носитель «Протон-М» не сумела вывести на расчетную орбиту спутники связи «Телком-3» и «Экспресс-МД2». Причиной назвали несвоевременное включение двигателя разгонного блока «Бриз-М». Ущерб от данной аварии оценивается в 5-6 млрд. рублей.

  3. 3
    Текст добавил: DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ

    Мы не раз слышали слово «Вселенная». В словарях под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Другими словами, это весь мир. Наша планета Земля является частью этого огромного необъятного мира, одним из бесчисленных тел.
    Наверно каждый человек хоть раз в жизни задумывается, что там в космосе? Есть ли другие существа, которые, как и мы ходят в школу, играют в куклы, мечтают о будущем.
    В своих мечтах я представляю себя в скафандре летящей на огромной ракете, а вокруг сотни, тысячи, миллионы звезд и планет. Сначала я посещу планеты солнечной системы Меркурий, Венеру и Марс.
    Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Свое название она получила в честь одного из древнеримских богов. Она похожа на луну там много кратеров и гор.
    Следующая планета моего космического путешествия Венера, которая получила свое название в честь римской богини любви и красоты. И это не случайно. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным взглядом.
    Марс планета красноватого цвета, напоминающая огонь и кровь, получила свое название в честь древнеримского бога войны.
    Иногда читаешь газету или смотришь телевизор и узнаешь, что космонавты видели жителей других планет, но самое интересное они встречаются разных цветов зеленые, фиолетовые, синие и т. д. Я бы хотела встретить инопланетян добрых по характеру, интересных, веселых. Я с ним поиграла бы в игры, которые придумали они, а затем показала бы игры, в которые мы играем на Земле. Думаю, если планеты земной группы называют карликами, то и жители будут небольшого роста примерно, такие как мы. Они путешествуют, так же как и я на другие планеты и знакомятся с их жителями. Они летают на космических аппаратах, которые мы называем тарелками.
    Потом я бы посетила так называемые планеты гиганты это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Это гигантский быстровращающийся шар. А самое главное у него есть кольцо, но она узкое и еле заметное.
    Следующая планета это Сатурн названа в честь древнеримских богов, покровителей земледелия. Это самая необычайная по внешнему виду планета: ее окружают яркие кольца. Ширина колец десятки тысяч километров.
    Уран и Нептун планеты-близнецы. Уран назван в честь древнейшего греческого божества, олицетворяющего небо, а Нептун – в честь древнеримского бога моря.
    Плутон назван в честь греческого божества, владыки подземного мира. Жителей этих планет я представляю высокими худыми существами возможно хладнокровными, потому что мы знаем, что чем дальше эти планеты от солнца, тем холоднее. Они, наверное, очень умные, гордые и строгие. Я очень люблю животных и представляю, что у инопланетян они будут необычными, очень интересными, может некоторых взяла бы собой домой.
    Но самая для меня любимая планета это Земля. Здесь я родилась, здесь живет моя семья и мои друзья. Если посмотреть на снимки из космоса, то невозможно оторвать глаз, она прекрасна. Есть много мест на Земле, которые я еще не видела, но мечтаю увидеть. Так что пока я останусь здесь попутешествую, а когда вырасту, обязательно свои мечты реализую.
    Источник: shkolnie.ru

  4. В главном вузе страны объявили о создании факультета космических исследований. Осенью 2017 года в МГУ ожидается набор первых 100 человек. Учебный процесс будет проходить в
    сотрудничестве с космическими предприятиями и корпорациями. Тем,
    кто хочет посвятить жизнь изучению Вселенной, уже стоит начать подготовку к вступительным экзаменам.
    Открытый набор в космонавты
    14 марта 2017 года стартовал открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов “Роскосмоса”. Лучшие специалисты, имеющие навыки в космической или
    авиационной технике, станут первыми пилотами нового отечественного корабля “Федерация”. Шесть или восемь счастливчиков будут работать по программе
    Международной космической станции и, возможно, первыми из россиян полетят к Луне.
    Космодром Восточный
    В апреле 2016 года состоялся
    первый пуск с космодрома Восточный, расположенного в
    Амурской области. На 2017-й намечены еще два пуска, после чего Восточный станет работать в режиме полной нагрузки. Он будет обеспечивать России
    независимый от других государств доступ в космическое пространство, выполнение программ, сокращение издержек при эксплуатации Байконура, а также улучшит социально-экономическую обстановку в регионе.
    Морской старт
    В сентябре 2016 года российский
    холдинг S7 Group подписал контракт о покупке плавучего космодрома Морской
    старт (Sea Launch). Точкой отправления является акватория Тихого океана, недалеко от острова Рождества. Близость к экватору позволяет наиболее полно использовать
    энергию вращения Земли, снижая стоимость вывода аппаратов в космос.
    В конце марта 2017 года было объявлено, что в рамках программы “Морской старт” в
    2022-м ожидается первый пуск новой ракеты среднего класса, в 2027-м – испытания ракеты сверхтяжелого класса “Ангара-А5В”, в 2034-м -испытания ракеты-носителя “Феникс”, создание которой уже анонсировано.
    Далеко идущие планы
    В 2017-м количество запусков, осуществляемых Россией, увеличится в два раза по
    сравнению с годом минувшим. В планах “Роскосмоса” значатся пилотируемые миссии на поверхность Луны. Возможно, появится и международная окололунная
    посещаемая платформа.
    Также Россия
    продолжит беспилотный запуск исследовательских аппаратов. Например, обсерваторию “Спектр–РГ” запустят весной 2018 года. Она отправится в точку Лагранжа L2, где уравновешивается тяготение Луны и
    Земли, и займется изучением космического пространства в гамма– и рентгеновском
    спектральном диапазоне. Не исключено, что нас ждут и другие
    интересные анонсы.
    “Узнав однажды, что такое полет,
    ты станешь ходить по земле, обратив взор к небесам, потому что там тебе
    довелось побывать, и туда ты будешь жаждать вернуться” (Леонардо Да Винчи).

  5. Содержание
    1)Введение
    2)Осваиваем космос
    3)Заключение
    Введение
    Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.
    В 17 веке появился фантастический рассказ французского писателя Сирано де Бержерака о полете на Луну. Герои этого рассказа добрался до Луны в железной полоске, над которой он все время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, полоска все выше поднималась над Землей, пока не достигла Луны. “Из пушки на Луну” отправились герои Жюля Верна. Известный английский писатель Герберт Уэльс описал фантастическое путешествие на Луну в снаряде, корпус которого был сделан из материала, не подверженного силе тяготения.
    Предлагались разные средства для осуществления космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой. Ученые за многие века не назвали единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть могучую силу земного притяжения и унестись в меж планетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского.
    Скромный калужский учитель сумел рассмотреть в известной всем пороховой ракете прообраз могучих космических кораблей
    будущего. Его идеи еще долго будут служить основой в освоении человека космического пространства.
    Много веков прошло с тех пор, когда был изобретен порох и создана первая ракета, применявшаяся главным образом для увеселительных фейерверков в дни больших торжеств. Но только Циолковский показал, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и даже на всегда покинуть Землю, – это ракета.
    В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: “Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство”.
    Осваиваем Космос
    Сейчас мы становимся свидетелями того, как начинается сбываться это великое пророчество. Начало проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.
    Первый спутник начал обращаться вокруг Земли по эллиптической орбите. Крайние точки ее подъема – наибольшая (апогей) и наименьшая (перигей) – располагались соответственно на высоте 947 и 228 км. Наклон плоскости орбиты к экватору составлял 650. Свой первый оборот спутник совершил за 1 час 36,2 минуты и делал за сутки немногим менее 15 оборотов.
    Сравнительно низкое расположение перигея орбиты вызвало торможение спутника в разряженный слоях земной атмосферы и сокращало его период обращения на 2,94 секунды в сутки. Такое незначительное сокращение времени обращения говорило о том, что спутник снижался очень медленно, причем с начала уменьшался апогей, а сама орбита постепенно приближалась к круговой.
    Через 20 дней космический первенец умолк – иссякли батареи его передатчиков. Раскаляемый Солнцем и замерзающий в земной тени, он безмолвно кружился над пославшей его планетой, отражая солнечные лучи и импульсы радиолокаторов. Постепенно опускаясь, он просуществовал еще около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.
    Полет первого спутника позволил получить ценнейшие сведения.
    Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счет торможения в атмосфере, ученые смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетел спутник, и по этим данным более точным
    предусмотреть изменение орбит последующих спутников.
    Определение точной траектории искусственных спутников позволило провести ряд геофизических исследований, уточнить форму Земли, точнее изучить ее сплюснутость, что дает возможность составлять более точные географические карты.
    Отклонения действительной траектории спутника от вычисленной говорят о неравномерности поля Земного тяготения, на которую влияет распределение масс внутри Земли и в земной коре. Таким образом, изучив движение спутника, ученые уточнили сведения о поле земного тяготения и о строении земной коры.
    Такие вычисления делались и раньше на основании движения Луны, но спутник, летящий на высоте всего несколько сот километров над Землей, сильнее реагирует на ее поле тяготения, чем Луна, находящаяся от Земли на расстоянии почти 400 тыс. км.
    Очень большое значение имело изучение прохождения радиоволн через ионосферу, т.е. через наэлектризованные верхние слои земной атмосферы. Радиоволны, посланные со спутника, как бы насквозь прощупывали ионосферу. Анализ этих результатов позволил существенно уточнить строение газовой оболочки земли.
    Второй советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября 1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км (апогей), то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъема (перигей) апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого – 508,3 кг.
    Третий спутник поднялся еще выше – на 1880 км и был еще тяжелее. Он весил 1327 кг.
    Вслед за советскими спутниками вышли на свои орбиты американские спутники. Свою программу ракетных исследований по плану Международного геофизического года американцы начали практически осуществлять позже. Только 31 января 1958 г. после нескольких неудачных попыток американцам удалось вывести на орбиту свой первый искусственный спутник Земли “Эксплорер-1” (“Исследователь-1”). Он весил 13,96 кг и был оборудован аппаратурой для изучения космических лучей. микрометеоритов, а также для измерения температуры оболочки спутника и газа, заполнявшего его внутренний объем.
    Следующий спутник американцев – “Авангард” весил 1,5 кг. Он не имел на борту вообще никакой научной аппаратуры и был предназначен только для испытаний радиопередатчиков и солнечных батарей.
    Оба эти американских спутника не могут идти ни в какое сравнение с первыми советскими спутниками. Позднее американцы
    вывели на орбиты несколько десятков спутников. Вес их колебался от нескольких десятков до нескольких сотен килограммов. С их помощью американскими ученым удалось получить ряд важных данных о строении верхней атмосферы и околоземного пространства. Эти результаты могли бы быть более значительными, если бы американские спутники направлялись с целью изучения космоса. Но при запуске многих из них преследовались военные цели. С каждым годом растет число спутников, выпущенных советскими и американскими учеными. Усложняется и становится более многообразной и научная аппаратура – в космос посылаются целые лаборатории. Орбиты спутников, как обручи, опоясали земной шар во всех направлениях – от экваториальных (параллельных экватору) до полярных (проходящих через полюсы Земли). Ученые кропотливо изучают поступающую со всех широт и высот научную информацию (сообщения от установленных на спутниках приборов).
    2 января 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета “Луна-1”. Она стала спутником Солнца. На Западе ее назвали лунником. Запуском ее была прослежена вся толща околоземного космического пространства. За 34 часа полета ракета прошла 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство. После этого еще около 30 часов велось наблюдение за ее полетом и принималась с установленных на ней приборов ценнейшая научная информация. Впервые приборы, посланные человеком, изучали космическое пространство на протяжении 500 тыс. км от Земли.
    Сведения, полученные в этом полете, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры – открытии околоземных поясов радиации. Кроме различных измерении, на протяжении 500 тыс. км полета велись наблюдения газового состава межпланетной среды, наблюдения метеоритов, космических лучей и др.
    Не менее изумительным был полет второй советской космической ракеты “Луна-2”, запушенной 12 сентября 1959 г. Приборный контейнер этой ракеты 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды коснулся поверхности Луны! Впервые за всю историю аппарат, созданный руками человека, достиг другого небесного тела доставил на безжизненную планету памятник великому подвигу советского народа- вымпел с изображением Герба СССР. Луна-2 установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов.
    Не успела весть об этом событии как следует дойти до сознания людей, как наша страну поразила мир новым удивительным достижением: 4 октября 1959 г., в день второй годовщины запуска
    первого советского спутника Земли, в Советском Союзе была запущена третья космическая ракета – “Луна-3”. Она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами. Контейнер был направлен так, что, обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли. Установленная в нем аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение не видимой нами обратной стороны Луны.
    Этот блестящий научный эксперимент интересен не только беспримерным фактом получения первой фотографии, сделанной в космосе, и передачи ее на Землю, но и осуществлением чрезвычайно интересной и сложной орбиты.
    “Луна-3” должна была оказаться над обратной стороны Луны, а система ориентации должна была развернуть контейнер так, чтобы его фотоаппараты были направлены на Луну. Для этого по команде с Земли весь контейнер привели во вращение, и, когда в фотоэлементы, расположенные на нижнем днище контейнера, попали яркие лучи Солнца, вызванный ими в этих фотоэлементах ток послужил сигналом, по которому контейнер прекратил вращение и, остановившись, как завороженный, стал смотреть на Солнце. (От слабого отраженного света Земли и Луны фотоэлементы – датчики солнечной ориентации – сработать не могли.) Фотоаппараты и лунные датчики, расположенные на противоположном верхнем днище контейнера, оказались смотрящими в сторону Луны. В начале работы выбрали такое взаимное расположение Земли Луны и Солнца, при котором Земля была в стороне от линии, соединяющей Луну и Солнце. Поэтому Земля – светило значительно более яркое, чем Луна,- не могла попасть в объективы датчиков лунной ориентации, так как находилась в другом секторе неба.
    После того как освещенная Солнцем обратная сторона Луны оказалась в поле зрения лунных датчиков, солнечные датчики отключились, станция более точно “довернулась” по лунным датчикам и началось фотографирование.
    И так, при подлете контейнера к Луне требовалось, чтобы он, Луна и Солнце оказались на одной прямой. Кроме того, притяжение Луны должно было так искривить орбиту “Луны-3”, чтобы она вернулась к Земле со стороны северного полушария, где расположены все советские наблюдательные станции.
    Стартовав из северного полушария, “Луна-3” как бы поднырнула под Луну – прошла с ее южной стороны,-затем отклонялась вверх, полностью обогнув Луну, и вернулась к Земле, как и было рассчитано, со стороны северного полушарии.
    Автоматические устройства на борту контейнера в космосе проявили пленку и с помощью электронной техники по радио передали фотографии на Землю.
    Фотографирование обратной стороны Луны представляет собой первый активный шаг в практике “внеземной” астрономии. Впервые изучение другого небесного тела велось не наблюдением с Земли, а непосредственно из космического пространства вблизи этого тела.
    Наши астрономы получили уникальную фотографию обратной стороны Луны, по которой смогли составить атлас лунных гор и “морей”. Названия присвоенные открытым горным образованиям и равнинам, на вечно утвердили славу родины первооткрывателей, пославших чудесное автоматическое устройство – прообраз будущих космических обсерваторий.
    Американским ученым после многих неудачных попыток так же удалось получить серию снимков поверхности Луны. Ракеты серии “Рейнджер” мчалась навстречу и непрерывно вела телевизионную передачу изображений лунной поверхности. Фотографии изображений, переданных с минимальных расстояний (в последние мгновения, перед тем как космический аппарат разбился о поверхность Луны), позволяли различать детали около 50 м.
    Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, советские ученые приступили к созданию космического корабля для полетов человека.
    Десятки неразрешенных вопросов стояли перед наукой. Надо было создать во много раз более мощные ракеты-носители для выведения па орбиту космических кораблей, в несколько раз более тяжелых, чем самые тяжелые искусственные спутники, запущенные ранее. Нужно было сконструировать и построить летательные аппараты, не только полностью обеспечивающие безопасность космонавта на всех этапах полета, но и создающие необходимые условия для его жизни и работы. Необходимо было разработать целый комплекс специальной тренировки, который позволил бы организму будущих космонавтов заранее приспособиться к существованию в условиях перегрузок и невесомости. Надо было разрешить счет, мною и других вопросов.
    Несмотря на всю сложность этой грандиозной проблемы, советская наука и техника блестяще справились с ее решением.
    После ряда пробных запусков, когда места в кабине спутника занимали различные живые существа – от грибков и бактерий до известных всему миру Белки и Стрелки,- конструкция космического корабля со всеми его сложными системами выведения на орбиту, стабилизации полета и обратного спуска на Землю была полностью отработана.
    В исторический день 12 апреля 1961 г. Ушел в космос корабль “Восток” с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.
    Слава о новом беспримерном подвиге советского народа в деле освоения космического пространства громовым эхом прокатилась по всему миру. Она вызвала радость и восхищение в сердцах наших друзей.
    Прошло всего несколько месяцев, и 6 августа того же года стартовал космический корабль “Восток-2” с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. “Восток-2” сделал 17,5 витков вокруг Земли и пробыл в космическом полете 25 часов 18 минут.
    Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух полетах, позволило уже через год – в августе 1962 г.- сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие один за другим (с интервалом в одни сутки) космические корабли “Восток-3” и “Восток-4” с летчиками-космонавтами Андрияном Григорьевичем Николаевым и Павлом Романовичем Поповичем совершили первый групповой полет в космос.
    “Восток-3” сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. “Восток-4” сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.
    По сравнению с полетами наших космонавтов более чем скромными кажутся первые робкие прыжки в космос американских космонавтов Шепарда и Гриссома, один из которых чуть было не кончился трагично. По сравнению полетами Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова это были всего лишь “подпрыгивания” над нашей планетой.
    По сообщению корреспондента газеты “Нью-Йорк Таймс” 15- минутный прыжок Аллана Шепарда был осуществлен с помощью ракеты, мощность которой составляла “всего лишь одну десятую мощности советской ракеты, а вес капсулы составлял лишь одну пятую веса кабины корабля “Восток”.
    Только 20 февраля 1962 г., после предварительных запуске по проекту “Меркурий” двухтонной кабины с роботом и обезьянами, американцам удаюсь осуществить первый космический полет Джона Гленна. Этот полет был совершен на космическом корабле “Френдшип-7” весом около полутора тонн. Джон Гленн совершил на своем корабле три витка вокруг Земли и опустился в Атлантический океан. Но его полет протекал не совсем благополучно. Во время
    полета обнаружились неисправности в системах автоматического управления космическим кораблем, и после первого витка Гленну пришлось перейти на ручное управление. Отказала также на некоторое время система охлаждения, и в кабине сильно повысилась температура. На втором и третьем витках полет продолжался только благодаря энтузиазму, выдержке и мужеству космонавта.
    Второй космический день Америки – 24 мая 1962 г.- был омрачен большими волнениями за судьбу второго космонавта – Малькольма Скотта Карпентера.
    Полет Карпентера был еще более драматичным, чем полет Джона Гленна. Неполадки обнаружились опять и системе управления и терморегулирования кабины и скафандра. Космонавт приводнился в Атлантическом океане в 350 км от предполагаемого района посадки корабля. 20 морских кораблей и 70 самолетов и вертолетов и в течение часа разыскивали отважного космонавта. Одна шведская газета назвала этот полет “космической драмой между жизнью и смертью”.
    Третий космический день Америки был 3 октября 1162 г. В этот день в США с мыса Кеннеди па полуострове Флорида стартовал двухтонный космический корабль-спутник “Сигма-7”, пилотируемый летчиком-космонавтом Уолтером Ширрой.
    Космический корабль сделал 6 витков вокруг Земли и благополучно приводнился в центральной части Тихого океана. Неисправности системы регулирования температуры внутри скафандра, омрачившие и этот полет, удалось быстро исправить непосредственно на орбите, и дальнейший полет продолжался благополучно.
    Наряду с полетами космических кораблей в СССР и США были осуществлены и пробные запуски ракет к планетам. 12 февраля 1961 г. с борта искусственного спутника Земли в сторону Венеры стартовала советская автоматическая межпланетная станция “Венера”. Вслед за ней к Венере была запущена американская автоматическая станция “Маринер-2”.
    1 ноября 1962 г. в сторону Марса стартовала советская космическая ракета “Марс-1”. Ее орбита была самой протяженной по сравнению с орбитами всех предыдущих полетов космических аппаратов. Вытянувшись по эллипсу от Земли, она коснулась орбиты Марса. Семь с половиной месяцев длился полет только до встречи с Марсом: 500 млн. км прошел за это время “Марс-1”.На значительных расстояниях от Земли сократилось число регистрируемых микрометеоров. Они, по-видимому, концентрируются вблизи Земли, до 40 тыс. км от ее поверхности.
    Так закончилась первая космическая пятилетка. Но космические
    события следуют с космической быстротой.
    14 июня 1963 г. вышел на орбиту космический корабль “Восток-5” с летчиком-космонавтом Валерием Федоровичем Быковским, а вслед за ним корабль-спутник “Восток-6”, пилотируемый первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой. Пять суток пробыл в космосе Валерий Быковский, за 119 часов он 81 раз облетел Землю. Первая в мире женщина-космонавт пробыла в космосе 71 час и совершила 48 оборотов вокруг Земли. Своим полетом она убедительно доказала равные возможности женщины в таком трудном и сложном деле, каким является освоение космоса.
    Новым этапом в исследовании необъятных просторов Вселенной явился запуск 12 октября 1964 г. в СССР трехместного корабля “Восход”. Экипаж корабля состоял из трех человек: командира корабля инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника кандидата технических наук Константина Петровича Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова. Три специалиста разного профиля провели обширные исследования космоса. Корабль “Восход” существенно отличается от кораблей типа “Восток”. Его орбита пролегала выше, космонавты впервые совершали полет без скафандров, а приземлились, не покидая кабину, которая системой “мягкой посадки” была плавно спущена и буквально мягко “поставлена” на поверхность Земли. Новая система телевидения передавала с борта корабля не только изображение космонавтов, но и картину наблюдений.
    С каждым годом ширится фронт мирных исследований космического пространства. Вслед за спутниками, “жестко” привязанными к своим орбитам, в космос вышли аппараты, способные осуществлять достаточно широкое маневрирование.
    Советские космические аппараты “Полет-1” и “Полет-2”, маневрируя в космосе, переходили с орбиты на орбиту, меняя не только высоту, но и плоскость наклона орбиты. Это первые шаги на пути соединения, или, как говорят инженеры, стыковки, космических кораблей непосредственно в космосе, на орбите. Причаливая к кораблю, ракеты-заправщики смогут перегружать на негорючее и строительные детали. Из конструкций, доставленных на орбиту, космонавты смонтируют сначала космические лаборатории, а потом, наверное и целые научные города…
    Мирным целям успешно служат и некоторые американские спутники. С помощью метеорологических спутников американцам удалось заблаговременно предупредить население о приближении нескольких тайфунов – сильнейших разрушительных ураганов, очень часто проносящихся над Америкой.
    Спутники “Телестар-1” и “Телестар-2” успешно перекинули
    телевизионный “мост” между Европой и Америкой, ретранслируя из Америки в Европу телевизионные программы.
    Проведен первый международный космический эксперимент: радиоволны, посланные из английской обсерватории Джоурелл Бенк, отразившись от огромного надутого металлизированного шара – американского спутника “Эхо-2”,- были приняты в Советском Союзе под Горьким, в Зименках. Были переданы радиотелеграммы, фототелеграммы и радиотелефонный разговор.
    30 января 1964 г. и СССГ был произведен запуск интереснейших спутников – “Электрон-1” и “Электроя-2”. С одной ракеты были запущены сразу два спутника, один на более высокую, другой на более низкую орбиту.
    Ценность такого запуска заключается в том, что одновременные измерения на разных высотах позволят лучше исследовать пространственную структуру поясов радиации и их изменение во времени. Запущенные через полюсы “Электрон-3” и “Электрон-4” продолжили одновременно комплексное исследование верхних слоев атмосферы.
    После неудачных попыток в выведении тяжелых кораблей-спутников американцам в 1964 г. удалось запустить два многотонных спутника. Это первые удачные запуски по рассчитанной на многие годы программе, которая предусматривает вначале облет, а затем и высадку космонавтов на Луне.
    Тем же задачам посвящены и продолжающиеся в СССР исследования окололунного пространства. Очередная станция “Луна-4” прошла в непосредственной близости от нашего естественного спутника. Непрерывно ведется изучение и дальнего космоса. 2 апреля 1964 г. отправилась в глубины космоса очередная советская автоматическая станция “Зонд-1”. Ее задача прозондировать многие миллионы километров околосолнечного пространства и передать на Землю научную информацию.
    Заключение
    Космонавтика нужна науке – она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.
    Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология – это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди – электростанции в космосе, удаление
    вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне. И многое- многое другое.
    Много изменений произошло в нашей стране. Распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств. В одночасье оказалась неопределенной и судьба советской космонавтики. Но надо верить в торжество здравого смысла. Наши достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству!
    Используемая литература
    1) Детская Энциклопедия. 2 том. Издательство “Просвещение” Москва1965 г.
    2) В.П. Глушко “Космонавтика”. Издательство “Советская энциклопедия” 1970 г.
    3) Л.А. Гильберг “От самолета к орбитальному комплексу” Москва “Просвещение” 1992 г.
    4) С.В. Чекалкин “Космос – завтрашние заботы” Москва “Знание” 1992 г.
    5) Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астномо- геодезического общества “Земля и Вселенная” серия “Космонавтика, астрономия, геофизика” май-июнь 3/96
    6) Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астномо- геодезического общества “Земля и Вселенная” серия “Космонавтика, астрономия, геофизика” май-июнь 3/97.

  6. Россия была и остается великой космической державой. Первый человек, оказавшийся в космосе, был русским: это был Юрий Гагарин. В космос его в 1961 году запустила Россия вместе с другими республиками Советского Союза. Первый спутник Земли тоже запустили из Советского Союза. Весь мир тогда говорил: «Русские запустили спутник», потому что Советский Союз — это синоним России.
    Первым человеком в открытом космосе тоже стал гражданин Советского Союза, сибиряк Алексей Леонов.
    После распада Советского Союза Россия сохранила за собой статус передовой космической державы. Среди стран планеты она лидирует в изучении космоса наряду с США и Китаем. Даже такие развитые страны, как Япония и Европейский Союз, отстают от нее в этом. Россия запускает не только автоматические спутники, но и пилотируемые космические корабли. Кроме нас, на всей планете это доступно только американцам и китайцам.
    Сейчас наши ученые и космонавты серьезно участвуют в работе Международной космической станции. Там от них многое зависит, потому что не все страны-участники имеют такой «космический опыт», как Россия. Еще наша страна вообще очень много участвует в международных проектах в космосе, потому что наши ученые и научные разработки ценятся во всем мире. А первая в мире орбитальная станция была создана именно в Советском Союзе.
    Россия — одна из лидеров в космической отрасли не только благодаря тому, что в нее вложено много денег. Просто космос всегда привлекал россиян. Они стремились раскрыть его тайны, как знаменитый российский ученый Константин Циолковский. Он еще в позапрошлом веке придумывал конструкции космических кораблей и их двигателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *