Сочинение на тему космический корабль восток 1960 год

6 вариантов

  1. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
    Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.
    Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.
    Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.
    Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».
    Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.
    Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!
    Протоиерей Андрей Алексеев

  2. 22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК “Энергия” им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.
    Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.
    Было создано две версии корабля, получившие обозначение: (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик – .
    Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название “Восток”, было задействовано более 100 организаций.

    Характеристики

    “Восток” представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.
    Длина корабля – 4,3 м, максимальный диаметр – 2,43 м, стартовая масса – 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.
    Состоял из двух отсеков – спускаемого аппарата сферической формы (объем – 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.
    Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной – на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.
    Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.
    В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие “Звезда” им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).
    При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

    Запуски

    Запуски кораблей “Восток” осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.
    На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название “Спутник”. Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.
    Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле – манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.
    30 марта 1961 г. в записке в ЦК КПСС, подписанной заместителем председателя Совета министров (СМ) СССР Дмитрием Устиновым и руководителями ведомств, ответственным за ракетно-космическую технику, предлагалось в сообщениях ТАСС называть пилотируемый корабль “Востоком” (по документам: “Восток-3КА”).
    12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике “Восток” совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.
    После него на кораблях “Восток” летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей – “Восток-3” и “Восток-4”), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа – почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).
    Всего было запущено 13 кораблей “Восток”: 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков – два удачных, один аварийный, два нештатных).

    Ракета-носитель “Восток”

    Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников (“Восток”), различных искусственных спутников.
    Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (“семерка”, индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.
    Работы по ракете вел разработчик “семерки”, ОКБ-1 (ныне РКК “Энергия” им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.
    Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение “блок Е”, был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр – 10,3 м, стартовая масса – около 287 т.
    Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.
    Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.
    Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.
    Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина – возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) “Луна-1”. В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС “Луна-2” и “Луна-3”.
    15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля “Восток” – экспериментальное изделие 1К (открытое наименование – “Спутник”). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.
    9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.
    12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник “Восток” с Юрием Гагариным.
    Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа “Востоком”, до этого в советской прессе ее именовали просто “сверхмощной ракетой- носителем” и т. п.
    Всего было проведено 26 запусков ракеты “Восток” – 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками “Электрон”.
    На базе ракеты “Восток” в дальнейшем были созданы другие модификации “Восток-2”, “Восток-2А”, “Восток-2М”, которые выпускались на куйбышевском заводе “Прогресс” (ныне Ракетно-космический центр “Прогресс”, Самара).
    Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии “Космос”, “Зенит”, “Метеор” и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты “Восток-2М” с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B (“Ай-ар-эс-1-би”).

    Итоги программы

    Пилотируемые полеты на кораблях “Восток” дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.
    Им на смену пришли корабли следующего поколения – “Восход” (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа “Союз”.

  3. 12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени в нескольких десятках километров севернее поселка Тюратам в Казахстане на советском космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Запуск прошел успешно. Космический корабль был выведен на орбиту с наклонением 65°, высотой перигея 181 км и высотой апогея 327 км и совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-й мин после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области.
    Космический корабль (КК) «Восток» был создан группой ученых и инженеров под руководством основоположника практической космонавтики С. П. Королева. Космический корабль состоял из двух отсеков. Спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, представлял собой сферу диаметром 2,3 м, покрытую абляционным (плавящимся при нагреве) материалом для тепловой защиты при входе в атмосферу. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. В полете непрерывно поддерживалась радиосвязь с Землей. Космонавт в скафандре размещался в катапультируемом кресле самолетного типа, оснащенном парашютной системой и аппаратурой связи. В случае аварии небольшие ракетные двигатели в основании кресла выстреливали его через круглый люк. Атмосфера корабля — смесь кислорода с азотом под давлением 1 атм (760 мм рт. ст.).
    Пилотируемый отсек (спускаемый аппарат) крепился с помощью металлических стяжных лент к приборному отсеку. Все оборудование, непосредственно не требуемое в спускаемом аппарате, размещалось в приборном отсеке. В нем находились баллоны системы жизнеобеспечения с азотом и кислородом, химические батареи для радиоустановки и приборов, тормозная двигательная установка (ТДУ) для уменьшения скорости космического корабля при переходе на траекторию спуска с орбиты и небольшие двигатели ориентации. «Восток-1» имел массу 4730 кг, а с последней ступенью ракеты-носителя 6170 кг.
    Расчет траектории возвращения КК «Восток» на Землю производился с помощью ЭВМ, необходимые команды передавались на космический корабль по радио. Двигатели ориентации обеспечивали соответствующий угол входа космического корабля в атмосферу. По достижении нужного положения включалась тормозная двигательная установка, и скорость корабля уменьшалась. Затем пироболты разрывали стяжные ленты, связывающие спускаемый аппарат с приборным отсеком, и спускаемый аппарат начинал свой «огненный нырок» в атмосферу Земли. На высоте около 7 км входной люк отстреливался от спускаемого аппарата и кресло с космонавтом катапультировалось. Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Гагарин был единственным космонавтом КК «Восток», остававшимся в спускаемом аппарате до приземления и не использовавшим катапультируемое кресло. Все последующие космонавты, летавшие на кораблях «Восток», катапультировались. Спускаемый аппарат корабля «Восток» приземлялся отдельно на собственном парашюте.
    СХЕМА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ “ВОСТОК-1”
    «Восток-1»
    1 Антенна системы командных радиолиний.
    2 Антенна связи.
    3 Кожух электроразъемов
    4 Входной люк.
    5 Контейнер с пищей.
    6 Стяжные ленты.
    7 Ленточные антенны.
    8 Тормозной двигатель.
    9 Антенны связи.
    10 Служебные люки.
    11 Приборный отсек с основными системами.
    12 Проводка зажигания.
    13 Баллоны пневмосистмы (16 шт.)
    для системы жизнеобеспечения.
    14 Катапультируемое кресло.
    15 Радиоантенна.
    16 Иллюминатор с оптическим ориентиром.
    17 Технологический люк.
    18 Телевизионная камера.
    19 Теплозащита из абляционного материала.
    20 Блок электронной аппаратуры.
    Этот корабль имел два основных отсека: спускаемый аппарат диаметром 2,3 м и приборный отсек. Система управления автоматическая, но космонавт мог перевести управление и на себя. Правой рукой он мог ориентировать корабль с помощью ручного управляющего устройства. Левой рукой он мог включить аварийный переключатель, который сбрасывал входной люк и приводил в действие катапультируемое кресло. Вырез в носовом обтекателе ракеты-носителя позволял космонавту покинуть корабль при аварии носителя. При возвращении в атмосферу сферического спускаемого аппарата осуществлялась автоматическая коррекция его положения. При нарастании давления воздуха спускаемый аппарат занимал правильное положение.
    Ракеты-носители
    2 ? -ступенчатая ракета-носитель «Восток» была создана на базе советской межконтинентальной баллистической ракеты.
    Ее высота вместе с космическим кораблем 38,4 м.
    «Меркурий-Атлас» также являющаяся модификацией межконтинтальной баллистическй ракеты, имела общую высоту 29 м.
    В обеих ракетах топливо – жидкий кислород и керосин.
    Космический корабль «Восток» выводился в космос 5 раз, после чего было объявлено о его безопасности для полета человека. В период между 15 мая 1960 г. и 25 марта 1961 г. эти космические корабли запускались на орбиту под названием корабль-спутник. В них размещались собаки, манекены и различные биологические объекты. Четыре из этих аппаратов имели возвращаемые капсулы, со смонтированными в них креслами космонавтов. Три были возвращены. Последние два аппарата серии до входа в атмосферу выполнили как и «Восток-1», по одному витку вокруг Земли. Другие выполнили 17 витков, как «Восток-2».

  4. К моменту первого полета человека в космическое пространство еще не все было ясно для медиков. Было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю.А.Гагарин должен был пробыть в этом состоянии около часа. Некоторые медики предрекали даже возможное нарушение психики человека при длительном пребывании в невесомости. Как сообщил в своем докладе 13 апреля 1961 г. на заседании Государственной комиссии первый космонавт Ю.А.Гагарин, “чувство невесомости было несколько непривычным по сравнению с тем, что ожидалось. Возникло ощущение, что висишь в горизонтальном положении, на ремнях. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывала давление на грудную клетку и создавала впечатление, что висишь.
    Перед спуском с орбиты, после выключения ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью, порядка 30 градусов в секунду. Ждал разделения СА и ПО, а его не было, т.к. не было своевременного отстрела кабель-мачты СА-ПО и раскрытия замка стяжных лент на СА.
    Без паники доложил на Землю лишь то, что ТДУ сработала нормально. Разделение отсеков произошло на 10 минут позже, уже от нагрева. К моменту максимальных перегрузок колебания СА уменьшились. Перегрузка плавно достигла 10 единиц. Был момент, секунды 2-3, когда начали расплываться показания на приборах, и в глазах стало сереть… После автоматического катапультирования из СА также автоматически ввелась основная парашютная система на кресле.
    Позже раскрылся запасной парашют и повис, не наполнившись. После отделения блока НАЗа порывом ветра открыло и запасной парашют.” Спуск был на двух парашютах. Как мы видим, все на корабле “Восток” выполнялось автоматикой. И это было оправдано, так как никто тогда не знал, будет ли космонавт в состоянии управлять космическим кораблем на всех этапах полета и посадки.
    “Страхи” оказались излишними. Космонавт выяснил, что можно работать и есть в невесомости космическую пищу и пить воду без существенных последствий для состояния. Оказалось, что признаки “морской болезни” обычно проявляются лишь к 4-му витку, но это выяснил уже космонавт № 2 Г.С.Титов. Освобождение от привязной системы в СА и свободное плавание впервые выполнил А.Г.Николаев. Суммарное время “плавания” составило 3,5 часа. Это имело важное значение для космической медицины, однако вопросы по влиянию невесомости на организм человека еще остались, что впоследствии подтвердил полет первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, и особенно – космонавтов А.Г.Николаева и В.И.Севастьянова на КК “Союз-9” (17 сут 17 ч).
    При полете Гагарина на корабле “Восток” были проведены визуальные наблюдения Земли из космоса, опробованы различные виды радиосвязи с Землей, велся контроль работы бортовых систем корабля
    Несмотря на завершение основной программы, модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, и стали основой разнообразных советских и российских спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.
    Строение космического корабля «Восток 1»
    Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
    . Антенна системы командных радиолиний. 2. Антенна связи. 3. Кожух электроразъемов 4. Входной люк. 5. Контейнер с пищей. 6. Стяжные ленты. 7. Ленточные антенны. 8. Тормозной двигатель. 9. Антенны связи. 10. Служебные люки. 11 Приборный отсек с основными системами. 12. Проводка зажигания. 13. Баллоны пневмосистмы (16 шт.) для системы жизнеобеспечения. 14. Катапультируемое кресло. 15. Радиоантенна. 16. Иллюминатор с оптическим ориентиром. 17. Технологический люк. 18. Телевизионная камера. 19. Теплозащита из абляционного материала. 20. Блок электронной аппаратуры.
    КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРАБЛЕ
    Регистрационный номер1961-Mu-1 / 00103Дата и время старта (всемирное время)06ч.07м. 12.04.1961Место стартаБайконур, площадка 1Ракета-носительВосток-КМасса корабля (кг)4725Начальные параметры орбиты:- наклонение орбиты (градус)65.07- период обращения (минут)89.1- перигей (км)175- апогей (км)302Дата и время посадки космонавта (всемирное время)07ч.55м. 12.04.1961Место посадкиК сев.-зап. от дер. Смеловка Саратовской обл.Продолжительность полета космонавта0с.01ч.48м.Пройденное расстояние (км)41 тыс.Количество витков вокруг Земли1Коротко о полетеПервый полет человека в космос.
    Список использованной литературы
    1.Глушко В.П. “Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР”, Москва, 1987
    .Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
    .Бобков В.Н. Из истории авиации и космонавтики. Выпуск 72. Космические корабли типа «Восток» И «Восход». Экспериментальные исследования на их базе.
    .Пилотируемые космические корабли “Восток” и “Восход” / В кн. “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П.Королева. Б.м. [г.Королев], 1996, с. 20 -118.

  5. Общая масса космического корабля достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) — 4,4 м, а максимальный диаметр — 2,43 м.
    Корабль состоял из сферического спускаемого аппарата (массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 м) также выполняющего функции орбитального отсека и конического приборного отсека (массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 м). Масса теплозащиты от 1.3 тонны до 1.5 тонн. Отсеки механически соединялись между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков. Корабль оснащался системами: автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения (рассчитаной на поддержание внутренней атмосферы, близкой по своим параметрам к атмосфере Земли в течение 10 суток), командно-логического управления, электропитания, терморегулирования и приземления. Для обеспечения задач по работе человека в космическом пространстве корабль снабжался автономной и радиотелеметрической аппаратурой для контроля и регистрации параметров, характеризующих состояние космонавта, конструкции и систем, ультракоротковолновой и коротковолновой аппаратурой для двусторонней радиотелефонной связи космонавта с наземными станциями, командной радиолинией, программно-временным устройством, телевизионной системой с двумя передающими камерами для наблюдения за космонавтом с Земли, радиосистемой контроля параметров орбиты и пеленгации корабля, тормозной двигательной установкой ТДУ-1 и другими системами.
    Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м.
    При разработке спускаемого аппарата конструкторами была выбрана осесимметричная сферическая форма, как наиболее хорошо изученная и имеющая стабильные аэродинамические характеристики для всех диапазонов углов атаки на разных скоростях движения. Это решение позволяло обеспечить приемлемую массу тепловой защиты аппарата и реализовать наиболее простую баллистическую схему спуска с орбиты. В то же время выбор баллистической схемы спуска обуславливал высокие перегрузки, которые предстояло испытать человеку, работающему на борту корабля.
    Спускаемый аппарат имел два иллюминатора, один из которых размещался на входном люке, чуть выше головы космонавта, а другой, оснащённый специальной системой ориентации, в полу у его ног. Космонавт одетый в скафандр, размещался в специальном катапультируемом кресле. На последнем этапе посадки, после торможения спускаемого аппарата в атмосфере, на высоте 7 км, космонавт катапультировался из кабины и совершал приземление на парашюте. Кроме того, была предусмотрена возможность приземления космонавта внутри спускаемого аппарата. Спускаемый аппарат имел собственный парашют, однако не был оснащён средствами выполнения мягкой посадки, что грозило оставшемуся в нём человеку серьёзным ушибом при совместном приземлении.
    Аппаратура кораблей «Восток» была выполнена как можно более простой. Манёвр возвращения обычно обрабатывался по автоматической команде, передаваемой по радио с Земли. С целью горизонтальной ориентации корабля использовались инфракрасные датчики. Выравнивание вдоль оси орбиты выполнялось при помощи звёздных и солнечных датчиков ориентации.
    В случае отказа автоматических систем космонавт мог перейти на ручное управление. Это было возможно за счёт использования оригинального оптического ориентатора «Взор», установленного на полу кабины. На иллюминаторе размещалась кольцевая зеркальная зона, а на специальном матовом экране были нанесены стрелки, указывающие направление смещения земной поверхности. Когда космический корабль был правильно сориентирован относительно горизонта все восемь визиров зеркальной зоны освещались солнцем. Наблюдение земной поверхности через центральную часть экрана («бег Земли») позволяло определить направление полёта.
    Решить, когда следует начать манёвр возвращения космонавту помогал другой прибор — небольшой глобус с часовым механизмом, который показывал текущее положение корабля над Землёй. Зная исходную точку положения можно было с относительной точностью определить место предстоящей посадки.
    Эта ручная система могла быть использована только на освещённой части орбиты. Ночью Земля не могла наблюдаться через «Взор». Автоматическая система ориентации должна была иметь возможность работать в любое время.
    Корабли «Восток» не были приспособлены для полётов человека на Луну, а также не допускали возможности полёта людей не прошедших специальной подготовки. Во многом это обуславливалось конструкцией спускаемого аппарата корабля, ласково именуемого Шарик. Сферическая форма спускаемого аппарата не предусматривала использования двигателей ориентации. Аппарат походил на шар, основной вес которого был сконцентрирован в одной части, таким образом, при движении по баллистической траектории он автоматически разворачивался тяжёлой частью вниз. Баллистический спуск означал восьмикратную перегрузку при возвращении с земной орбиты и двадцатикратную при возвращении от Луны. Похожим баллистическим аппаратом была капсула «Меркурий»; корабли «Джемини», «Аполлон» и «Союз» благодаря своей форме и смещённому центру тяжести позволяли снизить испытываемые перегрузки (3 G для возвращения с околоземной орбиты и 8 G при возвращении с Луны), и обладали достаточной манёвренностью для изменения точки посадки.
    Советские корабли «Восток» и «Восход» также, как американский «Меркурий» не умели выполнять орбитальные манёвры, допуская лишь выполнение поворотов относительно основных осей. Повторный запуск двигательной установки не предусматривался, она использовалась лишь с целью выполнения возвратного тормозного манёвра. Тем не менее, Сергей Павлович Королёв перед началом разработки «Союза» рассматривал возможность создания маневрирующего «Востока». Этот проект подразумевал стыковку корабля со специальными разгонными модулями, что в перспективе позволяло использовать его в задаче по облёту Луны. Позднее идея маневрирующей версии корабля «Восток» была реализована в разведывательных спутниках «Зенит» и специализированных спутниках «Фотон».

    5. Пилоты космических кораблей «Восток»

    Космонавт
    Корабль
    Гагарин, Юрий Алексеевич
    «Восток-1»
    Титов, Герман Степанович
    «Восток-2»
    Николаев, Андриян Григорьевич
    «Восток-3»
    Попович, Павел Романович
    «Восток-4»
    Быковский, Валерий Фёдорович
    «Восток-5»
    Терешкова, Валентина Владимировна
    «Восток-6»

    Примечания

  6. Содержание
    Введение
    История создания
    Сведения о полете на космическом корабле «Восток 1»
    Строение космического корабля
    Краткие сведения о корабле
    Список использованной литературы
    Введение
    «Восток», наименование серии советских одноместных космических кораблей, предназначенных для полётов по околоземной орбите, на которых были совершены первые полёты советских космонавтов. Создавались ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва с 1958 по 1963 год.
    «Восток» ? первый космический корабль, на котором 12 апреля 1961 был осуществлен полёт человека в космическое пространство. Пилотировался Ю. А. Гагариным. Запущен с космодрома Байконур в 9 ч 07 мин по московскому времени и, совершив один оборот по орбите, приземлился в 10 ч 55 мин в районе деревни Смеловка Саратовской области.
    Основными научными задачами, решаемыми на кораблях «Восток», были изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космических кораблей.
    История создания космического корабля «Восток 1»
    М. К. Тихонравов, работавший в ОКБ-1, начал работу по созданию пилотируемого космического корабля весной 1957 года. В апреле 1957 был подготовлен план проектных исследований, предусматривающий помимо прочего создание пилотируемого корабля-спутника. В период с сентября 1957 по январь 1958 проводились исследования различных схем спускаемых аппаратов для возвращения с орбиты ИСЗ.
    Всё это позволило уже к апрелю 1958 года определить основные черты будущего аппарата. В проекте фигурировала масса от 5 до 5,5 тонн, ускорение при входе в атмосферу от 8 до 9 G, сферический спускаемый аппарат, поверхность которого должна была нагреваться при входе в атмосферу от 2 до 3,5 тысяч градусов Цельсия. Вес теплозащиты должен был составить от 1,3 до 1,5 тонн, а предположительная точность приземления – 100-150 километров. Рабочая высота полёта корабля – 250 километров. При возвращении на высоте от 10 до 8 километров предусматривалось катапультирование пилота корабля. В середине августа 1958 года был подготовлен отчёт, обосновывающий возможность принятия решения о развёртывании опытно-конструкторских работ, и уже осенью начата работа по подготовке конструкторской документации. В мае 1959 был подготовлен отчёт, содержащий баллистические расчёты по спуску с орбиты.
    мая 1959 года результаты работ были закреплены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264 о разработке экспериментального корабля-спутника, где были определены основные цели и назначены исполнители. Изданное 10 декабря 1959 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1388-618 «О развитии исследований космического пространства» утвердило главную задачу – осуществление полёта человека в космос.
    В 1959 году ведущим конструктором первых пилотируемых космических кораблей «Восток» был назначен О. Г. Ивановский. К апрелю 1960 года был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1», представленного как экспериментальный аппарат, предназначенный для отработки конструкции и создания на его основе спутника-разведчика «Восток-2» и пилотируемого космического корабля «Восток-3». Порядок создания и сроки запуска кораблей-спутников были определены постановлением ЦК КПСС № 587-238 «О плане освоения космического пространства» от 4 июня 1960 года. В 1960 году в ОКБ-1 группой конструкторов под руководством О. Г. Ивановского практически был создан прототип одноместного космического корабля.
    октября 1960 года – постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1110-462 определило запуск космического корабля с человеком на борту, как задачу особого назначения, и наметило срок подобного запуска – декабрь 1960 года.
    апреля 1961 года в 9 час 06 мин 59,7 с. с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль с человеком на борту. На борту корабля находился лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку недалеко от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области (ныне Энгельсский район).
    «Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток» и все современные главные, сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадёжный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полёта. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали» – Борис Черток – выдающийся советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва, академик РАН (2000). Герой Социалистического Труда (1961).
    Сведения о полете на космическом корабле «Восток 1»
    космический корабль восток околоземный
    К моменту первого полета человека в космическое пространство еще не все было ясно для медиков. Было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю.А.Гагарин должен был пробыть в этом состоянии около часа. Некоторые медики предрекали даже возможное нарушение психики человека при длительном пребывании в невесомости. Как сообщил в своем докладе 13 апреля 1961 г. на заседании Государственной комиссии первый космонавт Ю.А.Гагарин, “чувство невесомости было несколько непривычным по сравнению с тем, что ожидалось. Возникло ощущение, что висишь в горизонтальном положении, на ремнях. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывала давление на грудную клетку и создавала впечатление, что висишь.
    Перед спуском с орбиты, после выключения ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью, порядка 30 градусов в секунду. Ждал разделения СА и ПО, а его не было, т.к. не было своевременного отстрела кабель-мачты СА-ПО и раскрытия замка стяжных лент на СА.
    Без паники доложил на Землю лишь то, что ТДУ сработала нормально. Разделение отсеков произошло на 10 минут позже, уже от нагрева. К моменту максимальных перегрузок колебания СА уменьшились. Перегрузка плавно достигла 10 единиц. Был момент, секунды 2-3, когда начали расплываться показания на приборах, и в глазах стало сереть… После автоматического катапультирования из СА также автоматически ввелась основная парашютная система на кресле.
    Позже раскрылся запасной парашют и повис, не наполнившись. После отделения блока НАЗа порывом ветра открыло и запасной парашют.” Спуск был на двух парашютах. Как мы видим, все на корабле “Восток” выполнялось автоматикой. И это было оправдано, так как никто тогда не знал, будет ли космонавт в состоянии управлять космическим кораблем на всех этапах полета и посадки.
    “Страхи” оказались излишними. Космонавт выяснил, что можно работать и есть в невесомости космическую пищу и пить воду без существенных последствий для состояния. Оказалось, что признаки “морской болезни” обычно проявляются лишь к 4-му витку, но это выяснил уже космонавт № 2 Г.С.Титов. Освобождение от привязной системы в СА и свободное плавание впервые выполнил А.Г.Николаев. Суммарное время “плавания” составило 3,5 часа. Это имело важное значение для космической медицины, однако вопросы по влиянию невесомости на организм человека еще остались, что впоследствии подтвердил полет первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, и особенно – космонавтов А.Г.Николаева и В.И.Севастьянова на КК “Союз-9” (17 сут 17 ч).
    При полете Гагарина на корабле “Восток” были проведены визуальные наблюдения Земли из космоса, опробованы различные виды радиосвязи с Землей, велся контроль работы бортовых систем корабля
    Несмотря на завершение основной программы, модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, и стали основой разнообразных советских и российских спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.
    Строение космического корабля «Восток 1»
    Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
    . Антенна системы командных радиолиний. 2. Антенна связи. 3. Кожух электроразъемов 4. Входной люк. 5. Контейнер с пищей. 6. Стяжные ленты. 7. Ленточные антенны. 8. Тормозной двигатель. 9. Антенны связи. 10. Служебные люки. 11 Приборный отсек с основными системами. 12. Проводка зажигания. 13. Баллоны пневмосистмы (16 шт.) для системы жизнеобеспечения. 14. Катапультируемое кресло. 15. Радиоантенна. 16. Иллюминатор с оптическим ориентиром. 17. Технологический люк. 18. Телевизионная камера. 19. Теплозащита из абляционного материала. 20. Блок электронной аппаратуры.
    КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОРАБЛЕ
    Регистрационный номер1961-Mu-1 / 00103Дата и время старта (всемирное время)06ч.07м. 12.04.1961Место стартаБайконур, площадка 1Ракета-носительВосток-КМасса корабля (кг)4725Начальные параметры орбиты:- наклонение орбиты (градус)65.07- период обращения (минут)89.1- перигей (км)175- апогей (км)302Дата и время посадки космонавта (всемирное время)07ч.55м. 12.04.1961Место посадкиК сев.-зап. от дер. Смеловка Саратовской обл.Продолжительность полета космонавта0с.01ч.48м.Пройденное расстояние (км)41 тыс.Количество витков вокруг Земли1Коротко о полетеПервый полет человека в космос.
    Список использованной литературы
    1.Глушко В.П. “Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР”, Москва, 1987
    .Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
    .Бобков В.Н. Из истории авиации и космонавтики. Выпуск 72. Космические корабли типа «Восток» И «Восход». Экспериментальные исследования на их базе.
    .Пилотируемые космические корабли “Восток” и “Восход” / В кн. “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П.Королева. Б.м. [г.Королев], 1996, с. 20 -118.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *