Сочинение на тему кот ворюга 3 класс

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: $ ТОНУ В МАR|TINI $

    Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»
    Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.
    Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.
    Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа, где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом — Ворюгой.
    Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.
    У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.
    Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.
    В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.
    Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.
    Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.
    Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.
    Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.
    Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.
    Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
    В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.
    Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.
    Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми
    -Понравился вам рассказ?
    -Кто в рассказе главные герои?
    -От чьего имени в рассказе ведётся повествование?
    -Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?
    -Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.
    -Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?
    -Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?
    -Что привело людей в отчаяние? Что случилось?
    -Почему автор называет кота Ворюгой?
    -Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.
    -С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?
    -Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.
    -Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?
    -Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?
    -Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?
    -Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?
    -Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?
    -Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?
    -Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.
    -Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?
    -Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?
    -Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?
    -Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?
    -А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?
    -С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)
    -В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?
    -Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?
    -Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?
    -Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?
    -Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?
    -А какое впечатление произвёл на вас кот?
    -Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?
    -Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»
    -Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?
    -Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.
    -Какой путь выбрали ребята? Почему?
    -Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?
    -Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?
    -Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?
    -Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?
    -Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?
    -Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?
    -Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?
    -С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?
    -Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?
    -Что этому способствовало?
    -Изменилось ли отношение рассказчика к коту?
    -Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.
    -Что мы узнаём из развязки?
    -Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?
    -Какова главная идея рассказа?

  2. Как я понимаю рассказ Паустовского «Кот-ворюга»
    Свои рассказы Константин Георгиевич Паустовский писал о животных и оприроде. Он всегда показывал красоту нашей природы, ее живописность. Мнепонравился рассказ «Кот-ворюга». В нем говорится о рыжем коте, которыйворовал еду у людей. Этот кот был ничьим, поэтому голодал, и ему надобыло как-то кормиться. Еще у него был отрублен хвост и разорвано ухо. Отнего доставалось всем, но справиться с ним смогли только герои этогорассказа. Действие происходит в деревне, на краю леса. Герои этогорассказа — автор, мальчики Ленька и Рувим — охотились и рыбачили,поэтому у них было много запасов. И каждый раз кот воровал у них тоокуней, то мясо. Коту дали кличку «Ворюга». Это было уже невозможно, иони решили его поймать. Кот попался на том, что стащил со столакусок ливерной колбасы. Герои разозлились, я их понимаю: мне бытоже очень не понравилось, если бы кот украл у меня со столаколбасу. Ленька достал кота, и его хотели побить. Но Ленька предложилего накормить и посмотреть, что будет. Коту дали рыбы, жаренойсвинины,творожники и сметану. Кот все это съел, а потом «котперевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул,растянулся у печки
    и мирно захрапел». Я думаю, что Ленька поступил правильно. Котбыл голодным и видел много плохого, ему в жизни досталось. Его надо былопросто обогреть, накормить и отнестись к нему по-человечески. Писательпоказывает нам, что мы должны относиться к животным с добротой илюбовью. Они ведь наши меньшие братья, мы должны их защищать. А котпотом стал верным другом людям: он даже прогнал кур со стола в саду,когда те хотели стащить гречневую кашу. Герои рассказа удивились иоставили кота жить у себя. Мне кажется, что так Паустовский говорит нам,что люди и животные — настоящие друзья, а не враги.

  3. Творческие работы учеников 3 Б
    На прошедшей неделе учащиеся 3 Б класса писали творческие работы по произведению К. Паустовского “Кот – ворюга”.
    У ребят было задание – дать характеристику главному герою – коту. Вот, что написали ученики.
    Некрасова Лена
    У этого кота рыжая шерсть. У него был скверный характер. Он воровал все подряд: хлеб, колбасу, суп, рыбу. Он воровал потому, что это ему помогало выжить. В конце концов он исправился и перестал воровать.
    Чернова Маша
    Этот рыжий ворюга хитрый, бездомный, враждебный, бессовестный, быстроногий, но в конце концов он становится хорошим и находит свою совесть. У него был отрублен на половину грязный хвост и было порвано ухо. Кот любил есть рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. И еще у кота белые подпалины на животе. Он был очень худой, несмотря на то, что он воровал.
    Ларионова Даша
    Кот – ворюга ( этот кот любил все мясное) и поэтому он ходит в один дом, где живут два мальчугана. И сейчас я расскажу вам, как все это было. Значит эти ребята пришли с рыбалки и обнаружили пропажу! Они наконец поймали кота благодаря своему другу Ленке! Мальчики, наконец-то, смогли рассмотреть кота. Он был худой, несмотря на то, что он таскал колбасу, рыбу и т.д. еще кот был рыжий с ободранным ухом и обрубленным хвостом. Кота откормили и умыли. Кот после этого сделал благородный поступок. И мальчики его даже переименовали! Вместо Ворюги стали называть Милиционером!
    Левильен Даня
    Кот по прозвищу Ворюга был таков на вид: у него цвет огненно – рыжий, у него вырезаны ухо и кусок хвоста. Потом он исправился и его за один благородный поступок переименовали Милиционером. А перестал он воровать после сытного ужина в чулане.
    Левинтан Артем
    Это рыжий кот. Он был ворюгой. Кот был тощим и бродячим. Он был известным. Его ловила вся деревня. У него было порвано ухо и отрублен хвост. Он воровал все из еды. Когда его поймали люди, они его стали воспитывать.

  4. В рассказе Паустовского “Кот-ворюга” мы знакомимся с рыжим котом, который не имел дома и был одинок. Поскольку хозяина у него не было, то и подкармливать его было некому. Вот голодный кот и воровал продукты из дома для того, чтобы выжить.
    Когда Ворюгу удалось отловить, то люди обратили внимание на то, что он был тощ. Поэтому было решено наказание отменить, а кота накормить, что и было сделано. Когда кот наелся, то мирно заснул, видимо, поверил людям, которые его накормили и приютили. Он не убежал и остался с людьми, ведь теперь у него были хозяева. Отпала надобность коту воровать – хозяева кормили питомца и заботились о нем.
    Кот был переименован в Милиционера, поскольку он нашел себе новое занятие – стал следить за порядком в доме и во дворе.
    Рассказ Паустовского очень добрый и учит нас быть понимающими и отзывчивыми людьми. Автор поясняет нам, что наказание – это крайняя мера, до этого лучше попробовать другие, более мягкие методы воздействия. К животным и людям нужно относиться по-доброму, иногда доброжелательное отношение может совершить чудо. Даже бывший воришка и грубиян может стать добропорядочным человеком, если почувствует, что он не одинок и кому-то нужен.

  5. Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга- 2 урок.
    Цель:создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
    Задачи: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.
    2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.
    3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
    4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.
    Формирование УУД:
    Личностные действия: учебно- познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.
    – умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
    -умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
    Познавательные действия:
    – находить в тексте ответ на заданный вопрос;
    – ориентироваться в содержании учебника;
    – формулировать несложные выводы;
    – подбирать слова-определения для характеристики героев;
    Регулятивные действия:
    – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
    – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
    – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
    – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала
    – соотносить внешнюю оценку и самооценку;
    – самостоятельно работать с учебником;
    – умение работать в парах.
    Коммуникативные действия:
    – реализовывать потребность в общении со сверстниками;
    – проявлять интерес к общению и  работе в парах;
    – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
    – уважать мнение собеседников;
    – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
    – ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;
    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебники.
    Тип урока: комбинированный.
    Форма работы: групповая, индивидуальная, словесная, фронтальная.
    Ход урока
    Этапы урока и деятельность учителя
    1
    Мотивационный этап.
    – Раз, два, три – слушай и смотри,
    – Три, два, раз – мы начнём  урок сейчас!
    – Какое главное правило на уроке?
    Внимательно слушайте- все услышите!
    Внимательно смотрите- и все увидите!
    Думайте и все обязательно получится!
    Удачи!
    Садитесь.
    2
    2. Речевая разминка. (Скороговорка)
    Давайте разомнемся сначала.
    Чтение новой скороговорки
    Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке
    3
    4
    3. Актуализация знаний:
    1) С произведением какого автора мы начали знакомство?
    (Константин Георгиевич Паустовский.)
    – Какое произведение К. Г. Паустовского мы начали с вами читать? («Кот ворюга)
    – Что это сказка или рассказ? Почему? (Рассказ – небольшое литературное произведение, повествующее об одном или нескольких реальных событиях в жизни героя.).
    – Автор рассказа был участником этих событий, которые происходили в небольшой деревушке.
    – Ясно ли из названия рассказа, кто является главным героем? (кот)
    – Как его называют в рассказе? (вор, ворюга)
    – Что означают эти слова? (человек, который ворует, преступник, занимающийся кражами)
    -Как еще называют кота в рассказе? (это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит)
    – Кто еще были героями рассказа?
    • Автор рассказа (К. Паустовский)
    • Рувим (друг писателя Р. Фраерман, писатель)
    • Деревенские мальчишки
    • Лёнька- сын сапожника
    • Петух Горлач, куры
    Дайте каждому из них краткую характеристику.
    Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.
    Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
    Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…
    Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями
    Ленька – сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.
    Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
    – Как выглядел кот в начале рассказа? (рыжий, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста)
    Физминутка «Это про меня»
    «Да» – хлопать над головой
    «Нет» – хлопать за спиной
    – У него бесшумная походка…
    – У него прекрасный нюх…
    – Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…
    – Он умеет мурлыкать…
    – С ней человек ходит на охоту…
    – Он узнает об окружающем мире с помощью усов…
    – Его называют другом человека…
    – Он умывается собственной лапкой…
    4 Работа над темой:
    Сегодня мы продолжим работу над рассказом.
    Как вы думаете, почему кот изменился? Отчего раньше он был ворюгой?
    5
    5 Ответы на вопросы
    Анализ текста
    – Чем кормили кота?
    – Какой благородный поступок совершил кот?
    – Как стал вести себя кот? Изменился ли его характер?
    6
    Работа по рядам.
    – Сейчас вы будете работать, используя всю 1-ю и 2-ю часть до слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил». Вы должны будете найти в тексте определённую часть портрета и охарактеризовать кота по данному описанию. (выделенные слова – ключевые)
    1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
    2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.
    3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.
    – Время работы – 4 минуты.
    Проверка.
    1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.
    – Что вы можете сказать о коте по его внешнему виду?
    – Какие чувства он у вас вызывает?
    Вывод: видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
    2 ряд – обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
    – Если бы вы не знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?
    – Какой приём использует автор для придания коту яркого образа?
    – Понравился ли вам кот? Почему?
    Вывод: если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган – мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
    3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.
    – Нравится автору кот?
    – Осуждает он его?
    – Почему кот так поступает?
    Вывод:  кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время, мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из голодного положения.
    7
    Ромашка
    Простые вопросы. Какие изменения произошли в  поведении кота и  как его назвали ребята? Милиционер.
    Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый,  мирный, кот- хозяин, кот – защитник).
    Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота?
    Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?
    Оценочные вопросы.  Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?
    Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота?
    8
    8. Творческая работа.
    – Встречались ли вам в жизни подобные истории?
    – Как вы поступали в таких случаях?
    – Напишите синквейн.
    Примерный ответ:
    1)кот-ворюга
    2) грязный, шустрый,
    3) бегает, ворует, царапает
    4) Он одинокий, ему нужна забота.
    5) хороший друг
    9
    9. Какое из предложенных выражений может стать главной мыслью рассказа, главной идеей.
    • Кот Васька слушает и ест
    • Знает кошка, чье мясо съела.
    • Кошке игрушки, а мышке слезки.
    • Доброе слово и кошке приятно
    • Не все коту масленица.
    • Ночью все кошки серы.
    • Страшнее кошки зверя нет.
    – Но добрыми должны быть не только слова, но и наши поступки (накормить голодную собаку, бродячую кошку)
    Спешите делать добро. Так как добро побеждает зло. За воровство «кота наказали добротой» его накормили вдоволь впервые в жизни.
    10
    Итог занятия.
    Рефлексия «Продолжи фразу»
    Я понял, что…
    Мне захотелось….
    Я научился….
    11
    Домашнее задание ребята вы сегодня такие молодцы. Мы постарались ответить на все поставленные нами задачи.  Дома  1) приготовить пересказ 2) подготовить выразительное чтение самого смешного эпизода; 3) подготовить устный рассказ о коте.

  6. Тема: « Изучение произведения К. Г.Паустовского «Кот-ворюга».
    Цели  урока:
    После урока учащиеся смогут:
    1. освоить главную идею произведения
    (  добро всегда добром возвращается.)
    2.дать оценку поступкам кота.
    3.объяснить, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.
    Развитие  воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения.
    Ход урока
    Организационный момент
    Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
    Проверка домашнего задания
    На доске портрет К.Г. Паустовского.
    – Вспомните, что вы знаете о Паустовском, и подберите слова или выражения, которые ассоциируются с его именем.
    Москва
    1911
    Мещера
    путешествие по стране
    1930
    Киевская гимназия
    каждая поездка – книга
    журналист
    любовь к своей земле
    глухие леса, реки, озёра
    (Вспоминая, дети комментируют некоторые события, даты, названия).
    Работа над произведением
    А) подготовка к восприятию произведения
    Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?
    Как он у вас появился?
    Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?
    А теперь послушайте, какая история приключилась с котом в рассказе  К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
    Б) первое восприятие
    Учитель читает произведение.
    В) выявление восприятия
    Что понравилось в рассказе?
    Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения ?
    (жалко кота).
    Г) постановка учебной задачи
    Вам кота стало жалко,  а ведь Паустовский назвал его ворюгой.
    Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?
    Д)  перечитывание и анализ произведения
    1) Чтение 1 части
    Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.
    ( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)
    О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
    Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?
    ( Он описан как хулиган, боец).
    Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.
    Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
    Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)
    Чье мнение выражает автор?( Своё)
    Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
    А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
    Что использует автор, для описания поступков?
    (Для описания поступков использованы глаголы действия. )
    Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
    Что сделал кот напоследок?
    Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)
    Почему он так называет?( спасения не было)
    Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
    Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков – желание выжить, будучи никому ненужным.
    Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
    кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
    погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.
    Прорва – у Паустовского – название реки
    Физкультминутка про кота.
    Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
    – У него бесшумная походка.
    – Прекрасный нюх.
    – Умывается собственной лапой.
    – Хорошо видит в темноте.
    – Называют другом человека.
    – Любит гулять сам по себе.
    – Дружит с собаками.
    2) Чтение второй части
    Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?
    ( Пейзаж-описание природы)
    Правильно, молодцы!
    Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
    Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.
    (В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)
    Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?
    Есть связь между домом и котом?
    (дом заброшенный и кот беспризорник)
    Что означает слово заброшенный?( Одинокий)
    Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.
    Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.
    Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)
    Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.
    Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_
    Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
    Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.
    тесовая крыша – крыша из тёса
    лаз –  это отверстие, ход, ведущий куда-то.
    3) Чтение 3 части
    – Что произошло с котом? (попался)
    – Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)
    – Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
    –  Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
    Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька.
    Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
    Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)
    – Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте
    Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
    После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям?
    ( Рассмотреть кота)
    Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
    Зачем автор использует описание кота?( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).
    Вспомните, какой он был в 1 части?
    Этот прием называется – контраст.,т.е противопоставление.
    Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
    -А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
    Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
    Вот и наступает самый напряжённый момент – вздуют кота или пожалеют.
    – Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
    – А что ждал кот?( Наказания)
    – Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
    Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)
    4) Чтение 4 части.
    Что значит прижился?(остался жить)
    Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)
    Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)
    Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?                            (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)
    Каковы же были действия кота? Прочтите.
    Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья)
    Прочтите, как автор описывает Петуха?
    (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
    Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
    Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость .)
    .Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка». (он – сторож, хозяин).
    Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
    Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .
    Подходит ли ему эта кличка?(Да)
    Что по этому поводу говорит Рувим?
    4.Обобщение
    Что поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)
    Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)
    Правильно , Молодцы!
    -Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.
    -Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.
    Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.
    Но потом – сочувствие, жалость.
    – Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:
    – Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
    Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?
    Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.
    Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.
    Рефлексия.
    Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
    Было интересно..
    Я понял, что ..
    Мне захотелось …
    Урок дал мне для жизни ..
    Трудно было ..
    Я почувствовал …
    Я научился …
    Я смог …
    5.Домашнее задание.
    Подготовьте пересказ от лица кота.
    Урок окончен. Всем спасибо.

  7. Цели:
    Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Познакомить детей с повадками, с поведением, особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим удивительно разным по своему характеру животным.
    Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.
    Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы; воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
    Методы: методика направленного чтения, объяснительно-иллюстративный, сравнение.
    Оборудование: иллюстрации, опорные слова, плакаты с пословицами и скороговорками.

    Ход урока

    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    I. Мотивационно-целевой этап.
    1. Приветствие. Начинаем урок. Соберитесь с мыслями, настройтесь хорошо и быстро работать.
    2. Мотивационный настрой.
    – Любите ли вы читать?
    – Чему учат уроки чтения?
    2-3 ученика
    3. Актуализация знаний.
    – Вспомните, кто из писателей писал о животных. Книги этих писателей представлены на этой выставке. Их вы можете взять в библиотеке и прочитать.
    Зверев, Мамин-Сибиряк, Бианки…
    4. Создание мотива деятельности , формулировка цели.
    – Сейчас мы проведём викторину.
    По отрывку вам необходимо назвать произведение.
    «– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар.
    – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
    – А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить».
    – “Заячьи лапы”.
    «Из зарослей вылез маленький барсук. Он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся.»
    – “Барсучий нос”.
    – Что объединяет данные произведения?
    – О животных, один и тот же автор.
    – Для чего писатели создают рассказы о животных?
    Они учат любить природу, животных.
    Назовите цель нашего урока.
    Продолжить знакомство с произведениями Паустовского о животных.
    II. Операционный этап.
    А вы знаете, что … Приложение 1
    Строки из биографии К. Д. Паустовского.
    – О каком животном будет идти речь сегодня, вы
    узнаете из загадки:
    «Сидит на окне зверёк.
    Всё как у кошки:
    И носик, как у кошки,
    И глазки, и ушки,
    Но не кошка»
    Подготовленные ученики
    – Назовите однокоренные слова к слову «Кот»
    – Прочтите с разной интонацией (Удивление, восторг, негодование, сочувствие)
    – Прочтите название произведения.
    Кот, котёнок, котик, котище, котяра.
    Работа с рисунками. Приложение 2
    – Рассмотрите рисунки, запишите характерные признаки, увиденных вами, котов. Приложение 3
    – Какой из котов мог бы быть героем данного рассказа?
    – Почему?
    Заполнение диаграммы «Венна»
    Предположения.
    Работа с ключевыми словами.
    Прочитайте слова.
    – Попробуйте составить свой вариант рассказа.
    – Хотите узнать, что было на самом деле?
    Рыжий кот, обворовывал, попался, удирал, сторож
    (Работа в группах)
    Лексическая работа.
    Прочитайте слова. Обсудите смысл слов.
    Отчаяние, кукан, тесовую, плотицу, подпалины, босяцкий, негодование
    (Работа в парах со словарями)
    Подготовка речевого аппарата.
    – Проговорите скороговорку сначала беззвучно, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух; сначала в медленном темпе, потом в быстром.
    – Теперь прочитаем текст и сравним, какая из групп была близка к версии автора.
    Кошка Крошка на окошке
    Кашку кушала по крошке.
    Чтение первой части. (Жужжащее чтение)
    – Как характеризует кота автор?
    – Какая сцена вызвала у вас улыбку?
    – Работа с деревом предсказаний. Приложение 4
    Вор, бродяга, бандит, потерявший всякую совесть, ловкий, дикий, грозный.
    2-3 версии
    Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)
    – Оправдались ли ваши прогнозы?
    – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?
    Остановка во второй части.
    Как вы думаете, что сделают с котом?
    2-3 версии
    Чтение второй части до конца.
    – Оправдались ли ваши предположения?
    – Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он в тексте?
    – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть?
    На фоне прекрасного пейзажа выходки кота производят особенно неприглядное впечатление и оправдывают действия героев по поимке кота.
    Ответы детей
    Гимнастика для глаз.
    – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
    2-3 версии
    Чтение третьей части.
    – Какая из групп была близка к версии автора? Были ли вы правы, выбрав этого кота?
    – Что понравилось в рассказе больше всего?
    Работа в группах.
    1 группа: Назовите и докажите жанр произведения. Какую основную мысль высказал автор, рассказав нам историю про кота.
    2 группа: Прочитайте первую часть и озаглавьте её.
    3 группа: Прочитайте и озаглавьте вторую часть.
    4 группа: Прочитайте и озаглавьте третью часть.
    – Можно ли сказать, что вы составили план текста?
    – Для чего его можно использовать?
    Этот план поможет подготовиться к пересказу.
    План:
    1) Бандитские выходки кота.
    2) Кот пойман.
    3) Новые заслуги.
    Работа над развитием антиципации.
    Воровать
    Посеянное добро
    Наказания не избежать
    Добром вернётся
    Доказывают, что данные пословицы можно отнести к рассказу.
    III. Контроль.
    Напишите сочинение Синквейн (пятистишье)
    Приложение 5
    1 вариант: Кот – в начале рассказа.
    2 вариант: Кот – в конце рассказа.
    IV. Итог.
    Кластер «Добро» Приложение 6
    – Что понравилось на уроке?
    – Оцените работу вашего соседа.
    (Индивидуальная работа)
    V. Домашнее задание.
    По выбору.
    1) Пересказать рассказ, проиллюстрировать понравившийся отрывок.
    2) Написать весёлый рассказ о домашнем любимце.
    Приложения.

  8. Комментарии преподавателя

    Летние путешествия и приключения.

    К. Паустовский “Кот – ворюга”

    Введение

    Мы сегодня познакомимся с рассказом замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Кот – ворюга».
    Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Костя Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский.
    Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. За свои книги писатель был награжден тремя орденами и медалью.
    http://mypresentation.ru/documents/45f1002ddb10461099748e5983ebc55a/img3.jpg

    Чтение первой части

    Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание. ( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)
    О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
    Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать? ( Он описан как хулиган, боец).
    Правильно, результат этого отражён в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
    Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга) Чье мнение выражает автор?( Своё) Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
    А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
    Что использует автор, для описания поступков?
    (Для описания поступков использованы глаголы действия. )
    Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
    Что сделал кот напоследок? (Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.)
    http://900igr.net/datai/literatura/Skazochnik-Andersen/0004-004-Uznaj-proizvedenie.png
    Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)
    Почему он так называет?( спасения не было)
    Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
    Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков – желание выжить, будучи никому ненужным.
    Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
    Кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
    Погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.
    Прорва – у Паустовского – название реки

    Чтение второй части

    Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?
    ( Пейзаж-описание природы)
    Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
    Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку. (Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, …)
    (В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)
    Как вы думаете, почему именно заброшенный дом? Есть связь между домом и котом?
    (дом заброшенный и кот беспризорник)
    Что означает слово заброшенный?( Одинокий)
    Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.
    Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.
    Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)
    Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.
    Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справится.)_
    Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
    Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.
    Тесовая крыша – крыша из тёса
    Лаз – это отверстие, ход, ведущий куда-то.

    Чтение третьей части

    – Что произошло с котом? (попался)
    – Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)
    – Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
    – Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
    Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька.
    Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
    Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
    – Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте. (Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье – кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.)
    Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
    После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям? ( Рассмотреть кота)
    http://fb2.booksgid.com/content/22/konstantin-paustovskiy-kot-voryuga/img/i_004.png
    Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
    Зачем автор использует описание кота? ( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).
    Вспомните, какой он был в 1 части?
    Этот прием называется – контраст.,т.е противопоставление.
    Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
    -А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
    Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
    Вот и наступает самый напряжённый момент – вздуют кота или пожалеют.
    – Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
    – А что ждал кот? ( Наказания)
    – Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
    Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)

    Чтение четвертой части.

    Что значит прижился? (остался жить)
    Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)
    Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)
    Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)
    http://www.playing-field.ru/img/2015/052218/4935812
    Каковы же были действия кота? Прочтите. (Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.)
    Как автор описал действия кур? ( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)
    http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/98598246.20/0_62501_f3462f66_XL.jpg
    Прочтите, как автор описывает Петуха? (Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный “Горлачом”. Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.)
    (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
    Что помогает понять, что петух – трус? (Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
    Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость )
    .Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).
    Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
    Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .
    Подходит ли ему эта кличка? (Да)
    Что по этому поводу говорит Рувим? (Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.)

    Обобщение

    Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)
    Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)
    -Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.
    -Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.
    Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.
    Но потом – сочувствие, жалость.
    – Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:
    – Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
    Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?
    Так, какой же кот? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.)
    Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

    Итоги

    Освоили главную идею произведения ( добро всегда добром возвращается.)
    Дали оценку поступкам кота.
    Объяснили, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.
    ИСТОЧНИК
    http://www.youtube.com/watch?v=CkECGIhY_EU
    http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/01/31/3_kl._kot-_voryuga.doc
    http://pwpt.ru/download/ident/6eeb2da716a8ce589f482b91607c7f55/
    http://citaty.su/kratkaya-biografiya-paustovskogo
    http://festival.1september.ru/articles/596182/pril.docx
    http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1402/052a3c647a98c94f41942b4edab2f08d.ppt

  9. В забавном рассказе Паустовского “Кот-ворюга” несколько главных персонажей-рыбаков, которые проживают в небольшом дачном домике. Рассказчик повествует о Рувиме и Леньке, о других персонажах сказано общими словами.
    Главный герой повествования – беспризорный кот, который каждую ночь воровал из домика что-нибудь из провианта. Рыжий кот был наглым, ловким и смелым, поэтому рыбаки целый месяц не могли его поймать. И только находчивый Ленька смог придумать способ отлова хитрого Ворюги.
    Ленька, сын сапожника, проявил смекалку и решительность при отлове кота. Он смастерил своеобразную удочку, прицепил на неё рыбу, и Ворюга “клюнул” на эту приманку. Ленька и предложил остальным героям отловленного кота не наказывать, а покормить. Такой воспитательный метод оказался действенным, вскоре кот улегся у печки и мирно заснул.
    Ворюга остался жить в доме и больше ему не нужно было воровать еду. Наверняка он оценил доброе отношение к нему людей, и из благодарности стал им помогать охранять двор от домашних птиц.
    Главная мысль рассказа состоит в том, что не всегда наказание может быть действенным, иногда лучше применить гуманный метод воздействия. Хорошее отношение понимают даже животные, поэтому лучше всегда идти к ним с добром. Добрые поступки могут изменить поведение и человека, и животного, а наказание – не самый лучший метод перевоспитания.
    Вспомним пословицу о том, что доброе слово и кошке приятно, и будем относиться к животным и к людям доброжелательно, ласково и тепло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *