Сочинение на тему красота и величие русского языка

10 вариантов

  1. Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.
    Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.
    Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.

    Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение

    Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.
    Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.

  2. Литературный конкурс «Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность».
    Сочинение – размышление, посвященное проблемам современного состояния русского языка,
    Холева Артема, ученика 5 класса МБОУ Виткуловская СШ.
    Руководитель – учитель русского языка и литературы Гусева П.А.
    Красота русского слова.
    У русского народа на всё есть слово: и на велик день, и на велико сиротство.
    Ф. А. Абрамов
    Сейчас наш русский язык «загрязняется» иностранными словами, жаргонизмами. А сколько прекрасных слов существует в русском языке! Как красиво самородное русское слово!
    Моя мама более десяти лет прожила на севере нашей страны. Край сказочный. К нему привязываешься сразу. Здесь звучит «музыка русского слова», красота и глубина русского языка. Слово меняется и живёт вместе с нами. А люди, жившие на томских землях, занимались охотой, рыбалкой, собирательством, промыслом. В их речи хранилось много слов, которые произносились давно. Эти слова являются богатством, которые необходимо сохранить. Например: бабка – липка – бабочка; беспелюга- непутёвый человек; вага- длинная толстая жердь, используется как рычаг при подъёме тяжёсти; веред- чирей, нарыв; дроля- любимый, любимая; кабыть –  кажется, как будто; литовка, стойка – коса для кошения травы; скоромное масло- сливочное.
    Спасибо тем, кто создаёт такие словари, в которых мы видим величие и богатство диалектного слова. Слово должно жить в книге. Это хорошая память предкам, потомкам. Богат и могуч русский язык, но чуть- чуть будет он ещё богаче и красивее с самородными, доморощенными словами, а не с заимствованными словами и жаргонизмами. Диалектное слово приукрасит, обогатит и позолотит наш язык. Это может не такие уж красивые, но живые, звучные слова. С этими словами жили наши дедушки- прадедушки. Нужно хранить слова.

  3. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  4. 4
    Текст добавил: моя верность твоя гордость

    Русский язык – это то,что можно считать нашим богатством.Он,как маленький ребенок,все время шевелится и хочет познавать все новое и новое.Но,одновременно – ему присущи и старые привычки,пришедшие из глубины веков.Его слова,как птицы очень любят летать и садятся куда хотят.Но,эти птицы бывают разными,как и в природе есть хищники и есть те птицы,которые воспевают поэты.Хищники – норовят – забрать у человека все самое лучшее – жизнь,потому что полет таких птиц очень коварен и совсем не знает,что такое – жалость.Но,русский язык – это целое царство,которое может поразить и своим великолепием.Это царство распространяется на все российские регионы.Только в русском языке есть столько слов с разными значениями.Только в русском языке есть опять же богатый спектр синонимов и антонимов.Именно в русском языке в зависимости от региона есть множество диалектов.Только в русском языке – есть только непонятных для иностранцев выражений,которые понятны только нам,в зависимости от нашего менталитета.Именно наш русский язык так хочется изучать все большему количеству наших иностранных друзей.Так что можно сделать вывод – что русский язык могуч и красив – благодаря красоте души русского человека.потому что – именно человек явился основоположником этой невиданной красоты.

  5. 5
    Текст добавил: Компас земной

    Отношение к слову как к магической силе — приметная черта поэтического таланта Максима Рыльского. Хотя слово для всех поэтов является, так сказать, «материалом» для творчества, но в украинской литературе найдется немного таких, кто бы его уважал и обожествлял настолько, как Максим Тадеевич Рыльский. Большой знаток родного языка, он каждым стихом утверждал красоту и величие украинского слова. Немало в творческом наследии поэта стихов, тематически посвященных проблемам родного языка, которых во времена тотальной русификации было ой как много.
    Как гражданскую акцию, направленную против грубого давления русификаторов, уничтожение ими национальной культуры, восприняли в Украине стихотворение Рыльского «Родной язык», впервые прочитанный автором на IV съезде украинских писателей в 1959 году. Это произведение о неслыханных страданиях украинского языка, о насмешке, которую совершали над нашим словом царевы шуты и палачи, рабы ума и характера, которые прикладывали всяческие усилия, лишь бы запрячь язык большого народа в ярмо. Показывая издевательство имперских чиновников над украинским языком, поэт обращает внимание на пытку, которую он испытывал: ему вырывали язык, его озлобленно топтали, бросали за решетки. Наш язык был порублен, посечен, как герой старинной думы Федор Безродный. И все же он не погиб, выжил, сохранил свой дух величественно-достойный.
    Как гул столетий, как шум веков,
    Как бури дыхание – родной язык.
    Весеннее благоухание листков,
    Сурьма похода рассветная,
    Неволи стон, воли пение,
    Жизни духовной основа.
    Сравнение живого слова народа с яркой многоцветной и непостоянной радугой не случайно, так как в языке находит свое проявление все разнообразие окружающего мира. В метафорических выражениях жизни духовная основа, язык огненный, народа вещее слово раскрывается огромная роль украинского языка в жизни украинского народа. В другом своем стихотворении «Язык» поэт обращается к каждому украинцу, так как убежден: какой бы ни была языковая политика государства, какими бы настойчивыми не были мероприятия русификаторов, судьба украинского языка будет зависеть от отношения к нему непосредственно говорящих: как побег виноградной лозы, лелейте язык… Автор призывает своих современников и потомков не засорять родной язык, заботиться о его чистоте, прислушиваться к языку народа, так как нет … мудрейших, чем народ, учителей; у него каждое слово — это жемчужина… Рыльский советует чаще заглядывать в словарь, употреблять слова и выражения правильно, чтобы язык был выразительным и богатым. Стихотворение звучит как установка учителя, мудрое руководства, как завещание. Максим Рыльский был убежден в чрезвычайной способности слова, особенно поэтического, влиять на сознание человека. О тайнах искусства поэзии он размышляет в стихотворении «Поэтическое искусство». Настоящая поэзия – это такая высокая простота, такое единение точных слов, которые не принимают тщеславия, лицемерия, любой фальши. Настоящая поэзия – это раскрытие глубинной сути жизненных явлений. Так, обращаясь к художнику, к себе самому, Рыльский провозглашает:
    Слова должны быть покорны
    Чувствам и помыслам твоим,
    И рифмы должны быть верны,
    Как друзья в подвиге святом.

  6. Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    Я часто слышу, как люди ругаются грязными словами. В моем
    окружении есть несколько ребят моего возраста, которые употребляют в
    своей лексике нецензурные слова .Эти люди вызывают у меня
    отвращение. Только подумайте , каким бы был мир без мата! Все
    вежливы друг к другу, с окружающими людьми приятно общаться.
    В нашей области действует акция «Мат – не наш формат», цель которой
    пытаться отучить людей выражаться плохими словами.
    Я надеюсь, что в будущем люди всего мира не будут употреблять в
    своей лексике нецензурные выражения.
    Ученик 6 класса Кушнарев Антон
    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    В нашей жизни мат употребляется очень часто. Грубыми словами,
    грязными выражениями пытаются обидеть своего собеседника.
    При ссоре можно часто услышать нецензурные слова, они задевают и
    обижают. Хочется сказать подобное в ответ.
    Взрослые пытаются объяснить детям, что мат – это нехорошо, но
    иногда и сами употребляют его в своей речи, не задумываясь над тем,
    какой пример подают ребятам.
    Вот недавно я проходила мимо двух мальчишек. Они футбольный
    матч обсуждали. В конце рассказа нецензурно выражались. И ни
    одному из них не было стыдно.
    Мне бы хотелось видеть молодежь более культурной, ведь
    нецензурная лексика делает людей злыми и грубыми. А все оттого, что
    молодые люди попадают в плохие компании, курят, выпивают и
    начинают выражаться матом, считая, что это им прибавит уважения в
    глазах сверстников. Но это далеко не так. По – настоящему уважать
    тебя будут лишь тогда, когда ты чего- то стоишь или добился успеха в
    жизни.
    Я бы хотела, чтобы люди стали внимательнее относиться к своей речи.
    Ведь говоря плохие слова, мы не уважаем себя и тех людей, которые нас
    окружают.
    Ученица 9 класса Денисенко Юлия
    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    Человек! Не сквернословь!
    Живешь ты в атомный наш век
    И сам – не муравей,
    Будь Человеком, человек,
    Ты на земле своей!
    С.Я.Маршак
    Родился на земле человек.Сколько радости и счастья доставляет это
    событие родителям, дедушкам и бабушкам. Рождение ребенка ко
    многому обязывает. Хочется , чтобы дети были послушны, мудры и
    разумны, верны в словах, прилежны в учебе, приветливы к людям,
    добросовестны во всем.
    Но слишком велики соблазны злого мира. Основной бич нашего
    времени – сквернословие.
    Все мы знаем, что семья является маленькой ячейкой нашего
    общества. От того, какие нравы в семье, зависит и воспитание ребенка.
    Но во многих семьях родители между собой да и с детьми говорят
    языком мата, не чураясь самых грязных выражений. Скажите, каким
    будет их чадо в жизни? А точно таким , как и его родители: грубым,
    агрессивным, злым. Ведь мы, дети, есть подобие своих пап и мам.
    В таких семьях нет места русским народным сказкам, тихим
    колыбельным песням, задушевным беседам в долгие зимние вечера за
    чашкой чая с маминым пирогом. Очень обидно становится за
    сверстников, которые свою речь разбавляют матами, при этом довольно
    улыбаясь. Чувство неловкости охватывает меня, когда взрослые тети и
    дяди, словно издеваясь над русским языком, выдают такую
    нецензурную брань, что ,кажется, они находятся в каком-то
    потустороннем мире, а не нашей святой белгородской земле, политой
    кровью и потом наших предков.
    Руководители нашей области, в том числе лично губернатор
    Е.С.Савченко , проявили глубокую озабоченность по поводу
    создавшейся ситуации в обществе. В области принят ряд нормативных
    актов по искоренению сквернословия. У нас в школе также проходит
    акция под девизом «Мат – не наш формат!»
    Хочется верить в то, что люди избавятся от сквернословия, что они
    будут говорить на нашем родном , певучем русском языке. Повсюду
    будет царить порядочность, уважительное отношение друг к другу,
    искренность и милосердие. Ведь мы рождены не муравьями быть в этой
    жизни, а Людьми, в самом прекрасном смысле этого слова.
    Ученица 5 класса Николаенко Евгения
    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    Мат – не наш формат! Маты – это скверные, грязные и мерзкие слова.
    К сожалению, в наше время мы часто слышим их не только среди
    взрослых, но и в молодежной среде. Некрасивые выражения используют
    и парни, и девушки. Матерятся даже малые дети. Это ужасно. Лично я
    против сквернословия! Я считаю, что каждый человек, в том числе и
    ругающийся, согласится со мной, что ругаться – это некрасиво.
    Надо избавляться от матов в речи. Ведь эти грязные слова будто
    вгрызаются в наш лексикон, обедняют его, делают нашу речь грубой. К
    сожалению, многие люди привыкают к этому и уже не замечают, как
    безкультурно выражаются .
    Сейчас проводится много акций, направленных против
    сквернословия. Я думаю, что это поможет нам в борьбе за звучность и
    красоту нашего родного языка и правильность речи.
    Ученица 8 класса Григорьева Алена

  7. Русский язык красив и необычен. Сколько великолепных произведений написано на этом языке. Русским языком нельзя не восхищаться, ведь с помощью его можно передать всю красоту окружающего мира, а также и внутренний мир человека.
    На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говориться совершенству не придела, еще многие поколения будут дополнять развивать язык. Самое главное это сохранить русский язык, не дать ему умереть, как происходить с другими языками. Следуя модным тенденциям современные люди начинают вытеснять родной язык, все больше отдавая предпочтения иностранным языкам, или искусственно созданным.
    Русский язык несет в себе культуру и обычаи той страны, где на нем разговаривают. Каждый уважающий себя человек должен гордиться своим языком. Если родной язык популярен, любим, то тоже будет и с народом, который на нем разговаривать. Тот, кто уважает родной язык, уважает себя, уважает людей.
    Задача будущего поколения сохранить русский язык, не дать ему исчезнуть, если исчезнет язык, то вскоре прекратит свое существование и вся нация. Родной язык не менее ценный, чем всякие полезные ископаемые, его нельзя купить или продать, им можно только гордиться и восхищаться.

  8. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи» .
    Николай Васильевич Гоголь
    «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» .
    Алексей Николаевич Толстой
    «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» .
    Михайло Васильевич Ломоносов
    «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово» .
    Николай Васильевич Гоголь
    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» .
    Иван Сергеевич Тургенев
    «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь» .
    Алексей Николаевич Толстой
    «Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова, –
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внуками дадим, и от плена спасем,
    Навеки» .
    Анна Андреевна Ахматова
    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» .
    Александр Иванович Куприн
    «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» .
    Антон Павлович Чехов
    «Пред вами громада – русский язык! »
    Николай Васильевич Гоголь
    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
    …С русским языком можно творить чудеса!
    Константин Георгиевич Паустовский
    «Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей» .
    Максим Горький
    Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. – Ф. Энгельс http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t
    а ещё посмотри здесь:
    http://www.aforismo.ru/
    http://www.imo.oblcit.ru/article.html?no
    http://letter.com.ua/aphorism/language1….

  9. Отношение к слову как к магической силе — приметная черта поэтического таланта Максима Рыльского. Хотя слово для всех поэтов является, так сказать, «материалом» для творчества, но в украинской литературе найдется немного таких, кто бы его уважал и обожествлял настолько, как Максим Тадеевич Рыльский. Большой знаток родного языка, он каждым стихом утверждал красоту и величие украинского слова. Немало в творческом наследии поэта стихов, тематически посвященных проблемам родного языка, которых во времена тотальной русификации было ой как много. Как гражданскую акцию, направленную против грубого давления русификаторов, уничтожение ими национальной культуры, восприняли в Украине стихотворение Рыльского «Родной язык», впервые прочитанный автором на IV съезде украинских писателей в 1959 году.
    Это произведение о неслыханных страданиях украинского языка, о насмешке, которую совершали над нашим словом царевы шуты и палачи, рабы ума и характера, которые прикладывали всяческие усилия, лишь бы запрячь язык большого народа в ярмо. Показывая издевательство имперских чиновников над украинским языком, поэт обращает внимание на пытку, которую он испытывал: ему вырывали язык, его озлобленно топтали, бросали за решетки. Наш язык был порублен, посечен, как герой старинной думы Федор Безродный. И все же он не погиб, выжил, сохранил свой дух величественно-достойный. Как гул столетий, как шум веков, Как бури дыхание — родной язык.
    Весеннее благоухание листков, Сурьма похода рассветная, Неволи стон, воли пение, Жизни духовной основа. Сравнение живого слова народа с яркой многоцветной и непостоянной радугой не случайно, так как в языке находит свое проявление все разнообразие окружающего мира. В метафорических выражениях жизни духовная основа, язык огненный, народа вещее слово раскрывается огромная роль украинского языка в жизни украинского народа.
    В другом своем стихотворении «Язык» поэт обращается к каждому украинцу, так как убежден: какой бы ни была языковая политика государства, какими бы настойчивыми не были мероприятия русификаторов, судьба украинского языка будет зависеть от отношения к нему непосредственно говорящих: как побег виноградной лозы, лелейте язык… Автор призывает своих современников и потомков не засорять родной язык, заботиться о его чистоте, прислушиваться к языку народа, так как нет… мудрейших, чем народ, учителей; у него каждое слово — это жемчужина… Рыльский советует чаще заглядывать в словарь, употреблять слова и выражения правильно, чтобы язык был выразительным и богатым. Стихотворение звучит как установка учителя, мудрое руководства, как завещание.
    Максим Рыльский был убежден в чрезвычайной способности слова, особенно поэтического, влиять на сознание человека. О тайнах искусства поэзии он размышляет в стихотворении «Поэтическое искусство». Настоящая поэзия — это такая высокая простота, такое единение точных слов, которые не принимают тщеславия, лицемерия, любой фальши. Настоящая поэзия — это раскрытие глубинной сути жизненных явлений.
    Глубинной сути жизненных явлений. Так, обращаясь к художнику, к себе самому, Рыльский провозглашает: Слова должны быть покорны Чувствам и помыслам твоим, И рифмы должны быть верны, Как друзья в подвиге святом.


  10. Цели:
    Формировать умение строить речь в определенной
    композиционной форме, систематизировать
    собранный к высказыванию материал;
    Продолжать формировать навыки самоконтроля,
    орфографической зоркости, устойчивого внимания;
    воспитывать самостоятельность, увлеченность,
    творческую активность, любовь к природе.

    Материал к уроку: фотоснимки,
    изображающие природу зимой; записи музыкальных
    пьес (например П.И. Чайковского “Времена года”) и
    других музыкальных произведений, посвященных
    зиме; картина К.Ф. Юона “Волшебница зима”,
    учебник по литературе.

    Ход урока
    I. Вступительная беседа.
    – О каком времени года будем писать сочинение?
    – Каковы особенности этого времени года?
    (Просмотр фотоснимков, картины К.Ф. Юона
    “Волшебница зима”, прослушивание отрывков из
    цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского.
    Эта музыка помогает прочувствовать красоту
    русской зимней природы, вызвать чувство радости,
    восторга, восхищение).
    Многие писатели и художники любили русскую
    зиму и называли ее различными ласковыми именами.
    Русская зима воспета в народных песнях, в музыке
    русских композиторов. Зиме посвящается много
    рассказов, стихотворений.
    Как можно назвать это время года, с кем или с чем
    сравнить?
    Учащиеся предлагают назвать зиму красавицей,
    гостьей, рукодельницей, чародейкой, волшебницей
    и т.д.
    – Вспомните строчки стихотворений о зиме.
    Дети зачитывают строки А.Фета, Ф. Тютчева, А.
    Пушкина.
    Возможно на этом этапе использовать прием
    “собери стихи”: тексты стихов делятся на части,
    каждая часть записывается на отдельный листочек.
    Дается задание: кто быстрее и правильнее
    “соберет” стихи. Для работы предлагаются
    следующие строки:
    Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна,
    Словно бело косынкой,
    Подвязалася сосна.
    С. Есенин.
    Пришла, рассыпалась клоками
    Повисла на суках дубов,
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    А. Пушкин.
    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    Ф. Тютчев.
    Не колючий, светло-синий
    По ветвям развешен иней,
    Погляди хоть ты!
    Словно кто-то тороватый
    Свежей белой пухлой ватой
    Все убрал кусты.
    А. Фет.
    На дворах и домах
    Снег лежит полотном
    И от солнца блестит
    Разноцветным огнем.
    И. Никитин.
    Дети читают стихи, выбирают из них наиболее
    образные выражения, которые характеризуют
    русскую зиму.
    – Какова природа зимой? В чем красота зимнего
    наряда? Как падает снег?
    II. Подготовка к сочинению.
    1) Обсуждение возможного плана сочинения.
    – Перед нами стоит задача описать красоту
    русской зимы. Что вы должны написать в своем
    сочинении?
    2) Рассуждения детей о том, как лучше
    передать приметы зимы, ее красоту, какие образные
    выражения можно употребить в сочинении.

    – Что можно сказать о зиме?
    Зима – это прежде всего снег. Как изображает
    снег художник? (Серебристый, синеватый, белый
    снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал,
    украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах
    домов).
    – И это обилие снега придаст величие русской
    природе. Все кругом становятся необыкновенным и
    сказочным.
    3) Работа над планом.
    (Словарные слова. Дети используют записи,
    которые сделали на экскурсии).
    Пришла зима. Холодно, сильный, порывистый ветер.
    Признаки зимы:
    а) Небо: синее, лазурное, белые пуховые, затянуто
    облаками, низкие, снеговые, мохнатые.
    б) Осадки: снег, иней, искрится, переливается,
    белое, покрывало, белоснежная.
    в) Растения: покрыты инеем, надели снеговые шапки,
    белые мохнатые шубки, Зеленеют ели, в нарядном
    снежном уборе.
    г) Животные: тишина, пробежит, не заметить следы
    на снегу, улетели в теплые края, спит в берлоге.
    – Что вам нравится в ясную морозную погоду?
    (Дети дают устные описания березы в инее,
    искристого сияния снега в воздухе, деревьев,
    покрытых снегом, зимних узоров на стеклах).
    4) Упражнения в распространении текста.
    – Прочитайте тексты на доске.
    (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл
    землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на
    коньках).
    – Данный текст полностью раскрывает красоту
    русской зимы? Почему нет? Сейчас мы распространим
    каждое предложение. Сначала добавим
    пояснительные слова к подлежащему. Ответим на
    вопрос: Какая зима? Теперь добавим слова к
    сказуемому: Куда пришла волшебница зима? Когда
    приходит зима? Какие предложения у нас
    получились?
    (После дождливой осени, в декабре, к нам
    пришла волшебница зима. С неба летят, кружатся и
    падают мягкие, мохнатые снежинки. Пушистый снег,
    словно белым покрывалом, укрыл землю. Сосны и ели
    стоят в белых шубках, а береза в пышном, искристом
    платьице. Иней на деревьях сверкает
    разноцветными огоньками. А дети радостно
    катаются на коньках и санках).
    5) В сочинении старайтесь не
    повторять одни и те же слова. Выбирайте самое
    подходящее слово. Чтобы сочинение получилось
    хорошим, необходимо добиваться связности в
    изложении, красочности в описании, правильного
    построения предложения, безошибочного
    написания.

    Физкультминутка.
    – А теперь ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли
    В стороны, вперед, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.
    III. Составление плана сочинения.
    – Из каких частей должно состоять сочинение?
    Вступление.
    Основная часть.
    Заключение.
    – Мы должны сначала представить зиму так, как мы
    ее видим, понимаем, чувствуем; передать, как
    меняется природа зимой. Как зима влияет на ваше
    настроение? Замечаете ли вы красоту зимы? Ваши
    сочинения будут разные, так как каждый по-своему
    видит зиму.
    IV. Работа над эпиграфом.
    V. План.
    Причина (наступила) зимы.
    Волшебница зима (признаки зимы).
    За что я люблю зиму? (Или Хорошая ты
    зимушка-зима!)
    VI. Запись сочинения учащимися.
    VII. Чтение готовых сочинений.
    VIII. Итог урока.

    Примеры детских сочинений на тему “В чем
    красота русской зимы”?
    1. Наступила морозная зима, стало холодно. Подул
    сильный порывистый ветер.
    С неба летели, кружились и падали на землю
    мохнатые снежинки. Мороз нарисовал на окнах
    красивые узоры. Выпал пушистый снег, словно белым
    покрывалом, укрыл землю. Хлопья снега лежали на
    деревьях. Сосны и ели стояли в белых шубках. Иней
    на березе сверкал разноцветными огоньками. На
    катке радовались голоса детей.
    Хороша ты зимушка-зима! Я люблю русскую зиму за
    то, что она дарит нам много радости.
    2. В декабре пришла волшебница-зима. Она окутала
    березки серебристым инеем, а ели и сосенки одела
    в белые мохнатые шубки.
    Выпал пушистый белый снег и покрыл землю. В
    нарядном снежном уборе стояли деревья. Окна были
    разрисованы красивыми узорами. В ясную морозную
    погоду я видел, как в воздухе искрились снежинки.
    Это было очень красиво! Я люблю русскую зиму за ее
    красоту.
    3. Был чудесный январский день. Ярко светило
    солнце. На небе не было ни облачка, ни тучки.
    Маленькие елочки стояли в нарядных пушистых
    белых шубках. Мохнатые сосны одели высокие
    меховые шапки. Красиво серебрится иней на ветках
    берез и рябин. Земля покрыта белым пуховым
    одеялом. Давно улетели в теплые края птицы.
    Медведь залег в берлогу до весны.
    Тихо и красиво кругом. Мне нравится это время
    года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *