Сочинение на тему красота россии в произведениях авторов

8 вариантов

  1. Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово “экология” встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.
    Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
    Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?
    Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
    Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.
    Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые.
    И солнце нити золотит.
    Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина – дети одной матери – природы. Человек – часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение “Зеленая прическа …”. В нем человек уподоблен березке, а она – человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о дереве или о девушке.
    Не зря Михаила Пришвина называют “певцом природы”. Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.
    Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей – не просто среда обитания, она – источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.
    Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
    До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.
    Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.
    Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.
    Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.
    Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».
    Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.
    В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.
    Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».
    Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.
    В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная – выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.
    Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!
    Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
    Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».  Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
    Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
    Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
    В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.
    Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
    Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.
    «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.
    Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что  Дон спит. Недаром и прозвали  его Тихим.
    Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней – как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон – своего рода, «земля-вода» казака. Именно река вошла в песни донских казаков как образ Родины. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например, «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович…». К степи у казачества двойственное отношение. С одной стороны степь – это олицетворение раздолья, широты, а с другой стороны, степь – источник постоянной опасности. Противопоставление реки-степи выражено в фольклоре через оппозицию «свое-чужое». «Своей» территорией была река, а «чужой» – была степь, о чём свидетельствуют традиционные названия берегов реки Дон по имени врагов – ногайская сторона и крымская сторона.
    Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.
    Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше,  металлическая, без рисунка?  Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.
    Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы  научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес – это необыкновенное чудо природы.
    Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».
    Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.
    Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

  2. Россия Средней Полосы Её природа. Как дороги эти слова всем живущим в этой климатической зоне! Говорят, что эту неяркую красоту могут понять только русские люди.
    В 1839 году французский литератор и путешественник Астольф де Кюстен посетил Россию. И по возвращении во Францию он написал книгу “Николаевская Россия”. В этой книге он выражал все свои впечатления об увиденном. Но это не восторг, это разочарование: “В России нет расстояний”, – говорят русские и за ними повторяют все путешественники. Я принял это изречение на веру, но грустный опыт заставляет меня убеждать диаметрально противоположное: только расстояния и существуют в России” (Астольф де Кюстен, “Николаевская Россия”, 1839 год. ) Далее путешественник отмечает: «в России нет ничего кроме пустынных равнин, ничего грандиозного, ничего величественного, все голо, все бледно, ничто не оживляет ландшафта, бесконечная, плоская, как ладонь равнина, без красок, без очарований. Это страна без пейзажей!» Вот так француз-путешественник оценил природу Средней Полосы России.
    Но мы живем в этой климатической зоне России. И нам дороги с детства картины родной природы. Да, они не очень яркие, да, они не изобилуют чудными формами и красками. В природу средней полосы нужно “вглядеться”, чтобы понять ее красоту, и воспринять ее как художественный образ России. В этом нам помогают российские художники и поэты, создавшие произведения о природе Средней полосы России. Что “рассмотрели” они? Что стало для них художественным образом Средней Полосы России? Что помешало французскому путешественнику разглядеть красоту русской природы? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответы.
    Средняя полоса России как географическое понятие
    «Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И все-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – это все в обиходе мы зовем Средней полосой, имея ввиду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.
    Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.
    В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен
    Снег, покрывший землю за одну ночь Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег Короткие дни без теней. Копны сена на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь за светло вернуться домой.
    Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!
    Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.
    Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжелые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах
    Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом
    Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши Есть на земле волшебная Средняя полоса».
    В. Песков
    Вот такими строками, полными восторга и очарования родной природой, отзывается русский писатель Песков о природе Средней полосы. Его мнение совершенно противоположно мнению французского путешественника Астольф де Кюстена.
    Он в своих записках пишет: «Что за страна! Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями да чахлым овсом; там и сям, в окрестностях Москвы, прямоугольники огородов не нарушающие монотонности пейзажа; на горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в землю лачуги деревень Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть. По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском, и почти не приметны, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится нам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края» (Астольф де Кюстен. Николаевская Россия. 1839).
    Что стоит за восторгом одного человека и разочарованием другого? Очень уж противоречивые впечатления двух людей! Возможно, прав поэт Николай Заболоцкий, написав такие строки:
    В очарованье русского пейзажа
    Есть подлинная радость, но она
    Открыта не для каждого, и даже
    Не каждому художнику дана.
    Как же открыли для себя это «очарование русского пейзажа» поэты и художники. Была ли «дана» эта радость открытия им? Какова она, природа Средней полосы в творчестве русских поэтов? Попытаемся проиллюстрировать поэтические строки полотнами русских художников.
    Часть вторая
    Художественный образ России в произведениях русских поэтов
    Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она ясно видит свой облик. Природа является не только темой поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. Поэты обращаются к теме природы не только для того, чтобы изобразить, запечатлеть ее красоту, но и наполнить содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия. Как мы учимся читать смысл картин, так и, читая пейзажную лирику, ищем ключи к отгадке тех идейно-нравственных посланий, которые через годы и века «отправили» нам поэты, или подбираем ключи к разгадке вечных тайн в строках любимых русских поэтов. Но, прежде всего, пейзажная лирика русских поэтов создает художественный образ России.
    Русская природа в творчестве А. С. Пушкина
    А. С. Пушкин с особым трепетом относился к русской природе. Он как истинный художник рисовал прекрасные картины зимнего утра, вечернего «мутного неба» короткого зимнего дня, голубые небеса гад прозрачными лесами, «в багрец и золото одетые леса» Поэт даже высказывал свое отношение к временам года, признаваясь, что осень его любимое время года. Пушкину-художнику подвластно все: он умело кладет «слова»-мазки на полотно своих стихотворений и одновременно передает всю гамму человеческих чувств от восприятия этого пейзажа.
    Перед нами стихотворение «Зимнее утро». Это замечательная лирическая миниатюра. Очень важно то, что и в живописи и в литературе эти слова используются почти в одинаковом лексическом значении.
    Сопоставьте строки второй строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» с впечатлениями французского путешественника. Поэт создает мрачный пейзаж, который словно является стихотворной иллюстрацией к путевому дневнику француза -путешественника:
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно
    Сквозь тучи мрачные желтела
    Если бы не было этой строфы, не было бы и того острого восприятия, чувства удивления и восторга, неожиданности от картины природы, созданной поэтом-художником в следующих строках:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Насколько богата цветовая гамма Пушкина! Голубой, зеленый, серебристый, блестяще-черный цвет залит потоками яркого солнечного золотого цвета. Поэт использует однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском», которые добавляют к нашим образам ощущение праздничной нарядности природы, а эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег милый для меня», этот эпитет рождает настроение восторга и умиления от увиденного, теплоту чувства к родной природе. Недаром дети в младших классах это сразу чувствуют и так легко рисуют иллюстрации к стихотворению поэта. Они видели этот пейзаж. Он близок им. Он радует их каждой зимой – это картины родной природы. Пушкин подчеркивает особенность русского человека: понимать родную природу и любить ее, потому что она «милая» сердцу русского человека.
    Чувство любви к родной природе в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Удивительно по-разному воспринимали картины природы два русских поэта: Пушкин и Лермонтов. У Пушкина – это восторг, ликование, удивление, постижение красоты и силы природы. У Лермонтова – осмысление и соединение с природой. Лермонтов одним из первых с удивительной точностью передал могучие масштабы России, которые так поразили и нашего путешественника. Так у Кюстена мы читаем: «Бесконечная, плоская, как ладонь. Равнина, тянущаяся во все стороны. Насколько хватает глаз безграничное пустое пространство» У Лермонтова в стихотворении «Родина» мы видим «лесов безбрежных колыханье», разливы рек, «подобные морям». «Холодное молчанье» степей выражает бескрайность, безлюдность пространства. Здесь как бы сошлись мнения поэта с впечатлениями путешественника. И мы, живущие в средней полосе России, осознаем в себе это ощущение родины: ее шири, мощи, необъятности и бескрайности. Но вот чего же не смог рассмотреть путешественник-иностранец и понять, полюбить до глубины души: «чету белеющих берез», «желтую ниву», «вечер росистый».
    Лермонтов тонко подметил, что мы сами порой не можем объяснить наше чувство любви к неповторимым деталям пейзажа Средней полосы («люблю – за что, не знаю сам»). Лирический герой Лермонтова близок каждому из нас своими переживаниями и чувствами: кто из русских людей не любит «проселочным путем» шагать к далекой деревеньке, вдыхать запах трав, подставлять ласковому солнцу и игривому летнему ветерку свое лицо?! Неудивительно, что наш земляк, житель тульской земляк Л. Н. Толстой, так хорошо знавший и воспевший на страницах своих произведений родную природу, называл стихотворение Лермонтова «Родина» одним из самых близких ему произведений.
    Художественный образ России в творчестве Фета
    Работая над подбором стихотворений к полотнам русских художников, обратила внимание на особенность лирики Тютчева и Фета. Их лирические миниатюры так и «просятся» материализоваться в зрительные образы и быть запечатленными на картине или рисунке. Природа – любимая тема Фета. Он сумел рассмотреть неброскую красоту русской природы и своеобразно отразить ее в своем творчестве. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки звуки. Для поэта родная природа – источник радости и неожиданных открытий:
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу.
    Прокатилось над рощей немою.
    Засветилось на том берегу.
    «Вечер»
    Фет вслед за Пушкиным и Лермонтовым помог понять ощущения русского человека, его внутреннее, душевное состояние восторга и радости от подарков природы, когда после долгой изнурительной зимы, непогоды она одаривает ярким теплым маем. Мы не привыкли к роскоши тепла и вечного цветения, поэтому столь радостны и неоценимы для нас ясные, теплые дни и ночи:
    Какая ночь! На всем какая нега!
    Благодарю, родной полночный край!
    Из царства льдов, из царства вьюг и снега
    Как свеж и чист твой вылетает май!
    «Еще майская ночь»
    Лирика Фета очень живописна. В ней преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он в восторге замирает перед печальной березкой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина», «осень», «Я пришел к тебе с приветом» убеждают читателей в безграничной любви к родной природе, они создают неповторимый образ России. Как и многие поэты, Фет создает стихотворения – календарь времен года («Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и др. ) Через природу Фет постигает тайну человеческой души, характер русского человека. Фет пытается в стихах совершить даже невозможное, например, прийти с приветом и «рассказать, что солнце встало». Согласитесь, можно увидеть восход солнца. Рассказать об этом невозможно, как и невозможно, впрочем, и пересказать стихотворение прозой. Опорными словами являются такие слова, как «привет», «свет», «солнце», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг к другу, создают представление о сильном переживании радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.
    Это стихотворение Фета – самая яркая иллюстрация соединения наших чувств с состоянием природы. Мы, как дети природы, не отделимы от нее. Природа грустит, грустим и мы, все бушует, ликует в природе – ликуем и светимся от счастья и мы, люди.
    Это стихотворение нельзя разделить на части. Оно отличается неделимой цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Радость лирического героя – мир, залитый солнцем, – проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, – человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, – зреющая в душе песня любви, торжественная песня:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой;
    «Я пришел к тебе с приветом»
    Есть у Фета стихотворение-миниатюра, читая которое словно смотришь в детскую игрушку калейдоскоп. Чуть повернешь его – меняется рисунок-картинка. Вспомним строки стихотворения:
    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья.
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца.
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!
    Итак, рассмотрим меняющиеся картинки: в начале – вечер, встреча влюбленных, затем ночь любви, затем утро, слезы счастья и расставанья. Фет на приеме параллелизма построил это стихотворение: мир природы и мир человека. В стихотворении нет ни одного глагола, но оно насыщено действием. Стихотворение состоит из одного сложного предложения, включающего в себя простые назывные предложения. Поэт вызывает нас на ассоциации. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем. Чувства эти тончайшие, словами невыразимые, невыразимо сильные.
    Литературоведы соотносят эти строки с творчеством художников импрессионистов. (Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, а не складывается в цельную картину. ) Но разве они не соответствуют духу, силе, движению полотен Куинджи, Левитана, Шишкина, Поленова?! Огромное значение в стихотворении имеет концовка – финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» – звучат не в ряду с другими, а выделено. Заря- это и явление природы, апофеоз утра, заря это и сильная метафора – высшее выражение чувства, свет любви.
    В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой заря, серебро ручья, эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает ему мелодичность и выразительность. Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передающее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряжение в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую красоту наступающего утра и состояние души возлюбленных.
    Мы невольно возвращаемся к строкам «Записок путешественника» Кюстена и вспоминаем тот ужас, который охватил путешественника перед необозримыми просторами России, особенно зимними, которые он назвал «снежной пустыней». Но простеем маленький шедевр Фета о все той же русской зиме, все о той же русской равнине и поразимся чувству художественного мастерства и разнообразию художественной палитры поэта:
    Чудная картина.
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна.
    Свет небес высоких,
    И блестящий снег.
    И саней далеких
    Одинокий бег.
    Наверное, нужно быть русским человеком, чтобы так воспринимать красоту русской зимы, эту поистине церковную тишину и величие в природе, которые делают человека лучше, чище, духовнее.
    Поэтический мир природы Федора Тютчева
    Художественный образ природы Средней полосы создает величайший лирик и романтик Федор Иванович Тютчев. Встречая первый весенний гром, мы восклицаем знаменитые тютчевские строки:
    Люблю грозу в начале мая.
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя.
    Грохочет в небе голубом.
    Кода мы замираем в восторге от красоты осеннего леса, на память опять же приходят строки стихотворений Тютчева:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь –
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле
    Поэтический мир Федора Иванович Тютчева – это тихая и грустная, яркая и прекрасная – такая разная родная природа. У Тютчева она изменчива, динамична. Она не знает покоя, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «как весел грохот летних бурь», «как неожиданно и ярко», «люблю грозу в начале мая! Тютчева привлекают переходные, промежуточные моменты природы. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне
    Природа у Тютчева очеловечена. Одухотворена. Она словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта западают в душу неповторимыми образами. Его стихотворения – словно картины. Их видишь наяву и даже ощущаешь аромат цветов, запахи леса, поля. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) – одно из отличительных свойств поэтического мира Тютчева.
    Лирический герой Тютчева близок нам, мы разделяем его чувства любви, восторга, очарования родной природой, его способность удивиться, замереть в восторге от увиденного, вслушаться и вглядеться в окружающий и волнующий мир природы Средней полосы России:
    Как неожиданно и ярко.
    На влажной неба синеве,
    Воздушная воздвиглась арка
    В своем минутном торжестве!
    Один конец в леса вонзила,
    Другим за облака ушла –
    Она полнеба обхватила
    И в высоте изнемогла.
    «Как неожиданно и ярко»
    Живописная поэзия Сергея Есенина
    Яркий, неповторимый художественный образ России создает в своей лирике русский поэт, рязанец, Сергей Есенин. В его стихах затаенное чувство любви к родной природе Средней полосы России. Строки его стихотворений могут стать названием ко многим полотнам русских художников, настолько сумел он подметить, рассмотреть милые сердце уголки природы у небольшого деревенского пруда, ветви березы, развивающие ветви-косы над журчащим ручьем, «пожар рябины красной» у деревенской околицы, голубую синюю даль за рекой Окой, березовый ситец лесов и рощ
    Поэзия Есенина очень живописна, в строках его стихотворений ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой художника. Если коротко определить, то можно сказать так: «Сергей Есенин – живописец слова». Мало кто из поэтов приблизился в мастерстве словесной живописи к творчеству Есенина.
    У Сергея Есенина вся поэзия многоцветна и многокрасочна. Прочтем такие строки:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку
    Почему «малиновое»? Все просто! Поэт смотрит взглядом художника на поле, заросшее клевером или Иван-чаем, а небо отражается в воде.
    Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Иногда целая строфа выражена в едином колорите:
    Васильками сердце светится,
    Горит в нем бирюза.
    Я играю на тальяночке
    Про синие глаза.
    О дорогом, милом поэт рассказывает в теплых, золотистых тонах, о печальном и проникновенном – в бело-золотистых сочетаниях. Все помнят такие строки:
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Контрастные цвета несут у Есенина настроение тревоги, беды:
    Покраснела рябина,
    Посинела вода,
    Месяц, всадник унылый,
    Уронил повода.
    В есенинских стихах встречаются редкостные, изысканные сочетания красок, передающие необыкновенную тонкость состояния природы или души, что у Есенина и тоже неразделимо:
    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.
    Вот это «замиранье» и есть тот точный мазок, положенный художником куда надо. От него в картине есть воздух.
    Цветовая палитра Есенина создает порой не только зримую картину природы, но и несет в себе глубокий человеческий, патриотический, философский смысл. Они помогают понять географию русской души, наши потаенные чувства к Родине. Интересно сопоставить строки французского путешественника со строками Есенина. Так в «Записках путешественника» мы читаем: «Что за страна! Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болотана горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в земля лачуги деревень и мертвые, как будто покинутые жителями города, тоже серые и унылые Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть». Что главное в этих записках? Разочарование и отчуждение. Отсюда и равнодушие к этой новой для Кюстена и такой «неприглядной» стране.
    А теперь перед нами «белый» шедевр поэта, на первый взгляд, созвучный со строками Кюстена:
    Снежная равнина, белая луна.
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам.
    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли вам?
    Но здесь звенит, сквозит чувство родины, здесь и предчувствие своей судьбы и сопричастность судьбы поэта с судьбой России, всея эта гамма чувств передана с потрясающей силой. И слов не надо. Достаточно цвета!
    Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями:
    Я покинул родимый дом,
    Голубую оставил Русь.
    Сине-голубой – один из любимейших цветов Есенина. Он отдает этот цвет своей любимой Родине. Именно такой, прекрасно голубой, видим мы есенинскую Русь, читая его стихотворения. Поэт сумел создать неповторимый образ природы Средней полосы России, поэтому так особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о родной природе:
    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость,
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.
    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем-совсем немного
    Ждать зимы седой осталось.
    Ах, и сам я в чаще звонкой
    Увидал вчера в тумане:
    Рыжий месяц жеребенком
    Запрягался в наши сани.
    Заключение
    Я считаю, что французский путешественник не прав: Россия – это не «страна без пейзажей»! На мой взгляд, он не смог увидеть красоту природы Средней полосы России, не смог «вглядеться» и «всмотреться» в неброское очарование русского пейзажа. Наверное, только русский человек имеет этот дар:
    Здесь надо увидеть,
    Здесь надо всмотреться,
    Чтоб светлой любовью наполнилось сердце.
    Здесь надо услышать, Здесь вслушаться нужно,
    Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
    А. Рыленков
    А вслед за поэтом Рыленковым эту мысль продолжил Ф. И. Тютчев, подметив, что
    Не поймет и не заметит
    Гордый взор иноплеменный,
    Что сквозит и тайно светит
    В наготе твоей смиренной.
    Удрученный ношей крестной,
    Всю тебя, земля родная,
    В рабском виде царь небесный
    Исходил, благословляя.
    Средняя полоса – центр нашей бескрайней Родины, именно эти места ассоциируются со словами «Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.
    Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»
    Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека – это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.
    Краткий словарь терминов
    Лирика – род литературный, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах.
    Поэзия – изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.
    Художественный образ – это образ, созданный автором в произведении
    Лирический герой – это тот герой, чей голос мы слышим в лирическом произведении.
    Лирическое стихотворение – один из жанров лирики.
    Пейзажная лирика – лирика, описывающая красоту пейзажей.
    Строфа – это группа стихотворных строк.
    Мотив (тема) – устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении.
    Поэтический мир – автопортрет автора.
    Пейзаж- -вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения – природа.
    Образ-категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.

  3. «Я люблю, когда сеном пахнет,
    Когда меркнут закрайки зари,
    И река с берегами распахнутыми
    Теплым ветром со мной говорит.
    Как мне нравится с ней судачить,
    Над водой у обрывов глухих,
    По заливам, чтоб звезды рыбачили,
    Чтобы плеск по талам затих… «
    Российский писатель Юрий Николаевич Куранов родился в Ленинграде в 1931 году. Так распорядилась судьба, что все его детство прошло в атмосфере прекрасного, поскольку его мать работала в Русском музее, а отец был заместителем директора Эрмитажа. Любовь к красоте, взращенная с малых лет, сохранилась в душе писателя на всю жизнь. К сожалению, отец Ю. Н. Куранова был арестован за то, что с другими работниками музея пытался остановить разграбление ценностей представителями советского правительства. Вместе со своими родителями Юрий прошел через сибирские морозы и голод, унижения и гнет. Однако в ссылке рядом с ним жили люди высокого культурного и интеллектуального уровня, в то время подвергающиеся сильнейшим гонениям и составлявшим основную массу политических ссыльных. Благодаря общению с этими людьми, Ю. Куранов даже в тех условиях стал образованным и во всех отношениях культурным молодым человеком. Окончив школу, для продолжения образования Юрий уехал в Москву. К тому времени в его литературной копилке уже было немало стихотворений. Однако попытки их опубликовать не увенчались успехом, но молодой поэт не унывал. Он неожиданно легко поступил в один из самых престижных вузов — ВГИК, а потом закончил и университет. Но ему крайне необходимы были другие учителя, поскольку Ю. Куранов уже тогда всерьез увлекся литературной деятельностью. И такие учителя нашлись. Первым, кто оказал поддержку молодому талантливому писателю, стал Э. Казакевич, потом и В. Каверин. А в 1959 году в самом популярном и престижном литературном журнале «Новый мир» вышли лирические рассказы Ю. Н. Куранова.
    Произведения Ю. Н. Куранова раскрывают красоту России, поднимают проблемы духовных и нравственных ценностей, воспитывают любовь к Родине и формируют интерес читателей…
    к родной стране. Основные понятия, которыми оперирует автор в своих произведениях, являются честь, совесть, достоинство, принципиальность и нравственность.
    Путешествуя по литературному миру писателя, читатель может увидеть красоту русской природы и духовных ценностей, почувствовать силу слова Ю. Куранова. Его произведения связаны с историей православия, с историей нашей Родины, с историей ее культуры. Сегодня, когда общество страдает бездушием, очень важно помнить, кто мы такие и откуда мы родом, где наши корни и каким образом мы сможем возродить то, что утрачено предыдущими поколениями. Без высших, духовных ценностей человек «испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным» и «народ теряет свое лицо». Литературное наследие писателя — это наши духовные корни, поскольку Ю. Н. Куранова всегда волновали нравственные и духовные вопросы.
    Ю. Н. Куранов — это не только писатель, он еще и поэт, публицист, философ, художник и историк. В своих произведениях он часто обращается к событиям далекого прошлого, а вместе с тем он рассуждает о вопросах духовной жизни современников и их нравственности, о красоте своей родины и ее неповторимой природе. Ю. Н. Куранов обеспокоен тем, что сегодняшнее поколение теряет многие духовные и нравственные ценности, зачастую просто забывает о них. К сожалению, непопулярными становятся многие слова и понятия, которые наши предки чтили как святыни: Любовь, Чистота, Целомудрие, Верность. Может быть, это происходит еще и потому, что изумительные произведения древнерусской литературы в наши дни мало кому известны. К сожалению, книга, как духовное богатство, сегодня обесценивается.
    Куранов закончил свои земные дни в 2001 году, прожив последние свои месяцы в страшном напряжении, борясь с тяжелой болезнью и стараясь высказать все свои сокровенные мысли. Его творчество актуально сегодня и будет актуальным еще много десятилетий. Очень хочется верить, что красота России, воспетая писателем, и проблемы, затронутые в его произведениях, смогут затронуть души наших соотечественников и сделать этот мир немного лучшим.

  4. 4
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    Русь моя, жизнь моя…
    А. Блок
    Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух столетий — девятнадцатого и двадцатого. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, и вместе с тем его именем открывается первая страница истории русской советской поэзии.
    Меня больше всего привлекает в Поэзии Блока тема России. Ее любили и ей отдавали свой талант, посвящали свои стихи многие крупнейшие поэты, но у Блока было свое отношение к Родине. А. Блок писал К. С. Станиславскому: “Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это— первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни”. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее.
    Внимание его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени — влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы черные твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви.
    Очень ярко и своеобразно выражено отношение к России, представление поэта об исторических судьбах Родины в цикле “На поле Куликовом”. В нем поэт обращается к прошлому, но создает произведение о современности. Вместе с поэтом и я уношусь в то далекое прошлое и вижу настороженные полки накануне битвы, слышу гул, который стоит над татарским станом. Цикл этих стихотворений рождает веру в светлое будущее Родины. Хотя путь к нему труден и кровав. Однако с особой широтой и яркостью тема России проявилась в стихах Блока в годы первой русской революции. Отвергая Россию официальную, Россию “сытых” фабрикантов, лукавых церковников и слабовольных интеллигентов, художник с надеждой всматривается в глаза России трудового люда, Россию нищую и забитую, тихую и буйную, Россию дремлющую до поры свежих, нерастраченных сил.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали.
    Вот оно, мое веселье, пляшет.
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    За блоковской символикой угадываются тревожные мысли о грядущих днях России, о непоколебимой вере в победу света над тьмой — революции над черными силами царизма. Его взор, открытый и светлый, обращен в будущее!
    И вечный бой!
    Покой нам только снится.
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    Ненавидя “страшный мир” царской России, Блок горячо любил родную землю, с ней он связывал свои лучшие надежды, для нее находил самые проникновенные слова:
    Русь моя, жизнь моя.
    Вместе ль нам маяться?
    В ряде стихотворений Блока образы России и женщины переплетаются, вырастая в единый символический образ самого дорогого для человека.
    Россия — красавица, невеста;
    О, Русь моя! Жена моя!
    Поэзия Блока обогатила не только русскую литературу, но оставила огромный след в жизни всех литератур нашей страны. Самая ценная память Блоку — любовь к его поэзии, в которой живет его мысль, его чувства, его боль и радость.
    Благословляю все, что было.
    Я лучшей доли не искал.
    О, сердце, сколько ты любило!
    О,разум, сколько ты пылал!

  5. Живая природа России поражает своим многообразием. Наиболее узнаваемыми представителями русской фауны можно считать: медведя, лисицу, волка, зайца, белку, росомаху, соловья, тетерева, сову, осетра, щуку. Конечно, их намного больше, в каждой климатической зоне есть свои, типичные для нее, животные.
    Мне кажется, не любить нашу природу невозможно. Она прекрасна во всех своих проявлениях и в любое время года. Есть в ней какая-то особая душевность. Оказавшись в березовой роще, сразу забываешь обо всех проблемах и просто наслаждаешься красотой и покоем. А как приятно поутру услышать соловьиную трель!
    Я очень люблю ходить летом на речку вместе с дедушкой и удить рыбу. Сидишь на травянистом склоне, наблюдаешь за неспешным движением воды, и так спокойно на душе. А еще приятно бывает побродить по осеннему лесу в погожий денек, выглядывая спрятавшиеся под листками грибы. Воздух вокруг наполнен запахом палой листвы, сырости и мокрой коры.
    К сожалению, жителям городов такая красота часто бывает недоступна. Мы окружены бетоном и асфальтом, заключаем реки в рамки каменных набережных, дышим загрязненным воздухом и, в лучшем случае, пару раз в год выбираемся на природу. В таких условиях легко забыть о том, насколько она хрупка и беззащитна и насколько страдает от нашей небрежности.
    Каждый из нас должен помнить, что прекрасная природа дана нам один раз и навсегда. Если мы ее погубим, другой уже не будет. Нам есть чем гордиться, нужно теперь сохранить всю эту красоту для следующих поколений.

  6. Красота – это понятие неоднозначное и каждый человек видит ее в чем-то своем. Для кого-то красота – это окружающая его природа: реки, горы, леса, миловидные пейзажи, восход солнца или закат. Кто-то красоту видит в человеке – стройное здоровое тело, правильные черты лица, румянец, большие глаза или определенный цвет волос. Для меня же: красота – это что-то более высокое, что не осязается зрением, а ощущается душой.
    Никогда не могу назвать красивым то, что несет в себе зло или недобрые намерения. Многие восхищаются инкрустированным драгоценными камнями оружием, а для меня оно никогда не будет прекрасным, поскольку несет в себе смерть. Аналогично и с человеком: он может обладать великолепными и правильными по всем меркам моды чертами лица, безупречной внешностью и иметь превосходный стиль, но если его помыслы наполнены негативом, он никогда не будет восприниматься мной как красивый. Вывод очевиден, красота, в моем понимании, – это добро, искренность, сочувствие и умение поддержать.
    Я люблю и природу: свежий воздух, зеленые луга, высокие густые леса и цветущие весной сады. Но самыми красивыми местами для меня являются те, где я могу полноценно отдохнуть душой, где мое сердце спокойно, а глаза радуются тому, что видят.
    Стоит уточнить, что красота находится не в чем-то глобальном, а в мелочах – в цветке, что первым расцвел весной, в маленьком котенке, который едва успел открыть глаза, в ароматном только испеченном хлебе, в улыбке близкого человека, в глазах счастливой матери, в добрых делах.

  7. Русская литература играет огромную роль в мировой культуре. Еще Горький справедливо замечал, что это «наша гордость». Сегодняшние школьники часто не знают, как писать сочинение на тему: «Русская литература», так как не обладают достаточными навыками и знаниями. В чем же заключено значение произведений наших писателей?Русскую литературу часто называют «вершиной мирового гуманизма». Все классики так не похожи друг на друга, каждый из них внес в развитие культуры свое, что живо до сих пор. Достаточно упомянуть имена Пушкина, Лермонтова, Островского, Достоевского, Толстого… Их знает весь мир. Это наши учителя и пророки. Это совесть нации.
    Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова с уверенностью можно назвать не просто писателями, но великими психологами. Их произведения реалистичны, они учат различать добро и зло. Право выбора есть у каждого человека, и классики показывают, к чему ведет неправильное решение. С их помощью человек способен понять, что такое соблазн и что он ведет к нравственному падению.
    И.С.Тургенева один из литературных критиков В.Г.Белинский охарактеризовал как писателя, раскрывающего «скорбь… русского народа». Кроме того, Тургенев чувствовал русскую природу и умел ее изобразить так, как иной художник не изобразит на полотне. Писатель раскрывал красоту женской души, ее величие, жертвенность и умение любить.
    И.С.Пушкин… Редкий человек не только в России – в мире не знает этого имени. Детство проходит под сказки поэта, юность – под его любовную лирику, более зрелые годы встречают с прозой Пушкина. Он видел все аспекты русской жизни и умело, тонко раскрывал их в своих произведениях: будь то русская зима или народные традиции, политика или любовь. Не даром Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Многие вопросы, поднятые в творчестве поэта, актуальны и сегодня.
    А Ф.И.Тютчев или А.А.Фет? Это поэты-художники, запечатлевшие неповторимые мгновения русской природы. С раннего детства люди слушают их пейзажную лирику и учатся ценить окружающую их красоту. Это играет огромную роль в воспитании эстетического чувства. Описания природы в стихотворениях поэтов просты, но точны.
    Стоит упомянуть и о Н.А.Некрасове. Простая и вместе с тем могучая душа русского народа воплощена в каждой строке его стихотворений. Некрасов – первый гражданский поэт в России, призывающий не терпеть, восстать против произвола чиновников. Он знал жизнь народа изнутри.
    Многому, о чем говорит поэт, он был свидетелем лично. Так, события, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», Некрасов наблюдал практически каждый день, ведь жил он как раз напротив такого подъезда. Нельзя не сказать и трагической судьбе русской женщины в творчестве поэта, о том, с каким сочувствием он писал о ней.
    Русская литература учит быть не просто человеком, а Личностью. Поэтому не стоит расстраиваться, получив домашним заданием сочинение на тему «Русская литература». Как писать его, подскажет опыт, полученный при чтении.
    Статьи

  8. Сочинение на тему: Тема природы в русской художественной прозе второй половины XIX века
    В произведениях русских прозаиков XIX века — Тургенева, Толстого, Достоевского, Куприна, Чехова — пейзаж (природа) занимает важное место. Обращаясь к образам природы, писатели воспевают красоту мира, выражают свои патриотические чувства, исследуют характер тех или иных персонажей. Каждый из писателей по разному решает в своем творчестве проблему взаимосвязи душевной жизни персонажа и его пейзажных впечатлений.
    В тургеневском романе «Отцы и дети» пейзаж выполняет психологическую функцию, косвенно характеризуя героев, указывая на особенности их душевного склада, идейно-эстетических воззрений. Павел Кирсанов, с его сукой мизантропической душой, и холодная, рассудочная Анна Одинцова невосприимчивы к красоте природы, как и Базаров, провозглашающий, что природа «не храм, а мастерская. Но мягкий, деликатный и чувствительный Николай Кирсанов испытывает элегическое волнение, созерцая волшебную красоту вечернего пейзажа. Ему на уста приходят любимые стихи, он вспоминает свою покойную жену и «задыхающуюся радость» минувшей любви.
    В то же время пейзаж выполняет у Тургенева еще одну важную функцию — он предстает в романе как часть социальной действительности, иллюстрирует неблагоприятное положение дел в российской пореформенной деревне. По дороге домой Аркадий видит «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами» , «покривившиеся молотильные сарайчики», опустелые гумна, церкви с отваливающейся штукатуркой, разоренные кладбища. Картина опустения и бедности заставляет Аркадия (и читателя вместе с ним) осознать необходимость экономического и социального переустройства русской жизни.
    В произведениях Толстого пейзажные зарисовки (небо Аустерлица, образ дуба близ Отрадного, описание Бородинского поля) связаны с кульминационными моментами в духовном поиске героев. В Отрядном князь Андрей впервые встречает Наташу Ростову, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем ее разговора с Соней. Наташа видит за своим окном пленительный пейзаж: серебристое свечение деревьев и домов, сочную и кудрявую растительность, полную луну на весеннем беззвездном небе. Таинственная, блистающая и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот… и полетела). Она пытается растормошить свою спокойную и «правильную» подругу, объяснить ей невыразимую прелесть этой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато для Болконского романтический порыв Наташи становится решающим толчком к его внутреннему обновлению.
    Повествуя о драматических событиях 1812 года, Толстой использует пейзаж, чтобы подчеркнуть антигуманную сущность войны. В главе, посвященной Бородинской битве, автор вначале описывает мирную, сказочно прекрасную среднерусскую природу только что пробудившуюся от ночного сна и готовую стать свидетелем кровопролитной битвы. В романах Достоевского пейзаж символически отражает духовное состояние персонажа. Например, в «Преступлении и наказании» Раскольников, прежде чем увидеть красоту вечернего пейзажа, вначале отказывается от своего страшного замысла: «Господи… покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!», — а лишь потом «тихо и спокойно» смотрит на Неву на закат «яркого, красного солнца». В начале повествования взору героя, одержимого идеей убийства, открывается отвратительная картина петербургских «углов»: «На улице жара стояла страшная, к тому же дуката, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…» В эпилоге же Раскольников, готовый принять «правду» Соли, видит «необозримую» степь, «широкую и пустынную реку». Вглядываясь вдаль, он словно оказывается в пространстве библейской истории мира: «Там была свобода и жили другие люди… как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». В «Олесе» Куприна пейзаж созвучен образу главной героини. Близость к природе объясняет естественность, цельность, одаренность полесской «колдуньи». Рассказывая о своем свидании с Олесей в лесу, рассказчик описывает таинственную, магически прекрасную красоту полесского бора: «Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня — бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мок». Чехов с помощью пейзажа подчеркивает пустоту и прозаизм обыденности. В рассказе «Ионыч» герой переживает минуты духовного взлета под впечатлением странной, тревожащей воображение красоты кладбищенского пейзажа. Ожидая Котика (Екатерину Туркину), он испытывает благоговейные чувства к миру, «где так хорош и мягок лунный свет», а затем, раздраженный и усталый, возвращается домой, и в то время, когда в душе Старцева все стало тусклым, мрачным, «луна ушла под облака, и вдруг все по темнело кругом». Продолжая и развивая традиции «золотого века» русской литературы, великие прозаики XIX столетия, как и их великие предшественники, широко используют пейзажную живопись как одно из важнейших средств для воплощения своих творческих замыслов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *