Сочинение на тему красота языка

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: looking from the inside

    Литературный конкурс «Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность».
    Сочинение – размышление, посвященное проблемам современного состояния русского языка,
    Холева Артема, ученика 5 класса МБОУ Виткуловская СШ.
    Руководитель – учитель русского языка и литературы Гусева П.А.
    Красота русского слова.
    У русского народа на всё есть слово: и на велик день, и на велико сиротство.
    Ф. А. Абрамов
    Сейчас наш русский язык «загрязняется» иностранными словами, жаргонизмами. А сколько прекрасных слов существует в русском языке! Как красиво самородное русское слово!
    Моя мама более десяти лет прожила на севере нашей страны. Край сказочный. К нему привязываешься сразу. Здесь звучит «музыка русского слова», красота и глубина русского языка. Слово меняется и живёт вместе с нами. А люди, жившие на томских землях, занимались охотой, рыбалкой, собирательством, промыслом. В их речи хранилось много слов, которые произносились давно. Эти слова являются богатством, которые необходимо сохранить. Например: бабка – липка – бабочка; беспелюга- непутёвый человек; вага- длинная толстая жердь, используется как рычаг при подъёме тяжёсти; веред- чирей, нарыв; дроля- любимый, любимая; кабыть –  кажется, как будто; литовка, стойка – коса для кошения травы; скоромное масло- сливочное.
    Спасибо тем, кто создаёт такие словари, в которых мы видим величие и богатство диалектного слова. Слово должно жить в книге. Это хорошая память предкам, потомкам. Богат и могуч русский язык, но чуть- чуть будет он ещё богаче и красивее с самородными, доморощенными словами, а не с заимствованными словами и жаргонизмами. Диалектное слово приукрасит, обогатит и позолотит наш язык. Это может не такие уж красивые, но живые, звучные слова. С этими словами жили наши дедушки- прадедушки. Нужно хранить слова.

  2. Красота – это понятие неоднозначное и каждый человек видит ее в чем-то своем. Для кого-то красота – это окружающая его природа: реки, горы, леса, миловидные пейзажи, восход солнца или закат. Кто-то красоту видит в человеке – стройное здоровое тело, правильные черты лица, румянец, большие глаза или определенный цвет волос. Для меня же: красота – это что-то более высокое, что не осязается зрением, а ощущается душой.
    Никогда не могу назвать красивым то, что несет в себе зло или недобрые намерения. Многие восхищаются инкрустированным драгоценными камнями оружием, а для меня оно никогда не будет прекрасным, поскольку несет в себе смерть. Аналогично и с человеком: он может обладать великолепными и правильными по всем меркам моды чертами лица, безупречной внешностью и иметь превосходный стиль, но если его помыслы наполнены негативом, он никогда не будет восприниматься мной как красивый. Вывод очевиден, красота, в моем понимании, – это добро, искренность, сочувствие и умение поддержать.
    Я люблю и природу: свежий воздух, зеленые луга, высокие густые леса и цветущие весной сады. Но самыми красивыми местами для меня являются те, где я могу полноценно отдохнуть душой, где мое сердце спокойно, а глаза радуются тому, что видят.
    Стоит уточнить, что красота находится не в чем-то глобальном, а в мелочах – в цветке, что первым расцвел весной, в маленьком котенке, который едва успел открыть глаза, в ароматном только испеченном хлебе, в улыбке близкого человека, в глазах счастливой матери, в добрых делах.

  3. 3
    Текст добавил: ПРОСТО Русик

    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    Я часто слышу, как люди ругаются грязными словами. В моем
    окружении есть несколько ребят моего возраста, которые употребляют в
    своей лексике нецензурные слова .Эти люди вызывают у меня
    отвращение. Только подумайте , каким бы был мир без мата! Все
    вежливы друг к другу, с окружающими людьми приятно общаться.
    В нашей области действует акция «Мат – не наш формат», цель которой
    пытаться отучить людей выражаться плохими словами.
    Я надеюсь, что в будущем люди всего мира не будут употреблять в
    своей лексике нецензурные выражения.
    Ученик 6 класса Кушнарев Антон
    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    В нашей жизни мат употребляется очень часто. Грубыми словами,
    грязными выражениями пытаются обидеть своего собеседника.
    При ссоре можно часто услышать нецензурные слова, они задевают и
    обижают. Хочется сказать подобное в ответ.
    Взрослые пытаются объяснить детям, что мат – это нехорошо, но
    иногда и сами употребляют его в своей речи, не задумываясь над тем,
    какой пример подают ребятам.
    Вот недавно я проходила мимо двух мальчишек. Они футбольный
    матч обсуждали. В конце рассказа нецензурно выражались. И ни
    одному из них не было стыдно.
    Мне бы хотелось видеть молодежь более культурной, ведь
    нецензурная лексика делает людей злыми и грубыми. А все оттого, что
    молодые люди попадают в плохие компании, курят, выпивают и
    начинают выражаться матом, считая, что это им прибавит уважения в
    глазах сверстников. Но это далеко не так. По – настоящему уважать
    тебя будут лишь тогда, когда ты чего- то стоишь или добился успеха в
    жизни.
    Я бы хотела, чтобы люди стали внимательнее относиться к своей речи.
    Ведь говоря плохие слова, мы не уважаем себя и тех людей, которые нас
    окружают.
    Ученица 9 класса Денисенко Юлия
    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    Человек! Не сквернословь!
    Живешь ты в атомный наш век
    И сам – не муравей,
    Будь Человеком, человек,
    Ты на земле своей!
    С.Я.Маршак
    Родился на земле человек.Сколько радости и счастья доставляет это
    событие родителям, дедушкам и бабушкам. Рождение ребенка ко
    многому обязывает. Хочется , чтобы дети были послушны, мудры и
    разумны, верны в словах, прилежны в учебе, приветливы к людям,
    добросовестны во всем.
    Но слишком велики соблазны злого мира. Основной бич нашего
    времени – сквернословие.
    Все мы знаем, что семья является маленькой ячейкой нашего
    общества. От того, какие нравы в семье, зависит и воспитание ребенка.
    Но во многих семьях родители между собой да и с детьми говорят
    языком мата, не чураясь самых грязных выражений. Скажите, каким
    будет их чадо в жизни? А точно таким , как и его родители: грубым,
    агрессивным, злым. Ведь мы, дети, есть подобие своих пап и мам.
    В таких семьях нет места русским народным сказкам, тихим
    колыбельным песням, задушевным беседам в долгие зимние вечера за
    чашкой чая с маминым пирогом. Очень обидно становится за
    сверстников, которые свою речь разбавляют матами, при этом довольно
    улыбаясь. Чувство неловкости охватывает меня, когда взрослые тети и
    дяди, словно издеваясь над русским языком, выдают такую
    нецензурную брань, что ,кажется, они находятся в каком-то
    потустороннем мире, а не нашей святой белгородской земле, политой
    кровью и потом наших предков.
    Руководители нашей области, в том числе лично губернатор
    Е.С.Савченко , проявили глубокую озабоченность по поводу
    создавшейся ситуации в обществе. В области принят ряд нормативных
    актов по искоренению сквернословия. У нас в школе также проходит
    акция под девизом «Мат – не наш формат!»
    Хочется верить в то, что люди избавятся от сквернословия, что они
    будут говорить на нашем родном , певучем русском языке. Повсюду
    будет царить порядочность, уважительное отношение друг к другу,
    искренность и милосердие. Ведь мы рождены не муравьями быть в этой
    жизни, а Людьми, в самом прекрасном смысле этого слова.
    Ученица 5 класса Николаенко Евгения
    Сочинение
    За красоту русского языка и правильность речи
    Мат – не наш формат! Маты – это скверные, грязные и мерзкие слова.
    К сожалению, в наше время мы часто слышим их не только среди
    взрослых, но и в молодежной среде. Некрасивые выражения используют
    и парни, и девушки. Матерятся даже малые дети. Это ужасно. Лично я
    против сквернословия! Я считаю, что каждый человек, в том числе и
    ругающийся, согласится со мной, что ругаться – это некрасиво.
    Надо избавляться от матов в речи. Ведь эти грязные слова будто
    вгрызаются в наш лексикон, обедняют его, делают нашу речь грубой. К
    сожалению, многие люди привыкают к этому и уже не замечают, как
    безкультурно выражаются .
    Сейчас проводится много акций, направленных против
    сквернословия. Я думаю, что это поможет нам в борьбе за звучность и
    красоту нашего родного языка и правильность речи.
    Ученица 8 класса Григорьева Алена

  4. У каждого разная и индивидуальная, но такая нужная в жизни. Это высказывание касается понятия красоты. Любой человек имеет свои стандарты идеальной внешности, но имеет ли она отношение к идеалу красоты? Красота и внешность. Тождественны ли эти два понятия?
    Внешность – это то, как мы выглядим, какими видят нас рядовые люди. Одежда, прическа, макияж, манеры – все это оболочка, которая может меняться чуть ли не ежедневно, в зависимости от настроения, погоды, окружения.
    Но, что же тогда является красотой? Красота, настоящая красота, является наполнением нашей души, нашего сердца. Ее нельзя замылить макияжем или чем-то другим. Она или есть, или ее нет. Ее не купишь за деньги, не обменяешь на новый телефон, не получишь в подарок. С этим просто рождаются, наверное. Генетика. Или получают вследствие тяжелых жизненных ситуаций. Блестящих камней много, но бриллиантами называют лишь единицами. Так же и с людьми. Очень повезет тому, кто встретит на своем жизненном пути по-настоящему красивого человека. И, дай Бог, чтобы встретил его, человек достойный и достоин этой красоты и того, чтобы справедливо ее оценить.
    Красота дана каждому своя, особенная. Важно суметь выпустить ее на волю, не побояться мнения людей. У кого-то она проявляется в любви к другим, к природе, к своей работе. Часто понять, что человек красивый, очень легко. Рядом с такими людьми хочется жить. Они вдохновляют на свершения. Как отличить истинную красоту от дешевой бижутерии? Красивые люди всегда с улыбкой на лице (исключение – лишь единичные случаи). И эта улыбка не просто голливудская, а направлена из самого сердца. Они светятся и делятся своей радостью со всеми, кто рядом.
    Иногда красоту считают недостатком. Ведь в современном жестком мире очень нелегко жить настоящим и человечным. И, несмотря на это, красивых людей много и они ни за что не изменятся в пользу зла. Видимо, благодаря таким людям мир живет и процветает.

  5. Русский язык – это то,что можно считать нашим богатством.Он,как маленький ребенок,все время шевелится и хочет познавать все новое и новое.Но,одновременно – ему присущи и старые привычки,пришедшие из глубины веков.Его слова,как птицы очень любят летать и садятся куда хотят.Но,эти птицы бывают разными,как и в природе есть хищники и есть те птицы,которые воспевают поэты.Хищники – норовят – забрать у человека все самое лучшее – жизнь,потому что полет таких птиц очень коварен и совсем не знает,что такое – жалость.Но,русский язык – это целое царство,которое может поразить и своим великолепием.Это царство распространяется на все российские регионы.Только в русском языке есть столько слов с разными значениями.Только в русском языке есть опять же богатый спектр синонимов и антонимов.Именно в русском языке в зависимости от региона есть множество диалектов.Только в русском языке – есть только непонятных для иностранцев выражений,которые понятны только нам,в зависимости от нашего менталитета.Именно наш русский язык так хочется изучать все большему количеству наших иностранных друзей.Так что можно сделать вывод – что русский язык могуч и красив – благодаря красоте души русского человека.потому что – именно человек явился основоположником этой невиданной красоты.

  6. Красота это понятие двойственное, если берётся во внимание человеческая красота. Ведь внешне человек может быть красивым, то есть привлекательным внешне.
    Но если в этот момент он несет в себе зло и негативные эмоции, этого человека уже не назовешь красивым, ведь имея правильные черты лица, одетый по последним веяниям моды, он думает, что прекрасен. Но этот человек, думает только о том, как заработать больше денег.
    И купить себе очередную модную машину или дорогой драгоценный камень. Думаю, этот человек не несет красоту в наш мир. Соответственно отсюда следует, что красота должна быть не только внешней, но и внутренней.
    Одетый в обычные вещи человек, не обладающий выдающейся внешностью. Но в это же время очень добрый и отзывчивый, он приносит больше положительных эмоций и добра в наш мир. Соответственно его душевная красота и есть истинная человеческая красота.
    Красоту многие видят в прекрасных пейзажах природы в ярких закатах и рассветах. И тут уже бесспорно, да, это красота. Берег реки, залитый лучами солнца сочная зеленая трава вокруг, а на противоположном берегу густой лес.
    Это бесспорно захватывающие дух пейзажи. Или берег моря, мягкий, теплый песок, прозрачные пенистые морские волны. Ярко светит солнце, мирно отдыхающие люди на берегу.
    Горы, лес, рассветы, закаты, дождь, снег все это красота природы. Сказочные зимние пейзажи, когда все деревья, дома, и все вокруг укрыто мягким, пушистым снегом как в сказке.
    Или зимний пейзаж, все вокруг покрыто тонким слоем снега, на земле сугробы, узкие протоптанные тропинки. Вечерний свет уличных фонарей, при сильном морозе создает блеск и сказочный хруст. Все снежное окружение светиться и искриться как сказочные бриллианты.
    Красота это не что-то конкретное, она состоит из большого количества деталей. Пушистый снег, чистая вода, яркие завораживающие пейзажи. Блеск глаз, доброе отношение к окружающим, гармония и искренность.
    Для человека это не только внешний, но и внутренний мир. Манеры поведения в обществе, общение друг с другом и взаимопомощь. Есть высказывание красота не во внешности, она в душе каждого из нас.

  7. Министерство образования и науки Республики Бурятия
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа №26»
    IX Республиканская научно-практическая конференция
    учащихся начальных классов.
    «Первые шаги»
    ( Программа одаренные дети)
    Номинация: Литературное сочинение
    Тема: На пасеке.
    Автор: Бузова Анастасия МАОУ СОШ №26, класс 4»В»
    Домашний адрес: г.Улан-Удэ, ул. Гагарина, 77а-144
    Телефон: 498859, 605796
    Руководитель: Ишкова Лариса Алексеевна
    Телефон: 89024597589, 89246589224
    г.Улан-Удэ
    2013 год
    Оглавление
    Введение
    Аннотация
    Основная часть сочинения «На пасеке»
    Заключение
    Список используемой литературы
    Приложение
    Словарь архаизмов (диалектизмов)
    Цитаты о русском языке
    стр.3
    стр.4
    стр.5-7
    стр.8
    стр.9
    стр.10-11
    .
    Введение
    Для меня языки народов как звезды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На это есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого человека будет своя звезда. ( Расул Гамзатов)
    Без овладения родным языком человек не способен постигать красоты литературы, а без литературы он не сможет вполне овладеть русским языком. Создать язык невозможно, ибо его творит народ: изучение старинных песен, сказок, загадок необходимо для совершенного знания свойств русского языка.
    Слово должно быть услышано и понято, следовательно, и говорить должны понятным языком, иначе говорящий не будет услышан, а слушающий не извлечет пользы.
    К сожалению, сейчас в нашей речи очень много заимствованных, совершенно новых слов. На смену одних слов приходят другие. На мой взгляд, настоящий певучий язык русского народа жив только в глубине – в деревнях.
    Целью своей работы я считаю изучение и ознакомление с устаревшими словами (архаизмами) жителей села Бичура.
    Актуальность: Язык народа – это его культура и образ жизни.
    Задачи:
    Развивать навык работы с дополнительной литературой и интернет ресурсами.
    Собрать свой словарь архаизмов ( диалектизмов) жителей с.Бичура
    Изучить лексическое значение слов архаизмов (диалектизмов) и их роль в речи сельчан.
    Развить связанную письменную речь.
    Воспитывать уважение, любовь к старшему поколению, гордость за их самобытность.
    Познакомить с особенностями профессии пчеловода.
    Аннотация
    В сочинении автор исследует архаизмы русского языка, диалект деревенских жителей. В краткой форме показана простота и ясность диалогов главных героев. Особое место автор уделил описанию быта сельчан их занятиями (пасека).
    Деревушка.
    Кто не бывал
    В сей местности однажды,
    Где воздух пахнет
    Медом и травой,
    Кругом цветы
    И клевер полевой…
    Михалев И.Н.
    Вот и начались мои долгожданные, летние каникулы. Все бы хорошо, возникла проблема, мои родители целый день на работе, а я все одна и одна, от окна к окну целый день хожу. И решили меня, городского жителя, отправить на лето в деревню к бабушке и дедушке. Это ,конечно же, не входило в мои планы, у меня здесь друзья, подружки, а там я никого не знаю. Но что делать? Пришлось собирать вещи.
    В воскресенье мы семьей поехали в деревню. Находится она далеко, аж за двести километров от города и зовется Бичурой. Дорога была дальняя и местами трудная. Куда ни глянь- все леса да поля кругом. Проезжали мы мимо таких сел как Тарбагатай, Десятниково, Бар, Мухоршибирь, Шаралдай, Шибертуй.
    И вот наконец-то мы приехали! Дорога меня уморила. Бабушка и дедушка нас встретили и были очень рады нашему приезду. С дороги сразу к столу. Дедушка бабушке говорит:
    – Вера Ивановна, голубушка, накрывай на стол, гостей сердечных потчевать будем, латочку с печи сымай.
    – Хорошо, сказала бабуля,- а ты – с казенки хлебца принеси .
    Мы покушали. Все было вкусно и ароматно. Вечером родители уехали обратно домой, а я осталась в деревне.
    Деревня отличается от города. Дома здесь необычные, не такие как в городе и называют их избами. Наша изба старая, но очень крепкая, построенная еще моим прадедушкой сто восемь лет назад из кругляка. Дом не имеет фундамента, с большими синими ставнями и цветами на окна. Люди здесь другие, как-то по иному разговаривают и все друг друга знают. Но, а воздух просто волшебный, такой чистый, чистый пахнет травами.
    Мой дедушка – пчеловод. Пасека у него далеко в лесу. На следующее утро деда собрался на пасеку. Мне было очень интересно и я сказала:
    – Дедушка, возьми меня с собой на пасеку. Я буду тебя слушаться и помогать.
    Дедушка посмотрел на меня, подумал и ответил:
    – Хорошо собирайся, Настюша, только чур, меня слушать и не варначить.
    Бабушка осталась дома печь пироги. А мы на мотоцикле поехали на пасеку. Меня усадили в люльку, надели на голову каску. Когда мы ехали был такой гул и шум от мотоцикла и ветра, что я ничего не слышала, что говорил дед. Приехали мы в Устинову падь – там была пасека. Пасека – это специально отведенное место в лесу, где стоят пчелиные улья, амбар, большой стол и лавки. Нас встретили дедушкины товарищи, они тоже пчеловоды. Увидев меня, спросили у дедушки:
    – Борис Леонидович, ты сегодня не один, а с внучкой, вон как вымахала, давно ли мала была, а теперь невеста.
    – Ой и не говори, Степаныч, помощница моя, – ответил дед и дал мне специальную одежду -белый халат, шляпу-сетку на голову. Все находящиеся там люди были одеты одинаково. Моё задание было стоять чуть дальше от ульев, не бегать и не махать руками. Дедушка осматривал свои улья, отпугивая пчел с помощью дыма. Доставая рамку из улья, аккуратно стряхивая пчелок и смотрел зрелость меда.
    – Смотри, внуча, если рамку пчелы кучно залепили, то мед готов для качки. Я стояла смирно, боясь даже пошевелиться, только слушала и моргала глазами.
    Дед готовые рамки поместил в специальный ящик, и мы понесли его в амбар. Там находилось все, что необходимо пчеловоду. На стенах висели новые готовые рамки, в углу стояли старые уже отработанные, по середине большая железная емкость с ручкой- это медокачка, а воздух был пропитан медом, воском и дымом. Мой дедушка так ловко и быстро выполнял свою работу, как он сам говорил : «Дело мастера боится, а руки делают. Тута душа петь должна, без нее пчелки, мои сердешные «осерчают». Ловко и скоровито дело шло у дедушки, и как бы между прочим, он разговаривал со мной.
    – Диво дивное, Настена, – сказал дед, глубоко вдыхая аромат меда.
    – Хорош будет в этом году медок.
    – В лугах и пролесках разнотравие вымахало на славу. А коль цветочки хороши, то и медок.
    – Уморилось, чо ль? Ну погоди маленька, сейчас, справимся с работой и до дому до избы, чаевничать будем. Иди пока собирай свои пожитки, да и в дорогу.
    Выезжая с пасеки, я думала о меде. Выходит сладок он, но хлопот с ним много, как дедушка говорит- мороки, как на заводе матером.
    Вечером нас у калитки встречала бабушка, как всегда в своем зипуне, ичигах и душегрейке.
    – Ой, меченьки, насилу вас дождалась!
    – Ты, старый, девку-то уморил?
    – Ай да к рукомойнику- мыть руки, да за стол, мед свежий пробовать будем.
    Мы пили чай, да пчелок наших благодарили.
    Чудный был день. Вечером, засыпая, я долго вспоминала свою первую поездку на пасеку.
    Как хорошо, что мой деда с бабой живут в деревне.
    Заключение
    Хочу подвести итог своему выступлению словами Максима Горького, «Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя – тремя словами».
    Список используемой литературы
    Афоризмы. Москва.1969г Издательство «Просвещение».
    Архаизмы. Журнал «Начальная школа» – 1999г. Министерство образования РФ.
    Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. Учебное пособие для филологических специальностей педагогических институтов. Попов Р.Н. — Москва, Высшая Школа, 1976.
    Интернет ресурсы – http://www.dict.t-mm.ru Большой словарь русского языка.
    Словарь устаревших слов и фразеологических оборотов (архаизмов и историзмов) русского литературного языка. Федоров А.И – М., Русский язык, 1997.
    Интернет ресурсы – http://www.aforism.su.
    Приложение №1
    Архаизмы
    (диалектизмы)
    Значение слова
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    Мякушка
    Латочка
    Изба
    Сердешные
    Вымахало
    Уморились
    Чаевничать
    Ладно Пожитки
    Морока
    Матерый
    Варнак (варначить)
    Зипун
    Ичиги Душегрейка Меченьки
    Пужнула
    Кучно
    Ежели
    Яко
    Зга
    Толмач
    Хлестко
    Веселка
    Падь
    хлеб
    сковорода
    дом
    дорогие, любимые, хорошие.
    сильно выросли.
    устали
    пить чай
    очень хорошо
    вещи
    проблема
    большой
    баловаться
    фартук
    кожаная обувь
    стеганная кофта без рукавов
    ох, ты незадача
    испугала
    много
    если
    точно, словно
    темнота
    переводчик (человек не понимающий языка других)
    быстро
    специальная палка для замешивания теста
    понижение на равнине (болотистая местность)
    Архаизмы – это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. Диалектизмы – выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности.
    Приложение №2
    «Во век отеческим языком не гнушайся, и не вводи в него чужого ничего, но собственной своей красою украшайся.» А.П. Сумароков
    «Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь.» М. Горький
    « …. Говорить и писать по-настоящему можно только на своем родном языке».
    Ф. Шпильгаген.
    «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Александр Иванович Куприн
    «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен». Антон Павлович Чехов
    «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Константин Дмитриевич Ушинский


  8. Цели:
    Формировать умение строить речь в определенной
    композиционной форме, систематизировать
    собранный к высказыванию материал;
    Продолжать формировать навыки самоконтроля,
    орфографической зоркости, устойчивого внимания;
    воспитывать самостоятельность, увлеченность,
    творческую активность, любовь к природе.

    Материал к уроку: фотоснимки,
    изображающие природу зимой; записи музыкальных
    пьес (например П.И. Чайковского “Времена года”) и
    других музыкальных произведений, посвященных
    зиме; картина К.Ф. Юона “Волшебница зима”,
    учебник по литературе.

    Ход урока
    I. Вступительная беседа.
    – О каком времени года будем писать сочинение?
    – Каковы особенности этого времени года?
    (Просмотр фотоснимков, картины К.Ф. Юона
    “Волшебница зима”, прослушивание отрывков из
    цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского.
    Эта музыка помогает прочувствовать красоту
    русской зимней природы, вызвать чувство радости,
    восторга, восхищение).
    Многие писатели и художники любили русскую
    зиму и называли ее различными ласковыми именами.
    Русская зима воспета в народных песнях, в музыке
    русских композиторов. Зиме посвящается много
    рассказов, стихотворений.
    Как можно назвать это время года, с кем или с чем
    сравнить?
    Учащиеся предлагают назвать зиму красавицей,
    гостьей, рукодельницей, чародейкой, волшебницей
    и т.д.
    – Вспомните строчки стихотворений о зиме.
    Дети зачитывают строки А.Фета, Ф. Тютчева, А.
    Пушкина.
    Возможно на этом этапе использовать прием
    “собери стихи”: тексты стихов делятся на части,
    каждая часть записывается на отдельный листочек.
    Дается задание: кто быстрее и правильнее
    “соберет” стихи. Для работы предлагаются
    следующие строки:
    Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна,
    Словно бело косынкой,
    Подвязалася сосна.
    С. Есенин.
    Пришла, рассыпалась клоками
    Повисла на суках дубов,
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    А. Пушкин.
    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    Ф. Тютчев.
    Не колючий, светло-синий
    По ветвям развешен иней,
    Погляди хоть ты!
    Словно кто-то тороватый
    Свежей белой пухлой ватой
    Все убрал кусты.
    А. Фет.
    На дворах и домах
    Снег лежит полотном
    И от солнца блестит
    Разноцветным огнем.
    И. Никитин.
    Дети читают стихи, выбирают из них наиболее
    образные выражения, которые характеризуют
    русскую зиму.
    – Какова природа зимой? В чем красота зимнего
    наряда? Как падает снег?
    II. Подготовка к сочинению.
    1) Обсуждение возможного плана сочинения.
    – Перед нами стоит задача описать красоту
    русской зимы. Что вы должны написать в своем
    сочинении?
    2) Рассуждения детей о том, как лучше
    передать приметы зимы, ее красоту, какие образные
    выражения можно употребить в сочинении.

    – Что можно сказать о зиме?
    Зима – это прежде всего снег. Как изображает
    снег художник? (Серебристый, синеватый, белый
    снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал,
    украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах
    домов).
    – И это обилие снега придаст величие русской
    природе. Все кругом становятся необыкновенным и
    сказочным.
    3) Работа над планом.
    (Словарные слова. Дети используют записи,
    которые сделали на экскурсии).
    Пришла зима. Холодно, сильный, порывистый ветер.
    Признаки зимы:
    а) Небо: синее, лазурное, белые пуховые, затянуто
    облаками, низкие, снеговые, мохнатые.
    б) Осадки: снег, иней, искрится, переливается,
    белое, покрывало, белоснежная.
    в) Растения: покрыты инеем, надели снеговые шапки,
    белые мохнатые шубки, Зеленеют ели, в нарядном
    снежном уборе.
    г) Животные: тишина, пробежит, не заметить следы
    на снегу, улетели в теплые края, спит в берлоге.
    – Что вам нравится в ясную морозную погоду?
    (Дети дают устные описания березы в инее,
    искристого сияния снега в воздухе, деревьев,
    покрытых снегом, зимних узоров на стеклах).
    4) Упражнения в распространении текста.
    – Прочитайте тексты на доске.
    (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл
    землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на
    коньках).
    – Данный текст полностью раскрывает красоту
    русской зимы? Почему нет? Сейчас мы распространим
    каждое предложение. Сначала добавим
    пояснительные слова к подлежащему. Ответим на
    вопрос: Какая зима? Теперь добавим слова к
    сказуемому: Куда пришла волшебница зима? Когда
    приходит зима? Какие предложения у нас
    получились?
    (После дождливой осени, в декабре, к нам
    пришла волшебница зима. С неба летят, кружатся и
    падают мягкие, мохнатые снежинки. Пушистый снег,
    словно белым покрывалом, укрыл землю. Сосны и ели
    стоят в белых шубках, а береза в пышном, искристом
    платьице. Иней на деревьях сверкает
    разноцветными огоньками. А дети радостно
    катаются на коньках и санках).
    5) В сочинении старайтесь не
    повторять одни и те же слова. Выбирайте самое
    подходящее слово. Чтобы сочинение получилось
    хорошим, необходимо добиваться связности в
    изложении, красочности в описании, правильного
    построения предложения, безошибочного
    написания.

    Физкультминутка.
    – А теперь ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли
    В стороны, вперед, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.
    III. Составление плана сочинения.
    – Из каких частей должно состоять сочинение?
    Вступление.
    Основная часть.
    Заключение.
    – Мы должны сначала представить зиму так, как мы
    ее видим, понимаем, чувствуем; передать, как
    меняется природа зимой. Как зима влияет на ваше
    настроение? Замечаете ли вы красоту зимы? Ваши
    сочинения будут разные, так как каждый по-своему
    видит зиму.
    IV. Работа над эпиграфом.
    V. План.
    Причина (наступила) зимы.
    Волшебница зима (признаки зимы).
    За что я люблю зиму? (Или Хорошая ты
    зимушка-зима!)
    VI. Запись сочинения учащимися.
    VII. Чтение готовых сочинений.
    VIII. Итог урока.

    Примеры детских сочинений на тему “В чем
    красота русской зимы”?
    1. Наступила морозная зима, стало холодно. Подул
    сильный порывистый ветер.
    С неба летели, кружились и падали на землю
    мохнатые снежинки. Мороз нарисовал на окнах
    красивые узоры. Выпал пушистый снег, словно белым
    покрывалом, укрыл землю. Хлопья снега лежали на
    деревьях. Сосны и ели стояли в белых шубках. Иней
    на березе сверкал разноцветными огоньками. На
    катке радовались голоса детей.
    Хороша ты зимушка-зима! Я люблю русскую зиму за
    то, что она дарит нам много радости.
    2. В декабре пришла волшебница-зима. Она окутала
    березки серебристым инеем, а ели и сосенки одела
    в белые мохнатые шубки.
    Выпал пушистый белый снег и покрыл землю. В
    нарядном снежном уборе стояли деревья. Окна были
    разрисованы красивыми узорами. В ясную морозную
    погоду я видел, как в воздухе искрились снежинки.
    Это было очень красиво! Я люблю русскую зиму за ее
    красоту.
    3. Был чудесный январский день. Ярко светило
    солнце. На небе не было ни облачка, ни тучки.
    Маленькие елочки стояли в нарядных пушистых
    белых шубках. Мохнатые сосны одели высокие
    меховые шапки. Красиво серебрится иней на ветках
    берез и рябин. Земля покрыта белым пуховым
    одеялом. Давно улетели в теплые края птицы.
    Медведь залег в берлогу до весны.
    Тихо и красиво кругом. Мне нравится это время
    года.

  9. Думаю, большинство из нас хотя бы один раз в жизни задавались этим вопросом. Это так же, как спросить: “Что такое хорошо и что такое плохо?” — ответ будет сложным и неоднозначным. Потому что существуют четкие представления о добре и зле, и в то же время есть спорные моменты, разные мнения. Есть вещи, о которых один скажет — “хорошо”, а другой — “плохо”. То же самое относится и к красоте.
    На мой взгляд, красивы дикие цветы в поле. И чистый ручеек, струящийся среди скалистых гор. И заснеженный лес, сверкающий миллионами искорок в лучах зимнего солнца. И маленький пушистый котенок, забавно протирающий утром свои удивленные сонные глазки. И желтенький утенок, среди высокой травы спешащий за мамой-уткой получить первые уроки жизни. Все это — естественная красота природы, в которой все прекрасно и гармонично.
    Такой же гармонией обладают и бесценные произведения искусства — картины выдающихся художников, памятники зодчества, великие музыкальные шедевры. Их красота оценена и подтверждена историей, веками, жизнью. Именно красота — истинная, неоспоримая — является главным критерием значимости таких произведений.
    Ведь бездарные и “неживые” картины или песни не будут жить в веках, через год-два о них уже никто не вспомнит. А те произведения, в которые автор вкладывает всю свою душу, по-настоящему красивы и поэтому бессмертны. Их могут понимать или не понимать, о них могут спорить, по-разному трактовать и оценивать, но к ним невозможно относиться равнодушно, они задевают глубинные струны человеческих душ.
    Конечно, у каждого человека свое понимание прекрасного. Одному может нравиться лето, другому — зима. Кто-то восхищается портретами Леонардо да Винчи, а кто-то — пейзажами Шишкина.
    Есть ценители древнего искусства и классической школы, а есть приверженцы модернизма. Вкусы у людей разные, и о них не принято спорить. Но одно можно сказать точно: тот, кто сам не обладает внутренней красотой, в ком не живет понимание прекрасного, не сможет оценить ее ни в какой сфере жизни, потому что искусство призвано возвышать человека, проявлять в нем самые лучшие стороны, показывать его собственную духовную красоту.
    Что такое красота человека? В чем заключается истинная гармония, привлекающая всеобщее внимание и вызывающая восхищение? Замечательный русский писатель А. П. Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…”
    Согласитесь, часто бывает так: мы видим внешне красивого человека, а присмотревшись, думаем: “Нет, есть в нем что-то отталкивающее, неприятное”, и не всегда можно понять, что именно. Просто этот красивый человек не вызывает у нас симпатии.
    А все очень просто: не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо. Не можем мы назвать красивым и лентяя, который целые дни проводит в “ничегонеделании”, чья жизнь абсолютно бесцельна и бесполезна. На мой взгляд, не может быть по-настоящему красивым человек равнодушный. На его лице не отражается мысль, в его взгляде нет искорки, в его речах отсутствуют эмоции. Человек с пустым взглядом и отпечатком скуки на лице — непривлекателен.
    И наоборот, даже самый скромный, неприметный человек, не обладающий от природы идеальной красотой, но наделенный красотой душевной, без сомнения, прекрасен. Доброе, отзывчивое сердце, значительные поступки, полезные дела украшают и озаряют внутренним светом любое лицо. В человеке все должно быть прекрасно. Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.
    “Красота спасет мир!” Я думаю, истинная красота — это гармония. И если она будет существовать всегда и во всем, то действительно не даст погибнуть нашему сложному и неоднозначному, кипящему страстями, безумному и такому прекрасному миру!

  10. Красота – это радость, которая окружает каждого человека. Мы не всегда замечаем красивое лазурное небо и наблюдаем за вечерней зарёй, звёздным мерцанием, прислушиваемся к шелесту деревьев в лесу. Но все эти явления существуют и они окружают нас – это и есть настоящая природная красота. А как природа показывает нам красоту осени, от великолепия и разнообразия красок просто невозможно оторвать глаз! Важно замечать природные красоты, беречь их и дорожить ими.
    Что касается человеческой красоты, то любой человек красив в труде. Благодаря красоте и творчеству роднятся люди разных профессий. Ведь мы не редко обращаем внимание на то, как человек воодушевлённо чего-то изобретает. Например, нас поражает как мастер буквально за несколько минут сотворяет из куска дерева неповторимую фигурку – это чудо не может не вызывать восхищение. Кондитеры, украшая вкуснейшие торты, создают настоящие произведения искусства, такими изделиями можно любоваться бесконечно.
    Красивый человек гармонически развит. Гармоничный человек всегда и со всеми находит общий язык, с ним легко в общении. Мир в его глазах богат и интересен, такой человек добрый и открытый. Вообще жизнь людей, постоянно расширяющих свои знания, воспитывающих в себе человечность и считающих гуманность основой отношений между людьми – прекрасна и заслуживает уважения. Мы всегда будем восхищаться красотой картин Леонардо да Винчи и Рафаэля. Встреча с прекрасным пробуждает в человеческой душе самые высокие и светлые чувства. Такие чувства долгое время сохраняются в нашей душе, тревожат, появляется желание становиться всё лучше, работать над собой.
    Красота – это огромная часть жизни человека. Она делает людей добрее, толкает на благородные поступки, развивает стремление творить, создавать что-то новое ради других. Главное – научиться видеть эту красоту, не проходить мимо. Прекрасное всегда рядом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *