Сочинение на тему крепостное право

9 вариантов

  1. Крепостное право на Руси существовало с 11-го века. Тогда в обществе был выделен класс крестьян, названных смердами. Они обрабатывали землю, передавали ее по наследству детям, но не имели права уходить со своего участка.
    Еще князь великий Иван Третий ввел в конце 15-го века для облегчения крепостного ярма Юрьев день. В этот день (точнее, за неделю) крестьяне имели право переходить от одного феодала к другому. Спустя полтора столетия новый Судебник Романовых (тогда правил отец Петра Первого Алексей Михайлович) отменил это право. Таким образом, крестьяне уже не могли протестовать таким образом, против, например, помещичьей жестокости.
    Петр Первый, великий государь и реформатор, увы, закрепощение крестьян на Руси еще более усилил. Крестьяне, не подпадавшие под право собственности помещиков, становились собственностью государства.
    О бесправии крепостных, жестоких наказаниях за провинности писали и пишут историки. Богата этими грустными примерами и литература. Человек, закрепощенный феодалом, был лишен свободной воли – он не мог уйти на заработки без разрешения. Для властей он являлся второсортным человеком. По желанию феодала его продавали в солдаты (на 25 лет, разрушив его семью), другому владельцу (также разлучив с близкими, даже с детьми – навсегда).
    Но ярче, чем русский классик Салтыков-Щедрин («Очарованный странник», «Тупейный художник») никто не описал крепостного права. Героями «Тупейного художника» становится крайне жестокий дворянский род. Хозяин крепостного театра, «ценитель искусства» и «просветитель» для своих приятелей-аристократов, вовсю пользуется телами всех своих актрис, насилует служанок, а их женихов пытает в погребах. «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле?…» – пишет Салтыков-Щедрин.
    Украинская писательница Марко Вовчок (Мария Вилинская) о крепостничестве в Российской империи, в ее южных провинциях, писала тоже, в повести «Институтка». Там она описывает барышню, владелицу многих крепостных, которая ведет себя с ними как угодно: грубит, дает пощечины, капризничает, морально изводит, всегда всем недовольна. Своим служанкам она запрещает выходить замуж, лишает тем самым их сокровенных желаний, смысла жизни, ненавидит их счастье. Эта аристократка образована, обеспечена, но ненавидит людей, уничтожает их.
    В повести же «Горпина» Вовчок рассказывает жуткую историю о том, как крестьянок по велению барина подвергали непосильному труду, заставив бросить больных детей без присмотра. Это привело к смерти ребенка героини.
    История гласит, что, увы, примеры из литературы более чем верны. Показательно, например, совершенно реальное дело дворянки-психопатки Дарьи Салтыковой, владевшей шестьюстами «душами» крепостных. По велению царицы Екатерины Второй Дарья была осуждена на пожизненное заключение в монастыре, но перед этим успела страшно замучить несколько десятков своих крепостных крестьян. Поводом для изуверского убийства могло стать даже недостиранное белье или вовремя не вымытый пол.
    Несколько слуг подыгрывали сумасшедшей помещице – из страха ли, из желания ли выслужиться перед всесильной госпожой. Десять лет крепостные пробовали жаловаться на помещицу-садистку, но всех жалобщиков отправляли прямиком в лапы их хозяйки. Лишь когда безнаказанная преступница стала «точить когти» на соседей-дворян, началось расследование.
    Споры в обществе России об отмене крепостного права звучали достаточно давно, но с начала 19-го века требование его отменить звучало уже громко и бесстрашно. Масса культурных, политических деятелей, даже царских офицеров открыто выступали против «крепости». Потому еще царь Александр Первый, взойдя на престол, вовсю разбрасывался обещаниями «крепость» убрать. Но слова государя так и остались словами… Предстояло еще полвека открытой борьбы народа, прежде чем долгожданный «Манифест» об отмене крепостного права издал Александр Второй.
    Крепостное право – соглашается большинство историков – позорная страница истории. Однако и его отмена не привела к долгожданному освобождению крестьян, пишет историк-классик Василий Ключевский. Положен был конец личному владению помещиками людей – это несомненно.
    Но крестьян после реформы заставили выкупать свои земельные наделы по непомерным ценам, которых заплатить не смог почти не кто. Люди нищали, и продолжали работать на барщине на землях помещика, арендовать наделы (сумма оброка немедленно выросла, как на дрожжах). Отказаться работать на барщине они не имели права. Фактически уйти с земли тоже права не было. Телесные наказания, порки и прочее для крестьян сохранились. «Где же свобода?!» – были потрясены происходящим российские либералы.
    Крепостное право после реформ постепенно ослабевало. На это понадобились все оставшиеся десятилетия 19-го века.

  2. Крепостное право
    Произведение А. Н. Радищева “Крепостное право” вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своим откровенным обличением крепостного строя в обществе. Радищев был одним из первых людей, осуждающих издевательства над крестьянами, за что он был на время заключен в Петропавловской крепости, а затем сослан в Сибирь. Своим произведением он хотел показать, через какие мытарства за свою жизнь проходят все крестьяне и как они страдают под гнетом жестоких помещиков.
    Каждая глава его повести посвящена отдельной проблеме. Автор нарисовал картины современной ему Руси, резко осуждая самодержавие, чем вызвал гнев императрицы Екатерины II. На самом деле, он горячо любил свою родину и свой народ. Используя оружие художественного слова, он хотел освободить его от царящего зла. Так, например, в главе “Пешки” мы видим, насколько бедно живут крестьяне, их внутренний быт, изношенную одежду, обувь и повальную нищету.
    В главе “Любани” автор рассказывает о крестьянине, который шесть дней в неделю работает на своего барина, не покладая рук. Он уверен, что до такой жизни крестьян довела алчность и жадность помещичьего сословия. Ужасающие события описаны в главе “Медное”, где рассказчик проезжает мимо деревни, в которой продают 75-летнего старика, вынесшего за свой век немало потрясений. Кроме того он лично выносил на своих плечах с поля боя раненого отца капитана Г., который теперь его продает.
    Сегодня трудно поверить, что когда-то существовали такие места, где с публичных торгов продавали крестьян. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая целые семьи. Причиной этого повального зла Радищев считал систему крепостничества и самодержавия. Мы видим, что у самого рассказчика тоже есть слуга – Петрушка, но он к нему относится совершенно по-другому. С каждой новой главой перед читателями развертываются разнообразные сцены, типичные для народного произвола.
    Через все произведение отчетливо проходит тема восстания порабощенного крестьянства. Кроме того, писатель включил в это произведение оду “Вольность” и “Слово о Ломоносове”. Для Радищева не было добрых царей. Он считал, что любая неограниченная власть развращала ее носителей. Цель его произведения хоть и не сразу, но со временем была достигнута. В марте 1861 года, на радость революционерам и демократам все же был подписан Манифест об отмене крепостного права.

  3. В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми – помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.
    Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием “Недоросль”. Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.
    Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет “рылом”. Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков “уж такою рохлею родился”. Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет “свиньи на голову выше каждого”. Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: “А ты, скот, подойди сюда”, “бестия”, “собачья ты дочь”, “твоя скверная харя”. Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
    Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: “Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Простаков уже сумел заметить: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!”
    В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

  4. Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко…
    Именно такую — «крепостническую» Россию изобразил в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей — помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой «беда» — она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын — недоросль Митрофанушка — под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, — она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: «Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно». Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко…
    Именно такую — «крепостническую» Россию изобразил в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей — помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой «беда» — она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын — недоросль Митрофанушка — под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, — она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: «Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».
    В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. Фонвизин словно показывает правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России и высказал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет крестьян. А. С. Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы».

  6. УРАЛЬСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    АКАДЕМИИ ТРУДА ИСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Кафедраобщественных дисциплинРЕФЕРАТпо курсу
    Отечественнаяистория
    на тему
    Отменакрепостного права
    Выполнил (а): студент(ка) _1__курса
    МСЗ 107группы, заочного отделения,
    Специальности «Менеджмент организации”
    Овчинникова Д.О.
    Челябинск
    />2010
    Содержание
    Введение
    1. Этапы юридического закрепощениякрестьян. Судебник 1497 года
    2. Земельная реформа Ивана IV Грозного
    3. Крепостное право в XVII веке
    4. Крепостное право в XVIII веке
    5. Отмена крепостного права
    Заключение
    Введение
    В исторической наукевсегда уделяли большое внимание вопросу о происхождении крепостного права вРоссии. В XIX в. возникли две теории возникновения крепостничества ?«указная» и «безуказная». Согласно «указной» теории (С. Соловьев)крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органовгосударственной власти, последовательно издавших на протяжении несколькихстолетий указы крепостнического характера. По мнению сторонников этой теории,государство прикрепило крестьян к земле, прежде всего в своих интересах, длятого, чтобы обеспечить материальную возможность сословию служилыхземлевладельцев и держателей земли нести военную службу. При этом, закрепощаякрестьян, государство одновременно прикрепляло к военной службе и служилоесословие. Сторонники «безуказной» (В. Ключевский) теории не отрицали значенияуказов, прикреплявших крестьян к земле. Однако сами эти указы, по их мнению,были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений всфере экономики и лишь юридически оформляли их. В советской исторической науке вопросо возникновении крепостничества в России решался с точки зрения классовогоподхода. По мнению советских историков, крепостничество было следствиемобострения классовой борьбы в XIV?XVI вв. между крестьянами ифеодалами-помещиками, интересы которых выражало «централизованное государство».
    Закрепощение крестьянпроисходило в процессе становления в России особой системы феодальногохозяйства и права ? крепостничества, которая характеризоваласьюридическим прикреплением крестьян к земле и разнообразными формами ихвнеэкономического принуждения.
    1. Этапы юридическогозакрепощения крестьян. Судебник 1497 года
    Процесс формированиякрепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строеми являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности небыло общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XVв. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходитьк другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину запользование двором и земельным наделом ? пожилое. Но уже в то времякнязья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничиваякрестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости вволость, из села в село» одним сроком в году ? неделей до Юрьева дня.
    В процессе становлениякрепостничества в России можно выделить несколько этапов юридическогозакрепощения крестьян:
    1) Судебник 1497 г.;
    2) Судебник 1550 г.;
    3) введение заповедныхлет в 80-х гг. XVI в.;
    4) Указ 1592 г.;
    5) введение урочных летв конце XVI ? начале XVII в.;
    6) Соборное Уложение1649 г.
    Юридическое оформлениекрепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законовединого российского государства ? Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника«О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одногоземлевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до, и неделейпосле Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого ?компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Причем, если крестьянинпрожил год, он платил четверть этой суммы, если два года, то половину, еслитри, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся суммацеликом. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степнойзонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашнихживотных или 200 пудов ржи.
    2. Земельная реформаИвана IV Грозного
    Судебник 1550 г.,принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранилправо перехода крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовалиликвидации этого права. Была лишь увеличена плата за «пожилое» и установилдополнительную пошлину «за повез», которая уплачивалась в случае отказакрестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай землевладельца. Приэтом Судебник обязал господина отвечать за преступления своих крестьян, чтоусиливало их личную (внеэкономическую) от него зависимость.
    В начале 80-х гг. XVIв. под воздействием экономического кризиса и запустения в России началасьперепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 г. на территориях, гдепроводилась перепись, стали вводиться «заповедные годы», в которые запрещалсяпереход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводилсяправительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельныхземельных владений или административных единиц и распространялся как насельскую местность, так и на город. К 1592 г. перепись была завершена, и, вэтом же году был издан специальный Указ, вообще запрещающий переход крестьян.Отсюда пошла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
    Лишившись праваперехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинахроссийского государства или в вотчинных хозяйствах. Хозяевам крестьянпредоставлялось право сыска и возвращения беглых в течение так называемых«урочных лет». В 1597 году царь Федор ввел Указ, который установившийпятилетний срок возвращения беглых и насильственно вывезенных крестьян прежнимхозяевам.
    В том же году был издануказ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти насвободу до смерти холоповладельца. Владельцы холопов получили, кроме того,право превращать в кабальных тех своих холопов, которые служили у нихдобровольно не менее полугода.
    3. Крепостное право вXVII веке
    В XVII веке вэкономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, кактоварное производство и рынок, а с другой – продолжали развиваться феодальныеотношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это времяхарактеризовалось также усилением самодержавия и складыванием предпосылок дляперехода к абсолютной монархии. Кроме того, XVII в. ? это эпоха массовыхнародных движений в России.
    В условиях развитиятоварного обращения вотчинные и помещичьи хозяйства стали постепенновтягиваться в товарно-денежные отношения, начался переход этих хозяйств отнатурального производства к товарному, но основанному на крепостном труде.Возросшие возможности реализации сельскохозяйственной продукции на рынкепривели к росту барщинной системы хозяйства: вотчинники и помещики расширяли«барские» запашки, что сопровождалось увеличением отработочной ренты и,соответственно, усилением феодально-крепостнической эксплуатации крестьян. Вхозяйствах крупных феодалов стали устраиваться различного рода мануфактуры ивинокуренные заводы. Однако большинство денег, которые приобреталисьвотчинниками и помещиками в результате торговли, шло на покупку земель илипревращалось в ростовщический капитал.
    Во второй половине XVIIв. многочисленные категории крестьян в России были объединены в две группы ?крепостных и черносошных. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства навотчинных, поместных и церковных земля, за что несли различные феодальныеповинности в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне входили в разряд«тяглых людей», плативших многочисленные налоги и подати государству инаходившихся под административно-полицейским контролем органов государственнойвласти, постоянно вмешивавшихся в дела «черной» волости. Поэтому не случайнымбыло массовое бегство черносошных крестьян «от многих податей и от великихправежей» (взыскания недоимок).
    Стремясь обеспечитьсебе поддержку со стороны господствующего класса, правительство князя ВасилияШуйского принимает Уложение о крестьянах, по которому вводит 15-летний срокисковой давности по делам о беглых (вместо 5-летнего). Однако авторитет властиШуйского падал. Дворяне видели неспособность Шуйского прекратить крестьянские волнения,а крестьяне не принимали его крепостническую политику.
    В 1613 году царемстановится Михаил Федорович Романов. Его царствование ознаменовалось дальнейшимзакрепощением крестьян. Для некоторых землевладельцев, в виде частной льготы,увеличивался срок сыска беглых крестьян с 5 до 10 лет, а с 1642 г. десятилетнийсрок становится уже общей нормой для розыска беглецов. Более того, длякрестьян, насильственно вывезенных владельцами других земель, устанавливаетсяпятнадцатилетний срок сыска. Одновременно входит в практику уступка или продажакрестьян без земли.
    В 1645 году царемстановится Алексей Михайлович Романов. При нем было проведено ряд реформ.Прежде всего, был изменен порядок взимания платежей и несения повинностей.Вместо прежнего, поземельного принципа сбора налогов их стали собирать поналичному количеству крестьян в поместьях и вотчинах, что избавило дворян отнеобходимости платить за пустующие участки и увеличило обложение крупныхземельных владений. В 1646 ? 1648 гг. была проведена подворная описькрестьян и бобылей.
    Правительство полагалотакже увеличить доходы казны, перенеся центр тяжести с прямых на косвенныеналоги. Следствием этого явилось то, что в начале июня 1648 г. Москву потрясловосстание, которое вошло в историю под названием «Соляной бунт».Непосредственной причиной его послужил чрезмерно высокий налог на соль,введенный еще в феврале 1646 года. И без того дорогой продукт стал еще дороже.Мятеж быстро принял огромные масштабы. Восставшие перебили некоторыхставленников Морозова и разграбили дворы многих влиятельных людей. АлексейМихайлович был вынужден сменить свою прежнюю администрацию, а ее главу,Морозова, отправить в ссылку. Вслед за «Соляным бунтом» в Москве произошливосстания в ряде других городов России.
    «Соляной бунт» послужилтолчком к совершенствованию законов, которыми должны были руководствоватьсяправители и судьи. Этого требовало лихоимство и притеснение народа со стороныгосударственных чиновников. Старые судебники (1497-го и 1550 годов) были, восновном, законодательством о суде и лишь мимоходом касались вопросовгосударственного устройства и управления. Эти пробелы восполнялись царскимиуказами по разным частным вопросам. Поэтому в XVII столетии в общественномсознании созрела потребность свести имеющиеся законы в одно целое, дать в немясные формулы, освободив от устаревшего балласта и вместо массы отдельныхзаконоположений создать единый кодекс. Однако обществу нужен был не только сводзаконов. Поскольку последние события в стране показали глубокое недовольстворазличных слоев населения своим положением, возникла потребность в различныхреформах.
    К работе Земскогособора по подготовке кодекса были привлечены выборные люди, съехавшиеся болеечем из 130 городов. Среди них насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых лиц.Московских же дворян и придворных чинов на Соборе было сравнительно мало,потому что от них теперь также потребовали выборных, а не допускали на Собор,как прежде, поголовно всех. Это был демократический шаг со стороны верховнойвласти. Правда, Боярская дума и Освященный собор участвовали в работе в полномсоставе.
    Выработанный иутвержденный Земским собором документ известен как Соборное уложение 1649 г. иявляется одной из важнейших вех в истории развития российскогогосударственного, гражданского и уголовного права. Уложение включало в себя 25глав и 967 статей. Оно не было механическим сводом старого материала, апредставляло собой его глубокую, иногда коренную переработку. Уложениесодержало много новых законоположений, имеющих характер крупных общественныхреформ и служивших ответом на насущные нужды того времени. Так, Уложениезапретило духовенству приобретать вотчины, что учитывало пожелания боярства ислужилых людей. Правда, ранее приобретенные вотчины у монастырей не отбирались.Учреждался Монастырский приказ, которому впредь стало подсудным, в общемпорядке, духовное сословие. Ограничивались и другие судебные льготыдуховенства. Уложение впервые закрепляло и обособляло посадское население,обращая его в замкнутое сословие. Все важнейшие новшества, содержавшиеся вСоборном уложении, явились реакцией на коллективные челобитные выборных людей.
    По Соборному Уложению1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Особая его глава «Судо крестьянах» отменяла «урочные лета» для сыска и возврата беглых крестьян,бессрочного розыска и возвращения беглых, устанавливала наследственностькрепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществомкрепостного крестьянина. В случае, если владелец крестьян оказывалсянесостоятельным по своим долговым обязательствам, для возмещения его долгавзималось имущество зависимых от него крестьян и холопов. Землевладельцам былопредоставлено также право вотчинного суда и полицейского надзора надкрестьянами. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в судах сосвоими исками, поскольку защищать эти иски мог только владелец крестьян.Заключение браков, семейные разделы крестьян, передача по наследствукрестьянского имущества могли происходить только с согласия землевладельца.Также крестьянам запрещалось держать в городах торговые лавки, им можно былоторговать лишь с возов.
    Укрывательство беглыхнаказывалось штрафом и даже битьем кнутом и тюрьмой. За убийство чужогокрестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. Забеглых крестьян платежи должен был производить их владелец. Крепостныекрестьяне в то же время считались и «казенными тяглецами», т.е. неслиповинность в пользу государства. Владельцы крестьян обязаны были наделять ихземлей и инвентарем. Было запрещено лишать крестьян земли путем превращения ихв холопов или отпуска на свободу, нельзя было насильно отбирать имущество укрестьян. Сохранялось также право крестьян жаловаться на господ.
    Одновременно счастновладельческими крестьянами крепостное право распространилось начерносошных, несших тягло в пользу государства, и дворцовых крестьян,обслуживавших нужды царского двора, которым запрещалось покидать свои общины.
    Принятие СоборногоУложения явилось важнейшим индикатором восстановления российскойгосударственности. Не имеющее аналогов в то время по своему объему (около 1000статей) Уложение свидетельствовало о высоком профессионализме русских дьяковсередины XVII в. Этот общерусский кодекс законов базировался, прежде всего, нарелигиозно-православном понимании политических и правовых процессов в России. Внем провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любаяличность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформилокрепостное право, объявив бессрочный сыск беглых, и прикрепило посадскоенаселение к городам, ликвидировав Беломестных слободы, которые были освобожденыот посадских повинностей.
    Соборное Уложение 1649г. завершает создание государственной системы крепостного права. В условияхмобилизационного развития эта система была средством укрепления государства,подъема экономики и усиления вооруженных сил. На какое-то время государственнаясистема крепостного права смогла обеспечить подъем производительных сил ирешение внешнеполитических задач и подготовить определенные предпосылки дляпреобразований эпохи Петра I. Вместе с тем она консервировала отсталые формыобщественных отношений, обрекала страну на консервативный, медленный путьсоциально-экономического развития в дальнейшем.
    4. Крепостное право вXVIII веке
    В 1717 г. (при Петре I)наступает новый этап в торгово-промышленной политике. Государство отказываетсяот монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров. Владельцы мануфактуросвобождались от службы, а с 1721 г. им предоставляется право покупать кпредприятиям крепостных, тем самым было положено начало применению крепостноготруда в промышленности.
    В 1722 г. владельцымануфактур получили право не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевшихмастерством.
    В 1718 – 1724 г.г. былапроведена перепись крестьянства, после чего в стране подворное обложение былозаменено подушной податью. Связано это было с тем, что некоторые помещикиутаивали количество дворов или объединяли несколько семей родственников, аиногда даже и чужих друг другу людей в один двор. По переписи численностьнаселения России составила 15,6 млн. человек, в том числе мужского пола – 5,8млн. На крестьян было возложено содержание армии, на посадских людей ?содержание флота. Размер подати определялся арифметически. Сумму военныхрасходов делили на количество душ и получалась сумма в 74 коп. с крестьян и 1руб. 20 коп. ? с посадских людей. Подушная подать приносила казне больше,чем подворное обложение. В процессе проведения подушной реформы был образованновый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошличерносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, «пашенные люди» Сибири иСреднего Поволжья общей численностью 1 млн. душ. Правительство обязало ихплатить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк. Это означаловключение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.
    Одновременно в страневводилась паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше30 верст от постоянного местожительства, должен был иметь паспорт с указаниемсрока возвращения домой. Время правления Елизаветы Петровны ознаменовалосьизменениями в положении крестьянства. Принимая, с одной стороны, меры, которыеусиливали помещичий гнет, Елизавета, с другой стороны, несколько облегчилаположение крестьянства, которому простили недоимки за 17 лет, а также снизилиразмеры подушной подати. Изменился и набор в рекруты: императрица разделилаРоссию на пять округов, каждый из которых по очереди поставлял по рекруту соста ревизских душ. Вместе с тем, в 1742 г. Елизавета подписала указ, запрещавшийпомещичьим крестьянам добровольно записываться в солдаты. Понимая невозможностькрестьянам прокормить себя, поскольку в нечерноземных губерниях хлеба собиралинедостаточно для самообеспечения до новых урожаев, Елизавета разрешилакрестьянам заниматься различными промыслами и торговлей, что позволило имзарабатывать себе на пропитание. Развитие промыслов положило начало расслоениюкрестьян. Среди помещичьих крестьян появляются настоящие богачи, имевшиекрупные капиталы (от 50 до 120 тыс. рублей), что по тем временам былонезаурядным делом. Эти «капиталисте» крестьяне вели крупную торговлю, владелимануфактурами, которые, правда, записывались на помещиков, так как только ониимели право на собственность. Значительная часть доходов шла в пользу помещикав виде оброков. Помещики, нуждаясь в средствах, охотно переводили своихкрестьян на денежный оброк. В 1767 г. Екатерина II создает Уложенную Комиссию,целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков ивыявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрицаприступила к созданию нового Уложения, основываясь на принципах новой философиии науки, открытых современной эпохой Просвещения. С этой целью она взялась засоставление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературеназвание «Наказ». Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546статей, из которых 245 были заимствованы из произведения Ш.П. Монтескье «О духезаконов» и 106 ? из книги Ученого юриста Ч. Беккариа «О преступлениях инаказаниях». Кроме того, Екатерина II использовала труды немецких ученыхБильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство.
    В своих рассужденияхимператрица исходит из убеждения, что Россия ? европейская страна, и чтоее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в видеабсолютной монархии.
    Составительница«Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставитьгражданские права, прежде всего «самому правящему классу». Интересно отметить,что никто, прежде всего в России, их не имел. Даже представители аристократииподвергались телесным наказаниям. Если Петр I сделал первые шаги к правовомугосударству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, вомногих статьях разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в«Наказе» разработан крестьянский вопрос.
    Первое издание «Наказа»вышло в 1767 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров иприобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами,т.к. был переведен на многие европейские языки. Работа Уложенной Комиссиипоказала, что российское дворянство является наиболее консервативной частьюобщества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними можетзакончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией,Уложенная Комиссия 1768 г. была распущена. До сих пор в истории человеческойлитературе не смолкают споры, зачем Екатерине II понадобилось ее созывать?Ответ не прост. Не надо забывать, что Просвещение породило веру людей вовсемогущество законов, в их способность изменить и улучшить общество, а стольтщательный подход к избранию депутатов, демонстрировал пример появления новыхлюдей с внутренней свободой и независимостью поведения.
    В 60?70-е гг. поРоссии прокатилась волна крестьянских выступлений. Наиболее крупное из них ?это восстание Емельяна Пугачева, выдававшего себя за убитого императора ПетраIII. Народное восстание отрезвляюще подействовало на императрицу и подтолкнулоее к мысли, что существующая система управления на местах не в силахпредотвратить разрастание крестьянских волнений. 7 ноября 1775 г. было издано«Учреждение для управления губернией», что повлекло за собой глубокиепреобразования в государственном устройстве. Реформа положила начало созданиюупорядоченной системы губернского управления. В этот период Россия сделалакрупный шаг по пути к разделению ветвей власти.
    Кроме того, по указам1775 г. все сословия (кроме крепостных) получили право участия в делах местногосамоуправления и суда. Конечно, роль дворянства была преобладающей, т.к. высшиедолжностные лица губернского управления назначались правительством из круговдворянства, а состав уездной администрации избирался местными дворянскимиобществами.
    Через 10 лет после губернскойреформы 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты городам и дворянству».Жалованная грамота городам передавала городским обществам право юридическоголица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами снее. Кроме того, согласно указу горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане,дворяне и чиновники, духовенство. Их права и привилегии, неодинаковые по объемуи значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Шестойразряд ? крестьяне, проживающие в городах, в число горожан не включали,хотя подати брали с них в двойном размере ? и по селу, и по городу. Впоследующие годы Екатерина II и ее окружение проводят курс на дальнейшееукрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимаютмеры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования ?земли, крепостных крестьян.
    В 1765 г. возникловольное экономическое общество, которое стало регулярно издавать свои «Труды»по различным отраслям экономики, селекции растений, животноводству и т.д.Главная цель общества ? рациональна организация помещичьего икрестьянского хозяйств, распространение полезных советов и знаний в рамкахэтого экономического общества был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему«Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственность землю илитокмо движимое имение, сколь далеко его права на то или друга имениепростираться должны?» Само существование общества рассмотрение в ходе егозаседаний злободневных вопросов ? это еще один шаг по пути европеизациистраны и продолжения политики просвещенного абсолютизма. В конкурсе, какизвестно, приняли участие не только русские, но и иностранные граждане. Наградыза лучшую работу был удостоен Паленов А.Я. Но, к сожалению, его идеи и мыслитак и остались не востребованными обществом. Внедрение полезных начинанийпродвигалось крайне медленно. Крепостной труд не способствовал внедрениюновшеств. Но несмотря ни на что, это общество просуществовало в России вплотьдо октября 1917 года. Важное значение для развития экономики имел указ 1763 г.,разрешивший продажу хлеба за границу. Это приносило огромный доход помещику,способствовало расширению торговли, хотя и усиливало эксплуатацию крестьян.
    Высокими темпамиразвивалась промышленность. В конце царствования Екатерины II в Россиидействовали 167 горных заводов, 1094 предприятия обрабатывающей промышленности.Шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства,являвшийся вообще показательным признаком развития отечественнойпромышленности. Важным стимулом для развития предпринимательства явилисьуступки купечеству: в 1766 г. последовал указ об освобождении их от рекрутскойповинности и замене ее уплатой денежного взноса, провозглашение свободыпредпринимательства в 1775 г., заключавшееся в предоставлении купцам икрестьянам права заводить предприятия. Из крестьян вышли такие промышленникикак Гучковы, Морозовы, Бутримовы. Однако нельзя не видеть, что развитиекапиталистического уклада тормозилось крепостным правом.
    5. Отмена крепостногоправа
    Наметившийся в XVIII в.кризис крепостнической системы гораздо четче проявляется в первой четверти XIXв. Но это не следует понимать как полный упадок, хозяйство крепостной Россииприспосабливалось к новым условиям и развивалось.
    Все чаще отмечаютсяпопытки применения в помещичьем хозяйстве машин, новые методы возделыванияземли с использованием агротехнических достижений науки. Причем «по-новому»стремятся вести хозяйство не только помещики, но и зажиточные крестьяне,которые начинают активно использовать сельскохозяйственные машины. Появляютсяпервые заводы по производству сельскохозяйственных машин. С 1806 г.правительство разрешило беспошлинный ввоз в страну сельскохозяйственнойтехники. Шире внедряются новые культуры: сахарная свекла, картофель и др.Осваиваются новые земли на Украине, Дону, в Заволжье. Численность населенияРоссии за первую четверть XIX в. увеличилась с 36 до 53 млн. человек за счетприсоединения новых областей. Резче выявляются противоречия между помещиками икрестьянами. Две основные формы крепостнической эксплуатации ? барщина иоброк ? доводятся помещиками до предела. Барщина включала в себя, помимоработы крестьянина на барской пашне, еще и работу на крепостной фабрике ивыполнение различного рода хозяйственных работ на помещика в течение всегогода. Стоимость барщинных повинностей к концу первой четверти XIX в.увеличилась в два раза. Во многих случаях барщина брала у крестьянина 5?6дней в неделю, что в дальнейшем приводило к переходу крестьян на «месячину»,т.е. превращению их в крепостных рабов, не ведущих собственного хозяйства, аполучающих от помещика только продукты питания и одежду.
    Если к концу XVIII в.оброк от крестьянского хозяйства составлял 1?5 руб. с души, то к концупервой четверти XIX в. он достиг 30 руб.
    Внутри самого классакрестьянства начинается процесс расслоения. Появилась сельская буржуазия в лицекрестьян-собственников (главным образом в среде государственных крестьян),получивших по закону 1801 г. возможность приобретать в собственностьненаселенные земли, брать в аренду землю у помещиков. Внутреннюю политикуАлександра I можно условно разделить на два этапа: первый (1801?1815) ?как реформаторский, лавирования между консервативной екатерининской знатью имолодой либеральной аристократией; второй (1815?1825) ? как консервативный,охранительный («аракчеевщина»).
    Александр I из друзейсвоей юности ? представителей дворянской знати ? П. Строганова, В.Кочубея, А. Чарторыйского, Н.Новосильцева составил в 1801 г. так называемыйНегласный комитет.
    Члены комитета понималинеобходимость преобразований, но считали на данном этапе незыблемыми основыабсолютизма и крепостничества. В планах на перспективу были отмена крепостногоправа, введение конституции. В 1801 г. был издан указ о праве покупки земликупцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами.
    В 1803 г. появился указ«О вольных хлебопашцах», который предусматривал освобождение крепостныхкрестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействамипо обоюдному согласию крестьян и помещиков. Практические результаты этого указабыли ничтожны. За 1803?1825 гг. было заключено всего 160 сделок, покоторым выкупились на волю 47 тысяч душ крестьян (0,5%). Причиной этого явилосьто, что за душу надо было уплатить около 400 руб. серебром.
    В 1804?1805 гг.был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае ? в Латвии иЭстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах»,распространенное и на Эстонию. Крестьяне дворохозяева объявлялись пожизненнымии наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должныбыли отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины иоброка существенно увеличивались. Ограничивалась власть помещика надкрестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.
    Указ от 10 марта 1809г. отменял право помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительныепроступки.
    Теперь с разрешенияпомещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. Вцелом это были уступки буржуазному развитию странны, не посягавшие на права ипривилегии помещиков.
    В 1818 г. Александр Iпытается решить крестьянский вопрос. Было подготовлено несколько проектов.Александр I одобрил проект А. Аракчеева и министра финансов Д. Гурьева(постепенная ликвидация крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с ихнаделов казной). До практической реализации проекта дело не дошло. Последнимлиберальным действием Александра I стало предоставление в 1816?1819 гг.личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли).
    К 1825 г. 375 тысячгосударственных крестьян находились на военных поселениях (1/3 русской армии),из которых образовали Отдельный корпус под командованием Аракчеева. Впоселениях крестьяне одновременно служили и работали в условиях жесткойдисциплины, подвергаясь многочисленным наказаниям.
    19 февраля 1855 г. напрестол вступил Александр II. Его правление (1855?1881 гг.) сталопериодом радикальных преобразований российского общества, главным из которыхстало освобождение крестьян от крепостной зависимости.
    В основу концепциикрестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель ? переворот ваграрном строе России, начальная стадия которого ? освобождение крестьянот личной зависимости, конечная ? превращение их в мелких хозяев присохранении значительной части помещичьего землевладения.
    Предполагалосьпредоставление крестьянам в пользование (за повинности), а затем всобственность (за выкуп) земельных наделов, которыми они пользовались до отменыкрепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участиегосударства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя приобсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете иГосударственном совете в них были внесены под натиском консервативных силпоправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинностиповышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли), вофициальных документах была сохранена либеральная концепция разрешениякрестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условияхвыкупа.
    19 февраля 1861 г.Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отменекрепостного права. Эти документы определили судьбу 23 млн. крепостных крестьян.Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые имземельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочуюповинность или платить деньги, поэтому назывались «временно обязанными».Размеры крестьянских наделов определялись разнообразными по величине в разныхсельскохозяйственных районах (нечерноземный, черноземный, степной) и составлялиот 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделыкрестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая,будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равныйдореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатитьпомещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могливыплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивалогосударство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами)ежегодными платежами в течение 49 лет.
    Крестьянская реформабыла компромиссным вариантом упразднения крепостничества (в этом отличиереформаторского пути от революционного), исходившим из реальных обстоятельствобщественной жизни России конца 50-х ? начала 60-х гг., интересовкрестьян и помещиков. Уязвимые положения этой программы реформированиякоренились в том, что, получив волю и землю, крестьянин не стал собственникомсвоего надела и полноправным членом общества (вплоть до 1903 г. крестьянеподвергались телесным наказаниям по решению деревенского схода или местнойадминистрации), им не было предоставлено право выбора вариантов аграрныхпреобразований.
    Заключение
    Крепостничество вРоссии было унижающей человека системой, которая не только лишала его правараспоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековомбесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народеустановку на терпение, необходимость «нести свой крест» в крестьянскомменталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому».
    Кроме того,крепостничество консервировало неэффективные социально-экономические отношенияв России, отличавшиеся очень низким уровнем производительностисельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы врезультатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условияхмобилизационного пути социального развития давало возможность государствуконтролировать экономическую деятельность разных сословий в стране иконцентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитическихзадач.
    Ликвидация крепостногоправа, которое наряду с самодержавием являлось главной опорной конструкциейсоциального строя России, его административной системы, поставила вопрос озамене прежних институтов и механизмов управления новыми. В связи с этимнеобходимо было начать преобразование и в других сферах общественной жизни.
    Отмена крепостногоправа в России в 1861 г. и последовавшие за ней другие реформы явились«перевалом», «поворотным пунктом» российской истории, сравнимым по своимпоследствиям с европейскими буржуазными революциями, ? так осознавализначение этого исторического поворота уже его современники. Ретроспективнооценивая эти важнейшие по своему историческому масштабу события, мы можемуверенно сказать: они знаменовали тот факт, что страна закономерно и неуклонновступила в мировой процесс модернизации, перехода от традиционногосредневекового общества к современным формам общественной жизни
    Литература
    1. http://www.bibliotekar.ru/skvorcova/10.htm
    Электронный ресурс http://www.wikipedia.org Электронный ресурс

  7. Крепостное правоПроизведение А. Н. Радищева «Крепостное право» вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своим откровенным обличением крепостного строя в обществе. Радищев был одним из первых людей, осуждающих издевательства над крестьянами, за что он был на время заключен в Петропавловской крепости, а затем сослан в Сибирь. Своим произведением он хотел показать, через какие мытарства за свою жизнь проходят все крестьяне и как они страдают под гнетом жестоких помещиков.Каждая глава его повести посвящена отдельной проблеме. Автор нарисовал картины современной ему Руси, резко осуждая самодержавие, чем вызвал гнев императрицы Екатерины II. На самом деле, он горячо любил свою родину и свой народ. Используя оружие художественного слова, он хотел освободить его от царящего зла. Так, например, в главе «Пешки» мы видим, насколько бедно живут крестьяне, их внутренний быт, изношенную одежду, обувь и повальную нищету.В главе «Любани» автор рассказывает о крестьянине, который шесть дней в неделю работает на своего барина, не покладая рук. Он уверен, что до такой жизни крестьян довела алчность и жадность помещичьего сословия. Ужасающие события описаны в главе «Медное», где рассказчик проезжает мимо деревни, в которой продают 75-летнего старика, вынесшего за свой век немало потрясений. Кроме того он лично выносил на своих плечах с поля боя раненого отца капитана Г., который теперь его продает.Сегодня трудно поверить, что когда-то существовали такие места, где с публичных торгов продавали крестьян. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая целые семьи. Причиной этого повального зла Радищев считал систему крепостничества и самодержавия. Мы видим, что у самого рассказчика тоже есть слуга – Петрушка, но он к нему относится совершенно по-другому. С каждой новой главой перед читателями развертываются разнообразные сцены, типичные для народного произвола.Через все произведение отчетливо проходит тема восстания порабощенного крестьянства. Кроме того, писатель включил в это произведение оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Для Радищева не было добрых царей. Он считал, что любая неограниченная власть развращала ее носителей. Цель его произведения хоть и не сразу, но со временем была достигнута. В марте 1861 года, на радость революционерам и демократам все же был подписан Манифест об отмене крепостного права.

  8. марта 1607 г. в самый разгар первой крестьянской войны правительство В. Шуйского издает новое Уложение о крестьянах и холопах, которое в целях повышения эффективности борьбы с крестьянскими побегами устанавливает систему санкций за прием беглых крестьян и продлевает срок их сыска до 15 лет.
    Тем не менее служилые дворяне добивались полной отмены урочных лет. Они неоднократно подавали челобитные царю (в 1637, 1641, 1648 г).
    Соборное Уложение 1649 г. узаконило их требования, что являлось еще одним шагом на пути закрепощения крестьянства. Оно отменяло урочные лета, предписывая возвращать убежавших крестьян вместе с их имуществом, причем вместе с их родственниками, считавшимися раньше вольными людьми. Этим устанавливалась наследственность крепостного состояния. Также категорически запрещалось принимать беглых крестьян. Уложение узаконило продажу крестьян, насильственное раздробление их семей, давало феодалам право суда над их крестьянами, возлагало на крестьян ответственность за долги их господ, отменяло у них право на имущество (отныне все сделки совершались только с разрешения феодала). Оно не установило наказания феодалам за жесткое обращение с крестьянами, даже если оно повлекло за собой смерть.
    Протест крестьян против их закрепощения был выражен в виде крестьянской войны под предводительством Степана Разина (1670 – 1671 гг.), охватившей почти половину страны при участии тысяч угнетенных людей.
    Во второй половине XVI I в. правительство не только издало ряд указов о борьбе с побегами крестьян и холопов (указы от 13 сентября 1661 г., 3 января 1683 г.), но и осуществляло массовый сыск беглых крепостных на огромной территории государства. Выполнение этой функции оно чаще всего поручало специальным сыщикам, наделявшихся большими полномочиями.
    Последним шагом в цепи правительственных мероприятий второй половины XVI I в., касающихся сыска крестьян и холопов, был царский указ от 23 марта 1698 г., декретировавший посылку сыщиков во все районы страны.
    .3 Завершающий этап в развитии крепостного права
    При Петре I процесс полного закрепощения крестьян завершился. Право феодалов всех разрядов на землю, труд и личность крепостных крестьян становится неограниченным.
    Важной вехой в закрепостительном процессе явилось введение подушной подати. Подушная подать распространялась на всех лиц мужского пола, при ее взимании не учитывалось ни материальное положение объекта обложения, ни его возраст, ни даже порой бегство или смерть.
    Чтобы решить проблему нехватки рабочих рук при развитии промышленности, Петр I разрешил привлекать для работ крестьян. Так началась эксплуатация труда крестьян на фабриках и заводах.
    При преемниках Петра крепостные крестьяне утратили последние остатки человеческих прав. В 1741 г. они были устранены от присяги «на верность государю», т. е. перестали быть гражданами. Указ от 14 декабря 1742 г. разрешил помещикам продавать крестьян для отдачи в рекруты. Особенно тяжело на закрепощенных массах отразился закон от 13 декабря 1760 г., изданный правительством Елизаветы Петровны. Он разрешал помещикам по своему произволу, без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь. Как правило, до места ссылки доходило не более четверти, остальные погибали в пути. Жестокость этого указа была настолько очевидной, что вызвала протест даже со стороны отдельных представителей господствующего класса.
    Екатерина II, придя к власти, сделала крепостной режим еще более жестоким, издав в 1765 г. указ, по которому помещикам разрешалось ссылать крепостных не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Указ от 1767 г. запрещал крестьянам подавать жалобы на своих господ. Не случайно на вопрос Д. Дидро о правах и преимуществах помещиков в России Екатерина II откровенно заявила, что они «делают в своих поместьях все, что им заблагорассудится».
    .4 Вывод
    – XVIII вв. характеризуются законодательным оформлением крепостного права и тотальным нашествием государства и феодалов на права крестьян. Они не могли не сопротивляться этому, но государство широко использовало свои возможности для принуждения, и успешно подавляло попытки крестьян заявить о своих правах. Итак, к концу XVIII в.крестьяне стали абсолютно бесправным классом населения. Таким образом, в XVIII в. крепостное право достигло расцвета в своем многовековом развитии.
    Глава 3. Закат крепостничества
    .1 Крепостное право на стадии разложения и кризиса феодализма. Предпосылки для отмены крепостного права
    Ко второй половине XVIII в. феодализм в России с присущим ему крепостным правом исчерпал заложенные в нем возможности. Достигнув зенита, он вступил в стадию упадка.
    Крепостной труд тормозил переход России к капиталистическому укладу, увеличивалась популярность вольнонаемного труда. Помещики, стремясь участвовать в процессе производства, насильно заставляли крестьян производить продукты на продажу, для чего использовали барщину. Барщина в это время стала практически непосильной ношей для крестьянина – часто практиковалась « сквозная барщина», когда крестьянин не имел для работы на личном хозяйстве ни одного дня. «Итак, барщина, отнимающая возможность у бедного выйти из бедности, у зажиточного разбогатеть, у человека, одаренного каким-нибудь особенным талантом, развить талант этот, у промышленника заниматься своим промыслом, действует на всех крестьян подобно медленному яду, убивающему и тело, и душу» ). Правительство попустительствовало этому – «Манифест о непринуждении крестьян работать в воскресные дни» от 5 апреля 1797 г., изданный Павлом I, никем не соблюдался и за его выполнением никто не следил. Одной из разновидностей барщины была работа на вотчинных промышленных предприятиях, эксплуатация подневольного труда на которых была доведена до предела. Рабочий день продолжался от 16 до 18 часов, а по окончании фабричной работы крестьян обычно выгоняли еще в поле, на барскую запашку, если она имелась. Беспощадно наказывали за все: опоздание, сон на работе и т. д. Оброки непрерывно повышались, законов, ограничивающих их, не существовало, недоимки росли из года в год.
    Разложение феодализма сопровождалось не только непомерным ростом эксплуатации труда закрепощенных масс, но и надругательством над их личностью и человеческим достоинством. Крестьяне к концу крепостной эпохи по существу перестали считаться людьми. Их продажа превратилась в настоящую работорговлю, существовали специальные ярмарки для купли-продажи крестьян, крестьян меняли на собак, проигрывали в карты. Помещик обладал правом заставить крепостного выполнять любую работу, лишить имущества, сажать в темницу. Чудовищные издевательства над крепостными были явлениями массового характера. Дарья Салтыкова, московская помещица, замучила насмерть 75 человек. Она била их поленьями, головой об стену, брала за уши раскаленными щипцами. Помещик Синельников крепостного Якова Смеянова «лишил всякого имущества, содержал закованным в железы за шею 42 дня, в коем положении Смеянов было решался той же цепью лишить себя жизни, наконец, не удовольствуясь этим, предал его суду и ссылке в Сибирь» .
    Все это переполняло чашу терпения закрепощенных масс и вызывало с их стороны решительное противодействие. Согласно подсчетам, за период с 1796 по 1825 г. произошло 1290 крестьянских выступлений, а с 1826 по 1849 г. – 1904. К. Маркс отметил, что в России с 1840-х гг. «восстания крепостных против своих помещиков и управляющих стали «эпидемическим явлением». Лозунг «Навсегда покончить с крепостной зависимостью!» начал доминировать над другими крестьянскими требованиями. «Простой народ нынче не тот, что был за 25 лет перед сим. Подьячие, тысячи мелких чиновников, купечество и выслуживающиеся кантонисты, имеющие один общий интерес с народом, привили ему много новых идей и раздули в сердце искру, которая может когда-нибудь вспыхнуть…Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же…Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа».
    Для своего последующего развития производительные силы нуждались в просторе, освобождении от сковывающих их феодально-крепостнических пут. «Сельскохозяйственное и промышленное развитие в России достигло такой степени, при которой существующие социальные отношения не могут продолжаться. Устранение их, с одной стороны, необходимо, а с другой – невозможно без насильственного изменения».
    .2 Отмена крепостного права
    Александр I составил в 1801 г. Негласный комитет. Члены комитета понимали необходимость преобразований, но считали на данном этапе незыблемыми основы абсолютизма и крепостничества. В планах на перспективу были отмена крепостного права, введение конституции.
    В 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», который предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян и помещиков. В 1804?1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае ? в Латвии и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах», распространенное и на Эстонию. Крестьяне-дворохозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины и оброка существенно увеличивались. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.
    В 1818 г. Александр I пытается решить крестьянский вопрос. Было подготовлено несколько проектов. До практической реализации проекта дело не дошло. Последним либеральным действием Александра I стало предоставление в 1816?1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли).
    февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855?1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель ? переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого ? освобождение крестьян от личной зависимости, конечная ? превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.
    Предполагалось предоставление крестьянам в пользование за повинности, а затем в собственность за выкуп земельных наделов, которыми они пользовались до отмены крепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя при обсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете и Государственном совете в них были внесены под натиском консервативных сил поправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинности повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли). В официальных документах была сохранена либеральная концепция разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условиях выкупа.
    февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Эти документы определили судьбу 23 млн. крепостных крестьян. Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому назывались «временно-обязанными». Размеры крестьянских наделов определялись разнообразными по величине в разных сельскохозяйственных районах и составляли от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.
    Крестьянская реформа была компромиссным вариантом упразднения крепостничества, исходившим из реальных обстоятельств общественной жизни России конца 50-х ? начала 60-х гг., интересов крестьян и помещиков. Уязвимые положения этой программы реформирования коренились в том, что, получив волю и землю, крестьянин не стал собственником своего надела и полноправным членом общества, им не было предоставлено право выбора вариантов аграрных преобразований.
    .3 Вывод
    Итак, во второй половине XIX в. крепостная система в России полностью исчерпала свои прогрессивные возможности. Недовольство народа нарастало, массовые восстания стали нормой. Кризис крепостной системы был очевиден даже государству. Помещики же, которых вполне устраивало положение эксплуататоров, не хотели менять сложившуюся ситуацию, хотя даже некоторые помещики были против произвола, творящегося по отношению к крестьянам. Государство боялось изменить законодательство в пользу крестьян, т.к. дворяне были поддержкой государства. Ряд правителей попустительствовали притеснению крестьян, пока наконец Александр II, считавшийся одним из самых прогрессивных и либеральных правителей Русского государства, не провел знаковую для истории крестьянскую реформу, снявшую в большой степени гнет с крестьян и открывшую дорогу капитализму.
    Заключение
    Крепостное право в России просуществовало примерно тысячу лет. Оно было порождено феодальным общественным строем и являлось его неотъемлимым атрибутом. Причем раз возникнув, крепостное право не оставалось неизменным. На протяжении своей тысячелетней истории оно прошло несколько этапов, принимая все более грубые и жестокие формы.
    Крепостное право в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековом бесправии. Крепостничество порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест».
    В третьей четверти XVIII в. крепостное право достигло зенита, который был вместе с тем началом его заката. К этому времени оно полностью исчерпало заложенные в нем экономические возможности и превратилось в сильнейший тормоз на пути дальнейшего роста производительных сил страны. Началась нисходящая стадия в истории крепостного права, продолжавшаяся с последней четверти XVIII в. до середины XIX в.
    В 1861 г. в результате проведения крестьянской реформы крепостное право было отменено, но его многочисленные пережитки тяготели над народами России вплоть до победы Великой Октябрьской Социалистической революции.
    Роль крепостного права в России оценивается неоднозначно. Крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но при этом консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития давало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитических задач.
    Таким образом, история дореволюционной России, в частности история ее многомиллионного крестьянства, неразрывно связана с крепостным правом.
    Список использованной литературы:
    Бенкендорф Х. Нравственно-политический отчет за 1839 год – 1839. – 31 с.
    Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций в 3-х книгах. – М.: Мысль, 1993 – кн. 2, 538 с.
    Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России – М., 1970 – 201с.
    Шевченко М. История крепостного права – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1981 – 257 с.
    Энгельс Ф. Савойя, Ницца и Рейн – 1860. – 24 с.
    Ходнев А. И. «Экономические записки»// Труды Вольного экономического общества. – 1845. – №6 – С. 44- 45

  9. Выполнила:  студентка 113группы
    Журавлева Софья
    Проверил: Романников  О.Д.
    Эссе на тему:
    «Отмена крепостного права.
    Плохо или хорошо?»
    В этом году Россия празднует
    150 лет со дня освобождения народов
    Российской империи от крепостной зависимости. Василий Ключевский, крупнейший
    русский историк, сто лет назад, когда
    Россия праздновала  пятидесятилетие отмены
    крепостного права, писал:
    «Это величайшее событие русской
    истории. Событие номер один».
    Подавляющее большинство
    людей в России 150 лет назад
    были крепостными. Они не были рабами,
    но не были и свободными людьми. 19 февраля
    1861-го года русский император Александр
    II, который войдет в историю как царь-освободитель
    именно за это деяние, отменяет в России
    крепостное право для помещичьих крестьян.
    Начав исследовать этот вопрос,
    я обнаружила не только плюсы, но и минусы
    в решении крестьянских вопросов Александра
    II,о которых расскажу подробнее.
    Я не стала рассматривать
    сам процесс отмены крепостного
    права, а занялась конкретно его
    последствиями.
    Крушение крепостного
    права влекло за собой коренной поворот
    в образе жизни, в быте миллионов
    людей. Крестьянин веками привык к опеке
    своего помещика. Получив свободу, он вынужден
    был решать свои проблемы самостоятельно.
    Требовалось время, чтобы привыкнуть к
    новому образу жизни. Помещикам также
    трудно было приспособиться к новым методам
    хозяйствования, без крепостного труда.
    Двадцатилетний период временнообязанного
    состояния должен был помочь им осуществить
    этот переход постепенно, без больших
    потерь. Однако не всем помещикам это удалось.
    Часть из них разорялась, продавала свои
    имения. Образно это положение выразил
    Н.А.Некрасов в известном четверостишии
    из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
    Порвалась цепь великая,
    Порвалась и ударила:
    Одним концом по барину,
    Другим по мужику.
    Главный негативный итог реформы:
    получив волю и землю, крестьянин
    не стал собственником земли и
    полноправным гражданином своей
    страны. Он был частью общины, которая
    им распоряжалась, за него отвечала. По
    отношению к крестьянам применялись
    юридические нормы, которые не действовали
    для других слоев населения. Только
    в 1903 году были отменены телесные наказания
    для крестьян.
    Когда я думаю об отмене крепостного
    права, мне грустно не столько от того,
    что оно было отменено поздно, сколько
    от последствий его отмены. Если царь Николай
    I, имеющий репутацию крепостника, мог
    спокойно гулять по Петербургу и ничего
    не бояться, а его сын Александр II, царь-освободитель,
    убит террористами после неоднократных
    покушений, то эти факты как никакие другие
    говорят о том, были запущены противоположные
    процессы. С одной стороны, отмена крепостного
    права дала толчок экономическому развитию,
    с другой стороны, породила те тенденции,
    которые окончились Октябрьским переворотом.
    Видимо, отмена крепостного права произошла
    как-то “неправильно”. Нет, не слишком
    рано, скорее, слишком поздно. Но о последствиях
    этой отмены никто серьезно не задумывался.
    Эта реформа не была додумана до конца.
    Россия – страна с очень
    сильными деспотическими властными
    традициями. Конечно, же и страна с трагической
    историей свободы. Тем не менее, одной
    из важнейших традиций и тенденций русской
    истории является постоянное движение
    к свободе. У России своя история свободы,
    и она родилась гораздо раньше, чем отменили
    крепостное право. Россия – встала на путь
    ограничения верховной власти еще в XVII
    веке. Во время смуты и в последующие годы
    русское боярство и круги, близкие к нему,
    несколько раз заключали договоры с различными
    политическими силами.   До конца XVII века,
    до воцарения Петра Великого, в России
    были земские соборы, «парламенты». Когда
    шла борьба между властью и какими-то социальными
    группировками, власть все-таки понимала,
    что надо себя ограничить, надо принять
    какие-то законы. Горожане если выступали
    против власти, то не только с идеей «дайте
    нам хлеба», не только, как говорят сегодня,
    с социально-экономическими требованиями,
    но требовали права, закона, порядка. А
    за правом и законом всегда идет свобода.
    Это поразительное свидетельство зрелости
    русского народа уже в середине XVII столетия.
    История русской свободы – это история
    попыток двигаться вперед, и, хотя потом
    зачастую следует поражение, но, тем не
    менее, это остается в культуре народа,
    в памяти народа, в психологических механизмах,
    которые могут через поколение вновь начать
    действовать.
    В 1861 году речь пошла не о
    преобразовании станы на хорошо знакомом
    фундаменте. Под ударом оказался сам
    фундамент, поскольку экономические,
    социально-политические и культурные
    отношения самодержавной России
    покоились исключительно на крепостном
    праве. Но именно крепостное право окончательно
    изжило себя к началу XIX века, заставив
    власть и общество искать новые пути развития
    страны.
    Впрочем, кризис крепостничества
    вовсе не означал, что оно само
    по себе готово рухнуть под тяжестью
    накопленных за века противоречий.
    Старая система цеплялась за все
    сферы российской жизни, да и сами
    эти сферы плохо представляли
    себе, как они будут существовать
    без привычных порядков.
    Отмена крепостного права
    стала центральным пунктом истории
    русской свободы. Отменили крепостное
    право  – и общество стало развиваться
    в сторону свободы, прежде всего – социальной.
    Впервые в России появился свободный гражданин,
    который имеет право выбора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *