Сочинение на тему крестовый поход

12 вариантов

  1. Быстрые
    успехи ислама в первом столетии его существования грозили серь­езной опасностью
    европейской христианской ци­вилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину,
    Египет, Северную Африку, Испанию. Начало 8 столетия было для Европы критическим
    момен­том: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а
    на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла
    спасли Европу от непосредст­венной опасности, а дальнейшее распространение
    ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением
    мусульманского ми­ра, который был до тех пор страшен именно своим единством.
    Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом. Во второй половине 10
    в. восточная империя, постоянно остававшая­ся передовым постом Европы против
    Азии, полу­чила даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее:
    Никифор II Фока завоевал у арабов
    Крит, часть Сирии, Антиохию. В 11 в. положение дел на Востоке вновь изменилось
    в неблагоприятном для христиан смысле. Визан­тийский престол после смерти
    Василия II (1025) занимали слабые
    государи, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказа­лась
    тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала
    грозить серьезная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджукские
    турки совершали свое наступательное движение на Запад, привед­шее к освежению и
    опасному сосредоточению сил ислама. Турки-сельджуки, под предводительст­вом
    Шакир-бека (ум. 1059) и Тогруль-бека (ум. 1063), подчинили своей власти большую
    часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира, Алп-Арс-лан, опустошил Армению, потом
    значительную часть Малой Азии (1067-1070) и взял в плен, при Манцикерте,
    императора Романа IV
    Диогена
    (1071). Между 1070 и 1081 сельджуки отняли у египетских Фатимидрв Сирию и
    Палестину (Иерусалим – в 1071-73, Дамаск в 1076), а Су-лейман, сын Кутулмуша,
    двоюродного брата Тог­руль-бека, отнял к 1081 у византийцев всю Малую Азию;
    Никея стала его столицей. Нако­нец, турки взяли и Антиохию (1085). Вновь, как в
    8 в., враги были под самым Константинополем. В то же время европейские
    провинции империи подвергались (с 1048) непрерывным вторжениям диких печенегов
    и узов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми сте­нами
    столицы. Особенно тяжелым был для импе­рии 1091: турки, с Чахой во главе,
    подготовляли нападение на Константинополь с моря, а пече­нежская орда стояла на
    суше под самой столицей. Имп. Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя
    борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны
    за по­следние годы в войне с итальянскими норманна­ми, пытавшимися утвердиться
    и на Балканском полуострове.
    На
    Западе к концу 11 в. целый ряд причин создал настроение и обстановку,
    благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда
    император Алексей: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аске­тическое
    настроение, находившее себе выраже­ние во всякого рода духовных подвигах, между
    прочим и в многочисленных паломничествах. Особенно много паломников издавна
    направля­лось в Палестину, ко Гробу Господню: в 1064, напр., архиепископ
    майнцский Зигфрид отпра­вился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов.
    Арабы не препятствовали таким паломни­чествам, но христианское чувство иногда
    сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фа­натизма: так, фатимидский
    халиф Хаким велел в 1010 разрушить храм св. Гроба. Уже тогда, под впечатлением
    этого события, папа Сергий IV проповедовал
    священную воину, но безуспешно (впрочем, по смерти Хакима разрушенные храмы
    были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества
    христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигри­мам гораздо чаще
    приходилось становиться жер­твами мусульманского фанатизма. Рассказы воз­вращавшихся
    пилигримов развивали в религиоз­но настроенных массах западного христианства
    чувство скорби о печальной участи св. мест и
    сильное
    негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие моти­вы,
    могущественно действовавшие в том же направлении. В 11 в. еще не совсем
    заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски
    великого переселения наро­дов (норманны, их передвижения). Утверждение
    феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не
    находивших на родине приложения своим силам (напр., млад­шие члены баронских
    семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь луч­шее.
    Тягостные социально-экономические усло­вия увлекали в К. п. множество людей из
    ни­зших слоев общества. В некоторых странах Запа­да (напр., во Франции, которая
    давала наибольший контингент крестоносцев) в 11 в. положение народных масс
    стало еще более невы­носимым вследствие целого ряда стихийных бед­ствий:
    наводнений, неурожаев, повальных болез­ней. Богатые торговые города Италии
    готовя были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные
    торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке. Папство» только что усилившее
    аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем Западе и усвоившее
    себе идею единого царства Божия на земле, не могло не откликнуться на призыв,
    обращенный к нему из Константинополя, в на­дежде стать во главе движения и,
    может быть, получить духовную власть на Востоке. Наконец, западные христиане
    давно были возбуждены про­тив мусульман борьбой с ними в Испании, Ита­лии и
    Сицилии: для всей южной Европы мусуль­мане были хорошо знакомым, наследственным
    врагом. Все это способствовало успеху обращения Алексея Комнина, который уже
    около 1089 нахо­дился в сношениях с папой Урбаном II и готов был, по-видимому,
    положить конец церковному раздору, чтобы получить помощь от латинского Запада.
    Зашла речь о соборе в Константинополе для этой цели; папа освободил Алексея от
    отлу­чения, до тех пор лежавшего на нем как на схизматике. Когда в 1091 папа
    находился в Кампании, при нем были послы Алексея. В марте 1095 папа еще раз
    выслушал послов Алексея (на соборе в Пьяченце), а осенью того же года был
    созван собор в Клермоне (во Франции, в Оверни). В уме папы Урбана II мысль о помощи Византии приняла
    ту форму, которая особенно должна была прийтись по душе массам. В речи, которую
    он произнес в Клермоне, политический элемент был отодвинут на задний план перед
    элементом религиозным: Урбан II проповедовал
    поход для освобождения от неверных Святой Земли и Гроба Господня. Речь папы в
    Клермоне (24 ноября 1095) имела громадный успех: многие тут же дали обет идти
    против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили назва­ние
    «крестоносцев», а походы – «крестовых». Так дан был толчок движению, которому
    суждено было остановиться лишь два столетия спустя.
    Пока
    на Западе зрела мысль о К. п., импера­тор Алексей освободился от опасности,
    вынудив­шей его искать помощи на Западе. В 1091 он истребил печенежскую орду
    при помощи поло­вецких ханов Тугоркана и Боняка; морское пред­приятие Чахи
    также кончилось неудачно (Чаха вскоре был убит по приказанию никейского сул­тана).
    Наконец, Алексею удалось в 1094-95 освободиться и от опасности, грозившей ему
    со стороны его недавних союзников – половцев. Не­посредственная опасность для
    Византии прошла как раз в то время, как с Запада стали прибывать массы первых
    крестоносцев, на которые Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь Запада при­нимала
    слишком широкие размеры; она могла грозить самой Византии ввиду вражды между
    латинским Западом и греческим Востоком.
    Проповедь
    К. п. имела на Западе необыкно­венный успех. Во главе движения встала цер­ковь:
    папа назначил своим легатом при кресто­носном войске епископа Адемара де Пюи,
    кото­рый одним из первых принял в Клермоне крест. Принявшие крест, как
    пилигримы, принимались церковью под ее покровительство. Кредиторы не могли
    требовать с них долгов во время их путешествия; захватывавшие их имущество от­лучались
    от церкви; всем крестоносцам, которые шли в Св. Землю, побуждаемые к тому
    благоче­стием, а не стремлением к приобретению поче­стей или богатства,
    отпускались грехи. Уже зи­мой с 1095 на 1096 собрались большие массы плохо или
    почти вовсе не вооруженных кресто­носцев из беднейших классов. Во главе их
    встали Петр Пустынник и Вальтер Голяк. Часть этой толпы достигла
    Константинополя, но многие по­гибли раньше. Греки переправили крестоносцев в
    Азию, где они почти все были истреблены сельджуками.
    Крестовый поход
    Несколько
    позднее начался насто­ящий 1 -и крестовый поход. Во главе мно­гочисленного и
    хорошо вооруженного ополчения находились Раймунд, граф Тулузский (он вел войска
    из южной Франции и к нему примкнул папский легат), Гуго Вермандуа (брат француз­ского
    короля Филиппа I), граф Стефан Блуаский и
    Шартрский, герцог Роберт Нормандский, граф Роберт II Фландрский, Готфрид Бульонский,
    гер­цог Нижней Лотарингии, с братьями Евстахием и Балдуином и племянником
    Балдуином Млад­шим, наконец Боэмунд Тарентский (сын Роберта Гвискара) с
    племянником Танкредом. Число кре­стоносцев, собравшихся разными путями в Кон­стантинополе,
    доходило, вероятно, тысяч до 300. В Константинополе большая часть крестоносных
    вождей признали свои будущие завоевания как части восточной империи в ленной
    зависимости от Алексея и дали ему соответствующую присягу. Алексею было нелегко
    добиться этого: он был вы­нужден даже прибегнуть к вооруженной силе (так он
    принудил к присяге Готфрида Бульонского).
    В апреле 1097 крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась
    Никея, а 1 июля крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим
    проложили себе путь через Малую Азию. Двигаясь далее, крестоносцы на­шли себе
    драгоценных союзников против турок в князьях Малой Армении, которых они стали
    всячески поддерживать. Балдуин, отделившись от главного войска, утвердился в
    Эдессе. Для крестоносцев это было очень важно ввиду поло­жения города, который
    составлял с тех пор их крайний восточный форпост. В октябре 1097 крестоносцы
    осадили Антиохию, которую им удалось взять лишь в июне следующего года. В
    Антиохии крестоносцы в свою очередь были осаждены эмиром мосульским Кербугой и,
    терпя голод, подвергались большой опасности; им уда­лось, однако, выйти из
    города и разбить Кербугу. После продолжительной распри с Раймундом Антиохией
    завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить у остальных
    кресто­носных вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли
    споры из-за Анти­охии, в войске, недовольном промедлением, про­изошло волнение,
    которое заставило князей, пре­кратив распри, двинуться далее. То же повторя­лось
    и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за
    каждого взятого города. 7 июня 1099 перед глазами кре­стоносцев открылся,
    наконец, святой город, а 15 июля они взяли его, произведя страшную резню среди
    мусульман. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский. Разбив под
    Аска-лоном египетское войско, он обеспечил на неко­торое время с этой стороны
    завоевания кресто­носцев. После смерти Готфрида королем иеруса­лимским стал
    Балдуин Старший, передавший Эдессу Балдуину Младшему.
    В
    1101 в Малую Азию явилось второе большое крестоносное войско из Ломбардии,
    Германии и Франции, во главе которого шло много знатных и богатых рыцарей; но
    большая часть этого войска была истреблена соединенными силами нескольких
    эмиров. Между тем крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их увеличивалось
    новыми пилигримами, прибывавшими почти не­прерывно), должны были вести тяжелую
    борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Боэ­мунд был взят одним из них в
    плен и выкуплен армянами. Кроме того, крестоносцы уже с весны 1099 вели войну с
    греками из-за приморских городов. В Малой Азии византийцам удалось возвратить
    себе значительную территорию: их успехи могли быть здесь еще значительнее, если
    бы они не тратили своих сил в борьбе с кресто­носцами из-за отдаленных
    сирийских и киликий-ских областей. Наконец, с самого начала шла борьба и между
    самими крестоносцами из-за обла­дания разными городами. Значительную поддерж­ку
    иерусалимскому королевству оказали образо­вавшиеся вскоре духовно-рыцарские
    ордена там­плиеров и госпиталитов (иоаннитов). Серьезная опасность стала
    грозить крестоносцам, когда власть в Мосуле получил (1127) Имад эд-дин Зенки.
    Он соединил под своей властью несколько мусульманских владений, лежавших около
    вла­дений крестоносцев, и образовал обширное и сильное государство, обнимавшее
    почти всю Ме­сопотамию и значительную часть Сирии. В 1144 он взял Эдессу,
    несмотря на геройское сопротивление.
    Весть
    об этом бедствии вновь вызвала большое волнение на Западе, выразившееся во 2-м
    кре­стовом походе.

      Крестовый поход 
    Проповедь
    Бернарда Клервосского подняла прежде всего массу француз­ских рыцарей, во главе
    которых встал король Людовик VII; потом
    Бернарду удалось привлечь к К. п. и германского имп. Конрада III. С Кон­радом пошли его племянник
    Фридрих Швабский и много германских князей. Конрад сухим путем (через Венгрию)
    прибыл в Константинополь, в середине сентября 1147 переправил войска в Азию, но
    после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуган­ные
    неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и
    знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148.
    Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путем и по большей части погибли.
    В апреле прибыл в Акку Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с
    иерусалимцами, шла неудачно вследствие эгоистиче­ской и недальновидной политики
    последних. Тог­да Конрад, а осенью следующего года и Людо­вик VII возвратились на родину. Эдесса,
    взятая было по смерти Имад эд-дина Зенки христиана­ми, но вскоре опять отнятая
    у них его сыном Нуреддином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев.
    Последующие
    четыре десятилетия были тяже­лым временем для христиан на Востоке. В 1176
    византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок
    при Мириокефале. Нуреддин овладел землями, ле­жавшими на северо-восток от
    Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным сосе­дом для
    крестоносцев. Его полководец Ширку (курдского происхождения) утвердился в
    Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширку
    звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику
    Саладину, сыну Айюба. Саладин (собственно Юсуф ибн Айюб Салах-ад-дин) по смерти
    халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть
    Нуреддина. По смерти последнего (1174) Сала­дин подчинил себе Дамаск, всю
    мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана. В июле
    1187 он взял Тивериаду и нанес христианам, занявшим высоты Хиттина (около
    Тивериады), страшное поражение. Король иерусалимский Гвидо Лузиньян, его брат
    Амаль-рих и множество рыцарей попали в плен. Сала­дин овладел затем Аккой,
    Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами; 2 ок­тября его
    войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад
    Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь
    Тир, Триполи и Антиохия.
    Между
    тем король Гвидо, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акки. Успехи
    Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к большому 3-му крестовому
    походу.
      Крестовый поход  
    Прежде
    других двинулись флоты лом­бардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую армию
    (тысяч в сто). Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без
    враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином. В марте 1190 войска
    Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и после страш­ных
    лишений пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр
    император утонул в р. Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли,
    остальных герцог Фридрих при­вел в Антиохию, а потом к Акке. В январе 1191 он
    умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард
    Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский. По дороге Ричард Львиное Сердце
    победил императора Кипра, Исаака Комнина, который вынужден был сдаться; его
    заключили в сирийский замок, где держали до смерти, а Кипр попал во власть
    крестоносцев. Осада Акки шла плохо вследствие раздоров между французским и
    английским королями, а также между Гвидо Лузиньянским и маркграфом Конрадом
    Монферратским. Только 12 июля 1191 Акка сдалась после почти двухлетней осады.
    Конрад и Гвидо примирились уже после взятия Акки; первый был признан
    наследником Гвидо и получил Тир, Бейрут и Сидон. Вскоре после этого отплыл на
    родину Филипп II, с частью французских
    рыца­рей, но Гуго Бургундский, Генрих Шампанский и много других знатных
    крестоносцев остались в Сирии. И после взятия Акки крестоносцы дейст­вовали
    вяло и не решались напасть на Иеруса­лим. Наконец, в сентябре 1192 было
    заключено перемирие с Саладином: Иерусалим остался во власти мусульман,
    христианам было лишь позво­лено посещать св. город. После этого отплыл в Европу
    король Ричард. Обстоятельством, не­сколько облегчившим положение крестоносцев,
    была последовавшая в марте 1193 смерть Сала­дина: разделение его владений между
    его много­численными сыновьями стало источником меж­доусобий среди мусульман.
    Вскоре, впрочем, вы­двинулся брат Саладина, аль-Маликаль-Адиль, который овладел
    Египтом, южной Сирией и Месопотамией и принял титул султана.

  2. Зарождение Крестовых походов.
    К началу XI века люди,населявшие Европу, не слишком много знали об остальном мире. Для нихсредоточием всей жизни на земле было Средиземноморье. В центре этого мираправил Папа как глава христианства. В бассейне Средиземного моря располагалисьстолицы прежней Римской империи — Рим и Константинополь.
    ДревняяРимская империя распалась около 400г. на две части, западную и восточную.Греческую часть, Восточную Римскую империю, называли Ближний Восток или Ориент.Латинская часть, Западная Римская империя, получила название Оксидент. ЗападнаяРимская империя прекратила свое существование уже к концу X века, тогда какВосточная –  Византийская — еще существовала.
    Обечасти бывшей большой империи располагались к северу от Средиземного моря.Северное побережье этого вытянутого в длину водного массива населяли христиане,южную — народы, исповедующие ислам, мусульмане, которые даже преодолелиСредиземное море и закрепились на северном берегу, в Италии, Франции и Испании.Но теперь христиане вознамерились вытеснить  их оттуда.
    Всамом христианстве тоже не было единства. Между Римом, резиденцией западногоглавы церкви, и Константинополем, резиденцией восточного, с давних временсуществовали весьма натянутые отношения.
    Нескольколет спустя после смерти Мухаммеда (632г.), основателя ислама, арабы сАравийского полуострова продвинулись на север и завладели обширнымитерриториями Ближнего Востока. Теперь, в XI веке сюда, угрожая Ближнему Востоку, подтянулись тюркские племена из Центральной Азии. В 1701 г. они разбилиВизантийское войско под Манцикертом, захватили иудейские и христианские святынине только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине и  провозгласили Никкеюсвоей столицей. Этими завоевателями были тюрко-язычные племена сельджуков,принявшие ислам всего лишь несколько лет назад.
    Вконце XI века в Западной Европе разгорелась борьба за власть между церковью игосударством. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Онсобирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее болеесильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на рольединственного наместника Бога на земле. В это время византийский императорАлексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчасизъявил готовность помочь ему.
    Вноябре 1095г. недалеко от французского города Клермон перед огромной толпойсобравшегося народа — крестьян, ремесленников, рыцарей и монахов — выступилПапа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправитьсяна Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Господень и очистить от них святуюземлю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов.
    Весть о предстоящем походе в Святую землю быстроразлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники вцерквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и попризыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 изФранции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам,издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше — к Константинополю. Онибыли плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикоешествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, черезземли которых проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, ктопытался защитить свое добро. С горем пополам, положив многих в стычках сместными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.
    Конецпохода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили ихвойско неподалеку от города Никкеи и почти полностью перебили или, захватив вплен, продали в рабство. Из 25тыс. “воинства Христова — уцелело только около 3тыс.”
    Первый крестовый поход.
    Летом 1096г. впервые в историиогромное христианское войско из представителей многих народов двинулось в походна Восток. Это войско состояло отнюдь не из благородных рыцарей, в походеучаствовали также вдохновленные идеями креста крестьяне и плохо вооруженныегорожане, мужчины и женщины. В общей сложности, соединенные в шесть большихгрупп, в этот поход выступили от 50 до 70 тысяч человек, причем большинство изних проделало большую часть пути пешком.
    Сначала в поход выступили отдельные отряды во главе с Пустынником и рыцаремВальтером по прозвищу Голяк. Они насчитывали примерно 15 тысяч человек. Зарыцарем Голяком последовали, прежде всего, французы. Когда эти крестьянскиетолпы шли через Венгрию, им пришлось выдержать жестокие схватки с озлобленнымнаселением. Наученный горьким опытом правитель Венгрии потребовал открестоносцев заложников, что гарантировало довольно “благопристойное — поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай.Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по нему “христовымивоинами.
    Вдекабре 1096 — январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к Константинополю. Самоемногочисленное войско возглавлял Раймунд Тулузский, в его свите находился ипапский легат Адемар. Боэмунд Тарентский, один из наиболее честолюбивых ициничных руководителей первого крестового похода, отправился с войском наВосток через Средиземное море. Тем же морским путем достигли Босфора РобертФландрский и Стефан Блауский. Император Византии Алексей I еще в 1095 г.обратился к папе Урбану II с настойчивой просьбой помочь ему в борьбе противсельджуков и печенегов. Однако он несколько иначе представлял себе помощь, окоторой просил. Он желал иметь наемных воинов, которые оплачивались из егособственной казны и повиновались ему. Вместо этого наряду с убогим крестьянскимополчением к городу подошли рыцарские отряды во главе со своими князьями.Нетрудно было догадаться, что цели императора — возвращение утраченныхвизантийских земель — не совпадали с целями крестоносцев. Понимая опасностьподобных “гостей”, стремясь использовать их военное рвение в своих целях,Алексей хитростью, подкупами и лестью добился от большинства рыцарей вассальнойприсяги и обязательства вернуть империи те ее земли, которые будут отвоеваны утурок.
    Первойцелью рыцарского войска была Никкея, некогда место больших церковных соборов, атеперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана. 21 октября 1096г. сельджукиуже разбили наголову крестьянское войско крестоносцев. Те из крестьян, кто непал в бою, были проданы в рабство. Среди погибших оказался и Вальтер Голяк.Петр Пустынник к тому времени еще не вышел из Константинополя. Теперь же, в мае1097г., он с остатками своего войска присоединился к рыцарям.
    СултанКылыч-Арслан надеялся точно так же разгромить и новых пришельцев, а потому невоспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено было жестокоразочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами конница и пехота былипобеждены западной кавалерией в открытом бою. Однако Никкея была расположенатак, что взять ее без военной поддержки с моря было не возможно. Здесьнеобходимую помощь крестоносцам оказал византийский флот, и город был взят.Войско крестоносцев двинулось дальше и 1 июля 1097г. крестоносцы сумелиодержать победу над сельджуками на прежней византийской территории от Дорилея(ныне Эскишехир, Турция). Несколько дальше к юго-востоку войско разделилось,большая часть двинулось на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению ксирийскому городу Антиохия. 20 октября с боями крестоносцы проложили себе путьчерез Железный мост на реке Оронт вскоре уже стояли под стенами Антиохии. Вначале июля 1098г., после семимесячной осады, город сдался. Византийцы и армянепомогли взять город.
    Междутем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе (ныне Урфа, Турция).Балдуин Булонский основал здесь собственное государство, простиравшееся по обестороны Ефрата. Это было первое государство крестоносцев на Востоке, к югу отнего впоследствии возникло еще несколько таких же.
    Послевзятия Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались вдоль побережьяна юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. 6 июня 1098г.Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил, наконец, со своим войском. ВВифлеем, место рождения Иисуса. Перед рыцарями открылся путь на Иерусалим.
    Иерусалимосновательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь, а чтобыоставить неприятеля без воды, все колодцы вокруг города были приведены внегодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов иосадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину истроить военную технику. На это ушло много времени и лишь в июле 1099г.крестоносцам удалось взять Иерусалим. Они быстро рассеялись по всему городу,хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома. После этого, рыдаяот радости, воины направились к гробу Спасителя Иисуса Христа и загладили своювину перед Ним.
    Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцыовладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченнойтерритории в начале XII в. рыцарями было создано четыре государства:королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графствоЭдесское. Власть в этих государствах строилась на основе феодальной иерархии.Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные три правителя считались еговассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствахкрестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. Наземлях крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарскиеордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.
    Сзавоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого кр0естовогопохода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море. В июле1109г. они захватили Триполи и тем округлили свои владения. Когда государствакрестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессына севере до залива Акаба на юге.
    Завоеванияв первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы. Это было лишьвременное перемирие, так как на Востоке все еще жило больше мусульман, чемхристиан.
    Второй крестовый поход.
    Государствакрестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию онизахватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и делоподвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев. Впрочем, Византия привсяком удобном случае тоже участвовала в боях против христианских государств наВостоке. В 1137г. византийский император Иоанн II напал на Антиохию и завоевалее. Государства крестоносцев были между собой в таком разладе, что даже непомогли Антиохии. Под конец 1143г. мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенгинапал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвалагнев и огорчение и в Европе, ибо возникло опасение, что теперь мусульманскиегосударства широким фронтом выступят против захватчиков.
    Попросьбе иерусалимского короля Папа Евгений III вновь призвал к крестовомупоходу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. 31 марта 1146г.перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он впламенных речах увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе.Несметные толпы последовали его призыву.
    Вскорецелое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и французскийкороль Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147г. крестоносцывышли из Регенсбукга. Французы предпочли путь через Средиземное море.Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и вошли ввизантийские земли. Когда воинство креста проходило через Анатолию, оноподверглось под Дорилеем нападению сельджуков и понесло большие потери. КоролюКонраду удалось спасти и попасть в Святую землю лишь благодаря византийскомуфлоту.
    Французамтоже пришлось не лучше, чем немцам. В 1148г. неподалеку от Лаодикеи ониподверглись яростному натиску мусульман. Помощь византийской армии оказаласьсовершенно недостаточной — по-видимому, император Мануил в глубине души желалпоражения крестоносцев.
    Междутем Конрад III, Людовик VII, патриарх и король Иерусалима провели тайный советоб истинных целях крестового похода и приняли решение всеми наличными силамиовладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу. Но таким решением они лишьтолкнули сирийского правителя в объятия сельджукского князя из Алеппо, которыйнадвигался с большим войском и с которым отношения у Сирии были до этоговраждебными.
    Вскорестало ясно, что второй крестовый поход не достигнет своей цели — вернутьутраченную Эдессу. 3 июля 1187г. у селения Хиттин, западнее Генисаретскогоозера, разгорелось жестокое сражение. Мусульманское войско численнопревосходило силы христиан. В результате крестоносцы потерпели сокрушительноепоражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых быливзяты в плен. Это поражение имело роковые последствия для государствкрестоносцев. У них больше не было боеспособного войска. В руках христиан осталосьвсего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат.
    Третий крестовый поход.
    Итак, Иерусалим пал. Весть этапотрясла весь христианский мир. И снова в Западной Европе нашлись люди, готовыеидти на борьбу против мусульман. Уже в декабре 1187г. на страссбургскомрейхстаге первые из них приняли крест. Весной следующего года их примерупоследовал германский император Фридрих I Барбаросса. Кораблей не хватало,поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше,несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключеныдоговоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцамбеспрепятственный проход через их территории.
    11 мая1189г. войско вышло из Регенсбурга. Возглавил его 67-летний император ФридрихI. Из-за нападений сельджуков и нестерпимой жары крестоносцы продвигались оченьмедленно, среди них начались повальные болезни. 10 июня 1190г. император утонулпри переправе через горную речку Салеф. Его гибель была тяжелым ударом длякрестоносцев. Особого доверия к старшему сыну императора у них не было, апоэтому многие повернули обратно. Лишь небольшое число верных рыцарейпродолжило свой путь под предводительством герцога Фридриха. 7 октября ониподошли к Аккону.
    Французские и английские части вышли из Везелелишь в конце апреля 1190г., потому что между Францией и Англией постоянновозникали раздоры. Между тем немецкое войско при поддержке пизанского флотаосадило Аккон. В апреле 1191г. подоспел французский флот, а вслед за ним ианглийский. Саладин был вынужден капитулировать и сдать город. Он всяческистарался избежать_ заранее оговоренного выкупа, и тогда английский корольРичард I Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 пленных мусульман.Саладину пришлось просить перемирия. Победители вслед за английским королемотошли к югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимскоекоролевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался вруках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть крестоносцевограничивалась в основном полосой побережья, которая начиналась чуть севернееТира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила даже до реки Иордан.

     
    Четвертый крестовый поход.
    Рядомс этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно отдельно стоит4-й крестовый поход, сравнявший с неверными православных христиан-византийцев иприведший к гибели Константинополь. Инициатором его стал Папа Иннокентий III.Первейшей его заботой было положение христианства на Ближнем Востоке. Онзахотел снова примерить латинскую и греческую церкви, укрепить господствоцеркви, а заодно и собственные притязания на верховное главенство вхристианском мире.
    В1198г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имяор1вобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все европейские государства,но, кроме того, Иннокентий III не обошел своим вниманием еще одногохристианского правителя — византийского императора Алекскея III. Он тоже, помнению Папы, должен был двинуть войска в Святую землю. Он дипломатично, но недвусмысленно намекнул императору, что в случае несговорчивости византийцев наЗападе найдутся силы, которые готовы выступить против них. На самом деле,Иннокентий III мечтал не столько о восстановлении единства христианской церкви,сколько о подчинении Византийской греческой церкви Римско-католической.
    Четвертыйкрестовый поход начался в 1202г., и первоначально его конечным пунктомнамечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море, а крестоносцы,несмотря на всю тщательность подготовки “святого паломничества”, флотом нерасполагали и поэтому вынуждены были обратиться за помощью к Венецианскойреспублике. С этого момента маршрут крестового похода резко изменился. ДожВенеции Энрико Дандоло потребовал за услуги огромную сумму, а крестоносцыоказались неплатежеспособны. Дандоло это не смутило: он предложил “святомувоинству” компенсировать недоимки захватом далматинского города Задара,купцы которого конкурировали с венецианскими. В 1202г. Задар был взят, воинствокрестоносцев погрузилось на корабли, но… отправилось совсем не в Египет, аоказалось под стенами Константинополя. Поводом для такого поворота событийпослужила борьба за престол в самой Византии. Дож Дандело, которому понравилосьсводить счеты с конкурентами руками крестоносцев, сговорился с предводителем“Христова воинства” Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий IIIподдержал предприятие — и маршрут крестового похода был во второй раз изменен.
    Осадивв 1203г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления на тронеимператора Иисака II, который за поддержку обещал щедро заплатить, однакооказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким поворотом дела“освободители святой земли — в апреле 1204г. штурмом взяли Константинополь”и подвергли его погрому и разграблению. После падения Константинополя былазахвачена часть Византийской империи. На ее развалинах возникло новоегосударство — Латинская империя, созданная крестоносцами. Она простояланедолго, до 1261г., пока не рухнула под ударами завоевателей.
    Послепадения Константинополя, призывы идти освобождать Святую землю на времязатихли, пока дети Германии и Франции не отправились на этот подвиг,обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых походарыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода императоруФридриху II удалось освободить Иерусалим, но “неверные” через 15 летвернули себе утраченное.
    Послепровала 8-го похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели тамфранцузского короля Людовика IX, призывы римских священников к новым подвигам“во имя веры Христовой” отзыва не находили. Владения крестоносцев наВостоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII в. неперестало существовать Иерусалимское королевство.
    Правда,в Европе крестоносцы существовали еще долго. Крестоносцами были и те немецкиерыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр Невский.
    РимскиеПапы вплоть до XV в. организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей,но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за “неверными”.Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев былопокончено раз и навсегда.

  3. Мне становится все сложнее и сложнее вести счет дням. Они как будто бы сливаются друг с другом, и уже не понимаешь, где конец, а где начало этого дня. Единственное, что я знаю, это то, что хлеб у меня закончилась, а силы меня постепенно начинают покидать. Кристофер делится со мной куском хлеба, но и его нам надолго не хватит. Остается надеяться, что скоро мы дойдем до Тура, где сможем восстановить свои силы.
    Сегодня в нашем отряде упало (я называют это так) около пятидесяти человек. Мне становится страшно, что я тоже скоро могу оказаться в их числе. Но когда я думаю об этом, я сразу вспоминаю об истинной цели нашего похода, и мне сразу становится легче. В такие моменты я чувствую, что Господь следит за нами и помогает нам.
    Дальше несколько страниц из дневника вырваны, а может быть просто утеряны. Но в любом случае, нам остается лишь догадываться, о чем писал мальчик на этих страницах. Однако дальше повествование вновь продолжается:
    Я совсем потерялся во времени
    Не могу точно сказать, какой сегодня день, но могу сказать с уверенностью, что первый месяц лета подходит к концу. За это время наша армия успела пройти и пережить очень многое. Совсем недавно мы дошли до Тура (кажется всего два дня назад, потому что от Вандома шли мы достаточно долго – сил оставалось все меньше и меньше и приходилось замедляться). Увидев стены города Тур, мы все очень обрадовались. Ведь прошла почти неделя с того времени, как мы ушли из Вандома, а значит уже давно мы практически ничего не ели и совсем не отдыхали. За эту неделю детей упало больше, чем за весь поход. Поэтому сложно передать, насколько сильна была наша радость. Но к нашему изумлению, встретили нас очень холодно. Жители города не пустили нас даже за ворота, а только кинули нам несколько десятков мешков, скудно наполненных хлебом. Мне было прекрасно понятно, что для многотысячного отряда этого очень мало, но детей уже нельзя было остановить – огромной сворой они набросились на эти мешки, они пинались, толкались, не хотели делиться друг с другом. Этьен и священники пытались их остановить, призывая к разуму, но голодных детей уже ничего не волновало. И вот, через какую-то четверть часа мы все уже могли лицезреть разодранные и абсолютно пустые мешки и жадно дожевывающих детей. Вот так и состоялась наша остановка в Туре. Теперь нам с Кристофером не на что было надеяться. По дороге до Лиона мы начали по дороге изучать, какие растения съедобны, а какие лучше обходить стороной, ибо на другую еду можно было не рассчитывать. Но, к счастью, это единственное, что так сильно нас беспокоило. Главное, что в нас еще оставались силы идти дальше.
    Больше некогда писать, мы снова двинулись в путь. До Лиона осталось совсем чуть-чуть».
    В это время, немецкая армия детей уже дошла до заветной цели. В некоторых хрониках повествуется о том, что пизанцы, издавна соперничавшие с жителями Генуи, радушно встретили детей. И даже в какой-то степени сотворили чудо, которого ждали дети, – оснастили два корабля и отправили часть детей в Святую землю (ведь, как можно догадаться, море перед Николасом так и не расступилось). Но дальше история обрывается. Кое-кто из хронистов говорит о том, что все дети благополучно добрались до берега, но ни о какой встречи с неверными сведений нет.
    Давно наступил июль. Лион уже пройден
    Совсем не было сил писать. Думал, что мне удастся продолжить записи по приходу в Лион, но и там нас не ждал радушный прием, а сил идти оставалось все меньше и меньше. С трепетом ждал, когда же увижу Марсель, боясь до него не дойти. Несколько раз я уже терял сознание, но хорошо, что у меня есть Кристофер, который не позволял меня бросать и тащил на своих плечах. (не представляю, как ему это удавалось, ведь он сильно младше меня) Сам он держится очень бодро, я не разу не видел, чтобы ему было плохо. Но все это позади. Теперь мы уже в Марселе, (более красивого города я не видел, здесь живут очень добрые и приветливые люди) где расположились на два дня. Сначала мы не понимали, почему так долго, ведь перед нами уже море, которое ждет нас, зачем же тогда так мешкать. Но священники, которые сопровождали нас, объявили нам, что это остановка необходима, прежде всего, для Этьена. «Великому посланнику необходимо набраться сил, и тогда он сможет покорить себе море, проложить путь к Гробу Господнему, чтобы вы могли пройти за ним посуху» – сказали они.
    Нам же оставалось покорно ждать. Хотя в целом, мне и Кристоферу это было не в тягость. Часами мы сидели у моря, представляя, как оно разверзнется перед нами и доведет нас до самой Палестины, а там уж победа точно будет за нами. И, наконец то, во всем мире будет царить счастье и благодать. Преисполненные такими мыслями, мы впервые за долгое время были по-настоящему счастливы и никакие лишения не омрачали нам этого чувства.
    И вот наступил этот день. День которого мы ждали целый месяц, ради которого мы преодолел нечеловеческое расстояние. С самого утра, тысячи детей высыпали на берег, в ожидании появления Этьена. Время остановилось, как будто даже оно ждало Этьена. Но долго ждать нам не пришлось, через расступавшуюся толпу пробирался Этьен, облаченный в белую рясу. Он шел медленно и величественно. Дойдя до самого берега, когда волны были практически уже у его ног, он остановился. Все затихли, стало слышно даже дуновение ветра. Вот-вот должно было свершиться чудо… «Но что происходит? Почему море не расступается? Наверное, Господь разгневался на нас за что-то!» – уверен, что такие мысли, посещали каждого из нас, когда Этьен стоял у моря уже более часа, но ничего не происходило. Я был испуган, я не понимал, что происходит, ведь не может такого быть. Ведь не зря мы шли сюда. Как же мы тогда доберемся до Святой земли.
    Но тут, откуда не возьмись, появились два богато одетых всадника. Они подъехали к Этьену (а так, как я стоял в первых рядах, я мог слышать, что они ему говорили) и один из них произнес : «О, вождь святого воинства! Мы тоже хотим послужить богоугодному делу! Возьми наши корабли, чтобы достичь желанной цели и выполнить свой обет…». Этьен тут же согласился, объявив нам, что он неправильно понял послание Божье, что на самом деле море не расступится, а покориться ему. Со всех сторон раздались радостные вопли и слова благодарности, обращенные к двум всадникам. Но я чувствовал, что на самом деле что-то не так…
    На этом дневник обрывается. Может быть, автор не смог дописать его, а может быть часть была просто утеряна. Но в любом случае, окончание этой истории мы можем лишь домыслить сами, исходя из тех исторических данных, которыми мы сейчас обладаем.
    Согласно многим историческим трудам, армию Этьена погрузили в семь кораблей, два из них попало в страшную бурю близ острова Святого Петра. Другие пять кораблей сумели проскочить мимо скал, но куда унесло несколько тысяч детей, так никто и не знал.
    Но вот, двадцать лет спустя во Франции объявился таинственный монах. По его словам, когда-то он отплыл из Марселя вместе с детьми, и ему посчастливилось остаться в живых. Так вот он поведал народу, что на самом деле, не повредившиеся корабли, доплыли отнюдь не до Палестины, а до Алжира, где детей продали в рабство. Часть детей тут же разобрали по богатым домам, других отвезли на рынки. А трупы тех, кто потерпел крушение у острова Святого Петра, рыбаки выловили из моря и погребли в братской могиле. Еще позже на этом месте воздвигли церковь Новых Непорочных Младенцев. Мы же можем только надеяться, что мальчик, написавший этот дневник, все-таки выжил, и ему посчастливилось, если это конечно можно так назвать, попасть в богатый дом.
    Но, несмотря на неудачу, этот поход имеет право на место в истории Средневековья, ведь он, как и все предыдущие, оказал сильное влияние на последующие крестовые походы. А вся, многовековая история крестовых походов повлияла на развитие Европы того времени. Наиболее точно об этом последствии высказался У.М. Уотт: «Важнейшим следствием Крестовых походов, в том числе и похода детей, было то, что именно в них Западная Европа обрела свой дух. И этот положительный результат значением намного превысил политическое и военное поражение европейцев». Люди начали задумываться о связи человека с Богом и о месте человека в мире Бога. Эпоха Крестовых походов повлекла за собой начало эпохи Возрождения.
    Список литературы
    1.В.Задорожный «Игра, ставшая трагедией».«Атеистические чтения». М., Издательство политической литературы, 1990г.
    .«Средневековая Европа глазами современников и историков». Часть вторая. «Европейский мир X – XV вв.». М.: Интерпакс., 1994г.
    .Жак Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада». М.,1992г.

  4. Почти 200 лет из христианских государств Западной Европы на Восток отправлялись рыцари в военные походы. Началось это осенью 1095 года, когда папа Римский Урбан II произнес проповедь. Он призвал христиан в поход для освобождения Святой Земли и Гроба Господня в Иерусалиме. Эти святыни были заняты мусульманами. Пока они находились в руках арабов, паломники из Европы могли спокойно путешествовать. Но в это время пришли новые завоеватели, турки-сельджуки. Они угрожали уже Константинополю. Пламенная речь папы Римского произвела огромное впечатление на слушателей. Под крики толпы “Так хочет Бог!”, ставшими позднее боевым кличем крестоносцев, многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название “крестоносцев”, а походы – “крестовых”. В первом походе участвовали в основном плохо вооруженные и бедные рыцари, и он потерпел неудачу. Со следующего, 1096 года, начался отсчет Крестовых походов. Войска крестоносцев теперь были многочисленными и хорошо вооруженными. 15 июля 1099 года они взяли Иерусалим, устроив страшную резню среди мусульман. На захваченных землях крестоносцы создали четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Войско Иерусалимского королевства составляли рыцари духовно-рыцарских Орденов – Тамплиеры, Госпитальеры и Меченосцы. Всего Крестовых походов было восемь. Они часто возглавлялись европейскими государями. Например, Ричард Львиное Сердце большую часть своей сознательной жизни провел в походах, в Англии почти и не бывал. А французский король Людовик IX был провозглашен святым за то, что организовал несколько походов. Но жаркий климат Востока был непривычен для европейцев, здесь они встретились с неизвестными болезнями. Им тяжело было здесь жить и сражаться в своих доспехах. По естественным причинам (детей у христиан было гораздо меньше) государствам крестоносцев требовался приток “свежей крови” из Европы, а это не всегда было возможно. Многие походы носили откровенно грабительский характер. Так, в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили христианский Константинополь. В королевствах крестоносцев сохранялась европейская рыцарская культура. Подвиги воспевались в рыцарских романах, в поэзии менестрелей. Все труднее и труднее становилось обороняться от мусульман. И в Европе собирать войско становилось все тяжелее. Напрасно призывала Церковь. Раздоры между христианскими государями мешали объединению. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев – крепость Акра. И по сей день спорят историки о значении Крестовых походов. Сыграли ли они какую-то роль в установлении культурных контактов между Западом и Востоком или скорее помешали? Кроме Крестовых походов на Восток, папа Римский объявлял крестовыми и походы против еретиков, против язычников в Пруссии и Литве.

  5. Кресто?вые походы — серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины [1], в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним) , от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.
    Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители и даже дети.
    Первым воспринял идею освобождения Иерусалима от сельджуков римский папа Григорий VII, который пожелал лично возглавить поход. На его призыв откликнулось до 50 000 энтузиастов, но борьба папы с германским императором оставила идею висеть в воздухе. Преемник Григория, папа Виктор III обновил призыв предшественника, обещая отпущение грехов, но не желая лично участвовать в походе. Жители Пизы, Генуи, некоторых других итальянских городов, страдавших от морских набегов мусульман, снарядили флот, отбывший к побережью Африки. Экспедицией были сожжены два града в Тунисе, но этот эпизод не получил широкого резонанса.
    Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник, родом из Пикардии. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II, а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом идея распространилась весьма широко и стала популярной.
    Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука) . Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол, поставил дополнительную цель — отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то Божья воля! Так хочет Бог!» . Урбан II пообещал участникам отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе. Тут же, в Клермоне, желающие приносили торжественные клятвы и в знак обета нашивали на свои одежды кресты из полосок красной ткани. Отсюда и пошло имя «крестоносцы» и название их миссии — «Крестовый поход».
    Первый поход на волне всеобщего воодушевления в целом достиг своих целей. В дальнейшем Иерусалим и Святая земля были вновь захвачены мусульманами и Крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) Крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271—1272 годах. Последние походы, которые также назывались «крестовыми» , предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.

  6. Почти 200 лет из христианских государств Западной Европы на Восток отправлялись рыцари в военные походы. Началось это осенью 1095 года, когда папа Римский Урбан II произнес проповедь. Он призвал христиан в поход для освобождения Святой Земли и Гроба Господня в Иерусалиме. Эти святыни были заняты мусульманами. Пока они находились в руках арабов, паломники из Европы могли спокойно путешествовать. Но в это время пришли новые завоеватели, турки-сельджуки. Они угрожали уже Константинополю. Пламенная речь папы Римского произвела огромное впечатление на слушателей. Под крики толпы «Так хочет Бог!», ставшими позднее боевым кличем крестоносцев, многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовых». В первом походе участвовали в основном плохо вооруженные и бедные рыцари, и он потерпел неудачу.
    Со следующего, 1096 года, начался отсчет Крестовых походов. Войска крестоносцев теперь были многочисленными и хорошо вооруженными. 15 июля 1099 года они взяли Иерусалим, устроив страшную резню среди мусульман. На захваченных землях крестоносцы создали четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Войско Иерусалимского королевства составляли рыцари духовно-рыцарских Орденов — Тамплиеры, Госпитальеры и Меченосцы.
    Всего Крестовых походов было восемь. Они часто возглавлялись европейскими государями. Например, Ричард Львиное Сердце большую часть своей сознательной жизни провел в походах, в Англии почти и не бывал. А французский король Людовик IX был провозглашен святым за то, что организовал несколько походов.
    Но жаркий климат Востока был непривычен для европейцев, здесь они встретились с неизвестными болезнями. Им тяжело было здесь жить и сражаться в своих доспехах. По естественным причинам (детей у христиан было гораздо меньше) государствам крестоносцев требовался приток «свежей крови» из Европы, а это не всегда было возможно. Многие походы носили откровенно грабительский характер. Так, в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили христианский Константинополь.
    В королевствах крестоносцев сохранялась европейская рыцарская культура. Подвиги воспевались в рыцарских романах, в поэзии менестрелей.
    Все труднее и труднее становилось обороняться от мусульман. И в Европе собирать войско становилось все тяжелее. Напрасно призывала Церковь. Раздоры между христианскими государями мешали объединению. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев — крепость Акра.
    И по сей день спорят историки о значении Крестовых походов. Сыграли ли они какую-то роль в установлении культурных контактов между Западом и Востоком или скорее помешали?
    Кроме Крестовых походов на Восток, папа Римский объявлял крестовыми и походы против еретиков, против язычников в Пруссии и Литве.

  7. Почти 200 лет из христианских государств Западной Европы на Восток отправлялись рыцари в военные походы. Началось это осенью 1095 года, когда папа Римский Урбан II произнес проповедь. Он призвал христиан в поход для освобождения Святой Земли и Гроба Господня в Иерусалиме. Эти святыни были заняты мусульманами. Пока они находились в руках арабов, паломники из Европы могли спокойно путешествовать. Но в это время пришли новые завоеватели, турки-сельджуки. Они угрожали уже Константинополю. Пламенная речь папы Римского произвела огромное впечатление на слушателей. Под крики толпы «Так хочет Бог!», ставшими позднее боевым кличем крестоносцев, многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовых». В первом походе участвовали в основном плохо вооруженные и бедные рыцари, и он потерпел неудачу.
    Со следующего, 1096 года, начался отсчет Крестовых походов. Войска крестоносцев теперь были многочисленными и хорошо вооруженными. 15 июля 1099 года они взяли Иерусалим, устроив страшную резню среди мусульман. На захваченных землях крестоносцы создали четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Войско Иерусалимского королевства составляли рыцари духовно-рыцарских Орденов — Тамплиеры, Госпитальеры и Меченосцы.
    Всего Крестовых походов было восемь. Они часто возглавлялись европейскими государями. Например, Ричард Львиное Сердце большую часть своей сознательной жизни провел в походах, в Англии почти и не бывал. А французский король Людовик IX был провозглашен святым за то, что организовал несколько походов.
    Но жаркий климат Востока был непривычен для европейцев, здесь они встретились с неизвестными болезнями. Им тяжело было здесь жить и сражаться в своих доспехах. По естественным причинам (детей у христиан было гораздо меньше) государствам крестоносцев требовался приток «свежей крови» из Европы, а это не всегда было возможно. Многие походы носили откровенно грабительский характер. Так, в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили христианский Константинополь.
    В королевствах крестоносцев сохранялась европейская рыцарская культура. Подвиги воспевались в рыцарских романах, в поэзии менестрелей.
    Все труднее и труднее становилось обороняться от мусульман. И в Европе собирать войско становилось все тяжелее. Напрасно призывала Церковь. Раздоры между христианскими государями мешали объединению. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев — крепость Акра.
    И по сей день спорят историки о значении Крестовых походов. Сыграли ли они какую-то роль в установлении культурных контактов между Западом и Востоком или скорее помешали?
    Кроме Крестовых походов на Восток, папа Римский объявлял крестовыми и походы против еретиков, против язычников в Пруссии и Литве.

  8. Почти 200 лет из христианских государств Западной Европы на Восток отправлялись рыцари в военные походы. Началось это осенью 1095 года, когда папа Римский Урбан II произнес проповедь. Он призвал христиан в поход для освобождения Святой Земли и Гроба Господня в Иерусалиме. Эти святыни были заняты мусульманами. Пока они находились в руках арабов, паломники из Европы могли спокойно путешествовать. Но в это время пришли новые завоеватели, турки-сельджуки. Они угрожали уже Константинополю. Пламенная речь папы Римского произвела огромное впечатление на слушателей. Под крики толпы «Так хочет Бог!», ставшими позднее боевым кличем крестоносцев, многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовых». В первом походе участвовали в основном плохо вооруженные и бедные рыцари, и он потерпел неудачу.Со следующего, 1096 года, начался отсчет Крестовых походов. Войска крестоносцев теперь были многочисленными и хорошо вооруженными. 15 июля 1099 года они взяли Иерусалим, устроив страшную резню среди мусульман. На захваченных землях крестоносцы создали четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Войско Иерусалимского королевства составляли рыцари духовно-рыцарских Орденов — Тамплиеры, Госпитальеры и Меченосцы.Всего Крестовых походов было восемь. Они часто возглавлялись европейскими государями. Например, Ричард Львиное Сердце большую часть своей сознательной жизни провел в походах, в Англии почти и не бывал. А французский король Людовик IX был провозглашен святым за то, что организовал несколько походов.Но жаркий климат Востока был непривычен для европейцев, здесь они встретились с неизвестными болезнями. Им тяжело было здесь жить и сражаться в своих доспехах. По естественным причинам (детей у христиан было гораздо меньше) государствам крестоносцев требовался приток «свежей крови» из Европы, а это не всегда было возможно. Многие походы носили откровенно грабительский характер. Так, в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили христианский Константинополь.В королевствах крестоносцев сохранялась европейская рыцарская культура. Подвиги воспевались в рыцарских романах, в поэзии менестрелей.Все труднее и труднее становилось обороняться от мусульман. И в Европе собирать войско становилось все тяжелее. Напрасно призывала Церковь. Раздоры между христианскими государями мешали объединению. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев — крепость Акра.И по сей день спорят историки о значении Крестовых походов. Сыграли ли они какую-то роль в установлении культурных контактов между Западом и Востоком или скорее помешали?Кроме Крестовых походов на Восток, папа Римский объявлял крестовыми и походы против еретиков, против язычников в Пруссии и Литве.

  9. Почти 200 лет из христианских государств Западной Европы на Восток отправлялись рыцари в военные походы. Началось это осенью 1095 года, когда папа Римский Урбан II произнес проповедь. Он призвал христиан в поход для освобождения Святой Земли и Гроба Господня в Иерусалиме. Эти святыни были заняты мусульманами. Пока они находились в руках арабов, паломники из Европы могли спокойно путешествовать. Но в это время пришли новые завоеватели, турки-сельджуки. Они угрожали уже Константинополю. Пламенная речь папы Римского произвела огромное впечатление на слушателей. Под крики толпы “Так хочет Бог!”, ставшими позднее боевым кличем крестоносцев, многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название “крестоносцев”, а походы – “крестовых”. В первом походе участвовали в основном плохо вооруженные и бедные рыцари, и он потерпел неудачу.
    Со следующего, 1096 года, начался отсчет Крестовых походов. Войска крестоносцев теперь были многочисленными и хорошо вооруженными. 15 июля 1099 года они взяли Иерусалим, устроив страшную резню среди мусульман. На захваченных землях крестоносцы создали четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Войско Иерусалимского королевства составляли рыцари духовно-рыцарских Орденов – Тамплиеры, Госпитальеры и Меченосцы.
    Всего Крестовых походов было восемь. Они часто возглавлялись европейскими государями. Например, Ричард Львиное Сердце большую часть своей сознательной жизни провел в походах, в Англии почти и не бывал. А французский король Людовик IX был провозглашен святым за то, что организовал несколько походов.
    Но жаркий климат Востока был непривычен для европейцев, здесь они встретились с неизвестными болезнями. Им тяжело было здесь жить и сражаться в своих доспехах. По естественным причинам (детей у христиан было гораздо меньше) государствам крестоносцев требовался приток “свежей крови” из Европы, а это не всегда было возможно. Многие походы носили откровенно грабительский характер. Так, в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили христианский Константинополь.
    В королевствах крестоносцев сохранялась европейская рыцарская культура. Подвиги воспевались в рыцарских романах, в поэзии менестрелей.
    Все труднее и труднее становилось обороняться от мусульман. И в Европе собирать войско становилось все тяжелее. Напрасно призывала Церковь. Раздоры между христианскими государями мешали объединению. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев – крепость Акра.
    И по сей день спорят историки о значении Крестовых походов. Сыграли ли они какую-то роль в установлении культурных контактов между Западом и Востоком или скорее помешали?
    Кроме Крестовых походов на Восток, папа Римский объявлял крестовыми и походы против еретиков, против язычников в Пруссии и Литве.

  10. распланируй свои занятия во время каникул составь два списка необходимые дела и то что очень хотелось бы осуществить распредили дела из каждого списка на все дни каникул подчеркни красным цветом первоочерёдные дела синим те которые следует сделать во вторую очередь зелёным те которые желательно сделать если останется время
    Помогите пожалуйста с 1 заданием срочно
    образования политических партии а россий в начале 19 века
    1.Как в средние века складывались отношения феодалов с жителями городов,находившихся на их земле?
    2.Сравните деятельность средневековых купцов и сегодняшних бизнесменов. С какими рисками, потерявших значимость в современном мире, была связана деятельность купцов?
    Период существования государства Ширваншахов
    какие признаки есть волшебной и реальной сказки в заколдованное место
    Петя Вася и Коля поели тортик. Петя сьел 2/5 тортика а Вася 1/2.какую часть тортика сьел коля
    В реках,озерах,прудах водится много рыбы. Подчеркнуть члены предложения
    1. Составьте небольшие тексты по данным первым предложениям, изменив в последующих порядок главных членов.
    1) Улица полна движений. …
    2) Был чудесный зимний день. …
    3)В нашей семье у каждого есть своё любимое дело, своё увлечение. … ( к каждому нужно составить ещё 3-4 предложения (простых)
    2. Спишите отрывок из романа Б.Д. Пастернака „Доктор Живаго”
    Подчеркните главные члены предложения.
    И все находилось в движении, медленном, равномерном. Текла река. Ей навстречу шла дорога. По дороге Шагал доктор. В одном направлении с ним тянулись облака.
    Рассмотрите, как построен этот текст: почему сказуемые, выраженные глаголами движения,в нем инверсированы?
    может ли заряд частицы быть равным g = 1,6 • 10 _ 20 к л

  11. Семь месяцев турки-сельджуки, укрывшись за мощными стенами, отражали атаки крестоносцев. Только благодаря предательству одного из турецких командиров крестоносцы сумели захватить город.
    Едва рыцари успели отпраздновать победу, как большое войско, посланное султаном Египта, окружило город. Надежды на спасение не было. Однако один из крестоносцев увидел во сне святого, который указал место в Антиохии, где лежала драгоценная святыня — наконечник копья. Им, по преданию, был пронзен распятый на кресте Иисус Христос. Утром крестоносец рассказал о сне своим товарищам. Копье было найдено в том месте, на которое указал святой. Крестоносцы, воодушевленные Божьим знамением, вышли из города и разбили вражеские войска.
    В июне 1099 года крестоносцы достигли своей цели — Иерусалима. Город был хорошо укреплен. Его жители храбро защищали свои жизни и имущество. Рыцарям пришлось строить осадные лестницы и машины. После решительного штурма рыцари ворвались в город. Большинство жителей было убито, их имущество разграблено. Материал с сайта http://worldofschool.ru
    После резни, устроенной в городе, крестоносцы приблизились к храму Гроба Господня. Они разулись (на Святой земле нельзя было стоять в обуви) и с непокрытыми головами опустились на колени. Во время произнесения молитвы рыцари плакали. Выполнив обет, многие крестоносцы вернулись на родину.
    Первые Крестовые походы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *