Сочинение на тему крестьянская жизнь

4 варианта

  1. Добрый день, уважаемые экскурсанты! Предлагаю Вам отправиться в путешествие во времени и заглянуть в Россию XIX и XX века. Цель нашей экскурсии – знакомство с крестьянским семейным бытом. Наиболее ярко он отражен в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказе «Матренин двор».
    Наше путешествие начинается. Мы в XIX веке. Сопровождать нас будут странники – правдоискатели. Вместе с ними останавливаемся в селе Кузьминское на веселой ярмарке:
    Товарищ много всякого
    И видимо – невидимо
    Народу! Не потеха ли?
    Все вокруг движется, шумит, кричит:
    Зато крестьяне прочие
    Так были разутешены,
    Так рады, словно каждого
    Он подарил рублем!
    Один из мужиков обращается за помощью к народу. Кто же это. Узнаем Ермила Гирина. Грамотный мужик, служил писарем, прославился на всю округу справедливостью и умом. Буквально через мгновенье веселье перешло в пьянство:
    Ползли, лежали, ехали,
    Барахталися пьяные,
    И стопом стон стоял!
    «Пропился» и мужик, который «раздумался над трактором» и парень «тихонький», который поддеву новую в землю закопал, и «старая», «хмельная баба». Слышим высказывания из толпы, которые свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.
    Идем далее, и перед нами картина коллективно труда – «веселой косьбы»! Она проникнута праздничным и светлым чувством:
    Народу тьма! Там белые
    Рубахи баб, да пестрые
    Рубахи мужиков,
    Да голоса, да звяканье
    Проворных кос…
    Радость труда ощущается во всем: «травы высокие», «косы проворные», «косьба веселая». Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном творить чудеса.
    По дороге заходим в деревню Босово, где живет Яким Нагой. А вот и он сам: «Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины на высохшей земле…» Узнаем о том, что:
    Живал когда-то в Питере,
    Да угодил в тюрьму:
    С купцом тягаться вздумалось!
    Как липочка ободранный,
    Вернулся он на родину
    И за соху взялся.
    Живет он в страшной  нищете. Работает до смерти, спасается под бороной от жары и дождя. А большая часть его труда достается «дольщикам»:
    А чуть работа кончена.
    Гляди, стоят три дольщика:
    Бог, царь и господин!
    Всю свою жизнь Яким работал, испытал много лишений, голодал. Но все же он находит в себе силы создать какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинами, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок.
    Заглянем и в крестьянскую избу к простой русской женщине Матрене Тимофеевне Корчагиной. Вот что она рассказывает: «Родилась в большой крестьянской семье. Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Я была окутана любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети быстро взрослеют. Как только подросла, стала во всем помогать своим родителям. На игры оставалось все меньше и меньше времени. На первое место встала нелегкая крестьянская работа.
    В юности я была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на меня заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдали замуж. Свободная и беззаботная жизнь закончилась. Чужая, незнакомая семья. Сразу я поняла, что тяжело мне придется:
    Семья была большущая,
    Сварливая…попала я
    С девичьей холи в ад!
    Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто. В новой семье приходилось много работать, и никто доброго слова не говорил…
    Но были и в моей жизни немудреные и простые радости:
    Зимой пришел Филиппушка,
    Привез платочек шелковый
    Да прокатил на саночках
    В Екатеринин день,
    И горя, словно не было!
    Отношения с мужем не всегда были безоблачными. Бывало, что и бил меня. После замужества дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Жаловаться было некому, да и незачем».
    Однако Матрена не унывает. Она сопровождает свой рассказ русскими народными песнями, которые тут же подхватывают все присутствующие. Ее жизнь неразрывно связана с природой. Любуясь красотой сына, Матрена сравнивает его с природными образами:
    Краса взята у солнышка,
    У снега белизна,
    У маку губы алые,
    Бровь черная у соболя,
    У соболя сибирского,
    У сокола глаза.
    «Гибель Демушки – страшное горе для матери. С трудом пережила все случившееся. Бог дал еще детишек, и любовь к ним – самое главное, что было у меня».
    Святая странница сказывала:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Заброшены, потеряны
    У Бога самого!
    Верим, что все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Нелегко слушать рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни. Нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломленной. А речь ее наполнена пословицами и поговорками, приметами и песнями, которые лучше раскрывают душевное состояние.
    Но наша экскурсия продолжается. И теперь мы попадаем в пятидесятые годы двадцатого века, послевоенное время, в деревню Тальново. Встречаемся с Игнатичем, который и рассказывает нам о непростой доле местных жителей. «Я мечтал попасть в глухую деревню, увидеть первозданную красоту природы, насладиться умиротворенной и дружеской обстановкой. Но попал в такую социальную среду, где царит бедность и разруха: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные обычаи и традиции. Да Вы сами посмотрите! Дом, где живет Матрена Васильевна Захарова, русская крестьянка и я, настолько старый и обветшалый, что жить в нем можно только летом, в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка ». Бытовые проблемы абсолютно не разрешены. В доме бегают тараканы и мыши, кругом прогнившие от сырости полы, скрипучие двери и окна, не спасающие от сильного ветра.
    Но, благодаря Матрене Васильевне, создававшей своей любовью и добротой приятную дружескую атмосферу, в нашем доме царила гармония. Она «вставала в 4-5 утра, включала лампочку за кухонной перегородкой и вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить корову и за водой…». Очень любила Матрена возиться с любимыми фикусами, колченогой кошкой и козой – тем, что смогла  нажить непосильным трудом за столько лет, несмотря на то, что работала всю жизнь».
    К сожалению, такой теплый прием мы встретили только в этом доме, единственном из деревни Тальново. Душами же остальных людей завладевают жадность и корысть, никто не помогает друг другу, каждый наживается на труде своего соседа. В деревне нечего есть, голод повсюду, нечем топить избы. Люди воруют торф в тресте.
    Только Матрена сохранила «широкую русскую душу», готовая всегда прийти на помощь. Она настоящая праведница, поддерживающая равновесие в обществе. Но мы знаем, что в каждом городе, поселке, деревне есть такой праведник, без которого: «Не стоит село, ни город, ни вся земля наша». И это радует, заставляет верить в лучшее, светлое будущее, без людской злости и зависти.
    На этом наше путешествие во времени заканчивается. Мы охватили целых два века. Познакомились с крестьянским семейным бытом того времени, тяжелой, полной испытаний жизнью крестьян, которые, несмотря ни на что, продолжали бороться со всеми проблемами и строили новый, чистый, счастливый мир.  Благодаря их стараниям, мы не утратили известных на весь мир русских традиций, великой культуры. До наших дней  дошли пословицы и поговорки, в которых сосредоточена вековая мудрость. Тот быт, который есть сейчас у нас, передается из поколения в поколение и истоками уходит как раз в то время. А такие произведения, как поэма-эпопея Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказ А. Солженицына «Матренин двор», собравшие в себе историю крестьянства и сохранившие для нас все особенности и отличительные черты того времени, свидетельствуют об этом.

  2. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ЖИЗНЬ КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНИНА

    Ответы:

    Крестьяне обрабатывали свои поля такими же орудиями, какие были у их отцов и дедов. Многие не имели даже бороны и рыхлили землю бревном, которое волочили по вспаханному полю. Молотили палками или деревянными цепами. Почву почти не удобряли. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот – овцы, козы, свиньи. Лошадей и коров было мало, потому что для крупного скота не хватало кормов.Постоянно занятые работой на феодала, крестьяне не могли хорошо обработать своё поле. Урожаи были очень низкими; зерна получали лишь в два-три раза больше, чем сеяли. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы. И тогда наступали страшные дни голода. Люди поедали сначала весь скот и птицу. Чтобы избежать голодной смерти, они ели лесные коренья, траву и водоросли. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших людей. Но крестьяне прилагали все силы, чтобы получать в своём хозяйстве более высокие урожаи. У них появились сделанные из железа косы, вилы, топоры, лопаты, грабли. В IX веке кое-где уже стали применять не только лёгкий, но и тяжёлый колёсный плуг. Таким плугом крестьяне глубже вспахивали почву; они разрыхляли её деревянной бороной с железными зубьями. Двухполье начало сменяться трёхпольем. Пашню делили уже не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной – яровыми, а третье поле оставляли под паром. Теперь пустовала не половина поля, а лишь одна треть. При трёхполье засевали больше земли, чем при двухполье, и получали более высокие урожаи. В начале средних веков техника сельского хозяйства была очень низкой. Но своим неустанным трудом крестьяне постепенно улучшали орудия труда и способы обработки земли. Беспорядочно теснились друг к другу жалкие хижины крестьянской деревушки. Маленькие деревянные домики были крыты соломой. Печных труб не было; когда разводили огонь в очаге, густой удушливый дым наполнял тесное помещение. Узенькие окошки без стёкол пропускали мало света; в холодную погоду их затыкали тряпками или пучками соломы. Чтобы сохранить скот и птицу от холода, зимой их держали в том же помещении, где жили люди. Темно, грязно и сыро было в крестьянской хижине. Вся обстановка хижины состояла из грубо сколоченного стола и нескольких скамеек вдоль стен. Спали на единственной кровати или на соломе, настланной прямо на земляном полу. Крестьяне одевались в грубую домотканую одежду, обувались в, тяжёлые деревянные башмаки. Опутанные поборами повинностями, крепостные крестьяне жили в страшной нужде.На жестокий гнёт феодалов крестьяне отвечали  упорной борьбой. Они жили общинами и привыкли всё решать сообща. Им было легче сговориться между собой, чем рабам; ведь рабы, привезённые из разных стран, плохо понимали друг друга. Поэтому крестьяне боролись более сплочённо, чем рабы. Если феодал непомерно увеличивал повинности, община давала ему отпор. Крестьяне начинали хуже обрабатывать поле господина, поджигали его амбары. Нередко они убивали особенно жадных и жестоких феодалов. В одиночку и целыми деревнями крестьяне убегали из родных мест. Наиболее смелые из беглецов создавали отряды в горах и лесах. Они мстили феодалам за свои страдания и обиды. Больше всего феодалы боялись восстаний – массовых вооружённых выступлений крестьян. Грозной толпой направлялись восставшие к дому феодала. В ход пускались косы, вилы, топоры, цепы. Иногда восстания охватывали целые области. После особенно крупных восстаний феодалы в течение многих лет не осмеливались увеличивать барщину и оброк. Крестьяне могли тогда уделять больше времени своему хозяйству, улучшать обработку земли и орудия труда. Но потом феодалы забывали о пережитом страхе и сильнее прежнего угнетали крестьян. В средние века происходила ожесточённая борьба между крестьянами и феодалами.

  3. Экзаменационный реферат
    По предмету «История»
    Ученика 6 «Б» класса
    Русской гимназии
    Кудрявцева Владимира.
    КРЕ СТЬЯНИН.
    Как и все мои предки, я – крестьянин. Живу я в маленькой деревеньке на берегу красивой и быстрой реки. Дом мой расположен вблизи господских угодий, конечно, он не такой красивый, как у сеньора, но он очень теплый и уютный. Он сложен из брёвен и протыкан мхом. Окна в нем маленькие и закрываются ставнями. Крыша покрыта соломой. В особо голодные зимы эта солома идет на корм скоту. Вблизи дома находится амбар, хлев и сарай, так же к дому примыкает сад и огород.
    Каждое утро с восходом солнца просыпается моя семья. Семья у нас большая: мама, папа, два старших брата, сестра, я и еще младшие брат и сестра. Пока мама готовит завтрак, мы пашем землю, кормим скотину, убираем хлев и выполняем много другой работы. Мама варит бобы в чугунном котелке. Котелок подвешивает на железном треножнике над огнем в очаге. В золе пекутся яички. Когда мама разжигает очаг, в доме становится дымно. Дым выходит через отверстие в потолке и через дверь, но также остается на стенах, поэтому стены становятся темными.
    Когда солнце доходит до старого дуба, мы садимся завтракать, а потом отправляемся работать на господские земли. Весь день мы трудимся на землях сеньора: пашем, сеем, косим, жнём, чистим конюшни, убираем хлев. Женщины – стирают, готовят еду, молотят и провеивают зерно. Младшие из нашей семьи остаются дома. Они пасут скот, готовят ужин, убирают в доме. Скотины у нас много: два быка, две козы и козел, пять овец, три свиньи, два десятка кур и столько же уток и гусей, а еще молодняк. Работы в доме хватает всем. Мы любим свою скотину. Она помогает нам выжить в голодные зимы. Но чтобы ей выжить, ее нужно кормить. Наш сеньор строгий, но справедливый, он разрешает нам косить траву, после того как мы накосим травы для него. Он понимает, чем лучше живем мы, тем богаче становится он.
    После работы мы все идем на речку, отмываемся и проверяем садки с рыбой. Потом усаживаемся за стол. И нет ничего милее этих уставших и приветливых лиц, этого грубо сколоченного стола и черных от копоти стен. На ужин обычно у нас каша, овощи, рыба, мед и яйца. После ужина, на закате солнца, покормив и подоив скотину, мы укладываемся спать. Мать с отцом спят на большом сундуке, а мы – дети устраиваемся на нарах. Мы спим на тюфяках набитых соломой, которая также используется в голодные зимы. Наступает самое замечательное время, после трудового дня, время фантазий. Мы по очереди рассказываем сказки. В них мы мечтаем о беззаботной стране, где не надо будет работать, где каждый будет наслаждаться вкусной пищей, отдыхать, веселиться. Мы засыпаем с блаженной улыбкой на устах и видим волшебные сны. А утром чуть свет мы снова на ногах, и вновь принимаемся за работу.
    В воскресенье сеньор уезжает в другую деревню на ярмарку, поэтому в этот день мы не ходим к нему на работу. С самого утра отец с братьями месят глину и делают из нее горшки или плетут корзины. Сестра ткет, мама штопает нашу одежду и готовит обед, а младшие и я выполняем мелкую повседневную работу: ходим за водой, за рыбой, кормим скотину, полем грядки и многое другое. Вся работа проходит вперемешку с играми, поэтому я очень люблю воскресенье.
    В наших полях много кроликов. По воскресным дням мы часто расставляем на них силки. Если кроликов ловится много, мама засаливает их для праздника или отец несет их на обмен. Соль мы обмениваем у сеньора, так как только он ездит на ярмарку и меняет ее на другие товары.
    Иногда мы тоже с соседями обмениваемся товаром. Мы меняем горшки на мед, яйца или просто отдаем горшки и ткань, чтобы смолоть зерно. Мы обмениваем то, чего у нас много, на то, что нам необходимо. Обмен происходит на пустыре. Там собираются почти все жители деревни. Иногда, там происходят ссоры, которые разрешает наш сеньор. Он всегда найдет виновного. Виновный должен будет выплатить сеньору и потерпевшему тем товаром, который он привез на обмен.
    Были в нашей деревне и такие, которые не любили сеньора. Они либо уходили от него, либо гнули спину вдвое больше, чем другие. Мы никогда не заходили далеко от деревни, поэтому считали, что за ее пределами ничего нет и идти в никуда это верная гибель.
    Но так было не всегда. Отец рассказывал, что дед его деда был свободным крестьянином, работал только для своей семьи. Жили они дружно и счастливо, пока не наступило страшное время войн. Кто-то должен был защищать женщин и детей, поэтому многие из сородичей избрали своим делом войну. Но ведь кто-то должен был кормить воинов, потому и остался прадед на земле. Он любил землю, и земля платила ему тем же. У него всегда были хорошие урожаи. Он и другие крестьяне, оставшиеся на земле, снабжали армию продовольствием и всем необходимым. Это вошло в обычай. Но как ни хороши были урожаи, армии этого не хватало. У крестьян стали забирать последнее. Крестьяне были вынуждены просить помощи у богатого и могущественного сеньора. Сеньор взял их под свое покровительство, отныне крестьяне стали зависеть от него. За свою безопасность крестьяне платили ему оброк в виде продуктов, а также выполняли различные работы. С тех пор так и повелось.
    Конечно, труд крестьянина очень тяжелый, но когда заканчивается уборка урожая, приходит пора праздников, и никто так не радуется им, как крестьяне. Нам приходится много работать, наверное, поэтому мы всегда весело отмечаем праздники. Праздников у нас не много, потому мы их очень ждем и готовимся заранее. Самую красивую одежду мы храним в сундуках, лишь иногда проветриваем, чтобы ее не съела моль. На праздник мы наряжаемся и выставляем на стол все самое вкусное: печеное мясо, топленое молоко, масло, сыры, вяленую рыбу, лучшие сорта вина и пива. Вечером поем песни, устраиваем игры и пляски. С концом праздника начинается новая трудовая неделя.

  4. “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов задумал как “народную книгу”. Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные “по словечку” в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна.
    Поэма широко охватывает народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени, заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея — художественное произведение, в котором отражается целая эпоха в жизни страны и народа.
    Идейный замысел поэмы отвечает на вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Проблема народного счастья — центральная, и решая ее, Некрасов ставил перед собой ряд сопутствующих проблем, разрешающих основную. Это оценка крепостного права как одной из важных причин физической и духовной нищеты народа; неоднородность крестьянской массы; раскрытие потенциальных положительных качеств народа — “золота, золота — сердца народного”; разоблачение привилегированных слоев населения, прежде всего дворянства; показ формирования рядового “народного заступника”; новое понимание счастья человека.
    Поэму по широте охвата действительности, прежде всего крестьянской жизни, можно назвать энциклопедией русской жизни. В центре некрасовской поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов в своей поэме передал мысли и чувства наиболее сознательной части крестьянства. Поэт отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни “пахаря” — рождение ребенка и крестины, свадьба, рекрутчина и похороны, труд на поле и работа “на стороне”, страда и ярмарка, пир и голод, порка и бунты — все вместилось в поэму.
    Рассказ о путешествии странников в поисках счастья позволил автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев… и каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.
    В центре внимания — крестьянская масса. Несмотря на тяжелую борьбу за существование и изнурительный труд, крестьяне хранят в душе стремление к красоте, в доступной форме тягу к искусству.
    В глазах автора богатырь и богатство — это не только физическое, но и духовное качество. Именно эта сторона жизни народа давала право автору сказать: “золото, золото — сердце народное”, а в целом народная масса, духовное ее начало оценивается как добрая почва:
    Такая почва добрая —
    Душа народа русского…
    О, сеятель, приди!
    Своеобразие некрасовской поэмы в том, что сеятель на ниве народной, изображенный в лице Гриши Добросклонова, появляется из самой гущи народа, что свидетельствовало о росте народного самосознания широких демократических слоев.
    В поэме крестьяне предстают способными и к коллективному, солидарному действию (сбор денег для Ермилы Гирина, расправа с Егоркой Шутовым). Они полны чувства собственного достоинства, презрения к господам. Однако в своем возмущении и протесте крестьяне часто непоследовательны. Савелий, богатырь русский, человек сильный и волевой, учит свою внучку:
    Терпи, многокручинная!
    Терпи, многострадальная!
    Нам правды не найти.
    Некрасовское художественное изображение крестьянства отличается объективностью, не позволяющей ни идеализировать крестьянство, ни очернять его.
    Афористическую форму оценка Некрасовым крестьянской Руси получила в строчках:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь!
    Поэма Некрасова, по выражению одного из исследователей, является генеральным смотром крестьянской России. Народ выступает на страницах поэмы как в массовых сценах, так и в отдельных образах, которые представили довольно разнообразную по своему настроению и духовному состоянию крестьянскую массу.
    Среди крестьян можно выделить крестьян-протестантов, заявивших о своем несогласии с тем образом жизни, на который их обрекала судьба. Савелий воплощал судьбу русского мужика. Некрасов, подобно сказителям былин, использует гиперболу, чтобы подчеркнуть физическую и духовную силу героя. Уже само название — “Богатырь святорусский” — подчеркивает богатырскую мощь этого человека, который и после сибирской каторги не пал духом и с гордостью заявлял: “клейменый, да не раб”.
    Яким Нагой сохранил в себе и чувство социального достоинства, и способность разобраться как в собственном положении, так и в положении крестьянства, он знает, что “освобожденный” мужик бедствует не по своей воле. В этом же персонаже запечатлена неумирающая тяга к прекрасному. Замечательно, что народную крестьянскую суть Якима Нагого автор подчеркивает в портрете, основные тона и краски которого заимствованы из “палитры” земледельца.
    Агап Петров — единственный из крестьян, бывших крепостных князя Утятина, — не согласился играть комедию. Он по-новому заговорил с барином, его дерзкая речь знаменовала новый этап в сознании русского крестьянина.
    Ермил Гирин — единственный из претендентов на счастье из крестьянской массы, которого крестьяне не встретили, потому что тот, став на сторону восставших крестьян, оказался в тюрьме. В лице Ермила Некрасов показал грамотного, выдающегося по своим нравственным и организаторским способностям крестьянина. Вольный владелец мельницы, Гирин является тем счастливым крестьянином, которого искали странники, потому что у него есть “и спокойствие, и деньги, и почет”. Некрасов понимал, что крепостное право накладывало отпечаток на нравственный мир крестьян, среди которых появляются холопы по духу, такие, о которых в главе “Про холопа примерного — Якова верного” сказано:
    Люди холопского звания —
    Сущие псы иногда:
    Чем тяжелей наказания, —
    Тем им милей господа.
    Были и такие крестьяне, которые совершали самый страшный с точки зрения крестьян грех — предательство. Староста Глеб
    На десятки лет до недавних дней
    Восемь тысяч душ закрепил, злодей.
    Постоянное общение с господами наложило свой отпечаток на нравственный облик дворовых. Оторванные от крестьянского труда, они после реформы 1861 года очень часто оставались не у дел. Это была своеобразная драма людей, выброшенных из жизни. Некрасов сравнивает дворовых, заброшенных в барской усадьбе, с тараканами в нетопленой горнице. Сознание одного из таких дворовых еще в пору крепостного права передается небольшим монологом лакея князя Переметева, который свое счастье видит в том, что имеет возможность допивать из рюмок напитки иностранные и лизать барские тарелки. Автору очень хочется указать путь к счастью для всех людей. Пройдя дорогами деревенской Руси, семь мужиков-правдоискателей встретились со многими людьми, но убедились, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли, но наряду с ними уже появляются, пусть немногие, но все же протестующие крестьяне.
    В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов отразил появление новых сил, молодежи, которая мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее будущее своей многострадальной родины. И автор не сомневается, что у его родного народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, пусть медленно, пусть еще не повсеместно, меняется.
    Своей вершинной поэмой народный поэт Н. А. Некрасов, изобразив все стороны русской жизни, показал, что народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *