Сочинение на тему кровная месть

12 вариантов

  1. Любая религия учит, что месть – явление отрицательное и к добру это не приводит. Каждого ребенка с детства учат прощать, забывать зло и отвечать добром обидчику. Но характеры у всех разные, а жизнь заставляет каждого вести себя в соответствии со сложившимися принципами. Всем православным христианам известна фраза Иисуса «Ударили по одной щеке – подставь другую». Но далеко не каждый готов этому следовать, ведь с этим сложно согласиться. Редкий человек простит обиду, не задев обидчика в ответ. Семья для каждого человека – самое ценное, что есть в жизни, поэтому убийство члена семьи никогда и ничем не восполнить, но чувство месть может в некоторых случаях смягчить боль утраты.
    Отдельно следует рассматривать кровную месть. Пожалуй, это та исключительная месть, которой можно изредка дать оправдание. Кровная месть – это обычай, родом из древних времен, когда существовал родоплеменной строй. Представляет собой возмездие, которое обязательно нужно совершить по отношению к тому, кто убил одного из членов семьи. Зачастую из-за этого обычая страдал весь род обидчика, а отомстивший испытывал облегчение и чувство выполненного долга. Месть ослепляет, превращает человека в заложника своих же мыслей, она одурманивает настолько, что невозможно думать ни о чем другом, кроме как о желании отомстить.
    Чаще всего, конечно, этот закон «око за око, зуб за зуб» встречается у народов Кавказа. Причем поводом кровной мести могло послужить не только убийство члена семьи, но и такие, как оскорбление гостя, похищение девушки. Само намерение отомстить воспринималось как должное и ни от кого не скрывалось. Конечно, имели место редчайшие случаи, когда обиду прощали и не мстили. Это было в том случае, если сторона обидчика приносила извинения жертве, носила пожизненный траур вместе с семьей пострадавшего и платили выкуп.
    Как правило, месть оказывается более жестокой в своем проявлении, чем предшествовавшее ей преступление, а продолжается она до полного уничтожения рода обидчика, в результате чего могут пострадать дети. А порой месть сопровождается ответной местью, поэтому этот круговорот зла не прекращается долгое время и начинают страдать от этого невинные люди.

  2. (403 слова) Кровная месть – один из самых древних обычаев, появившихся в человеческом обществе. Она представляет собой обязательное возмездие, которое должно осуществиться по отношению к лицу, совершившему убийство одного из членов семьи (племени или рода), однако в некоторых случаях она заменялась выкупом. В данный момент эта традиция является пережитком прошлого, но когда-то она была настоящим бичом, приводящим к уничтожению целых родов. Поэтому данная проблема описывалась многими писателями.
    Так, одним из замечательных примеров трагедии, разыгрывающейся из-за кровной мести, является нетленная пьеса Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие происходит в Италии, где с новой силой разгорается вражда между двумя знатными родами – Капулетти и Монтекки. Ромео влюбляется в юную Джульетту, и они попадают в безвыходную ситуацию. Их разделяет пропасть, которую они не могут преодолеть, при этом Джульетту хотят выдать замуж за нелюбимого ею человека. Девушка желает отравиться, но, переубежденная святым отцом Лоренсо, выпивает снотворное, а священник готовит побег возлюбленных, отправляя гонца с вестью Ромео, но тот не получает вести из-за эпидемии чумы. В итоге, юноша отравляет себя над телом возлюбленной, не зная, что та спит, а девушка, очнувшись, закалывает себя, обезумев от горя. Кровная месть между семьями была прекращена только после смерти их детей – и Уильям Шекспир делает на этом акцент, показывая весь ужас, кровавым следом тянущийся за местью.

  3. Кровная месть зародилась в человеческом обществе в древние времена, когда законы были ещё не совершенны, а люди злы и жестоки. Впервые с понятием кровной мести мы встречаемся в “Ветхом Завете”, говорящем о том, что люди должны жить в соответствии с принципом – “Око за око, зуб за зуб”.
    В средние века кровная месть была распространена как в Европе, так и в Древней Руси. К примеру, в “Русской Правде” (XI-XII век) имелось даже упоминание о том, кто имеет право мстить за убийство родственника: брат мог отомстить за брата, сын за отца, отец, соответственно, за сына, племянник – за дядю или тётю.
    Допускаю, что кровная месть была распространена по нескольким причина: во-первых, обществу требовалось разумное наказание за совершённое преступление; во-вторых, семье убитого необходимо было возмещение, поскольку потеря целого человека во времена, когда и жизнь была тяжёлой, и люди умирали молодыми, была невосполнимой утратой не только в моральном, но и материальном смысле.
    Европейская кровная месть хорошо известна нам по понятию “вендетта”, которая практиковалась на итальянской Сардинии и Корсике. Упоминания о вендетте датируются новейшими временами. В XX веке она была широко распространена в Италии.

  4. На вопрос, что такое месть, можно найти ответ в художественной литературе. Немало писателей поднимали эту проблему, чтобы показать к чему может привести плата за обиду, как она влияет на судьбу мстящих.
    Главный герой романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание» студент Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу. Его жестокий поступок – не что иное, как месть. Парень живет очень бедно, снимая на последние деньги небольшое помещение под крышей. Он получает от матери письма, в которых ему рассказывают, как семья пытается свести концы с концами. В городе парень знакомится с семьей Мармеладовых. Он узнает, что мачеха отправила Соню, дочь Мармеладова, на панель, так как другого способа заработать деньги не придумала.
    Раскольников негодует, видя вокруг такую несправедливость. Его негодование постепенно перерастает в жажду мести. Парень считает, что виноваты во всем такие корыстные люди как старая процентщица. Он уверен, что ее деньгами сможет помочь сотням молодых людей. У него появляется желание убить старуху, которое постепенно возрастает. Герой совершает задуманное.
    Вскоре к парню возвращается трезвый рассудок. От природы добрый, Раскольников искренне раскаивается в содеянном. Он чувствует себя отчужденным от общества. Обрести душевный покой герою помогает Соня, которая понимает мотивы его мести.
    Таким образом, месть – жестокий ответ на какой-либо вред. Желание отомстить овладевает и разумом и сердцем человека. Нужно уметь контролировать себя, чтобы не запятнать руки и душу мерзкими поступками.

  5. Направление «Месть и великодушие»
    МЕСТЬ, мести, мн. нет. жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой. Оклеветать из мести.
    Синонимы:мщение, ответка, отдача, отместка, отмщение, отплата, расплата
    ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.
    Синонимы:бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, величие души, возвышенность, нравственное величие, щедрость
    Тезисы по направлению «Месть и великодушие»
    Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
    Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
    Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
    Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
    Месть как чувство и действие.
    Кровная месть как социально-историческое явление
    Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.
    Великодушие – это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: “великая душа”. Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.
    А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.
    А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.
    М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.
    Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок – бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.
    В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.
    А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.
    Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни – то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.
    Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:
    Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу
    Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов
    Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди
    Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма
    Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка
    Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен
    Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо
    Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио
    Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих
    Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский
    Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека
    Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель
    «Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.
    «Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).
    «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).
    «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).
    «Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).
    Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mest-i-velikodushie/tsitatyi-i-aforizmyi-po-napravleniyu-mest-i-velikodushie.html

  6. 6
    Текст добавил: Я не бабник просто романтик!

    04.09.2018
    Итак, разберемся с тем, что такое месть и великодушие и как раскрыть проблему этого направления в итоговом сочинении.

    Пояснение по направлению «Месть и великодушие» от ФИПИ

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
    Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    Разбор направления

    Как можно раскрыть тему «Месть и великодушие»

    Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести.Прощение и его последствия.
    Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
    Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
    Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
    Месть как чувство и действие
    Кровная месть как социально-историческое явление.

    Подробнее о проблематике направления:

    Литература по направлению «Месть и великодушие»
    Примеры сочинений
    Список тем «Месть и великодушие»
    Аргументы для «Месть и великодушие»

  7. Вначале хотелось бы определиться с термином «месть». Согласно Википедии, «Месть – вредящие действия, совершённые из побуждения наказать за вред, нанесённый самому индивиду ранее». Точное определение, эмоций не содержит. Но месть без эмоций не бывает.
    Мстить за нанесённую обиду хорошо или плохо? В разных культурах и религиях на это ответят по-разному. Скажем, на Сицилии месть является благородным делом, так называемая «кровная месть». На островах Сардинии и Корсики вендетта бытовала даже в начале XX века. В христианской религии, напротив, говорится, что нужно отвечать добром на зло, тогда как среди мусульман человек, не отомстивший за оскорбление себя и своей семьи, лишается уважения.
    Если человеку причинили боль, оскорбили его, то возникает справедливое желание отомстить обидчику, сделав ему также плохо в ответ. Но чаще всего люди, погружённые в свою злость, негативные эмоции, не понимают, как ужасно и пагубно желание мести для них самих. Созидает любовь, а месть разрушает. Нам нужно научиться прощать. Ведь то плохое, что произошло, изменить невозможно.
    Но так ли это легко? В каждой ситуации есть своя истина. Оправдывать месть или нет – сложный этический вопрос. Например, идёт война. В отряде партизан оказался предатель. По его вине погибли люди, в том числе женщины и дети. Оставшиеся в живых люди казнили предателя. Отомстили. Имели ли они на это право? Наверное. Можно ли простить такое?
    Бывают случаи, когда фемида бессильна или куплена. И тогда месть – единственное средство совершить правосудие. Когда преступник убил или искалечил близкого человека, то в этом случае месть можно понять и оправдать. Оставляя преступников без наказания, система обрекает на заклание новые жертвы. Человек, совершивший плохой поступок, должен понести наказание, иначе он продолжит причинять боль и страдания другим.
    С другой стороны, жажда мести может уничтожить душу человека. Движимый стремлением разрушить жизнь своего врага, мститель перестаёт думать о хорошем, замечать прекрасное вокруг себя. И даже, отомстив, не почувствует облегчение, а лишь пустоту и усталость.
    Мстить или отказаться от мести? Решать вам. Нет точного ответа на этот вопрос. В Библии сказано: «Возлюби… ближнего своего, как самого себя». Месть – большой грех, а человек родился для любви. Мы должны научиться прощать друг друга.

  8. В повести А.С. Пушкина «Выстрел» для главного героя Сильвио месть становится смыслом всей жизни. Главный герой в душе тешил себя мыслью об отмщении главному своему недругу. Сильвио не замечал, что это желание мести разрушило его жизнь. Для него было важно не сколько отомстить, сколько увидеть в глазах врага беспомощность и страх. Сильвио не стреляет в графа в подходящий момент, он удовлетворен тем, что недруг испытал унижение и отчаяние. Принесла ли эта месть удовлетворение для главного героя? Скорее всего да, но за это он сам поплатился смертью. Пушкин показывает примером Сильвио, что месть – это не смысл жизни и не способ решения проблемы. Только мысль о воздаянии может иссушить душу и сжечь ее изнутри.
    Человек отдается мести в силу разных причин. Княгиня Ольга мстила не только за государство и земли, но и за свою семью. Она заставила всех заплатить за унижение и смерить своего мужа. Граф высмеял Сильвио на глазах у всего полка, этот поступок нельзя было простить. Главный герой повести долгое время вынашивало планы отмщения и все-таки добился своей цели. Авторы произведений говорят своим читателям, что месть не может приносить удовлетворения для человеческой души. Месть делает людей чёрствыми, высокомерными и злыми. Сложно сказать, кому воздаяние приносит больше вреда: мстителю или его жертве. Я уверена, что вреда получает именно мститель. А всем, кто желает воздать должное другому человеку, следует помнить одно крылатое выражение: «Сладчайшая месть – это прощения».

  9. Кровная месть отразила принцип равного воздания за преступление, который в Ветхом Завете формулируется как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение имущественного вреда виновные должны отвечать соответственным имуществом, при нанесении вреда здоровью — соответственной материальной компенсацией, за убийство — смертью или изгнанием, что соответствует наиболее простейшему пониманию справедливости человеком. Возложение ответственности на семью или род, с одной стороны, может делать месть легче осуществимой, с иной — ставит убийцу в положение ответственного перед собственным семейством, ведь ему удастся избежать мести, она просто будет осуществляться по отношению к кому-нибудь другому члену семьи.
    Кровная месть может быть чревата опасными последствиями, месть часто становится ещё более ожесточенной, чем предшествовавшее ей преступление, она несет за собой ответную «месть за месть», и в результате выливается в продолжительные кровавые конфликты, часто приводящие к обескровливанию двух враждующих группировок либо полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это может служить некоторым фактором сдерживания, с этим связывают, к примеру, бытовавший у арабов обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым наилучшим образом действий был захват ценностей, но никого не убивая при этом, чтобы не спровоцировать кровную месть. С иной стороны, как понято уже очень и очень давно, негативные последствия слишком велики; стали известными случаи, когда целые кланы осуществляли месть за события давно прошедшей давности, в итоге полностью уничтожив друг друга. В последствие этого уже у древнейших народов имелись обычаи, которые позволяли прекращать или предотвращать кровную месть. Так, у этих же кочевых арабов род осуществившего непреднамеренное убийство имел возможность откупа достаточно крупным выкупом.

  10. В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.
    Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

    М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

    В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.
    В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

  11. Как раскрыть нюансы человеческой натуры в 350 обязательных словах
    Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
    Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

    Комментарий ФИПИ

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    Словарная работа

    МЕСТЬ
    Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).
    ВЕЛИКОДУШИЕ
    Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

    Аспекты рассмотрения тематического направления

    Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
    Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека).
    Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
    Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
    Кровная месть как социально-историческое явление.
    О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?

    Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.

    Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.
    Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», — говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:

    «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

    По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.
    Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар.

    Примерные формулировки темы

    Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
    Почему важно уметь прощать?
    Как связано великодушие с умением прощать?
    Чем великодушие отличается от благородства?
    Чем великодушие отличается от доброты?
    Способны ли любовь и прощение изменить человека?
    Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
    Могут ли великодушные люди мстить?
    Можно ли оправдать месть?
    Что значит достойно пережить поражение?
    Кому свойственна мстительность?
    Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
    Всегда ли мстят только жестокие люди?
    Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
    Как связаны месть и жажда справедливости?
    Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
    Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
    Может ли месть принести разочарование?
    Как связаны понятия месть и саморазрушение?
    Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же… это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?
    Может ли мстительный человек быть счастливым?

    Афоризмы и высказывания известных людей

    Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
    Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (М. Ганди).
    Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
    Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
    Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
    Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
    Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев (Аристотель).

    Список литературы

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Пиковая дама», «Дубровский».
    М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени».
    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Страшная месть».
    Л. Н. Толстой «Война и мир» (Болконский и Курагин; Винсент Боссе).
    А. П. Чехов «Месть», «Попрыгунья».
    А. И. Куприн «Поединок».
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
    М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
    Б. Васильев «А зори здесь тихие».
    В. А. Закруткин «Матерь человеческая».
    У. Шекспир «Гамлет», «Отелло».
    А. Дюма «Граф Монте-Кристо».

  12. У некоторых народов существует такое понятие, как кровная месть. Или, как еще ее можно назвать, вендетта. Кровная месть – необходимость, заложенная в сознание людей еще в древние времена. Согласно этому принципу, если убили кого-то из твоих родных, то убийце необходимо отомстить путем лишения его жизни. На данный период времени кровная месть все еще распространена в странах Ближнего Востока.

    Можно ли справиться с желанием отомстить?

    Психология чувства мести как понятия очень сложна, она может скрываться под желанием возмездия, ответа за содеянное, в целом под благородными понятиями.
    Если вы сами не захотите притупить желание отмщения, то оно не исчезнет, как по взмаху волшебной палочки. Чтобы хоть как-то себе помочь преодолеть эту навязчивую идею, нужно честно ответить на несколько простых, но в то же время сложных вопросов. Но будьте максимально честны с собой:
    Что такое месть? Именно для вас. Это ужасное чувство, с которым нужно бороться. Или это благородное желание, направленное на наказание обидчика и установление возмездия.
    Причина, по которой хотите отомстить. Хотите доказать свое превосходство или желаете, чтобы тот, кто обидел вас, оказался в вашей шкуре и почувствовал, как было больно вам?
    Что вы почувствуете, когда отомстите? Радость, чувство удовлетворения или ничего?
    Что вы получите, когда исполните свой план возмездия? Будет ли выгода или вы можете потерять нечто дорогое? И стоит ли это того?

    Насколько вы мстительны?

    Существует огромное количество тестов, чтобы определить, насколько вы мстительный человек. Ниже представлен список знаков зодиака, в котором подробно изложена степень мстительности каждого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *