Сочинение на тему кто он чацкий

9 вариантов

  1. В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал нам, как один человек-новатор попытался изменить представителей «века минувшего», но был раздавлен и вынужден был бежать за пределы Москвы. Этим человеком-новатором является главный герой комедии Александр Чацкий.
    Чацкий был очень умным и прогрессивным человеком, он жил в ногу со временем. Вся комедия Грибоедова построена на конфликте главного героя с представителями московского высшего общества: Фамусова, Молчалина, Скалозуба. Чацкому не понятна и не приемлема философия этих людей. Он не разделяет мыслей и порывов своих оппонентов. В споре рождаются его знаменитые монологи, в которых он выступает словно проповедник своих идей. Чацкий не был тем человеком, который говорит только о том, что нужно, он не умел молчать. Кажется, ему даже не интересно, слушает его кто-то или нет. Для него главное донести свою идею, свое виденье.
    В своем первом монологе «И точно начал свет глупеть…» Чацкий проводит параллели между прошлым и наступившим веком. Их него мы узнаем, что главный герой не приемлет развившуюся бюрократию, прислужничество. Именно поэтому он и не пошел на государственную службу.
    В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
    Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
    К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
    В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
    В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
    В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.

  2. Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.
    После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
    Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
    Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».
    Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников,борьба нового мировоззрения со старым.Эту борьбу идей “века нынешнего”и”века минувшего”Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени,близкого по взглядам к декабристам.
    Главный герой комедии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сыном умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и воспитывался в доме Ф. Чацкий с нежностью вспоминает о детс тве,проведенном вместе с Софьей,в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем,что он покинул их дом,где ему было скучно,редко у них бывал,затем опять “прикинулся влюблен ным,взыскательным и огорченным”,а потом поехал”ума искать”.Сам Чацкий говорил,что “хотел объехать целый свет,но не объехал сотой доли”.Чацкий был на военной службе,вероятно,с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему,что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о связи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
    Не служит,то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти-так был бы деловой.
    Жаль,очень жаль,он малый с головой,
    И славно пишет,переводит.
    После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность,поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тогда,когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумасшествием.В ответ на это Софья замечает:”Вот нехотя с ума свела!”.Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого,придающая движение всему сюжету,углубляет и осложняет общественную его драму,способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется,против чего выступает Чацкий,каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву,жестокости помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской морали косности,к идеалам “века минувшего”,”невежеству”.
    Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому человеку,службу делу,а не лицам,свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности,процветание науки и искусства,уважение к национальному языку и культуре,к просвеще нию.Смысл жизни он видит в служении народу,Родине.
    Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о “Нес торе негодяев знатных”,обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые “не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели”,о тех,”чья чаще гнулась шея”.
    Он презирает людей,готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
    Он клеймит “век минувший”:”Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи саться в полк шутов”.Критически относится к засилью иностранцев:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный,бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать,жить в деревне,”вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”.Стремление Чацкого “служить”,а не “прислуживаться”,слу жить “делу” а не “лицам”,его “связь с министрами” и дальней ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным,просветитель ским путем.
    Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко го ,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов,когда они считали,что много можно добиться словом,и ограничива лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль “страдательная”:в одно и тоже время он и “передовой воин”,”застрельщик”,и при этом он “всегда жертва”. “Чацкий сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”,- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.
    ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
    Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.
    С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.
    Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.
    Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера, созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч. (в Петербурге и в Москве), крупные, незаурядные актеры — И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже всю пьесу, — были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863 году. В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин, С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно цельно, остро драматично. Но целая россыпь романтических красок и оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.
    В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль В.Э.Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем, связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное. Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными героями новелл Гофмана.
    В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял С.Ю.Юрский. Основная эмоция образа — искренняя, заполняющая всего героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное свойство характера — свободное дыхание, полная внутренняя непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими дополнительными соображениями житейского расчета. Ч. в спектакле Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера фантасмагорический характер.
    Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Ч. как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

  3. Грибоедов, Александр Сергеевич –
    Горе от ума
    Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»
    Ученика 9 класса «Г»
    Сергеева Григория Константиновича
    Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна
    Оценка: хорошо
    «Горе от ума» – одно из ярчайших произведений русской литературы.
    Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.
    Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек
    – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич
    Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.
    В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова,
    Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и
    «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.
    В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
    Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается
    Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.
    В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.
    Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
    Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и в мотовстве.
    И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а
    Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.
    Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой
    Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между
    Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» – восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.
    Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат
    Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

  4. Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
    Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
    Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
    Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
    Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
    По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
    Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
    Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
    Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
    Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
    Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.

  5. План
    1. История главного героя «Горя от ума»
    2. Характеристика Чацкого:
    а) внешность, манеры, образование;
    б) отношение к Софье;
    в) убеждения и мировоззрения
    3. Роль Чацкого в пьесе А.Грибоедова.
    «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» А.С.Грибоедов.
    Когда пьеса «Горе от ума» вышла в свет, ее автор стал одним из известнейших писателей своего времени. Критика очень бурно обсуждала новое произведение. Но более всего интересовал всех главный герой – Александр Андреевич Чацкий. Именно ему и будет посвящено наше сочинение.
    Многие исследователи грибоедовской пьесы искали в Чацком черты реально существовавших людей. И находили прототипов – современников А.С.Грибоедова, друзей А.С.Пушкина. В некоторых случаях приписывали даже черты характера и мировоззрение самого автора. Но все же писатель создал интересный образ молодого человека нового времени.
    Образ очень противоречивый и незаурядный. Кто-то называет Чацкого декабристом, кто-то просто глупцом, кто-то умным, но не практично действующим борцом с обществом. Образ героя, действительно, неоднозначен. Что же хотел сказать сам А.Грибоедов, написав столь сложный характер? Читатель встречается с Чацким в первом действии пьесы. Он приехал в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Они не виделись целых три года. Все это время Чацкий учился. Он хорош собою, образован, умен, интеллигентен.
    Желание отказаться от консервативных взглядов дворянского общества и жить по-новому, – вот черты, присущие главному герою. Но фамусовская Москва встречает юношу без веселья. Никто ему не рад, даже Софья. Чувства девушки охладели за время отсутствия Чацкого. Она нашла нового поклонника – безропотного Молчалина. В драме А.Грибоедова вырисовывается любовный конфликт. И Чацкий в нем проигрывает. Он не может понять, почему умная, рассудительная Софья выбирает глупого и циничного Молчалина. Почему для нее важнее расчет, а не любовь? Зачем она отвергает перспективного Чацкого? Зачем обманывается корыстной любовью канцелярского прислужника отца?
    Когда Чацкий понимает, что Софья разлюбила его по-настоящему, он становится зол на весь мир. Как говорит автор, у него «ум с сердцем не в ладу». Он начинает язвить, дерзить, обвинять любимую в обмане. Укоряет ее о том, что она подарила ложную надежду его сердцу. И здесь любовный конфликт переходит в общественный. Чацкий «бросается в бой» со всеми, кто приходит в дом Фамусова. Он высказывает мысли об образовании, о крепостном праве, о чинах, о просвещении. Юноша заявляет обществу о том, что служить он рад, но «прислуживаться тошно». Он открыто показывает свое презрение московской аристократии. Москва злит его, раздражает. Как жить теперь здесь, он не знает.
    Консервативное дворянство не привлекает его ни идеями (вернее, их отсутствием), ни устоявшимися правилами. А дворянство в свою очередь не признает Чацкого. Ведь он не такой, как они. Он живет не по их устоям, а значит, нарушает все правила и законы. Это вселяет страх фамусовскому обществу. Чацкий не боится высказать собственное мнение, он не зависит от чинов и титулов. Он – борец со всем старым. Общество считает его опасным.
    Мысль Софьи о том, что Чацкий – сумасшедший, подхватывается и разносится с такой быстротой. Чацкий мгновенно становится безумцем, которому не место в доме Фамусовых. Да и не только в доме Фамусовых, а в обществе в целом. В итоге Чацкий сбегает из ненавистного ему окружения. Он так и остается никем не понятым, не услышанным, не признанным.
    Герой А.Грибоедова мог бы стать борцом со старыми устоями уже отшивавшего свой век дворянства. Он не сдал своих позиций. Просто не нашел сторонников и последователей. Он покинул дом Фамусова, потому что одному вести борьбу невозможно. Если б Софья не надеялась на любовь Молчалина, она смогла бы стать союзником Чацкого. У нее не хватило на это смелости. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» очень важен. Позже литературоведы назовут Чацкого «лишним человеком». Он откроет в мире литературы список героев, вышедших на борьбу с обществом.

  6. 6
    Текст добавил: Прямоугольник

    Роль Чацкого — главная роль,
    без которой не было бы комедии,
    а была бы, пожалуй, картина нравов.
    Гончаров
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи…- столкновение консервативных сил общества с
    новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
    В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
    Чацкий — очевидное другое «я» Грибоедова, который был одержим теми же страстям! и теми же идеями.
    После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: «Дома новы, да предрассудки стары…» Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — «обеды, ужины и танцы», как, впрочем, и всего московского дворянства.
    Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит»? Он отвечает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам».
    В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
    Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
    Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей,
    найдется — враг исканий.
    Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний.
    Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
    Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
    Как Александр Андреич Чацкий!
    Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
    Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить «грабительством», проводить время в развлечениях.
    А в своем монологе «А судьи кто?..» Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
    Не эти ли. грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
    Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
    …Суждения черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренья Крыма…
    Поют всё песнь одну и ту лее.
    Что старее, то хуже.
    Чацкий задает вопросы:
    Где, укажите нам, отечества отцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
    , Фамусов не понимает его, когда он требует «службы делу, а не лицам». По его словам, Чацкий был и «карбонари», и «опасным человеком», и самым большим глупцом на свете:
    Строжайше б запретил я этим господам /
    На выстрел подъезжать к столицам.
    Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час побыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет.
    Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», он уезжает:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
    Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
    «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде «Мильон терзаний», и с ним трудно не согласиться.

  7. Александр – статный молодой человек. Мне он представляется с горделивой осанкой, потому что весь образ этого героя пропитан чувством собственного достоинства. Он, в отличие от российской знати, не способен прогибаться и унижаться ради получения выгоды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!». По убеждению Чацкого, человек может и должен добиваться всего самостоятельно, а не полагаться на влиятельные связи или деньги.
    Кроме прочего это еще и очень прямой, откровенный человек. Он выражает свою позицию без стеснения и страха. К сожалению, общество не было готово к таким передовым идеям, ведь они несли прямую угрозу их сытой размеренной жизни. Чацкий же настаивал на равноправии людей, на том, что их нужно оценивать не по социальному статусу или количеству денег, а по личным качествам: «…Он вольность хочет проповедать…».
    Вообще, Чацкий выражает в произведении позицию самого автора. Грибоедов был противником крепостного права и считал необходимыми перемены общественного устройства. Так, он наделил собственным инакомыслием своего героя. Чацкий вышел у него твердым, верным своим убеждениям и принципам. Этот человек во всем слушал собственное сердце.
    Да, у этого героя есть и недостатки. Он впечатлителен и несдержан, где-то может показаться резким. Но, думаю, что его достоинства и открытость прогрессивным идеям перевешивают это с лихвой.
    На мой взгляд, Чацкий является единственным положительным персонажем в комедии. Он остался непонятым и непринятым из-за жадности окружающих и их боязни перемен. Уверен, что если бы у него были союзники, он смог бы изменить общество.

  8. На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Да и кому в Москве не зажимали рты
    Обеды, ужины и танцы?
    Кому известно, что найду я воротясь?
    И сколько, может быть, утрачу!”
    Бедняжка будто знал, что года через три.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок.
    Карету мне, карету!
    101395 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    Чацкий как представитель “века нынешнего” (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)
    «Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

    Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!








  9. Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или
    побежденный?»

    Ученика 9 класса «Г»
    Сергеева Григория
    Константиновича
    Преподаватель: Романова
    Людмила Анисимовна
    Оценка: хорошо





    «Горе от
    ума» – одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана
    после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В
    это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей
    французских просветителей, европейских революционеров, рост национального
    самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию,
    объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако
    большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым
    веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем
    произведении.
    Молодое дворянство в комедии
    представляет в комедии лишь один человек – Александр Андреевич Чацкий. Ему
    противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот
    круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла.
    Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь
    является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого
    наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в
    своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный
    уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные
    личности.
    В пьесе, где изображен всего лишь
    один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени:
    о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о
    крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века
    нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.
    В доме Фамусова отношения между
    людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома –
    «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной
    добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал
    человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового
    пойти против общества ради своих идеалов.
    В основе пьесы лежит любовная драма,
    под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах
    и раскрывается характер Чацкого.
    Чацкий приезжает в дом Фамусова к
    девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий
    страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у
    которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех
    своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому
    обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и
    души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей»,
    оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
    Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого
    мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого мучают общественные
    проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на
    гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей,
    отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить
    желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у
    власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
    Защиту от суда в друзьях
    нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя
    палаты,
    Где разливаются в пирах
    и в мотовстве.
    И, конечно, в таком обществе
    блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя
    погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда
    будет изгнан из подобного общества.
    Чацкий – это человек нового мира. Он
    не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении
    отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья
    в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины,
    боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом
    личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу.
    Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не
    желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому
    что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье
    моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый
    век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только
    обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы
    между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором
    каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его
    речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что
    накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает
    против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и
    осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку
    нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит
    героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс:
    единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я
    сполна» – восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или
    прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров,
    сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в
    свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких –
    «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей
    победе, они только сеют, а пожинают другие.
    Но в то же время, если рассматривать
    Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что
    он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них,
    то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым
    дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но
    на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен
    собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А
    такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь
    Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его
    пороками – вот поступок победителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *