Сочинение на тему кто такой чацкий в комедии горе от ума

9 вариантов

  1. Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
    Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
    Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!»,  «Да он властей не признает!»,  «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
    В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.

  2. 2
    Текст добавил: О_очумевшая_Я

    «Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.
    Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.
    Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).
    Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.
    Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.
    Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.
    Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.

  3. В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
    Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
    К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
    В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
    В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
    В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.

  4. Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.
    После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
    Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
    Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».
    Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников,борьба нового мировоззрения со старым.Эту борьбу идей “века нынешнего”и”века минувшего”Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени,близкого по взглядам к декабристам.
    Главный герой комедии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сыном умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и воспитывался в доме Ф. Чацкий с нежностью вспоминает о детс тве,проведенном вместе с Софьей,в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем,что он покинул их дом,где ему было скучно,редко у них бывал,затем опять “прикинулся влюблен ным,взыскательным и огорченным”,а потом поехал”ума искать”.Сам Чацкий говорил,что “хотел объехать целый свет,но не объехал сотой доли”.Чацкий был на военной службе,вероятно,с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему,что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о связи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
    Не служит,то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти-так был бы деловой.
    Жаль,очень жаль,он малый с головой,
    И славно пишет,переводит.
    После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность,поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тогда,когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумасшествием.В ответ на это Софья замечает:”Вот нехотя с ума свела!”.Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого,придающая движение всему сюжету,углубляет и осложняет общественную его драму,способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется,против чего выступает Чацкий,каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву,жестокости помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской морали косности,к идеалам “века минувшего”,”невежеству”.
    Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому человеку,службу делу,а не лицам,свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности,процветание науки и искусства,уважение к национальному языку и культуре,к просвеще нию.Смысл жизни он видит в служении народу,Родине.
    Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о “Нес торе негодяев знатных”,обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые “не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели”,о тех,”чья чаще гнулась шея”.
    Он презирает людей,готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
    Он клеймит “век минувший”:”Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи саться в полк шутов”.Критически относится к засилью иностранцев:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный,бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать,жить в деревне,”вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”.Стремление Чацкого “служить”,а не “прислуживаться”,слу жить “делу” а не “лицам”,его “связь с министрами” и дальней ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным,просветитель ским путем.
    Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко го ,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов,когда они считали,что много можно добиться словом,и ограничива лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль “страдательная”:в одно и тоже время он и “передовой воин”,”застрельщик”,и при этом он “всегда жертва”. “Чацкий сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”,- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.
    ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
    Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.
    С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.
    Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.
    Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера, созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч. (в Петербурге и в Москве), крупные, незаурядные актеры — И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже всю пьесу, — были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863 году. В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин, С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно цельно, остро драматично. Но целая россыпь романтических красок и оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.
    В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль В.Э.Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем, связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное. Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными героями новелл Гофмана.
    В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял С.Ю.Юрский. Основная эмоция образа — искренняя, заполняющая всего героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное свойство характера — свободное дыхание, полная внутренняя непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими дополнительными соображениями житейского расчета. Ч. в спектакле Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера фантасмагорический характер.
    Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Ч. как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

  5. Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
    Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
    Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
    Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
    Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
    По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
    Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
    Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
    Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
    Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
    Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.

  6. В моей комедии 25 глупцов на одного
    здравомыслящего человека. И иногда
    человек, разумеется, в противоречии
    с обществом, его окружающим,
    его никто не понимает, никто простить
    не хочет, зачем он немножко повыше других.
    А.С. Грибоедов
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
    Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
    Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
    В Москве!..
    Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
    Остер, умен, красноречив.
    Чацкого рекомендует Фамусов:
    …он малый с головой
    И славно пишет, переводит…
    Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний…
    Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
    Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
    Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
    Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.

  7. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии «Горе от ума». В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
    В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей — Чацкий приехал в Москву только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: Софья холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софью напрасны. На все воспоминания Чацкого она отвечает: «Ребячество!»
    Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. На все советы брать пример с отцов, Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Фамусов не понимает главного героя, который требует «службы делу, а не лицам». На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час побыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет.
    Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.
    Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.
    В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!

  8. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
    С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий — главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:
    ..Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!
    В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).
    Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную””. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.
    Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.
    Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, — это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву…
    Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, — честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.

  9. 9
    Текст добавил: CIIATb_HUKOGDA_HE_PO3HO

    Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум.
    И. А. Гончаров
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она призвала их к борьбе с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы сегодня восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов.
    В комедии показана борьба нового со старым, которая проникала во все сферы жизни. Наблюдая эту борьбу, Грибоедов отразил ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В образе Чацкого писатель впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и человеческие отношения.
    Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители его рано умерли, и Чацкий воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный и развитой человек, он обладает и многими другими достоинствами. Вот как его рекомендует горничная Лиза:
    Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;
    Но будь военный, будь он статский,
    Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!
    В «Горе от ума» все гости Фамусова рабски копируют обычаи, повадки и наряды французов, безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:
    Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
    Пустого, рабского, слепого подражанъя;
    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
    Кто мог бы словом и примером
    Нас удержать, как крепкою вожжой,
    От жалкой тошноты по стороне чужой.
    Чацкий пламенно любит родину, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью к рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному. Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство, а Чацкий, искренний, остроумный, посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их уклад жизни:
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Да и кому в Москве не зажимали рты
    Обеды, ужины и танцы?
    Фамусов пытается поучать Чацкого:
    Именьем, брат, не управляй оплошно.
    А главное — поди-тка послужи.
    Чацкий презирает людей, готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться, помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок.
    Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
    Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний»:
    Ах, тот скажи любви конец,
    Кто на три года вдаль уедет!
    Чацкий ответственно готовится к общественной деятельности. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Чацкий путешествовал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, общался с министрами. Но: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Одно из главных отличительных свойств Чацкого — высокая эмоциональность. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение юности, честности, доверчивости, безграничной веры в себя и свои возможности. Но эти же качества делают его уязвимым.
    Чацкий — единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни. У него есть единомышленники: мы узнаем о них из реплик других персонажей. Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверии», это «безумные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик и ботаник».
    Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о нем: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это — декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *