Сочинение на тему кто такой герой нашего времени

8 вариантов

  1. Сочинение-эссе на тему: « Герой нашего времени».
    В нашем современном мире, насыщенном суетой, спешкой, информацией, кризисами, есть свои герои. О них не рассказывают по телевизору, им не вешают медали на грудь. Это – простые люди, которые живут по совести.
    Таких героев довольно много среди нас: оглянись и ты обязательно увидишь чьи-то умные глаза, услышишь доброе слово. Каждый день нас ждут какие-то дела, все мы куда-то торопимся, спешим, ничего не замечая вокруг, а ведь иногда стоит смотреть по сторонам. Порой упадёшь на гололёде, кто-то поможет подняться, так сказать, «протянет руку помощи»- вот он, герой, спасибо! А кто-то пройдёт мимо – ведь у него и своих забот полно…
    Как ты относишься к окружающим, так и они будут относиться к тебе.
    Но настоящий герой не будет ждать похвалу, он пойдет дальше, освещая все вокруг своей улыбкой, навстречу трудностям и победам. Победам, скорее, над самим собой: над своей ленью, что порой накатывает, как волна, и уносит на диван, к телевизору; над своим эгоизмом, который время от времени заставляет думать только о себе, не обращая внимания на потребности других. Да, все это свойственно и герою нашего времени, вся разница в том, что он умеет преодолевать свои слабости и идти дальше к своей цели.
    Я считаю, что герой нашего времени – это тот человек, который трудится на благо общества, то есть любит свою работу и отдаётся ей полностью, он всё время к чему-то стремится: живет, видя перед собой цель. Пусть наш герой не директор, не начальник, а просто рабочий, воспитательница детского сада, учитель, врач, и т.д.Но он делает свое дело искренне, профессионально, азартно, заинтересованно. Это и есть настоящее геройство в наше время – быть преданным своему делу, увлеченным им.
    Думаю, что герой нашего времени верит в будущее своей страны и, конечно же, принимает близко к сердцу беды других, незнакомых ему людей. Эти качества простого человека позволяют пока ещё существовать нашему российскому обществу. А это ли не признак мужества и героизма – оставаться человеком, несмотря ни на какие трудности?
    Можно ли мне и таким, как я, стать героями нашего времени? Думаю, да. Если мы поймем, что жизнь у нас только одна и прожить ее надо так, чтобы нами гордились наши родители, дети, внуки и правнуки, тогда вся страна станет героической, какой она была во время Великой Отечественной войны.
    Сергиенко Альбина, ученица 8 А класса МБОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинска.

  2. Герой нашего времени… Кто же это? Уже предложенная тема заставляет нас задать несколько вопросов, над которыми следует подумать. Во-первых, что же это за «герой»? Кого мы можем назвать таким громким словом? Во-вторых, какой хронологический отрезок мы можем назвать «нашим временем»? Десятилетие, год или месяц… А в-третьих, как связаны герой и время? Почему у каждого времени свои герои?
    На протяжении всего развития человеческого общества люди находили ответы на многие вопросы в книгах. Почему же это действительно так? Всё дело в пристальном взгляде художника на человека вообще, когда предметом изображения стали не только боги, созданные по образу и подобию самого человека, а наконец сам земной человек. Где, как не в книге, можно передать не только внешние черты любого человека, но и глубину его душевной борьбы, без чего немыслима сама личность? Говорят, у каждого времени свои герои, но связь между поколениями разорвать невозможно. Каков же современный герой? Посмотрим на него под классическим углом, соотнесем его с образцами хорошо известных литературных героев.
    Во-первых, каков он с точки зрения его образованности. Процент молодых людей, которые учатся в вузах как на бюджетной, так и на коммерческой основе на сегодня очень высок. Выпускники нашего провинциально города, получившие качественное школьное образование, встречается в Медицинской Академии им. Сеченова, в Высшей школе экономики, на факультетах МГУ. Это показатель, что, к счастью, для многих стремление к высшему образованию – это не только желание получить диплом, это желание получить максимально значимые знания, в полном объёме, и их дают далеко не во всех университетах. К сожалению, студентов, которые относятся к образованию формально, очень много. Это те, которые еле-еле на троечку учились в школе, а потом хвастаются, что имеют высшее образование. И на практике ценность такого образования зачастую утрачивается. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», – пишет в своем романе А.С. Пушкин. Но, несмотря на ироничность высказывания, это образование давало возможность Онегину свободно общаться в аристократическом обществе, выглядеть на достойном уровне.
    Как мы оцениваем внешность нашего современника? Подобно своим предшественникам из литературных произведений, современный молодой человек стремится следить за модой. Вспоминаются строки об Онегине: «В своей одежде был педант // И то, что мы назвали франт», Печорин, одетый «в бархатный сюртук, ослепительно чистое белье». Значимость внешнего вида на сегодняшний день для нашего героя велика. Поэтому стала процветать салонная и медицинская индустрия красоты. Куда делись герои труда, стахановцы с мозолистыми руками, которые не думали о «красе ногтей»? Популяризируется искусственная внешность, навязываются искусственные каноны. Стирается грань между мужским и женским. Востребована «глянцевая внешность» – красивая картинка, без внимания к внутреннему миру.
    Истинные мастера художественного слова всегда глубоко всматривались во внутренний мир своих героев. Где человеческой подлости, низости, трусости, пошлости, чего невозможно избежать (это заразные болезни любого общества, они не боятся времени), противостоят доброта, совестливость, милосердие, нравственная просветленность. И пусть не сразу герой понимает значимость духовной чистоты, пусть его путь ошибочен и труден. Но важно двигаться по этой дороге вперед, к духовному совершенству. Таковы положительные герои Л.Н. Толстого из эпопеи «Война и мир».
    Но, к сожалению, в нашем обществе сохранить свою внутреннюю чистоту очень сложно. Чтобы правдиво оценить сегодняшнего героя, надо ещё раз посмотреть, что его окружает, так как «среда обитания» диктует свои законы жизни и выживания, а под их влиянием формируется характер человека. Сейчас процветает частный бизнес, коррупция, безработица, военные конфликты… Мы теперь не едем вместе осваивать целину, строить БАМ, а стоим в очереди, чтобы получить хорошее рабочее место
    Это мы видели и у Достоевского, и у Чехова, и у Горького. СМИ популяризируют подобный образ жизни, навязываются чуждые нам ценности. Современный герой невольно хочет жить этой красивой «сладкой жизнью». Как ее можно достичь? Зачастую только ценой безнравственных поступков. Но есть люди, которые не остаются в стороне от чужих проблем. Именно они становятся настоящими героями. И они есть среди нас. В передачу «Пусть говорят» А. Малахов пригласил молодого человека, который вырвал из стаи голодных собак ребенка, рискуя собственной жизнью, спас мальчика. Во время полевых учений полковник Серика Султангабиев накрыл своим телом неразорвавшуюся гранату, которую случайно уронил солдат-срочник, и сохранил жизнь многих бойцов. Подполковник МЧС Сергей Костин, который руководил спасательной операцией во время пожара в Казани погиб при исполнении служебных обязанностей. На Ейской косе в 2010 году (на Азовском море), оказавшись в круговороте подводного течения, погибли отдыхающие школьники. Один из сопровождавших детей воспитателей, учитель физкультуры, погиб, пытаясь их спасти. Как выяснилось позднее, 27-летний Виталий Морозов ранее выиграл конкурс «Учитель года» в номинации «Педагогический этюд». Зачем они это сделали? Ради славы? Почести? Поощрения? Нет. Это обусловлено потребностью человека жить не только ради себя, способностью жертвовать даже жизнью ради другого.
    Нас с детства и в школе, и дома учат ставить перед собой самые разные цели и задачи. А настоящая цель определяется смыслом жизни. К сожалению, обогащение и материальное благополучие часто становится приоритетным, люди обросли «пошлостью жизни», превратились в обывателей и дельцов. На первое место выходит приобретательство. Но герой на все времена – это тот, кто ставит перед собой высокие нравственные цели – благотворительность, патриотизм, милосердие. Еще Чехов называл главной своей целью стремление «выдавливать из себя по капле раба». И пусть настоящими героями нашего времени станут те, которые стремятся к простому христианскому идеалу – просветлению своей души путем добрых мыслей и поступков.

  3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 11»
    Изобильненского муниципального района
    Ставропольского края
    Сочинение
    «Герой нашего времени»
    Учитель русского языка и
    литературы
    Спецова М.Г.
    2017 год.
    Герой нашего времени – кто он такой? Этот вопрос заставил меня задуматься. Наверное, это мой современник, даже, может быть, сверстник, который отличается от меня и многих других каким-то исключительным поступком, решением, поведением.
    Что движет этими людьми, которые совершают, может быть, самый важный в своей жизни поступок? Желание прославиться или что-то другое? На мой взгляд, исключительные люди, герои нашего времени, не думают о подвиге, о славе. Они просто живут и работают согласно совести, морали, нравственным принципам. Человеком может называться только тот, для кого честь и совесть – не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу; постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям. Такой человек подобен горьковскому Данко, который пламенем своего сердца осветил другим путь к светлой и прекрасной жизни. Именно такими людьми держится и движется мир.
    В каждой стране есть свои герои – люди, совершившие немало добрых поступков или ежедневно спасающие жизнь людей. Но, наверно, не все понимают, насколько велик героизм военных журналистов. Каждый день – новая опасность, даже в мирное время. А что же говорить о журналистах, ведущих репортажи в «горячих точках», таких как Сирия, Ирак, Афганистан и Палестина? Журналист – это, прежде всего человек неравнодушный, способный чувствовать чужую боль. Эти качества имеют особенное значение при работе в “горячих точках”, когда от журналиста требуется умение анализировать обстановку происходящего, грамотный психологический подход, объективная оценка фактов. Их жизнь сопряжена с постоянным риском. Каждый день они сталкиваются со смертью лицом к лицу. Основной долг журналиста, работающего в «горячих точках» – осветить событие, предоставить информацию о военных конфликтах всему миру и сохранить себе жизнь.
    Часто эти люди в своей профессии сталкиваются со многими факторами, которые требуют незамедлительного решения. Вся дальнейшая судьба редакции или самого журналиста может зависеть от одной секунды. На протяжении многих лет военные журналисты вырабатывают умения моментально принимать нужные решения во время боевых операций. Как мне кажется, патриотизм журналиста проявляется в умении показать истинное лицо войны, рассказать о реальной ситуации в мире, открыть правду простому человеку. Но в стремлении показать истину, многие делают неверный выбор, который не всегда оправдан. Например, история фотографии «Голод в Судане».
    Известный фотокорреспондент и журналист 90-х годов Кевин Картер прославился на весь мир этой работой. Но была ли попытка донести весь ужас происходящего гуманной? На фото изображена маленькая голодающая девочка, рядом с которой кружат стервятники, в ожидании скорой добычи. Правильным решением было бы отогнать птиц, но журналист решил «поймать» удачный момент. В тот миг он перестал быть человеком, и весь патриотизм человеческой личности был утерян. Порой одна миллисекунда жизни может перевернуть весь мир, заставить пересмотреть принципы и взгляды, дать толчок вперед или откинуть назад в прошлое. Именно в эту миллисекунду можно совершить необдуманный поступок или отработать по намеченному плану, решить сложную задачу или даже ответить честно перед самим собой на вопрос: что важнее?
    Напротив, не остался в стороне журналист военного времени Владимир Иванов. Во время сражения за город Белгород, он героически вступил в ряды бойцов. Он смело заменил павшего комбата и самостоятельно повел батальон на штурм врага. Получив смертельные ранения в грудь, Владимир скончался на поле боя. Но эта смерть не была напрасной – он спас нескольких солдат от гибели, защитил Родину, отстоял честь и достоинство перед лицом фашистско-германских войск. Этого человека, несомненно, можно назвать патриотом страны и души. Как мне кажется, мы все должны равняться на подобный пример человеческой силы духа и отваги.
    Встав перед выбором: отличный кадр, который сможет послужить карьере, или человеческая жизнь, каждый журналист самостоятельно выбирает свой путь. Но несмотря ни на какие ситуации или трудности, нужно помнить, что, прежде всего, ты – человек. Нужно помнить о любви к своей родине, своему краю, помнить о ценности человеческой жизни. Тот, кто любит свой народ, будет вместе с ним и в минуты радости, и в минуты горя. И кем бы ты ни был по профессии, ты будешь делать все, чтобы помочь своим братьям и сестрам стать духовно чище и богаче, поддержишь их словом и делом, будешь честен с ними.

  4. 4
    Текст добавил: Я не твой принц

    Как басня, так и жизнь
    ценится  не  за  длину,
    но   за   содержание.
    Сенека.
    У каждого  времени  свои  герои.  О них рассказывали   писатели, поэты, художники.
    Так в произведении Лермонтова  « Герой нашего  времени»,  по  традиционному  мнению, Печорин  выступает как герой  своего времени. Но автор подчёркивает, что в этом образе дан  портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения начала 19 века. В романе показан  молодой  человек, страдающий  от своей  неприкаянности, в отчаянии задающий себе  мучительный  вопрос: «Зачем  я жил? Для какой  цели  я  родился?» Он  не питает ни малейшей склонности  к  тому, чтобы  идти  проторенной  дорогой светских  молодых  людей. Печорин  –  офицер. Он служит, но не выслуживается. Мы не можем  не видеть, что Печорин  на голову выше окружающих его людей: он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие его к людям, неспособность к настоящей  любви и дружбе, индивидуализм и эгоизм. Он глубоко несимпатичен нам « жалкостью действий», пустой  растратой  своих  сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим  людям.
    Сложность и противоречивость характера Печорина можно считать следствием общественно – политических условий 30 годов 19 века, времени  мрачной  реакции,  глубоких  потрясений  и разочарований.
    Человек  – по самой  своей  природе существо общественное, он  не способен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе  самом. Радости и страдания других становятся действительной  пищей его жизни лишь тогда, когда отношения его с людьми строятся на основе добра, благородства стремлений, справедливости.
    В образе Печорина Лермонтов показал всю тщетность попыток жить в обществе  и быть свободным от него.
    Читая роман Лермонтова, невольно  проводишь параллель с веком двадцать первым  и  понимаешь, что у нас много общего. Наше время  –  время больших экономически, политических  перемен. Время ускорения объективного развития, которое  повышает в цене качества образованности, деловитости. И   столь же резко  повышает в цене и качества  нравственные, неразрывно  связанные с социальной  сферой  жизни, – совесть, честность, человечность.  Сложное  время…
    Но в  России были, есть и будет  множество  героев  в самых  разных  сферах  жизни. Герои бывают известными  и неизвестными. У каждого человека они свои.   Для  кого– то им может  быть, например, участник  боевых  действий в Чечне –  генерал Романов, актёр Меньшов, фигурист Плющенко, певец Дима Белан, известный  политик, учёный, врач, учитель, бизнесмен.
    Думается, что сейчас Героем становится человек энергичный, целеустремлённый, хорошо понимающий, что необходимо работать с удовольствием, а где  и кем он  работает  –   не  важно. Это не  обязательно  самая высшая  должность.
    Вот, к примеру, один  наш знакомый, которому  нет ещё  и тридцати. Окончил университет, работал  в  разных  фирмах. Самостоятельно изучил два иностранных языка. Сейчас  –  коммерческий директор  крупной  фирмы. Его предприятие процветает.   И  это  –  результат его трудолюбия, профессионализма.
    Для современного  Героя важно  иметь  хороший  дом. Как правило, у него работающая  жена и  обязательно есть дети. Он понимает, что работает уже  не только для себя, но и для своих  детей. Он  стремится дать своим детям хорошее образование.  Для  него очень  важна  семья, так как без семьи человек   просто теряет  перспективу.
    Восхищает  в  таких людях умение  работать  так, чтобы  получать удовлетворение  от  своего труда, умение  организовать себя  так, чтобы  найти  время на  работу  и отдых, причём  отдых   еженедельный с семьёй, детьми, друзьями.
    Ему  важно, что он  не  один.  Когда  человек  сам  за  себя, он  ущербен, а когда  он  может  опереться на плечо друга, когда есть на кого  надеяться, кому  помочь, жизнь становится в  радость.   Чтобы наша  страна стала стабильной, необходимы  такие  люди.
    И  таких людей в нашей стране  много. Они понимают: чтобы жить успешно  и счастливо, необходимо  быть интернационалистом. Поэтому  из  числа  Героев вытесняются  те люди, которые склонны к ксенофобии.
    И друзья  у них такие  же, как  они: честные и порядочные. Именно  они  являются стержнем,  основой  нашего  общества.
    Хочется  рассказать о человеке, живущем в нашем родном селе Кутузовка. Это Каргина Ольга Петровна. Успешно окончила МОУ « Кутузовская СОШ» и Омский областной колледж культуры и искусства, сейчас  –  студентка Омского университета им. Ф. М. Достоевского.
    Ольга   Петровна  уже 8 лет является художественным руководителем  Кутузовского  сельского Дома культуры.  Это человек высокой  нравственности, честности и принципиальности.  Для своих воспитанников  Ольга  является  примером огромного трудолюбия и преданности своему  делу. Хороший организатор, она  сплотила вокруг себя  ребят, влюблённых в танец.  Хореографические коллективы, которыми руководит этот талантливый человек, являются лауреатами, дипломантами не только  областных, но и международных  конкурсов.  Её жизнь – труд, поиск, стремление превзойти себя  вчерашнюю. Она  и сегодня  полна творческих  планов  и замыслов.
    Односельчане  же  знают Ольгу  Петровну   как требовательного руководителя   и  как отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь.
    Ольга  – человек активной  жизненной  позиции,  инициатор многих  интересных   дел    в  селе, заместитель председателя Молодёжной  палаты Шербакульского района  Омской  области.
    Глядя  на  эту  хрупкую девушку,  невольно  думаешь:  вот образ Героя  нашего  времени.  Она  самостоятельна, деятельна, активна. Имеет нравственные  принципы   и хорошее образование. И пусть Ольга  ещё  молода, но сделано в её жизни уже достаточно, чтобы заслужить уважение  и любовь людей, среди которых она выросла  и живёт. Ведь   лишь  в  работе  на благо людей, общества человек с наибольшей  полнотой  раскрывается как личность,  находит смысл своего существования, духовно  обогащая  себя.
    Время Печорина  давно  прошло. Сегодняшний Герой, обладая  нравственными качествами, образованностью, деловитостью, трудолюбием  живёт не только  для  себя, своей  семьи, но и для людей,  общества, своей страны.
    Министерство  образования  РФ
    МОУ « Кутузовская  СОШ».
    Сочинение «Герой  нашего  времени»
    Выполнили:  Борова Д. и Шарашенидзе М.
    ученицы  10 класса.
    Руководитель: Вейкум Г. В.
    учитель  русского языка  и литературы.
    с.Кутузовка.
    2009 г.

  5. «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Главные нравственные проблемы романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Жанр и композиция романа
    Сюжет композиция и конфликт в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени»
    Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА ПЕЧОРИНА. По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    «Герой нашего времени» роман о судьбе поколения
    Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа
    Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина
    ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН
    Изображение главного героя в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин как представитель “лишних людей”
    Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени”
    Печорин — вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова)
    Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ и характер Грушницкого
    Центральная проблема романа
    Характер сюжетов в отдельных частях «Героя нашего времени»
    «Максим Максимыч… и не подозревает как глубока и богата его натура как высок и благороден он…»
    Краткое изложение «Герой Нашего Времени». Повесть «Тамань»
    Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Фаталист
    Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Онегин и Печорин: передовые люди своего времени
    Взаимосвязь образа княжны Мери и Печорина
    Григорий Печорин — герой своего времени
    Сюжет романа «Герой нашего времени»
    Сочинение-рассуждение по роману
    Особенности трактовки образа «героя времени» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
    Образ и характеристика Максим Максимыча
    Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени»
    Природа в романе
    Печорин и Онегин люди нашего времени
    «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В. Г. Белинский)
    Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    “Герой нашего времени” – Социально – психологический роман
    Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Портретные и пейзажные описания в романе «Герой нашего времени»
    Трагедия личности в равнодушном обществе (по роману «Герой нашего времени»)
    Трагедия жизни Печорина и его поколения
    Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
    Сочинение: «Максим Максимыч»
    Главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»
    Композиционное своеобразие романа “Герой нашего времени”.
    Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
    Кто же он настоящий герой книги «Герой нашего времени»
    Размышления об идеях Печорина
    Печорин – герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова
    Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Характеристика образа Мери, княжна
    «Душа Печорина — не каменистая почва»
    Общая характеристика портрета Печорина (по роману «Герой нашего времени»)
    ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)
    Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
    Композиция романа “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина
    Лирический взгляд на природу в романе «Герой нашего времени»
    «Журнал Печорина», как «роман в романе»
    Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени»
    Может ли Максим Максимыч воскресить доброе начало в душе Печорина
    Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
    Общая характеристика портрета Печорина
    Роль повествователя в романе «Герой Нашего Времени»
    Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Чацкий, Онегин, Печорин
    Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    “Противоречивый образ Печорина”. Душа Печорина – “некаменистая пустыня”.
    Анализ фрагмента главы «Княжна Мери»
    Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия “Герой нашего времени”.
    Княжна Мери. Повесть. Герой нашего времени
    Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века
    Жанр романа “Герой нашего времени”
    Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Мы сделались приятелями» (Печорин и Вернер в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
    Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» — социально-психологический роман
    Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Роман – художественный анализ
    Печоринская ересь
    Водяное общество в романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времрни”
    Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”.)
    Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени)
    Образ и характер Максим Максимыча
    Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Почему несчастлив Печорин?
    Первый русский социально – психологический роман
    Психологическая насыщенность романа «Герой нашего времени»
    История изучения романа Лермонтова
    Страшный ли человек этот Печорин
    Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Кто такой Печорин в романе «Герой нашего времени»
    ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН – АВТОР И ГЕРОЙ.
    Отношение Лермонтова к образу Печорина
    Суд, ведущий к возмездию (по роману «Герой нашего времени»)
    Выяснение читательских впечатлений учащихся о «Герое нашего времени»
    Почему поколение Печорина обречено. На примере повести «Фаталист»
    «Герой нашего времени» не стареет
    Сюжет и композиция романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
    Дочь гор Бэла, княжна Мери и Вера в романе «Герой нашего времени»
    Печорин
    ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
    Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени»
    Социален ли роман «Герой нашего времени»
    Образы горцев и дворянское общество в романе Герой нашего времени
    Есть ли среди нас «герои нашего времени»
    Тайна у Лермонтова, тайна Печорина
    Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    В чем проявляются парадоксы личности Печорина
    Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени».
    Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени»
    Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени»
    Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
    Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени»
    Душа Печорина – не каменистая почва (В. Белинский)
    В чем состоит трагизм судьбы Печорина
    “Боренья с самим собой” героя нашего времени
    Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Автор и герой в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Конкретизация образа Печорина в новелле «Максим Максимыч»
    Особенности композиции романа М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”
    Образ и характер Бэлы, Мери и Веры
    Восприятие личности в романе «Герой нашего времени»
    Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени»
    Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»
    Повесть «Фаталист» и духовные искания Печорина
    Художественные особенности романа «Герой нашего времени»
    Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
    О жанре романа «Герой нашего времени»
    Тайна истории души Григория Печорина
    Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина.
    Психологическая насыщенность романа «Герой нашего времени»
    Дуэль Печорина с Грушницким
    РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО
    Онегин и Печорин
    Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»
    Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    Тесное сплетение романтики и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ горянки в главе «Бэла»
    “Герой нашего времени”. Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).
    ПЕЧОРИН – МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА
    Характеристика образа Бэла
    «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    ДВЕ ВСТРЕЧИ ПЕЧОРИНА С МАКСИМ МАКСИМЫЧЕМ
    МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
    Заметка о «Герое нашего времени»
    Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени” Лермонтова М.Ю.
    История создания и анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова М.Ю.
    Сочинение Лермонтов М.Ю. – Герой нашего времени
    Обзор романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
    Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Максим Максимыч. Рассказ
    Почему автор называет Печорина “героем времени”?
    В чем проявляются парадоксы личности Печорина?
    По мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Философского размышления автора о судьбе человека в романе «Герой нашего времени»
    Особенности трактовки образа «героя времени» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе
    Сущность образа княжны Мери в романе «Герой нашего времени»
    Сюжет и композиция романа….
    Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Как я понимаю трагедию Печорина
    ЛЕРМОНТОВ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ (по лирике и “Герою нашего времени”)
    Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери»
    Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа
    Как «Княжна Мери» демонстрирует возвышение и падение героя Печорина
    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
    План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА
    Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Каков он молодой человек разных эпох («Герой нашего времени»)
    Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»
    ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА?
    Раздвоенность сознания Печорина
    Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
    ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
    Печорин и Максим Максимыч
    Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» 2
    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени»
    Многоликий Печорин
    Значение для русской литературы «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова
    “Мы сделались приятелями…” (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”,)
    Тамань. Повесть
    «Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова
    Новелла Бэла. “Герой нашего времени. “– художественный анализ
    Образ автора в романе “Герой нашего времени”
    «Герой нашего времени» — грустная дума о нашем времени
    “И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени”
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Истории любви Григория Печорина. Анализ раздела «Княжна Мэри»
    Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом
    Образ Максим Максимыча и его “двойники” в русской литературе
    Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени»
    Характеристика образа Григория Печорина по роману «Герой нашего времени»
    Преступление и наказание Печорина
    Черты романтизма и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Образ главного героя в романе «Герой нашего времени»
    Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы
    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода)
    Искусство создания характера персонажа (на примере романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    По следам «Героя нашего времени» – об истории создания романа
    Лермонтов и Печорин. Автор и герой
    Размышления над романом «Герой нашего времени»
    Пейзажные зарисовки в романе “Герой нашего времени”
    По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Принципы создания образа Максима Максимыча
    Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова)
    Образ и характер Вернера
    Раздумья о жизни и смерти в романе М Лермонтова «Герой нашего времени»
    Пари Печорина с Вуличем (Анализ главы повести «Фаталист»)
    Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.
    Сравнительная характеристика Онегина и Печерина
    Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)
    Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени»
    Литературная судьба романа «Герой нашего времени»
    Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Княжна Мери
    Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени»
    «Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо почувствовать его горе» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
    СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”.
    “И ДАЙ ВАМ БОГ ПОБОЛЕЕ ВСТРЕТИТЬ НА ПУТИ ВАШЕЙ ЖИЗНИ МАКСИМОВ МАКСИМЫЧЕЙ”.
    Характеристкика образа Грушницкий
    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой»
    «Герой своего времени» и образ природы в романе М. Ю. Лермонтова
    Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Взаимосвязь персонажей: Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени»
    История жизни Печорина
    Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа
    История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    «Водяное общество» и Печорин в романе «Герой нашего времени»
    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча
    Основное в характеристике образа Печорина
    «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман.
    Пейзаж и его роль в романе
    Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    “Герой нашего времени”
    Анализ романа “Герой нашего времени”
    Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Композиционное своеобразие романа “Герой нашего времени”.
    Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»
    Композиционное своеобразие романа “Герой нашего времени”
    Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени»
    Образ и характер Бэлы, Мери и Веры в романе
    В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
    Реалистическое или романтическое произведение «Герой нашего времени»
    Герой нашего времени – художественный анализ
    «Герой нашего времени» (Женские образы в романе)
    Круг интересов “водяного общества” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна
    Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
    Любовь в жизни Печорина
    Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)
    Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
    Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством. (В.П. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
    Внутренний мир Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени»
    Образ «героя времени» в лирической стихии лермонтовской поэзии
    Раскрытие характера Печорина через композицию романа
    Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Художественный метод Лермонтова в «Герое нашего времени»
    Пересказ повести Лермонтова «Герой Нашего Времени». Бэла
    НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
    Грушницкий как кривое зеркало Печорина в романе «Герой нашего времени»
    Григорий Печорин — герой произведения своего времени
    Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Печорин — вечный герой нашего времени
    Второстепенные персонажи в романе «Герой нашего времени»
    Художественные достоинства романа «Герой нашего времени»
    «Пленительные» образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
    Как Печорин относится к проблеме судьбы?
    Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени»
    Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает
    Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин
    Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    ПЕЧОРИН – ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Образ Печерина
    Печорин — “лишний человек”, “младший брат Онегина”
    В чем трагедия Печорина
    Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
    Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина
    Искусство создания характера («Герой нашего времени»)
    Пейзаж в романе Лермонтова “Герой нашего времени”
    Образ русского офицера в романах”Герой нашего времени” и “Капитанская дочка”
    Друзья и враги Печорина
    Печорин портрет своего поколения
    Исторические прототипы героев в повести «Княжна Мери»
    Природа в романе «Герой нашего времени»
    Роль образа Печорина в повести «Тамань»
    Печорин как тип лишнего человека
    Печорин — герой или антигерой?
    ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА
    “Онегин и Печорин”
    Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»
    Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности
    Идейно композиционная роль главы «Бэла» в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”
    В чем состоит трагедия Печорина
    Романтическая утопия в романе «Герой нашего времени»
    Пари Печорина с Вуличем
    Любовь Печорина к Вере
    Что объединяет образы Онегина и Печорина
    Образ Печорина — продолжение темы “лишние люди” в русской литературе
    Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Лирические мотивы в романе «Герой нашего времени»
    Виноват ли Печорин или виновата эпоха
    «Княжна Мери» главная повесть в романе «Герой нашего времени»
    В чем сложность и противоречивость натуры Печорина
    Рассказчик и Максим Максимыч
    Онегин – отражение эпохи декабристов, Печорин – герой «жестокого века»
    Сущность образа княжны Мери в романе «Герой нашего времени»
    Противостояние Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Конкретизация образа Печорина в новелле «Максим Максимыч»
    Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой на-шего времени”.)
    Система образов в романе «Герой нашего времени»
    Сходство и различие Онегина и Печорина
    Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Своеобразие реализма в романе “Герой нашего времени”
    Преступление и наказание Печорина
    Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
    Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    В борьбе с самим собой. Образ Печорина
    В чем состоит трагедия Печорина?
    Многоцветный стиль «Героя нашего времени»
    “ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ?” Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.
    “Во мне два человека…”(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина)
    «Журнал», единственный «достойный собеседник» Печорина
    Печорин и Грушницкий: быть или казаться
    Характеристика образа Печорин Григорий Александрович
    Может ли Печорин быть способен на высокое чувство
    Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    Проблематика романа «Герой нашего времени»
    И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей
    «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе
    Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Художественные достоинства романа «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы
    Существовал ли исторический прототип образа Печорина
    Герой нашего времени
    Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?
    Отношения Печорина, Грушницким,Вернером
    Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»
    Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»
    Многоцветный стиль «Героя нашего времени»
    Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
    Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
    Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени»
    Образ и характер Печорина
    Cравнительная характеристика Онегина и Печорина
    Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
    В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Образ Печорина (по роману Лермонтова “Герой нашего времени”)
    Портрет в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
    Краткая характеристика произведения “Герой нашего времени” Лермонтова М.Ю.
    Мое отношение к образу Печорина
    Художественное своеобразие романа
    «Герой нашего времени» лирический дневник и философская повест
    О трагичности судьбы незаурядных людей в романе «Герой нашего времени»
    Роман «Герой нашего времени» тема «лишних людей»
    Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).
    Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа “Герой нашего времени”
    Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Полемика вокруг романа Лермонтова «Герой нашего времени»
    Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»
    Характеристика образа Вера
    Композиция романа “Герой нашего времени” Лермонтова
    Духовное путешествие Печорина
    Помогает или мешает жить Печорину самоанализ?
    Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени»
    История Бэлы в контексте характера Печорина
    Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
    Значение письма Веры к Печорину
    «Герой нашего времени» – роман психологический и философский
    Противостояние Печорина и Грушницкого в главе «Княжна Мери»
    Мятежный дух в лирике Лермонтова
    Княжна Мери
    Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде

  6. 6
    Текст добавил: *_*ЧеЛкАсТиК _ ГуЛяЕт *_*

    В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):
    — Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
    — Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
    — Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

    В данной работе рассматриваются сходства и различия героя поэмы Пушкина Евгения Онегина и героя романа Лермонтова Григория Печорина. Нужно подчеркнуть, что оба героя — лишние люди, и между ними есть определенная преемственность, ведь Лермонтов был большим поклонником творчества Пушкина и создал своего персонажа, опираясь на открытия «солнца русской поэзии». В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Печорин и Онегин.

    Психологизм в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

    В сочинение на эту тему нужно написать свое определение психологизма и проанализировать, в чем заключается новаторство Лермонтова в изображении психологизма. Необходимо привести примеры, где, по-вашему, необыкновенно широко раскрывается душа скрытного героя, и и где находится применение для мастерства писателя передавать характер через бытоописание героя. Так же стоит уделить внимание психологии Печорина, эмоциональным мотивам его поведения. В качестве примера можно посмотреть сочинение «Психологизм в романе Герой нашего времени«.

  7. Страница: [ 1 ] 2 3
    Предубеждение есть самое вредное ощущение в человеке, от которого что-нибудь зависит и который должен об чем бы то ни было произносить свои суждения и мнения. Под влиянием этого ощущения самый умный и самый честный человек может наделать глупостей, быть несправедливым и даже повергнуть в несчастие безвинного человека. Только сильная воля и постоянство в правилах могут избавить нас от этого вредного ощущения, которое так искусно уловляет ум наш и сердце в свои сети. Я чуть было не попался в них… Послушайте!
    Однажды в восемь часов утра приходит ко мне человек, который отроду не бывал у меня, человек положительный, как червонец, человек, не увлекающийся мечтами, поэзиею, порывами и т. п. Он оказал мне несколько из тех незначительных услуг, которыми образованные люди меняются в жизни, как приветствиями, и я не имел случая отплатить ему ни одною подобною услугою. “Я пришел к вам с просьбою”, — сказал он. — “Приказывайте! Очень рад услужить вам”. — “Напечатайте, пожалуйте, объявление о книге, которая выйдет в скором времени. Вот оно!” Я просмотрел объявление и невольно улыбнулся, узнав по напыщенности и неумеренным, раздутым и нарумяненным похвалам, что это объявление выходит из фабрики абсолютно-объективно-субъективной литературы. Посетитель заметил мою двусмысленную улыбку и примолвил: “Сочинитель книги, о которой я прошу объявить, хотя печатает свои произведения в журналах, которые против вас вооружены, но даю вам слово, что молодой автор вовсе не принадлежит к этой партии…” Я едва мог скрыть досаду при сих словах. “Милостивый государь! — возразил я. — Вы не знаете меня, говоря со мною таким языком! В литературе я знаю только две партии: партию хороших и партию дурных писателей. Враг ли мне автор или друг, мне все равно. Если он напишет хорошее, я буду хвалить, а напишет дурное — возглашу об этом с доказательствами. Вот мое неизменное правило! Объявление ваше я напечатаю, разумеется смягчив его, а выйдет книга — скажу об ней беспристрастно мое мнение”. Посетитель оставил меня, заронив в уме моем зерно предубеждения противу книги.
    Вышла в свет книга. В журналах, в которых автор печатает свои труды, стали хвалить книгу самым смешным образом, унижая при этом случае всех посторонних писателей. Предубеждение мое начало созревать, и я не имел духу взять книгу в руки!..
    Эти странные похвалы до такой степени повредили книге, что об ней составилось какое-то неблагоприятное мнение, которому я невольно подчинился. Я даже не купил книги, чтоб не терять времени и денег на пустяки. Предубеждение мое уже принесло плоды!..
    Наконец появилось (в “Маяке”) суждение С. О. Бурачка об этой книге. Из этого суждения надлежало заключить, что роман “Герой нашего времени” есть ни более ни менее как подслащенная и ароматическая акватофана в прелестной стклянке из граненого горного хрусталя. Сперва было я испугался, но, когда в той же самой статье С. О. Бурачка увидел я, что “Мещанин”, соч. А. П. Башуцкого, поставляется в образец романов и что по этому масштабу измеряется достоинство “Героя нашего времени”, я решился прочесть этот роман, противу которого предубеждение так сильно во мне вопияло. Почитая книгу ничтожною, я стал читать ее на сон грядущий, т. е. в постели, надеясь, что она усыпит меня, как многие из великих творений, прославляемых абсолютно-субъективно-объективными журналами, по рецепту Грибоедова:
    Вам сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится!
    Была половина двенадцатого часа, когда я развернул книгу. Читаю, читаю; чтение завлекает меня… Наконец хочу положить книгу, погасить свечу и заснуть… Невозможно! Книга приковала к себе волю мою, ум, сердце, все ощущения души!.. Читаю — и когда я дочел до последней страницы, било шесть часов утра! В мои лета и при моих занятиях мне даже стыдно сознаваться, что я провел ночь без сна, за романом! На другой день я вовсе не мог работать, просидел весь день с головною болью, и не досадовал. На третий день я снова прочел “Героя нашего времени” и сердился на автора… что книга так коротка… Все это случилось со мною впервые в течение двадцати лет. Ни для одного русского романа я не жертвовал целою ночью, и впервые прочел русский роман дважды сряду, и сожалел, что он не длиннее!
    Я вовсе не знаю автора, никогда не видал его, ничего не читал прежде из его произведений, потому что не читаю тех журналов, в которых он печатает свои стихотворения… Не знаю и знать не хочу, какого он мнения обо мне, но, прочитав “Героя нашего времени”, преклоняю пред автором мое литературное знамя и отдаю ему полный салют!
    Скажите, ради бога, где созрело, где развилось это необыкновенное дарование? Каким волшебством этот юный ум проник в тайники природы, в глубину души человеческой? Какая непостижимая сила сорвала пред ним личину общества и объяснила болезнь, которою оно страждет в наше время, в XIX веке! Все это чудеса для меня! “Герой нашего времени” — первый опыт в прозе юного автора, первый — понимаете ли! Генияльные умы взвиваются на высоту при первых поэтических порывах, но в прозе эти примеры чрезвычайно редки. Проза требует глубокой науки и обдуманности. Виктор Гюго написал множество плохих романов и повестей, пока создал “Notre Dame de Paris” {“Собор Парижской богоматери” (фр.). — Сост.}. Бальзак долго влачился по земле, пока возвысился до “Евгении Гранде”, “Отца Горио”, “Истории тринадцати” и “Шагриновой кожи”. Вальтер Скотт начал писать свои романы уже в зрелых летах, богатый опытами жизни и наукою… Автор “Героя нашего времени” в первом опыте стал на ту ступень, которой достигали другие долговременною опытностью, наукою, трудом и после многих попыток и неудач.
    О Русь, мать всех племен славянских, сколько дарования, сколько ума и нравственной силы сокрыто в твоих недрах! Другие народы уже истощили дар слова, а мы едва тронули поверхность нашего рудника… Но обратимся к роману…
    “Герой нашего времени” есть создание высокое, глубоко обдуманное, выполненное художественно. Господствующая идея есть разрешение великого нравственного вопроса нашего времени: к чему ведут блистательное воспитание и все светские преимущества без положительных правил, без веры, надежды и любви? Автор отвечает своим романом: к эгоизму, к пресыщению жизнью в начале жизни, к душевной сухотке и наконец к гибели. Главное действующее лицо романа, Печорин, не есть лицо новое и невиданное: это родной брат Зафи, эгоиста в “Саламандре”, романе генияльного Евгения Сю. Но все подробности, все аксессуары, все эпизоды и окружающие главное лицо характеры — создание русское, вполне оригинальное. Все характеры, кроме главного лица, Печорина, — первообразы (типы) русского быта и русского общества. Сам Печорин не мог быть вполне оригинален; он должен быть похож на западного европейца, потому что Запад Европы вытиснул на нашем современном поколении свое клеймо, потому что Запад образовал эти холодные существа и заразил их язвою эгоизма в те лета, когда мы должны пылать любовью, дружбою, самоотвержением. Действие происходит на Кавказе. Автор встречается, в переезде чрез горы, с старым штабс-капитаном Максимом Максимовичем и упрашивает рассказать что-нибудь о кавказской жизни. Максим Максимович, лицо, написанное карандашом Гораса Вернета и кистью Тениера и фан-Дейка, рассказывает о поручике Печорине, который был под его начальством в одном из кавказских укреплений. Рассказ чудный, совершенство в своем роде! Печорин, человек, живший в высшем кругу петербургском, человек высокого образования, богатый, произвел на старого штабс-капитана удивительное влияние, так сказать, покорил его. Рассказ Максима Максимовича заключается в следующем. Они поехали на свадьбу к горскому князьку, и Печорину понравилась дочь его, Бэла, полудикая черкешенка необыкновенной красоты. У князька есть сын, Азамат, пятнадцатилетний юноша, удалец, наездник, настоящий горец.
    Страница: [ 1 ] 2 3

  8. “Герой нашего времени” — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому,
    что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром
    являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа
    заключено именно в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов
    утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое
    глубже слов и идей.
    Одной из особенностей композиции является последовательное раскрытие тайны. Лермонтов ведет
    читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к
    разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
    Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая
    композиция в точности соответствует “разочарованной”, противоречивой личности человека.
    В первых трех повестях (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя.
    Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, которые
    показаны либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные
    контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и
    эгоизм: “Какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?” Но не все так
    просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий
    человек. В “Княжне Мери” есть рефлексия Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: “Во
    мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. А позже Григорий
    Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: “Я смотрю на страдания и радости других только
    в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные силы…” Далее Печорин развивает целую
    теорию счастья: “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного
    права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость”.
    Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и
    неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него — утомление и скука…
    Почему же судьба героя так трагична?
    Ответом на этот вопрос является последняя повесть “Фаталист”. Здесь решаются уже проблемы не
    столько психологические, сколько философские и нравственные.
    Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.
    Вулич — сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: “Если точно есть предопределения, то зачем
    же нам дана воля, рассудок?” Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с
    судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых,
    случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу.
    Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приходит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным
    судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти
    которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается
    от, казалось бы, верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо
    траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: “…офицеры меня
    поздравляли — и точно было с чем”.
    Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует по поводу их наивной
    веры в светила небесные, с другой стороны — откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера
    — благо. Отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время нечем заменить утраченные идеалы.
    Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только
    не существует святынь, он смеётся “над всем на свете”… А безверие порождает либо бездействие, либо
    пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека. Показывая мужество
    своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий
    Александрович очень дорожит своей свободой: “Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю
    свою жизнь на карту, но свободы своей не продам”. Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с
    тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: “Я давно уже живу не сердцем, а
    головой”.
    Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он сам
    страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной, свободной от
    предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, даже гениальному человеку, который не смог
    “угадать своего высокого назначения”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *