Сочинение на тему кулигин в драме гроза

10 вариантов

  1. Кулигин является представителем «новых взглядов». Он прогрессивен и готов к чему-то новому. Постоянно что-то изобретает и пытается внедрить в жизнь что-нибудь новое, что сделает жизнь всего города удобнее и проще. То, как он относится к миру, то как и что он думает, не совпадает с мировоззрением остальных жителей города. Он читает много книг, но это не делает его консерватором, а скорее наоборот, дает возможность размышлять, двигаться вперед, быть прогрессивным и смелым на возникновение и воплощение различных идей. Он привык жить не только для себя. Это тоже отличает его от большинства жителей города, для которых странно и дико то, что кто-то хочет сделать доброе дело на благо народу, а не только ради собственных интересов.

    Мечта Кулигина

    Кулигин мечтает построить перпетум мобиле, или вечный двигатель. Он хотел бы получить за него миллион от англичан. Но в отличие от большинства людей, этот миллион он хочет потратить не на себя, а на благо города. Он хочет обеспечить мещанство работой. Но пока его мечта не сбывается, и он вынужден создавать что-то на благо города. Так как своих средств у него на это нет, он вынужден просить проспонсировать его идеи богачей города. Например, он обращается к Дикому. Но тот не принимает его идей, отвергает его, и даже обвиняет в попытке воровства и присвоении себе финансов. Весь город высмеивает его и считает настоящим чудаком. Поэтому все мечты Кулигина не могут быть реализованы, пока он находится в Калинове.

  2. Кулигин был общительным и располагающим человеком. Он легко находил разговор с любым собеседником. Борис отзывался о нем только хорошими словами. Тихон Кабанов относился к герою с доверием. Он всегда мог излить ему свои душевные переживания и получить дельный совет.
    В тексте пьесы мы замечаем благородные намерения Кулигина. Он частенько раздумывал над благосостоянием окружающих людей и общества. Герой задумывает мысль о необходимости солнечных часов в городском парке. Он с терпеливостью и трудом пытается убедить Дикого в необходимости громоотвода. Но, богатый человек не мог оторвать от себя десять рублей для дела.
    Именно этот герой первым высказывает свое недовольство в сторону «темного царства». Над телом Катерины он проговаривает свои мысли в слух о том, что теперь девушка совершенно свободна от насилия и гнета своей родни.
    Кулигин смог выразить протест самодурам и лицемерам «темного царства». Среди всех героев пьесы, А.Н. Островский делает Кулигина хорошим человеком – рассудительным, мечтательным и деятельным. Он симпатичен читателю за свои слова и поступки. Кулигин – один из первых, кто после Катерины смог продолжить протест относительно «темного царства».

  3. Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. “Темное царство”, олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение. Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают.
    Первым с кем мы встречаемся в пьесе – Кулигин, простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.
    С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. “Восторг!” – говорит он, но они не понимают его радости, они “не видят” красоты пейзажа, потому – что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о “темном царстве”. Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни. Мы замечаем его реплики только “по – делу”, и когда это необходимо. “С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть”, – заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: “Да не спускаю и я: он – слова, а я – десять.” Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.
    В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого. Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, “я здесь лишний, точно мешаю”. Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует “угождать как-нибудь”. Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность – Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: “Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят”. В этом проявляется его нерешительность: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”. Если Катерина, главная героиня “Грозы”, в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.
    Кулигин умеет находить общий язык с людьми. “Какой хороший человек!”, – говорит о нем Борис. Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества – хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. “А то руки есть, а работать нечего”.
    “Механик, самоучка – механик”, – как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье “Темное царство”, о том, что “самодура легко “прекратить” силой рассудительно, просвещенного ума”. “Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов.” Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.
    Кулигин тонко чувствует красоту природы: “из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…”; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира. Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только “молодые парни да девушки… у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками”. Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться. Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы “всякий должен бояться”, – говорит Катерина.
    К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. “Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой”. Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: “Нет, своего-то ума.”
    В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!” После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.
    Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против “темного царства”. Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.
    В “темном царстве” Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.
    Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель – сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.
    Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по – богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть “изгоем” в Калинове.

  4. «Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
    Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
    Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».
    Кулигин продолжает настаивать на своём даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить как червяка».
    Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.
    Ещё одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы «Гроза»: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть всё это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в «Грозе» не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.
    Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в «тёмное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.
    Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.

  5. В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа – Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.
    Кулигин – это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»
    В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».
    К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой. мечтатель протест самодурство общество
    Кулигин – человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.
    Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы – все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»
    Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!”. После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.
    Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он – как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего – его стремление к благополучию народа.

  6. (229 слов) Кулигин – человек лет пятидесяти, представитель мещанства. Он не участвует непосредственно в главном конфликте, но играет важную роль в произведении.
    Так, в Кулигине воплощаются лучшие черты, присущие его сословию. Несмотря на своё происхождение, он образованный: сам выучился мастерству механика (не случайно его фамилия созвучна с фамилией знаменитого Кулибина), понимает устройство мира (например, что молния – это электрический разряд, а не «кара Божья»), умеет даже сочинять стихи на старинный манер – в общем, умом превосходит многих жителей Калинова, в том числе самых влиятельных, вроде Дикого или Кабанихи.
    Вдобавок, Кулигин наделён чуткой душой: он не устаёт любоваться красотами родного края, а также добр к окружающим его людям. Однако в то же время он замечает и всё зло, которое творится в Калинове, и трагическую отсталость общества, и ужасающее положение бедняков, и пороки богачей… Причём не только замечает, но и пытается, в меру сил, повлиять на ситуацию – даёт советы молодым, как поступить; уговаривает народ не бояться молний; просит у Дикого средства для сооружения часов на площади и громоотводов. Увы, в одиночку ему тяжело что-то сделать, а те немногие, кто разделяет его мысли, слишком боятся гнева консервативных и могущественных старожилов.

  7. Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо­трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.
    Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ­степенных персонажей.
    Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об­раз Кулигина сразу притягивает читательское внима­ние.
    Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно­венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж­дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули­гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи­тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича­ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре­лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.
    Большое значение для раскрытия характера Кули­гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку­лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто­ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате­лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти­ранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни­ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».
    Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не­сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.
    Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме­щанства «руки есть, а работать нечего».
    Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер­жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди­кому все выгоды, которые могут принести его задум­ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по­жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст­ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.
    Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»
    Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно­го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би­сер, не осознавая, что все это впустую.
    Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».
    У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо­ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт­вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.
    По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на­деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст­вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.

  8. 8
    Текст добавил: СЛивка-ПоДлИвка

    1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, но не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны. Так, ха­рак­те­ри­сти­ка Ку­ли­ги­на как ге­роя-ре­зо­не­ра долж­на быть до­пол­не­на по­зи­ци­ей это­го ге­роя в фина­ле дра­мы. Имен­но он го­во­рит о ти­ран­стве Ка­ба­но­вой, за­гу­бив­шем Ка­те­ри­ну (“Вот вам ва­ша Ка­те­ри­наю Де­лай­те с ней, что хо­ти­те! Те­ло ее здесь, возь­ми­те его, а ду­ша те­перь не ва­ша; она те­перь пе­ред су­ди­ей, ко­то­рый ми­ло­серд­нее вас!”), и имен­но эти сло­ва, бро­шен­ные в эмо­цио­наль­ном по­ры­ве про­те­ста Ку­ли­ги­ным про­буж­да­ют от­кры­тый про­тест про­тив ма­те­ри в ду­ше Ти­хо­на, вос­клик­нув­шем: “Ма­мень­ка, вы ее по­гу­би­ли! Вы!Вы!”).
    2. В со­чи­не­нии ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния; ошиб­ки и неточ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
    3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся обос­но­ван­но и до­ста­точ­но раз­но­сто­ронне (при­сут­ству­ют ци­та­ты с ком­мен­та­ри­я­ми к ним, крат­кий пе­ре­сказ со­дер­жа­ния, необ­хо­ди­мый для до­ка­за­тель­ства суж­де­ний, име­ют­ся раз­но­го ро­да ссыл­ки на изоб­ра­жен­ное в про­из­ве­де­нии).
    4. Со­чи­не­ние об­ла­да­ет ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны меж­ду со­бой, но сле­ду­ет раз­де­лять цен­траль­ную часть на аб­за­цы, под­чер­ки­ва­ю­щие дви­же­ние и раз­ви­тие мыс­ли. В ос­нов­ной ча­сти вы­де­ле­но три пунк­та, од­на­ко ес­ли пер­вые два пред­став­ля­ют ло­ги­че­скую це­поч­ку раз­ви­тия од­ной мыс­ли, то тре­тий не свя­зан с преды­ду­щи­ми, здесь рас­кры­ва­ет­ся уже не роль Ку­ли­ги­на в пье­се, а ин­тер­пре­та­ция этой ро­ли чи­та­те­ля­ми.
    5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­но 3 ре­че­вые ошиб­ки.

  9. А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.
    В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин — мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».
    Кулигин — человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле — средневековая идея, громоотвод — техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.
    Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»
    Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов — идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:
    — Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
    Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

  10. 1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на.
    2. Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем и де­та­лей, но до­пу­ще­на од­на фак­ти­че­ская ошиб­ка.
    3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
    4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
    5. До­пу­ще­на од­на ре­че­вая ошиб­ка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *