Сочинение на тему культура и цивилизация

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Каждому своё

    Культура – это явление общественное, присущее только человеческому обществу, результат деятельности людей. К культуре нужно применять критерий прогрессивности. Цивилизация переводится с латинского как “гражданский, государственный. Культура – лишь элемент цивилизации.
    Цивилизация включает не только культуру, но и технологическую основу нашу жизнь, моральное представление людей.
    Цивилизация – высшая степень культурного объединения людей. Ее определяют общие объективные элементы – язык, история, религия, обычаи, организации,
    а также субъективные элементы – самосознание людей. Впервые различия между культурой и цивилизацией рассмотрел Кант. Это были стадии развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация – это уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны – способ освоения культурных ценностей.
    Известный немецкий философ Шпенглер выделял западную, японскую, исламскую, индуистскую и конфуцианскую цивилизации. Данилевский в сочинении “Россия и Европа” добавил к всех цивилизаций еще и славянскую православную. Исследователь и ученый Хантингтон выделил лишь две цивилизации:
    западную и восточную.
    Культура – совокупность позитивных достижений общества в его материальном и. Культура – это система материальных и духовных ценностей, духовного развития, которая создана и развивается человеком, система служащих социального прогресса и формирования исторически изменяемых типов личности.
    Структурные элементы культуры: готовые продукты материальной и духовной деятельности людей; умение владеть продуктами материальной и духовной деятельности; навыки, способы, приемы создания материальных и духовных ценностей; исторический тип личности, что отражает достигнутую степень культурного развития общества. Типы культуры: материальная, духовная .
    Культура подчиняется всем закономерностям развития общества. Типы культуры соответствуют типам развития общества. Основные закономерности: зависимость культуры от экономического, социального и политического жизнь, строя общества; относительная самостоятельность в развитии культуры .
    Локальные культуры: культура инков и майя в Америке, культура аборигенов в Африке. Культура может быть массовая и элитарная. Нельзя отождествлять массовую культуру с культурой самих народных масс.
    Культура и контркультура, которая отрицает ценности доминирующей культуры – понятия, используемые для обозначения социально-культурных установок и ценностей, направленных против ценностей массовой и элитарной культуры.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Сочинение на тему “Образование, культура и цивилизация” Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше…
    Сочинение на тему: “Культура поведения” Культура поведения. Каждый из нас в жизни не раз встречался с этим понятием. Казалось бы, что нет ничего сложного и непонятного в этом определении, но это не так. В одном…
    Сочинение на тему: “Культура есть память” “Культура есть память”. М. Ю. Лотман Культура. Что скрывает в себе это понятие? Какие разделы оно в себя включает? И какую же роль играет в нашей жизни? Известный культуролог Юрий…
    Сочинение на тему: “Правовая культура человека” Правовая культура человека – это его отношение к праву, готовность соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты страны. Правовая культура имеет определяющее значение для эффективности общества, для его хорошего и последовательного…
    Сочинение на тему “Культура речи – это неотъемлемая культура человечества” В современном обществе почему-то слишком часто забывают о правилах и достаточно уверенно номинируют это демократией. Проблема касается различных аспектов жизни. Речь идет и о правовых, и моральных, и Культурных, в…
    Сочинение на тему: “Культура речи” “Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное “. Толковый словарь русского языка С. Ожегова Я…
    Культура поведения сочинение Вопросы поведения человека в обществе стоят остро в любое время. Правила поведения всегда менялись, со временем сформировался определенный этикет, которого придерживались воспитанные представители общества. И всегда каждый человек сам индивидуально…
    Сочинение “Культура в моей жизни” Чем для нас является Культура? Как понимаем это слово мы, современное поколение? Для кого-то культура – это нечто духовное, прекрасное, совершенное; кто-то ассоциирует культуру только с волшебными произведениями искусства: бесспорными…
    Сочинение на тему: “Язык – ключ к цивилизации” Цивилизация – это стадия в развитии человеческого общества, характеризующаяся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Цивилизация как стадия в развитии общества очень важна и многозначна….
    Сочинение на тему: “18 век” Одной из самых величественных эпох в истории человечества является 18 век. Это не только тысячелетие воин, но и становления и падения различных стран, переселение колонистов, война за независимость в США,…
    Сочинение-рассуждение по тексту И. Эренбурга Библиотеки. Книги. В жизни каждого человека эти понятия играют огромную роль. Ведь из книг мы узнаем большую часть информации. Школьные учебники, словари, энциклопедии, книги для свободного чтения из библиотек –…
    Человек и цивилизация Человек – это часть природы. В результате развития цивилизации он стал сильнее и поставил себя могущественнее, чем природа. Имеет ли право он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает…
    Что такое массовая культура? И сонная, бездонная стихия Топила нас, И темная огромная Россия Давила нас. А. Белый Современный мир в целом не очень-то прельщает переход в иные миры, в иное бытие, включая и…
    Человек, цивилизация, земля Человек – это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и поставил себя выше природы. Вправе ли он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает недра земли;…
    Механическая цивилизация “С1осkwork Оrange” – “Заводной апельсин” – так называется скандально известный роман Энтони Берджеса. Так же называется фильм великого американского режиссера Стэнли Кубрика, снятый в шестидесятые годы XX века. Роман до…
    Что такое духовная культура Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный… В. А. Сухомлинский Общаясь с людьми, все мы,…
    Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания выдающегося лингвиста С. И. Ожегова: “Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное “ Контрольный текст: Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – Я убедилась, что это так. Люсю Катунину она называла на французский…
    Сочинение на тему: “Почему нужно защищать культурные ценности?” В современном мире к культурным ценностям принято относить сооружения, здания и объекты, которые уникальны в культурно-историческом отношении и являются одновременно историческими ценностями. Сегодня культурные ценности подлежат полноценной защите со стороны…
    Сочинение на тему: “Великий русский язык” “Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому”, – писал великий Л. Н. Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: при помощи слова, то…
    Сочинение на тему: “Культурный человек – какой он?” Что такое культура? На этот, казалось бы, простой вопрос нет универсального ответа. Существует много определений этого слова, трактовок этого понятия. Так что же такое культура? Нередко мы говорим о ком-то:…
    Сочинение на тему: “Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляриста. В чем опасность штампов в нашей речи?” Судьбы людей, время, история, культура… Все это чудесно выглядит благодаря языку, средствам общения. Как бы было если бы языка не существовало?! В. Г. Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную…
    КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 1 вариант Умеете ли вы культурно общаться? Ответ на этот вопрос предполагает понимание его сути. Что же такое культура общения? Проще говоря, это – набор правил и норм поведения человека…
    Культура эпохи античности и ее роль в развитии мировой культуры Культуры греков и римлян, получившие в литературе название “античной”, заложили основы культуры Средиземноморья, новой Европы. Римской культуре была уготована лучшая судьба, чем древнегреческой. В Италии и Франции древнеримская культура никогда…
    Сочинение по обществознанию на тему “Наука” Наука занимает огромное место в жизни современного общества. Она помогает нам осваивать действительность рациональными способами, а так же воспроизводить накопленные знания. Наука является одной из трех форм деятельности в духовной…
    Сочинение на тему: “Проблема определения ценностей” В жизни каждого человека присутствуют как истинные, так и мнимые ценности. Ведь сделать правильный выбор в этой сфере очень трудно. Формирование ценностей зависит от многих факторов: окружающего общества, воспитания, атмосферы…
    Сочинение на тему: “Обсуждение будущего культуры” Обсуждение будущего культуры неизбежно сводится к анализу важнейших современных тенденций и рис, которые с большей или меньшей вероятностью могут развиться в ближайшие десятилетия. Такой анализ ведется в рамках футурологии –…
    Сочинение-размышление на тему: Какую культуру я возьму в свое будущее Под словом “культура” может скрываться немало понятий. В данном случае речь идет о духовности, о человеческих добродетелях или все-таки о культуре как особенность отдельного народа? В любом случае это взаимосвязанные…
    Сочинение на тему: “Красота России, ее полей и лесов, ее туманных омутов… “ “Я люблю, когда сеном пахнет, Когда меркнут закрайки зари, И река с берегами распахнутыми Теплым ветром со мной говорит. Как мне нравится с ней судачить, Над водой у обрывов глухих,…
    Сочинение на тему: ” Родной язык” Родной язык входит в нашу жизнь из уст матери. Красивое звучание родного слова мы начинаем воспринимать с маминых песен, прекрасных русских сказок, легенд, преданий. С родным языком мы покидаем родительский…
    Сочинение на тему: Моя будущая профессия журналист Выбор будущей профессии – это одно из важнейших решений в жизни каждого подростка, ведь именно от нее будет зависеть будущее жизни и, конечно, его качество и уровень. Поэтому мне нужно…
    Сочинение на тему: “Культура и цивилизация”

  2. Государственный Университет
    Высшая Школа Экономики
    Факультет экономики
    Эссе по философии на тему
    “Культура и цивилизация”
    Выполнил: студент второго курса
    факультета экономики
    группы 215
    Воронов Кирилл Валерьевич
    Москва
    2010
    За всю историю человечества, появилось большое количество культур и цивилизаций. Одни бесследно исчезли, другие же смогли сохраниться. Однако, некоторые из них, под влиянием развития технологий и общественных отношений, приобрели новую форму и смысл в современном мире.
    Безусловно, цивилизация и культура – понятия, неразрывно связанные между собой. Но что они из себя представляют и как взаимодействуют друг с другом? На эти вопросы пытались найти ответ многие философы своего времени. В этом свете создавались разные концепции, пытающиеся объяснить соотношение культуры и цивилизации, а также их значение в нашей жизни.
    Н. Бердяев, в своих работах даёт собственное объяснение данной проблемы. В нашей жизни при принятии решений и формировании целей общества, важную роль играет культура, и именно с помощью неё оценивается “качественность” и духовная зрелость общественности. Уже давно во всём мире гремят призывы к демократии. Но демократия “не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир”. Действительно, в этом случае культура становится совсем другой – дешёвой, доступной, но в то же время некрасивой и плоской. Так культура переходит в цивилизацию, вследствие демократизации. Для людей демократии, культура – всего лишь средство благоденствия, орудие политики и экономики. Им не нужна культура, как таковая, им нужна именно цивилизация, выполняющая функцию орудия. Культура не то же самое, что цивилизация. “Культура родилась из культа. Истоки её — сакральны”. Она имеет благородное происхождение, в её появлении имеются религиозные корни. Цивилизация же, напротив, имеет мирское происхождение и является порождением борьбы человека с природой. Культуре присущи индивидуальность и душа, цивилизации – общее, повторяющееся, а также орудия и методы.
    Культура постоянно старается поддерживать связь со своим прошлым, со своим появлением, чтит память прежних поколений. Ей важна преемственность, непрерывность, непоколебимость творений. В ней происходит долгая борьба со смертью и временем, хотя, по правде сказать, она бессильна против них. Новая культура, при своём появлении, несмело вливается в жизнь, как бы “стесняясь” такого положения. У цивилизации нет предков, она гордится своим недавним происхождением. В ней “всё приспособлено к удобствам сегодняшнего дня”. Она не хочет заполучить вечность и не борется со смертью.
    У культуры есть два начала: консервативное, т.е. преемственное, и творческое – направленное в будущее. Однако, невозможно представить такого, чтобы в культуре присутствовали революционные и разрушительные мотивы. Всё революционное противится иерархизму и направлено на разрушение. А культура не может существовать без “иерархической преемственности, без качественного неравенства”, потому что без знания и принятия прошлого невозможно творить новую культуру.
    А какое положение занимает человек между такими гигантами, как цивилизация и культура? По словам Н. Бердяева, человек, ограниченный рамками природы и общества, находится в рабстве у цивилизации. Она была создана, чтобы справиться с необузданными силами природы. Были выдуманы орудия, способствовавшие успешному достижению данной цели. С развитием этих орудий (в том числе и величайшего – интеллекта) происходила деградация природных инстинктов и самого организма человека. Всё это происходило потому, что “в борьбе орудия органические начали заменять орудиями техническими”, что в свою очередь, в дальнейшем, привело к обезличиванию культуры. Так, человек, познавший бремя цивилизации, постепенно пришёл к мысли, что если он отвернётся от природы, то потеряет свою “целостность и первоначальную силу”. Помимо всего прочего появился вопрос: стоит ли цивилизация всего этого? Как уже было сказано, цивилизация была создана человеком, во имя его освобождения от власти “стихийной природы”, но вместе с развитием цивилизации шёл процесс притеснения одним человеком другого. Так были порождены отношения рабства и господства. Однако, дело не только в различии по социальному положению. Дело в том, что, принимая орудия “освобождения”, человек становится рабом цивилизации, которая мешает ему достичь целостности и понять всю полноту нашей жизни. Стоит отметить, что было бы неправильно полагать, будто противоположностью рабства и зла цивилизации является свобода и добро природы: “Проблема стоит совсем не так, что цивилизации следует противопоставлять какое-то здоровое и блаженное варварство, какого-то природного человека или доброго по природе дикаря”. Антиподом человека цивилизации должен выступать не человек природы, а духовный человек. Причём предполагалось, что цивилизация располагается между природой и духом, из чего следует, что цивилизация есть лишь промежуточная стадия нашего существования. И главной целью становится не движение к природе (т.е. обратно), а движение к духовному царству – царству свободы, некой святости.
    В вопросе о цивилизации Н.Бердяев отмечает влияние цивилизации на массы и формирование культуры. Масса представляет собой количественную категорию, характеризующуюся отсутствием внутри неё высоких качеств, ценностей. Массы легче воспринимают техническую цивилизацию, чем духовную культуру. Они, фактически лишены последней и владеют только тем, что им внушили ранее. Таким образом, и ценности, и социальный строй, и государство могут стать идолами.
    “И в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация”. Цивилизация есть некий социализирующий и коллективный процесс, например, изобретение людьми технических орудий. Культуре характерен несколько более личный и глубинный процесс. Цивилизация объясняет объективацию и социализацию нашей жизни, культура обращается к таким понятиям, как духовность и личность. Техническая цивилизация обезличивает культуру. Но всегда найдутся те, кто сможет противостоять надвигающейся технической цивилизации – ими являются романтики, гении, творящие культуру. Однако их высказанные мнения является подражательными в той или иной группе. А культурный стиль является подражательством и “усвоением традиций”. Конечно, его появление может быть социально оригинальным, но сам по себе, т.е. индивидуально, он не оригинален. Культура старается превратить гения, который не может вместиться в неё, “из дикого животного в животное домашнее”. Как и дикий варвар, творческий гений подвержен социализации. А творческий акт, которому присущи дикость и варварство, переформировывается (путём объективации) и становится культурой. Культура стоит посреди двух сил природы и техники, и часто притесняется с их стороны.
    Всё время существовало разногласие между общественными и государственными ценностями и ценностями культуры. Причём государство (ценности низшего порядка) пыталось достичь тоталитарности и старалось подчинить себе ценности высшего порядка (ценности познания, искусства), делая заказы культурным творцам. Творцы же культуры хотели защитить свободу, пусть это было трудно сделать. Однако в дифференцированном обществе это было легче осуществить.
    “Культура основана на аристократическом принципе, на принципе качественного отбора”. Именно аристократический принцип формирует культурную элиту, “духовную аристократию”, как назвал её Н. Бердяев. Но каждый групповой аристократизм ждёт вырождение, если культурная элита будет оставаться замкнутой и изолированной. Аристократичная культура и истина должна быть доступна не только избранной группе, а всему человечеству. “Нет ничего противнее гордости и презрительности замкнутой элиты. Великие гении никогда не были такими”. Гении были близки к настоящему существованию. Внутри культурных элит господствуют правила объективации и социализации, а также начинает появляться “культуропоклонство”. Настоящий духовный аристократизм должен быть полон сознанием служения, а не сознанием привилегированности, должен стремиться к духовной свободе, независимости. К сожалению, в мире присутствует не этот подлинный аристократизм, а аристократизм гордости и замкнутости. В чём заключается трагедии культуры внутри таких элит? У высокой культуры внутри таких групп отсутствует будущее развитие и перспективы. Процветание культуры заменится крахом. Всё происходит благодаря замкнутости группы: “Эгоцентризм и изоляция культурной элиты, которая делается более потребительской, чем творческой, ведет к подмене жизни литературой”. Именно здесь люди превращаются в рабов литературы и элитарного искусства, где мысли индивидов являются ничем иным, как выражением групповых мнений, а вовсе не личными суждениями.
    Творчество, это борьба с рабством объективного мира, материей, необходимостью. Оно пытается изменить объективный мир, а не оставить его в неподвижном совершенстве. Гениальная природа человека находит себя в создании его творческим актом культуры и культурных ценностей. Но здесь находится и трагедия творчества человека, как несогласование между творческим замыслом, актом и продуктом. “Творчество есть огонь, культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективированного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание”. Причём творческий акт существует в мире субъективности, творческий продукт – в мире объективности. И в культуре, в некотором смысле, происходит отчуждение человеческой природы. Поэтому человек становится рабом культурных ценностей. бердяев культура цивилизация
    Человек находится в рабстве и у цивилизации. Однако, этот разум не является божественным Логосом. Этот разум “социализированного сознания” Это приводит к подавлению личности и целостности человека. Также человек оказывается порабощён идеальными культурными ценностями, создавая из науки, искусства и культуры идолов.
    Но всё же культура – величайшее явление, помогающее человеку определиться с направлением своего пути. Цивилизация сначала появилась как некое средство, которая превратилась в цель и стала тиранически управляться человеком. Культура тоже была задумана, как средство духовной жизни человека, но стала самоцелью, поглотившей человеческую свободу. В итоге получается, что порабощённый человек становится механизмом объективной цивилизации и существует для результата.
    Использованные материалы

    1) Николай Бердяев “О рабстве и свободе человека” (материал взят с http://www.vehi.net/berdyaev/index.html)

    2) Николай Бердяев “Философия неравенства” Письмо тринадцатое. О культуре (материал взят с http://www.vehi.net/berdyaev/index.html)

    Размещено на Allbest.ru

  3. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни огромной страны. Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряженная борьба с Великой армией Наполеона вызвали народный подъем. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего любовь к Родине, мужество, самопожертвование. С тех пор прошло уже 200 лет, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.
    Подробнее…

    “Описание грозы” сочинение

    Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго – пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием вступившей в свои права весны. Весенняя гроза совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу.
    Подробнее…

    Сочинение “Легко ли быть подростком”

    Легко ли быть подростком? Наверное, ответить на этот вопрос однозначно невозможно. И да, и нет. У подростков в наше время есть все – крутые телефоны, компьютеры, планшеты и множество других современных изобретений. В целом это неплохо, дети быстро развиваются, познают много нового, однако есть здесь и плохая сторона – подростки становятся избалованными, вырастают эгоистичными и в каком-то смысле даже жадными людьми. Подросткам все время хочется чего-то нового, дорогого, и часто их совсем не беспокоит то, что родители отдают последние деньги, чтобы порадовать свое чадо.
    Подробнее…

    Чтение делает нас умнее сочинение

    Многие люди не любят читать, но они не знают, как чтение полезно для человеческого развития, поэтому я расскажу вам о пользе чтения.
    Во-первых, чтение пополняет наш словарный запас. Доказано, что люди, читающие любую литературу, имеют больший словарный запас, чем те, кто предпочитает другие занятия. Словарный запас расширяет зону комфорта, позволяет общаться на темы, ранее вам недоступные, обмениваться мыслями с более умными людьми, учиться у них и самим на них влиять.
    Подробнее…

    “О матерях можно рассказывать бесконечно…”

    Тема Матери проходит красной нитью через многие произведения А. М. Горького. Так, в рассказе “Рождение человека” прославлена могучая правда о крестьянке-матери, прославлено великое чувство материнства. По-разному предстает перед нами образ Матери и в трех новеллах (“Сказки об Италии”), но все они проникнуты чувством глубочайшего преклонения и бескорыстной любви к женщине.
    В романе “Мать” Горький рассказывает историю простой женщины Пелагеи Ниловны и показывает ее постепенное духовное обновление.
    Подробнее…

    Сочинение “Написать письмо подруге”

    Здравствуй, дорогой друг!
    Пишу тебе, как и договаривались. Извини, что так долго собирался с мыслями, было некогда. Да и новостей интересных не так уж и много. Мне хотелось рассказать тебе нечто необычное, захватывающее, поэтому написание письма все откладывалось и откладывалось. Но поскольку время идет, и ты, наверное, очень ждешь весточку от меня, буду рассказывать о своей повседневной жизни.
    В школе дела идут хорошо, можно сказать отлично. Если в прошлом году были проблемы с физикой и химией, то в этом мне удалось заметно улучшить свои оценки.
    Подробнее…

  4. 4
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше проблем угрожающего характера, которые во многих случаях являются следствием цивилизационного развития.
    Образование, культура и цивилизация между собой тесно связаны, они взаимно дополняют друг друга. Много философов и исследователей изучали вопрос связи и зависимости между культурой и цивилизацией. Соотношение между этими понятиями
    часто исследуется в работах по истории, социологии, психологии и педагогики.
    Культуру характеризуют как совокупность духовных и материальных ценностей, произведенных человеком за все время существования. Понятие цивилизации многозначно. Его рассматривают и как синоним слова “культура”, и как одну из ее составляющих, как материальную культуру, а также как этап исторического, что приходит на смену культуре. В любом случае связь с культурой обязательно существует. Цивилизацию можно считать процессом “окультуривания” всех без исключения сфер общественной жизни, процессом рационализации,
    оптимизации человеческой деятельности с целью улучшить жизнь каждому и сохранить окружающий мир.
    Культура укоренена в человеческую жизнь. Благодаря культуре Человек может усваивать и приобщаться к человеческим ценностям прошлых веков, переосмысляя их и получая вдохновение для нового творчества. Культура – это не только умение прилично себя вести, но и в первую очередь знания о том, чем и как жили наши предки, их традиции в различных сферах жизни – быту, работе, досуге, социальных ритуалах, экономических и правовых отношениях и тому подобное. Они менялись и совершенствовались на протяжении веков, а с ним появились наши сегодняшние обычаи общественного устройства.
    Образование помогает усвоить культурные достижения, передать их будущим поколениям. Высокий уровень развития культуры требует высокого развития образования, а это снова становится толчком для дальнейшего развития культуры. Уровень образованности людей, составляющих общество, прямо пропорционален общему уровню культуры общества. Поэтому введение обязательного общего образования для всех в свое время сыграло решающую роль для культурного “скачка” человечества и значительного роста производства.
    Настоящее диктует все новые проблемы и перспективы современной цивилизации. Материальные блага начинают преобладать над духовными. Очень важным является сохранение баланса. Наша Цивилизация сейчас развивается довольно быстрыми темпами, но вместе с тем мы должны развивать и образование и культуру. Потому что именно они отвечают за правильное отношение человека к себе и своего места в мире.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Сочинение “Культура в моей жизни” Чем для нас является Культура? Как понимаем это слово мы, современное поколение? Для кого-то культура – это нечто духовное, прекрасное, совершенное; кто-то ассоциирует культуру только с волшебными произведениями искусства: бесспорными…
    Человек и цивилизация Человек – это часть природы. В результате развития цивилизации он стал сильнее и поставил себя могущественнее, чем природа. Имеет ли право он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает…
    Сочинение на тему: Книга это лучший собеседник Несмотря на то, что сегодняшний мир заполонил Интернет, книга продолжает свою жизнь. В книгах нуждающимся люди разного возраста: дети, взрослые, бабушки и дедушки. Для одних – Книга это источник научной…
    Сочинение на тему “Что несет война человечеству?” Когда я была маленькой девочкой и узнала, что нашему Солнцу осталось жить всего несколько миллиардов лет, мне было так жаль. Я прибежала домой и плакала, представляя, что люди вымрут, как…
    Сочинение на тему: Родная речь Сначала было Слово… Так начинается книга книг – Библия. Именно в слове берет все свое начало. Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен…
    Сочинение на тему “Выходные в деревни” Начало недели, понедельник. Мое раннее утро начинается с душа. Пока моя любимая мама, идет на кухню, включает кофеварку, готовит себе и папе кофе, нам с сестрой бутерброды и свежевыжатый сок….
    Сочинение на тему: Теркин – воплощение лучших качеств народа Александр Твардовский – явление огромное и значимое в духовной жизни нашего народа. Но как только произносишь имя писателя, в сознании возникает главная его книга – “Василий Теркин” и, разумеется, ее…
    Сочинение на тему: Его величество человек Все-таки странная вещь – жизнь. Тысячи событий происходят в одно и то же мгновенье, тысячи легких набирают воздух в один момент, тысячи голов думают о тысяче вещей в одинаковое время…
    Сочинение-размышление на тему: В каком возрасте следует выбирать будущую профессию? Выбор профессии – это одно из важнейших решений, которое делает человек в своей жизни. Но очень часто случается так, что со временем он понимает, что то, чем он занимается –…
    Сочинение на тему “Человек должен верить в себя” Мудрые люди говорят, что мы сами творим свою жизнь, а значит и свою судьбу. Из этого следует, что, по большому счету, каждая мелочь, каждая неудача, каждый проступок на жизненном пути…
    Сочинение на тему: Важность чтения в человеческой жизни Бесспорно, именно Книги – это один из перечней тех эстетических удовольствий, которые не просто расслабляют (хотя вряд ли ты расслабишься, читая запутанный сюжет мистического романа или напряженный детектив, однако это…
    Сочинение на тему “Моя будущая профессия” Много веков назад было всего несколько Рабочих профессий: люди работали фермерами, пекарями, мясниками или продавцами. На сегодняшний день существуют тысячи различных видов работ, а новые профессии постоянно появляются. И проблема…
    Сочинение на тему: Мама Мою маму зовут Аурелия. Ей 38 лет, но, ни смотря на это, она очень молодая и красивая женщина. У нее восхитительные карие глаза и нежные руки. Ее волосы русые, средней…
    Сочинение на тему: можно ли простить измену? Измена – это одно из самых тяжелых испытаний в жизни человека. Почему? Наверное, потому, что предают нас те, от кого мы этого не ждем, а именно важные и дорогие нам…
    Сочинение на тему “Экскурсия по музею” В нашем городе много интересных мест, которые можно посетить. Среди них много музеев, художественная галерея, парк отдыха с аттракционами, планетарий и так далее. Но мне хотелось бы рассказать об историческом…
    Сочинение на тему: Моя улица Адрес, где я родилась и где я живу, является одним из самых главных вещей в моей жизни. Я всегда любила свою улицу, своих добрых соседей и близких друзей. Много время…
    Сочинение на тему: “Хорошие родители” Родители играют важную роль в воспитании ребенка. Тем не менее, это нелегко быть хорошим родителем, к большому удивлению тех, кто считает дело с маленькими детьми забавой. На мой взгляд, чтобы…
    Сочинение на тему: Помощники Сочинение-рассуждение Пятиклассники взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, их осталось уже совсем мало. Эти старые воины бывших битв сейчас имеют особую потребность в заботливом отношении к себе, в постоянной…
    Сочинение на тему: Роль друзей в жизни каждого человека Я считаю, что в жизни каждого человека должны быть Друзья. Ведь друзья нужны всем, даже тем, кто говорит, что обойдется без них. Друг – это не просто человек, с которым…
    Сочинение на тему: Что важнее семья или работа? Как мне кажется, семья важнее работы. Семья – это не просто слово, не просто обозначение того, что мужчина и женщина женаты и у них есть дети. Семья – это нечто…
    Сочинение на тему: Жизненный выбор человека Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых…
    Сочинение на тему: Роль компьютера в нашей жизни В современном мире многое и многие зависят от компьютера. И это в некотором роде печально, конечно хорошо, что мир не стоит на месте и Компьютеры во многом нам помогают, но…
    Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Наступило третье тысячелетие, двадцать первый век. Век всеобщей компьютеризации, Приобщения всех от мала до велика к…
    Сочинение на тему: Гоголь в Москве В Москве родились и выросли многие великие русские писатели: Пушкин и Лермонтов, Грибоедов и Достоевский – список имен можно продолжать долго. Для других Москва стала любимым городом уже в зрелые…
    Сочинение на тему “Зима” Зима – это чудное время года, когда мир погружается в сказку. Ведь зимой даже самые обычные вещи удивляют и завораживают людей. Для детей зима это всегда чудо, потому что зимой…
    Сочинение на тему мой герой Общеизвестно, что в Древней Греции “героями” называли людей, которые рождались от союза богов и простых смертных. Но времена изменились, а вместе с ним изменилась и семантика этого слова, которое сейчас…
    Сочинение на тему “Одиночество” Одиночество – это скука, это жизнь человека в одиночку, когда человек живет и не касается других людей. Таких людей очень много. Но все-таки, почему человек стал одиноким? Какие причины повлияли…
    Сочинение на тему: “Мой папа” Каждый вечер, когда я делаю свои школьные уроки в моей комнате, появляется знакомый звук автомобиля Моего отца. Я знаю, что через несколько минут, мой отец остановится в проеме моей двери,…
    Сочинение на тему: Табак В истории человечества было много ситуаций, когда открытие новых земель меняли привычки и вкусы коренных жителей Европы до неузнаваемости. Азия подарила Европе чай, Америка подарила Европе не только томаты и…
    Сочинение на тему “Дружба” Жил когда-то некий мудрец, греческий философ Аристотель и он дал определение того, что же такое дружба. Дружба с человеком – это наслаждение общением с ним. Все очень просто, проще не…
    Сочинение на тему “Образование, культура и цивилизация”

  5. Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета. Расписная ваза — это продукт культуры, и балет в театре — тоже. А слово «цивилизация» в речи простых людей обычно означает технический прогресс. Компьютеры, мобильные телефоны, поезда, мегаполисы…
    На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание картофеля. Не зря само слово «культура» на латыни означало земледелие, сельское хозяйство.
    Цивилизация, по одному из определений — стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности, по другой — совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей — целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.
    Из этого ясно, что культура и цивилизация — понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том… современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.
    Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть «определенного уровня социальности», то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.
    У них нет главного признака цивилизованного общества — нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав — есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы. Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах. А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.
    Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной. Нет «плохих» или «низших» культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, «со своей колокольни», со своим собственным культурным багажом.

  6. В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
    Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.
    Герой В. Астафьева “со стыдом” вспоминает, сколько бесценного уничтожил” он, “уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась “цепь времен”. Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
    Подробнее…

    Анализ рассказа Астафьева «Царь-рыба»

    Основные герои повествования в рассказах Астафьева «Царь-рыба» — Человек и Природа. Повествование объединено одним героем — образом автора — и одной всепоглощающей идеей — идеей неотделимости человека от природы.
    Глава «Царь-рыба», давшая название всему повествованию, символична: единоборство человека с царь-рыбой, с самой природой завершается драматически. Эта глубина содержания определила жанр произведения, его композицию, выбор героев, язык, полемический пафос. Жанр «повествование в рассказах» позволяет автору свободно переходить от сцен, картин, образов к размышлениям и обобщениям, к публицистике.
    Подробнее…

    Сочинение по тексту Паустовского

    Самое страшное чувство в жизни – это одиночество. И не просто одиночество, а одинокая старость при живых детях, которые, решая собственные проблемы забыли о своих родителях.
    Вот и героиня рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма” Катерина Ивановна считанные дни своей жизни доживает в глубоком одиночестве. Только два желания остались у нею: приласкать дочь, “погладив ее русые волосы очаровательной красоты” да “напоследок посмотреть сад”, с которым было связанно все ее прошлое.
    Подробнее…

    Женские образы в произведениях Гоголя

    И комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», и его знаменитая поэма «Мертвые души» — прежде всего, произведения общественные. Их главная цель — показать всю правду русской жизни, вывести наружу все то, «что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи». Гоголь не раз говорил об искусственности любовной интриги в таких произведениях, поэтому и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах» любовная линия выражена весьма слабо. Следовательно, женские образы нужны автору не как героини романов, а как еще один способ выражения главной идеи произведений. Коробочка, жены помещиков, губернаторская дочка, дама просто приятная и приятная во всех отношениях, жены чиновников в «Мертвых душах», так же, как Анна Андреевна, Марья Антоновна и второстепенные женские персонажи (слесарша и унтер-офицерская жена) в «Ревизоре», — карикатурные женские фигуры, несущие, по словам самого автора, «идею пустоты».
    Подробнее…

    Сочинение на тему «Вечные» темы в произведениях русских поэтов

    «Вечной темой» в творчестве таких замечательных русских поэтов как А.Фет и Ф. Тютчев является тема социально – бытовых конфликтов, состояние души человека : любовь, ненависть, горечь, пути прохождения жизни от юношества до стариковской мудрости. Поэты размышляли как о любви так и о жизни, смерти. Не минули они темы смысла творчества, величия и цены природы.
    Ф.Тютчев и А. Фет – поэты – романтики. Именно они описывают природу как что –то прекрасное.
    Подробнее…

    Сочинение на тему любимое слово

    Если бы меня спросили в детстве, какое мое любимое слово, то я бы не задумываясь, ответила, что “папа”. Это слово впитывает все положительные воспоминания, которые только могли произойти со мной, начиная с самого детства. Для меня оно полно нежности и тепла. Несмотря на то, что чаще всего первым словом, которое вырывается из уст младенца, является “мама”. Я же впервые пролепетала: “папа”.
    Подробнее…

  7. Культура — это явление общественное, присущее только человеческому обществу, результат деятельности людей. К культуре нужно применять критерий прогрессивности. Цивилизация переводится с латинского как «гражданский, государственный. Культура — лишь элемент цивилизации. Цивилизация включает не только культуру, но и технологическую основу нашу жизнь, моральное представление людей.
    Цивилизация — высшая степень культурного объединения людей. Ее определяют общие объективные элементы — язык, история, религия, обычаи, организации, а также субъективные элементы — самосознание людей. Впервые различия между культурой и цивилизацией рассмотрел Кант. Это были стадии развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация — это уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны — способ освоения культурных ценностей. Известный немецкий философ Шпенглер выделял западную, японскую, исламскую, индуистскую и конфуцианскую цивилизации. Данилевский в сочинении «Россия и Европа» добавил к всех цивилизаций еще и славянскую православную. Исследователь и ученый Хантингтон выделил лишь две цивилизации: западную и восточную. Культура — совокупность позитивных достижений общества в его материальном и. Культура — это система материальных и духовных ценностей, духовного развития, которая…
    создана и развивается человеком, система служащих социального прогресса и формирования исторически изменяемых типов личности.
    Структурные элементы культуры: готовые продукты материальной и духовной деятельности людей; умение владеть продуктами материальной и духовной деятельности; навыки, способы, приемы создания материальных и духовных ценностей; исторический тип личности, что отражает достигнутую степень культурного развития общества. Типы культуры: материальная, духовная (идеальное образование, что существует в сознании людей или проявление в материальных формах изложения).
    Культура подчиняется всем закономерностям развития общества. Типы культуры соответствуют типам развития общества. Основные закономерности: зависимость культуры от экономического, социального и политического жизнь, строя общества; относительная самостоятельность в развитии культуры (неравномерность развития отдельных сторон культуры; преемственность; внутреннее взаимодействие различных сторон культуры; взаимовлияние и взаимопроникновение культур разных народов).
    Локальные культуры: культура инков и майя в Америке, культура аборигенов в Африке. Культура может быть массовая и элитарная. Нельзя отождествлять массовую культуру с культурой самих народных масс. Культура и контркультура, которая отрицает ценности доминирующей культуры — понятия, используемые для обозначения социально-культурных установок и ценностей, направленных против ценностей массовой и элитарной культуры.

  8. Реферат по предмету: «Культурология»
    Тема: «Культура и цивилизация»

    ПЛАН

    1. Введение.
    2. Причины зарождения цивилизации.
    3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой.
    3.1. Понятия «цивилизация» и «культура».
    3.2. Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности.
    4. Концепция В.С. Степина
    5. Техногенная цивилизация.
    6. Список используемой литературы.
    1. Введение

    Проблема соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.
    Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена «цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.
    Сложность анализа проблемы заключается и в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Вот втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».
    Отдельные авторы обращают внимание на ту или иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).
    2. Причины зарождения цивилизации

    Русский ученый Лев Мечников считал важной причиной зарождения цивилизаций географическую среду и прежде всего реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности. Понятие цивилизации, по его мнению, является одним из самых сложных, поскольку охватывает собой совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком. Оно определяет сумму идей, технических приемов, которыми пользуется человек; выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно заключает в себе состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.
    Целостное понимание смысла цивилизации, как и культуры возможно на стыке наук. Именно по этому пути пошли французские ученые. Так, французский историк Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» писал, то в каждой цивилизации есть разные слои культуры, различающейся в зависимости от своего социального или исторического происхождения, и что их комбинации, взаимовлияния ведут к синтезу новых структур.
    3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой

    История и логика развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить ряд этапов. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации, противостоят тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, а также дописьменному состоянию общества и культуры, по мнению Г. М. Бонгард-Левина.
    В то же время культура и цивилизация – понятия, которые выступают в единстве своего бытия и не противоречат друг другу в культурах древних цивилизаций – в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Вавилоне, Ассирии, культурах майя, инков и ацтеков. Но уже в античной культуре мы наблюдаем нарушение этой целостности. Так, мы больше говорим о культуре античной Греции и о цивилизации Древнего Рима. Приоритет духовного в культуре Греции и материально-технического в цивилизации Древнего Рима наилучшим образом характеризуют культуру обеих стран. Сила культа искусства, науки и религии, полноты знания, заключенного в гнозисе и других формах духовой культуры античной Греции была заменена культом силы, который главенствовал в Древнем Риме. Несмотря на сохранившиеся и видоизмененные традиции классического античного мира и созданной им культуры. В античной Греции составные духовной культуры (миф, искусство, религия, философия, наука) рассматривались как естественные составные части космической упорядоченности мира, которую они познают и приумножают.
    В средневековье, где господствовала теоцентрическая картина мира, и человеческое бытие рассматривалось как творение Божие, культура и цивилизация были единым органическим целым. Но уже в эпоху Возрождения культура стала больше соотноситься с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Хотя понимание этого процесса возникло не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым, культура и процесс цивилизованного развития протекали одновременно.
    3.1 Понятия «цивилизация» и «культура»

    Собственно, термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживается их несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории.
    Впервые слово «цивилизация», пожалуй, встречается в «Друге людей» Мирабо (1756 г.). Религия, по его мнению, является главной «пружиной цивилизации», ибо она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает сердце и, в конечном счете совершенствует человека. А цивилизация лишь улучшает нравы, воспитывает учтивость, вежливость, распространяет знания, чтобы человек соблюдал правила приличия и следит за тем, чтобы они играли роль законов общения. Но все это лишь маски добродетели. Цивилизация, считал Мирабо, ничего не дает обществу, если она «не дает ему основы и формы добродетели».
    Именно это несовпадение культуры и цивилизации отмечали в своей концепции О. Шпенглер, Н. Бердяев и другие мыслители, считавшие, что цивилизация – это «смерть духа культуры». В рамках их концепций культура символична, но не реалистична. Между тем, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, к самой жизни, практике. На этих путях совершается переход культуры к уровню цивилизации, которая стремится осуществлять жизнь, реализуя «культ жизни вне ее смысла», подменяя цель жизни «средствами жизни, орудиями жизни». Н. Бердяев обращает внимание на то, что в цивилизации направленность на достижение материального блага более очевидна, чем в культуре, где доминирует духовное начало. Более осторожен в своих прогнозах А. Тойнби, полагая, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, ибо на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.
    Трактовка культуры прежде всего как «духовной наполненности» цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина. Цивилизация, понимаемая как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства, включает в себя не только красочную палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет какому-либо народу, но и все минусы общественного бытия на данном историческом этапе.
    3.2 Различие цивилизаций по типу хозяйственной деятельности

    Цивилизации различаются по господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет – на «открытые» и «закрытые». Или интровертные (чья творческая энергия обращена «вовнутрь») и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов. В рамках этого подхода строит свою концепцию «Третьей волны» Э. Тоффлер.
    Специфика культурного развития остается как бы «за рамками» такой типологизации, в лучшем случае играя роль внешнего фактора. Все культурное многообразие загоняется в жесткие ступени поступательного развития человечества. И если на Земле еще существуют народы, жизнь и духовная культура которых подчинены законам гармонии и единства с природой, а главный запрет – это запрет на изменения, то такая культура оценивается как примитивная (африканская или малых народов Севера – ненцы, чукчи, эвенки и др.). Эти народы могут вызывать лишь высокомерный или «экзотический» интерес у развитых цивилизаций. Такой взгляд приводит к катастрофическим последствиям как для данных народов, зачастую насильственно вовлекаемых в цивилизационные процессы, так и для мировой культуры в целом, так как источники обогащения культуры – во взаимодействии и синтезе культур, индивидуально неповторимых и своеобразных.
    Современный этап междисциплинарных исследований наиболее адекватно выражен в концепции многолинейной эволюции, автором которой является американский ученый Дж. Стюарт, обобщивший существующие параллели в развитии культур в сходных географических условиях и выдвинувший идею культурной экологии.
    4. Концепция В.С.Степина

    Концепция В. С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества – традиционном и техногенном, исходит из признания того, что тип цивилизации, их стратегии определяются прежде всего культурой. Различия в западноевропейской цивилизации (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и прочее. Без понимания специфики этих факторов, повлиявших на ту или иную цивилизацию, картина современного мира не будет целостной.
    Таким образом, культура играет фундаментальную роль в развитии общества и цивилизации, является генератором глубоких социально-экономических и духовных трансформаций. Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология. Во много определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе развития цивилизации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. В отличие от цивилизации, культура, с одной стороны, сохраняет, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией историческую целостность каждого народа и этноса.
    Интеграционные процессы и универсализация образа жизни разных народов и государств наблюдаются в периоды постепенного эволюционного развития локальных цивилизаций. На пути диалога культур, результатом которых является нахождения точек пересечения и взаимообогащения, а также общих координат, ценностных ориентиров при толерантном отношении к уникальности и самобытности другой культуры.
    Этнокультурная ценность той или иной цивилизации, по мнению М. Вебера, вырастает из системы ценностей, которая является ядром культуры. По существу, ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий устойчивость социального организма, защищающий его от воздействий импульсов других культур, особенно если они несут угрозу существованию. Именно шкала ценностей (ядро культуры) обеспечивает и адаптацию к окружающей культурной и цивилизационной среде.
    Таким образом, культура как органическое целое, существующее в гармонии с человеком на протяжении многих веков и тысячелетий, содержит в себе такую уникальную информацию о человеческом обществе и о человеке, без которой человек не может существовать. Эта информация и служит внутренним источником развития общества и самого человека, несмотря на то, что современная техногенная цивилизация направлена совсем на другие цели и сверхзадачи.
    Однако культура может оказаться не в состоянии ответить на внешний вызов, брошенный ей цивилизацией, имеющей другую траекторию развития, нежели культура – обустройство горизонтальной оси обитания человека, а не устремленность его к высотам духовного развития личности, созданной по Образу и подобию. Низведение оси человеческого развития только к горизонтали неизбежно приводит к гибели как самой культуры, так и человека.
    Иногда цивилизацию рассматривают в качестве «универсального кода» культуры, как основу стиля и жизнедеятельности человека – носителя данной цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется в переломные моменты истории общественного развития. Эти процессы можно наблюдать, например, в позднеантичное врем, в эпоху Возрождения, Новое время, а также и в современную эпоху. Переходные периоды характеризуются не только разрушением целостности образа жизни с ее ценностно-ориентационным духовным ядром, без которого человек не может существовать, и который все еще сохраняется уходящей культурой. Эта «ломка» осуществляется столь болезненно в каждый исторический период.
    Общее и особенное в культуре и цивилизации проявляется также и тогда, когда мы пытаемся определить существование традиционных и нетрадиционных (а, порой, и мнимых) духовных ценностей, которые выдаются за «абсолютно новые». Этот вопрос достаточно острый и дискуссионный, поскольку в нем фокусируются многие современные и будущие проблемы человеческого бытия. Именно духовная культура благодаря традиционным механизмам закрепления и передачи особо важной для человека информации содержит в себе истинные духовные ценности, воплощенные в лучших классических творениях мирового искусства.
    Осмысление всех этих вопросов являлось преимущественным вектором культурного бытия человека в древних цивилизациях и культурах прошлых веков. Однако современная техногенная цивилизация, по сравнению с традиционными культурами, не только не решает, но нередко даже не ставит эти «вечные» вопросы человеческого бытия в центр внимания. Вынося их на периферию научного знания и мировоззрения и превращая в маргинальные. На каких духовных основаниях должен строиться в современной цивилизации «новый тип» отношений между народами в условиях глобализации? Человечество, лишенное своего многообразия, которое позволяют сохранить ей локальные национальные культуры, лишается своего подлинного выбора, а сам мир в будущем может лишиться смысла своей истории в ее единстве и многообразии.
    Намерение создать в теории некую метакультуру уже не в перспективе, а в реальности оборачивается стремление политиков создать глобальную мировую цивилизацию. И хотя метакультуру рассматривают как некое единое пространство по накоплению общечеловеческих ценностей, которые будут способствовать выживанию и развитию человечества как единого целого, но наша культурно-историческая память хранит многие мифы, среди которых известный миф о Вавилонской башне. Хорошо известно, чем обернулась для ее строителей эта история.
    5. Техногенная цивилизация

    Процессы, происходящие в современной техногенной цивилизации, сопровождаются быстрой сменой системы ценностей, господствовавших в культуре столетия и даже тысячелетия. Европейская цивилизация достигла не только высот технического совершенства в различных сферах человеческого бытия, создав комфортные условия существования современному человеку. Но в то же время техногенный характер цивилизации привел к непредвиденным результатам и прежде всего к утрате человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной цивилизации, основанной на активном участии человека в формировании условий его среды обитания, и восточной культуры, основанной преимущественно на созерцательном к ней отношении, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия техники над человеком? Предвидя происходящие сегодня в мире процессы, Бертран Рассел предостерегал: «Наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели».
    Абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре привела к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породила одну из важнейших проблем современной цивилизации – экологическую. В отличие от Запада, на Востоке человек не противопоставлял себя природе, а жил в согласии с ней. Первые две исторически обусловленные культурные парадигмы позволили сформировать и особое понимание человеческой деятельности. С позиции западноевропейской культуры деятельность человека рассматривается направленной преимущественно вовне, на преобразование природы и всего окружающего мира, а не на самого человека. В восточных культурах традиционно доминировало стремление к духовному совершенствованию человека.
    В современной техногенной цивилизации важнейшей характеристикой является технико-экономическая результативность преобразования внешнего мира, порожденная подобной западной традицией. Доминирование протестантской этики, рационализма и прагматизма, ориентация на автономию личности, ее юридических прав и свобод в гражданском обществе, унификация образа и стиля жизни в рамках общей глобализации, которую обслуживают средства массовой информации и массовой культуры.
    Однако по мере глобализации многих сторон жизни современного человека все более заметны знаки и противоположной тенденции. Это выражено в стремлении сохранить уникальность национальных культур и, прежде всего, национального языка. С осознанием происходящих процессов в современном обществе может произойти изменение приоритетов в шкале культурных ценностей. Созидание иного отношения к природе, формирование экологической и, в целом, духовной культуры, основанной на традиционных нравственных ценностях.
    Целостное осознание проблем, происходящих в современной культуре и цивилизации, возможно на стыке междисциплинарных подходов в науке, в выработке новой методологии исследования, обогащенной разработками в области смежных дисциплин, но также во взаимном движении науки и религии навстречу друг другу. Сознательность и ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, пагубно отражающихся на жизни людей отдельных регионов и всей планеты.
    Актуальность рассматриваемых проблем, касающихся культуры и цивилизации, очевидна и затрагивает не только интересы ученых, но и поставлена самой жизнью. Современное человечество, обремененное духовным кризисом, в конце второго и начале третьего тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора между традиционными ценностями и «новой духовностью», которые должны составить ядро новой цивилизации.
    Оба понятия – культура и цивилизация характеризуют определенный тип общественно-исторического устройства и присущие ему характеристики, но каждое понятие делает это преимущественно со своей стороны. Культура – со стороны духовного опыта отношений человека к богу, природе, социуму, самому себе, а цивилизация преимущественно – с материально-технической стороны. Различие их кроется также в том, что в культуре главным, регулирующим все общественные отношения началом, является мораль, оформленная в рамках традиционных религий, которые возникают на более поздних этапах исторического развития человечества, чем ранние формы религиозно-мифологических верований. В то время как в цивилизации регулирующим началом отношений в обществе выступает право, возникающее значительно позже моральных норм, заключающих в себе некое абсолютное знание о назначении человека и его месте в мире. Право менее всего содержит в себе элементы абсолютного первоначала и всегда относительно может регулировать и защитить интересы большинства, как и отдельной личности, поскольку слишком очевидна его связь и зависимость от власти имущих. Не случайно античная богиня правосудия изображалась с закрытыми очами.
    Очень важно иметь истинное, а не искаженное представление о том, что заключено и отражено в научных понятиях, которыми мы так часто пользуемся. Наш язык не вправе искажать суть того, что несет в себе слово, ибо в противном случае нам вряд ли удастся постичь объективные жизненные реалии и вступить с ними в истинные взаимоотношения.
    6. Список используемой литературы

    1. Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993 г.
    2. Бонгард-Левин Г. М. Древние цивилизации. – М, 1989 г.
    3. Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация. – М., 1992 г.
    4. Лотман Ю. М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987 г.

  9. Содержание
    Содержание 2
    Введение 3
    2. Культура и цивилизация 4
    3. Концепция В.С.Степина 6
    4. Типология цивилизаций 8
    6. Культурно-исторические типы 11
    7. Цивилизация современного мира 14
    Заключение 18
    Список использованной литературы 19
    Введение
    Проблема соотношения цивилизации икультуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.
    Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена«цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.
    Сложность анализа проблемы заключается и в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» – имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как внауке, так и в обыденной жизни. Вот втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».
    Отдельные авторы обращают внимание на ту или иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин),смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).
    2. Культура и цивилизация
    Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных наукахпод цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципахорганизации и общения.
    В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
    Понятие «цивилизация» многозначно.Оно было введено французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживаетсяих несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории. Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей
    О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация –это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап – это культура, которой на смену приходит цивилизация.
    В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает омертвление культуры, а во-вторых,…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *