Сочинение на тему культура память народа

7 вариантов

  1. Саша, ты не ответил,какое сочинение ты пишешь, не указал текст, по которому создаешь работу. Поэтому я просто подправила работу, созданную тобой.

    Сочинение с замечаниями
    Я полностью согласен со словами Ю.М. Лотмана “Культура есть память”. Что такое культура? Это опыт тысяч поколений, сохраненный и переданный потомкам. То есть, культура – это память прошлого, живущая в настоящем. Традиции народа передаются из поколения в поколение, формируя его национальные особенности, его индивидуальность.
    Таким примерОМ народной памяти может служить культурная традиция русского народа широко отмечать Масленицу, которая символизирует приход весны. Блины, широкие гуляния, сжигания чучела- все это память традиций и культуры народа.

    С детства мы слышим от своих родителей сказки и былины о русских богатырях, слава О которых передается из века в век, и своим детям МЫ расскажем о доблестных Илье Муромце , Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.Так соХРАНЯЕТСЯ культура нашего народа, основанная на памяти предков.
    Таким образом, МОГУ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО культура есть память, которая живет в каждом из нас.
    НОВЫЙ вариант:
    Я полностью согласен со словами Ю.М. Лотмана “Культура есть память”. Что такое культура? Это опыт тысяч поколений, сохраненный и переданный потомкам, память прошлого, живущая в настоящем. Традиции народа передаются из поколения в поколение, формируя его национальные особенности, его индивидуальность. Приведу арументы из текста ______________.
    Таким примером сохранения памяти может служить традиция русского народа широко отмечать Масленицу, которая символизирует приход весны. Блины, широкие гулянья, сжигание чучела- все это сохранилось в веках и дошло до нас.
    С детства мы слышим от своих родителей сказки и былины о русских богатырях, слава о которых передается из века в век, и своим детям мы расскажем о доблестных Илье Муромце , Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.Так сохраняется культура нашего народа, основанная на памяти предков.
    Таким образом, могу сделать вывод, что культура есть память, которая живет в каждом из нас.

  2. Память – основа культуры
    Остановись, задумайся над смыслом бытия!
    Во время душевных смятений мы подчас не в состоянии оценить прекрасное, но пройдет боль, и человек опять почувствует очарование культурного наследия: красоты музыки, живописи, книги…
    Культурное наследие есть сочетание света жизни, красоты, синтез возвышенного и утонченного. Это любовь к человеку, спасение и память, духовное завещание одного поколения другому. Это бессмертие.
    Память – одно из важнейших свойств бытия духовного, материального, человеческого. Она противостоит уничтожающей силе времени, противостоит смерти, забвению.
    Память о культурном прошлом всегда светла, эстетична. Каждый культурный подъем был связан с обращением к прошлому, ведущему к новому. «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и потомками», – эти замечательные слова принадлежат академику Д.С.Лихачёву, совести нации, как его  называли. «Человека создает земля. Без неё он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми». История развития и возрождения России, запечатленная в книгах и других культурных источниках, подтверждает, что Россия умеет не только выстоять, но и собирать силы для воскресения и возрождения из пепла.
    Новую волну возрождения культуры и духовности русского народа несет праздник День славянской письменности и культуры. Духовная мощь благодатного слова нужна сегодня каждому человеку, постигающему азы мудрости. Тяжко бремя креста, который несет славянский народ. Это бремя необъятных просторов, миллионы людей разных племен и наречий, для которых необходима духовная культура и объединение. Дни славянской письменности и культуры – это, прежде всего, праздники книжного наследия. «Жива книга – жива память, а значит жив народ». Человек должен думать о смысле своей жизни, оглядываться на прошлое, заглядывать в будущее, жить для других. Тогда те, другие, сберегут то, чему служил, чему отдавал силы всю свою жизнь, сберегут для будущих потомков. Ибо память бессмертна.
    Истина в словах: «… живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как если бы культура росла и развивалась, и одновременно так, как если бы она погибнет завтра. Это значит: надо и завершить свою жизнь достижением единой большой цели, и заканчивать каждый день, сознавая, что ты что-то сегодня сделал доброе».
    Жизнь человека – это не отдельные события, связывающиеся в незакономерную последовательность, а биографическая целостность, законченная ценность, творческая сущность. И развитие личностного начала невозможно без памяти – основы культуры.

  3. «Культура есть память».
    М. Ю. Лотман
    Культура. Что скрывает в себе это понятие? Какие разделы оно в себя включает? И какую же роль играет в нашей жизни?
    Известный культуролог Юрий Михайлович Лотман всегда говорил, что культура — прежде всего понятие коллективное. То есть, культура — это форма общение между людьми и возможна только в такой группе, где люди общаются друг с другом, предают некую информацию.
    Так же культура есть язык, память и история. Культура как язык. С ее помощью через века, через года, до о нас доходит жизненно важная информация. Это совершается посредством языкового общения. А язык — есть культура.
    Так же культура…
    подразумевает под собой сохранение памяти предшествующего коллектива. Картины, строения, музыкальные композиции, сказки, народные костюмы — все это несет в себе память. Культура всегда тесно связана с историей. Будь то древние египетские пирамиды или современное искусство. В искусстве отражен быт и традиции народов, особенности уклада их жизни, характеристика исторической эпохи в целом. Полученные из объектов культуры знания могут быть использованы в целом ряде наук.
    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура — паять, история, язык, чистая и вечная. Метью Арнольд по этому поводу сказал: «Культура — это стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие и свет преобладали».

  4. ИСТОРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ  НАРОДА
    Соломатина  Виктория  Витальевна
    студент  4  курса,  кафедра  истории  России  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,
    г.  Якутск
    E-mail:  [email protected]
    Аргунов  Валерий  Георгиевич
    научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  г.  Якутск
    Память  истории  —  своеобразный  пантеон  национальной  идентичности.  Она  содержит  знания  об  исторических  битвах,  судьбоносных  событиях,  жизни  и  творческой  деятельности  выдающихся  деятелей  политики  и  науки,  техники  и  искусства.  Историческая  память  воспроизводит  непрерывность  и  преемственность  социального  бытия.  Вся  история  человечества  —  это  банк  памяти.  История  выступает  в  роли  посредницы  в  смене  поколений.  Добытые  ею  знания  в  прошлом  становятся  необходимым  элементом  в  будущем,  они  необходимы  в  духовной  культуре,  в  которой  всегда  имеется  историческая  основа.  Поэтому  история  входит  в  программу  школьного  образования,  так  как  каждому  начинающему  поколению  необходимы  знания  по  истории  своей  страны.
    Д.С.  Лихачев  утверждал,  что  —  «Память  противостоит  уничтожающей  силе  времени.  Память  —  преодоление  времени,  преодоление  пространства.  Память  —  основа  совести  и  нравственности,  память  —  основа  культуры.  Хранить  память  и  беречь  память  это  наш  нравственный  долг  перед  самими  собой  и  перед  потомками.  Память  наше  богатство.  Память  как  «бестелесная  духовная  субстанция»  становится  отчетливой  силой,  особенно  во  время  предельных  испытаний,  выпадающих  на  долю  людей.  Человеку  необходимо  ощущать  себя  в  истории,  понимать  свое  значение  в  современной  жизни,  оставить  о  себе  добрую  память.
    Процесс  исторической  памяти  не  означает  механического  повторения  и  воспроизведения  прошлого,  он  отражает  сложность,  неоднозначность  человеческих  отношений,  изменение  духовных  ценностей  и  личных  позиций,  влияние  субъективных  мнений.  Свидетельство  тому  —  «белые  пятна»  и  «черные  дыры»  в  мировой  и  отечественной  истории.
    Историческая  память  избирательна,  поскольку  у  каждой  исторической  эпохи  существуют  свои  критерии  ценностей,  отсюда  —  свои  принципы  отбора  ценностей.  В  связи  с  этим  функции  социальной  памяти  свойственно  менять  свое  содержание.  Представители  русской  историографии  XVII  —  начале  XX  в.  почитали  одни  приоритеты,  советская  историческая  наука  —  другие.  Оценки  исторических  событий  также  соответствовали  духу  и  морали  эпохи,  общества.  Суждения  о  прошлом  изменчивы,  например,  меняются  отношение  и  оценки  отдельных  исторических  персонажей  и  событий.  Диктует  отношение  к  прошлому  не  само  прошлое,  а  современная  среда.  Прошлое  само  по  себе  никого  не  может  обязать  к  тому  или  иному  варианту  отношения  к  себе,  следовательно,  не  может  помешать  и  наихудшему  из  них,  грубо  искажающему  реальный  образ  прошлого  в  угоду  настоящему.  Научные  аргументы  воспрепятствовать  этому  не  могут,  следовательно,  область  решения  этого  вопроса  —  не  историческая  наука,  а  общество.  Историческое  познание  в  состоянии  предложить  более  или  менее  адекватный  образ  прошлого,  однако  станет  он  элементом  исторического  сознания  или  нет  —  зависит  от  общества,  состояния  и  расстановки  в  нем  общественных  сил,  позиции  власти  и  государства.
    Функция  исторической  памяти  налагает  на  историческую  науку  заботу  об  охране  памятников  истории.  Недаром  существуют  понятия  «историческое  бескультурье»  и  «экология  культуры».  В  исторической  науке  предусмотрена  специальная  отрасль  —  охрана  культурно-исторического  наследия.  Известно  всем,  что  культурно  –  исторические  ценности  это  народное  достояние.  Важность  сохранения  исторических  памятников  осознана  обществом  довольно  рано.  В  457  году  римский  император  Майориан  издал  эдикт  об  охране  памятников  архитектуры  от  охотников  за  хорошо  отесанными  камнями.  В  России  Петр  I  своими  указами  1718  и  1721  наметил  специальную  программу  охраны  российских  древностей.  Он  же  положил  начало  скупке  произведений  искусства,  в  том  числе  античных  статуй  за  рубежом.  В  дальнейшем,  государственные  указы  о  сохранении  исторических  памятников  продолжали  издаваться.  В  1966  году  было  образовано  Всероссийское  общество  охраны  памятников  истории  и  культуры.  Многие  историки  активно  в  нем  сотрудничали.
    Формы  исторической  памяти  народа:
    1.  Библиотека.  Д.С.  Лихачев  библиотеки  считал  «самым  главным  в  культуре  любой  страны»,  так  как  именно  в  библиотечных  фондах  сосредоточена  историческая  память  народа.  Книга,  изначально  является  вещью  публичной,  рассчитанной  на  массовое  производство,  распространение  и  пользование.  В  это  заключается  ее  выдающаяся  роль  в  передаче  и  сохранении  исторической  памяти.
    2.  Музей,  как  и  библиотека,  призван  транслировать  историческую  память.  Музейный  предмет  —  будь  то  произведение  искусства  или  быта  —  может  быть  типичен  или  уникален,  неповторим.  Значительная  часть  музейных  предметов  обладает  также  свойством  реликвийности  по  своему  происхождению  или  принадлежности.  Музейный  предмет  обладает  способностью  познавательного,  зрительного  и  образного,  эмоционального  воздействия  на  человека.
    3.  Архив.  Документ  отличается  от  книги  и  музейного  предмета  достоверностью  отражения  исторической  памяти.  Документ  обладает  свойством  юридической  доказательности  зафиксированного  в  нем  факта,  событий,  явления,  процесса  и  по  этой  причине  подлежит  обязательному  хранению  —  вечному  или  в  течении  определенных  сроков.
    Библиотеки,  музеи  и  архивы  являются  основными  хранителями  исторической  памяти,  но  существуют  так  же  и  другие  формы  сохранения  исторической  памяти  —  1)  исторические  песни  (песни-славы,  песни-плачи,  песни-хроники,  и  т.  д.),  которые  обладают  конкретным  историзмом.  Сначала  создается  историческое  событие,  потом  рождается  жанр  и  предание,  затем  песенная  форма;  2)  исторические  предания;  3)  былины;  4)  мифы;  5)  баллады  и  т.  д.
    Памятники  как  тексты  истории  являются  информационным  и  духовным  ресурсом  цивилизации,  молчащим  свидетелем  перемен  и  противоречивых  мнений.
    Социальная  память  складывается  в  сознании  народа  исторически  в  виде  исторических  традиций,  обычаев,  преданий,  исторических  песен.  Чаще  всего  в  них  находят  свое  отражение  народная  оценка  исторических  событий,  явлений,  личностей.  Попытки  искусственно  создать  новые  традиции  и  обычаи,  как  правило  не  удается.
    Историческая  память  является  способом  самопознания  общества.  Она  сообщает  обществу  необходимые  устойчивые  знания.  Например  —  если  хотят  подчеркнуть  величие  народа,  то  говорят,  что  его  история  уходит  вглубь  веков.
    Историческая  память  нередко  становится  ареной  идеологических  конфликтов,  душевных  драм  и  трагедий.  Переписывание  истории,  переоценка  прошлого,  свержение  кумиров,  ирония  и  насмешка  разрывают  хрупкую  нить  исторической  памяти,  изменяют  энергетический  потенциал  культуры.  Великие  «отцы»  становятся  забытыми  «дедами»,  новые  памятники  противоречат  прежним  ценностным  ориентирам,  мемориалы  становятся  бесхозными,  книги  оказываются  не  нужными.  Примеров  тому  масса.  Меняются  экспозиции  в  музеях,  восстанавливаются  стертые  цензурой  имена  на  картинах  и  фотографиях,  возрождаются  старые  памятники.
    Память  истории  необходима  каждой  цивилизации.  Потеря  исторической  памяти  для  народа  равносильна  потере  памяти  у  человека.  Человек  утрачивая  память  перестает  быть  личностью.
    История  —  коллективная  память  народа.  Потеря  исторической  памяти  разрушает  общественное  сознание,  делает  жизнь  бессмысленной,  варварской.  Таковы  бесы  Ф.М.  Достоевского  с  их  четкой  программой:  «Надобно,  чтобы  такой  народ,  как  наш,  не  имел  истории,  а  то  что  имел  под  видом  истории,  должно  быть  с  отвращением  забыто».  В  этом  случае  речь  идет  о  коллективной  памяти  народа,  массовом  историческом  склерозе.  Беспамятство  лишает  возможности  должным  образом  ориентироваться  в  настоящем  и  способности  понимать,  что  надо  делать  в  будущем.
    В  цепи  времен  «прошлое-настоящее-будущее»  первое  звено  является  самым  значимым  и  самым  уязвимым.  Разрушение  связи  времен,  то  есть  исторической  памяти  или  сознания,  начинается  с  прошлого.  Что  значит  разрушить  историческую  память?  Это  значит,  прежде  всего,  разорвать  связь  времен.  Опираться  на  историю  можно  только  если  она  связана  цепью  времен.  Чтобы  разрушить  историческую  память,  надо  рассыпать  историю,  превратить  ее  в  несвязные  эпизоды,  то  есть  устроить  хаос  в  сознании,  сделать  его  фрагментарным.  В  этом  случае  из  отдельных  кусочков  нельзя  будет  составить  целостную  картину  развития.  Это  означает  разрыв  диалога  между  поколениями,  что  приводит  к  трагедии  беспамятства  [1,  с.  33].
    Разрушить  историческую  память  —  значит  изъять,  конфисковать  какую  то  часть  прошлого,  сделать  его  как  бы  не  существующим,  объявить  его  ошибкой,  заблуждением.
    Следует  отметить,  что  экологию  истории  и  культуры  очень  легко  нарушить  различными  способами:  революционными  потрясениями,  распашкой  земель,  кладоискательством,  техническими  просчетами,  халатностью  и  равнодушием.  Например,  забыты  имена  Петра  Бекетова,  основателя  пяти  сибирских  городов,  в  том  числе  Якутска;  Курбата  Иванова,  первооткрывателя  Байкала,  заброшена  деревня  на  реке  Чусовой,  откуда  начал  свой  путь  Ермак.
    Большинство  людей  сегодня  знает  и  помнит  события  Великой  Отечественной  войны,  так  как  сохранились  крепкие  традиции  воздания  почести  всем  ветеранам  и  погибшим  участникам  войны,  а  многие  ее  события  мы  хорошо  знаем  по  книгам  и  фильмам.  Хуже  ситуация  обстоит  с  более  ранними  историческими  событиями,  очевидцы  которых  давно  ушли  из  жизни.  Возьмем  например,  некоторые  события  Первой  мировой  войны  или  Крымской  войны  —  многие  соотечественники  мало  знают  о  них.  Также  стирается  память  о  многих  ученых  и  общественных  деятелях  прошлого,  прославивших  страну.
    Необходимо  помнить,  что  наша  земля  способна  рождать  самых  достойных  и  талантливых  людей.  К  сожалению,  о  многих  из  них  мы  забываем.  К  таким  людям  относился  губернатор  Якутской  области  Иван  Иванович  Крафт,  имя  которого  до  ни  давнего  времени  было  известно  только  в  узких  кругах,  несмотря  на  то,  что  он  много  сделал  для  развития  сельского  хозяйства,  животноводства,  ветеринарного  дела,  пушного  промысла  в  Якутии.  Развивал  торговлю,  способствовал  статистико-географическому  обследованию  области,  под  его  началом  были  открыты  приюты  для  слепых,  глухих,  умалишенных,  строились  больницы  и  фельдшерские  пункты,  а  также  занимался  городским  благоустройством  и  т.  д.
    Связь  времен  рвется  в  периоды  острых  общественных  кризисов,  социальных  потрясений,  переворотов,  революций.  Потрясения  революционного  характера,  приносящие  с  собой  изменения  общественного  строя,  порождали  и  самые  глубокие  кризисы  исторического  сознания.  Однако  исторический  опыт  показывает,  что  связь  времен  в  конечном  итоге  восстанавливалась.  Общество,  во  все  временна,  испытывает  потребность  в  восстановлении  связей  с  прошлым,  со  своими  корнями:  любая  эпоха  порождена  предшествующим  ей  этапом  исторического  развития  и  преодолеть  эту  связь,  то  есть  начать  развитие  с  нулевой  отметки  не  возможно.
    Завоеватели  всегда  оскверняли  и  уничтожали  исторические  памятники,  так  как  убить  память  народа  —  значит  убить  сам  народ.  Примером  этому  может  служить  разрушения  фашистов  в  годы  Великой  Отечественной  войны.  А.  Гитлер  утверждал,  что  «было  бы  разумнее  установит  в  каждой  деревне  громкоговоритель,  чтобы  таким  путем  информировать  людей  о  новостях  и  дать  им  пищу  для  разговоров.  Это  лучше,  чем  допустить  их  к  самостоятельному  изучению  политических,  научных,  исторических  и  тому  подобное,  сведений.  И  пусть  никому  в  голову  не  приходит  передавать  покоренным  народам  по  радио  сведения  о  их  прежней  истории».
    Историческая  память  по  природе  своей  не  имеет  таких  очевидных  доказательств  своего  практического  применения  в  жизни  общества.  Этот  факт  является  одной  из  причин  предрассудков,  ставящих  под  сомнение  или  совсем  отвергающих  социальное  значение  исторического  познания  в  жизни  людей.  К  примеру  Гегель  говорил  —  «Народы  и  правительства  ничему  не  учатся  —  каждое  время  слишком  индивидуально»,  Ницше  —  «Историческая  память  угрожает  гибелью  от  «затопления»  чужим  прошлым  —  историей.  Из  этого  следует,  что  изучение  прошлого  ничему  не  учит  или  даже  приносит  вред.  Возникает  вопрос:  «Почему  до  сих  пор  ни  одно  поколение  людей  не  прибывало  в  беспамятстве,  но  в  той  или  иной  форме  сохраняло  память  о  своем  прошлом?»  Сохранять  историческую  память,  прежде  всего,  помогают  профессиональные  историки.  Историки  и  писатели  вносят  вклад  в  возвращение  исторической  памяти  в  более  полном  объеме.
    В  наше  время  литературные  произведения  (биографические  книги,  мемуары,  исторические  альманахи,  посвященные  тем  или  иным  эпохам),  фильмы  передают  представления  о  трагических  страницах  российской  истории,  могут  возродить  интерес  общества  к  истории,  стимулировать  после  просмотра  фильма,  прочитать  книги  по  истории  той  эпохи  или  биографии  их  героев.  Немалое  значение  имеет  устная  история,  закрепленная  в  воспоминаниях  участников  событий.  Их  достоверность  создает  особый  эмоциональный  канал  сопричастности  к  прошлому.  Без  осмысления  прошлого,  трудно  понять  настоящее  и  построить  будущее.  Поэтому  важно  хранить  историческую  память,  знать  события  прошлого,  жизнь  и  деяния  великих  людей  нашего  народа.
    Список  литературы:
    Смоленский  Н.И.  Теория  и  методология  истории.  —  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2007.  —  272  с.

  5. ?
    В романе Джорджа Оруэлла “1984” народ лишен истории. Родина главного героя – Океания. Это огромная страна, ведущая непрерывные войны. Под воздействие жестокой пропаганды люди ненавидят и  стремятся линчевать бывших союзников, объявляя лучшими друзьями вчерашних врагов. Население подавлено режимом, оно неспособно самостоятельно мыслить и подчиняется лозунгам партии, управляющей жителями в личных целях. Такое порабощение сознания возможно только при полном уничтожении памяти людей, отсутствии их собственного взгляда на историю страны.
    История одной жизни, как и история целого государства,- это бесконечная череда темных и светлых событий. Нам необходимо выносить из них ценные уроки. Память о жизни предков должна уберегать нас от повторения их ошибок, служить нам вечным напоминанием обо всем хорошем и плохом. Без памяти о прошлом нет будущего.

    ↑ Для чего нужно помнить прошлое? Для чего нужно знать историю? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

    ↑ Для чего человеку нужно хранить обычаи? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

    ↑ Проблема нравственного выбора. Аргумент из пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

    Герои произведения должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…». – как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор.
    Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей…». Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберта, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию, и попытается построить новую жизнь с Шервинским.

    ↑ Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    Каждая страна – это ансамбль искусств.
    Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом.
    А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.
    В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.
    Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.
    Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

    ↑ Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Исторические воспоминания особенно ярки в парках и садах – объединениях человека и природы.
    Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная. «Воспоминания в Царском Селе» – так назвал Пушкин лучшее из наиболее ранних своих стихотворений.
    Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ. Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка или сада таким, каким его видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел; второе свидетельствует: это тот самый, он был, может быть, не таким, но это подлинно тот, это те липы, те садовые строения, те самые скульптуры. Две-три старые дуплистые липы среди сотни молодых будут свидетельствовать: это та самая аллея – вот они, старожилы. А о молодых деревьях не надо заботиться: они растут быстро и скоро аллея приобретет прежний вид.
    Но в двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах и о различных поэтах, воспевших эти места, – и от реставрации потребует не восстановления, а сохранения. Первое отношение к паркам и садам открыл в России Александр Бенуа с его эстетским культом времени императрицы Елизаветы Петровны и ее Екатерининского парка в Царском Селе. С ним поэтически полемизировала Ахматова, для которой в Царском был важен Пушкин, а не Елизавета: «3десь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».
    Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда оно мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями.
    Первое отношение к прошлому создает, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитической способности: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.
    Театральность проникает и в реставрации памятников архитектуры. Подлинность теряется среди предположительно восстановленного. Реставраторы доверяют случайным свидетельствам, если эти свидетельства позволяют восстановить этот памятник архитектуры таким, каким он мог бы быть особенно интересным. Так восстановлена в Новгороде Евфимиевская часовня: получился маленький храмик на столпе. Нечто совершенно чуждое древнему Новгороду.
    Сколько памятников было погублено реставраторами в XIX веке вследствие привнесения в них элементов эстетики нового времени. Реставраторы добивались симметрии там, где она была чужда самому духу стиля – романскому или готическому, – пытались заменить живую линию геометрически правильной, высчитанной математически и т. п. Так засушены и Кельнский собор, и Нотр-Дам в Париже, и аббатство Сен-Дени. Засушены, законсервированы были целые города в Германии – особенно в период идеализации немецкого прошлого.
    Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории.

    ↑ Что такое память? Какова роль памяти в жизни человека, в чем ценность памяти? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
    Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения,стекло, вода и т. д.
    Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
    А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
    При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
    Память противостоит уничтожающей силе времени.
    Память – преодоление времени, преодоление смерти.
    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

    ↑ Почему человеку важно сохранять память о прошлом? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
    Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
    Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
    Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
    Вспомните у Пушкина:
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    Животворящая святыня!
    Земля была б без них мертва.
    Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
    Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

    ↑ Как связаны понятия культура и память? Что такое память и культура? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.
    В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII – начале XIX века. А сколько было «малых» обращений культуры к античности – в те же средние века. Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.
    Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.
    Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.
    У Пушкина Память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в поэме «Евгений Онегин».
    Когда Пушкину необходимо внесение лирического начала, он часто прибегает к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но все же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:
    «Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье…»
    Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» – тоже предок, Ганнибал.
    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

    ↑ Какова роль культуры в жизни человека? Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными.
    Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
    А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
    Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.
    Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
    Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека.
    Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
    До известных пределов утраты в природе восстановимы. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
    Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость.
    «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.
    На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
    Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
    Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
    Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
    Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

    ↑ Почему важно сохранять историческую память?  Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Проблема изменения исторического облика старого города. Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращали ли вы внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Вещи, памятники дарят своим хранителям любовь к себе, привязанность, благородную преданность культуре, а затем вкус и понимание искусства, понимание прошлого, проникновенное влечение к людям, их создавшим. Настоящая любовь к людям, к памятникам ли никогда не остается без ответа. Потому-то люди находят друг друга, а ухоженная людьми земля находит любящих ее людей и сама отвечает им тем же.
    Пятнадцать лет Николай Иванович не уходил в отпуск: он не может отдыхать вне Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.
    Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством.
    Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками…
    В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…
    Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.
    Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть. В каналах Ленинграда отразились Пушкин и Достоевский с персонажами его «Белых ночей».
    Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
    Вот что мне рассказал петрозаводский архитектор В. П. Орфинский, автор многих книг по народной архитектуре Карелии. 25 мая 1971 года в Медвежьегорском районе сгорела уникальная часовня начала XVII века в деревне Пелкула – памятник архитектуры государственного значения. И никто даже не стал выяснять обстоятельства дела.
    В 1975 году сгорел еще один памятник архитектуры государственного значения – Вознесенская церковь в деревне Типиницы Медвежьегорского района – один из интереснейших шатровых храмов русского Севера. Причина– молния, но истинная первопричина – безответственность и халатность: высотные шатровые столпы Вознесенской церкви и сблокированной с ней колокольни не имели элементарной грозозащиты.
    Упал шатер Рождественской церкви XVIII века в селе Бестужеве, Устьянского района, Архангельской области – ценнейший памятник шатрового зодчества, последний элемент ансамбля, очень точно поставленного в излучине реки Устьи. Причина – полнейшая безнадзорность.
    А вот небольшой факт по Белоруссии. В селе Достоево, откуда происходили предки Достоевского, была небольшая церковь XVIII века. Местные власти, чтобы избавиться от ответственности, боясь, что памятник поставят на учет охраняемых, приказали снести церковь бульдозерами. От нее остались только обмеры и фотографии. Произошло это в 1976 году.
    Таких фактов можно было бы собрать множество. Что же делать, чтобы они не повторялись? Прежде всего о них не следует забывать, делать вид, что их не было. Недостаточно и запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством». Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края. Именно молодежные организации должны в первую очередь брать шефство над историей своего края. И наконец, самое главное – в программах по преподаванию истории в средней школе необходимо предусмотреть уроки по местной истории.
    Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
    К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
    Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

    ↑ Для чего нужно знать историю? Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.  Рэй Брэдбери «И грянул гром»

    Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны. Каждый поступок, совершенный нами, отражается на будущем. Так, Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром» предлагает читателю представить, что могло бы случиться, если бы у человека появилась машина времени. В его выдуманном будущем такая машина есть. Любителям острых ощущений предлагают сафари во времени. Главный герой Экельс пускается в авантюру, но его предупреждают о том, что ничего нельзя менять, убивать можно только тех животных, которые должны умереть от болезней или по какой-то другой причине (все это уточняется организаторами предварительно). Оказавшись в эпохе динозавров, Экельс пугается настолько, что убегает за пределы разрешенной местности. Его возвращение в настоящее показывает, насколько важна каждая деталь: на его подошве оказалась растоптанная бабочка.  Попав в настоящее, он обнаружил, что весь мир изменился: цвета, состав атмосферы, человек и даже правила орфографии стали другими. Вместо президента-либерала у власти находился диктатор.
    Таким образом, Брэдбери доносит следующую мысль: прошлое и будущее взаимосвязаны. Мы в ответе за каждый поступок, который совершили.
    Заглядывать в прошлое необходимо для того, чтобы знать свое будущее. Все, что происходило когда-либо, повлияло на тот мир, в котором мы живем. Если уметь провести параллель между прошлым и настоящим, то можно прийти к такому будущему, к какому хочешь.

    ↑ Какова цена ошибки в истории? Рэй Брэдбери «И грянул гром»

    Иногда цена ошибки может стоить жизни всего человечества. Так, в рассказе «И грянул гром» показано, что одна незначительная ошибка может привести к катастрофе. Главный герой рассказа Экельс наступает на бабочку во время путешествия в прошлое, своей оплошностью он меняет весь ход истории. Этот рассказ показывает, насколько тщательно нужно подумать, прежде чем что-то сделать. Его предупреждали об опасности, но жажда приключения была сильнее, чем здравый смысл. Он не смог правильно оценить свои способности и возможности. Это привело к катастрофе.

  6. «Культура есть память». М.Ю.Лотман Культура. Что скрывает в себе это понятие? Какие разделы оно в себя включает? И какую же роль играет в нашей жизни? Известный культуролог Юрий Михайлович Лотман всегда говорил, что культура — прежде всего понятие коллективное. То есть, культура — это форма общение между людьми и возможна только в такой группе, где люди общаются друг с другом, предают некую информацию.
    Так же культура есть язык, память и история. Культура как язык. С ее помощью через века, через года, до о нас доходит жизненно важная информация. Это совершается посредством языкового общения. А язык — есть культура. Так же культура подразумевает под собой сохранение памяти предшествующего коллектива. Картины, строения, музыкальные композиции, сказки, народные костюмы — все это несет в себе память.
    Культура всегда тесно связана с историей. Будь то древние египетские пирамиды или современное искусство. В искусстве отражён быт и традиции народов, особенности уклада их жизни, характеристика исторической эпохи в целом. Полученные из объектов культуры знания могут быть использованы в целом ряде наук. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура — паять, история, язык, чистая и вечная. Метью Арнольд по этому поводу сказал: «Культура — это стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие и свет преобладали».

  7. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 10 пос. Большевик
    Ипатовского района Ставропольского края
    ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА И
    11О-ЛЕТИЮ ГЕРОИЧЕСКОГО ПОДВИГА
    ЭКИПАЖА «ВАРЯГ»
    ПОСВЯЩАЕТСЯ
    КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ
    «НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ»
    АВТОР:
    КУРМАНБАЕВ КЯМРАН
    ОБУЧАЮЩИЙСЯ 9 КЛАССА
    МКОУ СОШ № 10 ПОС. БОЛЬШЕВИК
    РУКОВОДИТЕЛЬ:
    УЧИТЕЛЬ ИСТОРИ
    ЗИНОВИЧ Н.В.
    2014 ГОД
    Будущее есть только у того государства,
    молодое поколение, которого выбирает патриотизм.
    Михаил Меньшиков
    публицист, историк
    Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Она испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея сил, своё Отечество от врагов.
    Патриотизм, преданность Родине, стремление защищать её от врагов своими делами, служить её интересам, чувство необходимое, великое, прекрасное.
    Думая о том, что значит любить свою Родину, я не могу не прикоснуться памятью сердца к прошлому своей страны, без которого нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная.
    У меня есть мечта выбрать профессию военного и служить Родине, защите мира и покоя своего народа. И в преддверии праздника «Защитника Отечества» я хочу рассказать о подвиге русских матросов в Русско-японской войне. В этом году 27 января наша история отметила 110-летие со дня подвига матросов крейсера «Варяг».
    Наверх Вы, товарищи! Все по местам!
    Последний парад наступает!
    Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»
    Пощады никто не желает!
    Сейчас не многое может напомнить о той далёкой войне: несколько строчек из песни о гордом «Варяге» (сл. Грейнца, перевод Е: Студенской, муз. народная), вальс «На сопках Маньчжурии», отдельные эпизоды исторических романов – вот, пожалуй и всё. Между тем Русско-японская война 1904-1905 гг. серьёзно повлияло на весь дальнейший ход российской истории и надолго определило отношения России со Страной восходящего солнца.
    Военные действия начались в конце января 1904 года, когда японцы напали на русскую эскадру у крепости Порт-Артур. Для русских оказалось это полной неожиданностью. Вот как пишет об этом А. Степанов в романе «Порт-Артур»: «По- зимнему рано, в 5 часов по местному времени, стемнело, с моря волнами наплывал туман, и возвращающегося «Корейца» опознали лишь тогда, когда он почти вплотную подошёл к «Варягу», бросив якорь неподалёку от него.
    Всем стало ясно, что с канонеркой что-то случилось. Руднев с нетерпением поджидал Беляева и, как только он поднялся на палубу крейсера, встретил его у трапа.
    Японцы преградили нам дорогу в море и под угрозой своих орудий заставили вернуться в Чемульпо, – одним духом выложил Беляев.
    Значит, начало военных действий неизбежно! – ответил ему Руднев…
    В темноте слышались отрывистые слова японской команды и шум двигающихся по палубам матросов. Мичман Нирод перевёл, что на японских кораблях отдана команда зарядить минные аппараты и направить их на русские корабли. Руднев приказал пробить боевую тревогу и вызвать всех матросов к орудиям и минным аппаратам… Ощетинись орудиями, «Варяг» приготовился встретить нападение врага. Едва встав на якорь, японцы принялись высаживать десант на берег. Мимо «Варяга» на буксире катеров проплывали шаланды с пехотой и артиллерией и направились к пристаням, где торопливо и высаживались. С «Варяга» было видно, как японские солдаты грелись около разложенных на берегу больших костров.
    Японцы захватывают Чемульпо и отрезают нас от суши, лишают всякой связи со всем миром, – забеспокоился Беляев».
    Корабли стояли на внешнем рейде, плохо охранялись: к тому же некоторые из них были ярко освещены. Незадолго до нападения японцы, проживавшие в Порт-Артуре, срочно эвакуировались, но это ни кого не насторожило. Руднев немедленно заявил протест, хотя знал, что всё останется без последствий. Протестовать тут надо огнём орудий, а не дипломатическими нотами, так как японцы нарушили корейский нейтралитет, заняв своими войсками Чемульпо. Руднев не стал ожидать ответа и вернулся на «Варяг».
    «Несмотря на позднее время, на крейсере никто не спал. Артиллеристы дремали около своих пушек, вахтенные и сигнальщики не сводили глаз с моря и японских кораблей, силуэты которых смутно темнели в тумане.
    Руднев обошёл весь корабль. Как всегда в минуты опасности, он был совершенно спокоен, шаг его твёрд, голос весел. Его спокойствие передавалось и команде. Матросы слушали его уверенный голос, видели неторопливую, поморскому с перевалочкой походку, и бодрость любимого начальника передавалась им.
    « – С таким командиром не пропадём! Он знает, что надо делать, – говорили между собой матросы».
    В ответ на протест Руднева адмирал Уриу (командующий японской эскадрой на рейде в Чемульпо) прислал ему вызов на бой. Французский капитан В. Сене и английский коммодор Бейли, указывая Рудневу на отсутствие шансов на успех в предстоящем бою, предложили ему взорвать корабль, а офицеров и матросов разместить на нейтральных судах. И наш, русский капитан им с достоинством ответил:
    «Но едва ли достойно настоящих воинов! По моему мнению, ваше предложение равносильно отказу принять бой, пусть и безнадёжный. Мы русские, исстари привыкли спрашивать, где враг, а не считать его силы».
    Руднев Всеволод Фёдорович – родился 19(31).08. 1855 г. в Веневском уезде, ныне Тульская область, умер 7 (20).07. 1913 г. с. Никольское, Алексинского уезда, ныне Тульской области. Еерой Русско-японской войны 1904-1905 гг., контр- адмирал (1905 г.), флигель-адъютант (1904 г.). Родился в семье морского офицера. Окончил морское училище (1873 г.) и флотскую стрелковую школу (1876 г.). С 1900 г. помощник командира военного порта в Порт-Артуре, с 1903 г. командир крейсера «Варяг». 27 января (9 февраля) 1904 г. руководил героическим боем крейсера против японской эскадры около Чемульпо (Корея). С апреля 1904 г. командовал броненосцем «Андрей Первозванный» и 14-м флотским экипажем. В 1905 г. уволен в отставку за то, что не препятствовал матросам участвовать в митингах.
    Все вымпелы вьются и цепи гремят,
    Наверх якоря поднимают.
    Готовые к бою, орудия стоят,
    На солнце зловеще сверкают.
    Основные приготовления к бою были сделаны,, окончательно приведена артиллерия в боевой порядок. «Варяг» принадлежал к классу лёгких крейсеров дальних разведчиков. Красивый, стройный, четырёхтрубный корабль с двумя мачтами. Крейсер был построен в 1899 году в Америке на Филадельфийских верфях. Водоизмещение в 500 тонн, скорость хода 23-24 узла (42-44 км/ч), вооружение: 12 орудий 152 мм, 12-75 мм, 8-47 мм, 2-37 мм и 6 торпедных аппаратов, экипаж 570 человек. По скорости и силе вооружения в японском флоте не было равного ему лёгкого крейсера.
    Перед боем Руднев собрал команду и объявил матросам о начале военных действий с Японией. Призвал команду к тому, что в бою надо действовать спокойно и точно, пожаров и пробоин не бояться.
    «При дружной работе мы справимся… Враг сильнее, но не храбрее нас, а храбрость, как вы знаете, города берёт. Помолимся же теперь богу и смело пойдём в неравный бой под Андреевским флагом. Ура!»
    Свистит, и гремит, и грохочет кругом.
    Г ром пушек, шипенье снарядов,
    И стал наш бесстрашный, наш гордый «Варяг»
    Подобен кромешному аду.
    Ровно в назначенное время «Варяг» в сопровождении «Корейца» двинулся с места. На обоих кораблях пробили боевую тревогу. Как бы приветствуя русских из- за туч выглянуло яркое солнце и осветило мрачный рейд Чемульпо. На иностранных судах взвились целые гирлянды разноцветных флагов, выражающих приветствие и лучшие пожелания идущим на бой русским судам, на кораблях грянул русский гимн.
    «Варяг» и «Кореец» ещё не вышли за пределы нейтральных вод, как японцы сигналом предложили им сдаться. Японцы, не дождавшись ответа, первые открыли огонь. С первого же взгляда для Руднева стала ясна почти полная безнадёжность предстоящего боя, но он не потерял присутствия духа и продолжал хладнокровно оценивать обстановку.
    «Варяг» загремел из всех своих орудий. Вскоре в крейсер один за другим попало несколько снарядов. Осколки понеслись в разные стороны. Заметив манёвр русских, японская эскадра пошла наперерез и расположилась по дуге, вогнутой в сторону русских, а «Варяг» оказался в её центре.
    «… два восьмидюймовых снаряда одновременно попали в батарейную палубу левого борта «Варяга», и из всех люков и орудийных полупортов вырвались клубы дыма, огня, страшный грохот потряс крейсер от плотика до самого киля, и судно стремительно повалилось на правый борт. На верхнюю палубу начали один за другим начали выскакивать обожженные матросы. Дым всё увеличивался; казалось, что крейсер сейчас погибнет».
    В предсмертных мученьях трепещут тела,
    И грохот, и дым, и стенанья,
    И судно охвачено морем огня – Настала минута прощанья.
    На палубе то и дело слышались крики, звавшие носильщиков, но их не хватало для уборки всех раненых. Один из снарядов попал в верхний мостик, разнёс в щепья штурманскую рубку, перебил всех дальномерщцков на фор-марсе. Граф Нирод был убит. Рулевой Снигирёв, будучи ранен в спину, скрыл рану, до конца боя оставался на своём месте. Ординарец Руднева, квартирмейстер Чибисов, получив ранение в обе руки, не ушёл на перевязку и заявил, что не оставит своего командира до своей смерти. Перечисление этих подвигов можно преумножить до бесконечности, т.к. охваченные боевым энтузиазмом матросы не щадили своих жизней, глядя на геройское поведение бесстрашного командира:
    Прощайте, товарищи! С богом, ура!
    Кипящее море под нами!
    Не думали, братцы, мы с вами вчера,
    Что нынче умрём под волнами.
    Руднев понял, что наступают последние минуты «Варяга». С двадцати пяти кабельтовых восьмидюймовые снаряды крейсера «Асама» могли пронизать насквозь небронированный русский крейсер. Его опасения оправдались. Две бомбы, попав в лазарет с левого борта, разорвались у правого. Осколки попали в переднюю кочегарку и вывели из строя три котла. Машина остановилась. «Варяг» стремительно повалился направо. Испуганные матросы, побросав свои места, кинулись к левому борту, на ходу расхватывая уцелевшие спасательные круги и пробковые матрацы. «… Руднев поморщился. Показывать корму противнику он считал для себя позорным, но делать было нечего и скрепя сердце он отдал приказание лечь на обратный курс. Японцы, понесшие большие потери в бою, не рискнули преследовать русские корабли…»
    В последний момент «Варягу» удалось потопить японский миноносец, который на всех парусах вылетел навстречу «Варягу» и кинулся в атаку.
    Бой кончился. «Варяг» и «Кореец» уже вошли в нейтральные воды.
    Не скажут ни камень, ни крест, где легли
    Во славу мы русского флота,
    Лишь волны морские прославят одни
    Геройскую гибель «Варяга»!
    Чтобы не допустить захвата кораблей, экипажи взорвали «Кореец», а «Варяг» затопили.
    « … «Варяг» медленно опрокидывался на левый бок. Сотни глаз с затаённым дыханием следили за гибелью героического корабля. Эвакуированные на иностранные суда русские матросы с тоской и болью в сердце смотрели на родной «Варяг», которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты не равного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью…»
    Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошёл под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слёз…»
    «Варяг» был затоплен с неприспущенным Андреевским флагом.
    Бой был не равным, японская эскадра из четырнадцати кораблей сражалась всего лишь с одним русским крейсером. За 50 минут неравного боя погибло 122 человека и свыше 200 человек раненых.
    Подвиг русских матросов в Русско-японской войне является нравственным компасом, образцом для самовоспитания новых и новых поколений. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину. 110 лет минуло! Всё дальше уходят вглубь истории её грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *