Сочинение на тему лебединое озеро

7 вариантов

  1. В сентябре 1875 года Чайковский написал
    Римскому-Корсакову: «По приглашению Московской
    дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я
    взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых
    нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось
    попробовать себя в этом роде музыки».

    В этом первом балете Чайковского было
    все, что волновало и всегда будет волновать
    композитора. Однако Петр Ильич признавался: за
    эту работу взялся «отчасти из-за денег». Он
    чувствовал, что почему-то не хочет писать на этот
    сюжет.

    ВЕЧЕР, ОЗЕРО, СМЕРТЬ
    Образ одетых в воздушные белые одежды
    девушек-лебедей, обитающих по берегам
    заколдованного озера, восходит к традициям
    европейского романтического балета. Эту
    волшебную эпоху, чей свет уже почти померк к 1875
    году, символизируют два великих балета:
    «Сильфида» Адольфа Нурри (1831), где блистала
    великая Мария Тальони, и «Жизель» Адольфа Шарля
    Адана (1841) по сценарию поэта-романтика Теофиля
    Готье.
    В 1831 г. художник парижской Опера Эжен
    Лами придумал переживший века балетный костюм:
    несколько кисейных юбок, или тюников, вздувающих
    колоколом верхнюю юбку из белой ткани. Над юбкой
    в виде опрокинутого венчика цветка возвышается
    гладкий корсаж, украшенный букетиком цветов.
    Узкая шелковая лента повязана вокруг талии,
    цветочная гирлянда дрожит в гладко зачесанных
    волосах… Этот наряд, созданный для Марии Тальони
    в партии Сильфиды, станет не только символом
    поэтической мечты об идеальной, неуловимой,
    почти бесплотной женственности, но и атрибутом
    романтического балета.
    Сцена из первой постановки балета
    «Лебединое озеро».
    20 февраля 1877 г. Большой театр. Москва
    В 30-е годы XIX века образ эфемерного
    существа, наполовину духа стихий, наполовину
    женщины, был самым популярным в европейском
    музыкальном театре. В начале 1840-х, когда сцены
    европейских театров начал завоевывать шедевр
    Адана, этот волшебный образ приобретает мрачную
    двойственность: мертвенно-бледная Жизель среди
    кладбищенских цветов, в хороводе виллисов
    (девушек, умерших до свадьбы).
    Позднее под влиянием балета
    Чайковского образ девушек-лебедей, танцующих по
    берегам заколдованного озера, сольется с русским
    образом Царевны-Лебеди, столь популярной в
    искусстве Серебряного века.
    Но в 1875 г. это был откровенно
    старомодный сюжет для балета с крайне скудным
    бюджетом (рецензенты подивятся убогости
    декораций К.Ф. Вальца, К. Гроппиуса, И. Шангина).
    Вероятно, к удивлению администрации, первая
    постановка «Лебединого озера» пройдет 39 раз —
    достаточно для того, чтобы даже принести прибыль.
    НЕИЗВЕСТНЫЙ СЮЖЕТ
    В традициях романтического балетного
    театра сценарист занимал следующее по важности
    место после хореографа. А в иерархии подготовки
    спектакля он стоял даже выше композитора.
    Либретто балета вместе с костюмами и экскизами
    декораций обычно хранилось в архивах театров,
    между тем как музыкальную партитуру могли за
    ненадобностью просто выкинуть.
    Однако в том, что касается первой
    редакции «Лебединого озера», от авторства
    отказывались все. Иногда авторами первого
    либретто называют В.П. Бегичева и В.Ф. Гельцера,
    иногда считают, что они были только
    консультантами Чайковского. Неясен и источник
    самого знаменитого русского балета: одни
    указывают на сказку писателя Музеуса «Лебединый
    пруд», другие — на повесть «Ундина» Фридриха де
    ла Мотт Фуке, хотя последняя (как в подлиннике
    Фуке, так и в переводе Василия Андреевича
    Жуковского) не имеет ничего общего с «Лебединым
    озером».
    Обычно Чайковский не мог работать,
    если не чувствовал глубокого внутреннего
    родства со своим сюжетом. Однако в «Лебедином
    озере» его что-то безотчетно тревожило. Недаром
    он упоминал, что стал писать «из-за денег». Так с
    Чайковским бывало и до, и после: тогда композитор,
    обычно столь аккуратный и ответственный,
    старался либо оттянуть работу, либо не писать
    вообще. В 1880-е годы он несколько лет подряд
    отказывался писать оперу «Пиковая дама» (в
    которой слишком много говорится о самоубийстве),
    утверждая, что сюжет его не привлекает.
    Что смущало его в этом сюжете?
    Принц Зигфрид празднует свое
    совершеннолетие в парке. Увидев пролетающую
    лебединую стаю, он бросает друзей и убегает вслед
    за птицами. В лесу, на берегу озера, среди
    девушек-лебедей принц находит добрую фею Одетту
    и клянется ей в вечной любви. На голове у феи
    корона, которая защищает ее от преследований
    Мачехи-совы — воплощения сил зла и рока. В
    следующем действии балета Зигфрид должен
    выбрать себе невесту. На балу появляется Одиллия,
    которую принц принимает за свою возлюбленную
    Одетту, и выбирает ее в жены. Поняв, что совершил
    роковую ошибку, Зигфрид бросается к озеру и
    умоляет Одетту о прощении. Он надеется, что фея
    лебединого озера уйдет с ним в мир людей.
    Появляется Мачеха-сова, которой принц бросает
    вызов. Рок побеждает, и Одетта и Зигфрид тонут в
    волнах разбушевавшегося озера…

    …Образ старой ведьмы Мачехи-совы —
    воплощение ожившей смерти — будет встречаться в
    более поздних произведениях Чайковского. Это и
    злая фея в балете «Спящая красавица», чье
    появление сопровождается оркестровыми
    страницами бетховенской мощи. И, конечно, это
    старая Графиня из «Пиковой дамы», которую
    композитор называл «страшным существом».
    Однако в дальнейшем этот образ из
    либретто балета исчезнет.
    БУРЯ НА ОЗЕРЕ
    Пожалуй, впервые с такой силой на
    балетной сцене зазвучала тема рока. Именно в
    период создания «Лебединого озера» композитор
    был одержим этой темой. Одновременно с балетом
    писалась симфоническая фантазия «Франческа да
    Римини» на его любимый сюжет из пятой песни «Ада»
    Данте: об убитых влюбленных Паоло и Франческе,
    неразлучных в аду. В мае 1877 г. будет создана и
    Четвертая симфония — первая, в которую
    Чайковский ввел то, что он назвал «темой фатума».
    Впервые взявшись за сочинение балета,
    Чайковский создал полноценную, красочную
    симфоническую партитуру. Иногда утверждают, что
    он совершил революцию в балетной музыке. Нет, он
    не был первым.
    Уже в XVIII в. среди европейских
    музыкантов поддерживалось мнение, что балетный
    спектакль должен озвучиваться серьезными,
    глубокими оркестровыми произведениями – так
    считал, например, Кристоф Виллибальд Глюк
    (1714–1787). В 1821 г. французский музыковед Франсуа
    Анри Жозеф Кастиль-Блаз (1784–1857) писал, например,
    что «прекрасные симфонии Гайдна… концерты,
    скрипичные дуэты, сонаты, романсы, баркаролы —
    все служит для сочинения действенных балетов».
    Даже Людвиг ван Бетховен отдал должное балетному
    искусству: он написал героический балет
    «Творения Прометея, или Власть музыки и танца».
    Музыка «Лебединого озера» может
    исполняться как самостоятельное симфоническое
    произведение. Причем это единственный из трех
    балетов Чайковского, чью музыку в ХХ веке будут
    широко использовать и для других балетных
    постановок. Так, балетмейстер Борис Эйфман
    поставит на эту музыку балет «Чайковский»: о том
    периоде жизни композитора, когда он сочинял
    «Лебединое озеро».
    Музыкально-драматургический стержень
    всего балета — тема-лейтмотив «Лебединая песнь».
    (Некоторые исследователи сравнивали ее с
    элегической главной темой «Неоконченной
    симфонии» Франца Шуберта.) Она появляется в
    первых тактах увертюры и варьируется вплоть до
    финала, незаметно связывая между собой все
    остальные музыкальные темы и формы. Благодаря ей
    балет не распадается (как это бывало у других
    авторов, даже у Адана) на множество вставных
    танцевальных номеров: все они, при внешнем блеске
    и разнообразии, кажутся частью единого целого.
    При этом Чайковский не забывает, что пишет
    танцевальную музыку: в ходе действия он
    использует еще один лейтмотив, на этот раз
    ритмический — это вальс, романтический,
    элегический, меланхолический, реже ликующий,
    который проникает почти во все эпизоды
    «Лебединого озера». «Крестьянский вальс», «Вальс
    лебедей» и «Вальс невест» — первые крупные
    танцевально-симфонические формы, прообраз
    русской балетной музыки будущего.
    Совершенно новым для романтических
    балетов стал образ главного героя — принца
    Зигфрида. До сих пор все мужчины — возлюбленные
    сценических фей, ундин и саламандр занимали в
    балетах подчиненное положение. Их роль сводилась
    к тому, чтобы слегка придерживать за ленту на
    талии улетающих со сцены сильфид. (Иногда
    постановщики доводили этот принцип до абсурда: в
    «Сильфиде» 1831 года главный герой, возлюбленный
    Сильфиды, вообще не танцует.)
    Зато Зигфрид у Чайковского — это
    герой, который борется за свою любовь, проходит
    через страдания и гибнет, бросив вызов року.
    Героический мужской танец, стремительный,
    отточенный, исполненный мощи — тот, которым в
    начале ХХ в. будут ошеломлены парижские зрители
    русских сезонов, — был заложен Чайковским в
    музыке «Лебединого озера».
    ГИБЕЛЬ КОРОЛЯ
    Настоящей сенсацией «Лебединое озеро»
    станет лишь после смерти Чайковского. В 1894 г.
    Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую
    редакцию балета. Именно в посмертной
    петербургской постановке впервые появились
    находки, которые позднее приведут в восторг весь
    мир: «танец маленьких лебедей», трепетные
    белоснежные пачки второго «белого акта» на
    берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте
    Черного лебедя в сцене помолвки принца…
    Водоразделом между первой и второй
    постановкой балета стало международное событие,
    которое заставило иначе взглянуть на сюжет
    «Лебединого озера».
    13 июня 1886 г. в водах Штарнбергского
    озера погиб король, меценат, мечтатель, страстный
    почитатель и покровитель Рихарда Вагнера —
    Людвиг II Баварский. Эта трагедия, взволновавшая
    Европу, будет долго вдохновлять художников: в ХХ
    веке в Италии Лукино Висконти снимет эпический
    фильм «Людвиг» с Хельмутом Бергером в главной
    роли.
    Жизнь короля Людвига проходила в
    поисках идеала. Символом своей жизни он сделал
    лебедя (птицу Лоэнгрина из одноименной оперы
    Вагнера, потрясшей его до глубины души). Лебедь
    изображался на королевском гербе и даже на
    распятии в спальне. Монарх был одержим
    архитектурными и оформительскими фантазиями, за
    которыми не поспевали его любимые архитекторы и
    дизайнеры Эдуард Ридель, Георг Долман и Юлиус
    Хофман. В его дворцах византийский стиль
    смешивался со стилем Людовика XIV и с неоготикой.
    Один из фантастических замков Людвига II
    Баварского назывался Лебединым: из его окна
    король любовался горным Лебединым озером, по
    которому в те времена плавали прекрасные птицы.
    В конце жизни король был отстранен от
    власти, объявлен душевнобольным и находился под
    домашним арестом. По распространенной версии, он
    застрелил своего врача в состоянии душевного
    помрачения и бросился в озеро. Чайковский
    прозрачно назвал гибель Людвига Баварского
    «ужасной», а обстоятельства, приведшие к ней,
    «злодейством».
    Однако рассказанная в «Лебедином
    озере» история принца-мечтателя, который находит
    смерть в волнах, к концу 1880-х гг. приобрела острое
    политическое звучание. Сентиментальная сказка, в
    духе банальных сюжетов романтического балета,
    оказалась опасным пророчеством, чреватым
    международными осложнениями. Дирекции
    Московских театров, причастной к постановке 1877
    г., вряд ли в 1886-м хотелось вспоминать, кто
    протащил на сцену этот милый сюжет про прудик с
    лебедями.
    Вероятно, именно поэтому для второй
    постановки балета в 1894 г. понадобится фигура
    официального либреттиста. Наилучшим кандидатом
    оказался младший брат композитора Модест
    Чайковский, умный либреттист, с замечательным
    чувством музыкального театра. Модест Ильич смело
    поставил на либретто свое имя и при этом внес в
    него небольшие, но важные изменения.
    Он заменил женский персонаж,
    Мачеху-сову, на мужчину — Злого гения. Тем самым
    уравновесилась структура сюжета и образовались
    две полярности. У небесного существа, белого
    лебедя Одетты, в балете Чайковского уже был злой
    земной двойник — черный лебедь Одиллия. Теперь
    черный двойник появился и у принца-мечтателя.
    Этот двойник, способный заколдовать окружающий
    мир, олицетворяет темные стороны души и
    разрушительную мощь власти.
    В этом виде новое либретто (вместе с
    классической хореографической версией Петипа и
    Иванова) получило признание во всем мире. На
    долгие годы потерял важность вопрос, кто в 1875–1876
    гг., за девять лет до трагедии на Штарнбергском
    озере, увидел — как в пророческом сне — корону,
    упавшую в Лебединое озеро.
    Только в ХХ в. будут предприняты первые
    попытки вернуть на сцену авторский вариант
    либретто — написанного, вероятно, самим
    Чайковским. Величие музыки Чайковского придало
    иное измерение трагедии 1886 года. Если в
    представлениях образованного общества XIX в.
    жизнь Людвига Баварского была неразрывно
    связана с музыкой Рихарда Вагнера, то в ХХ в.
    многие будут воспринимать жизнь и смерть
    короля-мечтателя сквозь дымку меланхолической
    музыки к «Лебединому озеру». Как историю Людвига
    Баварского поставит балет Чайковского и Джон
    Ноймайер.
    В финале, после отчаянной схватки,
    Черный гений побеждает: он берет безжизненное
    тело короля на руки и уносит его в глубокие воды
    Лебединого озера.

  2. Балет “Лебединое озеро”
    История создания балета «Лебединое озеро».
    Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске. С раннего детства Петра тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свой досуг. В 1845 году он начал учиться игре на рояле, всего через 3 года уже умел читать ноты, а год спустя прекрасно играл на фортепьяно. По окончании курса наук в 1859 году Петр Ильич Чайковский поступил на службу в департамент Министерства Юстиции, но чиновничья служба была ему не по душе. Спустя год Чайковский поступил в открывшуюся Петербургскую консерваторию, где занимается «по классу сочинения» у Антона Рубинштейна.
    По началу, успехи Чайковского были скромными. Но упорный труд принесли свои плоды. На свет родилось множество прекрасных произведений, например оперы: «Иоланта» и «Пиковая дама», балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица», множество симфоний и сюит, концертных и фортепианных произведений.
    С Лебединым озером была другая история. Во-первых, «Лебединое озеро» было первым балетом, созданным Чайковским. Во-вторых, как признавался сам Чайковский Н. Римскому – Корсакову, Петр Ильич писал данное произведение отчасти из-за денег, в которых он тогда нуждался. Таким образом, известный в России композитор берется написать свой первый балет. Либретто было написано В. Гельцером и В. Бегичевым. В 1876 году впервые была представлена опера «Лебединое озеро». Но первая постановка оказалась неудачной. Но спустя 20 лет, в 1895 году на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялось блистательное возобновление балета. Модест Чайковский переделал либретто, а дирижер и композитор Риккардо Дриго внес некоторые изменения в партитуру. Но в первую очередь «Лебединое озеро» обязано своим триумфом двум балетмейстерам – Льву Иванову и Мариусу Петипа. В хореографии Петипа-Иванова – всеобъемлющее ликование праздника и романтическая расколотость мира, идиллия первого акта и фатальный излом второго, чистота любовного адажио и демоническая виртуозность Одилии. В ней – символ идеальной, но трагической любви, воплощенный в образе Одетты. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.
    Сюжет оперы «Лебединое озеро».
    Действие первое.
    В замке празднуется день совершеннолетия молодого принца Зигфрида. Мать, придворные, друзья поздравляют его. Гостей развлекает шут. Мать Зигфрида дарит сыну арбалет. Она напоминает принцу, что ему пришло время выбрать невесту. Пир окончен, гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят смутные предчувствия, волнуют неясные мечты. В небе показывается стая лебедей, и принц, увлекаемый внезапным душевным порывом, спешит за ними к озеру.
    Действие второе.
    Зигфрид оказывается в ночном лесу, на берегу озера. Лебеди опускаются на берег и превращаются в прекрасных юных девушек. Принц, зачарованный их красотой, невольно опускает свой арбалет. Королева лебедей Одетта рассказывает принцу, что все они – во власти чар злого волшебника Ротбарта. Только сила любви способна преодолеть его колдовство. Зигфрид клянется ей в вечной любви и верности, но Одетта предупреждает его: если он не сдержит клятву, то девушки – лебеди навсегда останутся во власти Ротбарта. Светает. Лебеди плывут по глади озера. Одетта и Зигфрид прощаются.
    Действие третье.
    Замок вновь заполнен гостями: сегодня молодой принц должен выбрать себе невесту. На бал съехались знатные красавицы из разных стран, но Зигфрид остается безучастным – ни одна из них не может сравниться с воспоминаниями об Одетте. Фанфары извещают собравшихся о прибытии новых гостей – это знатный рыцарь и его прекрасная спутница. Это сам волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия, необычайно похожая на Одетту. Одиллия очаровывает принца, обманутого сходством. Он называет ее своей избранницей. Ротбарт торжествует: принц нарушил клятву верности, и теперь лебеди навеки останутся во власти его чар. Перед пораженным принцем на миг возникает картина озера, и он устремляется за ускользающим призраком оперы. Берег. Озеро. Ночь. Одетта рассказывает подругам о нарушенной клятве. Теперь девушки-лебеди навечно обречены, остаться в колдовском плену. Появляется мучимый раскаянием Зигфрид, он умоляет Одетту о прощении; королева лебедей прощает его. Принц вступает в единоборство с Ротбартом, и сила человеческой любви преодолевает колдовство злого гения, даря героям свободу и счастье.
    Музыкальная драматургия.
    Демоническая виртуозность Одиллии. В ней – символ идеальной, но трагической любви, воплощенный в образе Одетты. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Благодаря оркестру можно было чувствовать, кто добрый персонаж, а кто злой. Во время танца Одетты и Зигфрида была любовная мелодия, но слегка с грустными оттенками мелодии. Во время исполнения танца Ротбарта звучала несколько коварная, хитрая мелодия. А во время финальной битвы между Зигфридом и Ротбартом вначале чувствовалось напряжение, а затем приятное ощущение победы добра над злом.
    Значение «Лебединого озера» в истории.
    «Лебединое озеро» очертило границу между двумя эпохами в истории балетного искусства – уходящим веком романтического «большого балета» и новой эпохой симфонизации балета, насыщения его сквозным музыкально-сюжетным развитием. В сущности, Чайковский преобразовал традиционный «дивертисментный» балет, преобразив этот жанр мастерством зрелого композитора-симфониста; Петипа и Иванов создали хореографическую интерпретацию этого произведения, и сохранив отчасти черты традиции романтического балета, и придав ему новый облик. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.
    лебединый чайковский озеро балет

  3. 3
    Текст добавил: DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ

    Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса “Лебединый
    пруд”, а также “Ундина” Ламотт-Фуке – Жуковского. Некоторые образно-сюжетные мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. В либретто
    балета нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи: разлад мечты и действительности, стремление к идеалу, красоте и
    невозможность его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины ценою жизни. Сказочная коллизия развивает важнейшую для
    романтизма тему рока, родового проклятия. Характерно для романтической концепции соотношение человек-природа, которая и защищает, и сопереживает, и
    карает.
    Обстоятельства возникновения замысла балета и его осуществления недостаточно ясны. По воспоминаниям Н.Д.Кашкина начало работы
    относится к маю 1875 г. В сентябре композитор писал Римскому-Корсакову: “По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету “Озеро лебедей”. Я
    взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки”. Достоверных
    сведений об авторах либретто не сохранилось. Однако сюжет изложен Чайковским в рукописи партитуры балета. Этот же текст был издан отдельно, в виде
    программы. Но автор либретто и источник сюжета неизвестен. Кашкин называет инициатором заказа и создателем программы В.П.Бегичева, директора
    Московской конторы Императорских театров. Существуют свидетельства, что в составлении программы и либретто принимал участие и известный деятель
    русского балета В.Ф.Гельцер. Вероятны также и соавторство, и помощь других лиц. На афишах прижизненной постановки “Лебединого озера” имена авторов
    либретто не значились. Не было их и в прижизненных изданиях клавира и программы балета. Авторских прав ни Бегичев, ни Гельцер никогда не
    предъявляли. Вальц и Кашкин вспоминали об участии Рейзингера в работе на подготовительном этапе. Кашкин писал: “сочинению музыки предшествовали
    долгие совещания с балетмейстером Большого театра, с помощью которого была выработана программа танцев и весь сценарий балета”.
    Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. Первый из них связан с работой над Третьей симфонией – летом 1875 г. С
    августа работа над балетом возобновлена. Зимой вновь наступил перерыв, но с середины февраля композитор погружен в сочинение музыки балета. В конце
    марта начались репетиции в театре, в то время, как Чайковский продолжать работать над инструментовкой. 10 апреля 1876 года сочинение музыки балета
    было окончено, о чем свидетельствует дата в автографе партитуры. После завершения партитуры Чайковский написал вставной номер “Русский танец” для
    бенефиса балерины П.Карпаковой, исполнительницы главной партии в балете – Одетты. Через некоторое время, вероятно для бенефиса балерины Собещанской,
    было написано Pas de deux Зигфрида и Одиллии III акта.
    К премьере был опубликован клавир балета, подготовленный Н.Д.Кашкиным (переложение для фортепиано в две руки), издательство
    П.И.Юргенсона, 1877 г. Первое издание партитуры осуществлено Юргенсоном уже после смерти композитора, в 1895 г.
    Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года. Балетмейстер Ю.Рейзингер. Дирижер С.Я.Рябов.
    Декорации К.Ф.Вальца, К.Гроппиуса, И.Шангина. Исполнители премьеры: Одетта-Одиллия – П.М.Карпакова, Зигфрид – А.Г.Гиллерт, Ротбарт – С.П.Соколов. В
    репертуаре театра “Лебединое озеро” до 1883 г. прошло 39 раз. В 1880 г. и в 1882 г. балет обновлялся балетмейстером И.Ганзеном. Исполнителями были:
    Одетта-Одиллия – Е.Н.Калмыкова и Л.Н.Гейтен, Зигфрид – А.Ф.Бекефи. При жизни Чайковского II действие “Лебединое озеро” было показано на сцене
    Национального пражского театра.
    Первая постановка “Лебединого озера” выявила определенные несовершенства либретто балета, в частности, невозможность средствами
    танца рассказать предысторию Одетты, объяснить ее родовые связи, наследственную роковую предопределенность. Для новой постановки балета 1894 г., уже
    после смерти композитора М.И.Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок “Лебединого озера ” в XX веке театрами всего
    мира. В настоящее время существует постановка, осуществленная балетмейстером В.П.Бурмейстером в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в
    которой сделана попытка вернуться к первоначальному авторскому варианту. Но подлинной авторской версии в истории балетного театра не было. Этот факт
    поразителен, так как речь идет о самом популярном сочинении русского и мирового балетного театра. В данном случае невероятно точно, пророчески
    звучат слова Чайковского, что его “время далеко ещё впереди”.
    Музыкально-драматургический стержень всего балета – тема-леймотив – “Лебединая песнь”. От I акта до финала лейтобраз балета
    связан с важнейшими этапами лирико-драматического действия, ни разу не становясь основой для завершенной танцевальной формы. Важнейшее средство
    создания в музыке балета романтического и элегического настроения – последовательное использование ритма вальса. Вальсовость пронизывает
    многочисленные эпизоды музыки балета, выступая в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением драматургического значения
    ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен (“Крестьянский
    вальс”, “Вальс лебедей” и “Вальс невест”) – первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они открывали перспективу для балетной музыки
    будущего.
    Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в
    самых разных по жанру произведениях – Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые
    в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за
    свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
    Став уникальным явлением художественной культуры, “Лебединое озеро” собрало и впитало все богатство романтического балета XIX
    века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.
    П. Е. Вайдман
    Источник: Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ

  4. Балет «Лебединое озеро» был первым опытом Чайковского в этом жанре. Сочиняя его, композитор шел еще ощупью, во многом ему помогала сила творческого воображения и гениальное чутье драматурга. Природное дарование симфониста и значительный опыт в области симфонической и оперной музыки привели его к попытке внедрения симфонического метода в балете. В «Лебедином озере» симфонизация осуществлена в сфере классического танца. Все новое, намеченное в первом балете Чайковского во многом еще интуитивно, осознанно и продуманно претворено и развито в «Спящей красавице» и «Щелкунчике».
    Балет «Лебединое озеро» (1875-1876) возник в пору расцвета творческих сил Чайковского. Как известно, Петр Ильич много внимания уделял театральным жанрам, считая, что через театр композитор имеет наиболее тесное и непосредственное общение с публикой. Возможно, это было одной из причин, побудивших его создать балетную музыку. Получив заказ от Дирекции московских театров на сочинение музыки к балету, Чайковский с охотой принялся за работу. Приступая к сочинению музыки балета, Чайковский не предполагал ломать установившиеся традиции. Не нарушая сложившихся норм, композитор изменил основное значение музыки в спектакле. Он обогатил ее «изнутри», коренным образом изменил ее смысл и содержание в рамках традиционной формы.
    Уже в оркестровом вступлении через развитие и изменение лирической темы отражено драматическое содержание балета и его основная направленность. В начале вступления напевная песенная мелодия в своем плавном падении от самого верхнего звука к нижнему звучит задушевно и несколько меланхолично. Элегический тембр гобоя придает ей теплоту и выразительность человеческого высказывания. Яркое, эмоционально-открытое нарастание приводит к кульминации всего вступления – к трагическому звучанию темы. Глубокий драматизм вступления вводит в атмосферу серьезных, подлинно человеческих страстей. Его тема не используется в музыке балета. Этим Чайковский определяет самостоятельное значение вступления, передающего лишь общий характер развития драмы, и подчеркивает его обобщающее значение.
    Тема девушки-Лебедя впервые звучит в конце первого акта. С этого момента начинается собственно развитие драмы, завязка действия. Тема динамична и таит много возможностей для развития. Порывистость, внутренняя взволнованность темы ассоциируется со взмахами крыльев, со страстным желанием вырваться из неволи. Соло гобоя поддерживают аккомпанирующие арфа и скрипка (тремоло).
    С оркестрового вступления ко второму акту развитие лейттемы идет по пути все более открытого эмоционального высказывания и драматизации.
    В начале второго акта повторяется лирическое экспонирование темы и ее средняя часть из финала первого акта. Постепенная драматизация влечет расширение формы. Далее лейттема появляется в третьем акте в тот момент, когда Зигфрид видит Одиллию. В финале третьего акта после нарушения Зигфридом клятвы, данной Одетте, лейттема звучит как результат развития всего предшествовавшего действия, его кульминация. Трагическим апофеозом третьего акта звучит заключение. Мажор, сопоставляемый с минорными субдоминантами, здесь особенно скорбен, он воспринимается как выражение самой высокой степени человеческого горя. В финале балета, в сцене бури и наводнения, гибели Одетты и Зигфрида развернутый эпизод с широким симфоническим развитием строится снова на лейттеме.
    Итак, лейттема балета имеет свое логичное и последовательное развитие. Но ее роль в драматургии балета была бы схематичной, если бы лирические эпизоды, связанные с ней, не образовали бы сферу сквозного музыкального действия балета. Такие эпизоды являются центральными в каждом действии.
    В развитии собственно сюжетной линии первый акт занимает весьма незначительное место, но в музыкальной драматургии балета эта экспозиция сквозной лирической сферы очень существенна. Музыкальная поэма о любви, страдания и верности начинается со спокойного повествования о светлых надеждах и мечтах, после чего естественней и в то же время ярче воспринимается развитие драмы. Лирическим центром первого акта является Andante из Pas de trois и Pas de deux. Andante – часть классической сюиты, непосредственно следующая за вступительным танцем сюиты. В нем выявляются черты нежной элегической певучей лирики. Мелодия не слишком развернута, но ее гибкость, напевность, интонационные обороты близки русской вокальной лирике.
    По сравнению с первым актом, «лебединая» лирика второго и четвертого актов обогащается новыми чертами. Грани ее выразительности, оттенки эмоционального содержания богаче и многообразнее. Во втором акте горячее стремление героев к свободе и любви придает лирическим образам совсем новые черты. Совершенно конкретные препятствия стоят на пути к счастью, и эти препятствия, с одной стороны, драматизируют, углубляют чувства героев, с другой стороны, делают их более действенными, активными, сильными. Все лирические эпизоды, создающие сквозную драматургическую линию балета, обладают некоторыми общими чертами музыкального языка, что позволяет говорить о них как о своеобразном лейтобразе балета. Их отличает щедрое мелодическое богатство и разнообразие, постепенное «расцветание» через варьирование мелодий и контрапунктическое соединение, песенная и романсовая природа. Важнейшая особенность в развитии лирических образов – использование принципа подголосочно-полифонического развития, принципа диалога. От вступления до заключения он пронизывает музыку балета, внося конфликтность или, наоборот, обогащая и развивая какое-то одно настроение.
    Как всегда у Чайковского, большое выразительное значение приобретает оркестр, хотя в «Лебедином озере» еще нет строго выдержанной тембровой драматургии. Но уже и здесь есть некоторые лейттембровые характеристики. Так, с образом Одетты связан тембр гобоя. В некоторых эпизодах в диалог с гобоем вступает фагот. Трагические кульминации подчеркнуты тембром солирующей трубы. С развитием действия тесно связаны многообразие и изменение ритмики, что дает основание говорить о своеобразной психологизации ритма в балете. Ритм вальса – важнейшее средство создания лирического, романтического и элегического настроения в музыке балета.
    Лирические эпизоды «Лебединого озера», составляющие основу музыки балета, принадлежат к жанру так называемого классического танца. Наряду с ним, в балете большое место принадлежит Pas d`action. Эта форма была введена и развита передовыми балетмейстерами конца XVIII – начала XIX века взамен статичной пантомимы. Pas d`action требует очень гибкой, чуткой и выразительной музыки, которая вместе с танцем должна рассказать о происходящих событиях и действиях. Чайковский увидел в этой форме богатые возможности для симфонизации балета и использовал их особенно широко в поздних балетах. Но уже и в «Лебедином озере» композитор значительно развивает финалы третьего и четвертого актов, сцену встречи Одетты и Зигфрида, как наиболее существенные моменты драматургии. В сцене встречи Одетты и Зигфрида музыка очень точно следует за сюжетом. Приход Зигфрида к берегу озера, где он попадает в безмятежно-спокойную на первый взгляд и в то же время загадочную романтическую обстановку; взволнованный монолог Одетты, пугающейся юноши, и постепенно растущее доверие, одновременно тревога за его судьбу; появление Злого гения и скорбное отчаяние, охватившее Одетту, неверие и освобождение из колдовского плена – все это отражено последовательно и вместе с тем имеет единую волну от лирической безмятежности к трагическому завершению. Эта сцена – один из драматургических узлов балета, острая напряженная завязка драмы с участием основных действующих лиц. Эпизодичность построения сцены, контрастность разделов, ее составляющих, не нарушает внутренней слитности богатого симфонического развития. Ее музыкальная динамизация четко следует за развитием человеческого чувства. Именно в таких эпизодах формировался характер, стиль, приемы развития не только балетных, но и больших оперных сцен будущих лирических драм Чайковского.

  5. — А теперь пускай дядя Петя что-нибудь сыграет нам, а мы спляшем, — просили дети. — Или ты, мамочка, сыграй, а мы с дядей Петей станцуем балет.
    Если за рояль садился Петр Ильич, музыка звучала до полуночи — Глинка, Шопен, Шуман, русские и украинские песни, а то и просто вдохновенные импровизации, навеянные красотой благоуханного июльского вечера, крупными южными звездами над головой, покоем и умиротворением, снисходящим на душу в такие светлые минуты.
    Если же играла Саша, смеялись все, от мала до велика, ибо Петр Ильич такое выделывал, чего и в цирке не увидишь. Он подпрыгивал, крутился на одной ноге, привставал на цыпочки, копируя то одну, то другую примадонну балета.
    — Еще, еще! — кричали дети.
    А Володя, Боб, любимец композитора, от удовольствия надувал щеки и, прижав к губам оба кулака, аккомпанировал на воображаемой трубе.
    — Тебе бы, Петечка, надо самому балет написать, — как-то между приступами смеха сказала Саша. — Вот бы потеха была: сам музыку написал, сам оркестром дирижировал и сам сплясал. Нет, Петечка, шутки шутками, а тебе положительно нужно заняться балетом. Во всех наших театрах всё иностранные спектакли идут — неужто публика не заслужила хорошего русского балета?
    — А вот я и напишу его. Для этой самой публики. — Петр Ильич нежно прижал к себе обступивших его племянников и племянниц. — Сашенька, помнишь сказку про девушку, превращенную в лебедя злым волшебником? Кажется, ее рассказывала Каролина, а Фанни сказала, что и во Франции сочинили похожую сказку. У нас в России тоже есть сказка про царевну-лягушку, спасенную от колдовства силой любви и верности. Наверно, Сашенька, твой старший брат до смерти будет верить всем сказкам. Особенно тем, в которых воспевается любовь. Ладно, попробуем свои силы в балете.
    Этим же летом младшие Давыдовы с удовольствием отплясывали под музыку дяди Пети “Озеро лебедей”, к которой он сам и либретто сочинил. Радости и веселья было хоть отбавляй.
    — И все-таки советую тебе подумать о серьезном балете, — шепнула при расставании сестра. — Увидишь, у тебя непременно получится.
    Прошло несколько лет, прежде чем Петр Ильич принялся за сочинение большого балета, “Лебединое озеро”, который ему заказала дирекция императорских театров за 800 рублей. (Итальянскому композитору Джузеппе Верди за оперу “Сила судьбы”, написанную по заказу Петербурга, было заплачено 60 тысяч!) Принимаясь за эту работу, Чайковский думал прежде всего о танцевальных сценах в операх Глинки — вот где музыка живет сама по себе, нисколько не стесняемая ритмами танца. Новый балет нужно строить так, чтобы публика не только видела главных героев на сцене, а еще и слышала их в музыке.
    …Волнующая “лебединая” тема заявляет о себе в самый разгар бала в честь совершеннолетия принца Зигфрида, когда в небе вдруг проплывает стая лебедей. Она звучит в оркестре, воссоздавая трепетный поэтичный образ прекрасной девушки Одетты, она не раз появится во время спектакля: тревожно и призывно — в сцене обольщения Зигфрида дочерью колдуна Ротбарта Одиллией, щемяще-грустно на берегу озера, где Одетта и ее подруги-лебеди ждут их спасителя Зигфрида.
    Впервые на сцене императорского театра шел балет, музыка которого состояла не из простеньких мотивчиков, приспособленных для танца, а сама собой являла цельную симфоническую поэму, в звуках рассказывающую о любви, что оказалась сильней всех злых козней.
    Когда в зале погасили свечи и на освещенную лунным светом сцену выплыла белоснежная стая девушек-лебедей, когда зазвучало ставшее отныне знаменитым Адажио, повествующее печальную историю Одетты, Чайковский, сидевший рядом с отцом в боковой ложе, вспомнил, как ходил с матушкой в Петербурге в зоологический сад и как она, указывая на стройную шеренгу неслышно скользящих по воде красавцев лебедей, сказала: “Видишь, Петечка, лебедушки-то точно красны девицы в танце плывут. Засмотришься. До чего же благородная и преданная птица. В народе легенда ходит, будто когда лебедь подругу теряет, он взмывает в самую высь неба и оттуда грудью кидается на скалы. Наверно, в каждой легенде есть доля правды…”
    Счастливый Илья Петрович поглядывал на сына и потихоньку утирал слезы. Потом, наклонившись к самому его уху, сказал едва слышно:
    — Весь вечер думаю о нашей несравненной матушке. То-то бы гордилась тобой. Спасибо, Петечка, что обессмертил род Чайковских.

  6. Биография Чайковского. Симфония в балете >
    Большой балет в 4-х действиях. Либретто предположительно составлено самим Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.
    Сюжет: В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
    Билеты на балет «Лебединое озеро» в Большом театре на сайте Bolshoy-Teatr.com >
    Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса “Лебединый пруд”, а также “Ундина” Ламотт-Фуке – Жуковского. Некоторые образно-сюжетные мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. В либретто балета нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи: разлад мечты и действительности, стремление к идеалу, красоте и невозможность его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины ценою жизни. Сказочная коллизия развивает важнейшую для романтизма тему рока, родового проклятия. Характерно для романтической концепции соотношение человек-природа, которая и защищает, и сопереживает, и карает.
    Обстоятельства возникновения замысла балета и его осуществления недостаточно ясны. По воспоминаниям Н.Д.Кашкина начало работы относится к маю 1875 г. В сентябре композитор писал Римскому-Корсакову: “По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету “Озеро лебедей”. Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки”. Достоверных сведений об авторах либретто не сохранилось. Однако сюжет изложен Чайковским в рукописи партитуры балета. Этот же текст был издан отдельно, в виде программы. Но автор либретто и источник сюжета неизвестен. Кашкин называет инициатором заказа и создателем программы В.П.Бегичева, директора Московской конторы Императорских театров. Существуют свидетельства, что в составлении программы и либретто принимал участие и известный деятель русского балета В.Ф.Гельцер. Вероятны также и соавторство, и помощь других лиц. На афишах прижизненной постановки “Лебединого озера” имена авторов либретто не значились. Не было их и в прижизненных изданиях клавира и программы балета. Авторских прав ни Бегичев, ни Гельцер никогда не предъявляли. Вальц и Кашкин вспоминали об участии Рейзингера в работе на подготовительном этапе. Кашкин писал: “сочинению музыки предшествовали долгие совещания с балетмейстером Большого театра, с помощью которого была выработана программа танцев и весь сценарий балета”.
    Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. Первый из них связан с работой над Третьей симфонией – летом 1875 г. С августа работа над балетом возобновлена. Зимой вновь наступил перерыв, но с середины февраля композитор погружен в сочинение музыки балета. В конце марта начались репетиции в театре, в то время, как Чайковский продолжать работать над инструментовкой. 10 апреля 1876 года сочинение музыки балета было окончено, о чем свидетельствует дата в автографе партитуры. После завершения партитуры Чайковский написал вставной номер “Русский танец” для бенефиса балерины П.Карпаковой, исполнительницы главной партии в балете – Одетты. Через некоторое время, вероятно для бенефиса балерины Собещанской, было написано Pas de deux Зигфрида и Одиллии III акта.
    К премьере был опубликован клавир балета, подготовленный Н.Д.Кашкиным (переложение для фортепиано в две руки), издательство П.И.Юргенсона, 1877 г. Первое издание партитуры осуществлено Юргенсоном уже после смерти композитора, в 1895 г.
    Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года. Балетмейстер Ю.Рейзингер. Дирижер С.Я.Рябов. Декорации К.Ф.Вальца, К.Гроппиуса, И.Шангина. Исполнители премьеры: Одетта-Одиллия – П.М.Карпакова, Зигфрид – А.Г.Гиллерт, Ротбарт – С.П.Соколов. В репертуаре театра “Лебединое озеро” до 1883 г. прошло 39 раз. В 1880 г. и в 1882 г. балет обновлялся балетмейстером И.Ганзеном. Исполнителями были: Одетта-Одиллия – Е.Н.Калмыкова и Л.Н.Гейтен, Зигфрид – А.Ф.Бекефи. При жизни Чайковского II действие “Лебединое озеро” было показано на сцене Национального пражского театра.
    Первая постановка “Лебединого озера” выявила определенные несовершенства либретто балета, в частности, невозможность средствами танца рассказать предысторию Одетты, объяснить ее родовые связи, наследственную роковую предопределенность. Для новой постановки балета 1894 г., уже после смерти композитора М.И.Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок “Лебединого озера ” в XX веке театрами всего мира. В настоящее время существует постановка, осуществленная балетмейстером В.П.Бурмейстером в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в которой сделана попытка вернуться к первоначальному авторскому варианту. Но подлинной авторской версии в истории балетного театра не было. Этот факт поразителен, так как речь идет о самом популярном сочинении русского и мирового балетного театра. В данном случае невероятно точно, пророчески звучат слова Чайковского, что его “время далеко ещё впереди”.
    Музыкально-драматургический стержень всего балета – тема-леймотив – “Лебединая песнь”. От I акта до финала лейтобраз балета связан с важнейшими этапами лирико-драматического действия, ни разу не становясь основой для завершенной танцевальной формы. Важнейшее средство создания в музыке балета романтического и элегического настроения – последовательное использование ритма вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением драматургического значения ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен (“Крестьянский вальс”, “Вальс лебедей” и “Вальс невест”) – первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они открывали перспективу для балетной музыки будущего.
    Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру произведениях – Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
    Став уникальным явлением художественной культуры, “Лебединое озеро” собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.
    П. Е. Вайдман
    «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», Ор. 20. Запись в mp3
    Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян. Запись 1959 года.
    Тема лебедя, 10 сцена, акт 1
    Вальс A-dur, акт 1
    Танец маленьких лебедей, акт 2
    Интродукция и па-де-де, акт 2
    Венгерский танец (Чардаш), акт 3

  7. Балет
    “Лебединое озеро”

    Большой балет в 4-х действиях. Либретто предположительно составлено самим
    Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.
    Сюжет:
    В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины.
    Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди
    друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу,
    на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с
    короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях
    Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по
    велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц
    безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей
    он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит
    к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты
    корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума
    (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь
    уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии
    поглощают Одетту и Зигфрида.
    Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические
    сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса “Лебединый пруд”, а также
    “Ундина” Ламотт-Фуке – Жуковского. Некоторые образно-сюжетные
    мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. В либретто балета
    нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи:
    разлад мечты и действительности, стремление к идеалу, красоте и невозможность
    его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины
    ценою жизни. Сказочная коллизия развивает важнейшую для романтизма тему рока,
    родового проклятия. Характерно для романтической концепции соотношение
    человек-природа, которая и защищает, и сопереживает, и карает.
    Обстоятельства возникновения замысла балета и его осуществления
    недостаточно ясны. По воспоминаниям Н.Д.Кашкина начало работы относится
    к маю 1875 г. В сентябре композитор писал Римскому-Корсакову: “По
    приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету “Озеро лебедей”.
    Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому,
    что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки”. Достоверных
    сведений об авторах либретто не сохранилось. Однако сюжет изложен Чайковским в
    рукописи партитуры балета. Этот же текст был издан отдельно, в виде программы.
    Но автор либретто и источник сюжета неизвестен. Кашкин называет инициатором
    заказа и создателем программы В.П.Бегичева, директора Московской конторы
    Императорских театров. Существуют свидетельства, что в составлении программы и
    либретто принимал участие и известный деятель русского балета В.Ф.Гельцер.
    Вероятны также и соавторство, и помощь других лиц. На афишах прижизненной
    постановки “Лебединого озера” имена авторов либретто не значились. Не
    было их и в прижизненных изданиях клавира и программы балета. Авторских прав ни
    Бегичев, ни Гельцер никогда не предъявляли. Вальц и Кашкин вспоминали об
    участии Рейзингера в работе на подготовительном этапе. Кашкин писал:
    “сочинению музыки предшествовали долгие совещания с балетмейстером
    Большого театра, с помощью которого была выработана программа танцев и весь
    сценарий балета”.
    Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. Первый из них связан
    с работой над Третьей симфонией – летом 1875 г. С августа работа над балетом
    возобновлена. Зимой вновь наступил перерыв, но с середины февраля композитор
    погружен в сочинение музыки балета. В конце марта начались репетиции в театре,
    в то время, как Чайковский продолжать работать над инструментовкой. 10 апреля
    1876 года сочинение музыки балета было окончено, о чем свидетельствует дата в
    автографе партитуры. После завершения партитуры Чайковский написал вставной
    номер “Русский танец” для бенефиса балерины П.Карпаковой,
    исполнительницы главной партии в балете – Одетты. Через некоторое время, вероятно
    для бенефиса балерины Собещанской, было написано Pas de deux Зигфрида и Одиллии
    III акта.
    К премьере был опубликован клавир балета, подготовленный Н.Д.Кашкиным
    (переложение для фортепиано в две руки), издательство П.И.Юргенсона,
    1877 г. Первое издание партитуры осуществлено Юргенсоном уже после смерти
    композитора, в 1895 г.
    Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877
    года. Балетмейстер Ю.Рейзингер. Дирижер С.Я.Рябов. Декорации К.Ф.Вальца,
    К.Гроппиуса, И.Шангина. Исполнители премьеры: Одетта-Одиллия – П.М.Карпакова,
    Зигфрид – А.Г.Гиллерт, Ротбарт – С.П.Соколов. В репертуаре театра
    “Лебединое озеро” до 1883 г. прошло 39 раз. В 1880 г. и в 1882 г.
    балет обновлялся балетмейстером И.Ганзеном. Исполнителями были: Одетта-Одиллия
    – Е.Н.Калмыкова и Л.Н.Гейтен, Зигфрид – А.Ф.Бекефи. При жизни Чайковского II
    действие “Лебединое озеро” было показано на сцене Национального
    пражского театра.
    Первая постановка “Лебединого озера” выявила определенные
    несовершенства либретто балета, в частности, невозможность средствами танца
    рассказать предысторию Одетты, объяснить ее родовые связи, наследственную
    роковую предопределенность. Для новой постановки балета 1894 г., уже после
    смерти композитора М.И.Чайковский написал новое либретто, которое и стало
    основным для постановок “Лебединого озера ” в XX веке театрами всего
    мира. В настоящее время существует постановка, осуществленная балетмейстером
    В.П.Бурмейстером в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в которой
    сделана попытка вернуться к первоначальному авторскому варианту. Но подлинной
    авторской версии в истории балетного театра не было. Этот факт поразителен, так
    как речь идет о самом популярном сочинении русского и мирового балетного
    театра. В данном случае невероятно точно, пророчески звучат слова Чайковского,
    что его “время далеко ещё впереди”.
    Музыкально-драматургический стержень всего балета – тема-леймотив –
    “Лебединая песнь”. От I акта до финала лейтобраз балета связан с важнейшими
    этапами лирико-драматического действия, ни разу не становясь основой для
    завершенной танцевальной формы. Важнейшее средство создания в музыке балета
    романтического и элегического настроения – последовательное использование ритма
    вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая
    в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением
    драматургического значения ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие
    вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен
    (“Крестьянский вальс”, “Вальс лебедей” и “Вальс
    невест”) – первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они
    открывали перспективу для балетной музыки будущего.
    Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен
    и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру
    произведениях – Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для
    русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан
    мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания,
    страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом
    Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
    Став уникальным явлением художественной культуры, “Лебединое
    озеро” собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во
    многом определило развитие балетного театра ХХ века.
    П. Е. Вайдман (Сайт о П.И.Чайковском)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *