Сочинение на тему легенды и мифы

14 вариантов

  1. Мифы и легенды Древней Греции – одни из самых увлекательных и интересных в мире. У древних греков огромный пантеон богов.
    Начмналось все с Хаоса, из которого возникла Земля – Гея и ее сын небо – Уран. Под землей родился мрачный Тартар. Из Хаоса родилась и могущественная Любовь – Эрос.
    Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб, темную ночь – Нюкту. А от Ночи и мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный день – Гемера.
    Геей рождены Горы и Море.
    Долго правил Уран, пока его не сверг Крон – сын Урана. Нюкта родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств.
    Шло время, и против Крона восстал Зевс. Долгой была война, пока Зевс не победил.
    И разделили Зевс со своими братьями мир. Посейдону досталось море, Зевсу небо, Аиду Тартар. А в жены себе Зевс взял Геру – покровительницу брака и семейного очага.
    Не всегда был верен Гере Зевс. От простой женщины Латоны родился у него сын – Аполлон, бог солнца. У Аполлона была сестра – Артемида – заботливая покровительница всего живого.
    И, конечно, живет на Олимпе великая дочь Зевса, Афина Паллада. Родилась она у Зевса, который, чтобы избавиться от головной боли, приказал разрубить себе череп, а оттуда вышла Афина.
    Так же у Зевса есть сын Гермес – посланник богов, ловкий и проворный, быстрый, как стрела.
    Арес – бог войны, кровожадный, свирепый. Только Афина может с ним совладать. Зато сестра его, Афродита, часто уходит от Ареса в обиде. Нет в мире никого прекрасней Афродиты – юной богини красоты. Никто не может избежать ее власти, кроме Афины, Гестии и Артемиды.
    На Олимпе живет и Гефест – бог-труженик. У него золотые руки, он мастерит великолепные вещи, с ним лучше не ссориться, ибо жестоко мстит он обидчикам.
    Героев у Древней Греции, или Эллады, тоже очень много.
    Сюда входит и могущественный Геракл, совершивший 12 подвигов, и аргонавты, совершившие опасное путешествие к Елене.
    Помнят греки и Персея, сумевшего убить Медузу Горгону и Тесея, убившего Минотавра, помнят Одиссея и его приключения.
    Мир легенд Эллады завораживает и увлекает. Его герои смелы, отважны и умны, а его недруги коварны и кровожадны.

  2. 2
    Текст добавил: рада любовь моя

    Мифы и легенды Древней Греции – одни из самых увлекательных и интересных в мире. У древних греков огромный пантеон богов.
    Начмналось все с Хаоса, из которого возникла Земля – Гея и ее сын небо – Уран. Под землей родился мрачный Тартар. Из Хаоса родилась и могущественная Любовь – Эрос.
    Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб, темную ночь – Нюкту. А от Ночи и мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный день – Гемера.
    Геей рождены Горы и Море.
    Долго правил Уран, пока его не сверг Крон – сын Урана. Нюкта родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств.
    Шло время, и против Крона восстал Зевс. Долгой была война, пока Зевс не победил.
    И разделили Зевс со своими братьями мир. Посейдону досталось море, Зевсу небо, Аиду Тартар. А в жены себе Зевс взял Геру- покровительницу брака и семейного очага.
    Не всегда был верен Гере Зевс. От простой женщины Латоны родился у него сын – Аполлон, бог солнца. У Аполлона была сестра – Артемида – заботливая покровительница всего живого.
    И, конечно, живет на Олимпе великая дочь Зевса, Афина Паллада. Родилась она у Зевса, который, чтобы избавиться от головной боли, приказал разрубить себе череп, а оттуда вышла Афина.
    Так же у Зевса есть сын Гермес – посланник богов, ловкий и проворный, быстрый, как стрела.
    Арес – бог войны, кровожадный, свирепый. Только Афина может с ним совладать. Зато сестра его, Афродита, часто уходит от Ареса в обиде. Нет в мире никого прекрасней Афродиты – юной богини красоты. Никто не может избежать ее власти, кроме Афины, Гестии и Артемиды.
    На Олимпе живет и Гефест – бог-труженик. У него золотые руки, он мастерит великолепные вещи, с ним лучше не ссориться, ибо жестоко мстит он обидчикам.
    Героев у Древней Греции, или Эллады, тоже очень много.
    Сюда входит и могущественный Геракл, совершивший 12 подвигов, и аргонавты, совершившие опасное путешествие к Елене.
    Помнят греки и Персея, сумевшего убить Медузу Горгону и Тесея, убившего Минотавра, помнят Одиссея и его приключения.
    Мир легенд Эллады завораживает и увлекает. Его герои смелы, отважны и умны, а его недруги коварны и кровожадны.

  3. В этой книге переданы легенды и предания глубокой древности: самым юным из них — от двух до трех тысяч лет.
    Сложены они древними греками еще в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых порах они делали это неумело, неправильно, наивно?
    Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, они пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, воображали огромное, могучее, суровое, но все-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, — иногда такое теплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, — они начинали и его представлять себе человекообразным существом, богом, разъезжающим по небу в ослепительно яркой колеснице.
    Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории: о том, как возник мир и что его наполняет; о том, почему по бурному морю бегут белые барашки волн; о том, почему люди бывают то смелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми, или о том, откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко выкликнутое слово.
    Так сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах — преданий, по-детски наивно объясняющих устройство мира и судьбы человечества. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Мифы древней Греции. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Эти предания, отличающиеся от всяких других сказок и легенд, мы называем греческим словом «мифы».
    Зачем же нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все рассказываемое в них — небылицы, неправда.
    Тот, кто думает так, забывает одно очень важное обстоятельство: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком — их на протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник — греческий народ. В них он воплощал всё, что было ему в те давние дни известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало-помалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.
    Изображая своих богов и героев, древние греки с великим искусством воплощали в них самые Лучшие и самые дурные свойства человека. Наряду с примерами благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы и нежной любви мы находим в мифах вызывающие отвращение образы самой жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.
    Как живые глядят и сейчас на нас из этих древних преданий слагавшие их тысячелетия назад люди — простодушные, доверчивые, любопытные и по-своему мудрые. У них— зоркие глаза, чуткие уши, сильные и умелые руки, мужественные, закаленные в борьбе с невзгодами жизни сердца. Мы видим, как они жили в своих хижинах и дворцах, как они охотились и пасли стада, как воевали и веселились. Мы с глубоким интересом узнаем, что, страдая и радуясь, эти древние люди мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов и покорять суровую природу. Эти мифы учат и нас любить свою родину, ненавидеть предателей, учат благоразумию и бесстрашию.
    Эти же самые? Да нет, не только эти. Величайший из древних певцов, тот, кого мы называем Гомером, — хотя даже не можем с уверенностью сказать, жил ли он на самом деле в мире, или его величавый образ фантазия древних греков сотворила так же, как создавала она в своих мифах образы громовержца Зевса, хитрого бога торговцев и плутов Гермеса или жадного и злого царька Эврисфея, — этот могучий гений создал две великие песни. Одну — про страшную борьбу между греками и троянцами, жителями города Трои, стоявшего недалеко от берега Средиземного моря в Малой Азии, в теперешней Турции. А вторую — про удивительные и необыкновенные приключения и подвиги одного из участников троянского похода, хитроумного царя маленькой Итаки, Одиссея, носившего также имя Улисса.
    Сначала пересказывая друг другу, потом — записав и перечитывая из века в век Гомеровы дивные сказания, люди понемногу перестали верить в то, что такие события, какие в них описаны, могли на самом деле быть. Еще лет сто назад ученые мужи были уверены, что никогда не существовало ни царя Агамемнона, описанного Гомером, ни Приама, несчастного повелителя разгромленной Трои, да и самой-то Трои, верней всего, не было.
    Но вот нашелся среди ученых один, который с детских лет во всем поверил старцу Гомеру. Он поклялся посвятить поискам всю жизнь, но найти сказочную Трою. Для этого он долго работал, добыл достаточно денег, чтобы снарядить экспедицию в овеянные старыми преданиями места. И то-еда он поехал в Турцию. И выбрал место, которое походило на описанные Гомером холмы вокруг древнего Илиона — Трои, и начал раскопки, и не обманулся в своей вере.
    Ему удалось дорыться в каменистой малоазиатской земле до башен и стен древнего города, до царских сокровищ, до остатков той жизни, про которую пел, Гомер.
    Этого мало: он отправился на родину царя Агамемнона — в Грецию, в город Микены — и там, под землей, нашел его могилу…
    Конечно, это не значит, что всё в древних преданиях правда и истина. Не жили боги на невысокой горе Олимп! Не метал молнии и громы Зевс, не носилась по знойным лесам Греции легконогая охотница Артемида…
    Но Геракл? Кто знает? Может быть, и был в самые далекие века в Греции могучий и добродушный воин по имени Геракл? И может быть, на самом деле плавал через Черное море в далекую Колхиду быстрокрылый корабль «Арго»? Может статься — пройдет время, и люди узнают, что многое в рассказах об этом не вымысел, а правда.
    Недаром все великие люди всегда любили, ценили и помнили мифы Древней Греции. Маркс и Энгельс внимательно их перечитывали, многократно упоминали о мифических героях. Любил вспоминать мифические образы Владимир Ильич Ленин.
    В этой книге вы найдете миф о великане Антее, который был непобедим до тех пор, пока его не оторвали от матери и кормилицы его — Земли. Мы вспоминаем этого великана, когда говорим,, что коммунисты сильны и непобедимы потому, что держат неразрывную связь с народом, который их породил, вскормил и воспитал.
    Всем детям нашей страны надо познакомиться с удиви-тельным и прекрасным миром древнегреческих мифов.
    Когда-нибудь потом, может статься, вам удастся прочесть их в подлиннике, на величавом и звучном греческом языке. Сейчас же, пока это вам недоступно, прочитайте напечатанные в этой книжке два связанных между собой «мифических цикла», две древние повести, состоящие из многих отдельных рассказов, — миф о Золотом Руне и миф о Деяниях Геракла.
    Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы-рапсоды начинали перед любопытными эти же самые удивительные повествования:
    Слушаете, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным примерам: Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым и трусом;
    Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев: Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.
    В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты,— Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!.

  4. Мифы — сокровищница первоначального духовного опыта людей, предания, в которых отразились представления наших предков об окружающем мире. Поэтому интерес к ним никогда не ослабевает. Свои мифы существуют у любого народа, но особой популярностью в мире пользуются мифы и легенды Древней Греции.
    Древние греки были деятельным, энергичным народом, пытавшимся объяснить появление жизни на земле, истолковать явления природы, определить место человека в мире.
    Миф о Дедале и Икаре возник в Афинах — центре торговли, ремесла, искусства и науки в Древней Греции. Дедал был «величайшим художником, скульптором и зодчим Афин» . Он изобрел много полезных инструментов, а кузнечному делу, по преданию, его обучала сама богиня Афина. Слава о Дедале распространилась очень широко. «Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми» , но величайшим его достижением считались не построенные здания, не его великолепные статуи, а сделанные им крылья.
    В мифе говорится о том, что Дедал посвятил в тайны своего мастерства племянника, который превзошел искусством своего учителя. Из зависти Дедал убил своего ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на остров Крит к могущественному царю Миносу.
    Много дет прожил Дедал на Крите. Он построил знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, «что раз войдя в него, невозможно было найти выхода» . В этом дворце содержали ужасного Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, который помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына в Лабиринт. Дедал долго думал, как ему бежать, и наконец понял, что для бегства открыто только небо. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и изготовил из них четыре больших крыла. Собираясь покинуть остров, Дедал предупреждал сына, чтобы тот был осторожен во время полета — не поднимался близко к солнцу, так как жара может растопить воск, и не спускался слишком низко к морю, чтобы брызги волн не смочили крыльев. Но Икара забавлял быстрый полет, и, сильно взмахнув крыльями, он взлетел слишком высоко. Палящие лучи растопили воск. Перья выпали и разлетелись по воздуху, а Икар «стремглав упал со страшной высоты в море и погиб в его волнах» . Потом это море стали называть по имени погибшего Икарийским. Дедал же, оплакав сына, направился в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос, преследуя Дедала, тоже прибыл на Сицилию с требованием выдать ему Дедала. Но дочери Кокала, полюбившие Дедала за его мастерство, убили Миноса (предложив ему искупаться, они облили его кипятком) . Дедал еще долго жил в Сицилии, а последние годы жизни провел на родине, в Афинах. Он стал родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников. Древние греки верили, что Дедал научил их столярному мастерству, и почитали его как изобретателя рубанка, отвеса и клея.
    Миф о Дедале и Икаре подтверждает, что уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху.

  5. Почему нам до сих пор так интересны мифы? Что манит нас в этих диковинных историях Древней Греции?
    Наверное, будет логично предполагать, что эти сказочные и необычные рассказы обязательно должны заинтересовать таких юных мечтателей, как мы. И это именно так. Среди особенных персонажей каждый читатель найдет своего фаворита, предмет подражания и восхищения. Нам так нравится представлять себе эти сказочные походы и величайшие битвы за справедливость и счастье. Ребятам так хочется принять участие в важных состязаниях и быть похожими на своих любимых героев мифов. Да, конечно же намного легче поиграть в компьютерные игры, но это два разных мира – виртуальный и мифический. Они оба имеют право на существование.
    Книга «Легенды и мифы Древней Греции» Н. Куна способна влюбить в себя до конца лет. Она насыщена неимоверными путешествиями и сражениями, магией и мистикой. Это что-то совершенно иное, чем другие книги. Именно с нее мы узнаем основные постулаты Древней Греции. Переходя со странички на страничку, читатель попадает в мир, где «царит Зевс, окруженный сонмом богов», ныряет под воду, в царство, где «властвует колебатель Земли Посейдон». Мы встречаем удивительных существ, живущих в разных уголках мира. Можно также спуститься в царство мертвых, в котором правит Аид. В помощь ему приходит трехглавый пес по имени Кербер. Он наводит страх на пленных, которых заключено в подземном аде.
    Мир мифов Древней Греции способен перенести нас в необычные уголки земли, которые может существовали, а может и нет. Герои демонстрируют нам, что они тоже умеют любить, ненавидеть, страдать и побеждать. Так же, как и мы, они способны грустить и радоваться, волноваться за родных и самоотверженно идти в бой за счастье близких. Хоть они и представлены нам, как самые удивительные создания, наделенные внеземными силами и навыками, герои мифов тоже отстаивают те же постулаты для жизни в прекрасных условиях доброты и ласки. Мы видим, что они способны поделиться с нами своей мудростью. Эти сказочные истории доносят к нынешнему поколению людей такие важные и вечные истины, которые позволяют сохранить мир на земле, укрепить семейные отношения. Мифы способны показать нам, как можно самоутвердиться и реализоваться.
    Стоит так же заметить, что в современной речи встречаются разные крылатые выражения, которые знают, наверное, все. Среди них: «танталовы муки», «сизифов труд», «рог изобилия», «яблоко раздора», «олимпийское спокойствие». Советую прочесть мифы Древней Греции. Это точно подарит вам массу удовольствия!

  6. Мифы и легенды Древней Греции – одни из самых увлекательных и интересных в мире. У древних греков огромный пантеон богов.
    Начмналось все с Хаоса, из которого возникла Земля – Гея и ее сын небо – Уран. Под землей родился мрачный Тартар. Из Хаоса родилась и могущественная Любовь – Эрос.
    Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб, темную ночь – Нюкту. А от Ночи и мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный день – Гемера.
    Геей рождены Горы и Море.
    Долго правил Уран, пока его не сверг Крон – сын Урана. Нюкта родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств.
    Шло время, и против Крона восстал Зевс. Долгой была война, пока Зевс не победил.
    И разделили Зевс со своими братьями мир. Посейдону досталось море, Зевсу небо, Аиду Тартар. А в жены себе Зевс взял Геру- покровительницу брака и семейного очага.
    Не всегда был верен Гере Зевс. От простой женщины Латоны родился у него сын – Аполлон, бог солнца. У Аполлона была сестра – Артемида – заботливая покровительница всего живого.
    И, конечно, живет на Олимпе великая дочь Зевса, Афина Паллада. Родилась она у Зевса, который, чтобы избавиться от головной боли, приказал разрубить себе череп, а оттуда вышла Афина.
    Так же у Зевса есть сын Гермес – посланник богов, ловкий и проворный, быстрый, как стрела.
    Арес – бог войны, кровожадный, свирепый. Только Афина может с ним совладать. Зато сестра его, Афродита, часто уходит от Ареса в обиде. Нет в мире никого прекрасней Афродиты – юной богини красоты. Никто не может избежать ее власти, кроме Афины, Гестии и Артемиды.
    На Олимпе живет и Гефест – бог-труженик. У него золотые руки, он мастерит великолепные вещи, с ним лучше не ссориться, ибо жестоко мстит он обидчикам.
    Героев у Древней Греции, или Эллады, тоже очень много.
    Сюда входит и могущественный Геракл, совершивший 12 подвигов, и аргонавты, совершившие опасное путешествие к Елене.
    Помнят греки и Персея, сумевшего убить Медузу Горгону и Тесея, убившего Минотавра, помнят Одиссея и его приключения.
    Мир легенд Эллады завораживает и увлекает. Его герои смелы, отважны и умны, а его недруги коварны и кровожадны.

  7. Работа учителя – это постоянный поиск новых
    форм и методов работы, способствующих
    активизации мыслительной деятельности учащихся,
    вызывающий у школьников интерес к
    художественным произведениям, заставляющих
    задуматься над проблемами нравственного
    характера, встающих перед людьми во все времена.
    В настоящее время перед учителем встают новые
    задачи: недостаточно просто научит ребенка
    читать. Необходимо в процессе непрерывного
    обучения воспитать мыслящую, способную к
    глубокому анализу жизненных явлений личность,
    которая в будущем сможет решить задачи
    нравственного характера и найдет выход из
    сложных жизненных обстоятельств.
    Литература обладает небывалой воспитательной
    силой. Не является в этом плане исключением
    материал легенд и мифов Древней Греции. Мифы – не
    просто выдумка, сказка, они отражают
    представления древних людей о справедливом
    устройстве мира, об отношениях между людьми, мифы
    учат решать нравственные проблемы, которые
    встают перед людьми, живущими во все времена,
    являются вечными. На уроках, посвященных
    изучению мифов, перед детьми ставились задачи
    нравственного характера: каким нужно быть
    человеку, какие поступки нельзя совершать ни при
    каких обстоятельствах, деяния мифических
    персонажей рассматривались сквозь призму
    нравственности. Уроки были объединены общей
    идеей: зло должно быть наказуемо.
    Цели:
    знакомство с мифами, с представлениями
    древних людей об устройстве мира, о том, как они
    объясняли общественное устройство, провести
    параллели с современностью, найти сходства и
    различия между богами и людьми;
    формирование владения навыками монологической
    речи; умение сопоставлять, анализировать, делать
    выводы;
    формирование коммуникативных умений, умения
    работать в группе.
    ХОД УРОКА
    1. Организационный момент.
    Ребята,
    вызнаете, что такое миф? Откройте,
    пожалуйста, свои литературоведческие словари и
    найдите там определение мифа.
    Миф – в древности мифы складывались для
    осмысления, для объяснения того, что происходило
    в мире. Исходя из темы нашего урока и определения
    мифа, какие задачи на сегодняшний урок мы могли
    бы поставить перед собой? (Познакомиться с
    мифами, узнать, как древние люди представляли
    себе мир.) Задачи можно записать в тетради, можно
    записать на доске с тем, чтобы при подведении
    итогов урока выяснить, выполнены ли поставленные
    задачи.
    Итак, чтобы выполнить поставленные перед нами
    задачи, мы разделимся на группы. Каждая группа
    получит свое задание, которое изложено на
    карточках.
    1 группа. Прочитайте миф о
    богах-олимпийцах. Ответьте на вопросы:
    Как мир древние греки представляли себе Олимп и
    богов-олимпийцев?
    Какие отношения, в их представлении, царили на
    Олимпе?
    Выявите родственные связи и составьте
    “родословную” богов. Выясните, кто входил в
    окружение богов, и функции, которые выполнял
    каждый. Являются ли боги-олимпийцы вершителями
    человеческих судеб? Определите сходство с жизнью
    людей.
    Составьте связный рассказ о жизни богов на
    Олимпе.
    2 группа.
    Прочитайте миф “Посейдон и
    божества моря”. Выясните, кто был главным
    божеством в море, его родственные связи,
    окружение. Составьте “родословную” Посейдона.
    Найдите сходство с людьми. Что, по-вашему,
    объясняет миф о Посейдоне и божествах моря?
    Составьте связный рассказ о Посейдоне.
    3 группа. Прочитайте миф
    “Царство мрачного Аида”. Как представляли себе
    подземное царство древние греки? Составьте
    “родословную” Аида, выясните родственные связи,
    определите, кто входил в окружение Аида. Найдите
    сходство с людьми. Составьте связный рассказ о
    царстве Аида.
    2. Работа в группах.
    3. Защита работ.
    1 группа. Самый могущественный
    и из богов – Зевс. Здесь и его супруга Гера, и
    златокудрый Аполлон бог искусств с сестрой
    Артемидой – богиней охоты, и златая Афродита
    богиня любви, и дочь Зевса Афина воительница. У
    трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида,
    она наблюдает, чтобы не нарушался закон и
    порядок. На Олимпе живут вестник богов Гермес,
    бог огня Гефест, бог виноделия Дионис, и
    нелюбимый сын Зевса кровожадный Арес, бог войны.
    2 группа. Властвует над морями
    Посейдон – брат Зевса. Жена его – Амфитрита,
    которую Посейдон похитил у ее отца – Нерея и
    женился на ней.Среди божеств, окружающих
    Посейдона – его сын Тритон, громовым звуком
    своей трубы он вызывает морские бури. Миф о
    Посейдоне и морских божествах объясняет
    представления древних греков о явлениях природы.
    3 группа. Аид – брат Зевса. Он
    сидит на золотом троне с женой Персефоной. Ему
    служат богини мщения Эринии. Древние греки
    представляли себе царство Аида, брата Зевса,
    страшным, а загробную жизнь – несчастьем. В
    царстве Аида струятся дающие забвение всего
    земного воды реки Леты (отсюда выражение “кануло
    в Лету”, т.е. забыто навсегда). У трона Аида стоят
    судьи царства умерших – Минос и Радамант. Сюда не
    доходят ни свет, ни радость.
    4. Общие выводы.
    Крон – был свергнут собственным сыном –
    Зевсом.
    Зевс – главное божество; Посейдон – брат Зевса
    – правит морями; Аид – брат Зевса – правит
    подземным царством (неоднократно пытался
    свергнуть Зевса). Все три бога – родные братья.
    Поступки Аида по отношению к Зевсу закономерны –
    как сам поступишь, того и жди от других. У каждого
    бога есть семья, жена, дети, в этом их первое
    сходство с людьми. Каждый бог отвечает за свое
    дело. В этом тоже их сходство с людьми. Боги не
    являются вершителями судеб, они тоже зависят от
    судьбы и не могут избегнуть того, что им
    предписано судьбой. В этом тоже сходство с
    людьми. Миф о Посейдоне и божествах моря отражает
    представления древних греков о явлениях природы.
    Миф о царстве Аида учит тому, что каждый человек
    не должен нарушать нравственных законов, каждый
    человек должен получить по заслугам.
    5. Итог. Какие задачи мы ставили перед собой?
    Познакомиться с мифами, узнать, как древние люди
    представляли себе мир. Выполнены ли задачи урока?
    Какие выводы вы сделали для себя?
    6. Домашнее задание. Стр. 54–57. Ответить на
    вопросы на стр.57. Подготовьте творческое задание
    (вопросы, кроссворды, задания в виде тестов по
    мифам Древней Греции).

    Разработка урока по теме“
    Чему нас учат легенды и мифы Древней Греции”

    Тема: “Легенды и мифы Древней Греции”.
    Цель
    :
    знакомство с мифами, формирование умения делать
    различные виды пересказов: подробного, сжатого,
    выборочного;
    составление плана, умение делать выводы;
    формирование коммуникативных умений, умения
    работать в группе.
    ХОД УРОКА
    1. Организационный момент.

    Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем
    работать в группах. Посмотрите внимательно на
    тему урока. Какие задачи мы можем поставить перед
    собой на сегодняшний урок? (Познакомиться с
    мифами, узнать, чему они учат людей.)
    Дайте, пожалуйста определение мифа.(Миф – в
    древности мифы складывались для осмысления, для
    объяснения того, что происходило в мире).
    Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на
    предыдущем уроке. (Сыновья Крона поделили Землю.
    Главным божеством был Зевс. На море правил
    Посейдон, а подземное царство взял себе Аид. Все
    три бога были братьями. Кроме них было множество
    других богов. Каждый отвечал за свое дело. Есть и
    богиня правосудия – Фемида. У нее завязаны глаза,
    чтобы она оставалась беспристрастной. Боги тоже
    подчинялись законам).
    У каждой группы будет свое задание. На работу
    дается 15 минут. За это время вы выполните задания
    и выступите с защитой своей работы. Все, что нужно
    сделать, написано в карточках, которые вы
    получите.
    Карточка для первой группы.
    1. Прочитать миф о Дедале и Икаре.
    2. Составить простой план.
    3. Пересказать текст сжато.
    4. Какие выводы для себя вы можете сделать?
    Какова основная мысль текста? Чему учит миф?
    5. Защита работы: Один член группы сжато
    пересказывает миф.
    Один член группы делает выводы. Остальные
    внимательно слушают ответы своих товарищей и при
    необходимости вносят дополнения. Оценка
    выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы
    участвует в обсуждении оценки своих товарищей.
    Карточка для второй группы.
    1. Прочитать миф о Тантале.
    2. Составить план.
    3. Пересказать текст выборочно. В этом вам
    помогут ответы на следующие вопросы:
    Как жил царь Тантал?
    Какие проступки перед богами он совершал?
    Какое самое страшное злодеяние он совершил?
    Как был наказан царь Тантал?
    Какие человеческие качества осуждаются мифом?
    Какова основная мысль текста?
    Какие выводы для себя вы можете сделать?
    4. Защита работы: Один член группы сжато
    пересказывает миф.
    Один член группы делает выводы. Остальные
    внимательно слушают ответы своих товарищей и при
    необходимости вносят дополнения. Оценка
    выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы
    участвует в обсуждении оценки своих товарищей
    Карточка для третьей группы.
    1. Прочитать миф о Сизифе.
    2. Составить план.
    3. Пересказать текст подробно.
    4. Сделать выводы. В этом вам помогут ответы на
    следующие вопросы:
    За что был наказан Сизиф?
    Чего нельзя делать?
    Какова главная мысль текста?
    Какое выражение из этого мифа вы теперь знаете,
    и что оно обозначает?
    5. Защита работы: Один член группы сжато
    пересказывает миф.
    Один член группы делает выводы. Остальные
    внимательно слушают ответы своих товарищей и при
    необходимости вносят дополнения. Оценка
    выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы
    участвует в обсуждении оценки своих товарищей.
    2. Работа в группах.
    3. Защита.
    1 группа.
    Сжатый пересказ мифа о Дедале и
    Икаре.
    Выводы: Дедал из зависти совершил страшное
    преступление – убийство. Он был наказан тем, что
    лишился сына, самого дорогого человека. Нельзя
    убивать ни при каких обстоятельствах. Главная
    идея мифа – зло должно быть наказуемо.
    2 группа. Выборочный пересказ мифа.
    Выводы: Тантал был высокомерным, он считал
    себя равным богам. Он неоднократно испытывал
    терпение богов. Но Зевс прощал сыну его проступки
    и не наказал даже после похищения золотой собаки.
    Последнее злодеяние Тантала – испытание богов
    на всевидение – переполнило чашу терпения.
    Тантал был наказан и должен был терпеть вечные
    муки в царстве Аида. Тантал был наказан за
    жестокость, он не пощадил даже собственного сына,
    лишь бы показать, что он никому не подвластен.
    Главная мысль мифа – зло должно быть наказано.
    Крылатое выражение “танталовы муки”, что
    означает тяжкие страдания. В настоящее время
    выражение имеет переносный смысл – не
    обязательно страдать от голода, жажды, страха.
    Суть в том, что о человеке, который безмерно
    страдает, говорят: “он испытывает танталовы
    муки”.
    3 группа. Подробный пересказ мифа о
    Сизифе.
    Выводы: Сизиф не один раз обманывал богов и
    испытывал их терпение. За это он был наказан. Он
    должен был терпеть вечные муки в царстве Аида.
    Нельзя обманывать. Главная мысль текста – зло
    должно быть наказано. Крылатое выражение –
    “сизифов труд”. Оно обозначает “тяжкая,
    бесполезная работа”.
    4. Общие выводы. Какие пороки осуждают
    мифы? (Жадность, зависть, высокомерие,
    способность из зависти или из тщеславия отнять
    жизнь у другого человека.)
    Чему учат мифы? (Нельзя завидовать другим, нужно
    быть добрым, милосердным, ни при каких
    обстоятельствах нельзя отнимать жизнь у другого
    человека. Рано или поздно последует наказание за
    преступление, и оно будет в том, что пострадает
    самый дорогой человек.)
    Что общего у всех трех мифов? (Зло должно
    быть наказуемо.)
    5. Домашнее задание. Ответить на вопросы на
    стр. 66 (устно). Подготовиться к сочинению на тему
    “Чему учат нас мифы?” Тему сочинения вы можете
    сформулировать сами. В этом вам помогут вопросы:
    Чему учат людей мифы? Какой из мифов произвел на
    вас самое глубокое впечатление? Почему? Что в нем
    вас поразило, возмутило, обрадовало? Какие выводы
    для себя вы сделали, познакомившись с мифами
    Древней Греции?
    Обобщающим уроком по изучению греческой
    мифологии был урок развития речи. Учителем была
    дана установка на то, что дети должны написать
    сочинение на тему “Чему учат нас мифы?” Тему
    сочинения можно сформулировать самим. В этом вам
    помогут вопросы:
    Чему учат людей мифы? Какой из мифов произвел на
    вас самое глубокое впечатление? Почему? Что в нем
    вас поразило, возмутило, обрадовало? Какие выводы
    для себя вы сделали, познакомившись с мифами
    Древней Греции?
    Далее – отрывки из детских сочинений.

    Вопросы для игр и викторин

    Узнай маску…
    Величием и гордо-спокойным сознанием власти и
    могущества дышит мужественное, прекрасное
    лицо…(Зевса).
    Властвует над морями…, и волны моря послушны
    малейшему движению его руки, вооруженной…(
    грозным трезубцем).
    Среди божеств моря – …, меняющий, подобно морю,
    свой образ и превращающийся, по желанию, в
    различных животных и чудовищ. (Старец Протей.)
    Он неслышно носится на своих крыльях над землей
    с головками мака в руках и льет из рога…
    снотворный напиток. (Бог сна Гипноз.)
    Трехглавый адский пес…, на шее которого
    движутся с грозным шипением змеи, сторожит
    выход.. (Кербер.)
    Бог света, златокудрый…(Аполлон.)
    Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном
    за плечами, с копьем в руке, весело
    охотится…(Артемида.)
    Кто из божеств:
    Родился
    а) Из головы Зевса.
    б) Из морской пены держит в руках трезубец.
    Сколько
    а) Дочерей и сыновей у Океана?
    б) Дочерей у Нерея?
    Как называется
    а) Священная река в царстве Аида?
    б) Река забвения в царстве Аида?
    в) Напиток богов?
    Назови имя:
    Супруга Зевса (Гера)
    Богиня охоты (Артемида)
    Богиня любви (Афродита)
    Богиня правосудия (Фемида)
    Вестник богов (Гермес)
    Бог войны (Арес)
    Бог кузнечного дела (Гефест)
    Можно предложить детям самим составить вопросы
    для игр и викторин, придумать кроссворд, тестовые
    задания и т.п. Дети с интересом занимаются такой
    работой, потом обмениваются своим работами или
    участвуют в играх, задания и вопросы к которым
    придумали сами. Нужно отметить, что такая работа
    требует напряжения и активизации умственной
    деятельности, так как подобным заданиям
    предшествует установка на то, что объявляется
    конкурс на самый интересный (трудный вопрос,
    занимательный кроссворд, самый трудный тест и
    т.п.)
    Проблема духовного воспитания приобретает в
    наше время все большую актуальность. В период
    политических, социальных, экономических
    потрясений, современниками которых являемся мы,
    очень важно сохранить нравственные и духовные
    ориентиры, без чего невозможно дальнейшее
    развитие личности молодого человека. Лучшим
    средством формирования мировоззрения, является
    обращение к художественному слову, к
    произведениям русской и зарубежной литературы,
    поскольку это по большей мере способствует
    преодолению духовной разобщенности людей,
    сохранению преемственности в их историческом
    развитии, обогащению любой культуры всем лучшим,
    что создано в мировой культуре.

  8. История названия созвездий.
    История созвездий очень интересна. Ещё очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных , персонажей легенд и сказаний – Геркулес, Центавр, Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас и др.
    В названиях созвездий Павлин, Тукан, Индеец, Юж. Крест, Райская Птица была отражена эпоха Великих географических открытий.
    Созвездий очень много – 88. Но не все из них яркие и заметные. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо.
    На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия. Большая Медведица, например, напоминает ковш, очень трудно представить на небе Жирафа или Рысь. Но если вы посмотрите старинные атласы звёздного неба, то на них созвездия изображены в виде животных.
    Что древние греки рассказывали о медведицах?
    О Большой и Малой Медведицах существует много легенд. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь необыкновенной ,что она рискнула соперничать с Герой – богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс – он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие – Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад : Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.
    Главная звезда этого созвездия называется Арктур, что оз­начает «страж медведицы». Большая и Ма­лая Медведицы являются незаходящими со­звездиями, наиболее заметными на северном небе.
    Существует и другая легенда об околопо­лярных созвездиях. Опасаясь злого бога Кро-носа, который пожирал младенцев, мать Зев­са Рея спрятала своего новорожденного в пещере, где его вскармливали кроме козы Амалтеи, две медведицы — Мелисса и Ге-лика, впоследствие помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют Киносурой, что означает «хвост собаки». В легендах раз­ных народов Большую Медведицу называют часто колесницей, повозкой или просто семью быками.
    Рядом со звездой Мицар (от арабского слова «конь») — второй, или средней, звез­дой в ручке ковша Большой Медведицы — едва заметна звезда Алькор (на арабском языке это означает «всадник», «наездник»). По этим звездам можно проверять зрение; каждая звезда должна быть видна невоору­женным глазом

  9. 9
    Текст добавил: *§···истерика···§*

    Собаку никогда не считали обыкновенным животным, человек определил ей особое место в своих поверьях, сложив немало легенд и мифов.
    В восточных странах существует легенда о происхождении борзой собаки: “Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным собраться на общий конгресс, на котором каждое из них могло бы высказать свои нужды и пожелания и взамен выслушать наказ Творца, как относится друг к другу. По зову царя собрались на съезд все звери за исключением ежа. Разгневанный таким неповиновением царь обратился к ним с вопросом – не вызовется ли кто-нибудь отправиться на поиск ослушника. Нашлось всего два охотника: лошадь и собака. Лошадь сказала: “Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его – для этого слишком велик мой рост и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл”. Собака же заявила: “Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я буду не в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его”.
    Выслушав это, пророк произнес: “Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтоб наградить ее за высказанное рвение”.
    Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное. Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке высказал особую милость: “Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога”.
    Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. “Умом собаки держится мир” – так говорится в “Авесте”, древнейшим религиозном и культурном памятнике Востока, сборнике песен, легенд и священных книг. В “Авесте” много и подробно говорится о собаках, устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. “Собака – сторож и друг, данный тебе…Она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже собака не выйдет к ней навстречу”.
    В мифах многих народов собаке отводится роль посредника между живущими на земле и потусторонними силами. Убедившись в уникальной остроте органов обоняния собак, люди предполагали, что собаки могут видеть призраков и предугадывать приближение смерти человека.
    Различные племена Эфиопии верили в существование Бога в образе собаки. Они усматривали одобрение какого-либо дела по вилянию собачьего хвоста.Чем активнее было виляние, тем богоугодное дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство.
    В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой шакала или собаки (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Центром культа Анубиса считался Кинополь -“город собак”. Ни одно животное, кроме собаки, своего города не имело! И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинопля, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
    Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище, псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпитафии. Участники траурной церемонии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а иногда и казнили.
    Египет во многом повлиял на культурное развитие Греции. Так, например, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное достойно получить отлетающую душу и сохранить ее навсегда. Согласно греческой мифологии трехглавый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться обратно на землю. А чтобы Цербер не сжирал тела усопших, в гробы было принято класть медовые пряники и тем самым задабривать грозного стража. Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки, которые сопровождали свиту богини Гекаты. Геката считалась помощницей при колдовстве. Кроме того, она насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Собака сопровождала и других богов, прежде всего богиню охоты Артемиду (римляне звали ее Дианой), бога Гермеса (у римлян – бога Меркурия), ведавшего вопросами торговли, а также бога войны Ареса (римского бога Марса). У Гомера можно прочесть одно из самых прекрасных повествований о собаке. Когда Одиссей под видом нищего вернулся на родину, в Итаку, и никем не узнанный, добрался до своего дома, его пес Арго был уже стар и немощен. Он лежал на куче навоза, покрытый клещами, служанки им не занимались, ибо все были уверены, что Одиссей уже не вернется. Но старый слепой Арго узнал своего хозяина и, не имея сил подняться, лишь слабо завилял хвостом. Одиссея такая верность растрогала до слез.
    По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, ина подступах к городу завязалось сражение с псами, верными охранниками. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит, а цитадель спасена, Сотер же получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью “Сотер – защитник и спаситель Коринфа”. В его честь воздвигли мраморный памятник.
    Римляне также почитали своих собак.
    Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили собак в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения перед началом битвы, чтобы вдохновить в солдат на победу.
    В некоторых сказаниях африканских народов собака является добытчицей огня. В древних поверьях племени химба говорится, что Творец послал к людям собаку с пылающей ветвью. С тех пор собакам разрешено спать у огня. В племени ньянга считается, что говорящая собака Рукуба украла у бога Ньямурайри огонь для людей. За это люди навеки подарили ей свою дружбу.
    Прекрасным подтверждением привязанности собаки к роду людскому служит новоассирийская притча, которую можно назвать “притча об истинной дружбе”.
    Жил человек, у него была собака. Собака сторожила дом и сад, но пришло время, собака состарилась, и тогда сказал себе человек: “Зачем мне держать собаку, если она такая старая? Пойду и утоплю ее”. Он отвязал лодку, посадил в нее собаку, которой привязал на шею камень, и поплыл на середину реки. Когда лодка выплыла на быстрину, человек встал, поднял собаку и бросил ее в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть. Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Изо всех сил кинулась собака спасать человека и дотащила его до берега. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботлив и ухаживал за ней, пока она была жива.
    Никогда не плати злом за добро, но всегда вместо зла делай добро!

  10. В Германии с лилией также связано немало легенд о загробной жизни. Она у немцев, как и надгробная роза,- свидетельство то преданности, то посмертной мести. За народным поверьем, ее никогда не садят на могиле, она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы и появляется преимущественно на могилах самоубийц и людей, которые погибли насильно и вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, это признак неотвратимой мести, а если на могиле грешника – то прощения и искупление им грехов. Такое поверье видим, между прочим, в известной средневековой балладе «Слуга убийцы».
    Баллада рассказывает, как одна благородная дама, выполняя желание своего возлюбленного, уговорила слугу убить своего мужа, напав на него неожиданно среди поля. Слуга выполняет доверенность, прекрасная дама хвалит его и щедро награждает; и когда она идет на своем сером коне полем, где произошло убийство, то вдруг белые лилии, которые растут здесь, начинают грозно кивать ей головками. Страх и мучения совести терзают ее днем и ночью, и, в конце концов, не находя больше покоя, женщина идет в монастырь.
    На лилиях же, предназначенных для искупления грехов, всегда появляются какие-то слова, написанные золотыми буквами. О таких словах, например, речь идет в средневековых песнях о рыцарях-разбойниках Шютензаме и Линденшмите, пойманных и казненных нюрнбергцами, а также в песне о графе Фридриха, что ненароком убил свою невесту мечом, который выпал у него из ножен. Отец невесты в отчаянии убивает и графа, а песня заканчивается словами: «Прошло три дня, и на его могиле выросли три лилии, на которые было написано, что Господь принял его к себе, к своей святой обители». В конце концов, лилия – словно привет покойного всем дорогим для него существам, которые остались на земле, поэтому существует даже поверье, что этот цветок высаживает на могиле дух покойника. Еще прибавим, что некоторые кавказские лилии под влиянием дождя имеют свойство желтеть и краснеть, поэтому кавказские девушки пользуются ими для гадания. Выбрав бутон лилии, они раскрывают его после дождя, и если он окажется желтый внутри – судимый их предал, если же красный – любит, как и раньше. Основанием для этого поверья стала очень интересная легенда, которая возникла в VI столетии.
    Однажды, рассказывает она, какой-то разбойник, возвратившись с набега, привез с собой юношу, сына погибшего в стычке товарища, и усыновил его. Живя в жилье своего названного отца, юноша познакомился с его дочерью, красавицей Тамарой, сошелся с ней и влюбился. Она, в свою очередь, ответила взаимностью, и молодожен решил обвенчаться. Но отец высватал дочь за другого. Тогда юноша предлагает девушке убежать с ним, но она, покорная родительской воле, не соглашается и обещает лишь помолиться, лишь бы все обошлось хорошо, уверенная, что все будет хорошо, если пойдет в горы к святому отшельнику и попросит у него помощи и заступничества. И вот, взяв несколько слуг и родственников, Тамара отправляется к нему. Приходят. Свита, которая сопровождает ее, остается на дворе, а девушка заходит к келье. И в настоящее время начинается ужасная гроза. Дождь льет как из ведра, не умолкая, гремит гром, раз в раз вспыхивает молния. Свита едва успевает спрятаться в соседней пещере.
    И вот гроза минует, свита ожидает час, другой, наступает вечер, а Тамары все нет.
    Тогда все родственники идут к монаху и спрашивают, что с Тамарой, где она? А отшельник отвечает: «Господь услышал нашу молитву, Тамара не страдает больше, ее душа спокойна. Вот смотрите!» Те, кто пришел с девушкой, смотрят в ту сторону, куда показывает монах, и видят в его саду редчайшей красоты лилию. Удивительный запах цветка полился к ним, словно фимиам. Но их охватывает сомнение. Они не хотят верить в чудеса: выгоняют отшельника из его кельи, обыскивают все помещение, весь сад, а потом в неудержимом гневе убивают его. Не удовлетворяясь этим, сжигают все, что может гореть, ломают жилье, разбивают иконы, крушат старые деревья, уничтожают библиотеку – одно слово, когда, в конце концов, идут, чтобы сообщить отцу о таинственном исчезновении Тамары, то на пепелище и руине остается единая лилия.
    Пораженный вестью о гибели любимой дочурки, отец умирает, а влюбленный юноша спешит к удивительному цветку и, остановившись перед ней, спрашивает: «Или правда, что это ты, Тамара?» И вдруг звучит тихий, будто легенький порыв ветра, шепот: «Да, это я». В отчаянии юноша склоняется к ней, и большие капли слез падают на землю возле лилии. И замечает юноша, что ее лепестки начинают желтеть, словно от ревности, а когда следующие капли падают на сам цветок, она краснеет, словно от радости.
    .

  11. Сочинение на тему: «Мифы и легенды Казахстана»
    Ученицы 10 А класса, средней школы 19 г.Жанаозен
    Мангистауской области.Таскымбаева Амина
    Учительница русского языка и литературы: Абуева
    Майзада Сыражановна
    Мифы и легенды Казахстана
    Нам необходимо вглядеться в прошлого , чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего
    Н.А .Назарбаев
    В казахской литературе легенда- одно из самых распространенных жанров литературы. Я говорю о том, что древние рассказы переходили из в уста ,от поколения к поколению.
    Казахский народ создавал свою культуру по разному, в зависимости от тех материальных, социальных условий, в которых протекала жизнь. Но и теперь, когда выросла громадная и сложная человеческая культура ,устные сказы далекого прошлого и ритмы древних не ушли из неё окончательно. Наш народ на протяжении своей истории по-разному хранил сокровища устного народного творчества. Одни сберегли его лучше, другие хуже .Одни растеряли старые песни и сказки, заменили их книжной литературой поэтому сейчас мало складывают новые устные произведения . Другие пронесли как драгоценность сквозь века старые песни и предания .Предания ,легенды, былины и пословицы показывают нам культуру народа ,о которой мы зачастую имеем слишком мало письменных свидетельств.
    Легенда чаще всего начинается словами «Давно было…», «Когда-то…», «Дело было в старину», что придаёт достоверность описываем событиям. В легенде эпизоды и мотивы, в отличие от сказок, могут более свободно следовать друг за другом. Легенда сюжетный жанр. Но сюжет ее обычно не развернут в сложное повествование, в ней мало эпизодов, чаще всего даже один.
    Казахский фольклор-это фольклор, кочевников, и потому в нём много животных. Энергия легенд, питает душу человека огромной первозданной поэзией человеческого духа, мужества и надежды.
    Миф-свежий ветер, наполняющий паруса времени и литературы. Если откажемся от мифов легенд, наверное нас потомки не простят.
    Прочитав легенду Мухтара Шаханова , я пришла к выводу ,что культура и богатство народа зависит от того настолько он знаком с легендами и мифам своего народа. Одной из таких легенд является старинная легенда поэта
    -В давние времена один могущественный хан задумал покорить наш народ. Он привел свои войска к границе и послал лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас».
    Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников ,и они вместе стали слушать их донесения.
    -Мы побывали во многих местах,-сказал один из посланных,-и как то раз на большом пиру. Был там и правитель. В самом разгаре пиршества в юрту вошёл паренёк лет шестнадцати с домброй в руке. И сидевший на почётном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили ,почему такой поэт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!».
    -Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан позвольте нам выдвигать войска!-взволнованно заговорил военачальник. И тогда хан тяжёлым вздохом смерил своего полководца и молвил:
    -Нет поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народ, у которого столь высокая культура. Прочитав эту притчу делаю вывод словами Ч. Айтматова: хоть и редко, но были в истории человечества правители , умевшие ценить духовное богатство народа и опираться на него не для вида, а по убеждению.
    История подтверждает истину, что нельзя правителю быть равнодушным к национальным традициям, духовной сокровишнице людей, которыми он управляет. Хочу рассказать ещё об одной легенде, которую рассказал Мухтару Шаханову наш президент Н.Назарбаев.
    -Жил некогда хан, власть и достояние которого шли в гору, и как-то выехал он вместе со свитой на охоту. Хан пустил стрелу в красивого сайгака. Раненное в ногу бедное животное бросилось к юрте и забежало в открытую дверь. Хозяева в это время сидели за накрытым дастарханом. Сайгак, перепрыгнув через дастархан, упал без сил на почётном месте-торе.
    -Выгони сайгака! –закричал хан, наклоняясь с коня к старому хозяину юрты.- Я гнался за ним с самого полудня ,и никто не усомнится в том, что это моя добыча!
    -Дело говоришь, мой хан,-ответил старец.-Сайгак этот-твоя добыча,но он в моей юрте – и на почётном месте.Ты же видишь-вот расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных врагов мирит священный обычай дастархана .Хоть ты и хан ,но и ты не смеешь нарушить обычая предков.
    Ничего не смог возвратить хан и повернул коня назад.
    Я считаю что, это очень поучительная легенда. Глава государства может достичь высот мудрости, только через глубокое и искреннее уважение к традициям своего народа. А тот, кто этими ценностями пренебрегал и относился к ним надменно, неизбежно сталкивался протестом и сопротивлением народа».
    Хочу завершить своё сочинение строками стихотворения М. Шаханова
    Беспамятным ветром развеет
    Беспамятный прах
    Того, кто забыл о своих четырёх
    Матерях
    Народ, что четыре святыни не смог
    Защитить,
    Четыре Матери-словно судьба
    Дорогих:
    Коль жить-лишь для них
    А погибнуть-только за них!…
    Родная земля, родная история, родные обычаи, родное слово/четыре матери, о которых в своём стихотворении М.Шаханов/-эти темы я продолжаю читать до сегодняшнего дня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *