Сочинение на тему легко ли быть смелым

3 варианта

  1. В Псковской области боевой отряд усердно отбивал свою территорию. Преодолев два дзота, им осталось взять третий. Уже трое солдат погибли, но не могли преодолеть это препятствие. Александр Матросов, вооружившись пулемётом и гранатами, ринулся покорять дзот, который закрывал вражеского пулеметчика. Он шёл, не думая и не боясь смерти, старался отстреляться. Пулемётчик затихал, но потом вновь заливался непрекращающимся огнём. В последней попытке, Александр подошёл вплотную к дзоту, и кинул гранату. Тем самым, его смелый поступок, помог своему отряду преодолеть этот заслон. Смелый поступок Матросова навсегда в сердцах поколений.
    Таким образом, смелость нужна человеку, чтобы помогать другим людям, а в некоторых случаях даже спасти жизнь. Если бы в жизни стало больше смелых людей и меньше трусов, то общих проблем было бы меньше. Сильные люди правят миром. Они не подумают о себе, будут думать о будущем, о последствиях. Смелость помогает в рискованных ситуациях принять верное решение. Смелые люди в почёте у народа, совершая настоящий подвиг, таких людей награждает правительство. Смелость действительно достойна высших наград. Жаль, что многие поступки приводят к смерти. Чувство страха неизвестно таким людям, если только это не чувство страха за других людей.

  2. Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?
    Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
    Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979
    До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.

    Комментарий ФИПИ:

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    Словарная работа

    По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
    СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
    ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.
    Синонимы
    Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
    Трусость – малодушие, нерешительность.
    В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?
    В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
    В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)
    Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.

    Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.

    В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной».
    Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же — на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.
    Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу — не высовывайтесь!» — дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие — обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.
    От Глебова требуется только одно — решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь — тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».
    Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх — совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, — страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор». Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».

    «Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.

    «Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание — предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» — обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.
    Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», — говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.
    Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», — пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга», — говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.
    Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов — трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».
    Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.

    Афоризмы и высказывания известных людей

    Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
    В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
    Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
    Испуган — наполовину побежден. (А. В. Суворов)
    Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
    Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
    Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
    Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
    Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
    Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
    Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
    Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
    Бояться любви — значит бояться жизни, а бояться жизни — значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)

    Над какими вопросами стоит задуматься?

    Что значит быть смелым в повседневной жизни?
    На что толкает человека трусость?
    Как страх связан с бесчестием?
    Какие поступки можно назвать смелыми?
    В чем разница между наглостью и смелостью?
    Кого можно назвать трусом?
    Можно ли воспитать в себе смелость?
    Каковы причины возникновения страха?
    Может ли смелый человек бояться чего-либо?
    Чем отличается страх от трусости?
    Почему важно иметь смелость при принятии решений?
    Почему люди боятся высказать свое мнение?
    Почему творчество требует смелости?
    Нужна ли смелость в любви?
    Может ли трус быть счастливым?

    Список рекомендуемых произведений:

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
    Л. Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
    А. П. Чехов «Человек в футляре», «О любви»
    М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
    М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
    В. Быков «Сотников»
    М. Шолохов «Судьба человека»
    К. Воробьев «Убиты под Москвой»
    Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
    В. Распутин «Живи и помни»
    Ю. Трифонов «Дом на набережной»
    Ссылки по теме:
    Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
    Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
    Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
    21.11.2017

  3. Почему один человек смелый – его не испугают никакие трудности, он всегда добивается поставленных целей, готов на всё ради своих родных и близких, а другой, напротив, отличается трусостью, боясь сделать даже элементарные шаги в жизни, чтобы добиться хоть какого-то успеха? Что делает одного человека – смелым, а другого – трусливым? Этот вопрос не одно столетие будоражит умы писателей, поэтов, философов.
    Смелость всегда подразумевает умение взять себя в руки в момент страха. Смелый человек не боится смотреть проблемам прямо в глаза и никогда не бросает свои начинания. Смелый человек всегда терпелив, он имеет огромную силу воли и цель, которой добивается, проходя даже через самые тяжёлые преграды. В достижении цели его не остановит ничто! Главное, чтобы смелые люди имели только благие цели, иначе они могут принести несчастье не только родным и близким, но и многим другим людям или даже целому поколению. Например, некоторые горе-правители затевали войну, жертвуя тысячами ни в чём неповинными жизнями.
    Трусливый человек боится проблем. Он пытается уйти от них любыми доступными способами. У трусливого человека может быть цель, но в случае неудачи он легко от неё откажется. Из-за трусости человек может совершать практически любые преступления, против закона или против морали – какие бы они ни были, это всегда страшно!
    В литературе можно встретить немало примеров смелости и трусости. Проблема смелости и трусости хорошо продемонстрирована в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Во время захвата крепости Пётр Гринёв был готов пожертвовать собственной жизнью, а вот Швабрин проявил трусость, перейдя на сторону врага.
    Смелость – это очень ценное качество, но только если оно принадлежит благоразумному человеку, имеющему добрые цели и намерения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *