Сочинение на тему лексическое богатство русского языка

7 вариантов

  1. Богатство русского языка заключается в его лексическом многообразии. В современном русском языке содержится более полумиллиона лексических средств, с помощью которых человек может выражать свои чувства, мысли, передавать знания и объяснять происходящее.
    Русский язык необычен в использовании полногласий в словах, чередовании гласных и согласных звуках в слогах, подвижным ударением, что придает языку напевность и мелодичность.
    В языке много фразеологических оборотов, устойчивых выражений, которые делают речь образной, а мысль точной. Язык имеет богатый лексический строй, который помогает как в устной, так и письменной речи точно и кратко передавать основную мысль. Примером этому могут стать антонимы: Не торопись языком, торопись делом, – в одной пословице, построенной на противопоставлении с употреблением контекстных антонимов получилось выразить мысль, которую можно развернуть до целого рассказа.
    Использование синонимичного ряда в русском языке – тоже явление достаточно редкое для других языков. Смешение говоров, национальностей, разных культур на территории России привело к тому, что один предмет может иметь несколько названий, которые употребляются в научном стиле, литературном, публицистическом, общеупотребительном и просторечие. Например: голова – глава – башка; рука – конечность – длань – десница.
    Омонимия в русском языке с ее богатством омографов и омофонов явно указывает на то, что язык активно пополнялся лексическими средствами с помощью заимствований и калек.
    Русский язык – живой язык, который постоянно пополняется различными устойчивыми выражениями, крылатыми фразами. Одним из показателей его развития являются неологизмы и окказионализмы, которые постоянно рождаются в речи с появлением новых предметов быта, смены социального строя, изобретений, новых общественных понятий и даже новых мироощущений человека творческого.
    Пополнение словарного запаса каждого человека может происходить всю жизнь, но носитель языка в самом лучшем случае употребляет в своей речи 40 000 слов. Можно подсчитать, что это около 8% всего лексического запаса.
    Таким образом, изучение родного русского языка может быть бесконечным и плодотворным. Человек может совершенствовать свою речь до бесконечности, применяя в своей речи все новые слова, ранее ему не известные.

  2. 1 вариант. Богатство речи
    Богатство речи – разнообразие используемых языковых средств:
    •большой объем активного словаря,
    •разнообразие используемых морфологических форм,
    •синтаксических конструкций.
    Оценочные слова “богатая” и “бедная” по отношению к речи применяют и ученые-филологи, и писатели, и литературные критики, и преподаватели. Они исходят из речевого опыта, что художественная речь, например, русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова – богатая, а по сравнению с ней речь газеты, конечно, бедная.
    Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.
    Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Например, “Словарь церковнославянского и русского языка”, изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов, “Словарь живого великорусского языка” В.И. Даля включает более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков включил в “Толковый словарь русского языка” около 90 тыс. слов.
    Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, то есть обладают экспрессией. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.
    Вот пример речи выразительной, эмоциональной:
    “Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой. Она почувствовала себя старой, не пережив по-настоящему ни детства, ни юности, не испытав радости “узнавания” мира. Горький рисует её портрет Ниловны так, что в нем преобладают печальные, серые тона: “Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком… Над правой бровью был глубокий шрам… Вся она была мягкая, печальная и покорная”. Удивление и страх — вот что постоянно выражало лицо этой женщины. Печальный образ матери не может нас оставить безучастными…”
    А вот берем с книжной полки сборник статей о передовых методах в сельском хозяйстве и читаем:

  3. Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.
    Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.
    Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.

    Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение

    Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.
    Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.

  4. Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
    Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М. В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н. М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А. С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
    Язык — это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, одном из немногих, существует разделение глаголов на лица. Этого нет в английском и многих других языках мира. В фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
    Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
    Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Изучением этих подъязыков занимается множество, русских и зарубежных, ученых. Все они восхищаются богатством нашего языка, его неистощимыми возможностями.
    В современном мире мы разговариваем и пишем с помощью языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
    Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
    Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»:
    Пахнет рыхлыми драченами;
    У порога в дежке квас,
    Над печурками точеными
    Тараканы лезут в паз.
    Только в этом четверостишии мы находим два диалектных слова (драченами, дежка) и два слова, связанных с обозначением деревенского быта (точеные печурки, паз). Остальные строфы этого стихотворения также пестрят яркими диалектными словами. Этим произведением Есенин еще раз доказал богатство не только литературного, но и народного, «деревенского» языка.
    Известно, что русский язык — один из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Им трудно объять всю лексику русского языка, освоить тонкости грамматического строя, научится правильно выстраивать предложения. Но, тем не менее, количество иностранцев, изучающих наш язык, не уменьшается. Это во многом связано с нашей великой классической литературой. Жители других стран стремятся прочитать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского на языке оригинала.
    Родной язык — это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов:
    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
    Наш дар бессмертный — речь.
    И. Бунин. Слово.

  5. Мощь и богатство – это не просто эпитеты
    Задумывался ли кто-либо из нас о том, в чем заключается богатство русского языка? Возможно, да, но, возможно, и нет.
    Мы делимся на категории людей по степени восприимчивости всех тех фактов, которые нам преподносят в школе с малых лет.
    Так, например, начиная с первого класса школы, учителя чуть ли не каждый урок напоминают нам о том, что русский язык, как говорится, «велик», «могуч», «правдив». Все мы учили наизусть знаменитое и необычное по своему жанру тургеневское стихотворение «Русский язык». Часто бывает так, что выучил, получил оценку и забыл. Но другая категория людей (к сожалению, небольшая) до конца своих дней не просто соглашается со словами великого классика русской литературы, но и осознает, что все сказанное правдиво на 100%.
    Однако каждому из нас стоит вдуматься, что русский язык – это какое-то необычайно огромное, неосязаемое, но какое-то такое близкое явление, которое в комплексе с национальной культурой, традициями, обычаями представляет собой особый кластер нашей жизни.
    Мы можем наблюдать, как стремительно в последнее время уходят вглубь веков эпохи, как меняется жизнь. Вместе с ними меняется и язык. К примеру, не прошло и пяти лет, как в словарное многообразие языка ворвался поток новейшей лексики (интернационализмов, жаргонизмов). Грамматический строй нашей внешней и внутренней речи также встал на путь изменений: теперь мы говорим и пишем короткими предложениями и, в зависимости от ситуации общения, употребляем знаки.
    Но изменчивость – это еще не показатель того, что русский язык богат.
    Богатство языка заключается также в том, что, несмотря на изменения, наши стремления сократить, переиначить, заимствовать ведут только к тому, что ежедневно мы получаем обновленный язык, представляющий собой, таким образом, живой организм, постичь который просто невозможно в силу быстрых темпов его развития.
    Поэтому нам есть, чем гордиться, и наш язык помогает нам во всех сферах жизни. Иностранцы считают его трудным языком для усвоения, но это только делает честь русскому народу, носителю русского языка.

  6. Прежде она (философия) говорила с греками; из Греции переманили ее римляне; она римский язык переняла весьма в короткое время и несметною красотой рассуждала по-рим­ски, как не задолго прежде по-гречески. Не можем ли и мы ожидать подобного успеха в философии, какой получили рим­ляне?.. Что же касается до изобилия российского языка, в том перед нами римляне похвалиться не могут. Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно.
    …Итак, с Божиим споспешествованием, начнем филосо­фию не так, чтобы разумел только один из всей России, или несколько человек, но так, чтобы каждый, российский язык разумеющий, мог удобно ею пользоваться.
    Н.Н. Поповский стал читать лекции на русском язы­ке.Такое нововведение вызвало недовольство со стороны профессоров-иностранцев. Спор о том, можно ли читать лекции на русском языке, тянулся свыше десяти лет. Толь­ко в 1767 году Екатерина II разрешила читать лекции в университете на русском языке. Однако и позже их про­должали читать на латинском и немецком языках.
    В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные каче­ства?
    Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. К.Г.Паустовский отмечал, что для всего, существующего в природе, — воды, воздуха, обла­ков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое мно­жество хороших слов и названий.
    Лексическое богатство русского языка отражено в раз­личных лингвистических словарях. Так, «Словарь цер­ковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов.
    Богатство языка определяется и смысловой насыщен­ностью слова,которая создается явлениями многознач­ности, омонимии, синонимии и др.
    В русском языке немало многозначных слов. Причем число значений одного слова бывает самым различным. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол идти имеет 40 значений.
    Очень богат наш язык синонимами, т. е. словами, близ­кими по своему значению. В одной из своих работ акаде­мик Л.В. Щерба писал:
    Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в примене­нии к человеку), с которым конкурируют известный, выда­ющийся, замечательный и большой. Все эти слова обознача­ют, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же понятию с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой; выда­ющийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в ас­пекте несколько более сравнительном; замечательный уче­ный говорит об основном интересе, который он возбуждает; известный ученый отмечает его популярность; то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества [32, 122].
    Каждый из синонимов, таким образом, отличаясь от­тенком значения, выделяет какую-то одну особенность ка­чества предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубоко­му, всестороннему описанию явлений действительности.
    Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помо­гают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (ко­маров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб). Все приведенные слова, за исключением слова мно­го, создают образное представление о большом количестве.
    Немало в русском языке слов, которые передают по­ложительное или отрицательное отношениеговорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня харак­теризуются отрицательной экспрессией.
    Очень много в русском языке слов, эмоционально окра­шенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различ­ными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. Об этой отличитель­ной черте русского языка писал еще М.В. Ломоносов:
    … умалительных имен, как дворик, платьице, девушка, не во всяком языке равное довольствие. Российский и италь­янский весьма оными богаты, немецкий скуден, француз­ский еще скуднее.
    Необыкновенно богат русский язык образной фра­зеологией.Выражения «положить в долгий ящик», «ма­маево побоище», «тяжела ты, шапка Мономаха», «арак­чеевский режим», «вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и многие другие, получившие переносное значение, связаны с историей русского народа, его прошлым. Сколько тон­кого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: «попасть пальцем в небо», «сесть в калошу», «переливать из пустого в порожнее», «прийти к шапочному разбору», «пожарная каланча», «от горшка два вершка».
    Богатая русская фразеология представлена во «Фра­зеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова (М., 2001). В нем содержится 4 тыс. сло­варных статей.
    А сколько изумительных пословиц и поговорок содер­жится в русском языке! Так, в сборнике пословиц русско­го народа у В.И. Даля одной лишь теме «Русь-Родина» посвящено около 500 изречений («Родимая сторона – мать, чужая — мачеха», «С родной земли — умри, не сходи» и
    ДР.).
    Словарь русского языка постоянно обогащается новы­ми словами. Если русский язык сравнить с другими язы­ками, то он выгодно отличается по разнообразию и коли­честву способов образования новых слов. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередова­ния звуков в корне, сложением двух или нескольких ос­нов, путем переосмысления (звено, пионер), расщепления слов на омонимы (месяц — луна и месяц – отрезок вре­мени) и т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого от од­ного и того же корня создаются десятки новых слов. Так, от корня уч- образованы слова: учитель, изучать, выу­чить, поучать, обучать, переучивать, заучивать, при­учить, научить, учение, ученость, ученик, ученичество, ученый, учитель, учебный, наука, научный и др. По дан­ным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова, словообразовательное гнездо с этим кор­нем включает более 300 слов.
    Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка. Возьмем для примера ка­тегорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, катего­рия вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать — прочитывать глаголы харак­теризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совер­шенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочиты­вать (несовершенный вид) указывает на действие, кото­рое не ограничено.
    Об этой особенности русского языка интересно пишет поэт В. Брюсов:
    Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмем четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становиться. От них при помощи приставок пред,.при-, за-, от- и др., флексии «возвратности» и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов, которые будут, по грамматике, разными «видами» одного и того же глагола. Ни на один современный язык нельзя перевести всех оттенков значения, какие получаются таким образом… Как, например, передать по-французски разницу между: «я переставляю стулья»,6 «я перестановляю их», «я перестанавливаю их», «переставил», «перестановил»? Или уда­ется ли найти в другом языке слова одного корня, чтобы пе­редать фразу: «Когда настойка настоялась, я настоял, что на­стало время наставить рабочих, как должно наставлять во­ронку на бутылку?»
    Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь бо­гатой и оригинальной.
    Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»:
    «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова — от Пушкина до Чехова и Горького — создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразны­ми формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с пре­зрением забросив его, свели свою речь к нескольким десят­кам штампованных фраз.
    Сказать это нужно с категорической строгостью».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *