Сочинение на тему лермонтов маскарад

10 вариантов

  1. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ пьесы М.Ю. Лермонтова Маскарад, мои размышления после прочтения.

    Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.
    В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки , чтобы им достались все ставки. Наигранность общения друг с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги. В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой — главного героя Евгения Арбенина. Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком. Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят , из самого цвета общества.
    Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал – маскарад. Все высокое общество вырядилось в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры. Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной. Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига. Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина. Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.
    Главное и страшное описание – это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой жизни вообще не знал. Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось счастье… Настоящая сплетня сгубила их семейные узы. Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь в тумане мщения. Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком. Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного. Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно – возлюбленная Нина умерла. Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни, разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта. Арбенин же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.
    Лермонтовская проповедь в поэме маскарад заключается в безграничности цепочки злых поступков у бесстыжего и эгоистичного рода человеческого.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение: Анализ пьесы М.Ю. Лермонтова Маскарад, мои размышления после прочтения.» / Январь 2016
    источник

  2. Проблематика и художественные особенности драмы
    М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

    Контрольная работа по дисциплине «Истории русской
    литературы (первая треть XIX века)»
    Новгородский государственный университет имени
    Ярослава Мудрого
    Гуманитарный институт
    Филологический факультет
    Великий Новгород
    2006

    Введение

    «Маскарад»
    – драма Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Лермонтов продолжил и
    развил в ней основные линии, намеченные в юношеских пьесах, и в то же время
    «Маскарад» – произведение иного художественного уровня, свидетельствующее об
    огромных возможностях Лермонтова-драматурга. Это единственная драма, которую
    Лермонтов предназначал для театра и упорно добивался ее постановки на сцене.
    Художественное
    содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов –
    от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург
    30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты
    великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой,
    маскарадами. Не менее широко была распространена карточная игра. Тема карточной
    игры и маскарада широко представлена в русской литературе («Пиковая дама»
    А.С.Пушкина, «Игроки» Н.В.Гоголя и др.).
    «Маскарад»
    – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту
    России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания
    автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть
    одинокого противостояния существующему порядку вещей. Арбенин – один из тех
    персонажей Лермонтова, которые, не будучи его положительными героями, вместе с
    тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки
    автору и потому, естественно, в соответствии со своим характером нередко
    выступают как выразители его взглядов. Лермонтов наделил своего героя силой
    духа, мужеством, тоской по иной жизни. Сознание невозможности достигнуть
    духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире,
    где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущение
    Арбенина. Основа его личности – мощная энергия отрицания. Пережив крушение
    юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя,
    надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви.
    Но
    горький жизненный опыт, возвышая Арбенина над окружающим, отравляет его ядом
    безграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимости
    своих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощает
    ему отступничества. Отсюда – неизбежность драматического взрыва, завершающегося
    катастрофой. Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером
    развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями
    личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и
    всеобъемлющего отрицания.

    1 Конфликт в драме «Маскарад»

    Конфликт
    в литературе – система противоречий, которая организует художественное
    произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров,
    идей, которая развертывается в каждом произведении. Термин конфликт близок к
    термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие
    конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия
    приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно
    используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев
    выступают с особенной очевидностью.
    Особое
    значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной,
    движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия
    характеров.
    В
    выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга,
    художественная идея пьесы.
    В
    конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый
    горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в
    пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками,
    эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме
    отражается позиция Лермонтова.
    В
    произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта –
    борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим
    конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями.
    В
    драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это
    конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний,
    в сознании героя.
    Идейный
    замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было
    заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее
    произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к
    добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая
    мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого
    общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в
    жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает
    в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без
    маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена
    между добром и злом» – звучат так торжествующе: это победа теоретической,
    общественно–философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё
    отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.
    Лермонтов
    презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в
    доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской
    фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов
    нарисовал в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю
    пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у
    Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает
    перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков
    и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный
    маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои
    тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, –
    говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою
    черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
    Настоящий,
    подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.
    Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального»
    состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.
    В
    образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя,
    бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные
    слабости.
    Так
    «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными
    представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и
    жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое»
    злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин
    не знает других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по-арбенински» и
    жестоко поплатился.
    Раз
    в жизни человека мне чужого,
    Рискуя
    честию, от гибели я спас.
    А
    он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,
    Он
    отнял у меня всё, всё – и через час.
    Арбенин
    тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам
    исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для
    жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может,
    впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу.
    В
    результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то
    оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в
    заурядного убийцу.
    «Ошибка»
    его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны
    Нине и которые она сохранила вопреки светскому окружению. Детская наивность,
    чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый
    условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и
    контрастный ему. Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста.
    Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах
    Арбенина в невинную жертву.
    Так
    волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние
    дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они
    нуждаются в преобразовании. Через любовную коллизию проясняется двойственность
    Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла.
    Конфликт
    поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на
    каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком
    стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в
    душе Арбенина совершился переворот –
    после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько
    прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот?
    Казарин
    в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная
    дистанция – духовная, интеллектуальная.
    Для
    Казарина «Ты наш» – возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нет
    и тени» прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных ценностей,
    которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет для него смысл. Прошлое искушает
    Арбенина: выдержит ли. Арбенин окончательно погружается в прошлое – в
    «нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней явью: разрывает
    краткий свой союз с Ниной.
    «Действие
    предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».
    Реакция
    – это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей
    жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным.
    Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого
    человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан»
    – закончился поражением:
    Беги,
    красней, презренный человек,
    Тебя,
    как и других, к земле прижал наш век…
    Но
    Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и
    ничто не смогло поставить его на колени.
    Развязка
    внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят
    в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни
    пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у
    черты безумия.
    «И
    этот гордый ум сегодня изнемог!»
    Этими
    словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного,
    смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и
    преклоняться» перед жестокими законами века.
    Дважды
    в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с
    Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он
    Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и
    в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, – ты не хотела, ты!»
    Какие
    мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к
    Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»?
    Эти
    арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов
    оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими  «недоговоренностями» скрыто не только глубоко
    личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедия
    Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

    2 Своеобразие «Маскарада»

    Своеобразие
    стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и
    реалистического планов изображения. Обнаружившая себя еще в юношеских пьесах
    Лермонтова тенденция ввести высокого романтического героя в бытовое окружение
    только в «Маскараде» получает полноценное художественное воплощение: высокое и
    низкое предстают здесь как отражение разных сторон действительности, а
    романтическая исключительность героя воспринимается как жизненно-правдивое
    явление. Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко
    соответствует богатству ее стиля, многообразию смысловых и интонационных
    оттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легких
    светских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность произв.
    определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя.
    Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений
    жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с
    тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических
    произведений Лермонтова,
    несущих
    идею благородной мести, духовного мятежа (ранняя лирика, кавказские поэмы).
    Пьеса
    построена на принципе силы и двойного сострадания — не только к жертве (Нине),
    но и к виновнику ее гибели (Арбенину). Никакой «телеологической картины мира»,
    никакого «возвышенного порядка», никакого разрешения диссонанса «в великой
    гармонии целого» нет. В основу драмы Лермонтов кладет жизненный путь человека,
    который Шиллер называет «реалистическим»: мужественное и гордое
    противопоставление силе силы же. Через обличение благополучного в своей
    лицемерной «веселости» светского общества и «блестящего, но ничтожного» века
    Лермонтов поднимается до высоких трагических тем: «отбрасывает ложно понятую
    снисходительность и слабый, изнеженный вкус». Буря, которую производит Арбенин
    в светском обществе, вырастает до пределов бунта против всего устройства
    человеческой жизни, против Бога и установленных кодексов морали: «Преграда
    рушена между добром и злом!» – торжествующе кричит Арбенин Звездичу.
    3
    Параллели между «Маскарадом» и другими произведениями
    Наибольшую
    внутреннюю близость с драмой обнаруживает поэма «Демон» – освобожденный от
    бытовой конкретности вариант той же идейно-философской и психологической
    коллизии. Знаменателен (как в смысле родства, так и взаимной контрастности этих
    произведений) обмен репликами между князем и Арбениным: «Вы человек иль демон?»
    – «Я? – игрок!». Герои «Демона» и «Маскарада» находятся на разных этапах
    единонаправленного духовного движения (от горького разочарования в мире людей –
    через возрождающую и примиряющую любовь – к новому, еще более страшному
    разочарованию – падению).
    В
    первой редакции, представленной Лермонтовым в цензуру, «Маскарад» состоял из
    трех актов и кончался гибелью Нины; четвертый акт (появление Неизвестного и
    сумасшествие Арбенина) был написан после запрещения цензурой, нашедшей в пьесе
    «прославление порока». При этом Лермонтов не внес почти никаких изменений в
    текст первых трех актов; он прибавил четвертый акт, надеясь, что в таком виде
    пьеса будет одобрена, потому что «порок» был более или менее наказан. В связи
    со сказанным выше о проблеме зла эта история «Маскарада» имеет очень важное
    значение. В поэзии Лермонтова господствует тема мести, зла и демонстративно
    отсутствуют темы наказания, возмездия или прямого нравоучения. Появление
    Неизвестного и темы «возмездия» до некоторой степени аналогично тому, что
    произошло с «Демоном». В редакциях 1833 и 1838 гг. (в сущности – последней) нет
    торжествующего ангела и нет побежденного Демона, проклинающего «мечты безумные
    свои». Здесь роль ангела очень скромная: он только молится за душу «грешницы
    младой». Тема «возмездия» появилась в тексте 1841 г. («Но час суда теперь
    настал, и благо Божие решенье»; ср. восклицание Неизвестного: «Казнит злодея
    провиденье!»). В предисловии к «Герою нашего времени» недаром сказано: «Наша
    публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не
    находит нравоучения». В «Княжне Мери» Печорин говорит о себе характерную фразу,
    вскрывающую антипатию Лермонтова к дидактическим жанрам, к нравоучительным
    пьесам с финальным «возмездием»: «Я был необходимое лицо пятого акта; невольно
    я разыгрывал жалкую роль палача или предателя». Неизвестный в финале
    «Маскарада» – именно эта «жалкая роль», не входившая в первоначальный план
    пьесы. Образ Арбенина органически связан с образом Демона, исключающим всякую
    мысль о каре или возмездии. Монологи Арбенина, то и дело заставляющие
    вспоминать текст «Демона», вносят в «Маскарад» глубокий иносказательный смысл,
    уводящий далеко за пределы самого сюжета и обнаруживающий подлинный (не
    психологический, а социально-философский) замысел автора: показать трагедию
    человеческого общества, устроенного так, что настоящее, деятельное стремление к
    добру, насыщенное мыслью и волей, неизбежно должно принять форму зла –
    ненависти, мести, презрения. Арбенин – попытка реального воплощения того зла,
    которое произошло от одного начала с добром и существует как упрек ему. Это
    зло, возникшее по вине добра: оно не столько борется с добром, сколько обличает
    его.
    Не
    раз было уже указано на связь «Маскарада» с грибоедовским «Горем от ума». Пьесы
    объединены единой идеей – показа великосветского общества, порочного,
    ничтожного и развращенного. Тождественность задания, ощущавшаяся и
    современниками Лермонтова и последующей критикой, приводила и к сходству
    ситуаций: разговор Арбенина с Казариным о посетителях игорного дома заставлял
    вспомнить беседу Горича с Чацким о посетителях фамусовского бала; монолог
    Арбенина после бала (сц. 3-я) перекликался с монологом Чацкого в сенях
    фамусовского дома (д. IV, явл. 3). Параллели шли дальше. Сходство образов
    Шприха и Загорецкого объяснялось тем, что оба драматурга рисовали одно и то же
    лицо – третьесортного литератора и агента III отделения Элькана. А сходство
    персонажей приводило к близости отдельных «пассажей» пьес. На этой близости
    стоит остановиться. Разносчикам вестей и профессиональным доносчикам неловко
    чего-либо не знать. Когда баронесса спрашивает Шприха, известна ли ему история
    князя Звездича и Нины, он растерянно бормочет: «Нет… слышал… как же… нет
    – об этом говорил и замолчал уж свет…», а про себя он должен признаться: «А
    что-бишь, я не помню, вот ужасно!». В аналогичном положении Загорецкий, когда
    его спрашивают о сумасшествии Чацкого: «А! знаю. Помню, слышал. Как мне не
    знать! примерный случай вышел…» Но про себя и он должен сознаться, что ему
    ничего неизвестно: «Который Чацкий здесь!.. Известная фамилья… с каким-то
    Чацким я когда-то был знаком».
    В
    чрезмерном увлечении параллелями как-то забывали, что естественнее выводить
    ситуации «Маскарада» из пьесы того гениального поэта, перед которым Лермонтов
    преклонялся с отроческих лет, – из шекспировского «Отелло». Предмет,
    принадлежащий женщине и попадающий в чужие руки, возбуждает ревность; ложный
    друг усиливает эту ревность; муж, считающий себя оскорбленным, сам свершает суд
    над той, кого он пламенно любит и которая именно потому должна быть им самим
    наказана. Это – ситуация двух пьес: «Отелло» и «Маскарада».

    Заключение

    Драматургия
    Лермонтова, взятая внутри его творческой эволюции, была как бы мостом от
    юношеских поэм к зрелой прозе. На драматургической работе Лермонтов развил
    метод психологического анализа и технику мотивировки, использованные потом в
    «Герое нашего времени». Но и независимо от этого драматургия Лермонтова, и,
    прежде всего, конечно, «Маскарад», сохраняет свое значение. По своим принципам
    она была новаторской, опиравшейся на Байрона, Шиллера, на французскую
    романтическую драму и мелодраму. В то же время «Маскарад» был своего рода
    итогом русской драматургии
    20–30-х
    годов, выросшей на основе новых, боевых идейных и художественных принципов и
    оставшейся за пределами тогдашней сцены. Характерен в этом смысле самый жанр
    «Маскарада», совмещающий в себе элементы высокой трагедии, мелодрамы и комедии.
    Родство «Маскарада» с «Горем от ума» отмечалось неоднократно – и в стихе, и в
    стиле. Борьба с нравоучительностью объединяет драматургию Лермонтова с
    пушкинской. Было, конечно, необычайной смелостью написать «Бориса Годунова»
    так, как это сделал Пушкин, придавший трагические черты образу «злодея»; но еще
    большей смелостью было написать «маленькую трагедию» о злодейском поступке
    Сальери и, вместо наказания, закончить ее вопросом:
    …или
    это сказка
    Тупой,
    бессмысленной толпы – и не был
    Убийцею
    создатель Ватикана?
    С
    этим сходно восклицание Арбенина в конце III акта, после смерти Нины:
    …Но
    все черты спокойны, не видать
    В
    них ни раскаянья, ни угрызений…
    Ужель?
    Отметим,
    наконец, что есть некоторая близость между «Маскарадом» и драмой Кюхельбекера
    «Ижорский», рисующей образ гордого и сильного человека, презирающего людей;
    близость сказывается и в языке и в стихе. Указанные связи обнаруживают родство
    драматургии Лермонтова (как это было и в лирике, и в поэмах, и в прозе
    юношеского периода) с декабристской драматической литературой как в тематике, так
    и в драматических принципах.
    Гениальный
    создатель «Маскарада» двадцатидвухлетним юношей бросил путь драматурга. Его
    драматургическое наследие не велико. Но глубоки его раздумья о жизни в этих
    немногочисленных пьесах, в особенности в «Маскараде».

    Список литературы

    Лермонтовская
    энциклопедия / АН СССР. Институт русской литературы; – М.: Советская
    энциклопедия, 1981. – 746 с.: ил.
    Литературная
    энциклопедия: В 11 т. – М., 1929-1939.
    Ломунов
    К. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия // Лермонтов М.Ю. Маскарад:
    Сб. ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941.
    Нейман
    Б.В. Язык пьес Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Маскарад:
    Сб.
    ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941.
    Эйхенбаум
    Б.М. Статьи о Лермонтове / АН СССР. Институт русской литературы; – М. –Л.,
    Изд-во АН СССР, 1961. – 372 с.

  3. Главный герой Арбенин в глазах светского общества был «странным человеком». Отрицая и ненавидя светское окружение, он крепко с ним связан. Арбенин в юности исповедовал высокие идеалы, но противореча сам себе, становится порочным шулером. Деньги для него не цель, а средство для независимости. Счастья они ему так и не принесли, наоборот он отришается от света («они все чужды мне, и я им всем чужой»). Его душа устала от бесконечного лицемерия и требует добра. На его пути встречается идеальная, светлая и чистая Нина, не тронутая пагубным двуличием. Ее естественная натура, способная чувствовать и сопереживать, исцеляет Арбенина («и я воскрес для жизни и добра»). Но отравленный обманом, неверием, сомнениями, герой разрушает свое счастье.
    Всю драму прослеживается символичность героев и их поступков. Неестественные светские манеры и правила выходят на первый план. Высший свет не живет, а разыгрывает роли. В центре драмы проблема личности и общества, одинокое противостояние как советскому порядку, так и самому себе. Арбенин — противоречивый герой, преступник и жертва. Он заслуживает сострадания и осуждения. Крах идеалов, познание порока заставляет героя восстать и искать чистое добро, но ненавистное общество не прощает этого и мстит, также сама позиция героя приводит к трагическому концу.

  4. ЛИЦА И МАСКИ В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

    Пестрые силуэты, мелькающие перед глазами, сме­ющиеся маски, сменяющие друг друга, музыка, смех, свет. Феерия цвета и звука — такие ассоциации воз­никают у нас со словом «маскарад». Чьи лица скрыва­ются под масками? «Быть может, гордая графиня иль княжна… И так же может быть, что эта же краса к вам завтра вечером придет на полчаса» — отвечает на этот вопрос Михаил Юрьевич Лермонтов. Яркое действо, описанное в его драме «Маскарад», — настоящий ка­лейдоскоп лиц людей. Вперемежку с масками они кру­жатся в вихре всеобщего веселья — испуганные, по­терянные, бледные. Они как будто потерялись среди пестрого великолепия феерического праздника, под­хваченные сонмом масок, ставшие игрушками в их ру­ках. Куда их увлекает маскарад?
    Многие люди надевают маски, играя при этом ка­кую-то роль, — как и некоторые из героев драмы Лер­монтова «Маскарад». На балу они — светские люди, в игорном заведении — азартные и беззаботные кутилы. И только дома, наедине с собой, и, возможно, с самым близким человеком эти люди сбрасывают личины.
    Таков Евгений Арбенин; бывший завсегдатай игор­ных домов, «мастак», везучий и умелый игрок, «любим был часто пламенно и страстно», он «для других сердец твердил слова любви, как няня сказку», сам не испы­тывая никаких чувств. Однако он устал прятать свои истинные эмоций, скрывать их от окружающих и даже от себя. Арбенин покинул старых друзей, игроков и кутил, и решил остепениться. Он нашел «жену, покорное созданье», «чтоб иметь святое право уж никого на свете не любить». Но скинув маску рядом с прекрасной де­вушкой, он вдруг понял, что любит ее всей душой.
    Такова и баронесса Штраль. Почтенная, доброде­тельная вдова, гордая и неприступная светская льви­ца — вот ее маска. Под ней же скрывается одинокая женщина, любящая молодого князя Звездича, но при­личия, страх перед молвой мешают ей в этом при­знаться. К тому же она понимает, что избранник ее не стоит. На маскараде, неузнаваемая под маской, баро­несса прямо высказывает ему свое мнение: «Ты! бесха­рактерный, безнравственный, безбожный, самолюби­вый, злой, но слабый человек». Но тогда же она при­знается, что любит его. Сейчас ей гораздо легче это сделать, ведь «если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
    И князь Звездич тоже носит маску — маску чести или своего понятия о чести. Он горяч, азартен. В мо­мент знакомства с ним Арбенин увидел точную копию себя самого — молодой, неопытный игрок, который спу­стил все до копейки, но не желает ставить на кон эполе­ты: «Я честью их достал, — и вам их не купить».
    Несложно понять, для чего нужны маски этим ге­роям. Баронесса Штраль тяготится своей ролью в об­ществе, законы которого не позволяют ей любить. Па­радокс, но маскарадный наряд, в котором она неузна­ваема, не связывает ее, а наоборот раскрепощает, дает возможность хотя бы на время забыть о своем статусе, своем положении в свете. Однако ей достает мужества скинуть все маски разом и ради спасения чести Нины, ее подруги, рискнуть собственной репутацией.
    Арбенин же и вовсе тяготится масками. Однако он сильный человек, и когда, введенный в заблуждение, поверил в измену любимой жены, маска помогла ему скрыть горе. Это была личина профессионального иг­рока, холодного, внешне неэмоционального человека, предпочитающего «от мук не знать свободы, и чтоб ни­кто не понял ваших мук». Маска определила поведе­ние Арбенина: без нее он не смог убить Звездича, кото­рого считал любовником Нины; с ней же хладнокровно убил жену, которую любил.
    Звездич носил маску, чтобы скрыть свою слабость. Честью он прикрылся, боясь проиграть эполеты, хотя причиной отказа скорее всего были страх и неверие в себя. Однако его можно оправдать: он молод, неопы­тен, он еще не испробовал всех игр, которые успели смертельно надоесть Арбенину. Звездич играет — в азартные игры, в человека чести, в любовь. Но сам, как и Арбенин, и баронесса, становится жертвой обсто­ятельств и воли других людей.
    Кто же они, эти люди? Те, кто никогда не снимает масок, у кого их множество — на каждый случай своя. Один из таких людей — Шприх. Вот он: «улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, взглянуть — не че­ловек, — а с чертом не похож». Однако этого странно­го, несимпатичного человека в обществе не просто тер­пят, его ценят. Почему? Да ведь «человек он нужный, лишь адресуйся — одолжит». К тому же угодить Шприх умеет всем: он «с безбожником — безбожник, с святошей — езуит, меж нами — злой картежник, а с честными людьми — пречестный человек». Никто не знает, каков он на самом деле. Лермонтов устами ба­ронессы Штраль называет таких, как он, «людьми без гордости и сердца».
    Ради корысти маску друга надел Казарин. Он хо­чет возобновить прежние отношения с Арбениным — товарищем по кутежам и отличным партнером по кар­точным играм, в паре с которым можно рассчитывать на крупный выигрыш. И для этого подхватывает сплетню о его любимой жене и князе, которому он в свое время помог отыграться, и вместо того, чтобы поддержать или разубедить друга, уверяет, что в све­те за добро платят злом, и «что женщине в любви? Победы новые ей нужны ежедневно». Этим Казарин вновь втягивает Арбенина в ту жизнь, от которой он давно отказался.
    Странны и страшны маски безымянного персонажа, которого Лермонтов называет Неизвестным. Он повсю­ду рядом с Арбениным, но «всегда с другим лицом, все­гда в другом наряде» — каждый раз в новой маске. Но что под ними? Только ненависть и желание отомстить. Арбенина он винит во всех бедах своей неудавшейся жизни, и не всегда безосновательно. Много лет назад Евгений, уже опытный игрок, лишил его всех де­нег и не простил долга; у безымянного же игрока не хватило духу признаться отцу или бросить игру. И он стал Неизвестным — злым гением Арбенина с тысячью неповторимых обличий. Однако он скрывает лицо не только от своего врага. Маску невинной жертвы он ни­когда не решится снять даже перед собой. Ведь это бу­дет означать признание собственной вины и слабости. Поэтому Неизвестному легче остаться мстителем.
    Но неужели все в обществе носят личины, скрыва­ющие их чувства или намерения? Нет, есть и те у кого только одно лицо — собственное. Нина Арбенина — единственная в драме героиня без маски. Она «мила, нежна, как агнец божий», простодушна и искренна. Она одна и та же на балах и приемах и дома, с люби­мым мужем. Ее слова — это всегда выражение искрен­них чувств.
    Именно поэтому Нина стала жертвой мира масок. Оказавшись в центре клубка интриг, она не смогла от­личить маски от реальных лиц, а Арбенин, более иску­шенный, настроенный Казариным на циничный лад, не поверил, что видит лицо, а не личину. Парадоксаль­но, но Нину погубило самое лучшее, что в ней было, — доверие к любимому и неумение скрывать свои истин­ные чувства.
    Для чего же Лермонтову понадобился такой фи­нал — убита невинная женщина, сошел с ума тот, у кого хватило силы жить без маски? Можно считать, что «Маскарад» — это драма-предупреждение о тех самых «людях без гордости и сердца». Прикрываясь маской баронессы Штраль о людях, подобных Шприху и Неизвестному, выражает мысль автора: ты их «пре­зираешь, а сам — игрушка тех людей».

  5. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад – сочинение
    Министерство образования России.
    Тамбовский Государственный университет им. Г. Р. Державина
    Контрольная работа на тему:
    « Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова « Маскарад » »
    Студента первого курса Лагерева А.Г.
    отделение журналистики (заочное)
    Тамбов 2003
    Конфликт в литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.[1]
    Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.
    В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея пьесы.
    В конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова.
    В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями.
    В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.
    Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которых строятся произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальной действительности.
    Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена между добром и злом» – звучат так торжествующе: это победа теоретической, общественно – философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.[2]
    «Маскарад» – это социально – психологическая романтическая драма. Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки, символикой. В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами.
    Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, – говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
    Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.
    В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости.
    Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя возмездие с его стороны.[3]
    Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин не знает других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по – Арбенински» и жестоко поплатился.
    Раз в жизни человека мне чужого,

    Рискуя честию, от гибели я спас.

    А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,

    Он отнял у меня всё, всё – и через час.

    Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может впервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу.
    В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.
    «Ошибка» его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскому окружению. Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и контрастный ему. Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста. Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах Арбенина в невинную жертву.
    «Коллизия – ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное затруднение ».[4]
    Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании. Гегель пишет, что коллизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности.[5]
    Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла.
    Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился переворот – после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот?
    Казарин в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная дистанция – духовная, интеллектуальная.
    Для Казарина «Ты наш» – возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нет и тени» – прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет для него смысл. Прошлое искушает Арбенина: выдержит ли. Арбенин окончательно погружается в прошлое – в «нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней явью: разрывает краткий свой союз с Ниной.
    «Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».[6]
    Реакция это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением:
    Беги, красней, презренный человек,

    Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

    Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.
    Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия.
    И этот гордый ум сегодня изнемог!
    Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века.
    Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, – ты не хотела, ты! »
    Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»?
    Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими «недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.
    Литература
    1. Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228.
    2. Коллизия. Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.
    Т. 3. М., 1966. С. 656-658, 716.
    3. Лермонтов М. Ю. Маскарад.
    4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1967.
    [1]
    Коллизия. Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З. М., 1966.
    [2]
    Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. Стр. 215.
    [3]
    Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968.
    [4]
    Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
    [5]
    Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
    [6]
    Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968

  6. Сочинение на тему : Лермонтов М.Ю. Произведение “Маскарад”
    Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить , жениться и зажить барином. Задумано – произведено. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее , Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом – как лава, – душевного комфорта не обещает. Вроде бы , причалил к семейной пристани, а чувствует себя , брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она – дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего . Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему – Нина). Обещалась быть до полуночи, в данный момент уж час второй: Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся – только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок – . Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в жилище маскарадный – к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная леди в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический . Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит.Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, – безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимательность на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они – парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! – . Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, безусловно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, колесить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины – роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь – до амурных ли шалостей было бы этому , если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.
    На прочий день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты – штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности.Ничего не купив (браслеты – штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная леди в маске и Нина Арбенина – одно и то же лицо, а про якобы потерянный браслет – с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл , Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!
    Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым достичь своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: мол, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: мол, не тому, кто испытал – мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному так, как это сделал бы и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, – спящим, Арбенин не может: , пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.
    Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что – не зная, , решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дрль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь – к чему ему жизнь , а нечто большее: честь и уважение общества.Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь – к чему ему жизнь , а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается полностью. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: , дает пощечину.
    Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина – это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу . Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж – злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений – злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин (). Разгоряченная танцами, давнехонько позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда отравляющий препарат. Яд – быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину .В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину . Это его стародавний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен тот самый человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: . Арбенин – в ужасе, на некоторое час потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства сообщает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, тот самый ум успевает бросить обвинение самому Богу:
    Неизвестный торжествует: он отмщен полностью. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

  7. В пьесе «Маскарад» (1835-1836) проявилось прекрас­ное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М.Ю.Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства.
    Исследователь Д.Е.Максимов заметил: «Эта драма — романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефис­тофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».
    Все признаки романтического мировосприятия свой­ственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персона­жей он выделяет обычно одну ведущую черту и максималь­но укрепляет ее. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живет одним стремлением — отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участво­вать а любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живет одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично. Как ни презирает он светскую толпу, но и он живет по ее законам и отравляет Нину.
    При всем том этой романтической драме присущи некоторые особенности, отличающие ее от безусловно ро­мантических произведений.
    Антидворянская направленность пьесы была замечена театральной цензурой, упорно воспрещавшей ее постанов­ку на сцене. Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина. По мнению литературоведов, герой драмы — «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии».
    Заподозрив Нину в измене, он уже не в силах изба­виться от ошибочного предположения, «не может поверить в невинность «ангела», любовь к которому стала его пос­ледним прибежищем».
    Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества. В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания. Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено».
    Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.

  8. Образ Евгения Арбенина, главного героя драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова создавал, следуя традициям романтизма. Его персонаж наделен неукротимым нравом; законы, неважно, божественные или человеческие, мало значат для него — он сам устанавливает те нормы, по которым живет.
    О прошлом героя мы узнаем из его собственных высказываний, из разговоров игроков, с которыми он сам прежде был связан, а также из речи Неизвестного. Арбенину не понаслышке известны все шулеровские уловки, все хитрости игроков
    Он отлично знает свет и людей, знает и собственную беспощадную натуру, прошедшую некогда школу порока и разврата. Несмотря на то, что внешне он давно покончил с прежней разгульной жизнью, его приятель Казарин не верит в исправление Евгения.
    Так каков же герой сейчас, в своем настоящем, которое рисует в драме Лермонтов? Он человек мрачный и подозрительный; требует верности в любви, но не умеет доверять любимой женщине. История с потерянным браслетом кажется ему верным доказательством измены, он…
    не пытается разобраться, что же произошло на самом деле, его не трогают уверения жены. Всюду ему чудится только обман, ложь, коварство оттого, что он привык к атмосфере порока, потому что сам не раз соблазнял женщин. Да, он не смог убить спящего князя, которого считает соблазнителем жены — вместо этого решил отравить беззащитную женщину, всецело доверившую себя ему! Достойный выбор, славное дело: он искренне считает себя вправе казнить и миловать, присваивая тем самым права Бога — ведь мужа и жену лишь Бог судит! Каким извергом надо быть, чтобы спокойно наблюдать за мучениями своей жертвы, той самой женщины, которую уверял в своей любви! И ведь даже последним, предсмертным словам Нины о том, что она невиновна, он не верит.
    Истинное несчастье Арбенина — он СА. ЦУ него было все, чтобы долго и счастливо прожить вместе с любимой женщиной — но он внутренне так и не освободился от своего прошлого.

  9. Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.
    В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки , чтобы им достались все ставки. Наигранность общения друг с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги. В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой  — главного героя Евгения Арбенина.  Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком. Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят , из самого цвета общества.
    Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал – маскарад. Все высокое общество вырядилось  в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры. Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана  в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной. Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига.  Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина.  Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.
    Главное и страшное описание – это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой жизни вообще не знал. Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось счастье… Настоящая сплетня сгубила их семейные узы. Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь  в тумане мщения.  Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком. Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного. Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно – возлюбленная Нина умерла. Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни,  разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта.  Арбенин  же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.
    Лермонтовская  проповедь в поэме маскарад заключается в безграничности цепочки злых поступков у бесстыжего и эгоистичного рода человеческого.

  10. «Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось. Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила. Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет. В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.
    «Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования. Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.
    Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.
    …я все видел,
    Все перечувствовал, все понял, все узнал,
    Любил я часто, чаще ненавидел,
    И более всего страдал!
    Сначала все хотел, потом все презирал я,
    То сам себя не понимал я,
    То мир меня не понимал.
    Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок», и оно пытается ответить ему тем же.
    Под маской все чины равны,
    У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
    И если маскою черты утаены,
    То маску с чувств снимают смело.
    Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним — любовью к своей жене.
    Ты молода летами и душою,
    В огромной книге жизни ты прочла
    Один заглавный лист, и пред тобою
    Открыто море счастия и зла.
    Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов», и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.
    Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу
    Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,
    Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.
    мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:
    Прочь, добродетель: я тебя не знаю,
    Я был обманут и тобой…
    Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.
    Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…
    Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.
    «Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *