Сочинение на тему летопись 4 класс

4 варианта

  1. ЛЕТОПИСИ—на Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного, они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени “уступая первенство другому историографическому жанру — хронографам. Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий.
    По структуре своей древнерусские Л. представляли своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий.
    Чаще всего летописец ограничивался краткой информацией о случившемся, Например: “В лето 6751 (1143). Всеволод ожени сына своего Святослава Василковною, Полотскаго князя. То е же зимы иде Изяслав к строеви (дяде.— Я. Л.) своему Гюргю и не уладивъся с ним, иде к брату Смолиньску, и оттуда иде к другому брату своему Святополку Новугороду, тамо и зимова”. Но в ряде случаев летописец прибегал к литературной форме изложения, создавая сюжетное повествование о наиболее значительных событиях отечественной истории. Именно из Л. мы знаем в подробностях о походе, пленении и бегстве из плена князя Игоря Святославича, о трагедии битвы на Калке, о Куликовской битве, обстоятельствах захвата Москвы Тохтамышем, о феодальной войне XV в., кульминационным эпизодом которой явилось пленение и ослепление великого князя Василия II Васильевича и т. д. Даже в погодные записи летописцы зачастую включают обращения князей, их диалоги, широко используют в них литературные штампы: устойчивые речевые формулы, красочные эпитеты, риторические обороты и т. д. Л. не только основные источники по политической истории Руси, но и самые обширные памятники древнерусской светской литературы, а летописание—один из ведущих ее жанров.
    Русское летописание имеет длительную историю. При современном уровне знаний пока не удается установить, когда начали вести записи об исторических событиях, сменяя предшествующую форму исторических знаний — устные рассказы, предания и легенды. По мнению большинства ученых, последователей акад. А. А. Шахматова, Л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. XI в. Древнейшей из дошедших до нас Л. является Повесть временных лет. Уже этот летописный свод нач. XII в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. В Повесть временных лет вставлены тексты договоров с Византией, предания о возникновении Киево-Печерского монастыря, изложение священной истории в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя Владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. Подобный синкретический характер Л. сохранит и позднее в дальнейшем. Особый интерес представляют так называемые летописные повести — сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной истории.
    До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие — в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе — в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде — предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. Сводный характер Л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. Шахматовым. Если две или несколько Л. до определенного года совпадают между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. Шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас Л. XIV—XVII вв.: сводов XIV, XV и более ранних веков, вплоть до XI в. Конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию — “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ).
    Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. южнорусских княжеств XII—XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII— нач. XIII в. лучше всего сохранились в составе Лаврентьевской и Радзивиловской Л. (см. Летопись Лаврентьевская, Летопись Радзивиловская), а также Летописца Переяславля Суздальского. Летописный свод, связанный с митрополитом Киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в Троицкой Л., сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Ее текст был реконструирован М. Д. Приселковым (Троицкая летопись: Реконструкция текста — М.; Л., 1950).
    Около 1412 г. был создан летописный свод в Твери, отразивший дополненную переработку общерусского летописного свода конца XIV— нач. XV в., близкую к Троицкой Л. Он отразился в Симеоновской Л. (ПСРЛ.— Т. 18) и Рогожском летописце (ПСРЛ.— Т. 15.—Вып. 1). Другим источником Рогожского летописца был Тверской свод 1375 г., отразившийся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ.—Т. 15). Особый интерес представляет общерусский, так называемый Новгородско-Софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. XV в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на Калке, нашествии Батыя и отсутствовавшие в Троицкой Л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о Куликовской битве, повесть о нашествии Тохтамыша, “СЛОВО О ЖИТИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО” и т. д. Свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в Москве, соединил общерусское летописание с новгородским. Свод дошел в Софийской I Л. (ПСРЛ.—Т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и Новгородской IV Л. (Т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено).
    Первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. XV в. Летописный свод 1472 г. отразился в Вологодско-Пермской Л. (ПСРЛ.—Т. 26) и Никаноровской Л. (ПСРЛ.— Т. 27). В основе его лежал Новгородско-Софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях). Более радикальная переработка предшествующего летописания была произведена великокняжескими сводчиками в конце 70-х гг. XV в.: Новгородско-Софийский свод был соединен со сводом, близким к Троицкой Л. (с цензурной обработкой материала обоих источников), и с др. памятниками. Великокняжеский московский летописный свод 1479 г., отразивший эту переработку, лег в основу всего официального летописания конца XV—XVI в. Он сохранился в не изданном пока списке XVIII в. (в Эрмитажном собрании в РНБ), а его более поздняя редакция, доведенная до 1492 г , издана в 25-м томе ПСРЛ
    Летописная компиляция, положенная в основу Московского свода 1479 г, отразилась и в первой части Ермолинской Л. (ПСРЛ.—Т 23), названной так Шахматовым в связи с тем, что в ней содержится подборка известий о деятельности архитектора В. Д. Ермолина в 1462—1472 гг. Вторая часть Л. содержит материал, независимый от великокняжеского летописания и восходящий, очевидно, к своду, составленному в Кирилло-Белозерском монастыре. Этот же свод отразился и в так называемых Сокращенных летописных сводах конца XV в. (ПСРЛ.—Т. 27). Ростовский архиепископский свод 80-х гг. XV в отразился в Типографской Л. (ПСРЛ.— Т. 24).
    В Софийской II (ПСРЛ.—Т 6) и Львовской (ПСРЛ.—Т. 20) Л. отразился свод 1518 г, в свою очередь, опиравшийся на некий летописный свод 80-х гг. XV в., составленный в неофициальных церковных кругах.
    В конце 20-х гг. XVI в. при московской митрополичьей кафедре была составлена летопись, охватывающая события 1437—1520 гг., названная по имени своего владельца Иоасафовской (текст ее опубликован в 1967 г. А А. Зиминым отдельным изданием). К тем же годам относится и составление первой редакции крупнейшей из русских летописей — Никоновской (см. Летопись Никоновская). Между 1542—1544 гг. была составлена другая обширная летопись — Воскресенская (ПСРЛ — Т. 7—8). Во 2-й пол. 50-х гг XVI в. первоначальная редакция Никоновской Л. была соединена с извлечениями из Воскресенской Л. и Летописца начала царства (летописи, излагавшей события 1533— 1552 гг., т е. начала великого княжения, а затем царствования Ивана Грозного). Наконец, в 1568—1576 гг. при Иване Грозном создается многотомная иллюстрированная Л.—так называемый Лицевой свод. Это были последние общерусские летописные своды, уступившие затем место иному виду историографического труда — хронографам (см Хронограф Русский).
    Л., ведшиеся в XVII—XVIII вв., представляли собой памятники не общерусского, а скорее местного провинциального летописания.
    Я. С. Лурье

  2. Что такое летописи на Руси?
    Описывай, не мудрствуя лукаво.
    Все то, чему свидетель в жизни будешь:
    Войну и мир, управу государей.
    Угодников святые чудеса…
    А.С.Пушкин.
    Вот так, по словам Пушкина, должен был выглядеть летописец: записывать все то, что видел, подробно и без прикрас.
    Летописи – это своеобразные древнерусские сочинения, где удивительным образом переплетаются народные сказания и легенды с историческими реалиями, имевшими место в описываемый период.
    За такую серьезную работу могли браться лишь люди, которые были не просто грамотными, а еще и разбирающимися в тех событиях, которые нужно было описать. Они были умными и мудрыми. Ведь нужно было не просто лето за летом зафиксировать все произошедшее, а еще и дать объяснение, чтобы читающие смогли увидеть особенности описываемой эпохи.
    Летописание – дело государственной важности. Князья давали поручение составить летописный свод, как правило, церковным деятелям.
    Историки считают, что началом летописания стоит считать крещение Руси и княжество Владимира. Первый документ, по предположениям, мог появиться где-то в 10 веке.
    Создание второго летописного документа можно соотнести с правлением Ярослава Мудрого: объединение Руси, возведение Софии Киевской. Данные из предыдущего свода тоже были использованы летописцем.
    «Повесть временных лет», автором которой считают монаха Нестора, писалась им в начале 12 века, в эпоху княжества Святополка.
    Создатель свода взял на себя огромную задачу: он собрался поведать о происхождении Русской земли и первых князьях, правивших на ее территории. Результат работы оправдал поставленные цели: летопись не стала исключительно хроникой. В ней незримо присутствует автор: со своим видением мира и религиозно-философскими обобщениями, определенным стилем повествования.
    Нестор взял за основу уже существующие летописные своды, широко использовал доступные ему документы (договоры с Византией, например) и нарисовал широкомасштабную картину жизни Руси. Коснулся не только внутренней жизни государства, описал международные отношения, что стало ценным материалом для историков. Множество лиц проходят страницами «Повести»: князья, бояре и религиозные деятели, купцы, тысяцкие и дружинники.
    Здесь рассказывается о войнах и возведении монастырей, организации школ и конфликтах на религиозной основе, о княжеских реформах. Автор дает свое видение жизни народа, рассказывая о бунтах и убийствах вельмож. Он старается быть объективным, описывая все спокойно и вдумчиво.
    Летописи являются главным источником исторических фактов, ярких картинок из жизни разных слоев общества Древней Руси. Дают понимание ее идеологии, политики и места в мировой истории.

  3. 1
    Овчинников Иван 4 класс
    2
    Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой по годовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»),отсюда название летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
    3
    Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIVXVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы).
    4
    Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте. При каждом монастыре был свой летописец. Следующие два слайда посвящены очень известным летописям (летописцам).
    5
    Новый летописец («Книга глаголемая Новый летописец») памятник позднего русского летописания, который охватывает события со времени окончания царствования Ивана IV до 1630 г. Является важным источником по истории Смутного времени. В произведении ярко прослеживается публицистическое начало. Основной его целью было доказать право Романовых на престол.
    6
    Летописец великих князей литовских старейшее известное летописное произведение из числа белорусско- литовских летописей. В литовской историографии известна как первая редакция Литовской хроники. Описывает политическую историю Великого княжества Литовского в период от смерти Гедимина в 1341 году до конца XIV века. «Летописец…» написан западнорусским языком неизвестным автором в конце 1420-х годов в Смоленске.

  4. Закутская Наталья Дмитриевна
    Закутская Наталья Дмитриевна
    Учитель начальных классов
    МОУ «Красногороденская оош»
    Летописи
    Урок литературного чтения
    4 класс
    Учитель начальных классов
    МОУ «Красногороденская оош»
    Закутская Н.Д.
    Древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.
    В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором.
    «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
    «Повесть временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних старцев, документы княжеского архива, иноземные хроники и народные сказания.
    Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий.
    В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах.
    Он обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями.
    В самом заголовке своего введения в летопись Нестор поставил три исторических вопроса и сжато ответил на них:
    – Отъкуду есть пошла Русськая земля?
    – Кто в Киеве нача первее княжити?
    – Отъкуду Русськая земля стала есть (утвердилась)?
    Составляя «Повесть временных лет», летописец ставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и показать место восточных славян среди европейских и азиатских народов.
    Домашнее задание : оформить на альбомном листе небольшой фрагмент текста летописи, используя заставки и миниатюры. (Для выставки работ современных «летописцев».)

    http://thelib.ru/books/nadezhda_alekseevna_ionina/suzdal_istoriya_legendy_predaniya-read-2.html
    http://ppt4web.ru/literatura/istorija-v-proizvedenijakh-aleksandra-sergeevicha-pushkina-.html
    http://izvestia.kharkov.ua/on-line/20/1125665.html
    http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=1688&iid=18195
    http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=45104.0
    http://che2012.ucoz.ru/news/kulikovskaja_bitva_pravda_i_vymysel/2012-06-25-25
    http://oldstory.info/index.php?/topic/9067
    http://thedb.ru/catalog/
    http://historykratko.ru/knyaz-oleg-veshhij
    http://manasa.ru/mess_1364462828.html
    http://artru.info/il/2913/
    http://dreamland.uanics.com/?p=4040
    http://magician.clan.su/publ/vse_o_magii/goroskopy/slavjanskij_goroskop/9-1-0-74
    http://www.liveinternet.ru/users/4331010/post216735042/
    http://narodna.pravda.com.ua/history/506f61628f239/
    Интернет источники:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *