Сочинение на тему летописец пимен в моем представлении

10 вариантов

  1. С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
    Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
    Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
    Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
    Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
    Монах летописец.

  2. Пимен – человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.
    Образ Годунова Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.
    Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.
    Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

  3. Историческая пьеса «Борис Годунов» была написана А. С. ПушкинЫм в 1825 году. В этом произведении великий поэт попытался глубоко проникнуть в суть драматических событий, происходивших в России на рубеже XVI-XVII веков, и дать им собственную оценку.
    Одним из наиболее ярких и запоминающихся персонажей поэмы является летописец Пимен. Человек сложной судьбы, прошедший через многие жизненные радости и потрясения на закате своей жизни Пимен добровольно выбирает отречение от мирской суеты. Но именно это самовольное затворничество в монашеской келье, без которой невозможно представить его образ, наделяет Пимена возможностью здраво и глубоко видеть происходящее вокруг, обладать характером цельной зрелой личности и достичь духовного просветления:
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь Господь меня привел.
    Не являясь частью толпы, Пимен оценивает своим незамутненным мышлением исторические перипетии Смутного времени, четко определяя, что есть добро и что есть зло.
    Симпатию и восхищение вызывает в Пимене то, с какой самоотдачей трудится он над созданием своих летописей….
    В труде своем видит летописец наивысшую отраду, в беспристрастном донесении исторической правды до потомков — свой долг. Спокойный сосредоточенный внешний вид Пимена объясняется глубиной его внутреннего мира, интенсивной духовной деятельностью. Это умиротворение человека, нашедшего свое призвание:
    Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил.
    Несмотря на внешнюю беспристрастность Пимена в его душе происходит мощная внутренняя работа. Он глубоко потрясен происходящими событиями и тяжело переживает кровавое восхождение на трон Бориса Годунова:
    О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли…
    В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин анализирует взаимоотношения монархической власти и простого народа, обреченного терпеть ее преступные злодеяния. В то же время поэт пытается оценить роль отдельной прогрессивной личности в круговороте исторических событий, захлестнувших Россию в период Смутного времени. Собирательный образ Пимена олицетворяет кроткого, беспристрастного и духовно просветленного монаха-летописца, наделенного народной мудростью, способного дать верную оценку происходящему и видящего свое предназначение в преданном служении людям и Богу.

  4. Пимен завещает продолжить летописание иноку Григорию Отрепьеву, который оказывается не способным это сделать, охваченный “бесовским мечтаньем”. Во-вторых, Пимен заканчивает свое “сказание” эпизодом убийства царевича Феодора, сына Ивана Грозного : Сей повестью печальной заключу
    Я летопись мою; с тех пор я мало
    Вникал в дела мирские.
    Таким образом, дело Пимена как бы продолжает сам создатель трагедии. Автор занимает позицию летописца: он начинает повествование с того исторического момента, на котором остановился Пимен; он избирает следствие “ужасного злодейства” – нечистую совесть Бориса Годунова – одной из основных духовных причин бедствий царя и его царства. Пимен – полноценный художественный образ, содержательной доминантой которого является устремленность к Богу. В этом плане с Пименом сопоставим только Патриарх, но в речах и поступках Патриарха много мирского, идущего от озабоченности делами государства, тогда как Пимен – в своей устремленности к вечному – величественно спокоен.
    Внешность Пимена изображена в свете любовного взгляда Григория: “Как я люблю его спокойный вид”, “смиренный, величавый”. Пипен вспоминает царя Ивана Грозного в моменты его раскаяния, задумчивости, тихой беседы, когда царь давал обет: “Прииду к вам, преступник окаянный”, а монахи молились за него.
    Пимен – монах, летописец – высшая нравственная и праведная высота, с которой автор обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения.
    “Пушкин уразумел своим русским чутьем, что здесь запечатлена от века лучшая часть нашей народной души, видавшей в монашестве высший идеал духовно-религиозной жизни. Ее неутомимая тоска по горнему отечеству находила отклик в его собственном сердце, звавшем его туда, “в заоблачную келью, в соседство Бога Самого “” (Анастасий 1996: 81) .
    В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских монахов-летописцев.
    “Характер Пимена, – писал Пушкин, – не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия… ” (Рукою Пушкина 1935: 745) .
    Вспоминая Ивана Грозного, Пимен говорит: А мы в слезах молились,
    Да ниспошлет Господь любовь и мир
    Его душе страдающей и бурной.
    Пушкин выражает православную точку зрения на отношение власти к народу, понимая духовную основу этого отношения: не закон, но благодать. Нравственную чистоту должен нести православный царь своим подданным.
    “Наука, литература, благотворительность, школьное просвещение, а в особенности христианская убежденность и одушевленное Православие – вот те посредства, чрез которые истинный общественный деятель, истинный любитель народа сообщает нравственные силы своего духа общественному быту” (Антоний 1996: 143) . Учитывая единство и цельность изображаемой исторической действительности и своеобразие пушкинского мировосприятия, необходимо отметить, что народ – это все, кто изображен в произведении: это люди одной национальности, одной православной веры, одного общего греха. В пределах этой цельности идет разделение на царя, царедворцев, Патриарха, Пимена, Самозванца – и собственно простой народ. Последний также представлен разделенным, во-первых, на народ помыкаемый и управляемый (массовые сцены) и народ в его индивидуальности и его трудовой определенности (бедные монахи, стрельцы, хозяйка корчмы) . Пимен своим трудом обращается к потомкам именно православных, сам он – православный монах, пишущий летопись православного царства и православного народа. К русскому православному читателю обращается и Пушкин. В этих словах Пимена есть еще один смысл: “потомки” мыслятся не как нечто “иное”, отдельное от ныне живущих, но как люди, единые с живущими в вере, в отношении к царю и родной земле. В мировосприятии Пимена воплощена основная идея – идея единства православия, самодержавия и народа

  5. Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — это как раз «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.
    Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет, Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:
    Как я люблю его спокойный вид,
    Когда, душой в минувшем погруженный,
    Он летопись свою ведет…
    Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:
    Ни на челе высоком, ни во взорах
    Нельзя прочесть его сокрытых дум.
    Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.
    Так точно дьяк в приказах поседелый,
    Спокойно зрит на правых и виновных.
    Добру и злу внимая равнодушен,
    Не ведая ни жалости, ни гнева.
    На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех». Слова Пимена о случившемся злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.
    И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное против божеских и человеческих законов:
    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли…
    И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной повести:
    Сей повестью плачевной заключу
    Я летопись мою…
    Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»
    Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя служению духовным целям:
    Постой лоры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном писании. И его наивысшая мудрость — это вдохновенный труд. На склоне лет Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле, которое совершается во имя высоких целей.
    Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.

  6. Величайшее произведение русской классики, созданное в 1825 году Александром Сергеевичем Пушкиным, – трагедия «Борис Годунов». Большая часть творчества поэта посвящена историческим событиям, так как он живо интересовался прошлым своей страны.
    Трагедия «Борис Годунов» представляет собой изображение событий 16 и 17 веков, то время, когда политические вопросы были наиболее острыми, а взаимоотношения власти и народа самыми напряженными. И Пушкину удалось это передать, все персонажи предстают перед нами правдоподобно и будто живые. Причем, как главные, так и второстепенные, роль которых не так важна для развития сюжета произведения.
    Одним из основных героев трагедии является летописец Пимен, которого Пушкин изобразил с особенной любовью и трепетом. Для создания этого образа автор перечитал старые летописи и знаменитый труд Карамзина. Этот персонаж сборный, в нем объединены все качества, отмеченные в разных летописных источниках.
    В первый раз мы встречаем Пимена в его келье в Чудовом монастыре, где он ведет разговор с юным Григорием Отрепьевым. Оказывается, летописец много чего повидал в жизни: он предавался веселым пирам, сражался с литовской ратью под предводительством Шуйского, воевал у стен Казани. Теперь же он монах, который видит свою миссию в служении Богу, он смирен и изо дня в день читает молитвы. Такую же судьбу Пимен пророчит Григорию, вот только по неосторожности рассказывает о событии, которое ему довелось увидеть: восшествие на престол Бориса Годунова после убийства малолетнего царевича Дмитрия в Угличе.

  7. Для чего же потомкам знать историю? Чтобы знать минувшую судьбу родной земли, помнить о добрых деяниях своих царей, а так же о темных деяниях. Относительно последнего Пимен считал, что люди должны извлекать из ошибок урок. Например, избрание царем Бориса Годунова монах считал большим злом, которое допустил народ.
    Пимен, найдя себе дело по душе, ощущает, что сызнова живет. Минувшие события всплывают в его памяти, как уже далекие образы и он пытается их ухватить и сохранить в летописи. Он чувствует приближение старости, уж и память стала не та. Однако свой долг – дописать летопись – он обязан выполнить.
    Образ Пимена хоть и вымышленный, но реалистичный. Многие в нем увидели летописца Нестора. Но на самом деле Пушкин сделал обобщенный образ лучших русских летописцев. Автор восхищался их смиренностью, кротостью, самоотверженным трудолюбием. Недаром другой персонаж Григорий Отрепьев любуется ним в пятой сцене и говорит, что любит его спокойный вид. Юный монах пытается угадать, о чем сейчас пишет Пимен. Но его вид одинаково спокоен, и когда он пишет о благородных событиях, и когда о темных злодеяниях. Летописец отвергнул собственные эмоции для того, что объективно описывать события. Его вид кажется Григорию одновременно смиренным и величавым. Однако юноша завидует богатому прошлому этого человека. Он жалеет, что так рано вынужден смирить свой пыл в монастыре. Более правильным ему кажется путь Пимена – от насыщенной событиями молодости к тихой старости.
    Для Пушкина Пимен – идеальный образ русского летописца. Автор выделяет такие основные качества летописи: объективность, беспристрастность летописца, детальность и широта описываемых событий. Всех этих правил Пимен придерживается с особой старательностью. И он надеется, что Григорий Отрепьев продолжит его труд с таким же старанием. Вот только судьба Григория Отрепьева сложится абсолютно иначе, и отчасти, это есть результатом влияние летописца Пимена.

  8. Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»
    Одним из самых замечательных произведений, обращенных
    к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата
    русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось
    в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых
    ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление
    о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — это как раз
    «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.
    Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет,
    Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий
    спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами
    Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий
    о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:
    Как я люблю его спокойный вид,
    Когда, душой в минувшем погруженный,
    Он летопись свою ведет…
    Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира
    Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто…
    угадать хотел, о чем он пишет»:
    Ни на челе высоком, ни во взорах
    Нельзя прочесть его сокрытых дум.
    Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает
    дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.
    Так точно дьяк в приказах поседелый,
    Спокойно зрит на правых и виновных.
    Добру и злу внимая равнодушен,
    Не ведая ни жалости, ни гнева.
    На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать
    равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»:
    для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье. С какой
    же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем:
    «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех». Слова Пимена о случившемся
    злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.
    И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное
    против божеских и человеческих законов:
    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли…
    И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной
    повести:
    Сей повестью плачевной заключу
    Я летопись мою…
    Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы
    потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают
    потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»
    Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена
    «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя
    служению духовным целям:
    Постой лоры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном
    писании. И его наивысшая мудрость — это вдохновенный труд. На склоне лет
    Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле,
    которое совершается во имя высоких целей.
    Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого
    вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось
    собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие,
    кротость, отсутствие суетности и пристрастности.

  9. Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — это как раз «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.
    Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет, Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:
    Как я люблю его спокойный вид,
    Когда, душой в минувшем погруженный,
    Он летопись свою ведет…
    Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:
    Ни на челе высоком, ни во взорах
    Нельзя прочесть его сокрытых дум.
    Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.
    Так точно дьяк в приказах поседелый,
    Спокойно зрит на правых и виновных.
    Добру и злу внимая равнодушен,
    Не ведая ни жалости, ни гнева.
    На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех». Слова Пимена о случившемся злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.
    И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное против божеских и человеческих законов:
    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли…
    И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной повести:
    Сей повестью плачевной заключу
    Я летопись мою…
    Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»
    Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя служению духовным целям:
    Постой лоры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном писании. И его наивысшая мудрость — это вдохновенный труд. На склоне лет Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле, которое совершается во имя высоких целей.
    Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.

  10. Одним из самых замечательных произведений, обращенных
    к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата
    русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось
    в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых
    ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление
    о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — это как раз
    «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.
    Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет,
    Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий
    спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами
    Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий
    о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:
    Как я люблю его спокойный вид,
    Когда, душой в минувшем погруженный,
    Он летопись свою ведет…
    Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира
    Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто…
    угадать хотел, о чем он пишет»:
    Ни на челе высоком, ни во взорах
    Нельзя прочесть его сокрытых дум.
    Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает
    дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.
    Так точно дьяк в приказах поседелый,
    Спокойно зрит на правых и виновных.
    Добру и злу внимая равнодушен,
    Не ведая ни жалости, ни гнева.
    На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать
    равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»:
    для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье. С какой
    же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем:
    «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех». Слова Пимена о случившемся
    злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.
    И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное
    против божеских и человеческих законов:
    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли…
    И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной
    повести:
    Сей повестью плачевной заключу
    Я летопись мою…
    Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы
    потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают
    потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»
    Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена
    «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя
    служению духовным целям:
    Постой лоры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном
    писании. И его наивысшая мудрость — это вдохновенный труд. На склоне лет
    Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле,
    которое совершается во имя высоких целей.
    Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого
    вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось
    собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие,
    кротость, отсутствие суетности и пристрастности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *