Сочинение на тему летописец

9 вариантов

  1. Перед вами сочинение на тему “Великий летописец Нестор”
    Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по XVII столетие, создавалось русское летописание. Первую историю Древней Руси — летопись под названием «По­весть временных лет » составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В заглавии своего великого труда он написал: «Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть ». Летописец подробно излагает не только историю славянс­ких племен, но и связывает ее с историей всего человечества. Он описывает события давно минувших дней и своего времени, сла­вит князя Владимира, который ввел христианство на Руси, тем самым открыв государству дорогу для культурного развития и обмена с другими народами. Высоко оценивает Нестор заслуги Ярослава Мудрого, много сделавшего для просвещения Руси. Он упорно трудился над уточнением хронологии, начиная повествование с 852 года, поскольку под этим годом он нашел в Византийской хронике первое упоминание о Руси. Однако Не­стор не считал этот год «началом» Русского государства. По­весть в том виде, как ее написал Нестор, не дошла до нас. Летописец постоянно напоминает о моральности поступков, об уважительном отношении к отеческим традициям и обыча­ям. От первых рассказов («Месть Ольги», «Об убийстве Бориса и Глеба», «Белгородский кисель», «Ослепление Василька») до последних утверждает мысль, что зло наказуемо.

  2. ЛЕТОПИСИ—на Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного, они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени “уступая первенство другому историографическому жанру — хронографам. Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий.
    По структуре своей древнерусские Л. представляли своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий.
    Чаще всего летописец ограничивался краткой информацией о случившемся, Например: “В лето 6751 (1143). Всеволод ожени сына своего Святослава Василковною, Полотскаго князя. То е же зимы иде Изяслав к строеви (дяде.— Я. Л.) своему Гюргю и не уладивъся с ним, иде к брату Смолиньску, и оттуда иде к другому брату своему Святополку Новугороду, тамо и зимова”. Но в ряде случаев летописец прибегал к литературной форме изложения, создавая сюжетное повествование о наиболее значительных событиях отечественной истории. Именно из Л. мы знаем в подробностях о походе, пленении и бегстве из плена князя Игоря Святославича, о трагедии битвы на Калке, о Куликовской битве, обстоятельствах захвата Москвы Тохтамышем, о феодальной войне XV в., кульминационным эпизодом которой явилось пленение и ослепление великого князя Василия II Васильевича и т. д. Даже в погодные записи летописцы зачастую включают обращения князей, их диалоги, широко используют в них литературные штампы: устойчивые речевые формулы, красочные эпитеты, риторические обороты и т. д. Л. не только основные источники по политической истории Руси, но и самые обширные памятники древнерусской светской литературы, а летописание—один из ведущих ее жанров.
    Русское летописание имеет длительную историю. При современном уровне знаний пока не удается установить, когда начали вести записи об исторических событиях, сменяя предшествующую форму исторических знаний — устные рассказы, предания и легенды. По мнению большинства ученых, последователей акад. А. А. Шахматова, Л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. XI в. Древнейшей из дошедших до нас Л. является Повесть временных лет. Уже этот летописный свод нач. XII в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. В Повесть временных лет вставлены тексты договоров с Византией, предания о возникновении Киево-Печерского монастыря, изложение священной истории в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя Владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. Подобный синкретический характер Л. сохранит и позднее в дальнейшем. Особый интерес представляют так называемые летописные повести — сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной истории.
    До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие — в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе — в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде — предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. Сводный характер Л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. Шахматовым. Если две или несколько Л. до определенного года совпадают между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. Шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас Л. XIV—XVII вв.: сводов XIV, XV и более ранних веков, вплоть до XI в. Конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию — “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ).
    Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. южнорусских княжеств XII—XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII— нач. XIII в. лучше всего сохранились в составе Лаврентьевской и Радзивиловской Л. (см. Летопись Лаврентьевская, Летопись Радзивиловская), а также Летописца Переяславля Суздальского. Летописный свод, связанный с митрополитом Киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в Троицкой Л., сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Ее текст был реконструирован М. Д. Приселковым (Троицкая летопись: Реконструкция текста — М.; Л., 1950).
    Около 1412 г. был создан летописный свод в Твери, отразивший дополненную переработку общерусского летописного свода конца XIV— нач. XV в., близкую к Троицкой Л. Он отразился в Симеоновской Л. (ПСРЛ.— Т. 18) и Рогожском летописце (ПСРЛ.— Т. 15.—Вып. 1). Другим источником Рогожского летописца был Тверской свод 1375 г., отразившийся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ.—Т. 15). Особый интерес представляет общерусский, так называемый Новгородско-Софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. XV в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на Калке, нашествии Батыя и отсутствовавшие в Троицкой Л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о Куликовской битве, повесть о нашествии Тохтамыша, “СЛОВО О ЖИТИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО” и т. д. Свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в Москве, соединил общерусское летописание с новгородским. Свод дошел в Софийской I Л. (ПСРЛ.—Т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и Новгородской IV Л. (Т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено).
    Первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. XV в. Летописный свод 1472 г. отразился в Вологодско-Пермской Л. (ПСРЛ.—Т. 26) и Никаноровской Л. (ПСРЛ.— Т. 27). В основе его лежал Новгородско-Софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях). Более радикальная переработка предшествующего летописания была произведена великокняжескими сводчиками в конце 70-х гг. XV в.: Новгородско-Софийский свод был соединен со сводом, близким к Троицкой Л. (с цензурной обработкой материала обоих источников), и с др. памятниками. Великокняжеский московский летописный свод 1479 г., отразивший эту переработку, лег в основу всего официального летописания конца XV—XVI в. Он сохранился в не изданном пока списке XVIII в. (в Эрмитажном собрании в РНБ), а его более поздняя редакция, доведенная до 1492 г , издана в 25-м томе ПСРЛ
    Летописная компиляция, положенная в основу Московского свода 1479 г, отразилась и в первой части Ермолинской Л. (ПСРЛ.—Т 23), названной так Шахматовым в связи с тем, что в ней содержится подборка известий о деятельности архитектора В. Д. Ермолина в 1462—1472 гг. Вторая часть Л. содержит материал, независимый от великокняжеского летописания и восходящий, очевидно, к своду, составленному в Кирилло-Белозерском монастыре. Этот же свод отразился и в так называемых Сокращенных летописных сводах конца XV в. (ПСРЛ.—Т. 27). Ростовский архиепископский свод 80-х гг. XV в отразился в Типографской Л. (ПСРЛ.— Т. 24).
    В Софийской II (ПСРЛ.—Т 6) и Львовской (ПСРЛ.—Т. 20) Л. отразился свод 1518 г, в свою очередь, опиравшийся на некий летописный свод 80-х гг. XV в., составленный в неофициальных церковных кругах.
    В конце 20-х гг. XVI в. при московской митрополичьей кафедре была составлена летопись, охватывающая события 1437—1520 гг., названная по имени своего владельца Иоасафовской (текст ее опубликован в 1967 г. А А. Зиминым отдельным изданием). К тем же годам относится и составление первой редакции крупнейшей из русских летописей — Никоновской (см. Летопись Никоновская). Между 1542—1544 гг. была составлена другая обширная летопись — Воскресенская (ПСРЛ — Т. 7—8). Во 2-й пол. 50-х гг XVI в. первоначальная редакция Никоновской Л. была соединена с извлечениями из Воскресенской Л. и Летописца начала царства (летописи, излагавшей события 1533— 1552 гг., т е. начала великого княжения, а затем царствования Ивана Грозного). Наконец, в 1568—1576 гг. при Иване Грозном создается многотомная иллюстрированная Л.—так называемый Лицевой свод. Это были последние общерусские летописные своды, уступившие затем место иному виду историографического труда — хронографам (см Хронограф Русский).
    Л., ведшиеся в XVII—XVIII вв., представляли собой памятники не общерусского, а скорее местного провинциального летописания.
    Я. С. Лурье

  3. 3
    Текст добавил: Беньковская Алёна))*

    С переводных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных преданий, песен, легенд и т.д. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книгу, которая называлась летописью. В конце 30-х — начале 40-х годов Хи ст. завершено древнейшее летописный свод. Начиналось оно рассказом о легендарных основателей Киева — братьев Кия, Щека, Хо-Рива и их сестре Лыбеди. Однако в этом возведении еще не указывалось, в какие годы происходили события. Около 1073 древнейшее летописный свод переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который славился своей ученостью и мудростью. Он ввел в него много новых рассказов о давних и новейших события, разместил их в хронологическом порядке, указав годы. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи.
    В начале XII в. в княжение Владимира Мономаха на основе предыдущих сводок монах того же монастыря Нестор создал «Повесть временных лет, доведя записи до 1113 года. В первоначальном виде эта летопись до-нас не дошел — он сохранился в нескольких копиях (списках) позднего времени (Лаврентьевской, Ипатському, Сильвестривському и других). У них немало переработанных и прилагаемых статей. Всех таких списков «Повести», сделанных в XIV — XVIII века, дошло до нас более двухсот. Изложение в них начинается легенде о всемирном потопе, потом рассказывается о происхождении славян, их расселение, основание Киева и т.д. Хронологическое изложение ведется от 852. года. «Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, возникшие позже в монастырях или при княжеских дворах других городов — Галич, Новгород, Тверь. Такие летописи воспроизводили события, происходившие в этих княжествах.
    Во всех летописях есть и очень сжатые записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические личности, приводятся их высказывания. Такие рассказы написаны образно, эмоционально, оживленной языке, поэтому летописи является памятником не только истории, но и художественной литературы. Заказать гшсцям такую книгу могли только состоятельные люди. Однако во многих монастырях, при княжеских дворах и церквях были уже богатые библиотеки.
    Издавна восточные славяне вели постоянные войны с соседними государствами, которые нападали на русские земли. В XI — XII вв. южными соседями Руси были половцы, пришедшие из глубин Азии. их многочисленные орды, племена и мижплеменни объединения занимали большую территорию от Волги до Днепра, от Черного и Азовского морей в полосу лесостепи. В мирное время половцы и восточные славяне никогда не враждовали. Каждый на своей земле пас скот, выращивал урожаи, занимался ремеслами и охотой, вел торговлю с соседними племенами. Раздор порождала захватническая политика господствующей верхушки. Половецкие ханы со своими войсками нападали на соседние страны. Набегая на русские княжества, половцы грабили, жгли, разрушали города и поселения, убивали стариков и малых, а молодежь забирали в плен. Чтобы предупредить набеги половцев, русские князья также делали походы на их земли.
    Между самими русскими князьями не всегда было согласие. Все чаще вспыхивали междоусобные войны. Единственное государство постепенно распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Объединяясь в группы, князья нападали друг на друга, ицоб увеличить свои владения и богатства. Это приводило к кровопролитным столкновениям, в которых гибли тысячи единокровных русичей — как воинов, так и мирных тружеников городов и поселений.
    Если бы все русские земли общими силами оборонялись от агрессивных соседей, то всегда бы побеждали их. Однако некоторые князья предпочитали действовать в одиночку, что часто приводило к поражению русичей.
    Расскажите о летописи: их возникновения, важнейшие списки, содержание и форму записей. Почему древнерусские летописи считаются памятниками и художественной литературы? Какие летописные рассказы вы знаете? Передайте их содержание.

  4. Что такое русская летопись и её особенности
    «Повесть временных лет» написана в период, когда один общественный уклад сменялся другим: уходящий патриархально-общинный новым, феодальным. С этим связаны два исторических сознания — эпическое и летописное. «Повесть временных лет» создана как произведение письменности, но, по существу, отражает устное народное творчество. На основе устной традиции своего времени «Повесть временных лет» создает письменный литературный язык, письменную историю Руси.
    Устные истоки давали главным образом материал, содержание и идеи для построения русской истории, отчасти ее стилистическое оформление — язык. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Что такое русская летопись и её особенности. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Традиции же письменности вводили весь этот материал в привычные для средневековой книжности композиционные рамки. Летописцы работали обычными приемами средневековых книжников. В «Повести временных лет» сказались навыки обращения с материалом, типичные для средневековых писателей и совсем не похожие на писательские навыки нового времени.
    Средневековая русская книга внешне, своим составом резко отличается от книг нового времени — XVIII—XX веков. В средневековой письменности редко можно было найти произведение одного автора или одно произведение, переплетенное в отдельный переплет, выделенное в отдельную самостоятельную книгу. Нельзя представить себе, что на книжной полке средневекового любителя чтения стояли рядом в отдельных переплетах «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха» и т. д. Средневековая русская книга — пергаменная первоначально (то есть написанная на особым образом выделанной коже), а в конце XIV века бумажная, крытая деревянными крышками, обтянутыми кожей, застегивавшаяся на медные застежки, многолистная и тяжелая — была чаще всего сборником.
    Действительно, внимательное и тщательное изучение многочисленных текстов русских летописей показывает, что летописцы составляли летописи как сборники — «своды» предшествующих летописных материалов с присоединением своих записей за последние годы. Именно в результате такого рода соединений в летописях предшествующих летописных материалов иногда получается так, что та или иная летопись дважды, а иногда и трижды говорит об одном и том же событии: соединяя несколько предшествующих летописей в одну, летописец мог не заметить, что он повторил свой рассказ, «дублировал» известие на основании нескольких источников.
    Итак, летопись — это свод, сборник. Составляя свой свод, летописец прежде всего заботился о том, чтобы получить в свои руки труды своих предшественников — таких же летописцев, затем исторические документы — договоры, послания, завещания князей, исторические повести, жития русских святых и т. д. и т. п. Собрав весь доступный ему материал, иногда многочисленный и разнообразный, иногда всего два-три произведения, летописец соединял его в последовательном изложении цо годам. Летописи он соединял год с годом. Документ помещал под годом, к которому он относился, житие святого — под годом смерти этого святого, историческую повесть, если она охватывала несколько лет, разбивал по годам и каждую часть помещал под своим годом и т. д. Построение летописного изложения по годам давало ему удобную сеть для занесения в нее все новых и новых произведений. Работа эта не была механической: летописцу приходилось иногда устранять противоречия, иногда производить сложные хронологические изыскания, чтобы поместить каждое событие под своим годом. Исходя из своих политических представлений, летописец иногда пропускал то или иное известие, делал тенденциозную подборку этих известий, изредка сопровождал их собственным кратким политическим комментарием, но при этом не сочинял новых известий. Закончив свою работу «сводчика», летописец дополнял этот материал собственными записями о событиях последних лет.
    Составленная из разновременных кусков, из произведений разных жанров, летопись внешне кажется пестрой, сложной, неоднородной. Однако в целом летопись все же едина, как едино здание, построенное из крупных грубо отесанных камней. В этом есть даже особая красота — красота силы, огромности, монументальности.
    Единство летописи, как исторического и литературного произведения, не в заглаженности швов и не в уничтожении следов кладки, а в цельности и стройности всей большой летописной постройки в целом, в единой мысли, которая оживляет всю композицию. Летопись — произведение монументального искусства, она мозаична. Рассмотренная вблизи, в упор, она производит впечатление случайного набора кусков драгоценной смальты, но, окинутая взором в ее целом, она поражает нас строгою продуманностью всей композиции, последовательностью повествования, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания.

  5. ВЕЛИКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР
    Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по XVII столетие, создавалось русское летописание.
    Первую историю Древней Руси — летопись под названием «По­весть временных лет » составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В заглавии своего великого труда он написал: «Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть ».
    Летописец подробно излагает не только историю славянс­ких племен, но и связывает ее с историей всего человечества. Он описывает события давно минувших дней и своего времени, сла­вит князя Владимира, который ввел христианство на Руси, тем самым открыв государству дорогу для культурного развития и обмена с другими народами. Высоко оценивает Нестор заслуги Ярослава Мудрого, много сделавшего для просвещения Руси.
    Он упорно трудился над уточнением хронологии, начиная повествование с 852 года, поскольку под этим годом он нашел в Византийской хронике первое упоминание о Руси. Однако Не­стор не считал этот год «началом» Русского государства. По­весть в том виде, как ее написал Нестор, не дошла до нас.
    Летописец постоянно напоминает о моральности поступков, об уважительном отношении к отеческим традициям и обыча­ям. От первых рассказов («Месть Ольги», «Об убийстве Бориса и Глеба», «Белгородский кисель», «Ослепление Василька») до последних утверждает мысль, что зло наказуемо.

  6. Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись – форма исторических сочинений древнерусской литературы. Русская летопись ярко отразила национальные интересы и стала показателем роста национального самосознания народа. Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов.

    Запечатленное время

    В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке означает «год»). Вехами истории обычно являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над врагами, строительство соборов и т.д. По замыслу летописцев, их повествование должно продолжаться, пока существует мир. Некоторые ученые (например, И.Н. Данилевский) полагают, что летописи составлялись не для людей, а для Страшного суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: в летописи перечислялись грехи и заслуги правителей и народа. Летописец не истолковывал события, а просто описывал их.
    Классическое изображение русского летописца дано А.С. Пушкиным в образе Пимена («Борис Годунов»), который так формулирует кредо средне-векового историка: «Описывай не мудрствуя лукаво. Все то, чему свидетель в жизни будешь: Воину и мир, управу государей. Угодников святые чудеса. Пророчества и знаменья небесны…» По мысли Пушкина, историческая память является и уроком современности и основой народной нравственности.
    Все происходящее он объяснял волей Божией и рассматривал в свете Страшного суда. Летописцами были обычно монахи, описание событий велось при монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов.
    Летописи делятся на общерусские и местные. В общерусских летописных сводах соединены известия о событиях, происходивших в самых разных княжествах. Составители местных летописей интересуются случаями, связанными только со своим городом или княжеством.
    Почти все русские летописи представляют собой своды — соединение нескольких более ранних вариантов. Первые дошедшие до нашего времени летописи относятся к рубежу XIII—XIV вв. Но летописание велось на Руси и раньше.

    «Повесть временных лет»

    «Нестор-летописец». Скульптор М. Антокольский. 1889 г.
    В 1110-1113 гг. была завершена первая версия «Повести временных лет» — летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси, легенды и предания: о войнах русских с Византийской империей, о княжении в Киеве легендарного князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбиди, о происхождении названия города Киева от имени князя Кия, о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа, о призвании на княжение на Русь в 862 г. трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря.
    Эта летопись — не только исторический, но и литературный памятник. Академик Д.С. Лихачев считал ее «не просто собранием фактов русской, истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».
    Название летописи обыкновенно переводится как «Повесть минувших лет». Существуют и другие толкования: «Повесть, в которой повествование распределено по годам» или «Повествование в отмеренных сроках», т.е. рассказ не о вечном, а о преходящем – кануне конца света и Страшного суда. Вероятный автор этой летописи — монах Киево-Печерского монасты-ря Нестор.
    В XII в. текст «Повести временных лет» переработал монах Сильвестр. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет», дошедшая до нас в составе Лаврентьевской (XIV в.) и Ипатьевской летописей (XV в.).

    Позднейшие летописные своды

    Успенский собор Киево-Печерской лавры.
    Важным этапом в истории русского летописания было завершение Киевского великокняжеского летописного свода (конец XII в.), в состав которого вошли местные летописи. В1212 г. был создан Владимирский свод. В XIII в. на юго-западе Руси была составлена Галицко-Волынская летопись. Одним из центров летописания после монголо-татарского нашествия стала Тверь.
    В начале XV в. центр летописания переместился в Москву: здесь по инициативе митрополита Киприана был создан первый Московский летописный свод. В XVI в. при Московском великокняжеском дворе была составлена обширнейшая Никоновская летопись. В этой работе, по-видимому, лично участвовал царь Иван Грозный. В XVII в. летописание постепенно приходит в упадок, возникают новые, не летописные формы исторических сочинений.
    Традиция летописи прослеживается в сочинениях XVIII-XIX вв. Ориентация на стиль летописи присутствует в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В пародийных целях форма летописи использовалась А.С. Пушкиным («История села Горюхина») и М.Е. Салтыковым-Щедриным («История одного города»).

  7. С переводных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных преданий, песен, легенд и т.д. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книгу, которая называлась летописью. В конце 30-х – начале 40-х годов Хи ст. завершено древнейшее летописный свод. Начиналось оно рассказом о легендарных основателей Киева – братьев Кия, Щека, Хо-Рива и их сестре Лыбеди. Однако в этом возведении еще не указывалось, в какие годы происходили события. Около 1073 древнейшее летописный свод переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который славился своей ученостью и мудростью. Он ввел в него много новых рассказов о давних и новейших события, разместил их в хронологическом порядке, указав годы. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи.
    В начале XII в. в княжение Владимира Мономаха на основе предыдущих сводок монах того же монастыря Нестор создал «Повесть временных лет, доведя записи до 1113 года. В первоначальном виде эта летопись до-нас не дошел – он сохранился в нескольких копиях (списках) позднего времени (Лаврентьевской, Ипатському, Сильвестривському и других). У них немало переработанных и прилагаемых статей. Всех таких списков «Повести», сделанных в XIV – XVIII века, дошло до нас более двухсот. Изложение в них начинается легенде о всемирном потопе, потом рассказывается о происхождении славян, их расселение, основание Киева и т.д. Хронологическое изложение ведется от 852. года. «Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, возникшие позже в монастырях или при княжеских дворах других городов – Галич, Новгород, Тверь. Такие летописи воспроизводили события, происходившие в этих княжествах.
    Во всех летописях есть и очень сжатые записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические личности, приводятся их высказывания. Такие рассказы написаны образно, эмоционально, оживленной языке, поэтому летописи является памятником не только истории, но и художественной литературы. Заказать гшсцям такую книгу могли только состоятельные люди. Однако во многих монастырях, при княжеских дворах и церквях были уже богатые библиотеки.
    Издавна восточные славяне вели постоянные войны с соседними государствами, которые нападали на русские земли. В XI – XII вв. южными соседями Руси были половцы, пришедшие из глубин Азии. их многочисленные орды, племена и мижплеменни объединения занимали большую территорию от Волги до Днепра, от Черного и Азовского морей в полосу лесостепи. В мирное время половцы и восточные славяне никогда не враждовали. Каждый на своей земле пас скот, выращивал урожаи, занимался ремеслами и охотой, вел торговлю с соседними племенами. Раздор порождала захватническая политика господствующей верхушки. Половецкие ханы со своими войсками нападали на соседние страны. Набегая на русские княжества, половцы грабили, жгли, разрушали города и поселения, убивали стариков и малых, а молодежь забирали в плен. Чтобы предупредить набеги половцев, русские князья также делали походы на их земли.
    Между самими русскими князьями не всегда было согласие. Все чаще вспыхивали междоусобные войны. Единственное государство постепенно распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Объединяясь в группы, князья нападали друг на друга, ицоб увеличить свои владения и богатства. Это приводило к кровопролитным столкновениям, в которых гибли тысячи единокровных русичей – как воинов, так и мирных тружеников городов и поселений.
    Если бы все русские земли общими силами оборонялись от агрессивных соседей, то всегда бы побеждали их. Однако некоторые князья предпочитали действовать в одиночку, что часто приводило к поражению русичей.
    Расскажите о летописи: их возникновения, важнейшие списки, содержание и форму записей. Почему древнерусские летописи считаются памятниками и художественной литературы? Какие летописные рассказы вы знаете? Передайте их содержание.

  8. Летописец Нестор
    Останавливаюсь перед скульптурой Н.Н. Антокольского «Летописец Нестор», что находится в одном из залов Киевского музея искусств. За столом в монашеской ризе сидит мудрец. Он склонился над толстым развернутым фолиантом. Благородные черты лица, длинная борода, длинные и гибкие персти…
    Что известно нам о славном автора «Повести временных лет, или откуда началась Русская земля, кто в Киеве стал княжить и откуда Русская земля стала быть?» Известно, что родился после смерти Ярослава Мудрого. Неизвестно, кто были его родители, как пришел в монастырь, у кого научился писать и читать. Известно только, что в 17 лет он стал монахом Стефаном, позже был рукоположен в диаконский сан. Всю жизнь посвятил важному и благородному делу – літописанню.
    Что же побудило Нестору написать историю своей родной земли? Видимо, гордость за прошлое, переживание за будущее, призыв к сохранению целостности родины.
    Выдающийся ученый, академик Д.С. Лихачев отмечал, что Нестор связал русскую историю с мировой, предоставив ей центрального значение в истории европейских стран. Летописец поражает знанием географии мира, греческой хроники, особенно Амартола и Логофета, народных преданий, исторических дум, песен.
    И самое главное, что Нестор наблюдал окружающий мир, общался с современниками.
    Появление «Повести временных лет» знаменовала, что русский народ имеет свою историю, которой можно гордиться. Эта работа стала одним из творений человеческого гения, творения, которому суждена долгая и славная жизнь. «Повесть временных лет» переведена в наше время английском, венгерском, чешском, польском, французском, немецком, датском, шведском языках.
    Есть имена, ставшие символами. Таким является и имя Нестора.
    Умер он примерно в 1116-1121 годах, в возрасте до 65 лет. Похоронили его в ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

  9. Из переведенных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т.п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книжку, которая носила название летопись. В конце 30-х – начале 40-х годов ХI ст. завершено древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева – братьев Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебедь. Однако, в этом сведении еще не указывалось, в какие года происходили события.
    Около 1073 года древнейшее летописное сведение переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который прославлялся своей ученостью и мудростью. Он ввел к нему много новых рассказов о давних и новейших событиях, разместил их в хронологическом порядке, указав года. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи. В начале XII ст. во время княжения Владимира Мономаха на основе предыдущих сведений монах того же монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», доведя записи до 1113 года. В первоначальном виде эта летопись к нам не дошла, но сохранилась в нескольких копиях (списках) более позднего времени. В них немало переработанных и добавленных статей. Всех таких списков «Повести», сделанных в XIV – XVIII ст., дошло к нам свыше двухсот. Изложение в них начинается легендой о всемирном потопе, потом рассказывается о происхождении славян, их расселении, учреждении Киева и т.п. Хронологическое изложение ведется от 852 года.
    «Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее в монастырях или при княжеских дворах других городов – Галича, Новгорода, Твери. Такие летописи воссоздавали события, которые происходили в этих княжествах. Во всех летописях есть и очень краткие записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания. Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *