Сочинение на тему лев и собачка

7 вариантов

  1. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых – Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.
    Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.
    Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.
    Несмотря на то что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.
    Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.
    «Лев и собачка», это микрорассказ, который ходит в сборники «Вторая русская книга для чтения» 1875 года, В «Хрестоматию детской литературы» 1975 года выпуска (рис.2) , в сборник микрорассказов Л. Н. Толстого 1981 года « Лев и собачка» (рис.3) , в этот сборник также входят микрорассказы, как «Орел», «Пожарные собаки», «Булька». Микрорассказ – это очень короткий рассказ.
    Эта история произошла давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории Толстому рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает, но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен. Он плакал, когда слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой. Эта черта сострадания сохранилась в нём до конца жизни.
    Произведение «Лев и собачка» является былью. Быль -и, ж. 1. То, что было в прошлом (устар.) 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). [1.65]
    Название рассказа говорит о том, что речь пойдет о диком животном льве и о домашнем животным маленькой собачке. Не зная о чем рассказ, мы не можем сказать какие у них взаимоотношения, кто они друг другу и что их связывает, но зная, что рассказ является былью, мы можем предположить, что сюжет будет связан с жизнью этих двух животных.
    В словаре С. И. Ожегова ЛЕВ ( Рис. 4)- это крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов.[1.320]. Слово собачка в том же словаре, это уменьшительно – ласкательное от слова «собака» образованное с помощью суффикса –чка-. СОБАКА ( Рис.5)- домашнее животное семейства псовых.[1.739]
    В названии союз «и»[1.235] соединяет два слова лев И собачка. Почему именно этот союз? Союз «и» является соединительным союзом. В произведении «Лев и собачка» союз «и» соединяет противоположности между семейством кошачьих и псовых, но по названию мы не можем сказать, что их объединяет или показывала их вражду. Поэтому перейдем к построчному анализу произведения.
    Первый абзац: «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям» является завязкой данного произведения. Читатель видит здесь противопоставления между дикими и домашними животными, у этих животных разный темперамент, разная среда обитания. Лев относится к семейству кошачьих, а собачка к псовым, кошки и собаки это вечные враги, но по названию и первому предложению читатель не видит вражды между ними.
    Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям. Это предложение вызывает у читателя неприятные ощущения, появляется чувство жалости к домашним животным.
    В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.
    «Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». Этот человек проявил жестокость по отношению к бедной маленькой собаки, он знал, что собачку бросят на съедение к дикому зверю и даже не проявил жалости к ней. В этом предложении используется слово «собачонка», 1. уменьш. к сущ. собака 2. Уничижительное к сущ. Собака[2.739], в этом случае, собачонка употребляется, как уничижительное значение, отношение не ласковое, а пренебрежительное. Человек, пришедший в этот зверинец, не проявил сострадание к собачке и ее бросили в клетку на съедение ко льву. Слово «Бросили», употребляется в значении «причинили страдания».
    Вызывает чувство жалости, сострадания, а человек неприятие.
    В абзаце «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее» говориться уже о самой собачке и льве. В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно, но он много написал о поведении этих животных.
    «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки». По этому предложению можно понять состояние собачки, она испугана, «поджать» подобрать под себя или прижать к себе, она прижала к себе хвост, это значит у животных испуг.[1.535] «Лев подошел к ней и понюхал ее» он не набросился сразу и не растерзал ее. И читатель думает, почему он так сделал? Скорей всего лев был сыт. Если бы лев был голоден, то он бы съел собачку. Лев не воспринимается как отрицательный герой, диким животным тоже надо есть.
    В предложении « Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком» (Рис.6) . собаки проявляют свое дружелюбие и доверие. Она была очень добрая, игривая и ласковая, приветливо махала хвостиком. Собачка признала его силу. Автор употребляет по отношению к собачке такие слова как, «лапки», «хвостик», «собачка», «собачонка» почему автор так ласково относится к ней? Наверно он любит ее, потому что она маленькая, добрая, беззащитная, ласковая.
    А в предложении, «Лев тронул ее лапой и перевернул», у льва «лапа» нет уменьшительно- ласкательного сопоставления, потому что лев – это хищник, царь зверей, крупное животное.Используется слово « тронул» прикоснуться к кому – чему-либо рукой или в данном случае лапой[1.812]. Он сделал это ласково, слегка прикоснулся. Лев заинтересовался собачкой, она ему понравилась, лев поступил с собачкой не грубо, как ожидал читатель.
    «Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки» (Рис.7). Она встала на задние лапки, увидев во льве нового хозяина. Собачка поступает необычно, словно хочет развлечь льва за то, что он ее не съел. Собачка была домашняя, дрессированная у нее были хозяева, которые научили ее этому.
    «Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее» Она была маленькая и беззащитная, поэтому он ее не трогал. «Не трогал» употребляется тут как, не обижал, не беспокоил, не задевал.
    В следующем предложении «Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке», автор рассказывает о том, как лев делиться едой с собачкой, ему для ее ни чего не жалко и они теперь друзья, а с друзьями надо делиться, не обижать их. Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. Эта собачка его единственный друг ему было одиноко в своей клетке, а теперь он не один. Слово «оторвал» 1. кого (что). Отделить рывком, дёрнув, натянув.[1.476] Значит что он хищник он не откусил, а именно оторвал кусок мяса, таким образом, лев проявил заботу по отношению к собачке, что бы собачка не осталась голодной.
    «Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу». (Рис. 8) В этом предложении у собачки проходит чувство страха перед львом ,«… легла подле него…», «подле» -(устар. и книжн.). нареч. Около, близко, совсем рядом, [1.537] легла близко это значит что она доверяет льву, «доверие» -я, ср. Уверенность в чьей-н. добросовестности, искренности, в правильности чего-н.[1.170] Это значит, что собачка была уже уверенна в том, что лев не причинит ей зла, она была в нем уверена. Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.
    В следующем абзаце «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней» говориться о том, что между львом и собачкой завязалась дружба. Употребляется наречие «иногда», время от времени, порой. [1.248]
    «Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему» «Барин» -, -а, мн. господа, -од и. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое.[1.36] У барина нет искренней привязанности к собачке, нет сигналов что ее ему не хватает, она ему не нужна, он хотел вернуть свое, свою собственность. «Собственность»- , -и, ж. Право на владение кем-чем-н. [2. 740]Но собачка не обрадовалась появлению своего хозяина, наверно потому, что она очень полюбила льва и подружилась с ним и не хотела расставаться.
    «Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал» (Рис.9). Лев тоже очень любил собачку и не хотел ее терять, поэтому он ощетинился и зарычал. Слово «Ощетинился», в толковом словаре Ожегова смотрим слово «щетинить»- подняться торчком, встопорщиться (о щетине, шерсти животного) при защите или нападении.[2.904] В этот момент лев встал на защиту собачки, и хозяин зверинца не смог ее забрать, побоялся льва.
    «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке». Жизнь льва и собачки изложена только в одно предложение потому, что в клетке, в неволе жизнь не весела, и не особо богата событиями.
    « Через год собачка заболела и издохла» не говориться почему заболела собачка не говориться почему умерла, но все таки она прожила целый год со львом в одной клетке и это значит что лев и собачка подружились. В этом предложении употребляется глагол «издохла» в значении умерла, который употребляют к животным. Собачка умерла, и лев остался один. Поведение льва отличалось от его привычного поведения, необычность его поведения заключалось в том что, «Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой». Все он это делал от безысходности, он не знал, как вернуть своего друга. Скорей всего лев не сразу понял, что собачка умерла, может он думал, что она спит и пытался ее «разбудить» этими действиями.
    «Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол».. Он был зол от потери своего единственного друга. «…бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…» он места себе не находил, он не знает, как вернуть своего друга. Лев страдает и не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.
    «Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих» Целый день лев не мог найти себе места от потери своего друга. Такие понятия, как бился, метался, ревел указывают на то , какое горе испытывает лев от потери друга. «Биться» – ударяться, колотиться, «метаться»- суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях, «реветь» – кричать, издавая протяжные, громкие и напряженные звуки. Они все включены в один ряд, означающие горе льва от потери своего друга, с котором он прожил целый год, с другом, с которым делился едой, спал и играл. Затем, лев затих он перестал издавать какие- либо звуки, перестал действовать. Перестал метаться по клетке, кричать и реветь. Он просто лег рядом с ней и ничего не делал.
    Лев не хотел расставаться с собачкой «Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней», он горевал по ней и не хотел, чтобы ее отняли у него. Для хозяина зверинца это была всего лишь мертвая собачонка, а для льва это был лучший друг.
    «Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски». Хозяин зверинца попытался изменить ситуацию. Он дал живую собачку льву, «живая» такой, который живёт, обладает жизнью[1.193], но лев ее убил, разорвал на части, потому что у льва не остыла боль утраты, он остался верен своему другу, друзей не меняют, лев был предан своей собачке. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату своего друга, так же как человек переживает утрату близких людей.
    Развязка этой истории обозначена в двух последних строках. « Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней». «На шестой день лев умер» (Рис 10). Лев был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски. Это свойственное людям чувство. «Тоска» -душевная тревога, уныние.[1.805]
    Эта история доказывает нам то, что и диким животным свойственно чувство привязанности и люди должны быть к ним гуманны. Гуманизм- это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным. «Гуменный», -ая, -ое; -анен, -анна. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно (нареч.). || сущ. гуманность, -и, ж.[1.149]
    На примере рассказа « Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. Поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности, гуманности.
    Литература:
    1. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=97
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 2003
    3. Толстой Л.Н. Лев и собачка. Рассказы. Для дошкольного возраста. Москва: Издательство «Детская литература», 1981
    4. Хрестоматия школьника: Лев Толстой Детям: Рассказы, басни, сказки, былины – М.: АСТЕЛЬ 2004. – 37 стр.
    5. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/TOLSTOY_Lev_Nikolaevich/_Tolstoy_L.N._Sborniki_.html
    6. Родная речь. Чтение. 3 класс: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Изд. Просвещение, 2011
    Л.Н.Толстой
    Лев и собачка
    В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
    Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
    Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
    Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
    Лев тронул её лапой и перевернул.
    Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
    Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
    Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
    Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
    С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
    Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
    Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
    Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
    Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
    Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
    Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
    На шестой день лев умер.
    рис. 1 Лев Николаевич Толстой
    рис.2
    Сборник Л Н Толстого «Лев и собачка» 1981 год.
    Рис.3
    Рис. 4 Лев
    Рис. 5 Собачка
    Рис.6
    Рис. 7
    Рис. 8
    Рис.9
    Рис. 10

  2. Лев жил в тесной клетке в лондонском зоопарке. Его кормили и поили смотрители зоопарка. Однажды ему принесли живой корм-живую собачку. Лев не стал её есть, а испуганная собачка спряталась в дальнем углу клетки. Но со временем она привыкла ко льву, а лев стал делиться с ней едой. Они подружились и стали вместе играть – так они прожили год. Но случилось несчастье и собачку умерла, а лев так переживал смерть собачки, что отказывался есть и через несколько дней тоже умер.
    От себя скажу, что львы очень эмоциональны и привыкают к друзьям и очень их любят. Можно посмотреть видео из парка Тайган где львы очень доброжелательно относятся к людям – они целуются и обнимаются с посетителями парка с незнакомыми людьми и очень любят своего директора Олега Зубкова.
    В парке больше ста львов, которые свободно гуляют по парку и люди могут стоять к ним даже спиной, но львы никогда не нападают на них – этому феномену удивляются даже известные дрессировщики братья Запашные.
    Всё дело в том, что львы а парке Тайган живут не в клетках, где им очень тоскливо и они чувствуют себя как в тюрьме, а живут они на большой территории парка, где чувствуют себя свободными, а так же они чувствуют любовь человека, поэтому и сами платят человеку любовью.

  3. В драматическом рассказе Толстого “Лев и собачка” действие происходит в Лондоне, в местном зверинце. Здесь для увеселения публики проводились страшные трюки: диким зверям на глазах у зевак бросали в клетки живых существ. Жуткое зрелище растерзания несчастной жертвы можно было посмотреть бесплатно, если принести с собой пойманное животное.
    Однажды один человек хотел посмотреть на зверей, он пошел в зверинец, предварительно прихватив с собой маленькую собачонку, которую нашел на улице. Собачку бросили ко льву в клетку и она была напугана, а лев приблизился к ней и обнюхал. Лев смотрел на существо, которое вдруг легло на спину и начало помахивать хвостиком. Царь зверей вскоре поделился с новоявленной подружкой кусочком мяса, которое доставляли в клетку.
    Вскоре лев и собачка подружились, а ночью она приходила к нему и опускала голову на его лапу. А лев иногда даже играл с ней. Но как-то объявился хозяин собаки и потребовал отдать её, но лев понял, что подружку могут забрать и проявил свой царский характер: зарычал и ощетинился.
    В мире и согласии лев с собачкой прожили год, но потом собака захворала и умерла. Лев ничего не ел, лишь облизывал мертвое тельце, но подружка не шевелилась. Он понял, что собачка умерла и громко взревел, а затем стал биться о стены клетки, метался и даже грыз пол. А после этого безутешный зверь улегся рядом с мертвой подружкой и никого к ней не подпускал.
    Хозяин хотел облегчить страдания зверя и нашел ему новую собачку, но она в одно мгновение была растерзана львом. Пять дней пролежал лев в обнимку с собачкой, а на шестой день его не стало.
    Как видим, главных героев в рассказе Льва Толстого всего два: лев и собачка. Эти совершенно разные животные смогли подружиться и остались вместе до конце своих дней.
    Главная мысль рассказа состоит в том, что часто животные испытывают такие же сильные чувства, как и мы, люди. Животные бывают верными и преданными, они могут любить и дружить. Рассказ учит нас, что мы должны проявлять сострадание к живым существам, не обижать их и стараться сделать их жизнь лучше.

  4. 4
    Текст добавил: Аццкий Талпайоп

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Речевая разминка
    — Прочитайте пословицы способом «птичий базар».
    • Добра себе желаешь — делай добро.
    • Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.
    — Прочитайте хором. Объясните их смысл.
    III. Проверка домашнего задания
    — Как понимаете значение слова «трагедия»?
    Трагедия – 1) драматическое произведение, изображающее на­пряженную и неразрешимую коллизию, личную и общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2) потря­сающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
    — Перескажите рассказ «Лев и собачка».
    (Дети пересказывают, показывают свои иллюстрации.)
    — Кто нашел значение слова «доброта»?
    Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
    — А что же такое красота? (Дети пытаются объяснить.) Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
    IV. Работа по теме урока
    Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»
    — Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Ни­колаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.
    (Самостоятельное чтение учащимися.)
    Работа после чтения
    — Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
    Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань смягким гладким и густым ворсом.
    — Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочи­тать выразительно, как будто читает один человек. (Повтор­ное чтение текста.)
    — Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы пе­редать свою радость при виде необыкновенной красоты.
    (Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)
    Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рас­сказ можно назвать описанием.)
    — Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиден­ного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)
    V. Физкультминутка
    Дует ветер нам в лицо.
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише… (Приседают.)
    Деревцо все выше, выше!
    VI. Продолжение работы по теме урока
    Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?»
    (Ребята читают самостоятельно.)
    2. Работа над содержанием текста
    — Попробуйте рассказать о причинах дождя. Какой получился текст — описание или рассуждение? (Тип текста —рассу­ждение.)
    Да, это рассуждение. Этот тип текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
    — Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой? (Это круговорот воды в природе.)
    Сочинение рассказов учащимися
    — Придумайте свой рассказ с описанием или с рассуждением. (Дается время на составление рассказа.)
    — Чей рассказ вам больше всего понравился?
    VII. Рефлексия
    VIII. Подведение итогов урока
    — Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных?
    — Какой из рассказов Л.Н. Толстого произвел на вас самое сильное впечатление?
    Домашнее задание
    Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Ве­ликие русские писатели».
    Урок 5 3. Оценка достижений
    Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
    Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоя­тельно.
    Оборудование: КИМы для учащихся 3 класса.
    Во второй части урока можно провести защиту выполненных ранее проектов либо выслушать сообщения о писателях. Высту­пают те учащиеся, которые не делали сообщений на предыдущих уроках.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Работа по теме урока
    Тест. Великие русские писатели
    Вариант 1
    А1. Найдите лишнее произведение.
    1) «Акула» 3) «Лев и собачка»
    2) «Прыжок» 4) «Сивка-Бурка»
    А2. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?
    1) «Прыжок» 3) «Зимний вечер»
    2) «На севере диком…» 4) «Ворона и Лисица»
    A3. Из какого произведения приведенные строчки?
    Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
    1) «Прыжок»
    2) «Акула»
    3) «Лев и собачка»
    4) «Какая бывает роса на траве»
    А4. Какое из приведенных произведений можно назвать на­учно-познавательным?
    1) «Куда девается вода из моря ?»
    2) «На севере диком…»
    3) «Горные вершины»
    4) «В тот год осенняя погода…»
    А5. Сколько братьев и сестер было у Л.Н. Толстого?
    1) два брата и две сестры
    2) один брат и одна сестра
    3) три брата и одна сестра
    4) четыре брата и одна сестра
    81. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?
    1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
    2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов
    82. О ком из писателей приведенные строки?
    Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
    1) Л.Н. Толстой У)А.С. Пушкин
    2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов
    83. Узнайте произведение по ключевым словам.
    Шляпа, забавляла, сын, капитал, ружье, страх.
    1) «Акула»
    2) «Прыжок»
    3) «Куда девается вода из моря?»
    4) «На севере диком…»
    В4. Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для кре­стьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.
    1) АС. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
    2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов
    С1. Кто из приведенных авторов писал басни?
    1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
    2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов
    С2. Как ласково называла няня маленького Сашу Пушкина?
    1) мой свет, красно солнышко
    2) мой ненаглядный
    3) милый ангел
    4) мой внучек
    Вариант 2
    А1. Найдите лишнее произведение.
    1) «Какая бывает роса на траве»
    2) «Зимнее утро»
    3) «Прыжок»
    4) «Лев и собачка»
    А2. Какое произведение принадлежит перу Л.Н. Толстого?
    1) «Куда девается вода из моря ?»
    2) «На севере диком…»
    3) «Зимний вечер»
    4) «Утес» A3. Из какого произведения приведенные строки? Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая
    погода, весь народ был на палубе.
    1) «Акула»
    2) «Лев и собачка»
    3) «Прыжок»
    4) «Какая бывает роса на траве»
    А4. Какой из приведенных текстов можно назвать научно-познавательным?
    1) «За весной, красой природы…»
    2) «Какая бывает роса на траве»
    3) «На севере диком…»
    4) «Горные вершины…»
    А5. В каком из произведений Л.Н. Толстого говорится о друж­бе животных?
    1) «Прыжок» 3) «Лев и собачка»
    2) «Акула» 4) «Котенок»
    81. Какие чувства вы испытали при чтении-стихотворений
    М.Ю. Лермонтова?
    1) веселье, радость 3) печаль
    2) страх 4) легкую грусть
    82. О ком из писателей здесь говорится? И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт, никто не запомнил, и мы их не знаем.
    1) М.Ю. Лермонтов 3) Л.Н. Толстой
    2) И.А. Крылов 4) А.С. Пушкин
    83. Узнайте произведение по ключевым словам. Мальчики, артиллерист, купание в парусе, морское чудовище, страх отца.
    1) «Прыжок»
    2) «Акула»
    3) «Лев и собачка»
    4) «Куда девается вода из моря?»
    В4. Кто написал книгу «Азбука», в которую вошли многие его
    же рассказы и басни?
    1) А.С. Пушкин 3) М.Ю. Лермонтов
    2) И.А. Крылов 4) Л.Н. Толстой
    С1. Найдите определение басни.
    1) большой юмористический рассказ
    2) маленький рассказ
    3) сатирическое стихотворение
    4) произведение, в котором высмеиваются пороки и недо­статки людей
    С2. Как называется явление, о котором написал Л.Н. Толстой?
    1) круговорот воды в природе
    2) вращение Земли вокруг своей оси
    3) вращение Земли вокруг Солнца
    4) смена времен года
    III. Подведение итогов урока

  5. Программное содержание: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.
    Ход занятия
    — Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).
    — Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?
    — Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).
    — Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
    — Какие события происходили: грустные или весёлые?
    — Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).
    — Где происходят события? (в зверинце).
    — Кто главный герой? (лев и собачка).
    — Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).
    — А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).
    — Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).
    — Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).
    — Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).
    — Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)
    — Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)
    — Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).
    — Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)
    — Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).
    — Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).
    — Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?
    (тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)
    — Что стало со львом? (Он умер.).
    — Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).
    — Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).
    — Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?
    — Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?
    — Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.
    Читаю текст.
    — Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.
    Пересказ рассказа.
    Цыпко Т. М.

  6. Категории

    Английская литература
    Итальянская литература
    Литературные очерки
    Мировая литература
    Немецкая литература
    Развлечения
    Русская литература
    Русский фольклор
    Собрание сочинений
    Французская литература
    Экзаменационные эссе

    Новости

    Мир будущего. Образование. Технологии
    Обзор спортивной обуви
    Что такое экологическая медицина
    Джордж Мередит, видный романист часть II
    Джордж Мередит, видный романист часть I
    Рёскина и его социально-утопическая программа
    Политические взгляды Рёксина и как они отражены в его творчестве часть VI
    Политические взгляды Рёксина и как они отражены в его творчестве часть V

    Сочинения по теме

    Как рисовать собаку
    Пошаговая инструкция
    1. Рисуем голову собаки. Голова состоит из полукруга и овала. В центре головы нарисуйте пару глаз и брови. А
    Тест по биологии Клеточное строение растительного организма 6 класс
    1. клеточное строение имеют:
    А) – все растения б) – некоторые растения
    В) – только листья элодеи г) – только плоды рябины
    2.
    Тест «Строение клетки. Ткани» 5 класс
    Контрольная работа для 9 класса «Клеточный уровень. Обобщение»
    Контрольная работа для 9 класса
    «Клеточный уровень. Обобщение»
    Элементарная единица жизнина Земле – это ………………. .
    Клетка обладает признаками ……………… организма.
    Организмы делятся на
    Графические диктанты
    Не отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившисть, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить

    Рейтинг сочинений

    РУЧЕЙ стихотворение
    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
    Профессиональные игры. Часть 2
    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
    Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
    Физические свойства ниобия
    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
    Роль частей речи в художественном произведении
    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

  7. Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    “СТАТЬЯ
    ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ”

    Тема сострадания в
    произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

    М. Н. Перестенко, учитель
    начальных классов,
    г. Белгород, МОУ – лицей №32
    Время, в котором мы живем, – время обилия
    информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной
    для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы
    вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения известных писателей.
    Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в
    содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.
    Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании
    ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского
    сознания, коммуникативных способностей, эмоционально – ценностного отношения к
    окружающему миру.
    Ход урока
    1.
    Организационный момент.

    – Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро,
    дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам
    радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Возьмитесь за
    руки и покажите своё хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов на
    уроке.
    2. Сообщение целей
    урока.

    Сегодня
    я хочу назвать вас «юными читателями». Как вы думаете, почему? Ответы детей.
    Сегодня мы продолжим учиться быть внимательными читателями.

    3. Речевая гимнастика


    Скороговорка «Щенки»
    Два щенка
    щека к щеке щиплют щетку в уголке.
    4. Знакомство с
    новым произведением.

    Сегодня
    к нашему у року я выбрала эпиграф “Чуткому сердцу откроются тайны» (на
    доске)

    Прочитайте его про себя. – Что помогают понять эти слова?
    Автобиография писателя (рассказывает один ученик)
    История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от
    берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал
    какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает? Но дело в том, что
    “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории
    то плакал, и его за это звали “Лева-рева”.
    Согласны
    ли вы. Что Толстой в детстве был «рёвой». Ответы.
    А что
    заставляло его плакать, расстраиваться? Ответы.
    – Молодцы!
    Все эти качества можно назвать одним словом – сострадание. (на
    доске)
    Эта черта
    называется – сострадание. Давайте обратимся к словарю
    Сергея Ивановича, и узнаем более точное определение слову сострадание.
    Словарная работа
    Сострадание
    – это умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим –
    нибудь несчастьем, горем.
    5.Чтение
    художественного произведения

    Рассказ
    “Лев и собачка”. Читают хорошо читающие дети.

    Прислушайтесь к себе. – Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль,
    грусть, тревогу.) – Какой эпизод показался вам самым напряженным? Найдите и
    подтвердите словами из текста, так, чтобы было понятно, что чувствовала
    собачка.
    Деление рассказа на три части.
    – На какие
    смысловые части можно разделить текст этот текст? Ответы?
    1. Человек
    и собака. 2. Собака в клетке. 3. Дружба льва и собаки. 4. Разлука друзей.
    6. Организация художественного
    анализа текста

    1) Чтение
    первой части (начало)

    – Какие
    чувства вызвал поступок этого человека?
    -Как вела
    себя собака, оказавшись в клетке у льва?

    Прочитайте, то она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая,
    беззащитная.)

    На доске –
    слово “тревога”.

    2) Чтение
    второй части

    – Я знаю,
    что вы любите читать. – Что вы знаете о льве, какое это животное? (Хищник,
    царь – зверей.)

    – Как
    ведет себя лев, увидев маленькое существо в своей клетке?
    – Какими
    словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)
    Какое это чувство? (Забота.)
    На доске –
    слово “забота”.

    Автор
    показал благородство льва. Вот так произошла их встреча.
    Физкультминутка
    3) Чтение
    третьей части

    – Прошло
    ли чувство тревоги у собачки? Прочитайте (Вечером … и сложила свою
    голову.)

    – Как
    одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)
    На доске –
    слово “доверие”.

    -Что
    произошло в отношениях между животными, когда с одной стороны мы видим заботу.
    А с другой доверие? (Табличка «дружба» вывешивается на доску).

    – Найдите
    слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.
    4) Чтение
    четвертой части

    -Что
    произошло в 4 части? Почему животные расстались, что их разлучило? (Смерть
    собачки)
    – Какие
    чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)
    На доске –
    слово “тоска”.

    – Сразу ли
    лев принял смерть собачки?

    – Каким
    стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла?
    Ответы. Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту
    тоску?(вспрыгнул, ощетинился….) -Даже животные испытывают глубокие, сильные
    чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости
    разрывает другую собаку.
    – Мог ли
    написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича
    Толстого чуткое сердце.)

    Давайте
    еще раз обратимся к эпиграфу. “Чуткому сердцу откроются тайны”.
    Как
    вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное.
    Всегда может понять душевное состояние человека)

    А теперь
    прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить
    боль, радость, печаль других людей?
    Мне
    приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
    Моделирование
    обложки.
    Выбери
    правильную модель. Что общего у этих обложек? (тема). Назови произведения,
    которые подходят к этим обложкам.
    (жанр
    – рассказ (прямоугольник), тема – о животных (коричневый))
    5.
    Работа в парах

    Если бы
    лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между
    ними при первой встрече? Разыграйте диалог.
    Домашнее задание
    Придумайте
    свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
    9. Итог урока

    Что нового узнали об авторе? – Вам понравилось это произведение?
    -Чему оно
    учит?
    Спасибо,
    что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа!
    10.
    Рефлексия
    В конце
    звучит песня Энтина Ю. «Дорогою добра».
    Литература
    1. Учебник литературного чтения М. И. Оморокова. Ч. 1. Рассказ Л. Н.
    Толстого «Лев и собачка»
    2.Беседы с
    учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы
    Под ред. Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.
    3.Блонский
    П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.
    4.Короткова
    Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами художественных произведений.
    М., 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *