Сочинение на тему лев николаевич толстой

11 вариантов

  1. В служении людям видел писатель смысл своей жизни, а жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени, был беспощадно строг и требователен к себе.
    Литературное наследие Толстого — это 90 томов Юбилейного издания сочинений. Литература была для него делом, в которую он вкладывал всю свою душу.
    В книгах гениальный и неповторимый Толстой выражал мысли и чувства народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма.
    Родился великий писатель в 1828-ом году в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Был 4 (четвёртым) сыном графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя. Типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в казанском университете, разочарование в институтских занятиях. Толстой в 1847-ом году, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт крестьян.
    В 1851-ом году вместе с братом Николаем Л.Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он описывает в произведении «Набег», «Рубка леса». Толстой служит. За редкое бесстрашие в обороне Севастополя его награждают орденом Святой Анны с надписью «За храбрость», а также медалями «За защиту Севастополя 1854-1855». Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературные работы, черпая в живой обстановке войны богатый материал для «Севастопольских рассказов, которые окончательно укрепили репутацию писателя, как представителя нового литературного поколения. В ноябре 1856-ого года писатель расстаётся с военной службой.
    В 1859-ом году для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще в двадцати окрестных деревнях. В центре педагогического процесса — личность ученика. Обучение ведется методом свободной беседы. Школьная деятельность Льва Николаевича носила разнообразный характер, но в ней все-таки прослеживалось литературное направление.
    Вскоре Толстой оставляет свою педагогическую деятельность. Женитьба, рождение детей, начало написания романа «Война и мир», на 10 лет отодвигают его педагогические занятия. Только в начале 1870-х писатель создает собственную «Азбуку», которую опубликовали в 1872 году. Занятия в яснополянской школе возобновляются, но на короткий срок.
    В октябре 1910 года Толстой тайно покидает Ясную поляну, дабы исполнить свою давнюю мечту – прожить последние годы соответственно своим взглядам. Своё последнее путешествие писатель начинает на станции Козлова Засека, но, неожиданно, в дороге Толстой заболевает воспалением лёгких. После чего он был вынужден сделать остановку на маленькой станции Астапово (сейчас Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умирает. Похороны проходят 10 (23) ноября 1910 года в Ясной Поляне.

  2. (350 слов) Целью этого текста не является дублирование сухой биографии Льва Николаевича. Вместо этого мы попытаемся посредством размышления понять столь значимую, для всего развитого населения планеты, фигуру Льва Толстого. Для того чтобы ответить на вопрос «Каким он был», стоит ответить на вопрос «Кем он был».
    Его личность была многогранной: писатель, философ, охотник, потом вегетарианец, педагог, основоположник нового религиозного учения, граф, простой человек, рецидивист, для некоторых Дон Жуан, семейный человек, отец тринадцати детей. Этот список можно продолжать до скончания нашего века. Если мы спросим, кого угодно – школьника, дворника, политика, они нам в один голос ответят, что Толстой был и остается «Великим русским писателем». И мы этому верим, ибо, когда сами читаем его повести, рассказы, письма и романы, чувствуем в них нечто грандиозное и величавое. Многие читатели сходятся в том, что Толстой был велик именно тем, что, будучи графом, пытался постигать душу простого крестьянина. От каждой его строчки будто исходят свет, любовь и тепло. За редкими исключениями, вроде романа «Воскресенье», который резко отличается от его популярных сочинений, некой «достоевской» мрачностью. Так вот, читая его биографии и дневники, можно смело сказать, что человеком он был замкнутым и депрессивным, который любил размышлять. Он был крайне самобытным и отчужденным мыслителем. Он не любил выходить в свет. Точно можно сказать, что он был скромным автором, что подтверждается его отказом от номинаций на нобелевскую премию. Ему была присуща альтруистическая черта. Иначе, зачем богатый дворянин начал бесплатно учить крестьянских детей? Известно, что он выпускал журналы, составил новую азбуку, ездил в Европу, посещал заграничные школы, чтобы превнести новизну в основанную им «систему образования». Однако Толстому, как и его героям, была присуща диалектика души: он очень сильно менялся с возрастом. Например, маэстро не ел мяса. Потому что, по его мнению, человек, который убивает плоть, не может быть добрым. Хотя в молодости он любил охоту. И любил карты.

  3. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
    трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
    Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием
    показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна
    Каренина» (1873-77) – о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»
    страсти – Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» – Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства – современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой
    труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
    * * *
    ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской
    губернии – 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.
    «Радостный период детства»
    Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери
    (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и
    мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
    Казанский университет
    Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши
    детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
    «Бурная жизнь юношеского периода»
    После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период
    часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался
    музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
    конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
    «Война и свобода»
    В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека,
    выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная
    простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского
    круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал
    для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
    Крымская кампания
    В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
    где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость
    (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» – «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
    В кругу литераторов и за границей
    В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем – в Ясную Поляну.
    Народная школа
    В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20
    школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
    «Война и мир» (1863-69)
    В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен
    новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).
    «Анна Каренина» (1873-77)
    В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и
    развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и
    домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни – этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
    Перелом (1880-е гг.)
    Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном
    прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в
    повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском – в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900,
    полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены
    им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс
    проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений – драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
    В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что
    привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала
    реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально
    отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
    «Воскресение» (1889-99)
    Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь
    нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало – проявились в романе со всей наглядностью.
    Уход и смерть
    Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
    Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь
    личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него
    непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к
    этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как
    религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
    Сочинения:
    Полн. собр.соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).
    Литература:
    Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.
    Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.
    Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.
    Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.
    Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.

  4. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)
    Родился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати России. Его отец, граф Николай Ильич Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года. Мать, Мария Николаевна, – урожденная княжна Волконская. Его предком был и П. А. Толстой, сподвижник Петра I, одним из первых в России получивший графский титул. По материнской линии Лев Толстой находился в родстве с князьями Трубецкими (из рода которых вышел известный декабрист), Голицыными, Одоевскими. По матери Л. Толстой
    был также в родстве с Пушкиным (их общим предком был боярин И. М. Головин, сподвижник Петра I).
    Семейные традиции, рассказы родных и близких о событиях 1812-го и 1825 годов, жизнь в родовой усадьбе оказали на Л. Толстого огромное влияние и оставили заметный след в его творчестве.
    Решив стать дипломатом, он в 1844 году выдержал экзамены на восточный факультет Казанского университета. Уже тогда Л. Толстой поражал преподавателей лингвистическими способностями. В зрелые годы он владел 12 языками, из них в совершенстве знал три европейских языка.
    Проучившись в университете три года, Л. Толстой решил, что казенная
    система преподавания мешает глубокому изучению наук, и покинул университет.
    В конце 1859 года в Москве началась его писательская деятельность. Но писателем он становится на Кавказе, куда приехал весной 1851 года и поступил на военную службу. Четыре года жизни Л. Толстого на Кавказе были богаты впечатлениями. События кавказской войны дали ему материал для многих рассказов и повести “Казаки”.
    Л. Толстой участвовал в Крымской войне 1853 года, был награжден за храбрость.
    Все, что видел и пережил писатель, как один из участников обороны Севастополя, он передал в “Севастопольских рассказах”. Но первым произведением писателя, появившимся в печати, были не рассказы о войне, а повесть “Детство”.
    Л. Толстой написал очень много: рассказы и повести, драмы, известные всему миру романы “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, публицистические и философские произведения.
    Полное собрание сочинений, юбилейное издание, насчитывает 90 томов. Большую часть произведений Лев Толстой написал в Ясной Поляне, где он прожил добрую половину своей долгой жизни.

  5. 5
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    Нет человека более достойного
    имени гения… ибо он… человек
    человечества…
    М. Горький
    Чтобы жить честно, надо рваться, путать, биться, ошибаться, начинать и бро­сать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — душевная подлость…» — так думал Лев Николаевич Толстой. «Шестьдесят лет ходил он по России, заглядывал всюду: в деревню, в сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, этапы, в кабинеты министров, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристок­ратических дам», — так писал о великом Толстом другой писатель — А. М. Горь­кий. Звучал на весь мир совестливый голос Толстого — человека, всегда говорив­шего правду и пытавшегося жить по этой правде. Звучит он и сейчас. Толстой никогда не отойдет в прошлое, потому что на его произведениях всегда будет учиться новое поколение.
    Глубже Толстого никто не проникал в человеческую душу. Он один знал все ее потаенные уголки. Почему же не воспользоваться уроками великого писателя? Любимые его герои ошибаются, мучаются, ищут себя, но от этого они только бли­же нам, потому что мы видим: они не ходячие схемы, а живые люди, с которыми хочется поговорить и о своих ошибках и заблуждениях. Их отношениям друг с другом хочется следовать… Кому из нас не хотелось бы пожить в семье, например, Ростовых, где все друг друга понимают, где даже стены дома дышат любовью? Нам не дано выбирать родителей, но мы сами ими будем. И тогда обязательно вспом­ним, как вел себя граф Ростов, когда сын рассказал ему о своем карточном долге. Какой пример терпимости и понимания!
    Нет, пожалуй, ни одного сколь-нибудь важного вопроса бытия, которого бы не коснулся Толстой в своих произведениях. Он помогает нам решать семейные проблемы. Он затрагивает и общечеловеческие темы. Толстой был первым, кто правдиво изобразил войну, показал обыденность войны — «в ее настоящем выражении — в крови, в страданиях, в смерти», — а не ее парадную сторону: нескончаемый геро­изм, развивающиеся знамена, победные крики «ура»…
    Толстой знал войну не понаслышке и был твердо убежден, что война противна человеческой природе, она дело грязное. Вот об этом всем нам никогда не следует забывать. Он был первым, кто реалистически показал решающую роль народных масс в судьбах страны, первым развенчал Наполеона с его культом сильной лично­сти, которая одна «делает историю». А ведь вся первая половина XIX века прошла под знаком Наполеона! Сколько неглупых людей считали Наполеона своим куми­ром! По Толстому же, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».Для всех времен справедливо мудрое замечание великого писателя: «…ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто?»
    Чтобы личность постоянно совершенствовалась, человеку нужно очень много тру­диться. И пример тому — жизнь самого Толстого. Писателя мучило то, что и он, и его семья живут в роскоши, когда народ пребывает в нужде. Он писал в своем днев­нике: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни… для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исклю­чений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, — того, кото­рый делает жизнь…»
    В 1901 году Лев Толстой был отлучен от церкви, а сотни и тысячи последовате­лей толстовского учения со всех уголков земли ехали к нему в Ясную Поляну за советом. Его проповедь непротивления злу насилием, нравственного самоусовершен­ствования была очень близка верующим. Действительно, если на зло ответить злом, то зло удваивается. Если же зло встретить добром, то оно растворится в этом добре.
    Мы все время говорим о гениальности Толстого. Но то, что дано было ему при­родой, никогда не развилось бы без упорного повседневного труда.
    В его «Войне и мире» около шестисот героев, из них двести исторических лиц, воссозданы двадцать сцен сражений. И никто и ничто не повторяется.
    Толстой вошел в литературу с новыми идеями, с новыми воззрениями на жизнь. Многие выдающиеся люди России и Западной Европы считали за честь переписы­ваться или лично беседовать с ним.
    Его творчество — это неиссякаемый родник. Каждое поколение людей снова и снова припадает к нему, и нам кажется — мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. Великий борец за правду, неутомимый побор­ник красоты и гармонии жизни, страстный ненавистник войны, патриот, заступ­ник народный, Толстой всегда будет нашим учителем:
    Мир — школьный класс в сознании моем
    (Как парты — страны. Все в одном потоке),
    И, строгий, Он в просторном классе том,
    Дающий человечеству уроки…

  6. Однажды писатель В. В. Набоков, объясняя американским студентам значение творчества Льва Николаевича Толстого, прибегнул к следующему эффектному приему. Он погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал, — рассказывал очевидец, — погрузился в темноту… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. “На небо­своде русской литературы, — объявил он, — это Пушкин!” Вспыхнула лам­па в дальнем левом углу… “Это Гоголь!” Вспыхнула лампа посреди зала. “Это Чехов!” Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к централь­ному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч осле­пительного солнечного света. “А это Толстой!” — прогремел Набоков».
    Действительно, даже на фоне крупнейших пи­сателей «золотого века» русской литературы Л. Н. Толстой производил впечатление гиганта, чей могучий дух, подобно животворному солнечному свету, озарял и оплодотворял культурную и обществен­ную жизнь России второй половины XIX — начала XX в. В личности Толстого сочетались гениальный писатель, оригинальный мыслитель, страстный проповедник моральных истин и великий знаток человеческой души. Творчество этого художника не только отметило собой веху в истории России, но и оставило глубокий след в духовном развитии всего человечества. Еще при жизни за писателем утвердилась мировая слава «совести эпохи» и «властителя дум». К нему, как к учителю, обраща­лись за советом представители разных сословий и стран, его произведения читались как гениальные откровения, а его самобытное «вероучение» вызвало к жизни широкое общественное движение — так называемое «толстовство», имевшее своей целью нравственное самосовершенствова­ние людей на основе принципов духовного братства, труда, свободы от собственности и близости к природе.
    Л. Н. Толстой принадлежал к одному из самых знатных в России се­мейств. Один из его предков, Петр Андреевич Толстой, был сподвижником царя Петра I; другой же происходил из древнего рода князей Волконских. Большая часть жизни писателя прошла в имении Ясная Поляна Тульской губернии, там он провел и свое детство. Кроме Льва в семье было еще четверо детей. Они рано осиротели и попали на воспитание к своим тет­кам, изо всех сил старавшимся заменить им умерших родителей. С особой благодарностью и нежностью писатель относился к «тетеньке» (как ее на­зывали дети) Татьяне Александровне Ергольской, оказавшей на него наибольшее влияние. «Влияние это, — вспо­минал Толстой, — было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному на­слаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, я чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви. Это пер­вое. Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни… Глубокая прелесть этой жизни была в отсутствии всякой матерьяльной заботы, добрых отношениях к ближайшим лицам, которые никем не были нарушены, и в неторопливости, в неосознавании убегающего времени». Татьяна Александровна с ее безмерной доб­ротой и самоотверженной любовью была в глазах писателя живым воплощением естественной нравственности и умения прожить жизнь так, «чтобы не было в ней дурного».
    Столь же важным открытием детских лет для писателя стала идея уст­ройства всечеловеческого счастья. Она родилась во время игры в «муравейных братьев», придуманной старшим братом Льва, Николаем: «Он-то, — рассказывал писатель в старости, — когда нам с братьями было — мне пять, Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, по­средством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… И я помню, что слово “муравейные” особенно нравилось, на­поминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные кочки, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживали их ящика­ми, завешивали платками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру. Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать так, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа… Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
    Вера в братское единение людей стала стержнем гуманистического ми­ровоззрения Л. Н. Толстого. В память о чудесной сказке, услышанной им в детстве, писатель распорядился похоронить себя на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где, по словам его брата, и была зарыта волшебная палочка…
    Стремление к постоянному самообновлению было обусловлено по­требностью писателя в нравственном самосовершенствовании. Мысль о том, что цель человеческой жизни состоит в беспрестанном духовном раз­витии, он утверждал и в своем творчестве. Это развитие Толстой напря­мую связывал с идеей служения всеобщему благу. Он верил, что личное счастье отдельного человека немыслимо без труда, направленного на ис­коренение социального зла и исправление пороков человечества. Такой труд, по мнению писателя, должен осуществляться исключительно в нравственной сфере. Не революция, неизбежно сопряженная с насилием, кровопролитием и жертвами, не сами по себе перемены социальных и экономических условий жизни, а нравственное самосовершенствование каждого человека является единственным способом приближения челове­чества к всеобщему счастью — таков был главный смысл «вероучения» Толстого. И своими книгами, и своим личным примером писатель призывал к тому, что следует добиваться «исправления мира через самоисправление». А в качестве «Архимедова рычага», с помощью которого можно изменить человека и жизнь к лучшему, Толстой провозглашал чувство братской любви к другому человеку.
    Есть в обширном литературном наследии Л. Н. Толстого замечательная сказка под названием «Ассирийский царь Асархадон». В ней рассказыва­ется о том, как к царю Асархадону, разгромившему войска царя Лаилиэ, посадившему самого Лаилиэ в клетку и размышлявшему о том, какой казни предать поверженного врага, ночью явился таинственный старец со словами: «Ты и Лаилиэ — одно». Асархадон не понял значения этих слов. Тогда старец предложил ему окунуться в волшебную купель. Царь последо­вал его совету. Едва погрузившись в воду, он превратился в Лаилиэ, и перед его глазами прошла вся жизнь этого человека вплоть до того момента, когда он был заточен в клетку, сквозь прутья которой, страдая от горя и мучи­тельного бессилия, видел, что его лучших друзей ведут на казнь, а любимую жену отдают в рабство. Когда наступил час казни Лаилиэ, Асархадон, не выдержав собственного ужаса, вынырнул из купели и стряхнул с себя наваждение. Потрясенный пережитым, царь жадно внимал речам старца: «Ты думал, — говорил тот, — что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидел, что, делая зло другим, ты делал его себе. Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жиз­ни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь. Улучшить жизнь в себе ты мо­жешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою — любить их». На другой день после разговора со старцем Асархадон велел отпустить Лаилиэ и всех пленных, на третий — удалился в пустыню, чтобы обдумать открывшуюся ему истину, а затем отправился возвещать эту истину по городам и весям…
    Сказка о царе Асархадоне может служить яркой иллюстрацией ко всей жизненной и художественной философии писателя. Ибо в истории нрав­ственного перерождения Асархадона отражены самые важные, с точки зрения Л. Н. Толстого, этапы духовного развития личности: освобождение от привычки бездумно жить по правилам мира, погрязшего во зле, пробуж­дение любви к ближнему, нравственное совершенствование посредством этой любви себя и других. Своей проповедью идей нравственного самосо­вершенствования и духовного преображения мира моральными усилиями каждого человека Толстой придал идеалам гуманизма новый размах, новое звучание и новое значение.

  7. Страница: [ 1 ] 2
    Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, родился 28 августа 1828 года. Ему было 9 лет, когда погиб Пушкин. Тринадцатилетним подростком он узнал о дуэли и смерти Лермонтова. Когда умер Гоголь, он был уже автором повести “Детство”. Толстой знал Некрасова, Чернышевского, Тургенева, Островского, Герцена, Чехова, Горького. Из всех уголков России, из других стран мира приезжали в Ясную Поляну в гости к нему люди. И каждый, кто подходил к яснополянскому дому, думал о том, что на его судьбу выпало огромное счастье быть современником Толстого. И вот Льву Николаевичу уже скоро 80 лет, но он все так же легко садится на коня и отправляется на обычную прогулку по широкой дороге или, опираясь на палку, идет к старому лесу, проходит липовые и кленовые аллеи, дубовые рощи, сидит на любимой лавочке из молодых березок. Здесь, в имении Ясная Поляна, прошла почти вся его жизнь.
    Где бы он ни был, куда бы не занесла его судьба, он всегда сюда возвращался, так как ощущал: здесь его корни, истоки его вдохновенного творчества, здесь начинается его любовь к России. “Без своей Ясной Поляны я тяжело могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его”, – в эти знаменитые слова писатель вложил всю свою любовь к родной земле. Каким же человеком был Лев Толстой? Что же такое Ясная Поляна? Почему такую магическую власть имела она над русским гением? Если ехать по дороге Москва-Тула, с правой стороны ответвляется дорога на Ясную Поляну. Доезжая до села, любуешься бесконечными березовыми рощами, в верхушках которых играет солнце, а подножие покрыто земляничным ковром.
    Тогда чудесно понимаешь, почему С. Есенин воспевал Россию как “страну березового ситца”. И вот мы при въезде к имению. По бокам ворот две белые башни, здесь всегда дежурили сторожа. В плохую погоду они прятались в эти башни. От ворот идет широкая березовая аллея – “прешпект”. Она ведет к дому, в котором жил Лев Николаевич со своей многочисленной семьей, хотя родился в другом, так называемом «большому доме», который позднее из-за определенных обстоятельств был разобран. Теперь лишь камень от фундамента указывает на место, где раньше он стоял. В нескольких десятках метров, по левую сторону от господского дома, расположился так называемый дом Волконского, в котором жила прислуга и были подсобные помещения. Вся усадьба – утопает в зелени: клумбы, сады, пасека, ставки.
    Но более всего привлекает глаз нерукотворная природа – бесконечные луга, леса, река Воронка. Воздух настоян на аромате луговых трав, так что невозможно спать долго: до рассвета просыпаешься от пьянящих запахов и исподволь бредешь некошеными высокими в пояс травами, присматриваешься к каждому растеньицу, так как каждое из них – чудо. Душа наполняется прекрасными и высокими чувствами, кажется, ты затрагиваешь какую-то тайну. Становится легко и светло, поэтические строки рождаются сами по себе:
    * Здесь все торжественно, все празднично, спокойно,
    * Ничто не нарушает тишины..
    * Бреду я по лугам, таким зеленым,
    * Куда-то боль уходит из души.
    * Здесь все прекрасно, целомудренно, высоко.
    * Блестит трава, седая от росы,
    * И бархатный листок – огромный глаз,
    * Что стал убежищем непролитой слезы.
    * К нему я молча дотянусь рукой,
    * Я поклонюсь ему до самой до земли.
    * Я к красоте земной коснусь душою
    * И попрошу тихонько: “Исцели…”
    Как не понять любви Льва Николаевича к этим заповедным замечательным местам, которые приворожили его на всю жизнь, пленили его душу, поселили в ней навсегда любовь к родной земле и народу. Собственно повелительницей этого имения была мать, Мария Николаевна Волконская, единственная дочь князя Николая Сергеевича Волконского. А село Ясная Поляна приобрел еще его отец Сергей Федорович. Отец Толстого – граф Николай Ильич, подполковник, герой Отечественной войны 1812 года. У него после смерти отца ничего, кроме долгов, не было, а на руках – мать, которая привыкла к роскоши. Родня устроила ему бракосочетание с богатой княжной Волконской. В семье было пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Машенька. Мать много любви, тепла и ласки отдавала детям, со всеми была добрая, спокойная, никто не слышал от нее резкого слова.
    И, к сожалению, когда маленькому Льву было всего полтора года, мать умерла. Воспитанием детей стали заниматься отец и тетки. Особенно все любили тетю Татьяну Александровну Ергольскую, которая заменила им маму “по праву любви”, как говорил позднее Лев Николаевич. Таким образом, жили дети счастливо, весело и дружно, часто играли в игры, которые придумывал старший Николай. Именно ему принадлежит идея игры в “муравьиных братьев”. Как-то Николай заявил, что у него есть тайна, и когда она откроется, все люди станут счастливыми, не будут ссориться, будут любить друг друга и станут муравьиными братьями. Тайну муравьиных братьев он будто бы написал на зеленой палочке, а палочку спрятал в лесу, на краю буерака. Долго еще потом дети искали эту волшебную палочку, которая включала в себя тайну общечеловеческого счастья… Дети подрастали, старшим мальчикам нужно было готовиться к университету. Решено было всем переехать в Москву.
    Девятилетний Лев понял, что закончилось счастливое детство. Эта потеря была усилена еще одной – умер отец летом того же 1837 года. Лев переживал разлуку с Ясной Поляной, потерю отца, никак не мог привыкнуть к городу, а меньше чем через год после отца умерла бабушка. Младшие дети с тетей вернулись назад в Ясную Поляну. Лев был счастлив – он снова в селе! И как бы потом не складывалась его судьба – снова Москва, потом Казань, обучение в Казанском университете на турецко-арабском отделении восточного факультета, светская жизнь, к которой его приучала тетя Юшкова, занятие философией, рисованием, изучением языков, чтением, позднее военная служба на Кавказе, в Крыму, поездки за границу – он все равно возвращался в Ясную Поляну. Когда между Толстыми встал вопрос о наследстве, которое осталось после родителей, оно было разделено на пять равных частей. Лев Николаевич просил, чтобы ему оставили Ясную Поляну, хотя она приносила меньше всего дохода.
    Таким образом, девятнадцатилетний Лев стал полновластным хозяином заветной усадьбы. Он с головой погрузился в хозяйственные дела, искренне хотел быть “отцом” своих крестьян и думал о том, как сделать их счастливыми. Открывает школу, выписывает разные машины, старается сблизиться с крестьянами. Но те настороженно относятся к “чудачествам” своего молодого господина, так как хорошо знают, какое расстояние между простым мужиком и помещиком. Но со временем они все-таки поняли и оценили Льва Николаевича, так как увидели его искреннюю любовь к простому народу, желание помочь людям. Например, возле помещичьего дома росло дерево. Его называли деревом бедных. На дереве был прикреплен звон.
    Если кому-то из крестьян была необходима помощь хозяина, он приходил под дерево, звонил и ждал. Если Толстой был свободен, он сразу выходил к просителю, если занят – проситель ждал, так как знал, что “барин” обязательно выйдет. Никогда крестьяне не шли от Толстого с пустыми руками, он всегда помогал им или советом, или материально, или физически. В 1898 году к дереву бедных подошел начинающий поэт Вячеслав Ляпунов со своими стихами и попросил совета. Толстой прочитал один стих и ощутил, что в этом мальчике есть “искра Божья”. Тогда взял почитать все стихи. Потом вышел, улыбнулся, первым протянул руку и сказал, что нужно учиться. Пригласил Ляпунова в Ясную Поляну, здесь учил мальчика овладевать культурой письма. Успехи в литературе Ляпунов со временем действительно имел незаурядные, если М. Горький назвал его “звездой на фоне литературы русской”. Лев Николаевич Толстой знал всех своих крестьян по имени и отчеству, молодых звал по имени, всем глубоко сочувствовал, жалел, переживал. Когда крестьяне величали его графом, очень стыдился этого.
    В селе жила бедная женщина Пелагея Житкова. Имела восемь детей, а семья рано осталась без кормильца.
    Страница: [ 1 ] 2

  8. Льва Николаевича Толстого недаром называют уникальным писателем. Он с поразительной реалистичностью повествовал о драматизме человеческого бытия. Лев Николаевич нередко задавался вопросом о смысле жизни. Писатель призывал окружающих жить по законам любви, ярче всего отраженным в христианских заповедях. Он старался жить по следующему принципу: злом не отвечать на зло. Такая позиция, по моему мнению, достойна глубочайшего уважения.
    В жизни писателя было место серьезным переменам. Толстой описывал радикальную трансформацию нравственной основы своего существования. В произведении «Своя вера» Лев Николаевич признался: то, что раньше казалось ему хорошим, теперь стало плохим, и наоборот. Писатель сравнивал себя с человеком, вышедшим из дома и внезапно развернувшимся назад. В один момент он понял, что пора сворачивать с проторенной дороги.
    В первой половине жизни у Толстого все складывалось как нельзя более удачно. Хорошему воспитанию и богатому наследству можно было только позавидовать. Молодость Льва Николаевича прошла в разгулах и кутежах. Основной для Толстого стала писательская деятельность. Его ждали высокие гонорары и всеобщая слава. Однако с течением времени вера Льва Николаевича в правильность своего дела стала угасать. Он осознал: писатели учат народ тому, о чем сами толком не знают, и тратят драгоценное время на споры о том, чье мнение правдивее. Результатом таких размышлений стал уход из писательской среды. Толстой сосредоточился на обучении крестьян.
    Нарастающее внутренне смятение и привело к радикальному мировоззренческому перевороту. Так и начался второй этап в жизни писателя. Толстой осознал, что жить только для себя грешно. Тщеславие и эгоизм должны быть преданы забвению. Духовное пробуждение Льва Николаевича позволило ему стать проводником воли Христа. Он обосновывал и проповедовал то, что считал божественными истинами, и это стало основой жизни писателя.

    Похожие материалы

    Эссе по роману «Мастер и Маргарита» на тему «Добро и зло»

  9. Я не скажу, что мне абсолютно все понятно в Толстом. Зато он дает много нужного и важного: жить не только для себя, но и для людей, быть честным, справедливым. Только прочитав Толстого, я поняла, что каждый человек должен пройти свою полосу в поисках истины в жизни. И еще… Я навсегда сохраню благодарность к Толстому, человеку и писателю, который подсказал мне, что «спокойствие – душевная подлость».
    Среди толстовских героев есть и мой любимый. Это Пьер Безухов. Для меня он – воплощение самого доброго, светлого, Пьер никогда не убьет человека. Он в жизни своей только раз держал в руках оружие, когда дрался с Долоховым. Но этот неловкий, неуклюжий, настолько рассеянный, что может вместо своей шляпы надеть и не заметить треугольную шляпу генерала, этот Пьер, который никогда даже не ездил верхом, окажется на Бородинском поле, хотя он мог бы по своему положению в обществе и по состоянию переждать конца сражения в более безопасных местах. А он приедет на батарею Раевского, он готов выполнять любое распоряжение, лишь бы ему позволили остаться на поле, потому что на этом поле решалась судьба России. А еще у Пьера красивая душа. Князь Андрей не смог простить ошибку Наташе, а Пьер в самую трудную для Наташи минуту принес ей в дар свою любовь.
    Как-то В.Маяковский в шутку однажды сказал: «Превращусь не в Толстого, так в толстого». Но в этой иронической гиперболе – невольный восторг: Толстой – явление духовное, поэтому Лев Толстой может и должен формировать душу юного современника.
    Какие же уроки нравственности можно получить у него? Пожалуй, нет лучшего момента воспитания совести, как обращение к урокам Толстого. Есть в романе «Война и мир» замечательный эпизод, подсказывающий нам, как жить по законам совести. Отправляя единственного сына на войну, старик Болконский просит Кутузова, чтобы тот долго не держал его при штабе, а употреблял бы в «опасных местах». И князь Андрей искренне признателен и благодарен отцу. За что? За многое. Всей душой любя «Андрюшеньку», старик, тем не менее, жертвует им – для него же самого: чтобы сын, как и отец, честно служил России, жил по законам совести, не прячась за других.
    Еще один поучительный эпизод из романа. Кутузов (после сцены, когда он увидит французов, раздирающих сырое мясо, в другом месте – русского солдата, который что-то ласково говорил французу) после победы на Бородинском поле благодарит солдат за верную службу. И вот, обращаясь к полкам, вдруг скажет: «Знаю, трудно вам, ну да вы у себя дома. А им-то, показывая рукой на французов, каково? И их пожалеть надо». Пожалеть врага?
    — Ну да. И себя – вот какой вывод делает Толстой. Жестокость – она ведь обоюдна. Вот потому и скажет француз Рафаэль: «Воевать с таким народом – преступление». Замечательная сцена моральной победы над врагом, одержанная Кутузовым – человеком.
    Кому Россия обязана своей победой в Отечественной войне двенадцатого года? Конечно же, таким солдатам, как Тихон Щербатый. Конечно же, мы отдаем предпочтение «топору» Щербатого, нежели «игле» Платона Каратаева. И действительно, Платон Каратаев шьет рубаху (подумать только!) французу, врагу своему. Ну, какой же это солдат, защитник Родины? То ли дело Тихон Щербатый – с топором, всегда в движении, питающий лютую ненависть к врагу. «А ведь Каратаев по-своему тоже солдат, солдат в моральной схватке (может, даже им самим неосознанной) за «людское» в человеке, за «мир» в душах, а значит, и на земле Платон Каратаев уникален в том отношении, что в нем Толстой воплотил обобщенную картину нравственного состояния народа. Неслучайно ведь Пьеру Безухову для того чтобы найти, наконец, мир с самим собой, необходима была встреча с Платоном Каратаевым. Каратаева застрелил у березы француз, конвоирующих русских пленных. Но невольно возникает вопрос: мог ли им быть тот, которому Платон шил рубаху? Конечно, Платон Каратаев является не уникальной личностью, но есть в ней рациональное для нас, мы не можем зачеркнуть нравственно – гуманистическое в этой личности.

  10. Лев Толстой
    Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Один из величайших писателей мира.
    Родился: 09.09.1828, Ясная Поляна
    Умер: 20.11.1910 (82 года)
    Популярные произведения Л.Н. Толстого
    Анна Каренина
    Война и мир
    После бала
    Другие сочинения по произведению Толстого
    Рассказы Льва Толстого о животных
    Познавательные сказки Л. Н. Толстого
    Особенность творчества Л. Н. Толстого
    Лев Толстой – классик мировой литературы
    Дети в изображении Л. Толстого
    Творчество Толстого для детей
    Сказки Л. Н. Толстой – художественный анализ. Детские народные сказки
    Лев Николаевич Толстой – Чтоб жить честно
    Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
    Истинный патриотизм и героизм в понимании
    Великий писатель русской земли Лев Николаевич Толстой
    Казанский период творчества Толстого
    Как работал Л. Н. Толстой
    Концепция человека и психологизм Толстого
    Женские образы в романах Л. Толстого
    «Мысль семейная» в творчестве Льва Толстого
    Высший свет в изображении Л. Н. Толстого
    Философия истории Толстого
    Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого
    Что по мнению Толстого определяет сущность человека
    Сочинение «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»
    Толстой – все сочинения
    Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. Её душу понимал он, как никто, красоту её природы изображал с совершенством непостижимым.
    В.Я.Брюсов
    По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к «высшей помещичьей знати России». Его отец, граф Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать – урождённая княгиня Волконская. Его предки были в родстве с Пушкиными, Трубецкими,Голицыными.
    Семейные предания, рассказы родных и близких о событиях 1812 и 1825 годов, жизнь в родовой усадьбе оказали на Толстого огромное влияние и оставили заметный след в его творчестве.
    «Без своей Ясной Поляны,писал Толстой,-я трудно могу себе представить Россию и своё отношение к ней» Ясная Поляна была его колыбелью . Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близких, здесь он видел, как живёт народ, здесь познакомился с народными песнями, сказками, легендами, былинами.
    Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть «Детство», которую высоко оценил Н.Некрасов и напечатал в «Современнике». За «Детством» последовали повесть «Отрочество». «Юность», составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит сомого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.
    Автор «Детства» и «Отрочества» проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека. В «Юности» показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу.
    Впоследствии Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педогогики, создал «Книги для чтения», составил «Азбуку». Писатель обижался, что эта огромная работа была не замечена. «Меня,писал он,хвалили за всё, что я написал, но об одном, точно хорошем и полезном, что я сделал, об Азбуке и этих книжках, не сказано в печати ни единого ругательного слова… Но пусть попробует кто-нибудь такие же рассказы, то увидит, как трудно даются эти достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого».
    Многие из рассказов для детей Толстого состоят всего из нескольких строк. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни ихзучал произведения усного народного творчества – песни, сказки, былины, легенды,был уверен, что в «песни, сказки, былины – всё простое – будут читать, пока будет русский язык».
    Появление романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других произведений Л.Н.Толстого вызвало многочисленное количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В.В.Стасов писал : «Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…» Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил «два века» русской литературы. М.Горький сказал «Не зная Толстогонельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

  11. Сочинение: Лев Николаевич Толстой
    ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
    ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
    ТОЛСҘОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.
    «Радостный период детства»
    Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
    Казанский университет
    Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
    «Бурная жизнь юношеского периода»
    После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
    «Война и свобода»
    В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
    Крымская кампания
    В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
    В кругу литераторов и за границей
    В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.
    Народная школа
    В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
    «Война и мир» (1863-69)
    В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).
    «Анна Каренина» (1873-77)
    В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
    Перелом (1880-е гг.)
    Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
    В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
    «Воскресение» (1889-99)
    Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
    Уход и смерть
    Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
    Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
    Сочинения:
    Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).
    Литература:
    Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.
    Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.
    Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.
    Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.
    Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.
    О. Е. Майорова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *