Сочинение на тему лицей пушкина

12 вариантов

  1. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    «Лицей Пушкина»
    Работу выполнил:
    Новиков Игорь
    2004 год.
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр
    Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой
    Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей,
    Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной
    Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на
    Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина.
    Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер- юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на
    Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади
    Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. “Царского села прекрасные дубравы” навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских парков – ” садов Лицея”, он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей – одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе – ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей – один из филиалов Всероссийского музея
    А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине – бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца – флигель великих княжон, дочерей Павла I, – был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами
    Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами.
    Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор
    В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором – столовая с буфетом, Малый конференц- зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался
    Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин,
    В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели
    Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали
    Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата – вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым,
    Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское
    Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в
    Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора
    А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при
    А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году.
    Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.
    Холл в лицее.
    [pic]
    Комната Пушкина.

  2. Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей, Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина. Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер-юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. «Царского села прекрасные дубравы» навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских
    парков — » садов Лицея», он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей — одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе — ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей — один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине — бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца — флигель великих княжон, дочерей Павла I, — был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором — столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем — Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата — вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.

  3. Пушкин А.С. родился в небогатой, но очень хорошо образованной семье. Его отец был весьма просвещённым человеком. Большую часть своего времени он проводил за чтением и очень не любил, когда его отвлекали от любимого занятия. Мать Пушкина была женщиной суровой. И, чтобы не выслушивать замечаний и нравоучений строгой матери, будущий поэт убегал от неё.
    В окружении Пушкина только 3 человека говорили на русском языке. Это были его учитель, который преподавал ему закон Божий, его бабушка и няня. Благодаря им Александр Сергеевич выучил родную речь и познакомился с народным творчеством. Это пригодилось ему в будущем.
    Уже в 9 лет будущий поэт начинает бегло читать на французском языке. Увлёкшись чтением, он прочитал всю домашнюю библиотеку. В 12 лет мальчика отправляют учиться в Лицей. Обучение в этом учебном заведении предполагало подготовить из отпрысков лучших представителей общества государственных мужей.
    Годы учёбы оставили неизгладимый след в жизни поэта. Это в Лицее Пушкин формируется как человек, как гражданин и как поэт. Здесь происходит становление его характера. Здесь он нашёл друзей, которых у него до этого никогда не было. Среди них были Кюхельбекер и Дельвиг, обладающие даром стихосложения. Молодые, остроумные и насмешливые, друзья иногда ссорились. Но это не помешало им пронести дружбу через всю свою жизнь.
    В Лицее Александр Сергеевич написал своё первое стихотворение. И оно было даже опубликовано. Это случилось, когда молодой Пушкин познал чувство первой любви. Ему понравилась сестра одного из учащихся Лицея. Именно Бакуниной, милой, приветливой и обходительной девушке, юный поэт посвящал свои первые стихи. Она стала его первой музой.
    Позднее, при переходе с курса на курс, Пушкин на экзамене прочтёт стихотворение, которое определит его дальнейшую судьбу. Оно произведёт потрясающее впечатление на всех присутствующих. А поэт Державин, со слезами на глазах назовёт молодого поэта своим преемником. Вот так к лицеисту Пушкину пришла слава. Он был признан именитыми поэтами и удостоился их высочайшей оценке.

  4. Первая
    треть XIX века
    – золотой век
    русской литературы.
    Это время связано
    с множеством
    великих имен,
    среди которых,
    несомненно,
    выделяется
    Александр
    Сергеевич
    Пушкин.
    Москвич
    по рождению,
    Пушкин большую
    часть жизни
    провел в Петербурге.
    Он не просто
    сменил здесь
    множество
    адресов. Вдохновленный
    строгой красотой
    Петербурга,
    его архитектурным
    совершенством,
    призрачностью
    белых ночей,
    Пушкин создал
    в своих произведениях
    совершенно
    особый образ
    Северной Пальмиры.
    Литературное
    творчество
    поэта неразрывно
    связано с
    Петербургом.
    В таких его
    произведениях,
    как «Медный
    всадник», «Пиковая
    дама», «Домик
    в Коломне» он
    является не
    просто фоном
    разворачивающихся
    событий, а,
    фактически,
    одним из действующих
    лиц.
    В
    Петербурге,
    являвшимся
    для Пушкина
    источником
    вдохновения,
    с именем поэта
    связано огромное
    количество
    мест.
    Почти
    всегда стесненный
    в средствах,
    Александр
    Сергеевич
    никогда не жил
    в аристократических
    районах столицы.
    Он снимал квартиры
    в Коломне (в те
    времена – городская
    окраина), за
    Фонтанкой
    недалеко от
    Летнего сада,
    на Большой
    Морской.
    Самым
    известным
    адресом является
    последняя
    квартира Пушкиных,
    снятая ими в
    доме княгини
    Волконской
    (современный
    адрес – Мойка,
    12, где сейчас
    находится
    мемориальный
    музей). Довольно
    скромная, занимавшая
    11 комнат в бельэтаже,
    квартира была
    не очень удобна
    для большой
    семьи Пушкина.
    Домашний шум
    мешал поэту,
    высоко ценившему
    тишину и уединение,
    столь необходимые
    для творческого
    труда.
    Как известно,
    А.С.Пушкин,
    происходивший
    из древнего,
    но обедневшего
    рода, жил в основном
    на доходы от
    издания своих
    произведений.
    Но, по сравнению
    с расходами,
    эти доходы были
    совсем незначительны.
    Расходы увеличились
    еще более, когда
    34-летнему Пушкину
    был пожалован
    низший придворный
    чин камер-юнкера,
    обязывавший
    его и Наталью
    Николаевну
    бывать при
    дворе. Отпевание
    состоялось
    в расположенной
    неподалеку
    церкви Спаса
    Нерукотворного
    на Конюшенной
    площади. В церковь
    были допущены
    только представители
    «высшего света»,
    а огромные
    массы народа
    заполнили
    огромную площадь,
    образовав, как
    писали современники,
    «ковер из голов».
    Пушкин
    похоронен в
    Святых (Пушкинских)
    горах. В Петербурге
    его память
    увековечена
    памятниками,
    установленными
    на Пушкинской
    улице, Площади
    Искусств, месте
    дуэли на Черной
    речке, а также
    в коллекциях
    мемориальных
    музеев на Мойке,
    12 и в Царскосельском
    Лицее.

    История
    лицея.

    Годы,
    проведённые
    в Лицее А.С.
    Пушкиным, были
    для него самыми
    светлыми и
    счастливыми.
    “Царского села
    прекрасные
    дубравы” навсегда
    стали дороги
    поэту.
    До
    конца жизни
    он не мог забыть
    город своей
    юности и часто
    посещал его.
    А когда ссылки
    надолго оторвали
    поэта от царскосельских
    парков
    – ” садов Лицея”,
    он возвращался
    туда мысленно.
    Впечатление
    юности, красота
    Царского села
    ярко отображены
    во всём творчестве
    гения русской
    поэзии. Сейчас
    Лицей, где учился
    А.С. Пушкин стал
    музеем .
    Царскосельский
    Лицей – одно из
    передовых
    учебных заведений
    России первой
    четверти XIX века.
    Мемориальный
    музей был открыт
    в 1949 году, но таким,
    каким он был
    при АС. Пушкине,
    Лицей предстал
    перед посетителями
    в 1974 году. Полностью
    восстановлены
    мемориальные
    помещения
    третьего и
    четвертого
    этажей, где в
    основном проходила
    жизнь воспитанников:
    Большой зал.
    Газетная комната,
    Галерея с лицейской
    библиотекой,
    учебный класс,
    физический
    кабинет, комнаты
    лицеистов
    (комната № 14 -А.С.
    Пушкина), певческий
    класс и другие
    помещения, В
    одном из них
    представлены
    материалы,
    которые
    рассказывают
    о преподавании
    рисования в
    Лицее, в том
    числе – ученические
    рисунки, из
    которых два
    принадлежат
    Александру
    Пушкину.
    Мемориальный
    музей-Лицей
    – один из филиалов
    Всероссийского
    музея А.С.Пушкина.
    Экспозиция
    музея посвящена
    истории этого
    знаменитого
    учебного заведения.
    Лицей был основан
    императором
    Александром
    I как привилегированное
    учебное заведение
    для детей дворян.
    Его открытие
    состоялось
    19 октября 1811 года.
    В числе первых
    воспитанников
    Лицея был и
    А.С.Пушкин. В
    лицейский
    период он осознал
    свое поэтическое
    призвание,
    нашел преданных
    друзей, до конца
    дней сохранивших
    верность нерушимому
    лицейскому
    братству.
    Лицей расположен
    в городе Пушкине
    – бывшем Царском
    Селе. В начале
    XIX века часть
    Екатерининского
    дворца – флигель
    великих княжон,
    дочерей Павла
    I, – был реконструирован
    и приспособлен
    к нуждам нового
    учебного заведения.
    Построен как
    флигель Екатерининского
    дворца в 1789 1791 годах
    архитекторами
    Дж.Кваренги
    и П.В.Нееловым
    для детей цесаревича
    Павла Петровича.
    Строгие классические
    фасады здания
    мастерски
    вписаны в дворцовый
    ансамбль. Новая,
    со скругленными
    углами постройка
    соединена с
    церковным
    флигелем переходом,
    опирающимся
    на три изящно
    прорисованные
    арки. Фасад
    четырехэтажного
    флигеля расчленен
    на два яруса
    горизонтальной
    тягой между
    вторым и третьим
    этажами. Это
    членение подчеркнуто
    портиком из
    четырех колонн
    коринфского
    ордера, равных
    по высоте двум
    верхним этажам.
    Два нижних
    этажа служат
    как бы цоколем
    верхних этажей.
    Постройкой
    этого флигеля
    завершилось
    формирование
    ансамбля Большого
    дворца. В 1811 году
    по высочайшему
    заказу архитектор
    В.Стасов перестроил
    здание для
    размещения
    в нем учебного
    заведения.
    После реконструкции
    на первом этаже
    разместились
    комнаты наставников,
    лазарет и
    административные
    помещения. На
    втором – столовая
    с буфетом, Малый
    конференц-зал
    и канцелярия.
    На третьем –
    Большой зал,
    классы и библиотека.
    Четвертый этаж
    занимали комнаты
    воспитанников.
    Залы лицея
    просторны и
    нарядны, а
    торжественный
    Большой зал
    украшен росписями
    на античные
    мотивы. И это
    естественно:
    в истории и
    культуре Древней
    Греции воспитатели
    Лицея черпали
    примеры для
    молодого поколения.
    С 1811 по 1843 год во
    флигеле помещался
    Императорский
    Царскосельский
    Лицей, в котором
    с 1811 по 1817 год воспитывался
    А.С.Пушкин. На
    4 этаже, с окном
    на Церковный
    корпус, была
    его комната,
    имевшая номер
    14. Пушкин окончил
    Лицей в числе
    29 воспитанников
    первого набора,
    среди которых
    были будущие
    знаменитости:
    поэты И. И. Пущин,
    В.К.Кюхельбекер,
    А.А.Дельвиг,
    мореплаватель
    Ф.Ф. Матюшкин,
    канцлер России
    князь А.М.Горчаков.
    Шестилетний
    лицейский курс
    приравнивался
    к университетскому.
    За период обучения
    первого выпуска
    в Лицее сменилось
    несколько
    директоров.
    Среди них были
    известные
    общественные
    деятели Б.Ф.Малиновский,
    Е.А.Энгельгардт.
    В лицее Пушкин
    и его однокурсники
    слушали Д.И.Будри
    (родного брата
    Ж.П. Марата – вождя
    Великой французской
    революции),
    встречались
    с Г.Р.Державиным,
    В.А.Жуковским,
    К.Н.Батюшковым,
    Н.М.Карамзиным
    и другими русскими
    поэтами, учеными
    и просветителями.
    Их обучение
    в Лицее совпало
    с Отечественной
    войной 1812 года.
    Через Царское
    Село под аркой,
    соединяющей
    Лицей и церковный
    корпус Большого
    дворца, проходили
    по Садовой
    улице к Павловскому
    шоссе и дальше
    к Москве гусары,
    гренадеры,
    казаки, уланы,
    ополченцы.
    В 1844 году, после
    перевода Лицея
    в Санкт-Петербург
    и переименования
    его в Александровский,
    внутренние
    помещения были
    перепланированы
    под жилые комнаты.
    Во время Великой
    Отечественной
    войны здание
    было разрушено.
    В послевоенное
    время коллектив
    реставраторов
    под руководством
    архитектора
    А.А.Кедринского
    восстановил
    интерьеры.
    Мемориальный
    музей был открыт
    здесь в 1949 году.
    Но таким, каким
    он был при А.С.
    Пушкине, Лицей
    предстал перед
    посетителями
    только в 1974 году.
    Полностью
    восстановлены
    мемориальные
    помещения
    третьего и
    четвертого
    этажей, где в
    основном проходила
    жизнь воспитанников:
    Большой зал,
    Газетная комната,
    Галерея с лицейской
    библиотекой,
    учебный класс,
    физический
    кабинет, комнаты
    лицеистов
    (комната № 14 –
    А.С. Пушкина),
    певческий класс
    и другие помещения.
    В экспозиционных
    комнатах представлены
    материалы,
    принадлежавшие
    Пушкину и другим
    лицеистам, а
    также материалы,
    иллюстрирующие
    историю Лицея
    вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.

    Холл в лицее.
    Комната
    Пушкина.

  5. Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    «Лицей Пушкина»
    Работу выполнил:
    Новиков Игорь
    2004 год.
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей, Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина. Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер-юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. “Царского села прекрасные дубравы” навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских
    парков – ” садов Лицея”, он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей – одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе – ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей – один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине – бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца – флигель великих княжон, дочерей Павла I, – был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором – столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата – вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.

    Холл в лицее.
    Комната Пушкина.

  6. Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    «Лицей Пушкина»
    Работу выполнил:
    Новиков Игорь
    2004 год.
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей, Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина. Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер-юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. “Царского села прекрасные дубравы” навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских
    парков – ” садов Лицея”, он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей – одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе – ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей – один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине – бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца – флигель великих княжон, дочерей Павла I, – был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором – столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата – вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.

    Холл в лицее.
    Комната Пушкина.

  7. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771— 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.
    Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
    Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд За- харово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.
    Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.
    Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим, дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
    В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.
    В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П.Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
    Именно в лицее у Пушкина появляються настояшии друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.
    В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин — «Жано», Вельгельм Карлович Кюхельбекер — «Кюхля», «Глиста», самПушкин— «Француз» и множество других забавных прозвищ.
    В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.
    Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в «Вестнике Европы» в июльском номере стихотворение «К другу стихотворцу».
    В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.
    Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы» но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса».
    Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие».
    Арзамасец Ф.Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».
    19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну хотябы нашумевшая история с «гогель-могелем».
    История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток «гогель-могель» и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались распросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы.
    2. Сместить виновных на последние места за обеденным столом.
    3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и
    стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением и дело сдано было в архив.
    Историю с «гогель-могелем» имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:
    Помнишь ли, мой брат по чаше,
    Как в отрадной тишине
    Мы топили горе наше
    В чистом, пенистом вине?..
    Помнишь ли друзей шептанье
    Вокруг бокалов пуншевых,
    Рюмок грозное молчанье —
    Пламя трубок грошевых?
    Закипев, о, скол прекрасно
    Токи дымные текли!
    Вдруг педанта глас ужасный
    Нам послышался вдали…
    И бутылки вмиг разбиты,
    И бокалы все в окно —
    Всюду по полу разлиты
    Пунш и светлое вино.
    Убегаем торопливо…
    В пируюших студентах Пушкин так же обращается к Пущину:
    Товарищ милый, друг прямой,
    Тряхнем рукою руку,
    Оставим в чаше круговой
    Педантам сродну скуку:
    Не в первый раз мы в месте пьем,
    Нередко и бранимся,
    Но чашу дружества нальем —
    И тот час помиримся.
    Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился. Фрейлина. «Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина, — рассказывакт Комаровский. — Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелесное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении «К живописцу», которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения».
    29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнеке:
    Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
    Отрадой тихою, восторгом упивался…
    И где веселья быстрый день?
    Промчался летом сновиденья,
    Увяла прелесть наслажденья,
    И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
    Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь — с «безметежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радаСтью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилсь в целом ряде лицейских стихотворений Пушкина. Посидел с милой девушкой в беседке, —
    Здесь ею счастлив был я раз
    В восторге сладостном погас,
    И время самое для нас
    Остановилось на минуту!
    Получил от нее незначительное письмецо, —
    В нем радости мои; когда померкну я,
    Пускай оно груди бесчувственной коснется;
    Быть может, милые друзья,
    Быть может, сердце вновь забьется.
    В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего тверского помещика, капитана в отставке, А.А.Полторацкого, двоюродного брата Анны Петровны Керн.
    Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества. И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!
    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.
    И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
    Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

  8. Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам?
    А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались спортом, и в этом юный Пушкин был удачлив. И все же он часто скучал по сво­боде, которой, конечно, не могло быть в закрытом учебном заведении. Время ли­цеистов было четко организовано.
    Напишите сочинение на тему «Пушкин-ли­цеист».
    Сочинение на эту тему может быть очень коротким. Вот одна из таких работ.
    «Пушкин поступил в Лицей в 1811 го­ду. 19 октября 1811 года состоялось тор­жественное открытие Лицея. Годы, ко­торые были проведены в Лицее, поэт час­то называл самыми счастливыми в своей жизни. Лицеисты, окончив обучение, каж­дый год отмечали день 19 октября. Пуш­кин посвящал этому событию стихи. Са­мое знаменитое из них называется «19 ок­тября». В нем есть замечательные строки:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим,
    свободен и беспечен Срастался он под сенью
    дружных муз, Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село.
    Это стихотворение не только гимн Ли­цею, это — гимн дружбе».

  9. Лицей на Чистых прудах, в котором учился Пушкин, находился под патронажем царя (и царь регулярно приезжал туда) и очень отличался от других образовательных учреждений. Во-первых, все предметы там вели русские учителя, а не иностранцы. Во-вторых, было совсем другое отношение к ученикам – главное, были запрещены розги. За лицеистами присматривал дядька. Пушкин и его друзья его очень любили, но потом выяснилось, что этот дядька – маньяк, который убивал и грабил молодых девушек, чтобы собрать деньги и купить матери корову. Об этом снят фильм «1814». Пушкин и его друзья, вообразив себя сыщиками, пытались найти убийцу и чуть не погибли сами.
    Пушкин отличался от других лицеистов. С самого первого дня, когда другие мальчики тихо плакали в подушку по ночам и тосковали по дому, Пушкин спокойно переносил разлуку – он не был привязан к дому, ведь там его не понимали и не очень-то любили. А лицей стал для него настоящим домом, где были и взрослые, понимающие люди, и сверстники, с которыми Пушкин быстро нашёл общий язык. Кстати, многие из его друзей и знакомых впоследствии стали знаменитыми писателями, поэтами и политиками.
    Распорядок дня в лицее был такой:
    В шесть – подъём, в семь – молитва, занятия, чай, прогулка, снова занятия, снова прогулка, потом обед, уроки чистописания или рисования и другие. Потом снова чай, прогулка, повторение уроков. И, наконец, вечером – ужин, время отдыха, вечерняя молитва и сон.
    Уроки:
    Русская словесность, латынь, история, география, французский язык и французская словесность, немецкий и немецкая словесность, математика, физика, политические и нравственные науки.
    В лицее была прекрасная библиотека, где Пушкин проводил всё свободное время. Он очень много читал, причём везде и в любое время дня и ночи. Вечером он клал книжку под полушку, чтобы рано утром успеть прочитать «ещё немножко».
    Многие лицеисты писали стихи, и Пушкин не был исключением. А чтобы не писать «в стол», ребята решили устроить «литературные собрания». И лучшими все признавали стихотворения Пушкина.
    В 1814 году в лицее были экзамены. Председателем комиссии был Г.Державин. И, помимо всех прочих заданий, лицеисты должны были читать свои стихи. Стихотворение Пушкина так растрогало Державина, что он даже хотел обнять мальчика. Но, пока Державин выбирался из-за стола, смутившийся и испуганный мальчик уже убежал.
    После этого случая талант Пушкина признали все и позволяли ему многое. Например, на уроке алгебры был забавный случай:
    Пушкин, вместо решения задачи, писал очередное стихотворение. Учитель, заметив это, решил вызвать его к доске. Пушкин вышел. Написал условие, стал пытаться решить… И получился у него «ноль». Учитель, вздохнув, сказал: «Я вижу, в моём классе для вас всё равно нулю. Идите на место и пишите свои стихи дальше». Сказано это было без насмешки, абсолютно серьёзно.
    Благодаря обучению в лицее талант Пушкина был замечен, развит, поддержан; и сейчас мы имеем возможность убедиться в этом.

  10. Александр
    Сергеевич
    Пушкин родился
    6 июня (26 мая по
    старому стилю)
    1799 году в Москве.
    Отец его, Сергей
    Львович (1771 -1848 ),
    происходил
    из помещичьей,
    когда-то богатой
    семьи. От имений
    предков (в
    Нижегородской
    губернии) до
    него дошло
    немного; но и
    дошедшее он
    проматывал,
    совершенно
    не интересуясь
    хозяйственными
    делами; служил

    он
    в Московском
    комиссариате,
    но службой не
    был озабочен.
    Среди его

    знакомых
    было много
    писателей, а
    брат его Василий
    Львович приобрел
    известность
    как поэт. В доме
    Пушкина интересовались
    литературой,
    а сам Сергей
    Львович был
    поклонником
    французских
    классиков и
    сам пописывал
    французские
    и русские стихи,
    которые, впрочем,
    были известны
    только знакомым
    и родственникам.
    Мать Пушкина,
    Надежда Осиповна,
    урожденная
    Ганнибал,
    происходила
    от Ганнибала,
    петровского
    “арапа”, изображенного
    в романе Пушкина.

    Воспитание
    Пушкина было
    безалаберным.
    Сменявшиеся
    французы-
    гувернеры,
    случайные
    учителя не
    могли иметь

    2.
    глубокого
    влияния на
    ребенка, в
    значительной
    степени предоставленного
    самому себе.

    Детство
    Пушкин провел
    в Москве, выезжая
    на лето в уезд
    Захарово, в
    подмосковное
    имение бабушки.
    Кроме Александра
    у Пушкиных были

    дети
    – старшая дочь
    Ольга и младший
    сын Лев. Родители
    не уделяли
    многовнимания
    детям, да, по-видимому,
    Александр не
    был любимым
    ребенком в
    семье.

    Его
    брат писал
    впоследствии
    о детских годах
    Александра:
    “До одиннадцатилетнего
    возраста он
    воспитывался
    в родительском
    доме.

    Страсть
    к поэзии появилась
    в нем с первыми
    понятиями: на
    восьмом году
    возраста, умея
    уже читать и
    писать, он сочинял
    на французском
    языке маленькие
    комедии и эпиграммы
    на своих учителей.
    Вообще воспитание

    его
    мало заключало
    в себе русского.
    Он слышал один
    французский
    язык; Гувернер
    был француз,
    впрочем человек
    неглупый и
    образованный;
    библиотека
    его отца состояла
    из одних французских
    сочинений.
    Ребенок

    проводил
    бессонные ночи
    и тайком в кабинете
    отца пожирал
    книги одну за
    другою”. В 1810 году
    возник проект
    устройства

    3.
    привилегированного
    учебного заведения
    – лицея в Царском
    Селе, при дворце
    Александра
    I.

    Пушкин,
    обладавший
    влиятельными
    знакомствами,
    решил определить
    туда своего
    сына Александра.
    В июне 1811 г. Александр
    со своим дядей
    поехал в Петербург,
    благодаря
    имеющимся
    связям, Пушкину
    былообеспечено
    поступление.
    12 августа он
    выдержал

    вступительный
    экзамен.19 октября
    был торжественно
    открыт лицей
    и с этого дня
    началась лицейская
    жизнь Пушкина.
    Лицей был закрытым
    учебным заведением,
    в него было
    принято всего
    30 учеников. Это
    были дети средних
    малообеспеченных
    дворян, обладавших
    служебными
    связями.

    В
    связи с политическими
    событиями 1812
    г. Взятие французами
    Москвы ставило
    под угрозу
    Петербург.
    Из-за большого
    потока солдат
    проходившего
    через Царское
    Село, в лицее
    воцарился
    либеральный
    дух.

    В
    лицей проникали
    сплетни об
    Александре
    I и его окружении.
    Кругозор Пушкина
    в то время
    расширял П.
    Чаадаев, оказавшийся
    в гусарском
    полку в Царском
    Селе. Чаадаев
    был настроен
    весьма либерально,
    он вел

    4.
    долгие
    политические
    беседы с Пушкиным
    и сыграл немалую
    роль в нравственных
    понятиях
    Александра.
    Впоследствии
    Пушкин посвятил
    Чаадаеву одно
    из первых своих
    политических
    стихотворений.

    Именно
    в лицее у Пушкина
    появляються
    настояшии
    друзья. На первый
    курс было принято
    тридцать человек.
    Значт , у Пушкина
    было двадцать
    девять товарищей.

    В
    дальнейшем
    они станут
    известными
    людьми. У каждого
    лицеиста было
    прозвише,

    а
    у некоторых
    и не одно. Иван
    Иванович Пущин
    – “Жано” , Вельгельм
    Карлович Кюхельбекер
    – “Кюхля”, “Глиста”,
    сам Пушкин –
    “Француз” и
    множество
    других забавных
    прозвищ.

    В
    лицее Пушкин
    плотно занимался
    поэзией, особенно
    французской,
    за

    что
    он и получил
    прозвище “француз”.
    Среди лицеистов
    проводились
    пассивные
    соревнования,
    где Пушкин
    долгое время
    одерживал
    первенство.
    Из русских
    поэтов Пушкина
    привлекал
    Батюшков и вся
    группа писателей,
    объединившиеся
    вокруг Карамзина.
    С этой группой
    Пушкин был
    связан через
    семейные отношения,
    в частности,
    через дядю,
    который был
    вхож в

    5.
    нее.
    В доме Карамзина,
    который находился
    в Царском Селе,
    Александр
    познакомился
    с Жуковским
    и Вяземским,
    их влияние
    особенно отразилось
    на творчестве
    Пушкина начиная
    с 1815 года.

    Любимым
    поэтом Пушкина
    был Вольтер,
    именно ему
    пушкин был
    обязан и ранним
    своим безбожием,
    и склонностью
    к сатире, которая,
    впрочем,

    находилась
    также в зависимости
    от литературной
    борьбы карамзинистов
    и от шутливых
    сатир Батюшкова.
    В лицее Пушкина
    также коснулись
    новые течения
    поэзии того
    времени: “Оссианицизм”
    и “Барды”. К
    концу

    пребывания
    в лицее Пушкин
    подвергся
    сильному влиянию
    новой элегической
    поэзии, связанной
    с деятельностью
    таких французских

    поэтов,
    как Парни и
    Мильвуа. Литературная
    лицейская
    слава Пушкина
    пришла к нему
    в 15 лет, когда
    он впервые
    выступил в
    печати, поместив
    в
    ]“Вестнике
    Европы” в июльском
    номере

    стихотворение
    “К другу стихотворцу”.

    В
    октябре 1815 года
    образовалось
    литературное
    общество “Арзамас”
    и просуществовало
    оно до конца
    1817 года.

    6.
    Помимо
    “Арзамаса”
    и “Беседы” были
    еще литературные
    общества. Одним
    из них был кружок
    писателей,
    собиравшихся
    у Оленина. Там
    собирались

    противники
    “Беседы” но
    и не сторонники
    “Арзамаса”.
    Предводителями
    этого кружка
    были баснописец
    Крылов и Гредич.
    Пушкин ценил
    обоих

    этих
    людей и впоследствии
    посещал Оленинский
    кружок. Но в
    лицейское время
    Пушкин находился
    под влиянием
    Арзамаса,
    вдохновленный
    сатирой Батюшкова
    на борьбу с
    “Беседой” Пушкин
    разделял все
    симпатии и
    антипатии
    “Арзамаса”.

    Срок
    пребывания
    в лицее кончился
    летом 1817 года.
    9 июня состоялись
    выпускные
    экзамены, на
    которых Пушкин
    читал заказанное
    стихотворение
    “Безверие”.

    Арзамасец
    Ф. Вигель писал
    в своих воспоминаниях:
    “На выпуск
    молодого Пушкина
    смотрели члены
    “Арзамаса”
    как на счастливое
    для них происшествие,
    как на торжество.
    Сами родители
    его не могли
    принимать в
    нем более нежного
    участия; особенно
    Жуковский,
    восприемник
    его в “Арзамасе”,
    казался счастлив,
    как будто бы
    сам бог послал
    ему милое чадо.
    Чадо показалось

    7.
    довольно
    шаловливо и
    необузданно,
    и мне даже больно
    было смотреть,
    как все старшие
    братья на перерыв
    баловали маленького
    брата. Спросят:
    был ли он тогда
    либералом? Да
    как же не быть
    восемнадцатилетнему
    мальчику, который
    только что
    вырвался на
    волю, с пылким
    поэтическим
    воображением,
    кипучею африканскою
    кровью в жилах,
    и в такую эпоху,
    когда свободомыслие
    было в самом
    разгаре”.

    19
    октября
    до самой смерти
    останется у
    Пушкина самым
    памятным днем
    в его жизни.
    Сколько приятных
    воспоминаний
    будет у Пукшкина
    связанно с
    лицеем. Ну хотябы
    нашумевшая
    история с “гогель
    – могелем”.

    История
    такая. Компания
    воспитанников
    с Пушкиным ,
    Пущиным и Малиновским
    во главе, устроила
    тайную пирушку.
    Достали бутылку
    рома , яиц, натолкли
    сахару, принесли
    кипящий самовар,
    пригатовили
    напиток “гогель
    – могель” и стали
    распивать.
    Одного из товарищей
    Тыркова , сильно
    разобрало от
    рома , он начал
    шуметь , громко
    разговаривать,
    что привлекло
    внимание дежурного
    гувернера , и
    он доложил
    инспектору
    Фролову . Начались
    распросы, розыски.
    Пущин , Пушкин
    и Малиновский
    обьявили, что
    это их дело и
    что

    8.
    они
    одни виноваты
    .Фролов немедленно
    донес о случившемся
    исправляюшему
    должность
    директора
    профессору
    Гауэншильду
    , а тот поспешил
    доложить самому
    министру Разумовскому
    . Переполошившийся
    министр приехал
    из Петербурга,
    вызвал виноовных
    сделал им строгий
    выговор и передал
    дело на

    рассмотрение
    конференции.
    Конференция
    постановила:
    1. Две недели
    стоять во время
    утреней и вечерней
    молитвы. 2. Сместить
    виновных на
    последние места
    за обеденным
    столом. 3. Занести
    фамилии их, с
    прописанием
    виновности
    и приговора,
    в черную книгу,
    которая должна
    иметь влияние
    при выпуске.
    Но при выпуске
    лицеистов,
    директором
    был уже не бездушный
    карьерист
    Гауэншильд,
    а благородный
    Энгельгард.
    Он ужаснулся
    и стал доказывать
    своим сочленам
    недопустимость
    того, чтобы
    давнишняя
    шалость , за
    которую тогда
    же было взыскано,
    имела влияние
    и на будущность
    провинившихся.
    Все тотчас же
    согласились
    с его мнением
    и дело сдано
    было в архив.

    Историю
    с “гогель – могелем”
    имеет в виду
    Пушкин в своем
    послании к
    Пущину:

    Помнишь
    ли, мой брат по
    чаше,

    Как
    в отрадной
    тишине

    9.
    Мы
    топили горе
    наше

    В
    чистом пенистом
    вине ?

    Помнишь
    ли друзей шептанье

    Вокруг
    бокалов пуншевых,

    Рюмок
    грозное молчанье
    ,

    Пламя
    трубок грошевых
    ?

    Закипев,
    о , скол прекрасно

    Токи
    дымные текли!

    Вдрук
    педанта глас
    ужасный

    Нам
    послышался
    в дали, –

    И
    бутылки вмиг
    разбиты ,

    И
    бокалы все в
    окно,

    Всюду
    пополу разлиты

    Пунш
    и светлое вино.

    Убегаем
    торопливо…

    В
    пируюших студентах
    Пушкин так же
    обрашается
    к Пущину :

    Товарищ
    милый, друг
    прямой ,
    Тряхнем
    рукою руку,
    Оставим
    в чаше круговой
    Педантам
    сродну скуку:
    Не
    в первый раз
    мы в месте пьем,
    Нередко
    и бранимся ,
    Но
    чашу дружества
    нальем –
    И
    тот час помиримся.
    Именно
    в лицее Пушкин
    первый раз
    влюбился.

    Фрейлина.
    “Первую платоническую,
    истенно поэтитическую
    любовь возбудила
    в Пушкине Бакунина
    , – рассказывакт
    Комаровский
    . – Она часто
    навещала брата
    своего и всегда
    приезжала на
    лицейские балы
    . Прилесное
    лицо ее , дивный
    стан и очаровательное
    обращение
    произвели
    всеобший восторг
    во всей лицейской
    молодежи. Пушкин
    описал ее прелисти
    в стихотворении

    10.
    К
    живописцу”,
    которое было
    положенно на
    ноты лицейским
    товарищем
    Пушкина Яковлевым
    и понятно пето
    до самого выхода
    из заведения
    “.

    29
    ноября 1815 года
    Пушкин писал
    в дневнеке:

    Итак,
    я счастлив был,
    я наслаждался,

    Отрадой
    тихою, восторгом
    упивался,

    И
    где веселья
    быстрый день?

    Промчался
    летом сновиденья,

    увяла
    прелесть наслажденья,

    И
    снова вкруг
    меня угрюмой
    скуки тень.

    Это
    была первая
    робкая и стыдливая
    юношеская
    любовь – с “безметежной
    тоской”, со
    “счастьем
    тайных мук”,

    с
    радастью на
    долгие дни от
    мимолетной
    встречи или
    приветливой
    улыбки. Любовь
    эта отразилсь
    в целом ряде
    лицейских
    стихотворений
    Пушктна.

    Посидел
    с милой девушкой
    в беседке, –

    Здесь
    ею счастлив
    был я раз

    В
    восорге сладосном
    погас,

    И
    время самое
    для нас

    Остановилось
    на минуту!

    Получил
    от нее незначительное
    письмицо, –

    В
    нем радости
    мои; когда померкну
    я ,

    Пускай
    оно груди
    бесчувственной
    коснется;

    Быть
    может, милые
    друзья ,

    Быть
    может , сердце
    вновь забьется
    .

    11.
    В
    1834 году, тридцати
    девяти лет,
    Бакунина вышла
    замуж за сорокадвухлетнего
    тверского
    помешика, капитана
    в отставке,
    А.А. Полторацкого,
    двоюродного
    брата Анны
    Петровны Керн.

    Лицейские
    годы жизни
    Пушкина сыграли
    огромную роль
    в становлении
    его как личности
    , заложили фундамент
    его гениального
    творчества.

    И
    лучше всего
    об этом говорит
    сам Пушкин!

    Прости!
    Где б ни был я
    : в огне ли смертной
    битвы,

    При
    милых ли брегах
    родимого ручья,

    Святому
    бртству верен
    я .

    И
    пусть (услышит
    ли судьба мои
    молитвы ?),

    Пусть
    будут счастливы
    все, все твои
    друзья!

    Список
    литературы:
    В.В.
    Вересаев. “Спутники
    Пушкина”. Том
    1, 2 , Москва, 1993 год.
    И.И
    Пушин . “Записки
    о Пушкине. Письма”
    , Москва, 1989 год.
    В.
    Воеводин. “Повесть
    о пушкине” ,
    Ленинград,
    1955 год.
    Л.
    Дугин . “Лицей”
    , Москва, 1987 год.
    М.
    Цветаева. “Мой
    Пушкин” , Москва,
    1981 год.
    А. Терц.
    (А. Синявский)
    . “ Прогулки с
    Пушкиным”,
    С-Петербург,
    1993 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *