Сочинение на тему лирический герой поэзии

7 вариантов

  1. Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта. Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам. В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.
    Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.
    Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:
    он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
    он хотел бы любить, но любовь трагична;
    хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
    хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
    хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
    постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.
    Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:
    Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    («И скучно, и грустно», 1840)
    Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.
    В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:
    Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:
    Едва касались мы до чаши наслажденья,
    Но юных сил мы тем не сберегли;
    Из каждой радости, бояся пресыщенья,
    Мы лучший сок навеки извлекли.
    Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании. Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя. Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой: —
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!

  2. Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.
    В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды.
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят — все лучшие годы!
    В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка.
    Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в “Думе”:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы:
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию — презренные рабы.
    Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении “Листок” Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:
    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
    И вот наконец докатился до Черного моря.
    О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении “Парус”. Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой.
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:
    Я жить хочу, хочу печали
    Любви и счастию назло:
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

  3. Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стра­не, сказывались на жизни каждого человека, живше­го в это время в нашем государстве. А особенно силь­но — на судьбах людей, наделенных сверхчувстви­тельностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есе­нин. Его стихи — это искренняя исповедь романтиче­ской души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки. Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, про­шедшего вместе с автором сложный путь эволюции.
    Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, мо­лясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изло­ме реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заполза­ют в хомуты»:
    По лугу со скрипом
    Тянется обоз –
    Суховатой липой
    Тянет от колес.
    Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бес­крайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязан­ской земле он впервые увидел и костер зари, и сереб­ристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор ук­репил его чувство любви к народу и к Родине:
    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь.
    Сенокос некошеный,
    Лес да монастырь.
    …Уж не сказ ли в прутнике
    Жисть твоя и быль,
    Что под вечер путнику
    Нашептал ковыль?
    Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удо­вольствием отказался, но они имеют большое значе­ние как путь поэта до революции». Молодой поэт ис­поведовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, мож­но встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией. Он странник, «захожий богомолец», идущий в «ску­фье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле:
    Я молюсь на алы зори,
    Причащаюсь у ручья.
    Его храм создан самой российской природой:
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвой берез.
    Одно из основных чувств, которые испытывает ли­рический герой — это любовь к родине:
    Но не любить тебя, не верить
    Я научиться не могу.
    В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бес­крайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной лю­бовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин.
    О, Русь — малиновое поле,
    И синь, упавшая в реку,
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяет­ся, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца:
    Не ищи меня ты в Боге,
    Не зови любить и жить…
    Я пойду по той дороге
    Буйну голову сложить.
    Период отрытого противостояния лирического ге­роя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет це­лый цикл из десяти небольших поэм, в которых лири­ческий герой провозглашает себя пророком и описы­вает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает:
    Тело, христово тело,
    Выплевываю изо рта.
    Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина. Вскоре он, а вместе с ним и его лириче­ский герой, возвращается к традиционной крестьян­ской философии, проникнутой, по мнению поэта, иде­ей связи человека с космосом. В творчестве появляет­ся образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни…»:
    И луны часы деревянные
    Прохрипят мой двенадцатый час.
    В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рож­дения к смерти. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особ­няком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает миро­воззренческую концепцию поэта. Тема этого произве­дения — размышление зрелого человека о прошед­шей жизни, о ее смысле:
    Я теперь скромнее стал в желаньях.
    Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.
    Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезнен­ной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчи­ниться естественным законам мирозданья:
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    Лирический герой принимает смиренно все, что не­сет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные” яркие образы этого стихотворения сде­лали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина.
    Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиноче­ства, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской. Обостренные до предела от­ношения поэта с окружающим миром, двойствен­ность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая». В одном из произ­ведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напуск­ной бравадой есенинского хулигана:
    Я нарочно иду нечесаным,
    С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
    Сохраняется верность истинным ценностям поэта:
    Я люблю родину.
    Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для ли­рического героя — это любовь, что и нашло свое отра­жение в стихотворении «Любовь хулигана»:
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.
    Иногда лирическому герою ближе всех людей ста­новятся животные:
    Средь людей я дружбы не имею.
    Я другому покорился царству.
    Каждому здесь кобелю на шею
    Я готов отдать свой лучший галстук.
    После возвращения из длительной заграничной по­ездки, С. А. Есенин предпринимает активную попыт­ку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края:
    …Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне…
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий…
    Большинство произведений этого цикла проникну­то ностальгией. Лирический герой не может не ду­мать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоя­нии затмить северную девушку. Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне… Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе по­является тягостное ощущение одиночества и трагиче­ской для поэта ненужности новой России. В стихотво­рении «Русь советская» он восклицает:
    Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
    Бог весть, с какой далекой стороны…
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец…
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    В этом стихотворении ярко проявляется раздвоен­ность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновлен­ную Русь:
    Приемлю все.
    Как есть все принимаю-
    Отдам всю душу октябрю и маю…
    Поэт приносит своеобразную клятву верности сво­ей стране:
    Но и тогда,
    Когда по всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, —
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    С. А. Есенин пытается понять всем своим сущест­вом новую систему ценностей российского государст­ва. В произведении «Неуютная жидкая лунность» ли­рический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны.
    Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал за­думываться о смерти. Эти мысли нашли свое отраже­ние и в его произведениях. В стихотворении «Отгово­рила роща золотая…» лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сире­невой цветью»:
    …Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    Трагизм неминуемого конца жизни человека сгла­живается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…»:
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.
    Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его твор­честве сказал писатель А. Толстой: «…Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

  4. Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.
    В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды.
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят — все лучшие годы!
    В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка.
    Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в “Думе”:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы:
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию — презренные рабы.
    Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении “Листок” Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:
    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
    И вот наконец докатился до Черного моря.
    О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении “Парус”. Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой.
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:
    Я жить хочу, хочу печали
    Любви и счастию назло:
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.
    В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят — все лучшие годы!
    В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка…
    Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в “Думе”:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы:
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию — презренные рабы.
    Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении “Листок” Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:
    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
    И вот наконец докатился до Черного моря.
    О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении “Парус”. Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой…
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:
    Я жить хочу, хочу печали
    Любви и счастию назло:
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.
    Итак, все творчество поэта — это его размышления о смысле существования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к которым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и политического кризиса и ответственности каждого человека за судьбу России. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

  6. Не понравилось сочинение? У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать Во всех стихотворных произведениях образ лирического героя является главным. Это герой, с позиции которого поэт оценивает происходящие события. Нередко лирический герой очень близок самому автору, сливается с ним, однако, между ними всегда можно провести грань. Лирическое стихотворение — это внутренний монолог героя, а автор оказывается лишь единственным свидетелем его. Говоря о лирическом героя в поэзии М. Ю. Лермонтова, нельзя не отметить основной мотив стихотворения — мотив одиночества и трагичности судьбы героя. Лермонтовский герой не знает счастливой любви. Предмет своих мечтаний он отодвигает на недостижимую высоту, обожествляя его. Любовь героя высока, но она всегда несчастна и неразделена: Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты… («К Н.И.») В любви лермонтовского героя всё время возникают какие-то препятствия. То влюблённых разделяют расстояния, то она отдана другому, то любимая женщина просто отвергает «певца». В стихотворении «К Л.» поэт пишет: Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой; С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной. Такое впечатление, что герой не только никогда не испытывает счастья взаимной любви, но даже в мыслях не может представить себе это, и, кажется, если бы разом вдруг снести все эти препятствия, герой бы попросту испугался этого чувства, растерялся и, в конце концов, потерял бы свою любовь. Именно эта невозможность представить себе счастливый финал отличает лирического героя Лермонтова от, например, пушкинского. Но трагедия его не только в неразделённой любви, трагичен весь мир поэта. Окружающее чуждо ему, он всё время один и не понят никем: И скучно и грустно, И некому руку подать… («И скучно и грустно») Глубокая безнадёжность звучит в этих строках. Нет ни одного человека, кто был бы близок к герою, отсюда и так называемые «антипослания», например, «в никуда».© http://sochinenie5ballov.ru/essay_31.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *