Сочинение на тему лирический герой пушкина

14 вариантов

  1. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  2. 2
    Текст добавил: =ДеВчУшКа иЗ сНеЖкА=

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  3. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское «я» предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому «распределять» стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре «На холмах Грузии…» не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное «я» — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой, —
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же «сердце» остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.,
    «Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    «Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    «Элегия»

  4. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало существовать и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и сердечный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года”на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, в первый раз и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ослепительно, сильно, гибко и разнопланово. Лирический звук Пушкина менялся с годами сообща со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное свойство поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне уныло и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный приятель. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый приятель, мой приятель бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор вечно находил в себе силы вылезти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой приятель, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и всякий час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем существовать…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический звук Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто существовать, потому как стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я существовать хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  5. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна…
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

  6. Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.
    если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
    то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
    а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.
    Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.
    Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.
    Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

    Любовная лирика Пушкина

    Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив
    (прочтем начало стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»).
    В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической
    («Черная шаль»).
    Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие
    («Я вас любил: любовь еще, быть может…»).

  7. Душа стесняется лирическим волненьем…
    А. С. Пушкин
    Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетия. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть Царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское «я» предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопла- ново. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому «распределять» стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре «На холмах Грузии…» не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям, восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное «я» — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно…
    Или:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины 30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же «сердце» остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я…
    «Разлука»
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы. были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    «Была пора…»
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    «Элегия»

  8. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии. . . ” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою. . .
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил. . .
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно. . . Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить. . .
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    . .
    –> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

  9. В пушкиноведении неоднократно отмечалось, что на рубеже 1830-х гг.
    творчество Пушкина приобретает новое качество, которое в полной мере
    обнаруживается во время Болдинской осени 1830 г., когда — на протяжении
    двух месяцев — из-под пера поэта выходит целая библиотека произведений.
    Впрочем, некоторые из них (вторая часть «Евгения Онегина», «Маленькие
    трагедии», сказки) явились воплощением замыслов предыдущих лет, что само но
    себе позволяет отодвинуть границу исследуемого периода к более ранним
    годам.
    Нам представляется, что новый поворот творческого развития Пушкина
    достаточно четко обозначился в 1828 г. Этот год был заметной вехой не
    только во внешней, но и во внутренней,духовной биографии поэта. В августе
    1827 г., завершая первую часть «Евгения Онегина», Пушкин скажет:
    Познал я глас иных желаний.
    Познал я новую
    печаль:
    Для первых лет мне упований,
    А старой мне
    печали жаль.
    Пушкинская поэзия схватывала само течение жизни. противоречивой, но не
    беспросветно-мрачной. Показательно в этом отношении стихотворение
    «Царскосельская статуя», в которой «дельвиговское» начало вполне очевидно:
    здесь его любимый размер, его умение накинуть на современность покровы
    древности, свойственная ему пластическая скульптурность стиха. И все же это
    не имитация чужого стиля, а его пушкинское свободное усвоение:
    Урну с водой уронив, об утес ее
    дева разбила.
    Дева печально сидит, праздный держа черепок.
    Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой:
    Дева. над вечной струси, вечно печальна сидит.
    Пушкин, всегда чрезвычайно внимательно относившийся к сближениям дат, не
    мог пройти мимо указанного совпадения: оно подчеркнуто параллелизмом двух
    строф. Однако странное сближение позволяет Пушкину острее почувствовать
    сущностное несходство двух исторических событий, в отличие от других
    современников, впрямую уподоблявших поход Олега и русско-турецкую войну
    1828—1829 гг. Жанр сказки в творчестве Пушкина крайне разнообразен. На
    рубеже 1820-х гг. он обращается к жанрам богатырской сказки-поэмы. Пушкина
    начала 1830-х гг. сказка — не только традиционный народно-поэтический
    сюжет, но, в определенном смысле, своеобразный угол зрения на
    действительность. Фантастический элемент в пушкинских сказках определяет
    торжество нравственного идеала, подчас недостижимого и реальной
    действительности, но — в соответствии с народной моралью — в принципе
    необоримого.
    Пушкинское творчество рубежа 1830-х гг. вбирает в себя
    отсвет обеих обозначенных здесь сторон жизни и тем самым — чем дальше, тем
    все в большей мере — приобретает тревожную, трагедийную направленность.
    Роман завершен Пушкиным в 1831 г., когда была выстроена новая композиция
    заключительной главы и всего произведения (в составе восьми глав). Более
    лаконичными, но и более лиричными становятся теперь первые строфы,
    посвященные царскосельским юношеским впечатлениям. Из «Путешествия Онегина»
    сюда переносятся четыре строфы, содержащие сочувственное противопоставление
    Онегина «среднему» светскому человеку и сближающие Онегина с Чацким («Он
    возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»). В Царском Селе
    дописано несколько строф. Написанное 5 октября 1831 г. «Письмо Онегина к
    Татьяне» подчеркнуло зеркальную композицию романа. Фабула романа
    обрывается весной 1825 г. Не забудем, что, мысленно продолжая судьбу
    Онегина, Пушкин пред- полагал, что он способен на героическую гибель.
    Окончание романа «Евгений Онегин» дорого далось Пушкину, потребовало от
    него высшего напряжения творческих сил. Нельзя не заметить, что в 1831—1832
    гг. в творчестве Пушкина наступает своего рода пауза: в эти годы написана
    лишь «Сказка о царе Салтане» и несколько стихотворений. Историзм
    творческого метода Пушкина в 1830-е гг. приобретает новое качество. При
    относительном затишье в сфере художественного творчества поражает
    грандиозность пушкинских замыслов исторических сочинений 1831—1832 гг.:
    история французской революции, история Украины, история Петра 1.
    Болдинская осень, по своему значению в творческой биографии Пушкина не
    уступающая более знаменитой, первой. Лирическая исповедь этой поры — не
    опубликованное при жизни поэта стихотворение «Осень».
    Первые октавы,
    развившиеся в 1830 г. в Болдине в поэму «Домик в Коломне», написаны
    Пушкиным несколько ранее. Известен черновой автограф строк, тесно связанных
    тематически с началом болдинской поэмы. В «Домике в Коломне» Пушкин
    осваивал качественно иную — повествовательную — октаву. Вместо единой
    синтаксической конструкции, обнимающей всю строфу.Во время Болдинской
    осени Пушкин набросал заметку о «Графе Нулине»: «В конце 1825 года
    находился я в де-ревне. В бумагах Пушкина сохранилась выполненная им
    обложка к циклу болдинских пьес 1830 г., на которой одно за другим было
    намечено несколько названий: «Драматические сцены», «Драматические очерки»,
    «Драматические изучения» и, наконец, «Опыт драматических изучении».
    Продолжая «опыт драматических изучений», следующую пьесу цикла Пушкин
    открывает эпиграфом из «Дон-Жуана», оперы Моцарта: «Л е порелл о: О
    любезнейшая статуя командора! В начале 1828 г.(т. е. в тот год, когда
    Пушкин записал ст-роки из «Каменного гостя» в альбом М. Шимановской) в
    черновом варианте строфы XI главы седьмой «Евгения Онегина», где речь идет
    о замужестве Ольги, в том же ключе вспоминается Ленский: . . . из могилы
    Не вышла в сей печальный день Его ревнующая Тень, И в поздний час, Гимену
    милый, Не испугали молодых Следы явлений гробовых
    .Среди произведений
    Пушкина «Анджело» стоит особняком,
    Жанр его в пушкинском творчестве не
    имеет аналогии. «Анджело» переделка шекспировской комедии, и сравнение с
    нею помогает выявить оригинальность пушкинской трактовки классического
    сюжета. Пушкин — в отличие от Вольтера — тщательно прорабатывает
    характеры своих героев, хотя и подчиняет их одной доминирующей черте.
    Таковы «предобрый, старый Дук»; «Луцио, гуляка беззаботный. В седьмом
    томе «Истории государства Российского» Пушкин обратил внимание на следующее
    рассуждение Карамзина: «Два государя, Иоанн и Василий, умели навеки решить
    судьбу нашего Правления и сделать Самодержавие как бы необходимою
    принадлежностию России, единственною основою целости ее, силы,
    благоденствия. В исследовательской литературе я почти не нахожу работ, в
    которых «Песни западных славян» были бы поставлены в контекст творчества
    Пушкина 1830-х гг. и осмыслены как целостное пушкинское произведение.
    Просветительское представление о разумных тенденциях исторического процесса
    было сохранено Пушкиным на протяжении всего его творчества, но на рубеже
    1830-х гг. он все с большей тревогой приглядывался к отзывающимся в
    повседневной, частной жизни современников результатам исторических событий,
    постигая сложную диалектику исторического движения, В этом отношении по
    общей своей мысли «Песни. . .» развивают в своеобразной форме те же идеи,
    которые воплощены в «Пиковой даме» и в «Медном всаднике».

  10. Главная
    Рефераты – Разное
    Пушкин а. с. – Лирический герой поэзии пушкина – сочинение
    Пушкин а. с. – Лирический герой поэзии пушкина
    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие – вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина – отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу – декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” – это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой – как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,-
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским – солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное – верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его – сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  11. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие – вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина – отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу – декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” – это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой – как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,-
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским – солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное – верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его – сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  12. Тема: – Лирический герой поэзии Пушкина

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *