Сочинение на тему лирический герой в поэзии блока

8 вариантов

  1. А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта. Эта трилогия получила название “трилогия вочеловечения”. В каждом томе образ лирического героя меняется. Рассмотрим, как меняется образ лирического героя в поэзии Блока.
    К самым ранним стихам поэта относятся “Стихи о Прекрасной Даме”. Прототипом Прекрасной Дамы была реальная женщина, Л. Д. Менделеева, которую Блок боготворил. Ярким примером этого цикла является стихотворение “Вхожу я в темные храмы”:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала. Здесь поэт использует устойчивые образы-символы: сумерки, свет, лампада, клики, туман, красота, тайна, загадка, тень, скрип.
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей…
    Высоко бегут по карнизам
    Улыбки, сказки и сны…
    Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока — романтик.. Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с “душой мира”, которая и является воплощением Прекрасной Дамы, Зари, Купины. Несомненно, что в этих произведениях лирический герой является отражением самого поэта, его чувств, переживаний, стремлений. Но уже в ранней лирике обращает на себя внимание двойственность натуры лирического героя. С одной стороны, он не удовлетворен действительностью, стремится отрешиться от всего земного, как от греховного начала, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить “небо и землю”, спасти мир, находящийся на грани катастрофы:
    Растут невнятно розовые тени,
    Высок и внятен колокольный зов,
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — жду твоих шагов…
    Совсем по-другому представляется нам образ лирического героя во втором томе “трилогии”. Если в ранних стихах лирический герой все время жил в каком-то мистическом мире, то здесь появляются другие, более земные темы: описание города, низких пошлых людей, к которым лирический герой испытывает отвращение:
    …А рядом у соседних столиков
    Лакеи сонные торчат,
    И пьяницы с глазами кроликов
    “In vino veritas” кричат…
    Вдали над пылью переулочной,
    Над скукой загородных дач,
    Чуть золотится крендель булочной,
    И раздается детский плач…
    Мы видим, как в этом стихотворении меняется лексика, используемая поэтом. Вместо мистических, идеальных образов возникают вполне конкретные образы сонных лакеев, пьяниц с глазами кроликов, пыльных переулков. Здесь Блок употребил вульгаризм “торчат”, чтобы подчеркнуть непоэтичность, обыденность обстановки. И именно в этом пошлом мире появляется Незнакомка (символ идеального, высокого). Происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна…
    Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает. Он пытается еще парить над толпой:
    Я слышу все с моей вершины…
    (“Фабрика”)
    Но постепенно лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества. С образом Родины у Блока связаны только светлые надежды и воспоминания. Но и образ Родины эволюционирует.
    Сначала это спящая красавица, отдыхающая и хранящая силы для будущих великих дел:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.
    Но в цикле “На поле Куликовом” Блок восхищается героическим прошлым России. Здесь Русь уже несется вперед, как степная кобылица, как гоголевская птица-тройка. И этот бег безогляден и бесконечен, как сама Русь.
    Но главным образом, олицетворяющим Россию, является образ женщины в цветастом платке:
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Возрождение и процветание Родины поэт видит в революционной России. Для него революция становится спасением, он слушает ее “всем сердцем”. Только революционный огонь сможет разрушить все старое, обветшавшее, тянущее назад. Только революция способна создать нечто новое. Блок предупреждает и призывает в “Скифах”:
    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в наши мирные объятья!
    Пока не поздно — старый меч в ножны,
    Товарищи! Мы станем братья…
    Здесь именно Россия, с ее необузданностью, стихийностью, размахом —носитель новой идеологии. Создание поэмы “Двенадцать”, где представлен революционный лик новой России, завершило “трилогию вочеловечения”.
    Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.

  2. Вся моя жизнь — в моих стихах.
    А. Блок
    Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Поэтические произведения, созданные им, занимают особое место. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. “Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…” — писал поэт.
    Стихи А. А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, “чудесной внутренней тревоги”, хаоса звуков родилась Поэзия? Своеобразие позиции поэта просматривается уже в его раннем творчестве в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, попытка осознать свое место в жизни также весьма показательны. В стихотворении присутствует три образа: собравшиеся у ворот люди, кто-то недвижный, черный, считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: “Я вижу все с моей вершины…” Нахождение на вершине — это как бы исходная точка творчества Блока, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
    В ранних стихотворениях Блока присутствует образ Прекрасной Дамы. Его раскрытию поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.
    В стихотворении “Вхожу я в темные храмы…”, поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравнивают с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейшей образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — “Незнакомке”. В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно-прекрасной женщины. Явление ее непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в ее портрете — “девичий стан, шелками схваченный”, и “в кольцах узкая рука”. Но дышит она “духами и туманами”, ее дорогие шелка “веют древними поверьями “. Сам поэт говорил о своей Незнакомке: “Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового”. А известно, что по блоковской символике синий цвет означает неземное, звездное, высокое, чаще всего недостижимое:
    …И перья страуса склоненные
    в моем качаются мозгу,
    и очи синие бездонные
    цветут на дальнем берегу.
    Тему этого стихотворения можно определить так: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью, эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно разделено на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело создавая с помощью пейзажа и звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует внутреннее состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность, что в художественном плане выражается в смене всех оценочных эпитетов и образов природы на противоположные. Они как бы освещаются с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное, что остается герою, — продлевать это забытье: “Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине”. В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, именно его состояние очень важно для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”.
    Основная тема поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. В поэме присутствуют библейские мотивы и образы, благодаря чему образ лирического героя получает общечеловеческое звучание. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в ночь, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но и опустошен беззаботным счастьем.
    Образ человека, опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой появляется в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе”. Оно автобиографично, так как незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом стихотворении Блока этот образ несет не только конкретную смысловую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. Синтез реального и идеального, отражение внутреннего мира поэта во всей его глубине составляют сущность лирического героя. В развитии образа лирического героя отразилась эволюция Блока как поэта. А. Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще. “Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное”.
    “Смотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен!” — разве эти слова не доказательство горячей веры Блока в жизнь, в будущее? Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить ее бури и волнения, он “принимает” ее.

  3. Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии:
    Я стремлюсь к роскошной воле,
    К той прекрасной стороне,
    Где в широком чистом поле
    Хорошо, как в чудном сне.
    Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности.
    Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы:
    Я – Гамлет. Холодеет кровь,
    Когда плетет коварство сети,
    Но в сердце- первая любовь
    Жива – к единственной на свете.
    В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности – образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она – Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами
    Она садится у окна.
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука…
    Несмотря на то что герой спускается “со своей вершины” в мир людей, где у “соседних столиков лакеи сонные торчат” и “пьяницы с глазами кроликов “in vino veritas” кричат”, герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит “землю” и “небо”, поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.
    Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество – о России. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” чувствуется гордость и восхищение:
    Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о Русь!
    Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое
    положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят:
    Нет, опять погаснут зданья,
    Нет, опять он обманул
    Отдаленного восстанья
    Надвигающийся гул.
    Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода (“Скифы”, “Двенадцать”) лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир:
    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в мирные объятья!
    Пока не поздно — старый меч в ножны,
    Товарищи! Мы станем братья!
    А если нет, — нам нечего терять,
    И нам доступно вероломство!
    Века, века — вас будет проклинать
    Больное позднее потомство…
    Мысли лирического героя полны революционной романтики; он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму:
    В последний раз — опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!
    Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме “Двенадцать”. “Апостолы” новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, “на спину надо б бубновый туз”. Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому
    Легкой поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз
    Впереди – Исус Христос.
    Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.

  4. Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Поэтические произведения, созданные им, занимают особое место. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…» — писал поэт.
    Стихи А. А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия? Своеобразие позиции поэта просматривается уже в его раннем творчестве в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэтасимволиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, попытка осознать свое место в жизни также весьма показательны. В стихотворении присутствует три образа: собравшиеся у ворот люди, кто-то недвижный, черный, считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины…» Нахождение на вершине — это как бы исходная точка творчества Блока, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
    В ранних стихотворениях Блока присутствует образ Прекрасной Дамы. Его раскрытию поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.
    В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравнивают с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейшей образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомке». В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно-прекрасной женщины. Явление ее непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в ее портрете — «девичий стан, шелками схваченный», и «в кольцах узкая рука». Но дышит она «духами и туманами», ее дорогие шелка «веют древними поверьями ». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике синий цвет означает неземное, звездное, высокое, чаще всего недостижимое:
    …И перья страуса склоненные
    в моем качаются мозгу,
    и очи синие бездонные
    цветут на дальнем берегу.
    Тему этого стихотворения можно определить так: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью, эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно разделено на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело создавая с помощью пейзажа и звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует внутреннее состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность, что в художественном плане выражается в смене всех оценочных эпитетов и образов природы на противоположные. Они как бы освещаются с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное, что остается герою, — продлевать это забытье: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, именно его состояние очень важно для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад».
    Основная тема поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. В поэме присутствуют библейские мотивы и образы, благодаря чему образ лирического героя получает общечеловеческое звучание. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в ночь, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но и опустошен беззаботным счастьем.
    Образ человека, опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Оно автобиографично, так как незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом стихотворении Блока этот образ несет не только конкретную смысловую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. Синтез реального и идеального, отражение внутреннего мира поэта во всей его глубине составляют сущность лирического героя. В развитии образа лирического героя отразилась эволюция Блока как поэта. А. Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще. «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное».
    «Смотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен!» — разве эти слова не доказательство горячей веры Блока в жизнь, в будущее? Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить ее бури и волнения, он «принимает» ее.

  5. 5
    Текст добавил: Город пустых людей

    Сочинение по произведению на тему: Лирический герой в поэзии А. А. Блока
    Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: “Я вижу все с моей вершины…” Нахождение на вершине – это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму. Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы…”, поводом для создания которого стала встреча Блока сЛ. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейший образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока – романтик, для которого любовь – высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, “Незнакомке”. Тему этого стихотворения можно определить следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” – мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней – трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же – возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное – продлевать его: “Ты право, пьяное чудовище, я знаю – истина в вине”.В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”. Основа сюжета этой поэмы – неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка – это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем. Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе”. Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.
    blok/raznoe_116/

  6. Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых и произведения Блока. Образы, созданные им, занимают особое место в русской поэзии.
    Своеобразие позиции поэта во многом отразилось в первые годы его творчества в образе лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символистская философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: это собравшийся у ворот люд; “недвижный кто-то, черный кто-то”, считающий пришедших; и, наконец, лирический герой, говорящий; “Я вижу все с моей вершины…” Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
    Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. (Не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта.) Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы…”, поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейший образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь является высшей ценностью.
    Образ лирического героя получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, “Незнакомка”. Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью. Эту двойственность Блок отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — ресторан. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность впасть в забытье.
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.
    В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.
    Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть внутренний мир лирического героя, эволюцию его во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”.
    Основа сюжета поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.
    В произведении решаются философские проблемы выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен безоблачным счастьем.
    Образ опустошенного жизнью человека, человека с нелегкой судьбой появляется в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…”. Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического, героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью раскрыл эволюцию поэта, при этом сам многократно изменялся.

  7. Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.
    Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, “недвижный кто-то, черный кто-то”, считающего пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: “Я вижу все с моей вершины…” Нахождение на вершине – ??ο как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
    Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. /Ведь ?? секрет, что ??от цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта/. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы…”, поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейший образец”. Лирический герой этого периода творчества Блока – романтик, для которого любовь является высшей ценностью.
    Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, “Незнакомка”. Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” – мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней – трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же – возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное – продлевать его: “Ты право, пьяное чудовище, Я знаю – истина в вине”.
    В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.
    Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же ?? давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”. Основа сюжета этой поэмы – неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка – ??ο Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.
    В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.
    Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе”. Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении ??от образ несет ?? только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок ?? уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.
    А. А. Блок и С. А. Есенин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *