Сочинение на тему лирический герой в поэзии пушкина

13 вариантов

  1. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  2. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское «я» предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому «распределять» стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре «На холмах Грузии…» не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное «я» — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой, —
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же «сердце» остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.,
    «Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    «Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    «Элегия»

  3. Душа стесняется лирическим волненьем…
    А. С. Пушкин
    Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетия. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть Царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское «я» предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопла- ново. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому «распределять» стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре «На холмах Грузии…» не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям, восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное «я» — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно…
    Или:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины 30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же «сердце» остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я…
    «Разлука»
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы. были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    «Была пора…»
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    «Элегия»

  4. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую –
    площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие
    – вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам . В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы!
    Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии?
    А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина – отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу – декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” – это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой – как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,-
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная.
    Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским – солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное – верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником.
    Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его – сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  5. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии. . . ” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою. . .
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил. . .
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно. . . Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить. . .
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    . .
    «
    1
    2
    »

  6. Пушкин а. с. — Лирический герой поэзии пушкина

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,-
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    … Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  7. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна…
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

  8. Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.
    если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
    то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
    а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.
    Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.
    Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.
    Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

    Любовная лирика Пушкина

    Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив
    (прочтем начало стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»).
    В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической
    («Черная шаль»).
    Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие
    («Я вас любил: любовь еще, быть может…»).

  9. Тема: – Лирический герой поэзии Пушкина

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  10. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие – вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина – отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу – декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” – это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой – как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,-
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским – солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное – верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его – сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *