Сочинение на тему лирика блока

12 вариантов

  1. 1. Поэт А. А. Блок.
    2. Основные темы в творчестве Блока.
    3. Любовь в поэзии поэта.
    …Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
    А. А. Блок
    А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.
    Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.
    Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.
    Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.
    Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.
    В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:
    Она стройна и высока,
    Всегда надменна и сурова.
    С другой стороны, это мистический образ.
    То же относится и к герою.
    История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
    Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:
    Над печалью нив твоих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав
    В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века —
    Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь — начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.
    Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.
    Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:
    Пропуская дней гнетущих
    Кратковременный обман,
    Прозревали дней грядущих
    Сине-розовый туман.
    Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.
    В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

  2. Любовная лирика Блока сочинение
    План
    1. Кратко о поэте
    2. Адресаты лирики Блока
    3. Особенности лирики
    Александр Александрович Блок – выдающаяся личность в русской культуре. Гениальный поэт- классик своего времени. Родился в 1880, умер от заболевания легких в 1921 году. Родители его были представителями интеллигенции. Мать – Александра Андреевна развелась со своим первым мужем, отцом Блока, Александром Львовичем. Затем вышла замуж второй раз, уже по любви. Мальчик остался с ней, именно мать вложила в него все знания и умения, которыми обладал поэт. Он с самого детства увлекался творчеством, в том числе и театром.
    Когда Александру было 16 лет, выехав с матерью на заграничный курорт, он встретил свою первую любовь. Ей оказалась женщина зрелого возраста, Ксения Садовская. Конечно, чувства оказались безответны, но в душе и памяти Блока навсегда остался вдохновляющий на написание лирических строк, очаровательный образ. На творческий путь поэта повлияло много известных и примечательных личностей. Являясь почитателем творчества Фета, Жуковского, Владимира Соловьева, Блок определил творческое направление своих произведений.
    Началом творческой биографии был символизм, неразрывно связанный с лирической темой любви. Любовь для Александра Блока была высшим смыслом жизни. Именно этому чувству он и посвятил свои произведения.
    Первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен чувствам к своей будущей жене Любови Менделеевой. Но хотя его музой и стала именно она, написанные поэтом строки не описывают полностью ее образ. Скорее его лирический герой питает чувства к некому мистическому идеалу женщины, облик которой на протяжении всего цикла остается неясным, туманным и уводит героя в мир фантазии и тайн. Грезя о встрече с женщиной-загадкой он, в то же время опасается ее явления в реальность. Боясь разрушения своих иллюзий, того что действительность окажется душевным бедствием.
    Следующий цикл «Снежная маска» превращает образ Прекрасной Дамы в Снежную холодную деву. Образ героини произведения посвящен советской актрисе – Наталье Волоховой. В строчках стихотворений можно отчетливо разглядеть ее черты. Описанные чувства, и есть переживания самого поэта. Сборник отражает бурный роман Блока с актрисой, сравнивая их отношения с метелью, но в итоге вся эта стихия погибает, и Блок остается с женой.
    Сборник «Кармен» посвящен исполнению роли Кармен оперной дивой тех времен Любови Дельмас. Любовь главного героя здесь превращается в бурную, обжигающую страсть. В сборнике «Страшный мир» отражается действительность, происходящая с автором. В этом цикле происходит описание соседства любви с тревогой, страсти с муками. Это самый непростой период жизни Блока, сопровождавшийся разочарованием и отчаяньем автора в целом мире.
    Главной чертой лирики Блока стало создание поэтических образов и символов по конкретным существующим женщинам и отношениям с ними. Все его произведения проникнуты невероятной действительностью событий и психологических переживаний. В своих лирических стихах поэт мастерски сочетает разные стили художественные средства. Блоковская лирика обладает невероятной живостью происходящего, легкостью и простотой восприятия. Строки передают ощущения и впечатления поэта, заставляют сопереживать и воодушевляют.

  3. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    Александр Блок
    Александр Блок — великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха”. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
    Испепеляющие годы!
    Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая “тревоги своего времени”.
    На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
    И черная земная кровь
    Сулит нам, раздувая вены,
    Все разрушая рубежи,
    Неслыханные перемены,
    Невиданные мятежи.
    В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два “магических” слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях “Прекрасная Дама”, “Незнакомка”, “Нечаянная радость”. Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
    Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в “Незнакомке” перед нами один символический ряд: “шляпа с траурными перьями”, “перья страуса склоненные”, скрывающаяся “в туманном… окне”, за “темной вуалью”, “незнакомка”. В позднем стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
    Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: “твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: “и бросил в ночь заветное кольцо”, “синий плащ”, “летели дни, крутясь проклятым роем”. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — “синий плащ”. Его не просто надевает любимая — в него “она печалью завернулась”. Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. “… В сырую ночь ты из дому ушла”, — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
    Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
    Закат в крови!
    Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь.
    (“На поле Куликовом”)
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто “цыганщины”, а большого литературного стиля:
    Вешний трепет, и лепет, и шелест,
    Непробудные, дикие сны,
    И твоя одичалая прелесть
    Как гитара, как бубен весны!
    (“Ты — как отзвук забытого гимна…”)
    Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
    Отложила молодица
    Зимнюю кудель…
    Поглядеть, как веселится
    В улице апрель!
    Раскрутился над рекою
    Красный сарафан,
    Счастьем, удалью, тоскою
    Задышал туман.
    (Из цикла “Ненужная весна”)
    Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме “Возмездие” целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай…” Или: “Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая…”
    В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
    Вагоны шли привычной линией,
    Подрагивали и скрипели;
    Молчали желтые и синие;
    В зеленых плакали и пели.
    (“На железной дороге”)
    Мастерски поэт использует цветовые метафоры: “желтые и синие” (вагоны I и II классов), “зеленые” (вагоны III класса). Здесь “желтые и синие” олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
    Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: “Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир”.
    Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
    Быть может, юноша веселый
    В грядущем скажет обо мне:
    Простим угрюмство — разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    Тема Родины в поэзии Блока
    Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”. Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины с весами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.
    Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
    Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”: “А ты все та же — лес да поле,/Да плат узорный до бровей…” Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать — и жена.
    Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
    Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Она — соратница и заступница:
    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде, свет струящей,
    Не спугнув коня.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”. “Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…” Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” тоже включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
    Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная.
    И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
    Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!
    Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
    Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.

  4. Сочинение по произведению на тему: Лирика Александра Блока
    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    К. Чуковский
    Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
    Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
    Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные черте-нятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
    Вот — сидим с тобой на мху
    Посреди болот.
    Третий — месяц наверху —
    Искривил свой рот.
    Я, как ты, дитя дубрав
    Лик мой также стерт.
    Тише вод и ниже трав —
    Захудалый черт.
    Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?).
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
    Нет! Счастье — праздная забота,
    Ведь молодость давно прошла.
    Нам скоротает век работа,
    Мне — молоток, тебе — игла.
    Сиди да шей, гляди в окошко,
    Людей повсюду гонит труд,
    А те, кому трудней немножко,
    Те песни длинные поют.
    Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медный голосом зовет.
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спину кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.
    Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:
    // вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет. Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.
    blok/raznoe_71/

  5. Пожалуйста напишите сочинение на тему
    “Лирика Блока”

    Ответы:

    итературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
    Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
    Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные чертенятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
    Вот — сидим с тобой на мху
    Посреди болот.
    Третий — месяц наверху —
    Искривил свой рот.
    Я, как ты, дитя дубрав
    Лик мой также стерт.
    Тише вод и ниже трав —
    Захудалый черт.
    Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?).
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
    Нет! Счастье — праздная забота,
    Ведь молодость давно прошла.
    Нам скоротает век работа,
    Мне — молоток, тебе — игла.
    Сиди да шей, гляди в окошко,
    Людей повсюду гонит труд,
    А те, кому трудней немножко,
    Те песни длинные поют.
    Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медный голосом зовет.
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спину кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.
    Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:
    // вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет. Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России

  6. Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    К. Чуковский
    Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
    Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
    Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные чертенятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
    Вот — сидим с тобой на мху
    Посреди болот.
    Третий — месяц наверху —
    Искривил свой рот.
    Я, как ты, дитя дубрав
    Лик мой также стерт.
    Тише вод и ниже трав —
    Захудалый черт.
    Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?).
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
    Нет! Счастье — праздная забота,
    Ведь молодость давно прошла.
    Нам скоротает век работа,
    Мне — молоток, тебе — игла.
    Сиди да шей, гляди в окошко,
    Людей повсюду гонит труд,
    А те, кому трудней немножко,
    Те песни длинные поют.
    Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медный голосом зовет.
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спину кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.
    Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:
    // вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет. Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.

  7. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — очеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    А. Блок
    Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
    Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
    Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
    Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали…
    Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:
    Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив моих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
    Сын не забыл родную мать:
    Сын воротился умирать.
    Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
    Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
    Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
    Тебе, чей Сумрак был так ярок,
    Чей голос тихостью зовет, —
    Приподними небесных арок
    Все опускающийся свод.
    Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.
    Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
    Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:
    Благословляю все, что было,
    Я лучшей доли не искал.
    О сердце, сколько ты любило!
    О разум, сколько ты пылал!
    Пускай и счастие, и муки
    Свой горький положили след,
    Но в страстной буре, в долгой скуке —
    Я не утратил прежний свет…

  8. Одной из главных особенностей романтического ис­кусства, в том числе символизма, является устремленность к высоким духовно-нравственным, социальным и эстети­ческим идеалам и восприятие действительности, со всеми ее противоречиями, достоинствами и несовершенствами, в свете этих идеалов. Для Александра Блока с самого начала и до конца творческого пути многое значили романтичес­кие идеалы Вечной Женственности и Христа. Разумеется, со временем содержание этих идеалов в творчестве Блока не оставалось неизменным, как не оставалось неизменным отношение к ним поэта, особенно к Христу.
    Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, Блок имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала как Прекрасная Дама. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственнос­ти, знаменовал гармонию природы и культуры, чувствен­ного и духовного восприятия мира. Блок до конца своих дней оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувствуются в образах Коломбины, Незнакомки, снежной Девы, Фаины, Кармен, Изоры, Катьки из «Две­надцати» и, конечно, Руси, России.
    Ощущение исторических перемен, которых с таким нетерпением ждал Блок в революционный 1905 год, поро­дило в его творчестве новые темы. В его поэзии послышал­ся язык улицы, мелодии городских окраин, зашумела жизнь повседневная.
    В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок прочеркивает восходящий путь своей поэзии, неумо­лимую логику выпущенных своих трех книг: «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря… «Нечаянная радость» — первые жгучие и горестные восторги, первые страницы книги бытия… И вот «Земля в снегу». Плод горестных восторгов, чаша горького вина, когда безумец потеряет дорогу, — уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю — идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, яркие очи моей спутницы. Но не победит и Судьба. Ибо в конце пути, исполненного паде­ний, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия…»
    Так в лирических образах блоковской прозы возникает основная тема его стихов — «тема о России».
    Блок находится в центре перелома, общеевропейского политического кризиса, в конечном счете приведшего к первой мировой войне и межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой…»
    Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть ?
    От дней войны, от дней свободы —
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощу­щение отчизны как живого существа сливается со сверх­чувством жгучей любви. Личная трагедия одиночества под­нимается до уровня трагедии народа. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», — говорит поэт.
    От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель, с отвле­ченной идеей, а как поэт — с интимной любовью. Напи­саны они в угарное время увлечений, но несут на себе печать объективизма, красивого спокойствия и эстетизма правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта.
    Утонченное мастерство совпадает в стихах о России со всем богатством творческого опыта и достигает истинной классичности. Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного лирика соединены в них с величест­венной, в веках теряющейся духовной генеалогией.
    Образ родины в русской литературе обычно ассоции­ровался с образом матери. Блок связывает его с образом молодой красавицы, невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный, любовный характер («Твои мне слезы ветровые — как слезы первые любви!»), и в то же время — с вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой гармонии. В блоковском образе родины — полной сил и страсти женщины, наделенной «разбойной красой», — интимно-личное неотделимо от вселенского, чувственное — от духовного, национальное — от общечеловеческого, природное — от культурных тради­ций, высокое — от будничного. В свете романтического идеала родина предстает не только поэтической, одухотво­ренной, прекрасной, нетленной, но и нищей — с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глу­хой песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты родины помогает Блоку верить в ее будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своем трудном пути.
    В небольшом цикле «На поле Куликовом» (1908 г.), состоящем из пяти стихотворений, Блок достигает вершин русской классики. Поднимаясь над условностями школ и направлений, гений Блока достигает своего апогея.
    Река раскинулась. Тенет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
    Спокойное любование широтой родной природы ме­няется порывом выражения кровного единения с Россией в острый драматический момент:
    О, Русь моя! Жена моя!
    До боли Нам ясен долгий путь!
    Я не первый воин, не последний,
    Долго будет родина больна.
    Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, светлая жена!
    Блок проводит аналогии между двумя важнейшими моментами русской истории: событиями на Куликовом поле и сложной социально-политической и революцион­ной ситуацией начала XX века.
    Опять над полем Куликовым
    Взошла и расточилась мгла,
    И, словно облаком суровым,
    Грядущий день заволокла.
    Он надеется, что тяжелый путь во мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся. Оза­рим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце жить покоем…» Блок часто подчеркивает, что цена победы — кровь. Кровь сопутствует свету. «Закат в крови!» Звучит призыв к дейст­вию:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    У Гоголя Россия — тройка, несущаяся вдаль, у Блока она «степная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я пригвожден к трактирной стойке…» Блок пишет об этом образе: «Слышите ли вы задыхающий­ся гон тройки? Это Россия летит неведомо куда — в сине-голубую пропасть… Видите ли вы ее звездные очи — с мольбой, обращенной к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!..» Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…»
    Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви нищей, но прекрасной Родине. Чистота и непод­дельность народной силы питают надеждой:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка…
    Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчетливой истори­ческой памятью и обостренным предчувствием будущего.
    Из низких нищих деревень
    Не счесть, не смерить оком,
    И светит в потемневший день
    Костер в лугу далеком.
    Поэт писал, что «перед русским художником вновь стоит неотступно вопрос пользы. Поставлен он не нами, а русской общественностью, в ряды которой возвращаются постепенно художники всех лагерей. К вечной заботе ху­дожника о форме и содержании присоединяется новая забота о долге, о должном и не должном в искусстве». К проблеме искусства и жизни обращается Блок и в поэти­ческой практике, полемически утверждая, что жизнь выше искусства:
    …Я хотел бы,
    Чтобы вы влюбились в простого человека,
    Который любит землю и небо
    Больше, чем рифмованные и нерифмованные
    Речи о земле и небе.
    Решение этого сложнейшего вопроса неотделимо для Блока от проблемы народности искусства, потому что именно в народном творчестве совпали польза и красота (например, в рабочих песнях, неразрывно связанных с ритмом труда). Таким образом, ставя вопросы о пользе искусства, о долге художника, Блок в конечном счете приходит к выводу, что долг современного художника — стремиться к той вершине, «на которой чудесным образом подают друг другу руки заклятые враги: красота и польза».
    В Блоке как бы истекают силы великой русской лите­ратуры. За спиною Блока — путь ее страданий, на котором было все: и искус чистого мастерства, и проповедничество, и сатира, желание спасения в реализме и отлеты от него, попытки познать глубины страха и глубины святости, и даже дерзкие опыты споров с Евангелием, переписывания Евангелия. Все это потребовало такого напряжения и такой отдачи, что русская литература подошла к Блоку, как бы испробовав все, — ноты восторга еще слышались в ней, но верх брала уже иная музыка.
    Переход из XIX века в XX — из века «железного», как называл его Блок, в век еще более железный для поэта все равно что переход с освещенной солнцем стороны на неосвещенную сторону. Блок творит как бы в атмосфере затмения.
    Двадцатый век…
    Еще безумней,
    Еще страшнее жизни мгла
    (Еще чернее и огромней
    Тень Люциферова крыла).
    Лирика Блока — это художественная первооснова и первооткрытие той идеи, которая реально, а не декларатив­но легла впоследствии в основу литературы послеоктябрь­ской, революционной, ибо в этой лирике действительно выразилась революция как состояние души. Поэтому линия Блока в советской литературе есть линия не поли­тического, а прежде всего поэтического, художественного принятия Октябрьской революции, причем не в ее лозунгах и декларациях, но в ее существе. Весной 1918 года Блок писал, что «пора перестать прозевывать совершенно свое­обычный, открывающий новые дали русский строй души. Он спутан и темен иногда; но за этой тьмой и путаницей, если удосужитесь в них вглядеться, вам откроются новые способы смотреть на человеческую жизнь».

  9. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
    Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
    Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные черте-нятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
    Вот — сидим с тобой на мху
    Посреди болот.
    Третий — месяц наверху —
    Искривил свой рот.
    Я, как ты, дитя дубрав
    Лик мой также стерт.
    Тише вод и ниже трав —
    Захудалый черт.
    Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?).
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
    Нет! Счастье — праздная забота,
    Ведь молодость давно прошла.
    Нам скоротает век работа,
    Мне — молоток, тебе — игла.
    Сиди да шей, гляди в окошко,
    Людей повсюду гонит труд,
    А те, кому трудней немножко,
    Те песни длинные поют.
    Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медный голосом зовет.
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спину кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.
    Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:
    // вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет. Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.


  10. Сочинения по литературе:
    Лирика александра блока

    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    К. Чуковский
    Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно
    стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных
    исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся
    поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей
    России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция,
    гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта.
    Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой
    дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу
    истории поэзии советского периода.
    Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением
    и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают
    представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему
    как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал
    имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она
    же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о
    Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
    Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В
    поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как
    “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно
    так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными
    тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные черте-нятки”,
    “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как
    обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
    Вот — сидим с тобой на мху
    Посреди болот.
    Третий — месяц наверху —
    Искривил свой рот.
    Я, как ты, дитя дубрав
    Лик мой также стерт.
    Тише вод и ниже трав —
    Захудалый черт.
    Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл
    “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит
    столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?).
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы,
    дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в
    себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания
    людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
    Нет! Счастье — праздная забота,
    Ведь молодость давно прошла.
    Нам скоротает век работа,
    Мне — молоток, тебе — игла.
    Сиди да шей, гляди в окошко,
    Людей повсюду гонит труд,
    А те, кому трудней немножко,
    Те песни длинные поют.
    Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой
    повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и
    подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и
    желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный
    участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все
    видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медный голосом зовет.
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спину кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.
    Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит
    огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии.
    Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну,
    сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок
    чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей
    сопричастностью великой эпохе потрясений:
    // вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет. Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из
    своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и
    довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают
    самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его
    потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.

  11. 1. Поэт А. А. Блок.
    2. Основные темы в творчестве Блока.
    3. Любовь в поэзии поэта.
    …Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
    А. А. Блок
    А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.
    Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.
    Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.
    Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.
    Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.
    В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:
    Она стройна и высока,
    Всегда надменна и сурова.
    С другой стороны, это мистический образ.
    То же относится и к герою.
    История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
    Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:
    Над печалью нив твоих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав
    В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века —
    Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь — начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.
    Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.
    Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:
    Пропуская дней гнетущих
    Кратковременный обман,
    Прозревали дней грядущих
    Сине-розовый туман.
    Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.
    В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

  12. Александр Блок – это гениальный лирический поэт. А лирическая поэзия в нашем сознании всегда будет связана, прежде всего, с темой любви. Любовь — определяющая тема в творчестве великого русского поэта.
    В 1904 году Александр Блок создает цикл “Стихов о прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне возможно осознать. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.
    Ты горишь над высокой горою,
    Недоступна в Своем терему.
    Я примчуся вечерней порою,
    В упоень и мечту обниму…
    К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.
    Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь уже это не то обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с уже более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с живым реальным человеком.
    И как, глядясь в живые струи
    Не увидать себя в венце?
    Твои не вспомнить поцелуи
    На запрокинутом лице?
    Любовь в цикле лишилась той светлой силы, коей она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме».
    В стихотворении “Незнакомка” Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: “И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна”. Герой противопоставлен окружающей его мещанской пошлости. Но он не может вырваться из нее. Незнакомка тоже оказывается грезой. Увлеченный мечтой, поэт лишь мысленно видит «берег очарованный и очарованную даль». Так автор передает одиночество героя в мире окружающей пошлости.
    Тема недостижимости любви в бесчеловечном обществе — один из мотивов стихотворения «На железной дороге», в котором запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем. Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. В нем люди тоже разделены на бедных и богатых, счастливых и несчастных. Глубокой скорбью проникнуты заключительные строки о девушке, покончившей с собой:
    Не подходите к ней с вопросами.
    Вам все равно, а ей — довольно:
    Любовью, грязью иль колесами
    Она раздавлена — все больно.
    Этот стих поэта, посвященный интимным переживаниям, наполнен мучительными раздумьями о мире и человеке в нем.
    Поиски А.Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу “сытых”, попытками пересмотра собственной жизненной позиции. Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались.
    Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. Они учат любви настоящей, поэтической и это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *