Сочинение на тему лирика бунина

8 вариантов

  1. Любовная лирика Бунина

    Человек, который пишет о красоте природы и человеке, не может пройти мимо любовной тематики, вот и Бунина волнует тайна этого чувства. Любовная лирика не была основной в его творчестве и поэзии, поэтому на любовную тему у Бунина стихотворений немного. Если познакомиться с любовной лирикой в творчестве Бунина, то мы поймем, что они хоть и насыщены жаждой любви, но всегда наполнены трагизмом, несбывшимися надеждами, воспоминаниями.

    Вечное и преходящее в лирике Бунина

    Своеобразная и неповторимая в художественном стиле лирика Бунина с ее темами и мотивами многопланова и богата. Она наполнена философскими вопросами о смысле жизни, о вечном и переходящем. В строках бунинских стихов читается растерянность, разочарование, но вместе с этим чувствуется вера в жизнь. И лирика поэта наполняется светом и величием. В своих стихотворениях поэт отражает тему памяти, затрагивает прошлое, размышляет на тему связи природы и человека, поднимает тематику смерти и жизни. Бунин не верит, что когда-то уйдет из жизни, ведь он ощущал вечность материи и верил в непрерывность бытия.

    Одиночество и природа в бунинской лирике

    Как мы уже говорили, Бунин очень часто писал о природе. Но, как писал поэт, не пейзаж его привлекал и не краски стремился он подметить, а то что в этих красках светит любовь и радость бытия. Описывая природу, поэт давал возможность понять душевное состояние лирического героя и его переживания. А между тем герой произведений Бунина постоянно грустит о своей молодости и пережитых моментах. Он пытается заглянуть в будущее и принять прошлое.
    Говоря о состоянии героев бунинских стихотворений, то это извечное одиночество, и тема одиночества обыгрывается писателем разными способами. Так мы можем видеть, что одиночество подобно благодати для души, а может оказаться и мрачной темницей, заточением для души.
    В итоге мы можем точно сказать: лирика Бунина — это лаконизм, изысканность и философичность.

  2. Иван Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года среди российских/советских литераторов.
    Родился: 22.10.1870, Воронеж
    Умер: 08.11.1953 (83 года)
    Популярные произведения И.А. Бунина
    Забытый фонтан
    Змея
    Крещенская ночь
    Холодная осень
    Чистый понедельник
    Господин из Сан-Франциско
    Другие сочинения по произведению Бунина
    Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)
    Тема любви в произведениях Бунина
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Жизнь и творчество И. А. Бунина
    Описание природы в произведениях Бунина
    «История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Творчество И.А.Бунина
    Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Обманутая любовь в произведениях Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    . Тема «Любви»
    Тема любви в творчестве Бунина 1
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    О жизни Бунина
    Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Мастер русской реалистической прозы
    Сочинение «Размышления над лирикой Бунина»
    Бунин – все сочинения
    Нас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевич Бунина. Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Трудно в одном сочинении рассказать широко и полно все то, что нас занимает в многообразном творчестве великого русского писателя. Но все же нужно заметить, что постигая его, мы вместе с автором размышляем об идеалах добра, верности, красоты, ‘задумываемся о смысле жизни.
    Основное построение лирики Бунина — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души.
    Я не знаю ни у кого из русских поэтов такого неотступного чувства возраста «лирического героя», — он как бы не сводит глаз с песочных часов своей жизни, следя за необратимо убегающей струйкой времени. Все ценнейшее, сладчайшее в жизни он видит только тогда, когда оно становится воспоминанием минувшего:
    И тебя так нежно я любил,
    Как меня когда-то ты любила…
    Все как было. Только жизнь прошла…
    Правда, поэзии Бунина в высшей степени присуще стремление найти в мире «сочетание прекрасного и вечного», обрести желанную непреходящесть, укрепиться хотя бы в чувстве вселенского и, так сказать, всевременного единства жизни, слиться с этим единством, раствориться в круговороте природы, в смене бесконечной череды веков;
    Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
    Но весело бродить и знать, что все проходит,
    Меж тем как счастье жить вовеки не умрет…
    Смерть и любовь — неизменные мотивы бунинской поэзии. Любовь — причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты, обманчивости и горечи жизни. Но любовь чаще всего непосредственно смыкается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности.
    К непреходящим ценностям относит Бунин и прелесть природы. Особыми чарами обладают его описания времен года со всеми неуловимыми оттенками света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице и в доле.
    Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких запечатлений природы. Он великий знаток «механизма» человеческой памяти.
    По части красок, звуков, запахов, «всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир», предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков:
    Весна, Весна! И все ей радо:
    Как в забытьи каком стоишь.
    И слышишь свежий запах сада
    И теплый запах талых крыш.
    Наиболее жизнестойкая часть стихотворной поэзии Бунина — это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы:
    Под застрехи ветер жесткий дует,
    Сыплет снегом… Только он один
    О тебе, родимый край тоскует
    Посреди пустых твоих равнин!
    Философская лирика проникает в пейзажную и преображает ее. Непременная принадлежность бунинских пейзажей — кладбище, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть за пределы человеческой очевидности, переступить черту, которую сторожит «незрячий взор» смерти. Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка неотступно мучит воображение Бунина:
    … Причесали, нарядили, справили,
    Полотном закрыли бледный лик —
    И ушли, до времени оставили
    Твой немой двойник.
    У него ни имени, ни отчества,
    Ни друзей, ни дома, ни родни:
    Тихи гробовые одиночества
    Роковые дни…
    В любовной лирике поэта главное — гамма возвышенных переживаний, красивое чувство, изображая которое, поэт совершенно растворяет образ любимой, колеблет его, как «колеблет отражение бегущий ручей». Образ женщины поэтичен:
    Горько мне, когда ты, опуская
    Темные ресницы, замолчишь:
    Любишь ты, сама того не зная,
    И любовь застенчиво таишь,
    Но всегда, везде и неизменно
    Близ тебя светла душа моя…
    Милый друг! О, будь благословенна
    Красота и молодость твоя!
    Бунин при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия, но это не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Он пользовался уважением таких современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам он начисто отвергал. Бунин, продолжая классические традиции, вскрывая неизведанные возможности «традиционного» стиха, остается певцом русской природы, «вечных», «первородных» тем, мастером интимной и философской лирики. Он не просто повторяет достижения «серебряного века» русской поэзии, но и активно развивает ее завоевания.

  3. Во многих произведениях отечественных авторов затрагиваются темы человеческого я и его поиска в круговороте мирской рутины. Данная тема была очень актуальна как раньше, так и сейчас, так как в любое время будет важен и актуален вопрос о человеческой личности, её пребывания в мире, её значение, и, конечно же, смысл. Одним из авторов, которого очень сильно волновала данная тема был Бунин. В своих произведениях Бунин с помощью лирических героев создавал особую атмосферу, через которую читатель мог в полной мере понять то, что Бунин до него пытался донести. В произведениях Бунина читатель всегда может найти очень глубокую прозу, которая в свою очередь завязана на его лирике.
    Эти два понятия в произведениях имеют очень тесную связь, так как одно напрямую зависит от другого. Через прозу автор создавал уникальный мир, в котором его персонажи гармонировали очень живо и лаконично. А с помощью лирики автор объяснял свою мысль в произведении, показывал именно ту тему, которую он бы хотел донести до своего читателя. Затрагивал он множество тем, от самых простых и незадачливых, до тем, которые волновали человечество на протяжении всего его существования, и относятся скорее к разряду философских, чем к литературным.
    Через лирических героев в произведении автор выставлял свою идею на показ в произведении. Лирические герои, как правило, были положительные, а потому привлекали много внимания, и потому свои мысли через произведение автору удавалось легче всего. В его произведениях читатель может познакомиться с понятиями дружбы, любви, справедливости. Эти темы были центральными для Бунина, так как он был человеком чести и благорассудства, а потому был падок на различного рода эмоции. Он так ярко и живо выражал ту или иную мысль в своих произведениях, будто он сам переживает ту или иную ситуацию, и чувствует именно то, что чувствовал бы его лирический герой.   Он всегда старался проецировать мысли и переживания своих героев на себя, чтобы в полной мере проникнуться ситуацией, и написать произведение, которое сможет вводить своего читателя в точно такое же состояние, которое испытывал автор.

  4. 4
    Текст добавил: комп ремонт железо

    Сочинение по теме «Лирика Бунина»
    Александр Александрович Блок однажды отозвался о творчестве Бунина Ивана Алексеевича следующим образом – «Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений». И я полностью согласен с этим высказыванием, характеризующим произведения великого писателя и поэта.
    Стоит отметить, что в своём раннем творчестве Бунин много внимания уделял описанием природы, своей маленькой родины. Его поэзия была обогащена бурными красками. При этом в его произведениях всегда прослеживалась лёгкая грусть и наблюдательность.
    Лирический герой произведений Бунина не имеет возраста. Он выше лет. Он наблюдает за окружающим миром, природой, её величием и красотой. У лирического героя произведений Бунина прослеживается стремление достичь гармонии с окружающим миром. Он хочет слиться с природой, стать с ней одним целым. При этом он начинает ценить что-либо обычно после того, как это потеряет. Так устроены большинство людей. Так устроен и лирический герой Бунина.
    В лирике Бунина постоянно затрагивается темы любви и смерти. Он считает, что любовь – это приземлённое чувство, единственное которое способно сделать человека счастливым. Увы, в лирике Бунина любовь слишком часто является недосягаемой, неразделённой.
    При этом смерть в лирике Бунина – это некий итог жизни человека. Неотъемлемая часть самой жизни. И в этом он прав. Лирика Бунина всегда искренна, правдива, честна. И в этом её огромное значение и заслуга.

  5. Иван Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года среди российских/советских литераторов.
    Родился: 22.10.1870, Воронеж
    Умер: 08.11.1953 (83 года)
    Популярные произведения И.А. Бунина
    Забытый фонтан
    Змея
    Крещенская ночь
    Холодная осень
    Чистый понедельник
    Господин из Сан-Франциско
    Другие сочинения по произведению Бунина
    Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)
    Тема любви в произведениях Бунина
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Жизнь и творчество И. А. Бунина
    Описание природы в произведениях Бунина
    «История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Творчество И.А.Бунина
    Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Обманутая любовь в произведениях Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    . Тема «Любви»
    Тема любви в творчестве Бунина 1
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    О жизни Бунина
    Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Мастер русской реалистической прозы
    Сочинение «Философская лирика И. А. Бунина»
    Бунин – все сочинения
    На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение.
    Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои стихи внутренним светом, верой в жизнь, в величие красоты. Его лирический герой обладает целостным мировосприятием, излучает радостное, бодрое отношение к миру.
    Бунин жил и работал на стыке двух веков: XIX и XX. В это время в литературе и искусстве бурно развивались модернистские течения. Многие поэты в обозначенный период искали необычные и новые формы для выражения своих мыслей и чувств, занимались словотворчеством. Довольно часто эксперименты в области формы и содержания шокировали читателей. Бунин же оставался верен традициям русской классической поэзии, которые развивали Фет, Баратынский, Тютчев, Полонский и многие другие. Он писал реалистические лирические стихи и не стремился к экспериментам со словом. Богатства русского языка и материала в современном Бунину мире было вполне достаточно для поэта.
    В лирике И. А. Бунина отражена тема памяти, прошлого, загадка времени как философской категории:
    Синие обои полиняли,
    Образа, дагерротипы сняли.
    Только там остался синий цвет,
    Где они висели много лет.
    Позабыло сердце, позабыло
    Многое, что некогда любило!
    Только тех, кого уж больше нет,
    Сохранился незабвенный след.
    В этих строках заключена мысль о быстротечности времени, о ежесекундном изменении мироздания и человека в нем. Только память сохраняет для нас любимых людей.
    И. А. Бунин в своих тонких, мастерски отшлифованных философских стихотворениях высказывал мысль о космической природе души каждого отдельного человека. Философские темы связи человека с природой, жизни и смерти, добра и зла заняли основное место в лирике И. Бунина. Поэт пишет о вселенском значении научных открытий гениального исследователя Джордано Бруно, в момент казни провозглашающего:Я умираю — ибо так хочу.
    Развей, палач, развей мой прах, презренный!
    Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! —
    Он мысль мою развеет по Вселенной!
    Бунин-философ ощущал непрерывность бытия, вечность материи, верил в силу созидания. Человеческий гений оказывается равным безграничному и вечному космосу. Бунин не мог смириться с необходимостью ухода из жизни, приговоренности каждого человека к смерти. По воспоминаниям друзей и близких, он не верил в то, что исчезнет навсегда:
    Настанет день — исчезну я.
    А в этой комнате пустой
    Все будет то же: стол, скамья.
    Да образ, древний и простой.
    В стихах Бунин пытался найти гармонию мира, смысл существования человека. Он утверждал вечность и мудрость природы, определял ее как неиссякаемый источник красоты. Жизнь человека у Бунина всегда вписана в контекст природы. Он был уверен в разумности всего живого и утверждал, «что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».
    Пейзажная лирика постепенно становится философской. В стихотворении для автора главное — мысль. Теме жизни и смерти посвящено множество стихотворений поэта:
    Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
    Но весело бродить и знать, что все проходит,
    Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
    Покуда над землей заря зарю выводит
    И молодая жизнь родится в свой черед.
    В лирическом творчестве Бунин приходит к мысли об ответственности человека перед прошлым, настоящим и будущим. Ни один человек не приходит в этот мир без цели, живя среди людей, каждый оставляет свой след. Эта мысль подтверждается в стихотворении «Псковский бор», где звучит вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Бунин считал, что жить стоит только для созидания, любви и красоты. Поэт, объездив почти весь мир и прочитав тысячи книг в поисках ответов на «вечные» вопросы бытия, не верил в сверхъестественные чудеса, а верил в разум и волю человека, способного изменить мир к лучшему.

  6. Александр Александрович Блок однажды отозвался о творчестве Бунина Ивана Алексеевича следующим образом – «Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений». И я полностью согласен с этим высказыванием, характеризующим произведения великого писателя и поэта.
    Стоит отметить, что в своём раннем творчестве Бунин много внимания уделял описанием природы, своей маленькой родины. Его поэзия была обогащена бурными красками. При этом в его произведениях всегда прослеживалась лёгкая грусть и наблюдательность.
    Лирический герой произведений Бунина не имеет возраста. Он выше лет. Он наблюдает за окружающим миром, природой, её величием и красотой. У лирического героя произведений Бунина прослеживается стремление достичь гармонии с окружающим миром. Он хочет слиться с природой, стать с ней одним целым. При этом он начинает ценить что-либо обычно после того, как это потеряет. Так устроены большинство людей. Так устроен и лирический герой Бунина.
    В лирике Бунина постоянно затрагивается темы любви и смерти. Он считает, что любовь – это приземлённое чувство, единственное которое способно сделать человека счастливым. Увы, в лирике Бунина любовь слишком часто является недосягаемой, неразделённой.
    При этом смерть в лирике Бунина – это некий итог жизни человека. Неотъемлемая часть самой жизни. И в этом он прав. Лирика Бунина всегда искренна, правдива, честна. И в этом её огромное значение и заслуга.
    .

  7. 7
    Текст добавил: ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ

    То, что есть в тебе, ведь существует.
    Вот ты дремлешь, и в глаза твои
    Так любовно мягкий ветер дует —
    Как же нет Любви?
    И. Бунин
    В отзывах и критических статьях о творчестве Ивана Алексеевича Бунина обычно отмечается, что “вечные” темы, такие как жизнь и смерть, смысл жизни и предназначение человека, счастье, любовь, не являются самыми характерными и показательными для этого писателя, для его стиля и манеры письма. Но нельзя не отметить, что этим темам отведено значительное место в наследии Бунина, особенно в его поэтических произведениях. Более того, его стихотворения о любви несут в себе черты, позволяющие выделить лирику Бунина среди произведений других мастеров художественного слова. В отличие от многих своих предшественников и последователей в русской литературе, поэт не просто передает охватившие его душу чувства, не просто поет “оды” любви, но переносит чувство любви, а точнее, воспоминание о ней, о любимой женщине, о счастье, которое было так близко, но все же оно недостижимо, на окружающий мир, на предметы и образы настоящего.
    Летний ветер мотает
    Зелень длинных ветвей –
    И ко мне долетает
    Свет улыбки твоей.
    Не плита, не распятье –
    Предо мной до сих пор
    Институтское платье
    И сияющий взор.
    Разве ты одинока?
    Разве ты не со мной
    В нашем прошлом далеком,
    Где и я был иной?
    Все это было, прошло, но не забылось — и оттого остается для поэта самым величественным, самым прекрасным, самым лучшим из того, что возможно в этой жизни.
    В интимной лирике наиболее ярко проявляется характерная особенность Бунина: все самое ценное и значительное в жизни он начинает по-настоящему понимать и ценить только тогда, когда оно становится воспоминанием. “И тебя так нежно я любил, как меня когда-то ты любила…”. Именно поэтому основным настроением в стихотворениях поэта о любви выступают элегичность, задумчивость, грусть.
    Бунин говорит, что это состояние грусти, мечтательности является для него выражением страстного стремления к радости, к счастью. Сознавая все несовершенство, неполноту, обманчивость и горечь жизни, поэт только в любви видит возможность воскрешения человеческой души, хотя интимная лирика, как и большинство других произведений писателя, содержит в себе мотив смерти.
    Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются трагически. Но поэт сознательно выбирает такое окончание своих стихотворений: “солнечный удар” случайной встречи, волшебство и страсть внезапно вспыхнувшего чувства должны завершиться смертью, чтобы избежать возвращения к пошлости и будничности жизни. Для писателя любовь по сути своей обречена либо на пошлость, либо на смерть. Для него, бесспорно, предпочтительнее второе. Тем более что смерть не видится ему чем-то страшным и мрачным — в ней он видит продолжение вечной жизни, вечной радости, чего-то неведомого, но прекрасного:
    Земля, как зацветающая новь,
    Блаженная, лежала предо мною —
    И первый стих, и первая любовь
    Пришли ко мне с могилой и весною.
    И это ты, простой степной цветок,
    Забытый мной, отцветший и безвестный,
    На утре дней моих попрала смерть, как Бог,
    И увела в мир вечный и чудесный.
    Стремление найти в мире “сочетанье прекрасного и вечного”, обрести желанную стабильность, слиться с Вселенной, раствориться в смене бесконечной гряды веков видно во всех произведениях поэта. Но наиболее ярко эти настроения и стремления проявляются именно в интимной лирике. Потому любовь для Бунина не столько земное, реальное чувство, сколько чудо, волшебство, мечта, как любая мечта, она прекрасна, но часто недостижима. Поэта привлекает именно эта нереальность, неизвестность, само стремление к совершенству, надежда на возможность приблизить это волшебство, прикоснуться к нему или вернуть, воскресить (хотя бы в памяти) то пламенное чувство, которое когда-то жило в его душе.
    Чтобы передать то волнение, ту полноту жизни, то счастье, которые вызывает любовь в душе человека, Бунин выбирает самые нежные, теплые слова, самые яркие эпитеты и сравнения. Читая его произведения о любви, мы не только видим особенности и черты изображенного объекта, но и испытываем те же чувства, которые волнуют лирического героя. Нам передается его эмоциональное состояние, и потому земной образ героини предстает перед нами таким сказочно прекрасным.
    Характерная особенность любовной лирики Бунина в том, что настроение, ощущение возвышенности и чистоты, особое эмоциональное состояние, переданное первыми строками, пронизывает все стихотворение целиком. Чтобы проникнуться чувствами лирического героя, читатель должен не “выхватывать” из него отдельные строки, а воспринимать произведение в целом.
    Печаль ресниц, сияющих и черных,
    Алмазы слез, обильных, непокорных,
    И вновь огонь небесных глаз,
    Счастливых, радостных, смиренных, —
    Все помню я… Но нет уж в мире нас,
    Когда-то юных и блаженных!
    Откуда же являешься ты мне?
    Зачем же воскресаешь ты во сне,
    Несрочной прелестью сияя,
    И дивно повторяется восторг,
    Та встреча, краткая, земная,
    Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг?
    Трудно найти человека, который, читая стихотворения И. А. Бунина, не проникся всецело чувствами и эмоциональным состоянием самого автора. Его лирику невозможно не любить, невозможно не ценить его мастерство в передаче самых глубоких и личных чувств. Каждая строка здесь — натянутая струна, что звучит волшебной мелодией в душе поэта.

  8. На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение.
    Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои стихи внутренним светом, верой в жизнь, в величие красоты. Его лирический герой обладает целостным мировосприятием, излучает радостное, бодрое отношение к миру.
    Бунин жил и работал на стыке двух веков: XIX и XX. В это время в литературе и искусстве бурно развивались модернистские течения. Многие поэты в обозначенный период искали необычные и новые формы для выражения своих мыслей и чувств, занимались словотворчеством. Довольно часто эксперименты в области формы и содержания шокировали читателей. Бунин же оставался верен традициям русской классической поэзии, которые развивали Фет, Баратынский, Тютчев, Полонский и многие другие. Он писал реалистические лирические стихи и не стремился к экспериментам со словом. Богатства русского языка и материала в современном Бунину мире было вполне достаточно для поэта.
    В лирике И. А. Бунина отражена тема памяти, прошлого, загадка времени как философской категории:
    Синие обои полиняли,
    Образа, дагерротипы сняли.
    Только там остался синий цвет,
    Где они висели много лет.
    Позабыло сердце, позабыло
    Многое, что некогда любило!
    Только тех, кого уж больше нет,
    Сохранился незабвенный след.
    В этих строках заключена мысль о быстротечности времени, о ежесекундном изменении мироздания и человека в нем. Только память сохраняет для нас любимых людей.
    И. А. Бунин в своих тонких, мастерски отшлифованных философских стихотворениях высказывал мысль о космической природе души каждого отдельного человека. Философские темы связи человека с природой, жизни и смерти, добра и зла заняли основное место в лирике И. Бунина. Поэт пишет о вселенском значении научных открытий гениального исследователя Джордано Бруно, в момент казни провозглашающего:
    Я умираю – ибо так хочу.
    Развей, палач, развей мой прах, презренный!
    Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! —
    Он мысль мою развеет по Вселенной!
    Бунин-философ ощущал непрерывность бытия, вечность материи, верил в силу созидания. Человеческий гений оказывается равным безграничному и вечному космосу. Бунин не мог смириться с необходимостью ухода из жизни, приговоренности каждого человека к смерти. По воспоминаниям друзей и близких, он не верил в то, что исчезнет навсегда:
    Настанет день – исчезну я.
    А в этой комнате пустой
    Все будет то же: стол, скамья.
    Да образ, древний и простой.
    В стихах Бунин пытался найти гармонию мира, смысл существования человека. Он утверждал вечность и мудрость природы, определял ее как неиссякаемый источник красоты. Жизнь человека у Бунина всегда вписана в контекст природы. Он был уверен в разумности всего живого и утверждал, «что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».
    Пейзажная лирика постепенно становится философской. В стихотворении для автора главное – мысль. Теме жизни и смерти посвящено множество стихотворений поэта:
    Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
    Но весело бродить и знать, что все проходит,
    Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
    Покуда над землей заря зарю выводит
    И молодая жизнь родится в свой черед.
    В лирическом творчестве Бунин приходит к мысли об ответственности человека перед прошлым, настоящим и будущим. Ни один человек не приходит в этот мир без цели, живя среди людей, каждый оставляет свой след. Эта мысль подтверждается в стихотворении «Псковский бор», где звучит вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Бунин считал, что жить стоит только для созидания, любви и красоты. Поэт, объездив почти весь мир и прочитав тысячи книг в поисках ответов на «вечные» вопросы бытия, не верил в сверхъестественные чудеса, а верил в разум и волю человека, способного изменить мир к лучшему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *