Сочинение на тему лирика есенина о природе

12 вариантов

  1. (315 слов) Сергей Есенин — человек с исконно русской душой. Он родился в простой крестьянской семье, в небольшом, но живописном селе Константиново, где и сформировалась его безграничная любовь к Родине. Многие есенинские стихотворения – это результат нерушимого союза поэта и русской природы как живого создания. Поэтому внутренний мир лирического героя почти всегда резонирует с её сущностью, её многогранной душой. Она отражается в глазах человека, созерцающего всю непостижимую красу Руси, звучит пьянящим голосом в его сердце. Давайте и мы окунемся в эту завораживающую симфонию, созданную поэтическим гением Есенина.
    Перенесёмся в Рязанскую область, где на правом берегу Оки стоит село Константиново. Вечер. Вот сверкают капельки росы на траве, где-то далеко слышится песнь соловья — он словно прощается с уходящим днём. Лунный свет льётся на крышу дома, возле которого стоят берёзы, что похожи на «большие свечки», от этого становится тепло и уютно. А где-то за рекой сторож с «мёртвой колотушкой» охраняет покой этого безмятежного края. Таким мы видим Константиново глазами пятнадцатилетнего поэта, запечатлевшего свое родное село в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…», а всего через два года после его написания Есенин фактически навсегда покидает отчий дом. К этому же периоду относится произведение «Поёт зима – аукает…». Яркий пейзаж самого холодного и безжалостного времени года оживает в незамысловатых строчках, рождая в голове чудесные образы. Мы даже можем наблюдать борьбу злой и жесткой зимы с прекрасной и улыбчивой весной, которая, в конце концов, неизменно побеждает. Уже, будучи в Москве, Есенин напишет «Я покинул родимый дом», но теперь здесь чувство спокойствия сменяется безграничной тоской. Поэт больше никогда не застанет свою «голубую Русь» такой, какой она была в детстве. В этом стихотворении лирический герой воспринимает окружающий мир и людей через призму природных форм и явлений. Кроме того, здесь появляется и сравнительный образ, отображающий самого поэта: «…Оттого, что тот старый клен/ Головой на меня похож».

  2. «Моя лирика жива одной большой любовью — лю­бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра­чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че­ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо­жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:
    За темной прядью перелесиц,
    В неколебимой синеве,
    Ягненочек кудрявый — месяц
    Гуляет в голубой траве.
    Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.
    Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:
    А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:
    Листья падают, листья падают,
    Стонет ветер, Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?
    В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред­ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:
    Выткался на озере алый свет зари.
    На бору со звонами плачут глухари.
    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется — на душе светло.
    Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Не жалеют больше ни о ком.
    И в то же время:
    Горек запах черной гари,
    Осень рощи подожгла.
    В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе­риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам:
    Кто погиб здесь? Умер?
    Уж не я ли сам?
    Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем­ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно­стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа­ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти­ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

  3. Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
    Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
    Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта. Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:
    Еду. Тихо. Слышны звоны

  4. Тема русской природы – неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа – это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
    В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!
    Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она – душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:
    С алым соком ягоды на коже,
    Нежная, красивая была
    На закат ты розовый похожа
    И, как снег, лучиста и светла.
    Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень – рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.
    Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». «рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» – это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» – а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
    Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях – крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы – кроткие монашки», «под соломой – ризою выструги стропил».
    Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».
    Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:
    Понятен мне земли глагол,
    Но не стряхну я муку эту…
    Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:
    Подымайте вы, лунные лапы,
    Мою грусть в небеса ведром.
    Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
    Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая а реку», «Золотою лягушкой луна…» и другие.
    Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина – «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения – «спит ковыль». Ковыльные степи – богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.
    Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению – проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.

  5. Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.
    Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, “вкраплен человек” — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.
    Родился я с песнями в травяном одеяле,
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
    Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
    В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность. Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью. В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.
    Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой. Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:
    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманной глубины,
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    Еще интересен характерный для Есенина прием “олицетворение наоборот”: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком.
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве…
    Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:
    …и зверье, как братьев наших меньших,
    никогда не бил по голове.
    И здесь главное слово не “меньшие”, а “братья”. Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — “чужая жена”. Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки. Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:
    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
    Или что увидел? Или что услышал?
    Словно за деревню погулять ты вышел.
    Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополи шепчут, “туча кружево в роще связала”, “пригорюнились девушки-ели”, “улыбнулась солнцу сонная земля” и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь “Собаке Качалова”, поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: “…тебя по шерсти бархатной потрогать “, “такую лапу не видал я сроду”. С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:
    А ты, любимый,
    Верный нечий пес?
    С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в “Сорокоусте”: “Милый, милый смешной дуралей”. В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:
    Стеля стихов злаченые рогожи,
    Мне хочется вам нежное сказать.
    Кому же это “вам”? Людям, человечеству. Стихотворение “Мы теперь уходим понемногу” о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:
    Оттого и дороги мне люди,
    Что живут со мною на земле.
    Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.
    Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

  6. Сергей Есенин
    Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
    Родился: 03.10.1895, Константиново (Рыбновский район)
    Умер: 28.12.1925 (30 лет)
    Популярные произведения С.А. Есенина
    Запели тесаные дроги…
    Мы теперь уходим понемногу …
    Не жалею, не зову, не плачу…
    Несказанное, синее, нежное…
    Неуютная жидкая лунность…
    Низкий дом с голубыми ставнями…
    Песнь о собаке
    Письмо к женщине
    Русь
    Спит ковыль. Равнина дорогая
    Другие сочинения по произведению Есенина
    Мой Есенин
    Сергей Александрович Есенин
    Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
    Любовь только к Родине! ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Образ России в творчестве Есенина
    Художественное своеобразие поэзии Есенина
    Глубокая любовь к родине к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта
    Лирика Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Любовная лирика С. Есенина
    Тема любви в поэзии С. Есенина
    Любовная лирика в поэзии С. Есенина
    Родина в поэзии Есенина
    Вся моя автобиография в стихах Есенин
    Читая Есенина (Третий вариант)
    Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
    За что я люблю стихи С. Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Сочинение «Сергей Есенин о природе»
    Есенин – все сочинения
    Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт прибегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.
    Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов, например, “вечером синим”, “вечером лунным”, “заметался пожар голубой”, “предрассветное, синее, раннее” и др.
    Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить “березовым, весенним языком”, “милым” лирическому герою.
    Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая” и продолжается: “о всех ушедших грезит конопляник”. Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник.
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:
    Я полон дум о юности веселой…
    А дальше:
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль.
    Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты.
    Двойственное отношение к прошлому передает инверсия “отговорила роща золотая”: с одной стороны, она “отговорила”, причем “веселым языком”, а с другой — ее уже “не жаль”. Однако автор называет ее “золотой”, то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет “золотая” вызывает в сознании читателя самые прекрасные эмоции.
    Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”.
    Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.
    Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.
    С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:
    Дряхлая, выпали зубы,
    Свиток годов на рогах.
    И ее выгонщик грубый
    На перегонных полях.
    Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:
    Не дали матери сына,
    Первая радость не впрок.
    Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:
    Скоро на гречневом свее
    С той же сыновней судьбой
    Свяжут ей петлю на шее
    И поведут на убой.
    Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: “выгонщик грубый”, “сердце неласково к шуму”, “грустная дума”, “жалобно”, “грустно”, “тоще” и т.д.
    Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:
    Снится ей белая роща
    И травяные луга.
    “Белая роща” символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.
    Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.

  7. Имя Сергей Есенин… Как оно поэтично! Не менее поэтична и природа родной страны, воспетая талантливым писателем! Есенин, как никто другой, смог создать прекрасный образ знакомой до боли природы России. В его поэтическом слове столько любви, нежности, добра. Автор не скрывал своей любви к Отчизне и её природе. Для него она совершенна – “создана из ситца”, она радует его глаз. Стихотворения Есенина наполнены эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественными средствами. С их помощью он смог выразить свои чувства.
    Однажды взяв в руки томик стихов этого поэта, сможешь навеки его полюбить. А секрет кроется в его искренности, любви, преданности родному краю. Тема любви к Отчизне – одна из основных в его творчестве. Он воспевает её такой, какая она есть, такой, какая она для него.
    Есенин родился в деревне, поэтому природа была ему очень близка. Несмотря на то, что он недолго прожил в сельской местности, она навсегда осталась в его памяти, в его сердце. Детскую память ничем не стереть. Сельская природа, крестьяне, чудесная природа – это всё описано в его творчестве. Есенин был ценителем настоящей природной красоты. Он считал, что человек растворяется в природе. Они единое целое. Природа помогает деревенскому человеку в его нелёгком труде.
    В есенинской лирике есть нотки грусти из-за того, что ему на некоторое время приходилось покидать родимую страну. Тоска по ней была такой сильной, что смогла воплотиться в стихах.
    В стихах поэта природа оживает. Для Есенина она живая, как человек. Она и поёт, и радуется, но, бывает, и грустит, и даже плачет. Он мог жить в другой стране, воспевать иную природу, но Сергей Александрович – истинный патриот своей Отчизны. Он ни на миг не забывал о своём отчем доме.

  8. Я навек за сиянье и росы
    Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан…
    С. Есенин.
    Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
    Родился я с песнями в травном одеяле.
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.
    Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску…
    “Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
    Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:
    Ведь я мог дать
    Не то, что дал,
    Что мне давалось ради шутки.
    Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.
    С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
    Не видать конца и края —
    Только синь сосет глаза.
    Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
    Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвестъ и умереть.
    В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
    Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта…” — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.
    Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

  9. Несказанное, синее, нежное…
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя — поле безбрежное —
    Дышит запахом меда и роз.
    С. Есенин
    С. Есенин — великий русский поэт. Его стихи производят необыкновенное впечатление — так легки и естественны они. Есенинские стихи привлекают нас какой-то особой романтичностью, легкостью, одухотворенностью. С. Есенин написал много стихотворений. Его называли «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби» и даже… «московским озорным гулякой». Но самое важное направление в его творчестве — это стихотворения о природе.
    Природа — леса, поля, реки, моря, животные, птицы и… И для С. Есенина природа — это вечная красота и вечная гармония мира.
    В своих стихотворениях о природе С. Есенин рассказывает, что можно услышать, как говорит ручей, какие необыкновенные по своей красоте песни поют птицы, и о его родном кон- стантиновском небе читаем мы в стихотворении «Небо — как колокол…», а месяц в небесной ночной синеве становится звонким его языком…
    Все стихотворения поэта написаны с огромной любовью к родному краю.
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Нежно, без какого-либо внешнего нажима, природа «врачует людские души». Именно так воспринимаем мы есенинские стихи о природе, именно так, возвышенно-просветленно, воздействуют они на нас.
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    В этом стихотворении поэт как бы говорит нам всем, что надо посмотреть вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушать шелест луговых трав, песнь ветра и…
    Все лучшие произведения Есенина связаны с отчим краем, красотой природы. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни.
    Родился я с песнями в травном одеяле.
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    И потом рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «на этом свете все, что душу облекает в плоть». Проводя много времени среди природы, поэт развивает в себе особенное восприятие мира, как бы ощущает себя частицей этой природы. Это чувствуешь, когда читаешь стихи поэта.
    Сыплет черемуха снегом,
    Зелень в цвету и росе.
    В поле, склоняясь к побегам,
    Ходят грачи в полосе.
    Или «Нивы сжаты…»
    Вся красота родного края отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    «Какой чистый и какой русский поэт», — сказал о нем М. Горький.
    Стихотворения Есенина затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы важнейших сторон современной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них Думал, размышлял и С. Есенин.
    Милый, милый, смешной дуралей.
    Но куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?
    В этом стихотворении С. Есенин поставил острую проблему защиты живой красоты природы — этого драгоценнейшего и святого дара Земли. Ныне она стала всемирной и касается всех и каждого. Можно сказать, что это стихи века. Они будут волновать не только наше поколение, но и будущее. Есенинские стихи не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера и, самое главное, нашего мировоззрения. Стихотворения Есенина проникнуты любовью и нежностью к родному краю. Поэту дороги и «свет луны, таинственный и длинный», и плач вербы, и шепот тополей. Ничто не может заставить его разлюбить «отчие поля». Природа у С. Есенина многоцветна, многокрасочна. Она переливается всеми цветами радуги. Подобно человеку, она рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Поэт мастерски это показывает, например, «туча кружево в роще вязала», «улыбнулась солнцу сонная земля».
    Тема природы является лейтмотивом в творчестве С. Есенина. Мне очень нравятся его стихи. Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем все больше терять человечность, милосердие. И вот Есенин… Он очищает наши души, потому что настоящая русская литература всегда была совестью народа, его душевностью и нравственной опорой. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только поэт открывает всю красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя в своих стихотворениях. Есенинская золотая роща, край рязанских раздолий — это все для нас родное и близкое, это живая душа, живая красота России. Стихи Сергея Есенина — на века.

  10. С. А. Есенин – писатель, которого называли «певцом страны березового ситца», «певцом любви, грусти», он же поэт-философ, который не просто писал пустые слова, а кто вкладывал свою душу в каждый стих, в каждую строчку. Наверное, поэтому его стихи настолько пронизывают всю нашу сущность.

    Есенин человек и природа

    Его стихи – это произведения, в которых затрагивались темы любви, где описывается деревня, это замечательные пейзажные зарисовки. При этом все его работы неразделимо связаны с человеком и природой. Эта связь настолько сильная, что каждые природные проявления в стихах Есенина не оторваны от чувств человека. Вся его лирика, посвященная любви, переполнена описанием природы, с помощью которой автору удается лучше изобразить нам внутреннее состояние лирического героя. Так, например, когда неспокойно на душе, то и природа веет снежными ветрами в авторской работе «О снежные ветры».
    Человек и природа в творчестве Есенина неотделимы. Автор пишет: «Как прекрасна Земля И на ней человек». Благодаря деревьям, ручьям, земле, Есенин изображает душевное состояние героя, где могут быть нотки грусти, например, как в стихе «Я помню, любимая», где используется образ цветущей липы, которая и напомнила герою о любимой. Здесь мы видим грусть расставания, но, в то же время, цветущая липа сглаживает данные чувства.

  11. Великого русского поэта Сергея Александровича Есенина по праву причисляют к “крестьянским” или “новокрестьянским” поэтам, хотя сам он не любил, чтобы его творчество ограничивали народной тематикой. Поэтому его лучше было бы назвать “певцом русской природы”, хотя половина его стихов посвящена городской тематике и любовной лирике. Но Есенин прежде всего выступил с лирикой, в которой звучали крестьянские мотивы, тогда, когда в русской поэзии уже существовала давно сложившаяся традиция крестьянского самовыражения в творчестве поэтов Ивана Никитина и Алексея Кольцова. Тяжкий труд, горькая жизнь и надежда на счастье многократно отозвались в стихах русских поэтов. Это все тот же вековечный мотив духовной и правовой закабаленности деревни. Деревня всегда просила, и в 21-м веке просит, только одного – оставьте ее в покое с вашими “научными рекомендациями”, налогами и поборами, дайте свободно развиваться! Тогда она всех без труда накормит, оденет и напоит. Ведь сам по себе крестьянский труд, и вообще жизнь, -сплошное творчество на лоне природы.
    Поэтому только в стихах о природе крестьянские поэты использовали мажорные мотивы. Они как бы сливались с природой и в этом находили свое счастье. Так и значимость поэтических произведений Есенина определяется позицией лирического “я”, его соотнесенностью с природой, со всей окружающей стихией бытия:
    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость.
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.
    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем-совсем немного
    Ждать зимы седой осталось.
    Природа в стихах Есенина – не только фон, не второстепенный элемент поэтической композиции. Она – последнее духовное пристанище поэта. Природа в стихах Есенина живее, сочнее, многокрасочнее, чем она есть на самом деле в настоящей жизни, но на то и дана фантазия. У поэта она, словно икона, не обессилена многолетней распашкой полей, не обескровлена охотой на дичь и не отравлена химикатами. Горло природы еще не сдавили каменными удавками дорог.
    Однако же большую часть своей короткой жизни Есенин все же провел в городе. Он видел, как инженерный расчет промышленников и алчность финансистов обуздывают стихии, укрощают электрическую энергию. Но результаты урбанизации губительны. Буйство красок леса и яркость цветущего луга заковывает в свою броню железобетонный прогресс. Поэту не по пути с “железным” конем. В шумном обществе переполненного города ему душно. Одна-единственная и последняя отрада для Есенина – живая природа вне города. Кажется, он не предъявил ей ни одной претензии, не высказал ни одного осуждающего слова. Она для него осталась последним прибежищем, храмом, за порогом которого он оставлял все свое раздражение, слепой гнев и горькие обиды.
    Есенин, как никто, пристально разглядел в будущем неизбежный момент истребления и жалкого доживания природы, ее предсмертного яркого пылания и со всей страстью запечатлел его, потому что знал: завтра будет совсем иное, завтра из природы выбьют душу, живой огонь жизни, впрягут ее в оглобли цивилизации
    ради бытовых надобностей и удобств среднестатистического человечка. А Есенин душой остается с природой:
    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатый мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвой берез.
    Догорит золотистым пламенем
    Из телесного воска свеча,
    И луны часы деревянные
    Прохрипят мой двенадцатый час.
    Живая и легко ранимая природа тяжело страдает из-за неизбежной потери своего потомства, которое вынесла и родила, как в стихотворении “Собака”:
    Утром в ржаном закуте,
    Где златятся рогожи в ряд,
    Семерых ощенила сука,
    Рыжих семерых щенят.
    Ненужных щенят утопили, наверняка, на глазах матери. Но страдает она молча. Природа не ответит на насилие, не взбунтуется:
    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    Можно себе представить, как безутешно рыдало сердце маленького Сережи, когда он видел, как несут топить в прорубь лишних щенят. Наверное, деревенский мальчик не мог смотреть спокойно, как на глазах у коровы треплется по ветру шкура ее теленка, как режут под горло лебединые шеи колосьев и от живых растений остаются избитые, искромсанные стебли после молотилки.
    И технический прогресс с его двигателями в сотни лошадиных сил виделся поэту огромной бойней, на которую сводят ненужных теперь живых лошадей. Тысячи пудов конского мяса сдают за железное чудовище – паровоз.
    Сама природа у Есенина – нечто бессловесное и в молчании своем прекрасное. Она не может нанести обиды, ничего не требует взамен за любовь к ней. Природа стала для Есенина материнским домом, она заменила все остальное, к чему не лежала душа, и прежде всего – окаянный город.
    Есенинская природа-деревня из золотых изб, которая сливается с ней на околице. Деревня не отгорожена от природы каменными дорогами и бетонными заборами. Она вначале у Есенина неприглядная, бедная: ветхая избенка, бедность, горе и гнет, нужда и
    голод, не слышно веселых песен, плачет вьюга у ворот. Самая светлая картина деревни – есенинское стихотворение “Село” (из Тараса Шевченко). Тут белеют мазанки-хаты, цветут сады, кругом поля и лес, “полный сказок и чудес”, на горе красуются палаты:
    А в небе темно-голубом
    Сам бог витает над селом.
    Характерно, что село это не рязанское, не реальное и даже не украинское, а литературное, по памяти взятое из Шевченко. Да и вообще есенинская деревня словно целиком пришла к нам из сказки:
    Ах, и сам я в чаще звонкой
    Увидал вчера в тумане:
    Рыжий месяц жеребенком
    Запрягался в наши сани.
    А потом он часто видит деревню издали, извлекает ее приметы из собственных ностальгических воспоминаний. Деревня на привольной природе является ему как бы сквозь дымку, сквозь магическую пелену книжных слов. Если город это каменная пещера, скопище соблазнов, зла и пороков (“Забудь, что видел, и беги!”), то перед деревней он шапку снимает с поклоном, как будто в молитве обращается к ней:
    О будь мне матерью напутною
    В моем паденье роковом.
    Есенин всегда находит самое верное слово, которое погружает нас внутрь природных стихий: полыхающая заря, напористый ветер, бескрайняя весна, самозабвенное пенье соловья, бушующее цветенье – все в его стихах завораживает нас. Он не живописует природу, глядя на нее со стороны, на расстоянии, а весь растворяется в красках и звуках, увлекая и нас за собой в эти стихии: “Сад полышет, как пенный пожар”, “Рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей”, “Несказанное, синее, нежное”, “Отговорила роща золотая”. И даже предчувствуя скорый и неизбежный свой (насильственный и преступный) уход из бытия, он прощается не с городом и людом, не с цивилизацией и прогрессом, а с родной природой:
    Милые березовые чащи!
    Ты, земля! И вы, равнин пески!
    Перед этим сонмом уходящих
    Я не в силах скрыть моей тоски.
    Слишком я любил на этом свете
    Все, что душу облекает в плоть.
    Мир осинам, что, раскинув ветви,
    Загляделись в розовую водь.

  12. Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.
    Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.
    Родился я с песнями в травяном одеяле,
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
    Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
    В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность. Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью. В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.
    Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой. Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:
    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманной глубины,
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    Еще интересен характерный для Есенина прием «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком.
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве…
    Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:
    …и зверье, как братьев наших меньших,
    никогда не бил по голове.
    И здесь главное слово не «меньшие», а «братья». Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — «чужая жена». Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки. Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:
    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
    Или что увидел? Или что услышал?
    Словно за деревню погулять ты вышел.
    Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки – ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать », «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:
    А ты, любимый,
    Верный нечий пес?
    С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:
    Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать.
    Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:
    Оттого и дороги мне люди,
    Что живут со мною на земле.
    Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.
    Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *