Сочинение на тему лирика лермонтова любовь к родине

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Просто хорошый человек

    Еще одним положительным героем является купец Калашников из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ этого молодого купца имеет сходство с былинными богатырями. Он честный, сильный и благородный. Купец вынужден бороться за свою любимую жену и свою честь с бесчестным опричником Кирибеевичем. Ему удалось сразить противник, но за этот поступок пришлось отвечать перед царем. Купец не рассказал о причине своего поступка, потому что не мог приклонить перед владыкой гордой головы.
    Стихотворение «Родина» – это своеобразный итог размышлений поэта о месте Родины в его душе. Несмотря на недостатки, он не может перестать любить отчизну своей «странной» любовью. Для него все здесь дорого: каждая травинка, каждая изба, песни и танцы простого народа. Лирический герой, как и сам поэт, влюблен в красоту природы и красоту души русского простого народа. В природе он находит нужную ему гармонию и чувствует отраду. Он стремится уйти подальше от шумной толпы, где многие люди носят разные маски, и попасть в лоно природы – на милые его сердцу поля и аллеи. Природа стала верной Музой и подругой для тонко чувствующего поэта.
    Любовь к Родине – это особое чувство, которое присуще практически всем мыслящим гражданам. Но всегда ли эта любовь одинаковая? И стоит ли называть ее странной, если по каким-то причинам она не вписывается в общепринятые стандарты? Конечно же, нет. Каждый волен любить так, как хочет. Михаил Лермонтов любил Родину правдиво, не скрывая ее недостатков, но восхищаясь ее красотой и веря в ее светлое будущее.

  2. 2
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности, пора “безвременья”. Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, “иль пусто, иль темно”.
    Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не прием лет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это —
    …немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Именно о России говорит поэт в стихотворении “Жалобы турка”, называя ее страной, где “стонет человек от рабства и цепей”. Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века. Что же М. Ю. Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не прием лют неволи.
    В своем творчестве М. Ю. Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М. Ю. Лермонтова интересуют прежде всего переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку.
    “Богатырским” назовет Лермонтов и поколение “детей двенадцатого года”. В стихотворении “Бородино” поэт воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни — вот главная беда человека в России того времени.
    В стихотворении 1841 года “Родина” Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него отчизна. “Странную любовь” поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, “огни печальных деревень”, простые избы, безудержную русскую “пляску с топаньем и свистом”, пьяных мужичков — словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” лирический герой Лермонтова рвется из мира “приличьем стянутых масок” на волю, к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную душу поэта, он чувствует свое единение с Богом:
    Тогда смиряются души моей тревоги,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    “Свобода и покой” — вот к чему стремится М. Ю. Лермонтов, и только русская природа помогает ему примириться с жизнью.

  3. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.
    В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
    …я родину люблю
    И больше многих: среди ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать.
    В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
    По небу полуночи ангел летел…
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез…
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри — не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
    Уж постоим мы головою
    За родину свою.
    Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
    Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть.
    Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
    Быть может, за стеной Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ.
    Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”.
    Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит… вольной, вольной птицей”:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
    А за прудом село дымится — и встают
    Вдали туманы над полями.
    Воспоминания об этих местах для героя “как свежий островок” “на влажной пустыне морей”.
    Кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, — пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”:
    Кто видел Кремль в час утра золотой,
    Когда лежит над городом туман,
    Когда меж храмов с гордой простотой,
    Как царь, белеет башня великан?
    На протяжении всего своего творчества Лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях. Для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”. В его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” — имения Тарханы, Москвы. К этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом Лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопоставленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта — периодом реакции, наступившей в стране после поражения восстания декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. В. Белинский, отмечая национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова, писал: “Это поэт чисто русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”.

  4. Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях неоднократно обращался к теме Родины. А точнее, тема Родины была одной из ведущих тем творчества этого великого русского поэта. Патриотическая лирика занимала прочное место в сознании Лермонтова. По его мнению, отношение к Родине определяет положение и человека, и поэта. Поэт горячо любил Россию, ее атмосферу и обычаи. Но вот что удивительно. Лермонтов необычайно нежно отзывался о русской природе, о русских традициях и о простом русском народе. И в то же время он питал глубокую неприязнь к светскому обществу, его притворству и фальши. Лермонтов, продолжая развивать традиции Пушкина и Радищева, мечтает увидеть страну свободной и цветущей, без произвола и беззакония. А народ — сильным и могучим! Этим и объясняется некая двоякость его стихотворений, посвященных Отчизне. Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» он критикует действительность и эту «страну рабов, страну господ», в нем звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов. Ему, вольному человеку, трудно находиться под постоянным надзором властей. И поэт ненавидит эту безропотную и покорную Россию. В 1837 году Лермонтов пишет свое знаменито «Бородино». Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Оно проникнуто гордостью за свой народ, за его силу и мужество:
    Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!…
    В этом стихотворении Лермонтов выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне.
    Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта, своеобразным итогом многолетних раздумий является стихотворение «Родина». Тема стихотворения определена своим названием «Родина». Это уже не Россия в «голубых мундирах», покорная и зависимая. Это страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь «странной»:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверяя покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Но я люблю – за что не знаю сам –
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и русской природе, неповторимой и уникальной. Стихотворение воссоздает прекрасные пейзажи, зарисовки из жизни простого человека: «Разливы рек ее, подобные морям», «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «И на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез». Лирический герой Лермонтова счастлив видеть все это. Далее мысль поэта обращается к народу. Показывая жизнь деревни, деятельность простых людей Лермонтов более полно и многогранно раскрывает образ России.
    И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту, выросшему в деревне, близка и понятна жизнь крестьянина, дорого все, что с ним связано:
    С отрадой многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, Срезными ставнями окно.
    Лирический герой рад нам показать «полное гумно», признак крестьянского благополучия, какие-то простые предметы быта. Все это складывается в образ родного края, своей «малой родины». Перед читателем предстает народ в будни и праздники:
    И в праздник, вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
    Стихотворение вначале написано шестистопным и пятистопным ямбом, затем — четырехстопным. Разнообразна и рифмовка — чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Лексика стихотворения от литературно-книжной («слава, купленная кровью») сменяется на простую разговорную речь («дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). Лермонтов выступает в «Родине» поэтом-реалистом. Это высоко оценил Добролюбов, который писал, что «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Поэт был выше предрассудков патриотизма и истинно понимал любовь к Отечеству. Это удивительное стихотворение «Родина» говорит о повороте в творчестве Лермонтова, о заинтересованности поэта социальными проблемами.
    Другое замечательное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» продолжает тему любви к Отечеству. Именно родная природа способна дать истерзанной душе вдохновение, наполнить человека новыми силами:
    Тогда смиряется души моей тревога. Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!…
    Любовь к Родине не рождается вместе с человеком, она не заложена в генетическом смысле. Ее надо воспитывать и «взращивать» в себе. Но, наверное, как бы ни сложилась жизнь, каждому из нас будет не хватать своей Родины, своей «малой Родины». Не хватать русской природы, знакомых мест. И не обязательно подвергаться гонениям, чтобы это понять. Достаточно, просто оглянуться и повнимательней посмотреть на окружающие нас места, чтобы понять, что ты частичка этого мира. Тогда становится ясно, за что сражались наши прадеды и деды, весь русский народ на протяисении веков. Они сражались за свою историю, за свою нацию, за своих родных и близких, за потомков, за нас. За то, чтобы мы могли сейчас видеть все это, жить на своей Родине, беречь ее для следующих поколений.

  5. Народ и Родина в лирике М.Ю.Лермонтова.

    М. Ю. Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций. Но его произведения имеют дру­гое звучание. В них больше грусти, ярче слышны мотивы одиночества, неудовлетворенности челове­ка жизнью. Горячо любивший Россию Лермонтов жил в страшное время. Это была эпоха мрачной и жесто­кой реакции. Поэтому любовь а стихотворениях по­эта сочетается с ненавистью.
    Еще в юные годы поэта очень волновало поло­жение человека в родной стране. Лермонтов пишет стихотворение «Жалобы турка», а котором делает намек на то, что описывает родную страну. Поэт го­ворит о рабстве. Он с горечью восклицает:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей.
    Друг! Этот край… моя отчизна.
    Молодой поэт-романтик предсказывает появле­ние «мощного человека», который будет вершить суд над правителями России. В стихотворении «Предска­зание» Лермонтов говорит о скором крушении не­справедливой власти. Но поэт был очень одинок, никто не разделял и не поддерживал его убеждения. Поколение тридцатых годов было «потерянным» поколением. Поэт не видел героев среди своих со­временников. Поэтому он обращается к славному прошлому русского народа. Гимном России и русским людям является стихотворение «Бородино». Лермон­тов восхищен великим подвигом защитников Моск­вы. Он прославляет величие дела, которое совер­шили тысячи участников битвы при Бородино. Они поклялись защищать древнюю столицу и сдержали свою клятву:
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в бородинский бой.
    Поэт показывает настоящих богатырей. Они по­хожи на героев русских былин. Эти образы слиты в единый образ народа-победителя. В стихотворении переданы русская удаль, сила, бесстрашие. Лермон­тов прославляет подвиг героев и сравнивает «могу­чее, лихое племя» со своими современниками:
    … Богатыри – не вы!
    «Бородино» отличается оптимизмом, авторской верой в Россию и русский народ. Но поэт задыхался в условиях реакции. Атмосфера шпионажа, клеве­ты, цензуры, духовного рабства была невыносима. Поэтому появляется стихотворение «Прощай, немы­тая Россия». Любящий Родину Лермонтов говорит о своей ненависти к ней. Это горькие, но правдивые слова о несчастной жизни всего русского народа, ко­торый томится в рабстве. И частью этого народа яв­ляется сам поэт:
    Прощай, немытая Россия!
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Поэт-патриот хочет покинуть эту страну, не ви­деть творящихся здесь страшных дел. Это стихотво­рение дает понять, как тяжело было Лермонтову жить. Он любил и ненавидел. Поэт четко разделял официальную Россию и народную Русь. Поэтому в стихотворении «Родина» он пишет:
    Люблю отчизну я, но странною любовью…
    Официальная Россия вызывает презрение ав­тора стихотворения – поэта не интересует слава, «купленная кровью», ему не нужны почести, богат­ство. Все это оставляет его равнодушным: любовь Лермонтова отдана народной России. Поэт с нежностью говорит о бескрайних русских просторах, дре­мучих лесах и величественных реках. Он с искрен­ней радостью описывает проселочную дорогу, крес­тьянские избы, в которых видит настоящую красоту. Мирная деревенская жизнь заставляет поэта забыть о пустоте светского общества, успокаивает его ис­терзанную душу. Влюбленный во всё, что связано с народной жизнью, Лермонтов с наслаждением смот­рит на крестьянский праздник:
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Такие слова не мог написать равнодушный к России человек. Поэт не знает, за что он любит на­родную Русь, природу родного края, но это чувство не нуждается в объяснении. Оно так же естественно для Лермонтова, как и для «русской душою» Татья­ны Лариной, которая, «сама не зная почему», люби­ла русскую зиму. Эта любовь, идущая от сердца, из глубины души, свойственна истинно русскому чело­веку. Любовь поэта к Родине и русскому народу на­полняет строки его прекрасных стихотворений, став­ших подлинными шедеврами нашей великой лите­ратуры, нерукотворным памятником гению русской поэзии.

  6. В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й – 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов – выразители идей своей эпохи.
    “Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.
    Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества – от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты – создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).
    Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.
    Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за успехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение – первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном – участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” – рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.
    …Ворчали старики:
    Что ж мы? на зимние квартиры!
    Не смеют что ли командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки!
    Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
    Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали.
    Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина – это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.
    Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.
    Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” – “старый русский великан” – спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” – воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” – проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
    Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.
    Высший свет, по мнению Лермонтова, – это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, – вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие – поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам – “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.
    18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” – то, Аллах-Керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.
    Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.
    Люблю Отчизну я, но странною любовью.
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.
    Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
    С отрадой многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.
    И в праздник, вечером росистым
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
    Образ поэта в “Родине” – образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” – поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно.
    Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

  7. Тема Родины в лирике Лермонтова В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й – 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов – выразители идей своей эпохи.
    “Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.
    Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества – от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты – создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).
    Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.
    Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за успехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение – первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном – участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” – рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.
    …Ворчали старики:
    Что ж мы? на зимние квартиры!
    Не смеют что ли командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки!
    Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
    Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали.
    Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина – это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.
    Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.
    Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” – “старый русский великан” – спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” – воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” – проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
    Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.
    Высший свет, по мнению Лермонтова, – это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, – вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие – поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам – “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.
    18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” – то, Аллах-Керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.
    Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.
    Люблю Отчизну я, но странною любовью.
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.
    Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
    С отрадой многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.
    И в праздник, вечером росистым
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
    Образ поэта в “Родине” – образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” – поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

  8. (276 слов) В лирике Михаила Юрьевича Лермонтова важное место занимает тема Родины. Эпоха декабристов и всеобщего гражданского напряжения оказала большое влияние на поэта. В процессе творчества он пытался разобраться в своих чувствах по отношению к России.
    «Бородино» — первое, что приходит на ум, когда задумываешься о вкладе Лермонтова в гражданскую поэзию. Рассказ дяди племяннику о том, как недаром Москва была «французу отдана», содержит множество зарисовок битвы 1812 года. Детальное описание сражения погружает читателя в героическое прошлое России. Он становится свидетелем кровопролитной битвы, слышит шум оружия, крики солдат. А возглас «Ребята! не Москва ль за нами?» передает патриотический настрой народа во время войны.
    Многие произведения поэта отличаются отсутствием четко выраженного гражданского пафоса. Мотив Родины теряется в философской лирике, а также пейзажной и любовной. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой уходит от городской суеты в воспоминания о родных местах, о вольном детстве. Еще один пример любования природой — «Когда волнуется желтеющая нива…». Герой постигает счастье и говорит, что видит Бога, когда любуется русским пейзажем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *