Сочинение на тему лирика пушкина 9 класс

12 вариантов

  1. Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора. Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты. Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.
    Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.
    Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.
    Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».
    Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

    Вариант 2:

    Оцените этот вариант сочинения:
    1
    1
    1
    1
    1
    Рейтинг 3.98 [104 Голоса (ов)]
    Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.
    Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.
    «Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…»
    Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки… А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!
    Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.
    Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель…», «Пророк»…
    Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.

  2. Лирика А.С. Пушкина. Сочинение.

    Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе. Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна». Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире.
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил. »). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна.
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово.

  3. За свою короткую жизнь, Александр Сергеевич Пушкин написал десятки прекрасных произведений в лирическом стиле. Это лирика любви, это дружественная и патриотическая лирика. Каждое стихотворение наполнено своим, особым смыслом, с различными эмоциями и чувствами.
    Особенно чутко автор передает любовь к женщине. Он возвышает, превозносит это чувство. Кроме чувств любви, он параллельно говорит и о других сопутствующих ощущениях счастья и радости, грусти и ревности.
    Прекрасной стихотворной работой является стихотворение «Признание», в строках которого автор предстает перед нами как любящая и чувственная натура. Пушкин пишет о печали и грусти без той возлюбленной, которая покорила его сердце. Он говорит о своей нерешительности высказать заветную фразу «Я вас люблю».
    Прекрасное любовное стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» одной лишь строкой может охарактеризовать весь жизненный путь Александра Сергеевича. «И сердце вновь горит и любит …» ведь без любви прожить не может.
    Живому сердцу нужны страстные, горячие эмоции, которые может дать только лишь любовь.
    Вчитываясь в строки стихотворения «Я вас любил» мы так и не знаем, кому же Пушкин адресовал свою стихотворную работу. Но, в любом случае, это были сильные эмоции, которые до глубины души затронули автора, которые разбудили в нем поток жизненной энергии. Эту строку он трижды повторяет в стихотворении. Она не приукрашена ни эпитетами, ни метафорами. Отдельное, маленькое предложение звучит сильно и ясно. Невозможность ответной любви заставляет лирического героя отойти в сторону и не печалить ту единственную и возлюбленную, которая не может ответить взаимностью.
    Пушкин кроме любовных чувств, упоминает и про любовные страдания, которые возникают от безответной любви: «Я вас любил безмолвно, безнадежно…».
    Еще одним изумительным стихотворением, которое относится к любовной лирике Пушкина, является «Я помню чудное мгновение…». Автор, был без ума влюблен в Анну Керн. С этой женщиной у него возник роман. Он был очарован ее красотой, нежностью и добротой. Ее образ вызвал в душе Пушкина новое творческое вдохновение и желание творить.
    В стихотворении автор пишет про тот дорогой образ возлюбленной, который остался в его памяти, в его мыслях навсегда.
    С прекрасным лирическим персонажем мы знакомимся и в романе «Евгений Онегин». Татьяна – это идеал женской красоты и чистоты, по мнению Пушкина. Он представляет читателям Татьяну, как скромную, воспитанную, добрую и нежную девушку.
    Анализируя все его стихотворные работы, мы видим, что в них нет конкретной личности, которой они посвящены. В разные периоды своей жизни, Пушкин обращается к любовной лирике и любовным чувствам, вызванным разными женщинами. И все его работы просто покоряют сердца, как читателей, так и читательниц.

  4. Готовые сочинения на любую тему!

    “Лирика Пушкина” — сочинение

    Вариант 1:

    Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.32 [ 28 Голоса (ов)]
    Гениальный поэт А. С. Пушкин обладал удивительным талантом — он умел чувствовать каждое движение сердца, иллюстрировать все полутона человеческих чувств в своих произведениях.
    Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье. » родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора. Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты. Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.
    Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.
    Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.
    Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».
    Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

    Вариант 2:

    Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.79 [ 24 Голоса (ов)]
    Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.
    Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.
    «Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. »
    Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки. А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!
    Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.
    Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель. », «Пророк».
    Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.
    Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

    Похожие сочинения на тему:

    Комментарии:

    Добавить комментарий

    Свободная тема

    Классическая

    Зарубежная

    Современная

    Древнерусская

    Народная

    2016-2017 © Сайт готовых школьных сочинений sdam-na5.ru
    При копировании материалов на другие сайты ссылка на первоисточник обязательна.

  5. Пушкин – великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.
    В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.
    Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит.  Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).
    В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

  6. Сочинение на тему «Лирика Пушкина»
    Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях.
    Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции.
    Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий.
    Лирика Пушкина также многогранна, как и всё его творчество. Много внимания поэт уделял теме родины, любви к ней. А сколько стихотворений Пушкин написал о красоте и величие природы, окружающего мира. Ну и, конечно же, поэт неоднократно в своей лирике признавался в любви к женщинам.
    Я очень люблю лирику Пушкина. И больше всего за её искренность, которая чувствуется в каждой строчке его стихотворений.

  7. Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях.
    Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции.
    Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий.
    Лирика Пушкина также многогранна, как и всё его творчество. Много внимания поэт уделял теме родины, любви к ней. А сколько стихотворений Пушкин написал о красоте и величие природы, окружающего мира. Ну и, конечно же, поэт неоднократно в своей лирике признавался в любви к женщинам.
    Я очень люблю лирику Пушкина. И больше всего за её искренность, которая чувствуется в каждой строчке его стихотворений.

  8. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    В 9 классе начинается систематическое изучение литературы. Начальный курс литературы в 5 – 8 классах дал учащимся некоторые сведения о жизни писателей, исторической обстановке их творчества, первые навыки анализа текста. Поэтому, приступая к изучению творчества Пушкина в 9 классе, учитель может использовать те знания учащихся о поэте, которые они получили по программе 5 – 8 классов.
    Историческое развитие русской литературы XVIII – начала XIX века обусловило закономерность появления её величайшего художественного гения.
    И учителю необходимо, на конкретных примерах провести учащихся к такому пониманию творчества поэта.
    После вступительной беседы модно притупить к изучению биографии и творческого пути Пушкина, уделив внимание преимущественно характеристике идейно-художественного развития поэта. Вопросы чисто биографические должны занимать второстепенное место, так как многие факты из жизни Пушкина уже известны учащимся. На изучение этой подтемы следует отвести три урока, строя их в форме лекции с элементами беседы. В основу плана уроков можно взять отдельные положения учебной программы по литературе, при этом необходимо тщательно подобрать иллюстрированный материал.
    Задача преподавателя литературы заключается в том, чтобы довести до сознания и чувств учащихся идейное и эмоциональное содержание лирики
    Пушкина, основываясь на анализе немногих лирических стихотворений поэта.
    Учащиеся должны воспринять и идейное богатство лирики Пушкина и совершенство её художественной формы.
    Лирика дружбы и любви
    Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с
    Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым,
    Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства «Записки о Пушкине». И. И. Пущина проникнуты подлинным культом дружбы и такой глубокой любовью к великому поэту, которая захватывает своей сердечностью и сейчас.
    В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы находим в стихах, посвященных Пушкиным своему первому другу! Надо непременно рассказать в классе о дружбе Пушкина и Пущина их собственными словами — отрывками из «Записок о Пушкине» и стихами поэта.
    Пущин вспоминает, как зарождалась и постепенно росла, дружба между ним и Пушкиным в стенах Лицея.
    «Чтобы полюбить его настоящим образом,—говорит Пущин о поэте,—нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами это как-то скоро и незаметно устроилось».
    Такое же глубокое чувство звучит и в стихах Пушкина,. посвященных
    Пущину. «Товарищ милый, друг прямой»,- называет его поэт в стихотворении
    «Пирующие студенты» (1814). В 1817 г., перед самым выпуском из Лицея,
    Пущкин написал в альбом своему другу:
    Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
    Исписанный когда-то мною,
    На время улети в лицейский уголок
    Всесильной, сладостной мечтою.
    Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
    Неволю мирную, шесть лет соединенья,
    Печали, радости, мечты души твоей.
    Размолвки дружества и сладость примиренья,—
    Что было и не будет вновь…
    И с тихими тоски слезами
    Ты вспомни первую любовь.
    Мой друг! Она прошла… но с первыми друзьями
    Не резвою мечтой союз твой заключен;
    Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
    О милый, вечен он!
    После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою; я как будто вдруг получил особенное значение в собственных глазах… Первая моя мысль была открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле общем (res publica), по-своему проповедывал в нашем смысле — и устно и письменно стихами и прозой».
    Показываем учащимся портрет Пущина работы А. Д. Соболевского (1825)
    [1]. Вглядимся в открытое, простое, доброе лицо—это именно «товарищ милый»,
    «друг прямой», чистые помыслы которого привлекают к нему; в сдержанном движении слегка откинутой назад .головы чувствуется какие-то мягкое, но в то же время непреклонное волевое решение.
    Зимой 1825 г., когда Пушкин томился в одиночестве в селе Михайловском,
    Пущин посетил своего друга.
    Преподаватель вывешивает репродукцию картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», а затем читает отрывок из «Записок» Пущина, рисующий этот эпизод[2]. После чтения пояснений к картине не потребуется.
    По замечанию Пущина, Пушкин в это свидание показался ему очень похожим на портрет работы Кипренского. Таким он и изображен на картине Ге. Фитура
    Пущина часто разочаровывает учащихся своим несходством с рассмотренным ранее портретом работы Соболевского.
    После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 г. Пущин был арестован. В его «Записках» мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден: 1828 года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было:
    Мой верный друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твои колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье.
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!
    (Псков. 13 декабря 1826 г.)
    Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог, обнять его в изгнании».
    Но Пущин никогда уже не смог больше обнять своего великого друга: в январе 1837 г. он узнал о дуэли и смерти Пушкина. «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история,—пишет Пущин,- и если бы я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля, встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России…
    В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что
    Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его живого в бессмертных его творениях…»
    Показываем учащимся последнюю фотографию Пущина, сделанную после его возвращения из Сибири[3] . Перед нами чудесный старик, такой же скромный,
    «милый», как и в молодости, но годы борьбы и страдания оставили свой след, сделав его старческое лицо и фигуру еще более одухотворенными, осветленными
    , энергичными и в то же время трогательно бессильными в своей старости.
    Дружба Пущина и Пушкина раскрывает не только личность и жизненное дело
    Пущина, но как-то по-особенному освещает и многогранную душу Пушкина.
    „Я помню чудное мгновенье…”
    Наряду с темой дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме любви. В программу VIII класса включено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Именно в VIII классе. Когда впервые чистая юношеская любовь зарождается в душах учащихся, нужно дать им возможность «пережить» чувство, выраженное в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» с необычной силой и глубиной.
    Работу над стихотворением можно начать со слушания романса М.II.Глинки.
    Показываем портрет Анны Петровны Керн Рассказываем кратко о ней, сообщаем, в частности, о том, что ею написаны замечательные воспоминания о
    Пушкине.
    Предлагаем учащимся прочитать стихотворение себя.
    Стихотворение—целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Первая встреча с А. П. Керн на балу в Петербурге в 1819 г. и кратковременное увлечение ею летом 1825 г. в селе Михайловском—вот реальная основа стихотворения.
    Обращаем внимание учащихся на композиционную стройность стихотворения—оно четко делится на три равные части, но две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения читателем и дает гармоническое единство в целом.
    Любопь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно возвышенное чувство:
    … явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина — в этом проявилось поэтическое мастерство великого поэта.
    Обращаем внимание учащихся на выразительность музыки Глинки и ее соответствие стихотворному тексту: «Музыка —почти речь, она течет с ясностью, легкой человечески просто сказываемой»[4].
    Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный поэтом в стихотворении. Отметим черты, которыми характеризуется этот образ. Их очень немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты». Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Дважды повторенные сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также не придают женскому образу конкретного характера — наоборот они усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих признаков. Мы не найдем в стихотворении черт реальной Анны Петровны Керн, кроме разве указания на «голос нежный»—Керн прекрасно пела. Значит, центральный образ стихотворения—это не образ конкретной женщины. А какой же? Это образ любви, как необычайно чистого возвышающего человека чувства, огромной радости:
    И сердце бьется в упоенье,
    II для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Этот образ охарактеризован основной мелодией романса Глинки—чистой, пленительной, простой, задумчиво-радостной.
    Такая же чистота, сила, глубина чувства заключены в стихотворении «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» . Эти стихотворения учитель читает в классе.
    Оба эти стихотворения тесно связаны между собою: «Основа первого—утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во втором раскрывается природа, сущность большой, подлинной любви».[5] Лучше, не подвергать эти (стихи ни биографическому комментированию, ни филологическому анализу—они ничего не выиграют от этого, свежесть и глубина восприятия учащимися текста может быть нарушена. Но учителю надо научиться хорошо читать эти стихи, т. е. читать их просто, выразительно, ритмично. (Это, конечно, труднее всего.)
    В. Г. Белинский писал о лирических стихах Пушкина «… Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве
    Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. ни один из русских поэтов не может быть столько, как
    Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».[6]
    Литература
    1. А.С. Пушкин. Избранное
    2. Н.А. Демин. «Изучение А.С. Пушкина в 8 классе» М., «Просвещение».
    1971
    3. Д.Д. Благой. Творческий путь А.С. Пушкина (1826-1830), стр. 414
    4. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 339
    5. И.И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ. 1956
    ———————–
    [1] Портрет Пущина работы Л. Д. Соболевского обычно воспроизводится в изданиях «Записок».
    [2] И. И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ, Г стр. 77—79, 81—84.
    Все цитаты из «Записок о Пушкине» даны по этому изданию.
    [3] Она помещена в сб. «Декабристы и их время. Материалы и сообщения» под ред. М. П. Алексеева и Б.С.Мейлаха. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.
    [4] Б. В. А с а ф ь е в. Избр. труды, т. I. М., Изд-во АН СССР, стр.
    297.
    [5] Д Д. Благо и. Творческий путь Пушкина (1826—183. стр. 414.
    [6] В.Г.Белинский. Полн. собр. соч., т. VII, стр. 339.

  9. ПЛАН
    открытого урока
    по литературе в 9 классе
    (обучение сочинению)
    Тема:  «Чувства добрые в лирике Пушкина».
    Учитель: Исаева Н.В.
    2010 год
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,..
    Цель урока: продолжить работу по обучению сочинению:
    учить составлять цитатный план;
    подбирать эпиграф к сочинению;
    обогатить словарный запас учащихся.
    Оборудование:  на доске записана тема, на плакате эпиграф к уроку; на интерактивной
    доске портрет А.С. Пушкина; его друзей.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    Учитель сообщает тему  урока
    2. Беседа с классом
    1. Вопросы к классу.
    1. Какую главную мысль  мы должны раскрыть сегодня в этой теме?
    2. Что значит добрые чувства?
    (Одной из отличительных особенностей  Пушкина была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Много своих  творческих  сил  поэт отдал созданию  глубоко искренней,  реалистической лирики. Лирика была дорога  Пушкина как возможность  высказывать свои  мысли, раздумья от жизни , передать  свои чувства  и настроения)
    2. Слово учителя.
    Из нашей беседы вытекают те темы  сочинений, которые были даны вам на первых уроках знакомства с творчеством А.С. Пушкина. Это и «Родная природа в лирике Пушкина», и «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина». Нашей задачей будет составление  сложного цитатного плана к теме «Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина».
    Помните, Пушкин еще в 1815 году в стихотворении «Лицинию» восклицал: «Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа».
    3.Вопросы классу.
    Какие стихотворения отвечают  теме «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина»?
    – стихотворение «К Чаадаеву».
    Ученики читают стихотворение наизусть, рассказывают о теме этого стихотворения, о друге Чаадаеве. Через проектор показывается портрет Чаадаева.
    Написанное в форме послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые  объединяли  Пушкина с его другом Чаадаевым и со всеми  передовыми людьми того времени. Поэт призывает друга Отчизне посвятить «души прекрасные порывы.».,  бороться за ее свободу.
    – стихотворение «В Сибирь».
    Ученики  рассказывают о том, что послужило написанию этого стихотворения, о том как поэт передает это стихотворение Муравьевой. Цитируются эпизоды ответа Одоевского.
    Какие еще стихотворения этой тематики вы знаете?
    – «Деревня», «Вольность», «Анчар», «Арион».
    Ученики кратко останавливаются на этих стихотворениях. Отдельно цитируют.
    3. Составление плана.
    Какие строки и из какого стихотворения могут послужить для эпиграфа нашего сочинения?
    Как оформляется эпиграф?
    Что является следующим этапом работы над сочинением?
    – Составление плана.
    Из чего состоит сложный план?
    – Из трех частей: вступления, основной части, заключения.
    5.  Из чего должно состоять вступление? Какую цитату нам нужно подобрать, что  необходимо раскрыть?
    – Эпоху,  движение декабристов, отношение поэта к этому времени?
    6. Что должно лежать в основной части сочинения?
    – Сама тема сочинения.
    «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина».
    7. Из каких этапов должна состоять основная часть?
    – Призыв поэта посвятить отчизне «души прекрасные порывы»;
    негодование поэта против тиранов, эксплуататоров;
    надежда на близкое освобождение.
    8. Какие цитаты мы можем подобрать к раскрытию этих этапов?
    9. Из чего должно состоять заключение? Что должны раскрыть?
    – Заслугу  писателя, свою точку зрения.
    4. Словарная работа.
    В заключении работы над этой темой мы  должны провести словарную работу.  Вспомним значение тех слов и словосочетаний, которые потребуются вам при написании сочинения.
    На доске записаны слова, словосочетания, учащиеся объясняют их значение.
    декабристы –  передовые люди, лучшие люди из дворян;
    тираны – эксплуататоры;
    в мрачном подземелье – тюрьма;
    души прекрасные порывы – все лучшее в человеке;
    звезда пленительного счастья – символ революции;
    скорбный труд – каторжный труд декабристов;
    барство дикое – крепостники России;
    вольность святая – святая свобода;
    отчизна – родина;
    я гимны прежние пою – верность поэта своим вольнолюбивым идеалам.
    5.  Повторение памятки.
    В заключении нашего урока я хочу напомнить вам памятку к сочинению.
    Через проектор на экран проецируется памятка к сочинению. Читаем памятку.
    6.  Итог урока. Оценки.
    7.   Домашнее задание.
    Черновые наброски сочинений.

  10. В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
    Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
    Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
    Юношеское стихотворение «Желание», написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
    Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
    Звезда печальная, вечерняя звезда,
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
    Он думы разбудил, уснувшие во мне.
    Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с «гением чистой красоты» совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении «Я вас любил». Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

  11. В, Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение.
    А. С. Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему.
    Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
    Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н. В. Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”.
    Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:
    Мой жребий пал: я лиру избираю!
    Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”.
    В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А. С. Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” – вот его девиз. В “Пророке” – вся философия Пушкина.
    Десятки стихов А. С. Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На троне поразить порок.
    Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М. Н. Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”.
    До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
    Невозможно без волнения читать удивительные стихи А. С. Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
    Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
    Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:
    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Да, А. С. Пушкин умел быть верным и преданным другом.
    А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии…”, “Я вас любил…” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить таЪую же самозабвенную, полную счастья любовь.
    У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что,’ читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись,
    В день уныния смирись,
    День веселья, верь, настанет.
    Сердце в будущем живет,
    Настоящее уныло,
    Все мгновенно, все пройдет,
    Что пройдет, то будет мило.
    Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был “год унынья”.
    Да разве можно все перечислить? Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”.
    И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.
    Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
    Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь,
    и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы.
    С. Гейченко
    Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта.
    Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни естественному миру природы. Все здесь взаимосвязано и соразмерно: одинаково гармонично соседствуют друг с другом сходные и контрастные оттенки чувств, страстей, мыслей, ситуаций, подобно тому, как в одном и том же пейзаже органично сочетаются сходные и контрастные оттенки цвета. Считаю, что тот, кто лишен ощущения пушкинского мира, столь ущербен духовно, как и тот, кто почему-либо лишен чувства родной природы.
    Поэт учит чувствовать запах и вкус поэзии природы, поэзии родного русского народа: “Там русский дух… там Русью пахнет”.
    Добрый и умный, Пушкин напоминает о великих богатствах русской души, о ее свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость. Все это находишь в пушкинских стихах, если задумываешься над тем, какие мысли и чувства владели поэтом, когда он создавал свои произведения. Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться своей чуткой и всеобъемлющей душой.
    Его поэзия вся звенит от слов “друг”, “брат”, “товарищ”, “дружба”, “дружество”. Она обращена к друзьям, дружба переполняет ее. Вот пылкое обращение: “о други”, “мой первый друг, мой друг бесценный”, “лицейской жизни милый брат”, “товарищ милый, друг прямой”.
    Главная забота Пушкина – верная и даже вечная дружба:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен…
    Поэт горд тем, что “дружбе плел венок”. Сам он признается: “Счастье моих друзей мне было сладким утешеньем”. Для Пушкина измена дружбе – преступление.
    В вольнолюбивом стихотворении “Деревня”, запрещенном при жизни поэта, читаю:
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества губительный позор.
    Друг человечества, ненавидящий рабство, мечтающий “о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся”, – таков Пушкин.
    Поэт словно задался целью подружить все на свете: труд у него стал “другом Авроры златой”, калмык – “другом степей”, лучина в крестьянской избе – “зимних друг ночей”,
    “вскормленный в неволе орел молодой – верный товарищ узника, а морской прибой звучит “как друга ропот заунывный”. “Прощайте, друзья!” – сказал умирающий Пушкин книгам в своем кабинете. Поэт мечтал о том, что его собственные строки — его друзья — в отдаленном будущем напомнят о нем, о Пушкине, “как верный друг, напомнит хоть единый звук”.
    И вот уже более 200 лет напоминают его стихи о великом и мудром друге всех — Пушкине.
    Первый наш поэт был образованнейшим человеком своего времени. Познания его в области истории, философии, политической экономии, литературы разных стран и веков не перестают удивлять нас и сегодня. Его произведения впитывают в себя всю эту информацию, выражая ее неназойливо, с большим чувством меры и изяществом.
    Любое произведение поэта — это шедевр. Вот передо мной стихотворение “К морю” (1824 г). “Прощай, свободная стихия…” Свобода прежде всего привлекает поэта. В выражении “свободная стихия” понятие свободы еще усилено тем, что эпитет “свободная” отнесен к слову “стихия”, которое в себе самом уже несет содержание ничем не связанной, свободной силы.
    Образ моря рисуется как образ какого-то живого богатыря, и не случайно эпитет “неодолимый” поставлен в мужском роде. Здесь и красота моря, и его мощь. Поэт любит и его “тишину в вечерний час и своенравные порывы”, говорит о “торжественной красе” моря. С любовью обещает помнить его
    …скалы …заливы
    И блеск, и тень, и говор волн.
    Такое море — только у Пушкина. И разве это не вызывает восхищения?
    В поэзии Пушкина множество картин природы, и все они восхитительны, все они прекрасны, все они волнуют душу.
    А сколько прекрасных слов о любви написано поэтом!
    Вот незабвенное стихотворение “К ***” (“Я помню чудное мгновенье”). Это шедевр мировой любовной лирики. В нем в высокой степени поэтично и искренне выражена любовь. Это чувство полно высокой красоты, гуманности, благородства.
    Волнует в поэзии Пушкина и его постоянная забота о том, что нужно жить так, чтобы потомкам было что вспомнить.
    Пройдет он мимо вас во мраке ночи
    И обо мне вспомянет.
    Надо думать не только о себе, утверждает поэт, но и о других, об идущих на смену. Надо, как говорят, “оставить по себе хорошую память”. Эта мысль звучит в стихотворении “Вновь я посетил” (1835 г.).
    Близки к этим мыслям и стихи из элегии “Брожу ли я вдоль улиц шумных”;
    …Я говорю: промчатся годы,
    И сколько здесь ни видно нас,
    Мы все сойдем под вечны своды —
    И чей-нибудь уж близок час. …
    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть…
    Автор подводит к мысли о необходимости доброй, действенной связи между поколениями, о том, чтобы жить для будущего, а не только для себя.
    Прекрасен в поэзии Пушкина и образ поэта. Это мудрый гуманист, раздумывающий над ходом времени, понимающий закономерность совершающегося, любящий жизнь и людей, в самой печали пришедший к светлому взгляду на будущее. “Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”, – писал В. Г. Белинский.
    Поэзия Пушкина – это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему.
    Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам “неизъяснимы наслажденья”, воспитывает в нас “чувства добрые”, учит любить и понимать “гений чистой красоты”.
    Стихи Пушкина — это и живопись, и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства. И каждый раз, возвращаясь к ним, находишь в них нечто новое.
    Я полностью согласна с Владимиром Гоцуленко, который в книге “Тропа к Пушкину” говорил:
    И пушкинским стихам
    звучать на свете белом,
    Покуда в нас самих,
    как радостная весть,
    Живут наперекор
    Случающимся бедам
    надежда и любовь,
    достоинство и честь.
    И если можно жить
    с оглядкою, иначе,
    заботясь лишь о том,
    чтоб дать душе покой,
    -скажите, отчего украдкою
    мы плачем над пушкинской
    строкой, над пушкинской строкой?
    “Он весь — дитя добра и света”
    (По лирике А. С. Пушкина)
    Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую снежную вершину человеческого духа.
    “Изучая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”, – сказал В. Г. Белинский. Хочется пояснить — совершенного человека, точнее, человека, неустанно стремящегося к самосовершенствованию. Таким был Пушкин. Что же составляет первооснову его духовной организации? Исчерпывающий ответ мы найдем в удивительном стихотворении “Пророк”. Написанное в 1826 году в селе Михайловском, это стихотворение является манифестом творческой деятельности поэта. Гражданское мужество, верность своему предназначению — предназначению поэта-пророка, чей путь сулит “и труд и горе”, не может не восхищать в Пушкине. Томимые “духовной жаждой” найдут в его стихах пищу для ума и сердца. Читая его стихи, понимаешь, что счастье — в служении другим, в самоотдаче, а не в стяжательстве и накопительстве.
    Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глубокой любви к Отечеству.
    Два чувства дивно близки нам,
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу;
    Любовь к отеческим гробам,
    (“Два чувства дивно близки нам”)
    “И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
    (“Брожу ли я вдоль улиц шумных…”)
    Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишенный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на “родное пепелище”. Трудно было бы ему “опознать” родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.
    Удивительная грань пушкинского таланта — это неиссякаемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:
    Как счастлив я, когда могу покинуть
    Докучный шум столицы и двора
    И убежать в пустынные дубравы…
    (“Как счастлив я”)
    Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    (“Зимнее утро”)
    Унылая пора!
    Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    (“Осень”)
    Перечитывая “Вакхическуй песню”, веришь, что жизнь -не “дар напрасный, дар случайный”, а беспредельный и непрекращающийся поток. Стоит жить, чтоб “мыслить и страдать”, ибо только этот путь ведет к восхождению.
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума…
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    К гармоничному мироощущению и мудрости, по утверждению поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:
    Я думал, сердце позабыло
    Способность легкую страдать,
    Я говорил: тому, что было,
    Уж не бывать, уж не бывать!
    Прошли восторги и печали,
    И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали
    Пред мощной властью красоты.
    (“Я думал, сердце позабыло”)
    Высокая самоотдача во всем: в творчестве, в дружбе, в любви — это тот волшебный магнит, с помощью которого наша связь с Пушкиным с течением лет становится все более глубокой и прочной. В интимной лирике поэта, по словам Белинского, нашли выражение изящнейшие и благороднейшие свойства пушкинской натуры. Преданность друзьям-лицеистам и друзьям-декабристам доказана на деле. Лучшее тому доказательство — стихотворение “Арион”. Умел он быть благодарным и спешил подставить плечо друзьям, о чем читаем в стихотворениях “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд”, “И. И. Пущину”.
    Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет учащенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: “Редеет облаков летучая гряда…”, “Сожженное письмо”, “Все в жертву памяти твоей”, “На холмах Грузии”, “Я вас любил…”, “Что в имени тебе моем…”, “Я помню чудное мгновенье…”, “Мадонна”. Каждый раз они находят отклик в наших душах.
    Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спрашивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, любящим и великодушным, как он, и будем неустанно стремиться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа.
    Пусть хранит наши души священный талисман — пушкинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *