Сочинение на тему лирика тютчева

11 вариантов

  1. Единство поэзии и жизни у Тютчева. Талант Федора Ивановича Тютчева был малопроизводителен, он написал немного, и то немногое, что написал, создано им было как бы невольно и случайно, под влиянием минутного настроения или внезапно озарившей его идеи. Вслед затем Тютчев ронял свои листки со стихами и часто забывал о них. Он не считал поэзии своим профессиональным делом, и вот почему глубоко прав Тургенев, говоря, что поэзия Тютчева находится в полном единстве с его жизнью. Тютчев занятия поэзией считал частью своей личной непосредственной жизни, писал стихи для себя, под влиянием бессознательной потребности к творчеству, и только по настоянию друзей отдавал стихи печатать. И так до конца жизни Тютчев именно в той области, в которой он был великим мастером, – в поэзии, – не предавался правильному труду, определенным занятиям, но как бы ждал наплыва от времени до времени новых образов, идей и настроений, на которые и откликался коротенькими стихотворениями.
    Федор Иванович Тютчев. Видеофильм
    Отсюда и характерные особенности Тютчевской лирики: его стихотворения отличаются «интимностью» как содержания, так и выражения, т.е. предметом их служат внутренние личные переживания, по поводу которых поэт как бы беседует сам с собой. Его стихи напоминают лирический дневник поэта-мыслителя. Сжатость выражения и своеобразие образов говорят о том, что задачей поэта было лишь одно: дать живое внешнее выражение своему душевному переживанию. Но именно эти свойства: искренность и своеобразие художественных образов, а также глубина философского содержания, составляют ценность стихотворений Тютчева.
    Сочетание в поэзии мысли и образов. Он – поэт-мыслитель, в его поэзии преобладает мысль. Но значение Тютчева как художника заключается именно в том, что он давал мысль не в её отвлеченном логическом виде, но облеченную в художественный образ, так что читатель одновременно постигает ее и сознанием и чувством.
    Белинский определял художника, как писателя, который «мыслит образами». Именно таков был Тютчев. Склонный к художественному созерцанию, он прежде всего чувством постигал жизнь природы и влияние космического мира на человеческое «я». И его мысль неразрывно слита с поэтическим образом.

  2. Ф. И. Тютчев — один из самых любимых и известных поэтов. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Еще в младших классах, сидя за партой, мы читаем по слогам и учим наизусть его стихотворения, которые покоряют своей выразительностью, образностью, какой-то неземной загадочностью и напевностью. Я до сих пор помню его стихи, которые впервые прочитал так давно:
    Зима недаром злится,
    Прошла ее пора —
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора…
    Сказочное сражение!.. Я так любил это стихотворение. Мне было весело от того, что Весна прогнала ведьму Зиму. Помню его стихотворение об осени:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора —
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    И до сих пор, как в детстве, меня захватывает, увлекает за собой тайна его стиха:
    Чародейкою зимою
    Околдован, лес стоит
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит…
    Читаю эти строки, и перед глазами появляются лес «под снежной бахромою» и «чародейка Зима», которая пленила «волшебным сном» все живое в этом лесу. Это — как сказка, как чудесные сны, которые снятся только в детстве.
    Позднее я узнаю Тютчева ближе, знакомлюсь с его уже. более серьезной лирикой. И чем больше я его читаю, тем интереснее, таинственнее, загадочнее становятся его стихи.
    Лирика Тютчева — одна из вершин русской поэзии XIX века. Тютчева часто называют поэтом мысли, но ему доступны самые разные оттенки человеческих настроений и страстей, ему присуще тонко развитое чувство природы. При жизни Тютчева его маленькие лирические произведения не сразу нашли дорогу к сердцу читателей. Слава пришла к нему лишь на шестом десятке лет. А сколько пришлось пережить, испытать за это время! Впервые его стихи были напечатаны в 1836 году в пушкинском «Современнике». И лишь в пятидесятом году вышел первый поэтический сборник его стихов.
    Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл человеческого бытия, жизнь природы, связь с ней человека, любовь.
    Важная особенность лирики Тютчева — ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы — долинам, север — югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря — своя, таинственная жизнь, и она притягивает его своей загадочностью:
    Не то, что мните вы, природа.
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Многие поэты XIX века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Он то чарует поэта гармоничной красотой, то внушает страх грозной хаотичностью.
    Вообще, поэзия Тютчева — это поэзия контрастов. Его излюбленные полюса — день и ночь. День обычно светел и лучезарен, он дарит блаженный покой. Но этот покой обманчив: под «покровом златотканным» мира дневного скрыт «древний хаос». Наступает ночь — и пробуждаются стихийные силы природы:
    …Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и с мира рокового
    Ткань благодатного покрова
    Сорвав, отбрасывает прочь
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами
    Вот отчего нам ночь страшна
    Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, какое-то двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение неотступно преследуют поэта:
    Стоим мы слепо пред Судьбою.
    Не нам сорвать с нее покров…
    Но Тютчев писал не только о природе, о бытии, о мироздании. У него есть изумительные стихи о любви — «денисьевский цикл», в который входят стихотворения, по-; священные Е, А. Денисьевой. Тютчев полюбил ее, когда ему было уже под пятьдесят. Это была его последняя любовь. В их любви не было безоблачного счастья. Для Тютчева она была «блаженно-роковой», для Денисьевой — «убийственной», а для них обоих — неотвратимой, как сама судьба. «Денисьевский цикл» — это одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.
    О, как убийственно мы любим,
    Как с буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей
    Среди стихов Тютчева есть такие, которые просто завораживают. Одно из них вот это:
    Душа хотела б стать звездой,
    Но не тогда, как с неба полуночи
    Сил светила, как живые очи,
    Глядят на сонный мир земной,
    Но днем, когда сокрытые, как дымом
    Палящих солнечных лучей,
    Они, как божества, горят светлей
    В эфире чистом и незримом.
    Когда я читаю эти строки — в душе какой-то трепет. Кажется, что вот-вот я пойму что-то очень для меня важное. Но, очарованный звучанием слов и зримостью картины, чувствуешь, что оттенки мысли поэта тебе еще недоступны, осознаёшь, что для понимания такую поэзию нужно читать еще и еще…
    Многие из тютчевских стихов стали хрестоматийными, многие положены на музыку. Вот, например, один из самых известных романсов на стихи Тютчева «Весенние воды»:
    Еще в полях белеет слёг,
    А воды уж весной шумят, —
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят…
    Кажется, сама вдохновенная музыка весны заговорила в этих строках. Композитор Сергей Рахманинов лишь воплотил ее хрустальную мелодию в своем романсе.
    Закончить свою работу я хочу строками из стихотворения А. Н. Апухтина «Памяти Ф. И. Тютчева»:
    Ни у домашнего простого камелька,
    Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
    Нам не забыть его, седого старика,
    С улыбкой едкой, с душою благосклонной!

  3. Мысль Тютчева «…всегда сливается с образом, взятым из мира или природы…»
    Литературовед Л. Озеров сказал о Тютчеве : «Наследник XVIII века, дитя XIX, Тютчев принадлежит целиком нашему XX». А я бы хотел добавить, что и в моем XXI веке без поэзии Тютчева жизнь будет бедна. Наверное, потому что его произведения исполнены истинного самобытного таланта. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, а естественным процессом жизни. Он один из тех поэтов, чьи впечатления сразу становятся поэтическими, повседневные размышления складываются в художественно сформулированные философские выводы.
    О лирике Тютчева говорить легко и трудно. Легко, потому что она проста и прекрасна, а ее философский подтекст не в замысловатости фраз – в глубине обобщений. Говорить о лирике Тютчева трудно, ибо исследователи отличают, что «тютчевская лирика – это, наверное, единственная в своем роде лирика – трагедия». Но не говорить невозможно. Своими стихами поэт ронял, как цветы мгновенного вдохновения. В них пульсирует неподдельное чувство и мысль. По-моему, одной из заслуг Тютчева стало то, что он сделал мысль достоянием поэзии. Он «пропустил» ее через сердце. Поэтому его стихотворения – это не ученые суждения, не философские высказывания. Ведь поэт не просто воспроизводит суждения, но изображает переживания, чувства, эмоции, вызванные мыслью о чем бы то ни было: о Боге, о вечном и бесконечном, о жизни и смерти, человеке и природе, красоте и безобразии.
    Поэт всегда стремился понять мир, окружающий его. Он воспринимал его таким, какой он есть, и умел при этом замечательно трезво оценивать всю кратковременность действительности. Поэт знал, что любое, «сегодня» или «вчера» есть ни что иное как точка в неизмеримом пространстве времени.
    Да, мир Тютчева – сложный и многоплановый. Но он невыразимо прекрасен. «Нет, — мало к тебе пристрастья , я скрыть не в силах мать – земля!» — провозглашает поэт. Познание мира для него – это необходимая способность видеть и слышать дневную и ночную жизнь, созерцать ее и разгадывать ее тайный смысл.
    Дневной мир – это мир матери – Земли, видимый и слышимый. Он не враждебный человек и дан ему «в утеху, пользу, назиданье». Оказывается, своей гармоничностью, постоянно обновляющейся красотой природа может спасти человека от одиночества, дать столь необходимую внешнюю поддержку. Природа возрождает в сердце человека жизненные силы, снимая накопившуюся усталость. Именно об этом пишет поэт в стихотворении «Весна»:
    Как ни гнетет рука судьбины,
    Как ни томит людей обман,
    Как ни браздят чело морщины,
    И сердце как ни полно ран;
    Каким бы строгим испытаньем
    Вы ни были подчинены, —
    Что устроит перед дыханьем
    И первой встречею весны!
    Но этим прекрасным миром не исчерпывается окружающее человека бытие. День оказывается лишь «златотканым, блистательным покровом», скрывающим за собой что-то могущественное и постижимое.
    Но меркнет – день настала ночь;
    Пришла – и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова,
    Сорвав, отбрасывает прочь…
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами…
    Именно во власти черной бесконечности комической бездны тютчевский герой т. Е. бренность своего существования, человеческую обреченность и одинокость перед лицом всепоглощающей вечности.
    Тютчев был отзывчив необыкновенно чувствителен к красоте матери чувствителен к красоте матери – Земли. Красота – это разнообразие «дневного мира», нет его – нет жизни. Красота – прежде всего в цветение природы, и он любит рисовать «цветущий мир», «цветущие блаженство мая», «яблонь, цветами убеленные», розы в «жарком румянце». Прикосновение к этому миру дает действительно подлинное блаженство. Поэт любуется утренним светом, блеском и движением морской волны, радужным видением не небо, златыми облаками, сияющим, огнецветным фонтаном, сияющими в вершинах снежных гор, блеском свежей, омытой грозой листвы. Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, он в его изображении живая и очеловеченная:
    И сладкий трепет, как струя,
    По жилам пробежал природы.
    Как бы горячих ног ее
    Коснулись ключевые воды.
    В его стихах «сладко дремлет сад темно-зеленый», гром, «резвясь и играя, грохочет в небе голубом», « зима недаром злиться». Природа, утверждает поэт, — «Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Природа, любовь – это бесценный дар, данный нам жизнью. Глубокое чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Любовь есть одно из самых прекрасных явлений на Земле. Но любовь не вечна, она проходит. Тютчев сравнивает любовь со сладким сном, о котором рано или поздно, но «должен, наконец, проснуться человек…» Поэтому, быть может, стихотворение, посвященные теме любви, звучат так трагично. Любовь – «союз души с душой родной», но и «поединок роковой», «борьба неравная двух сердец». Любовь может быть «убийственна:
    И кто в избытки ощущений,
    Когда кипит и стынет кровь,
    Не ведал ваших искушений –
    Самоубийство и Любовь!
    В одном и том же стихотворении может говориться о смерти и о любви к жизни. Любовь вызывает в лирическом герое не только определенные эмоции, но и глубокие размышления о жизни и смерти, верности и мгновении, личности и обществе. Переживание любви заставляет его задуматься над вечной философской темой: человек ничтожен в мироздании, но он мыслит и чувствует и в этом велик.
    В лирике Тютчева поэтически воплощены и самые роковые вопросы бытия, и тончайшие оттенки любовного чувства, и поразительно одухотворенные пейзажные зарисовки. Трудно выделить какую-то одну грань в его творчестве. И все же, надо сказать, более всего известен Тютчев как поэт – мыслитель. Но поэт особенного дарования. Потому что мысль Тютчева, как писал Тургенев, — «никогда не является читателю нагою и отвлеченною, она всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы». Именно поэтому мне нравиться творение Тютчева.
    Еще мне нравиться, что в своих стихотворениях Тютчев не предлагает читателям готовых ответов, а страстно ищет истину.
    Вот уже 200 лет прошло со дня рождения великого нашего земляка. Но его живая мысль бьется над загадками бьется, а мы и сегодня ощущаем ее мощную энергию, следим за ее напряженным движением. Она никогда не преподносит как урок, как назидание, она всегда открытие.

  4. Федор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания. В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому. Ушедшая любовь восхищает и заставляет страдать поэта снова и снова.
    На закате лет у Тютчева появляются стихотворения посвященные Денисьевой. Позже исследователи его лирики назовут этот цикл Денисьевским. Все произведения цикла наполнены любовью-жертвой, любовью-страданием, любовью-страстью.
    Я встретил вас – и все былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…
    Поздняя любовь для Тютчева имеет особый смысл, особый дар его поэтического таланта.
    Поэт Тютчев воспринимает прошедшее как восхитительное время, в котором было комфортно его сердцу. Давняя любовь наполняется новыми красками, ощущениями, после встречи с женщиной, в которую был влюблен поэт.
    Федор Тютчев с философским взглядом на жизнь все время связывает любовь и предопределение, рок. В лирике любви поэт видит роковую страсть, трагедию переживаний, и в то же время надежду на искренность и чистоту чувства.
    Чувство любви переворачивает человеческую жизнь, меняет восприятие мира, потрясает душу. Тютчев считал что любовь наполняет светом, смыслом, страданием. Без душевных потрясений, без непреодолимой страсти, без горечи разлуки любовь не раскроет все свои грани.
    Федор Тютчев своей любовной лирикой проникает в человеческие души, затрагивая сокровенное и личное каждого, и сохраняя надежду на лучшее.
    Сияй, сияй прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    10 класс

    Сочинение Тема любви в творчестве Тютчева

    Ф.И. Тютчев – непревзойденный поэт и противоречивая личность. Ф.М. Достоевский называл его философом русской литературы. А.А. Блок был вдохновлен его поэзией. А стихотворение «Два голоса» считал символом своей борьбы. Тонкий певец природы и чувственный знаток любви. При жизни поэта вышло всего два сборника его лирики. Ему было важно как его «слово отзовется». Но в то же время, он был безразличен к известности или ее отсутствию.

  5. сочинение на тему : “лирика Тютчева”

    Ответы:

    я писала такое сочинение в 8 классе, нашла на этом сайте, правда немного сократила и изменила, вот что я нашла:
    Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
    Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.
    Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок – природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта – антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени, “юг блаженный” – “северу роковому”.
    Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.
    Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились…” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблек -нул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.
    Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
    Как весел грохот летних бурь,
    Когда, взметая прах летучий,
    Гроза, нахлынувшая тучей,
    Смутит небесную лазурь.
    И опрометчиво-бездумно
    Вдруг на дубраву набежит,
    И вся дубрава задрожит
    Широколиственно и шумно…
    Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.
    Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
    Невозмутимый строй во всем;
    Созвучье полное в природе, –
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею создаем.
    “Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:
    Нет, моего к тебе пристрастия
    Я скрыть не в силах, мать-земля!
    В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.
    Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек – всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.
    Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:
    Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
    Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..
    К сожалению, тревога и труд лишь для смертных сердец…
    Для них нет победы, для них есть конец.
    Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.
    На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.
    Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:
    Как грустно полусонной тенью,
    С изнеможением в кости,
    Навстречу солнцу и движенью
    За новым племенем брести.
    Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, – в “бездну роковую”.

  6. 6
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличи­тельной чертой его поэтического мировосприятия являет­ся философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рас­сматриваться всегда в связи с его философским мировоз­зрением.
    Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба», «рок», «предопределение», «страсть». Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарова­нием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему вре­мени, а к прошедшему. «Былое» больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевским (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил мно­го стихотворений). Основная тематика цикла — самопо­жертвование, любовь, страдание русской души, «страсти роковые». «Былое» поэт воспринимает как лучшие годы, «время золотое», согревающее и через годы героя своим теплом. Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда-то влюблен. Эта «душевная полнота» застав­ляет «жизнь заговорить вновь» («Я встретил вас, и все былое…»).
    В стихотворении «Предопределение» поэт определяет любовь, по преданию, как союз двух душ, которые обре­тают родство. Две души сочетаются, сливаются и долж­ны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями»:
    И кто в избытке ощущений,
    Когда кипит и стынет кровь,
    Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
    ( «Близнецы» )
    Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт час­то предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
    И рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    («В разлуке есть высокое значенье…»)
    Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия с их концент­рацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений — эпиграмм. Та­кое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия.
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный.
    Таким образом, любовь между мужчиной и женщи­ной поднимает влюбленных на новый уровень бытия, где внешние проявления уходят на задний план, а души влюбленных приоткрывают завесу духовного мира.
    Образ духовного мира у Тютчева в целом переклика­ется именно со стихийными сущностями — духи, стихии огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в си­лах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки: «рано ль, поздно ль про-бужденье» или сердце «изноет наконец».
    И все же влечение в направлении «роковых страстей» Тютчев находит неизбежным и естественным, как все в природе. Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству: «Или ве­сенняя то нега?.. Или то женская любовь?..» («Еще земли печален вид…»). Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев. Так же и в человеке «заки­пает кровь».
    Рассмотрим стихотворение «Последняя любовь», на­писанное Тютчевым в начале 50-х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощу­щение трагичности бытия преследует поэта. В этом сти­хотворении лирический герой восклицает: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!» Ге­рой просит вечерний день — образ последних лет жиз­ни — помедлить и продлить очарование. Но небо (образ самой жизни) охватывает тень (приближение смерти). Блаженством и безнадежностью называет Тютчев послед­нюю в жизни любовь:
    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность…
    Последний период творчества характеризуется потря­сением основ Тютчевского мировосприятия, картина сов­ременного поэту мира стремительно меняется, романти­ческое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице ми­рового лирико-философского наследия.

  7. Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

    Федор
    Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал
    собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта
    личностная черта проявилась в любовной лирике.
    Роман
    Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них –
    исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл,
    который назвали «денисьевским».
    Любовь
    является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство»,
    «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает
    счастье покоя, начинаются страдания:
    Не
    говори: меня он, как и прежде, любит,
    Мной,
    как и прежде, дорожит…
    О
    нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
    Хоть,
    вижу, нож в руке его дрожит.
    Отношения
    любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и
    вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает:
    О,
    как убийственно мы любим,
    Как
    в буйной слепоте страстей
    Мы
    то всего вернее губим,
    Что
    сердцу нашему милей!
    Вся
    беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь –
    это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни
    остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:
    Он
    мерит воздух мне так бережно и скудно…
    Не
    мерят так и лютому врагу…
    Ох,
    я дышу еще болезненно и трудно,
    Могу
    дышать, но жить уж не могу.
    Такая
    страсть – погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть
    мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью
    Тютчев отмечает:
    Давно
    ль, гордясь своей победой,
    Ты
    говорил: она моя…
    Год
    не прошел – спроси и сведай,
    Что
    уцелело от нее?
    Поэт
    осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь,
    не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их
    отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину.
    Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:
    Судьбы
    ужасным приговором
    Твоя
    любовь для ней была,
    И
    незаслуженным позором
    На
    жизнь ее она легла!
    Конечно,
    не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты
    подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в
    стихотворении «Последняя любовь»:
    О,
    как на склоне наших лет
    Нежней
    мы любим и суеверней…
    Сияй,
    сияй, прощальный свет
    Любви
    последней, зари вечерней!
    Однако
    драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше.
    Вот, например, такой эпизод:
    Она
    сидела на полу
    И
    груду писем разбирала –
    И,
    как остывшую золу,
    Брала
    их в руки и бросала…
    Золе
    перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня
    стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все
    минувшее происходило не с ней:
    Брала
    знакомые листы
    И
    чудно так на них глядела –
    Как
    души смотрят с высоты
    На
    ими брошенное тело…
    Герою
    горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден
    наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:
    О,
    сколько жизни было тут,
    Невозвратимо-пережитой!
    О,
    сколько горестных минут,
    Любви
    и радости убитой!..
    Раздвоенный
    эпитет в этой строфе утверждает неизбежность разрыва любящих, но разлучила их
    не утрата чувства, а смерть Елены Денисьевой от чахотки. Вспоминая ее последние
    часы, Тютчев создает одно из самых скорбных стихотворений цикла:
    Весь
    день она лежала в забытьи,
    И
    всю ее уж тени покрывали.
    Лил
    теплый летний дождь – его струи
    По
    листьям весело звучали.
    Жизнь
    природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает.
    Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще
    предстоит пережить смерть возлюбленной:
    И
    вот, как бы беседуя с собой,
    Сознательно
    она проговорила

    был при ней, убитый, но живой):
    «О,
    как все это я любила!»
    Финальная
    строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к
    близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, – и это пережить… И сердце
    на клочки не разорвалось»…
    Любовная
    лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью
    женского образа, наделенного индивидуальными чертами.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

  8. Какие бы стихи Тютчева я не читала, больше всего меня потрясла любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без него, был влюблен с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотой — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин. Будучи некрасивым внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорил женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихах невыразимое чувство таинственности: Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-Чудесное, Когда их приподнимешь вдруг И, словно молнии небесное, Окинешь Бегли Цели круг …
    В большинстве своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и только по едва заметным приметам можно догадаться, к кому это обращение:
    Она сидела на полу И груду писем разбирала. И, как остившую золу, Брала их в руки и бросала.
    Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Ернестини Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
    Любимая ты, и так, как ты, любит — Нет, никому еще не удавалось! О господи! .. И зто пережить … И сердце на Клочки НЕ разорвалось …
    Пятнадцать лет длился «блаженно-роковое» роман Тютчева с А. А. Денисьевою, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевський цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихи, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой Справедливой …», «В разлуке есть высокое значенье», «Последняя любовь».
    Тютчев писал:
    О, как убийственно мы любим … … Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милое!
    Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считали порочным. Испытывая душное чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевои:
    Чему молилась ты с любовью, Что как святыню берегла, О судьба человеческой суесловью На поруганье предал. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постидилась И тайн, и жертв, доступных ей …
    Между тем жизнь поэта приближается к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но, вопреки болезням, старости, продолжают звучать ноты любви:
    О, как на склоне наших лет нежно мы любим и суеверней … Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! О, последняя любовь! Те и блаженство и безнадежность.
    Для меня поэзия Тютчева — это музыка, которая волнует душу, которая наполняет ее безмежною любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине, к животным. Его поэзия проникает в самые сокровенные уголки моей души. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

  9. Отсюда вытекает мотив одиночества, возникающий из-за непонимания его окружающими. «Металла голос погребальный» в «Бессонице» наводит поэта на думы о трагическом конце.
    Благодаря образам природных явлений Тютчев выражает свои переживания, чувства, эмоции. Любое состояние человека сопоставимо с окружающим миром. На фоне пейзажей поэт глубоко размышляет о месте в этом мире, который дает ему умиротворение: «А там, в торжественном покое…». Созерцая картины природы, он ставит ее на один уровень с человеком, воспринимая как живое существо.
    Философские рассуждения тонкого наблюдателя говорят о неравнодушном отношении талантливого поэта к природе, всему живому, женщинам. Благодаря этому, его стихи понятны каждому и всеми узнаваемы.

    Сочинение Философская лирика Тютчева

    Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии.  При помощи философии своих строк он передает  читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия, который он улавливал в самых повседневных ситуациях. Русский поэт Ф.И.  Тютчев – первый в русской литературе поэт, в его основной теме творчества звучат «предельные основания бытия», главные  принципы  мироустройства. Героя его стихотворений волнует вопрос “что есть сам человек?”, ” что этот  есть мир?”, “для чего создана  природа?”, ” в чем загадка бытия?”.  Философия в строках стихотворениях  Тютчева,  творения величайшего поэта:  в них глубина,  метафоричность и разно плановость.
    Разберем, какие филосовские мотивы звучат в его лирике, но как бы они ни звучали всегда цепляют читателей заставляя проникаться, а в дальнейшем обдумывать.
    Можно сказать, что в каждом стихотворении Тютчева можно найти нотки любовной лирики: он рождает в нас мощный циклон  страстных  чувств.  Филосовские мысли постоянно  присутствуют во всем, о чем  он не говорил.  В каждой строчке прослеживается мотив восприятия рамок любви человеческой. О ее пределах поэт говорит в  любовной лирике, освещая все грани любви к жизни, женщине, родине.  В  «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восторжествует  Тютчев  в стихотворении.  «О, как убийственно мы любим..». Тютчев в человеческой любви видит противоборство и обьединение, однообразность и многогранность, которая  характерна  космосу, пишет поэт  это в строках  «Предопределении».
    Разносторонность любви прослеживается во всем творчестве поэта с первыхс строк. Денисьевском цикле стихов изобилие счастья, возвышенное чувство, взрыв страстей которые могут порушить и жизнь и покоробить душу – «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна»  и множество дригих.
    Лирике Тютчева специфичен  филосовский характер и подтекст, он непосредственно воздействует на мысль читателя, и  сумел повлиять  на творческий путь многих творческих людей разных годов. Проследить нотки его творчества можно  в произведениях  Л. Толстого и Ф. Достоевского,  в творениях  А.Ахматовой, И. Бунина, И. Бродского, Е. Исаева.
    Подытожим, характерные, освещенные черты творчества поэта, характеризующие его как творческую личность и величайшего автора. Его самое главная отличительная черта  особый процесс создания поэтических шедевров, они выходили из под пера еще имея привкус души и чувств поэта. От этого стороки на сквозь пропитаны привлекательной грацией, красотой мысли и чувством искренности. Его  внутренний мир ограничен кругой самых близких его души и интресующих, дорогих сердцу вопросов, впечатлений, образов, интересов  и поэт почти не владеет своим вдохновением, поэтому не тратить свое искуство на темы чуждые ему. Поэтому, к сожалению или счастью из под пера Тютчева не вышли ни поэмы, ни повести, ни романы, а только потрясающие, вдохновенные стихотворения.
    9 класс

  10. Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами {стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…»).
    Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна: Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, Но странно было пробужденъе. Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
    Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест… Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять…».
    Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:
    А там, в торжественном покое, Разоблаченная с утра, Сияет Белая гора, Как откровенье неземное. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья,..»).
    Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «…в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы: Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенъя Единомысленную рать.
    Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:
    Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. Растленъе душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет, — Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа…
    Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.
    Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
    Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:
    Он милосердый, всемогущий, Он; греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, Й чистый перл на дне морском. Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти .категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:
    Есть близнецы — для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он… Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:
    Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог. Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает…». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.
    Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм…» Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:
    И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет. При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:
    Волн неистовых прибоем
    Беспрерывно вал морской
    С ревом, свистом, визгом, воем
    Бьет в утес береговой,
    Но, спокойный и надменный… Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:
    ..Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон… О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:
    Любовь, любовь — гласит преданье —
    Союз души с душой родной —
    Их съединенъе, сочетанъе,
    И роковое их слиянье,
    И,., поединок роковой…
    В стихотворении «Близнецы», любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье.
    Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:
    И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь1. Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О, как убийственно мы любим..,». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея?,,»
    Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.

  11. Тютчев был известен как увлекающийся, страстный человек. До 1850 года любовные переживания изображаются у него в большинстве своем как страсть: «Люблю глаза твои, мой друг…», «Еще томлюсь тоской желаний…». При этом автор описывает не только собственные переживания, но и передает эмоциональное состояние любимой.
    В 1850 году Тютчев увлекся Е. А. Денисьевой. Эта поздняя, страстная любовь длилась до 1864 года, когда избранница поэта скончалась от чахотки. Для «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи…», «В разлуке есть высокое значенье…» и другие) характерны мотивы быстротечности счастья, вины перед возлюбленной, гибельности любви. Стихи, посвященные Денисьевой, занимают особое место в творчестве автора.
    Большинство стихов этого цикла несут трагедийное звучание:
    «О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей…»
    Тютчев воспевает не идеальную любовь, а приземленную, настоящую, прозаическую. Считая эгоизм болезнью века, он говорил о нем в своих стихах. Поэт боялся его проявлений, поэтому в его произведениях можно было встретить печаль от несоответствия душевной красоты и прозы бытия. Так, мы видим, что любовь для Тютчева – это тяжелое испытание, борьба.
    До самого конца поэт не утратил способности благоговеть перед неразгаданными тайнами женской прелести. Его любовная лирика представлена достаточно небольшим количеством произведений, однако является уникальной по форме и содержанию. Глубина психологизма стихов Тютчева сопоставима с произведениями Ф. М. Достоевского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *