Сочинение на тему лишний человек

8 вариантов

  1. План
    1.Роман в стихах
    2.Евгений Онегин
    а)воспитание
    б)отношение к окружающим
    в)любовь
    3.Вывод
    Произведение А.С.Пушкина Евгений Онегин считается одним из значимых в русской литературе. Благодаря своему таланту он смог объединить два жанра и написать роман в стихах.
    События в произведении происходят в двадцатых годах XIX века. В это время происходит формирование новой элиты в России. Такая ситуация приводит к возникновению нового типа людей, которых начали называть «лишними людьми». Как правило, это люди не бедные, разочарованные жизнью, незаурядные, которые не могут найти себя в жизни.
    Евгений Онегин был дворянином по происхождению, образование получал на дому. Его учителем был французский гувернер, который с шуткой подходил к обучению и пытался не напрягать лишний раз своего воспитанника. Вот и получилось, что Онегин знал многое только поверхностно, не вдаваясь в подробности темы, и этого было достаточно для поддержания репутации всесторонне образованного молодого человека.
    Зато отличных результатов достиг в освоении светских манер и модных тенденций того времени. Любил веселиться и отдыхать в ресторанах, на балах, посещал театры и конечно постоянно заводил любовные интрижки. Именно от такого бесполезного существования пришел в уныние, разочаровался, не мог поставить жизненных целей и начал превращаться в типаж лишнего человека.
    Приехав в деревню к больному дяде, Онегин пытается найти свои жизненные цели. Пробует заниматься хозяйством, снимает барщину с крестьян, заменяя ее оброком. Пытается общаться с соседями помещиками, но считает их ограниченными и скучными собеседниками. Опять все надоедает и тоска от нереализованности берет верх.
    Спасает от уныния приезд в деревню из Германии молодого, современного, с хорошим образованием дворянина Ленского. Хоть они были полностью разными, они нашли общий язык и общались, пока Онегин не предал их дружбу. Он вызвал Ленского на дуэль по пустяковой обиде. Имея злость из-за неловкой ситуации при приглашении на праздник. Зная об искренних чувствах Ленского к сестре Татьяны Ольге, наш герой из чувства мести начинает за ней ухаживать, принося боль и Ленскому и Татьяне.
    В итоге дуэль приводит к смерти Ленского, который искренне считал Онегина другом. И снова Евгений Онегин остается в одиночестве и бессмысленном существовании.
    Встреча с юной, доверчивой Татьяной Лариной должна была принести свет в жизнь Онегина. Но он отвергает любовь боясь потерять свободу и считая Таню всего лишь провинциалкой недостойной его внимания и неподходящей для него по социальному статусу. Очень хорошо, что у Онегина хватает смелости поговорить с Татьяной и объяснить невозможность их отношений.
    Спустя годы, когда они снова встретились, Онегин пожалел, что оттолкнул Татьяну. Увидев её, в нем вспыхнули чувства, Татьяна расцвела, похорошела. И теперь как Онегин не пытался ей рассказать о любви, уже она не хотела общения.
    Онегин снова остается один, опять продолжает бессмысленную жизнь в поисках себя по свету, везде лишний, не нашедший применение своему уму, страдающий от своей ненужности. Он не нашел в себе силы изменить свою жизнь, испытывая скуку и лень, душевные страдания. Страдающий эгоист – так назвал Онегина Белинский.

  2. Лишний человек… Кто же это – тот, кто никому не нужен? Тот, кто не находит себе места в своей стране, в своем времени? Тот, кто не может ни в чем реализоваться?
    Образы эти, чем-то похожие друг на друга и в то же время разные, появились в текстах писателей в начале XIX века. Онегин из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина, Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова, Чацкий из комедии Александра Сергеевича Грибоедова… Не правда ли, есть что-то общее в трех этих образах?
    Первый из них — в хронологическом порядке — Чацкий. Вспомним: он возвращается в дом Фамусова после долгого, многолетнего отсутствия. Ещё до его появления на сцене мы уже знаем об остром уме и злом языке этого героя (об этом говорит Софья). И, появившись на сцене, он оправдывает её слова. За время отсутствия Чацкий изменился и поумнел, но общество не изменилось и не поумнело! И назревает конфликт: общество и Чацкий не принимают друг друга. И видя, что он не имеет ни малейшей возможности выразить (и найти понимающих!) здесь свои мысли, свои чувства и идеалы, Чацкий разрывает с обществом. Его объявляют сумасшедшим и действительно, зашоренные светские люди должны были именно так и воспринять веяния нового мировоззрения. Истинный конфликт пьесы — не в преданной любви, а в столкновении двух разных мировоззрений, где сила заведомо на стороне более косного и старого.
    Следующий персонаж — Евгений Онегин. С детских лет отравлен он лицемерием высшего света, он отрицает все, что только может увидеть. В отличие от Чацкого, у Онегина нет ни стремления, ни возвышенных идеалов. Идеал — любовь — приходит к нему лишь позже, когда уже всё упущено. Но Онегин — личность деятельная по своей сути. И если Чацкому мы симпатизируем, то и Онегин в конце романа способен к нравственной регенерации, «поздний» Онегин в чем-то близок грибоедовскому герою, не случайно об этом упоминает Пушкин, сравнивая их как бы вскользь: «… и попал, как Чацкий с корабля на бал…», — пишет он об Онегине. Последний персонаж из галереи «лишних» людей — Печорин.
    Образ этот, на мой взгляд, наиболее трагичен. Ведь если Чацкий изначально стремится к каким-то идеалам и во что-то верит, если Онегин через страдания приходит к духовному возрождению, то в душе Печорина — лишь пустота и боль от неиспользованного потенциала. Печорин сеет зло, часто — сознательно (как в случае с обольщением княжны Мери). В любви он несостоятелен (вспомним Веру), в творчестве — ни на что не способен, хотя в дневниках своих дает необыкновенно поэтичное описание природы…
    Итак, образ лишнего человека с течением времени терпит определенные изменения. Если Чацкий где-то весел и жизнерадостен, если Онегина может ожидать какое-то будущее, то у Печорина будущего нет…
    Невозможность использовать свои силы — не вина героев. Это — вина времени, вина исторического хода событий… Образы эти неизбежно должны были появиться в русской литературе начала XIX века.

  3. В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, «тургеневский тип девушки» и т. д. Но самой известной и многочисленной группой героев являются, наверное, «лишние люди». Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века.
    Кто же такой «лишний человек»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой (мужчина), который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он погибает или умирает во цвете лет.
    Родоначальником типа «лишних людей» в русской литературе считается Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина. По своему потенциалу Онегин — один из лучших людей своего времени. Он имеет острый и проницательный ум, широкую эрудицию (интересовался философией, астрономией, медициной, историей и т. д.) Онегин спорит с Ленским о религии, науке, нравственности. Этот герой даже стремится сделать что-то реальное. Например, он пытался облегчить участь своим крестьянам («Ярем он барщины старинной оброком легким заменил»). Но все это долгое время пропадало впустую. Онегин лишь прожигал свою жизнь, Но это очень скоро ему наскучило. Дурное влияние светского Петербурга, где герой родился и вырос, не позволяло Онегину раскрыться. Он не совершал ничего полезного не только для общества, но и для себя. Герой был несчастен: он не умел любить и по большому счету ничто не могло заинтересовать его. Но на протяжении романа Онегин меняется. Мне кажется, что это единственный случай, когда автор оставляет «лишнему человеку» надежду. Как и все у Пушкина, открытый финал романа оптимистичен. Писатель оставляет своему герою надежду на возрождение.
    Следующим представителем типа «лишних людей» является Григорий Александрович Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом герое отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века — развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других. Безусловно, Печорин обладает огромными личностными силами. Он во многом одарен и даже талантлив. Но и он не находит применения своим силам. Как и Онегин, Печорин в молодости пускался во все тяжкие: светские кутежи, страсти, романы. Но как непустой человек, герою очень скоро все это наскучило. Печорин понимает, что светское общество губит, иссушает, убивает в человеке душу и сердце.
    В чем же причина жизненной неприкаянности этого героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Галерею «лишних людей» в русской литературе продолжает Владимир Бельтов — герой романа А. И. Герцена «Кто виноват?» Это дворянин, получивший прекрасное образование и воспитание. Автор так описывает своего героя: «он был так благороден, что-то такое прямое, открытое, доверчивое было в нем, что смотрящему на него становилось отрадно для себя и грустно за него». Действительно, воспитание Бельтова было совершенно оторвано от жизни. Герой видел мир сквозь розовые очки, сквозь идеалы Руссо и своего швейцарского гувернера. Он пытался заняться многим, но ничто его не удовлетворяло в жизни. Он слишком много размышлял и сомневался. Можно сказать, что этот герой трусит перед жизнью, поэтому он никогда не найдет в ней свое место. В итоге герой потерял свою любовь, не нашел себе достойного применения. Он уезжает путешествовать, так как более ни на что не годен.
    Следующими в веренице «лишних людей» выступают герои И. С. Тургенева. В первую очередь, это Рудин — основной персонаж одноименного романа. Его мировоззрение сложилось под влиянием философских кружков 30-ых годов 19 века. Рудин видит смысл своей жизни в служении высоким идеалам. Этот герой — великолепный оратор, он способен вести за собой, зажигать сердца людей. Но автор постоянно проверяет Рудина «на прочность», на жизнеспособность. Герой этих проверок не выдерживает. Выясняется, что Рудин способен только говорить, реализовать на деле свои мысли и идеалы он не может. Герой не знает реальной жизни, не может оценить обстоятельства и свои силы. Поэтому и он оказывается «не у дел».
    Евгений Васильевич Базаров выбивается из этого стройного ряда героев. Он не дворянин, а разночинец. Ему пришлось, в отличие от всех предыдущих героев, бороться за свою жизнь, за свое образование. Базаров прекрасно знает реальность, бытовую сторону жизни. Он имеет свою «идею» и осуществляет ее, как может. Кроме того, безусловно, Базаров — очень мощный в интеллектуальном плане человек, он обладает большими возможностями. Но дело в том, что сама идея, которой служит герой, ошибочна и губительна. Тургенев показывает, что невозможно все разрушить, ничего не построив взамен. Кроме того, этот герой, как и все другие «лишние люди», не живет жизнью сердца. Он отдает весь свой потенциал на умственную деятельность.
    Но человек — существо эмоциональное, существо, имеющее душу. Если человек умеет любить, то есть большая вероятность, что он будет счастлив. Ни один герой из галереи «лишних людей» не счастлив в любви. Это о многом говорит. Все они боятся любить, боятся или не могут примириться с окружающей действительностью. Все это очень печально, потому что делает этих людей несчастными. Пропадают зря огромные душевные силы этих героев, их интеллектуальный потенциал. О нежизнеспособности «лишних людей» говорит то, что часто они безвременно умирают (Печорин, Базаров) или прозябают, растрачивая себя впустую (Бельтов, Рудин). Лишь Пушкин дает своему герою надежду на возрождение. И это вселяет оптимизм. Значит есть выход, есть путь к спасению. Я думаю, что он всегда внутри личности, нужно лишь найти в себе силы.

  4. Онегин – «лишний» человек в обществе.
    Роман «Евгений Онегин»  занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
    «Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина  своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство.  Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть  Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин  нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным – неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом?.. Не знаем, да и на что нам знать это, когда  мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.
    Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.
    Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

  5. (362 слова)
    В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.
    Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

  6. Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.
    Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и является Онегин.
    Будучи дворянином, он получил типичное для тех лет домашнее образование под присмотром французского гувернёра. Его знания не были по-настоящему глубокими, но он умел правильно вести себя в свете, являясь представителем аристократии. Онегин способен блистать в знатной среде того века, демонстрируя знание моды, хороший вкус и утончённые манеры. Героя поначалу привлекали увеселения «сливок общества», он охотно посещал балы, театры и участвовал в любовных приключениях. В общем, был обычнейшим молодым повесой. Но потом Евгений осознаёт, что такой образ жизни ему невыносимо надоел. С одной стороны, он следует законам общества того времени, отдаёт дань моде, а с другой – «ему наскучил света шум». Герой пытается начать писать, но из-за отсутствия желания трудиться он вскоре бросает это занятие. У него просто нет настоящей цели в жизни, из-за этого персонаж тяготится одиночеством и скукой. Всё, написанное выше, является ярчайшим примером того, что Евгений лишний в светской среде. И он, гонимый смертной скукой, отправляется в деревню, благо подвернулся случай в виде больного дяди.
    В деревне Онегин пытается заняться хозяйством, изменить что-то в жизни крестьян, но и это ему скоро надоедает. Ведь он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». Выходит, что и здесь наш герой – лишний человек. Ему невыносимо скучны разговоры местных помещиков, и он находит утешение лишь в общении с Ленским.
    Ещё хочу сказать немного о дружбе с Ленским, подтверждая, что и в ней Онегин лишний. Ведь он не умеет искренне дружить, ибо слишком эгоистичен. Он готов презреть дружбу ради собственной выгоды. Это видно из того, что герой застрелил своего «друга» на дуэли. Ведь он был в состоянии её предотвратить, но испугался общественного мнения! Да и сам повод был, по сути, совершенно ничтожен, но зачинщиком являлся Онегин. Он разозлился, что Ленский поставил его в неловкое положение, пригласив на праздник. Решая отомстить, герой ухаживает за Ольгой, сестрой Татьяны, в которую влюблён Ленский. С этого и начинается ссора, закончившаяся, как мы знаем, плачевно.
    Потом появляется Татьяна Ларина с её любовью к Евгению. Он же отвергает её любовь, боясь потерять свою свободу и видя в Татьяне простую провинциальную девушку, которая не была равна ему по социальному положению. Но следует оговориться, что герой поступил весьма благородно, объяснив Татьяне ситуацию, и мы не имеем права судить его.
    Спустя много лет, Онегин вновь встречает Татьяну, которая уже больше не та наивная девица, которая пылко любила его в деревне. Теперь она светская дама, которая имеет высокое положение в обществе из-за чина её мужа. Она знает этикет, умеет красиво одеваться, ведёт себя достаточно сдержанно и кажется нашему герою недоступной. Этот образ уже весьма притягателен для Евгения, и он страстно влюбляется в неё. Теперь настал и его черёд чувствовать то же, что и Татьяна, когда видела в нём недоступного принца. Он пишет ей письмо, но не получает ответа, и это подвигло его на действие, которое присуще лишь горячей юности: Онегин проникает к ней в дом. И что же он увидел? Герой встретил прежнюю Таню, которая рыдала над его письмом, но нашла в себе сила дать ему твёрдый отказ, как и он когда-то… Это является заключительным доказательством, что даже в любви к Татьяне он – лишний.
    Я надеюсь, что у меня получилось доказать тезис, написанный в заглавии.

  7. В русской классике существует такой термин как “лишние люди” который чаще всего применялся в 19 веке замечательными творцами искусства: А.С. Пушкиным, героем его произведения является Евгений Онегин. М.Ю. Лермонтовым, он рассказывает нам о судьбе Григория Печорина. Так же к этому понятию можно отнести таких литературных персонажей как: Базаров, Обломов и Чацкий. Понятие “лишние люди” можно объяснить так: у человека есть знания, образование, средства для выполнения многих поставленных задач и неимоверная энергия, но они теряются в аристократическом обществе, которое не позволяет им полностью себя реализовать, найти свое место в жизни и отыскать предназначение талантам и способностям, именно в этом вся суть их трагедии.
    По моему мнению, самым ярким представителем “лишних людей” является Григорий Александрович Печорин. О нем можно говорить часами, рассуждая над его плохими и хорошими качествами, которые раскрываются перед нами во время прочтения произведения “Герой нашего времени”. С самого начала он представляется передо мной как портрет всего поколения, во время которого был написан этот роман. Как по мне, на его лице написаны все пороки и грехи тех людей, вся скука и бездействие которое не приводило не к чему хорошему. Не смотря на образованность Печорина, его хорошее воспитание и светские манеры, которыми он мог охмурить любую девушку и пользоваться вниманием многих людей, он был внешне холоден, но так же полон энергии которую не знал в какую же сторону можно направить. Но все это не спасает его от тех действий, где он то ли намеренно, то ли от своей скуки и не понимая, рушит жизни не в чем неповинных людей. Григорий вторгается в размеренную и спокойную судьбу черкешенки Бэлы, переворачивая ее с ног на голову, руша все ее планы. По моему мнению он теряет интерес в тот момент, когда кто-то начинает его замечать. Все так же было и с Бэлой, пока она не обращала на него внимания – черкешенка была ему интересна, как только он добивается ее любви – все чувства рассеиваются в пустоте его душевных переживаний. Точно так же, ради простого интереса, он вмешивается в жизнь “честных контрабандистов” в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию. От скуки он решается поиграть чувствами княжны Мэри, сперва подарив ей надежду на счастливое будущее, а после признается что никогда не был в нее влюблен. Из-за Печорина погибает Грушницкий, который конечно и был в какой-то степени лжецом и носителем маски того времени, но все-таки имел право на жизнь. Я в какой-то степени испытываю сожаление к Григорию, так как он сам говорит о себе “Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.” Он чувствовал отчаяние, глухое, холодное и бессильное отчаяние, которое он пытался заполнить улыбкой и любезностью, пытаясь найти выход, но это приводило лишь к разрушению жизни и его и окружающих. В какой-то степени это просто воля судьбы, которая проносила его через многие мгновения, через множества людей, подставляя ему попытки изменить себя в лучшую сторону, не сидеть на месте и пытаться что-то сделать, но это по всей видимости никак не интересовало его.
    И все же, в чем та самая трагедия “лишних людей”? А вывод таков, жизнь не всегда сможет преподносить нам и всему человечеству, способности, работу, знания, любовь, дружбу на блюдечке, только лишь мы владельцы своей судьбы, мы управляем ей и выбираем те пути которые нас интересуют, куда больше чем все остальное, мы не должны сидеть сложа руки, ждать помощи от кого-то. Как говорил великий казахский философ Абай Кунанбаев “И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем”. Стоит учится на ошибках персонажев классической литературы, чтоб в один прекрасный момент не стать в своей жизни таким же “лишним человеком”.
    9. Трагедия «лишних людей» (по произведениям русской классики)

  8. «Лишний человек» – это определенный литературный тип, который представляет собой совокупность персонажей, близких по своему роду мировосприятию, занятий, и духовному облику. Очень часто у самого общества рождается необходимость в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств. Успех книг, в которых изображаются такие люди, подталкивает писателей к «повторению» или «вариациям» каких-либо литературных типов. Можно привести уйму примеров литературного типа, например, «благородный разбойник», «тургеневская женщина», «лишний человек», «маленький человек», «нигилист», «босяк», «униженные и оскорбленные».
    В принципе можно сказать, что тема «лишний человек» противоположна изображению «маленького человека».
    В теме про «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, а в «лишнем человеке» наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний». Может быть оно и относиться к оценке героя, и исходить от самого героя.
    Обычно такие два «направления» могут не только не исключать друг друга, но и характеризовать одно лицо: «лишним» оказывается сам обличитель своих ближних.
    Откуда же появился этот термин «лишний человек», «лишние люди». Многие литературоведы считают, что он был придуман А.И.Герценым. Но есть и другая версия, что сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит».
    Подобный термин очень распространен в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова.
    «Лишними людьми» литературоведы ХХ относят Печорина, героев романов И.С.Тургенева Рудина и Лаврецкого, а также Обломова И.А.Гончарова.
    Основные тематические признаки этих персонажей, «лишних людей» прежде всего личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие.
    Подобной личностью не принимаются предлагаемые обществом «правила игры». Им характерно неверие в возможность что-либо изменить.
    «Лишний человек» – это герой, безусловно, неблагополучный в отношениях с родителями, да и несчастный в любви. Подобная личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом. Положение в обществе неустойчиво. Обычно он всегда хоть какой-то стороной связан с дворянством, но – уже в период упадка, о славе и богатстве – скорее память.
    Часто – дар красноречия, умения в письме, ведение записей или даже писание стихов. Этот человек в меру образован, однако образование скорее всего незавершенное, бессистемное; другими словами, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со «способностью суждения» делать скорые, но незрелые заключения. Обычно подобный человек обитает в среде, чуждой ему: более высокое или низкое окружение.
    Часто присутствует мотив отчуждения, не всегда сразу лежащий на поверхности. Следует отметить что у подобного вида людей кризис религиозности, возникает борьба с церковностью.
    У него обычно внутренняя опустошенность, скрытая неуверенность, привычка к имени Божьему. У такого человека обязателен оттенок ненависти. Претензия быть судьей своих ближних.
    Другими словами такого человека можно охарактеризовать как герой – жертва жизненных канонов.
    Прежде чем сам герой аттестует себя «лишним человеком», должно произойти более скрытое появление этого типа. К признаку такого типа относится образ Чацкого, главный герой бессмертной комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Грибоедов – «человек одной книги», – заметил как-то В.Ф.Ходасевич. – Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места».
    В истории драматургии о Грибоедове говорится как об авторе нескольких по-своему замечательных и веселых комедий и водевилей, написанных в соавторстве с ведущими драматургами тех лет: А.А.Шаховским, П.А.Вяземским, но именно «Горе от ума» оказалось произведением единственным в своем роде.
    «Горе от ума» впервые широко и свободно изобразила современную жизнь. Открыла новую, реалистическую эпоху в русской литературе.
    История этой пьесы исключительно сложна.
    Создание этой комедии можно отнести 1818 году. Закончена она была осенью 1824 года.
    Пьеса не прошла цензуру, не допустили эту комедию ни к печати, ни к постановке на сцене.
    Грибоедов был обвинен, консерваторами, в сгущении сатирических красок. По их мнению, эта пьеса стала следствием «бранчливого патриотизма» автора, а в Чацком увидели умничающего «сумасброда», воплощение «фигаро-грибоедовской» жизненной философии.
    Декабристское общества, наоборот встретила эту комедию восторженно. А.Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных…».
    И все же не все принимали эту комедию, некоторые весьма доброжелательно настроенные к Грибоедову современники отметили в «Горе от ума» немало погрешностей. Например, давний друг драматурга П.А.Катенин дал такую оценку комедии: «Ума в ней точно палата, но план, по-моему, недостаточен, и характер главный сбивчив и сбит…».
    Также А.С.Пушкин высказал свое мнение о пьесе, он считал что более всего удались драматургу «характеры и резкая картина нравов». К Чацкому же Поэт отнесся критически: «Что такое Чацкий? Пылкий малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами, сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Московским бабушкам? Молчалину? Скалозубу? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подоб.» Пушкин очень точно отметил противоречивый, непоследовательный характер поведения Чацкого. Трагикомизм его положения.
    Отказал Чацкому в практическом уме, назвав его «новым Дон-Кихотом» Белинский. Он отметил, что главный герой комедии – фигура совершенно нелепая, наивный мечтатель. Позже Белинский поправил свою негативную оценку Чацкого и комедии в целом, выделив, что «Горе от ума» – «благороднейшее, гуманистическое произведение, энергический (при этом первый) протест против гнусной российской действительности». Но не стоит забывать, что и первое суждение критик не отменил. Просто прежнее высказывание заменено другим подходом Белинского. Он решил оценить комедию с позиций нравственной значимости протеста центрального героя.
    Критик А.А.Григорьева отметил, что Чацкий – «единственный герой, то есть единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его забросили».
    Рамки, позволяющие со стопроцентной уверенностью говорить о принадлежности того или иного персонажа к данной тематической линии, при всей видимой определенности и четкости вышеперечисленных критериев оценки «лишнего человека», сильно размыты.
    «Лишний человек» не может быть «лишним» целиком, а он может быть рассмотрен как в русле иных тем, так и сращиваться с другими персонажами, относящимися к остальным литературным типам.
    Материал произведений не позволяет оценивать Онегина, Печорина и других только с точки зрения их общественной «пользы».
    Сам тип «лишнего человека» – это скорее результат осмысления названных героев с определенных общественных и идеологических позиций.
    С течением времени «лишний человек» по мере своего развития, приобретал все новые и новые черты и формы отображения.
    Каждый писатель видел «лишнего человека» таким, каким он был в его представлении. Литературоведы, использовавшие тему «лишнего человека», не только добавляли в этот тип определенное «дыхание» своей эпохи, они старались объединить все современные им общественные явления, особенно структуру жизни, в одном образе – образе героя времени.
    Каждый писатель делает из этого типа «лишнего человека» универсальный характер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *