В некоторых произведениях Иван Андреевич высказал личные взгляды на такое устройство мира, в котором каждый занимает определенное место и выполняет свои прямые обязанности («Листы и Корни»). В басне «Листы и корни» говорится о том, что часто участники одного дела неверно оценивают свое участие и роль в общей работе, из-за чего зачастую возникают конфликты. Произведение показывает это в переносном значении. Листья и корни – части одного и того же дерева. Гордость листьев за свою красоту не дает им заметить, что они здесь не главные. Их значение в жизни дерева нисколько не превышает заслугу корней, наоборот, листья, зарождаясь весной, радуют глаз своей красотой только до осени, а корни питают его всегда. В басне сокрыт глубокий смысл. Часто тот, кто все время на виду, производит деловое впечатление. Кажется, что именно его роль является ведущей и главной. На самом деле главное действующее лицо в некоторых случаях не спешит хвастаться своей незаменимостью, иногда по причине скромности. Мораль басни в том, что без участия скромных тружеников не делается ни одно дело, и в том, что все споры на тему «кто главнее» лишены смысла.
Сочинение » Басня » Сочинение по басне Крылова И. А. » Листы и Корни»
Сочинение на тему: Басня Крылова «Листы и корни»И. А. Крылов не раз размышлял о том, как устроено наше общество, в котором мы живём, и результатом этих мыслей стала басня «Листья и Корни». Мы видим, что листья показывают нам образ дворян, а корни это воплощение простого народа. Крылов не забывает, что эти сословия одинаково значимы для общества, но даёт нам понять, что вклад народа в общественную жизнь иногда остаётся незамеченным. Крылов акцентирует внимание на том, что именно народ выступает в роли дерева, как основа общества, а дворяне как листья похожи на украшение. Да и дерево выступает не только как общество, но как и государство.
Красота Листьев и Сила Корней
В один из летних дней листья шептались с зефирами. Они были прекрасны и отбрасывали тень на долину. Они расхваливали свой цвет и густоту, считая себя красотой всей долины.
Ведь дерево не было бы столь величаво и кудряво, не будь у него листьев. И именно поэтому листья без всякого стеснения хвалят себя. Они легко могут укрыть пастуха от зноя, а странник сможет насладиться прохладой в их тени. Красота листьев привлекает пастушек к дереву, чтобы они могли плясать и веселиться, а соловей насвистывает свою песню ранней и поздней зарёй под листьями.
Но ведь дерево растёт не только благодаря листьям. Немалую роль в этом играют корни. Ведь это они смиренно напоминают о себе, сидя под землёй. Но листья сочли такое обращение к ним дерзостью, и стали шуметь, и волноваться по этому поводу.
Но корни ответили им, что это они питают их здесь, сидя в темноте под землёй. И корни не против того, чтобы листья хвалились своей красотой и дальше, однако они хотят, чтобы листья не забывали о том, что они появятся на дереве, только если у дерева будут корни. Но если корень вдруг высохнет, то и исчезнет пышная листва, и больше не будет дерева.
«Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Сочинение » Басня » Сочинение на тему: Басня Крылова «Листы и корни»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Листы и корни
В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на землю, они всячески красовались и спрашивали, согласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.
Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.
В этот момент из-под земли раздался смиренный голос, что за все перечисленное листья могли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возмутились, зашумели:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?
Оказалось, им ответили корни, которые, роясь в темноте, питают листву.
Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас.
Зачастую участники одного и того же дела неверно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают конфликты. Басня показывает это в образной форме.
Листья и корни — составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать себя, иногда из-за скромности.
Мораль басни в том, что без участия скромных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему «кто главнее» лишены смысла.
Доклад 6 класс.
Иван Андреевич Крылов начал писать басни достаточно поздно, когда был уже зрелым человеком, – почти в сорок лет (первые басни писателя появились в 1806 году). Вероятно, этим объясняет глубина осмысления проблем, мудрость писателя, заключенные в его баснях: всем своим предшествующим опытом жизни Крылов был подготовлен к тому, чтобы правильно и объективно оценить окружающую его жизнь и людей, сделать правильные и мудрые выводы относительно того или иного явления или проблемы.
Язык басен И.А. Крылова, как отмечают исследователи (В. Архипов, В. Коровин), отличается афористичностью, интонационным богатством, близостью к народной речи.
Особенностями языка крыловских басен, и в частности басни «Листы и Корни», являются индивидуализированность языковых характеристик, живая интонация, свободная разговорная речь, яркие, быстрые диалоги, монологи, драматизация поэтической речи, насыщенность пословицами, поговорками, фразеологизмами. Многие выражения Крылова стали пословицами, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом» и др.
Крылов – мастер афоризмов. Вот некоторые из его афоризмов, не потерявшие своего актуального значения и сейчас:
«Услуга в дружбе – вещь святая», «Хлеб слаще, нажитый трудом», «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет», «Мстят сильно иногда бессильные враги», «Скупой теряет все, желая все достать», «На деньги люди чутки», «Сила без ума – сокровище плохое».
К числу особенностей стиха И.А. Крылова исследователи относят то, что басенный стих писателя ознаменовал переход от монотонно-ораторского стиха поэтов XVIII в. к живому, насыщенному разговорной интонацией, ритмически разнообразному стиху XIX в. – стиху А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова. И.А. Крылов первым в истории русской литературы сблизил литературный язык с живой народной речью, вводя в него просторечные слова, пословицы и поговорки, придавая языку «народный склад» и живую разговорную интонацию. Как верно отмечают исследователи творчества Крылова (В. Виноградов, Н. Степанов, В. Архипов и др.), основным стилистическим принципом басенного языка Крылова является отсутствие всяких разграничений между книжным и разговорным языком.
И.А. Крылов справедливо считается создателем жанра басни в России. Как говорил великий русский критик В.Г. Белинский, «…истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».
Басни разных времен и народов являются выражением национального характера. «… отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться», – говорил великий русский поэт А.С. Пушкин. Он считал И.А. Крылова ярким представителем духа своего народа.
«Листы и Корни», эта маленькая по объему басня, заключает в себе широкий и глубокий смысл. Истина и ложь, незаметный повседневный труд и самодовольная праздность, этика поведения – эти глубинные философские и этические вопросы поднимает непритязательное на первый взгляд произведение.
В басне И.А. Крылова утверждается мысль о роли труда в жизни человеческой цивилизации: (человечество живет трудом, без труда не может существовать человеческое общество), об уважении к людям труда. В этой басне Крылов вновь обращается к проблеме «истина и ложь», правда, в несколько ином, нежели в басне «Лжец», плане: не в бытовом, а общефилософском. Праздные Листы, хвастаясь своей «густотой», «зеленью», красотой, убеждают в своей необходимости:
.. .Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей…
Однако это утверждение – ложь: понятно, что без Корней не было бы и Листьев. И они сами это понимают и втайне признают. Потому-то так резко меняется их речь (интонация, лексика, синтаксис) – от самодовольного любования собой до крайнего 64 раздражения, негодования, когда Корни, истинные труженики, без которых невозможны жизнь и существование всего дерева, и Листьев в том числе, «смиренно» заметили, что без них «не станет дерева, ни вас»:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Кто вы такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?
Баснописец подчеркивает и еще один момент, связанный с этической стороной проблемы «истина и ложь»: истина – немногословна, некриклива, не требует никаких доказательств, тогда как ложь — всегда громогласна, криклива, всегда нуждается в многочисленных подтверждениях и свидетельствах.
И.А. Крылов соблюдал форму эзоповой басни: его басня «Листы и Корни» состоит из двух частей – рассказа (повествования) и поясняющей его морали. Именно в морали выражена позиция автора, авторская точка зрения на проблему.
К особенностями языка басни «Листы и Корни» справедливо отнести живость диалогов, кропотливо отобранную лексику, мастерское синтаксическое построение произведения: тщательно отобранная писателем лексика отличается лаконизмом, точностью, образностью; синтаксис фразы необыкновенно продуман и выразителен. Басне присущи многослов- ность, преобладание вопросительных и восклицательных предложений, интонационное богатство: мы слышим хвастливые интонации Листьев и выдержанность, спокойную уверенность, лаконизм, четкость, сдержанность речи Корней. Важно отметить и удачно использованные Крыловым приемы экспрессивно-звукового выражения явлений природы и языка животных, звукопись: шепот и шелест Листьев передан искусным подбором слов с шумно – зубными, свистящими фонемами:
«Кто вы такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» – Листы, но дереву шумя, залепетали.
Крылов был убежден в том, что русская литература должна быть правдивой, демократической, должна изображать истинную жизнь народа, преследовать и карать зло. В его произведениях с удивительным мастерством художника-баснописца нашли воплощение современная ему жизнь, а также личность самого писателя: народная мудрость, сила духа и мужество, умение выделить самое главное в сути человеческих характеров и проблем, ненависть к угнетателям – паразитирующим классам помещиков и чиновников, убежденность и непоколебимость его взглядов и убеждений. Особенность творчества И.А. Крылова состоит в том, что, какие бы пороки он ни высмеивал, предметом его сатиры всегда было современное ему общество. Все «общечеловеческое» было для поэта современным, злободневным.
Тому, кто находится на виду, именно его роль представляется главной. Настоящее же действующее лицо может оставаться в тени из-за скромности. Без участия тружеников, выполняющих трудную, черную работу, не сложится ни одно дело. Спор же на тему «кто главнее», лишен смысла, если дело общее.
Поэтика
Сюжет басни — разговор корней и листьев на тему их важности и роли в жизни дерева. Листья и корни — части одного и того же дерева. Листья гордятся тем, что они красивы и всеми любимы. Они не замечают и не уважают «работу» корней. Корни напоминают своим собратьям о том, что листья рождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
Главные образные приемы в басне — антитеза и аллегория.
Кроме этих традиционных басенных приемов, Крылов использует для создания образов аллитерацию. Басня состоит из двух частей, которые соответствуют монологам Листьев и Корней. Образ каждого персонажа подчеркивается различным подбором звуков. В восемнадцати стихах первой части только в четырех не содержат звука «л», а в остальных этот звук повторяется не по одному разу. Во второй же части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Так «звучит» речь героев: то изнеженно, то грубо.
Листы и корни
В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на землю, они всячески красовались и спрашивали, согласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.
Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.
В этот момент из-под земли раздался смиренный голос, что за все перечисленное листья могли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возмутились, зашумели:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?
Оказалось, им ответили корни, которые, роясь в темноте, питают листву.
Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас.
Зачастую участники одного и того же дела неверно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают конфликты. Басня показывает это в образной форме.
Листья и корни — составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать себя, иногда из-за скромности.
Мораль басни в том, что без участия скромных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему «кто главнее» лишены смысла.
«Листы и Корни»
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами1 шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали,
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас». «Листы и Корни». Гравюра по рисунку художника К. Трутовского. 1864 г.
Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:
Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
И наконец Верхушка — бух;
И Корень мой с тех пор стал превращен в колоду.
Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.
Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. Н. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он ие осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.
Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. Н. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.
Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.
Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.
1Зефиры тёплые летние ветры.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами1 шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей? 1Зефи?ры — тёплые летние ветры.
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали,
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
«Листы и Корни»
Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:
Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
И наконец Верхушка — бух;
И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.
Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.
Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. И. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он не осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.
Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. И. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.
Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.
Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества. Фонохрестоматия
«Листы и Корни»
1. Как актёру удаётся вслед за автором подчеркнуть различие речи Листов и Корней?
2. Какие черты характеров Листов и Корней актёр противопоставляет в своём чтении?
3. Какова позиция автора в споре Листов и Корней?
4. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув разность характеров Листов и Корней и мудрость заключительных строк басни.
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
1. О.Н.У.
2. Проверка д/з
3. Мотивационно-целевой этап
– На прошлом уроке мы начали говорить о баснях И.А. Крылова.
-Что же такое басня?
– Как вы понимаете слово аллегория (иносказание)?
Аллегория(иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
На вопрос: почему вы избрали такой род стихотворений Иван Андреевич говорил:
« Ведь звери мои за меня говорят». А свои то мысли он высказывал в морали басни.
– А мораль басни-это… (Мораль – нравоучительный вывод.)
– Чем вам нравятся басни Крылова? ( мало описаний, диалог, понятен смысл, многие фразы стали «крылатыми», герои легко запоминаются, басни легко разыгрывать, через смех легко понять серьезные выводы.)
Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.
– Какова ваша цель работы на этом уроке?
4. Работа по теме урока
1) Прослушивание фонохрестоматии «Листы и корни»
-Какой характер у листьев? (самодовольные, капризные, заносчивые)
-Кого Крылов имел ввиду, изображая листья? (высшее общество, власть, начальство)
-А какие корни? (трудолюбивые, терпеливые)
– Кого он здесь подразумевал? Для того чтобы лучше понять мораль я подскажу вам. Басня была написана в 1811 году (Крылов говорит о равном участии власти и народа в общественной жизни. Это было очень важно перед началом Отечественной войны 1812 года)
-Что высмеивает Крылов? (человеческие качества – самодовольство, эгоизм и социальное неравенство)
-Кто противопоставляется в этой басне? (листы и корни, власть и народ)
Противопоставление называется антитеза.
– Актуальна ли басня в наше время?
– Рассмотрите иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»?
-Что Вы видите на иллюстрации Трутовского?
– Как они изображены художником?
-О чем нам говорят позы, жесты изображенных людей?
-Какая мысль, на Ваш взгляд, дорога художнику?
– Как Вы объясняете тот факт, что нет на иллюстрации ни Листов, ни Корней?
2) Прослушивание фонохрестоматии «Ларчик»
– О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
– Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)
В басне «Ларчик» бросаются в глаза два рода сопоставлений: с одной стороны «мастер», который искусно сделал Ларец, а с другой — «механики мудрец», который, прослыв «мудрецом», ничего еще не сделал.
3) Составить синквейн со словами листы и корни, ларчик (1 существительное, 2 прилагательных,3 глагола, пословица, 1 существительное)
5. Подведение итогов
В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
6. Д/з Объединиться в группы и разыграть басни. Использовать реквизит и детали костюмов.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». —
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно?
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Знакомый Крылова поэт и критик П. А. Плетнев отмечал, что басня утверждает «законные отношения между сословиями».
В некоторых произведениях Иван Андреевич высказал личные взгляды на такое устройство мира, в котором каждый занимает определенное место и выполняет свои прямые обязанности («Листы и Корни»). В басне «Листы и корни» говорится о том, что часто участники одного дела неверно оценивают свое участие и роль в общей работе, из-за чего зачастую возникают конфликты. Произведение показывает это в переносном значении. Листья и корни – части одного и того же дерева. Гордость листьев за свою красоту не дает им заметить, что они здесь не главные. Их значение в жизни дерева нисколько не превышает заслугу корней, наоборот, листья, зарождаясь весной, радуют глаз своей красотой только до осени, а корни питают его всегда. В басне сокрыт глубокий смысл. Часто тот, кто все время на виду, производит деловое впечатление. Кажется, что именно его роль является ведущей и главной. На самом деле главное действующее лицо в некоторых случаях не спешит хвастаться своей незаменимостью, иногда по причине скромности. Мораль басни в том, что без участия скромных тружеников не делается ни одно дело, и в том, что все споры на тему «кто главнее» лишены смысла.
Сочинение » Басня » Сочинение по басне Крылова И. А. » Листы и Корни»
Сочинение на тему: Басня Крылова «Листы и корни»И. А. Крылов не раз размышлял о том, как устроено наше общество, в котором мы живём, и результатом этих мыслей стала басня «Листья и Корни». Мы видим, что листья показывают нам образ дворян, а корни это воплощение простого народа. Крылов не забывает, что эти сословия одинаково значимы для общества, но даёт нам понять, что вклад народа в общественную жизнь иногда остаётся незамеченным. Крылов акцентирует внимание на том, что именно народ выступает в роли дерева, как основа общества, а дворяне как листья похожи на украшение. Да и дерево выступает не только как общество, но как и государство.
Красота Листьев и Сила Корней
В один из летних дней листья шептались с зефирами. Они были прекрасны и отбрасывали тень на долину. Они расхваливали свой цвет и густоту, считая себя красотой всей долины.
Ведь дерево не было бы столь величаво и кудряво, не будь у него листьев. И именно поэтому листья без всякого стеснения хвалят себя. Они легко могут укрыть пастуха от зноя, а странник сможет насладиться прохладой в их тени. Красота листьев привлекает пастушек к дереву, чтобы они могли плясать и веселиться, а соловей насвистывает свою песню ранней и поздней зарёй под листьями.
Но ведь дерево растёт не только благодаря листьям. Немалую роль в этом играют корни. Ведь это они смиренно напоминают о себе, сидя под землёй. Но листья сочли такое обращение к ним дерзостью, и стали шуметь, и волноваться по этому поводу.
Но корни ответили им, что это они питают их здесь, сидя в темноте под землёй. И корни не против того, чтобы листья хвалились своей красотой и дальше, однако они хотят, чтобы листья не забывали о том, что они появятся на дереве, только если у дерева будут корни. Но если корень вдруг высохнет, то и исчезнет пышная листва, и больше не будет дерева.
«Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Сочинение » Басня » Сочинение на тему: Басня Крылова «Листы и корни»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Листы и корни
В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на землю, они всячески красовались и спрашивали, согласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.
Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.
В этот момент из-под земли раздался смиренный голос, что за все перечисленное листья могли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возмутились, зашумели:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?
Оказалось, им ответили корни, которые, роясь в темноте, питают листву.
Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас.
Зачастую участники одного и того же дела неверно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают конфликты. Басня показывает это в образной форме.
Листья и корни — составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать себя, иногда из-за скромности.
Мораль басни в том, что без участия скромных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему «кто главнее» лишены смысла.
Доклад 6 класс.
Иван Андреевич Крылов начал писать басни достаточно поздно, когда был уже зрелым человеком, – почти в сорок лет (первые басни писателя появились в 1806 году). Вероятно, этим объясняет глубина осмысления проблем, мудрость писателя, заключенные в его баснях: всем своим предшествующим опытом жизни Крылов был подготовлен к тому, чтобы правильно и объективно оценить окружающую его жизнь и людей, сделать правильные и мудрые выводы относительно того или иного явления или проблемы.
Язык басен И.А. Крылова, как отмечают исследователи (В. Архипов, В. Коровин), отличается афористичностью, интонационным богатством, близостью к народной речи.
Особенностями языка крыловских басен, и в частности басни «Листы и Корни», являются индивидуализированность языковых характеристик, живая интонация, свободная разговорная речь, яркие, быстрые диалоги, монологи, драматизация поэтической речи, насыщенность пословицами, поговорками, фразеологизмами. Многие выражения Крылова стали пословицами, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом» и др.
Крылов – мастер афоризмов. Вот некоторые из его афоризмов, не потерявшие своего актуального значения и сейчас:
«Услуга в дружбе – вещь святая», «Хлеб слаще, нажитый трудом», «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет», «Мстят сильно иногда бессильные враги», «Скупой теряет все, желая все достать», «На деньги люди чутки», «Сила без ума – сокровище плохое».
К числу особенностей стиха И.А. Крылова исследователи относят то, что басенный стих писателя ознаменовал переход от монотонно-ораторского стиха поэтов XVIII в. к живому, насыщенному разговорной интонацией, ритмически разнообразному стиху XIX в. – стиху А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова. И.А. Крылов первым в истории русской литературы сблизил литературный язык с живой народной речью, вводя в него просторечные слова, пословицы и поговорки, придавая языку «народный склад» и живую разговорную интонацию. Как верно отмечают исследователи творчества Крылова (В. Виноградов, Н. Степанов, В. Архипов и др.), основным стилистическим принципом басенного языка Крылова является отсутствие всяких разграничений между книжным и разговорным языком.
И.А. Крылов справедливо считается создателем жанра басни в России. Как говорил великий русский критик В.Г. Белинский, «…истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».
Басни разных времен и народов являются выражением национального характера. «… отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться», – говорил великий русский поэт А.С. Пушкин. Он считал И.А. Крылова ярким представителем духа своего народа.
«Листы и Корни», эта маленькая по объему басня, заключает в себе широкий и глубокий смысл. Истина и ложь, незаметный повседневный труд и самодовольная праздность, этика поведения – эти глубинные философские и этические вопросы поднимает непритязательное на первый взгляд произведение.
В басне И.А. Крылова утверждается мысль о роли труда в жизни человеческой цивилизации: (человечество живет трудом, без труда не может существовать человеческое общество), об уважении к людям труда. В этой басне Крылов вновь обращается к проблеме «истина и ложь», правда, в несколько ином, нежели в басне «Лжец», плане: не в бытовом, а общефилософском. Праздные Листы, хвастаясь своей «густотой», «зеленью», красотой, убеждают в своей необходимости:
.. .Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей…
Однако это утверждение – ложь: понятно, что без Корней не было бы и Листьев. И они сами это понимают и втайне признают. Потому-то так резко меняется их речь (интонация, лексика, синтаксис) – от самодовольного любования собой до крайнего 64 раздражения, негодования, когда Корни, истинные труженики, без которых невозможны жизнь и существование всего дерева, и Листьев в том числе, «смиренно» заметили, что без них «не станет дерева, ни вас»:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Кто вы такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?
Баснописец подчеркивает и еще один момент, связанный с этической стороной проблемы «истина и ложь»: истина – немногословна, некриклива, не требует никаких доказательств, тогда как ложь — всегда громогласна, криклива, всегда нуждается в многочисленных подтверждениях и свидетельствах.
И.А. Крылов соблюдал форму эзоповой басни: его басня «Листы и Корни» состоит из двух частей – рассказа (повествования) и поясняющей его морали. Именно в морали выражена позиция автора, авторская точка зрения на проблему.
К особенностями языка басни «Листы и Корни» справедливо отнести живость диалогов, кропотливо отобранную лексику, мастерское синтаксическое построение произведения: тщательно отобранная писателем лексика отличается лаконизмом, точностью, образностью; синтаксис фразы необыкновенно продуман и выразителен. Басне присущи многослов- ность, преобладание вопросительных и восклицательных предложений, интонационное богатство: мы слышим хвастливые интонации Листьев и выдержанность, спокойную уверенность, лаконизм, четкость, сдержанность речи Корней. Важно отметить и удачно использованные Крыловым приемы экспрессивно-звукового выражения явлений природы и языка животных, звукопись: шепот и шелест Листьев передан искусным подбором слов с шумно – зубными, свистящими фонемами:
«Кто вы такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» – Листы, но дереву шумя, залепетали.
Крылов был убежден в том, что русская литература должна быть правдивой, демократической, должна изображать истинную жизнь народа, преследовать и карать зло. В его произведениях с удивительным мастерством художника-баснописца нашли воплощение современная ему жизнь, а также личность самого писателя: народная мудрость, сила духа и мужество, умение выделить самое главное в сути человеческих характеров и проблем, ненависть к угнетателям – паразитирующим классам помещиков и чиновников, убежденность и непоколебимость его взглядов и убеждений. Особенность творчества И.А. Крылова состоит в том, что, какие бы пороки он ни высмеивал, предметом его сатиры всегда было современное ему общество. Все «общечеловеческое» было для поэта современным, злободневным.
Тому, кто находится на виду, именно его роль представляется главной. Настоящее же действующее лицо может оставаться в тени из-за скромности. Без участия тружеников, выполняющих трудную, черную работу, не сложится ни одно дело. Спор же на тему «кто главнее», лишен смысла, если дело общее.
Поэтика
Сюжет басни — разговор корней и листьев на тему их важности и роли в жизни дерева. Листья и корни — части одного и того же дерева. Листья гордятся тем, что они красивы и всеми любимы. Они не замечают и не уважают «работу» корней. Корни напоминают своим собратьям о том, что листья рождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
Главные образные приемы в басне — антитеза и аллегория.
Кроме этих традиционных басенных приемов, Крылов использует для создания образов аллитерацию. Басня состоит из двух частей, которые соответствуют монологам Листьев и Корней. Образ каждого персонажа подчеркивается различным подбором звуков. В восемнадцати стихах первой части только в четырех не содержат звука «л», а в остальных этот звук повторяется не по одному разу. Во второй же части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Так «звучит» речь героев: то изнеженно, то грубо.
Листы и корни
В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на землю, они всячески красовались и спрашивали, согласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.
Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.
В этот момент из-под земли раздался смиренный голос, что за все перечисленное листья могли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возмутились, зашумели:
Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?
Оказалось, им ответили корни, которые, роясь в темноте, питают листву.
Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас.
Зачастую участники одного и того же дела неверно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают конфликты. Басня показывает это в образной форме.
Листья и корни — составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать себя, иногда из-за скромности.
Мораль басни в том, что без участия скромных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему «кто главнее» лишены смысла.
«Листы и Корни»
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами1 шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали,
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
«Листы и Корни». Гравюра по рисунку художника К. Трутовского. 1864 г.
Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:
Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
И наконец Верхушка — бух;
И Корень мой с тех пор стал превращен в колоду.
Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.
Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. Н. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он ие осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.
Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. Н. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.
Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.
Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.
1Зефиры тёплые летние ветры.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами1 шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
1 Зефи?ры — тёплые летние ветры.
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали,
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
«Листы и Корни»
Один из предшественников И. А. Крылова, известный в своё время писатель М. Н. Муравьёв, написал басню «Верхушка и Корень». Под Верхушкой он подразумевал правительство, а под Корнем — простой народ. Однажды Корень, недовольный своей жалкой участью, взбунтовался и перестал «кормить, поить и на себе носить» Верхушку. Результат оказался плачевным:
Приблекло деревцо, свернулись ветки вдруг,
И наконец Верхушка — бух;
И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.
Процветание общества и государства зависит, по мнению М. Н. Муравьёва, от Верхушки, а бунт Корней только подрывает прочность государства.
Крылов тоже задумывался над теми же проблемами русской жизни и всякого общества и государства. Он нисколько не спорит с М. И. Муравьёвым по поводу того, что каждое сословие должно выполнять свойственную ему работу. Он не возражает и против того, какое место занимают дворяне и простой народ. Он согласен, что дворянам принадлежит важная роль в государстве и обществе, роль управителей, должных вести государство к благополучию и процветанию. Поэтому он не осуждает Листы за то, что они красивы, пышны и величавы. Корни у Крылова не бунтуют против Листов. Напротив, они говорят им: «Красуйтесь в добрый час!» Но Корни осуждают Листы за хвастовство и надменность, за то, что они не ценят их тяжёлый труд.
Процветание государства и общества зависит в басне Крылова не только от Листов, как у М. И. Муравьёва, а и от Корней, которые, «роясь в темноте», питают вознёсшихся над ними.
Мысль Крылова ясна: если дерево обозначает целое государство, то важны все его части. Забвение невидимых Корней пагубно для государства и общества.
Крылов выступает против всяких крайностей: ему одинаково дороги и Листы, и Корни, но он решительно осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе приписывают деятельность, полезную для государства и общества.
Фонохрестоматия
«Листы и Корни»
1. Как актёру удаётся вслед за автором подчеркнуть различие речи Листов и Корней?
2. Какие черты характеров Листов и Корней актёр противопоставляет в своём чтении?
3. Какова позиция автора в споре Листов и Корней?
4. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув разность характеров Листов и Корней и мудрость заключительных строк басни.
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
1. О.Н.У.
2. Проверка д/з
3. Мотивационно-целевой этап
– На прошлом уроке мы начали говорить о баснях И.А. Крылова.
-Что же такое басня?
– Как вы понимаете слово аллегория (иносказание)?
Аллегория(иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
На вопрос: почему вы избрали такой род стихотворений Иван Андреевич говорил:
« Ведь звери мои за меня говорят». А свои то мысли он высказывал в морали басни.
– А мораль басни-это… (Мораль – нравоучительный вывод.)
– Чем вам нравятся басни Крылова? ( мало описаний, диалог, понятен смысл, многие фразы стали «крылатыми», герои легко запоминаются, басни легко разыгрывать, через смех легко понять серьезные выводы.)
Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.
– Какова ваша цель работы на этом уроке?
4. Работа по теме урока
1) Прослушивание фонохрестоматии «Листы и корни»
-Какой характер у листьев? (самодовольные, капризные, заносчивые)
-Кого Крылов имел ввиду, изображая листья? (высшее общество, власть, начальство)
-А какие корни? (трудолюбивые, терпеливые)
– Кого он здесь подразумевал? Для того чтобы лучше понять мораль я подскажу вам. Басня была написана в 1811 году (Крылов говорит о равном участии власти и народа в общественной жизни. Это было очень важно перед началом Отечественной войны 1812 года)
-Что высмеивает Крылов? (человеческие качества – самодовольство, эгоизм и социальное неравенство)
-Кто противопоставляется в этой басне? (листы и корни, власть и народ)
Противопоставление называется антитеза.
– Актуальна ли басня в наше время?
– Рассмотрите иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»?
-Что Вы видите на иллюстрации Трутовского?
– Как они изображены художником?
-О чем нам говорят позы, жесты изображенных людей?
-Какая мысль, на Ваш взгляд, дорога художнику?
– Как Вы объясняете тот факт, что нет на иллюстрации ни Листов, ни Корней?
2) Прослушивание фонохрестоматии «Ларчик»
– О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
– Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)
В басне «Ларчик» бросаются в глаза два рода сопоставлений: с одной стороны «мастер», который искусно сделал Ларец, а с другой — «механики мудрец», который, прослыв «мудрецом», ничего еще не сделал.
3) Составить синквейн со словами листы и корни, ларчик (1 существительное, 2 прилагательных,3 глагола, пословица, 1 существительное)
5. Подведение итогов
В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
6. Д/з Объединиться в группы и разыграть басни. Использовать реквизит и детали костюмов.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». —
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно?
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Знакомый Крылова поэт и критик П. А. Плетнев отмечал, что басня утверждает «законные отношения между сословиями».