Сочинение на тему литература 19 века 10 класс

8 вариантов

  1. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  2. Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.
    Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.
    В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?
    Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.
    Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом “Отцы и дети”. Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.
    И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей – все это он затрагивает в своих произведениях.
    Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

  3. ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-
    экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
    ее истории.
    Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет
    после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе,
    определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В
    пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
    литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
    культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,
    высокой нравственности и демократической направленности. Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное
    направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его
    отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как
    никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о
    современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.
    д.). Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие
    во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой
    были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
    Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной
    человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная
    функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении
    жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис
    представлял собой новый аспект в понимании искусства. В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы
    пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к
    действительности были характерны для произведений русских писателей тех
    лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти
    пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели
    избавление от социальных несправедливостей в нравственном
    усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
    Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому
    человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения. Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое
    созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие
    русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую
    эпоху. На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века
    огромное влияние оказали два события в стране – Отечественная война 1812 г. – Движение декабристов1825г.
    Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли
    на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли
    бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
    –важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального
    самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в
    это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История
    государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели
    свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать
    публика. Основное направление в художественной литературе первых
    десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
    Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было
    стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный
    образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его
    особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности,
    отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
    А. Жуковского
    ( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого
    человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
    ‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
    Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской,
    проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было
    характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали
    утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. В русле романтического движения закладывались основы русского
    исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) ,
    формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
    Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу,
    они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных
    западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым
    переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
    Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частности
    литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого
    понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной
    самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
    В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры
    характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это
    движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом
    роль А. С. Пушкина
    ( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина
    тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление
    чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский
    человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’ Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху
    русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое
    стихотворение Пуш
    кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество-
    закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших
    перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось
    последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны
    утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе
    как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым
    русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
    ( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г. Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
    Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и
    наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие
    поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный
    характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические
    черты, явился одним из первых произведений литературы критического
    реализма. Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
    Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических
    изображений русской жизни того времени.
    В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное,
    выхваченное из тайников народной жизни’. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более
    приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской
    литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная
    особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной
    школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского
    и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась
    судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из
    крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
    Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл
    читателю и зрителю А. Н. Островский. Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
    . 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов

  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Примерные темы сочинений по курсу
    русской литературы XIX века

    Союз поэзии и жизни в лирике Державина.
    Идеалы Державина в оде «Фелица».
    Героическая история России в творчестве Державина.
    Тема жизни и смерти в лирике Жуковского.
    Народно-поэтическая основа баллад
    Жуковского.
    Жанр элегии в поэзии Жуковского.
    Образ моря в лирике Жуковского, Пушкина и Тютчева.
    Батюшков ? певец земных радостей.
    Философские элегии Батюшкова.
    Особенности романтических произведений Жуковского
    и Батюшкова.
    Мотив
    деревни в творчестве Пушкина.
    Роль образов
    русской природы в лирике Пушкина.
    Образ
    дороги в лирике Пушкина.
    «Печаль
    моя полна тобою?» (по лирике Пушкина).
    «Минуты
    вольности святой» в поэзии Пушкина.
    Поэт и толпа
    в лирике Пушкина.
    Пророческий
    дар поэта в творчестве Пушкина.
    «Самостоянье
    человека ? залог величия его» (по творчеству
    Пушкина).
    «Святому
    братству верен я» (по лирике Пушкина).
    Русская
    история в произведениях Пушкина.
    Психологические
    мотивы поступков и взаимоотношений героев в романе
    «Евгений Онегин».
    Конкретно-историческое
    и общечеловеческое в характерах Татьяны
    и Онегина.
    Личность
    Пушкина и образ автора в романе «Евгений
    Онегин».
    Философские
    размышления о жизни в лирических отступлениях
    романа «Евгений Онегин».
    Композиционная
    роль картин природы в романе «Евгений
    Онегин».
    Мои размышления
    об оценке Белинским романа «Евгений Онегин».
    «Вечные
    проблемы» бытия в «Маленьких трагедиях»
    Пушкина (на примере 1?2 трагедий).
    «Печально
    я гляжу на наше поколенье?»
    (по лирике Лермонтова).
    «Мне
    грустно потому, что я тебя люблю?»
    (по поэзии Лермонтова).
    Образ
    поэта-пророка в лирике Пушкина
    и Лермонтова.
    «Я ищу
    свободы и покоя?» (по лирике
    Лермонтова).
    «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!»
    (по произведениям Лермонтова).
    «Странная
    любовь» к Родине в поэзии Лермонтова.
    Протест
    Лермонтова «против мнений света».
    «Одинок
    я, нет отрады?» (по лирике Лермонтова).
    «Из пламя
    и света рожденное слово» поэзии Лермонтова.
    Фольклорные
    мотивы в поэзии Лермонтова.
    Тема смысла
    жизни в романе «Герой нашего времени».
    Роль мужских
    образов романа «Герой нашего времена»
    в раскрытии характера Печорина.
    Кавказские
    обычаи в романе «Герой нашего времени».
    Любовь
    в жизни Печорина.
    Приемы
    психологической характеристики героев в романе
    Лермонтова «Герой нашего времени».
    Бэла и Мери
    (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Принципы
    романтизма и реализма в изображении Печорина.
    Два лица
    Печорина (по роману «Герой нашего времени»).
    «Русь!
    Русь! Вижу тебя?» (по поэме Гоголя
    «Мертвые души»).
    Помещичьи
    привычки в поэме Гоголя «Мертвые души».
    Манилов
    и Плюшкин.
    Чиновничий
    город в изображении Гоголя (по поэме «Мертвые
    души» и пьесе «Ревизор»).
    «Русь!
    Куда ж ты несешься?..» (по поэме
    Гоголя «Мертвые души»).
    Мастерство
    Гоголя в изображении помещиков и чиновников
    в поэме «Мертвые души».
    Русь крестьянская
    в поэме «Мертвые души».
    «А на тройке-то ?
    прохиндей, шулер!..» (В. Шукшин) (по поэме
    Гоголя «Мертвые души»).
    Мотивы
    «Божественной комедии» Данте в «Мертвых
    душах» Гоголя.
    В чем
    «решительность» пьесы «Гроза»?
    Столпы
    «темного царства» и их двойники
    в пьесе «Гроза».
    Истоки
    характера Катерины (по пьесе «Гроза»).
    «Хозяева»
    и «жертвы» в пьесе «Гроза».
    Можно ли
    считать Кулигина положительным героем (по пьесе
    «Гроза»)?
    Островский ?
    мастер речевой характеристики (по пьесам «Гроза»
    и «Бесприданница»).
    Поиски
    любви в пьесах Островского.
    «Женский
    вопрос» в пьесе Островского «Бесприданница».
    Катерина
    Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе
    Островского «Гроза» и рассказу
    Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
    «Жестокие
    нравы» в пьесах Островского.
    Борис
    и Карандышев (по пьесам Островского).
    «Четыре
    возраста» Обломова.
    Старорусский
    и европейский образ жизни в романе «Обломов».
    Обломов ?
    лицо сатирическое или трагическое?
    Пшеницына
    и Ольга Ильинская.
    Можно ли
    считать положительным героем Штольца?
    Образы-символы
    в романе «Обломов».
    Истинное
    и ложное в образе Базарова (по роману
    Тургенева «Отцы и дети»).
    Название
    романа «Отцы и дети» как доминанта
    его смысла.
    Патриархальное
    и прогрессивное в романе «Отцы и дети».
    Базаров
    как «новый человек».
    Образ
    «дворянского гнезда» в романе «Отцы
    и дети».
    Приемы
    изображения внутренней жизни героев в романе
    «Отцы и дети».
    Лики любви в романе «Отцы и дети».
    Отец и сын
    Кирсановы и их композиционная роль в романе
    «Отцы и дети».
    Сила и слабость
    нигилизма (по роману «Отцы и дети»).
    Роль эпизода
    «Смерть Базарова» в композиции
    романа «Отцы и дети».
    Диалектика
    природы и внутреннего мира человека в лирике
    Тютчева.
    «Биение
    души» в поэзии Тютчева.
    Гармония
    природы и души в поэзии Тютчева.
    «О,
    как убийственно мы любим?» (по лирике
    Тютчева).
    Свет последней
    любви в поэзии Тютчева.
    Радость
    как преодоленное страдание в поэзии Фета.
    В чем
    «поэтическая дерзость» лирики Фета?
    Метафора
    как основной стилистический прием поэзии Фета.
    Особенности
    поэтического стиля Тютчева и Фета.
    «Круги
    ада» Ивана Флягина (по рассказу Лескова
    «Очарованный странник»).
    В чем
    праведность героя рассказа Лескова «Очарованный
    странник»?
    Образы
    родины и народа в рассказе «Очарованный
    странник».
    Изображение
    судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
    «Я к цели
    шел колеблющимся шагом?»: конфликт чувства
    и долга в произведениях Некрасова.
    «Отечества
    достойные сыны» в поэзии Некрасова.
    Предназначение
    поэта в лирике Некрасова.
    «Кнутом
    иссеченная муза» поэзии Некрасова.
    Тема страданий
    народа в поэзии Некрасова.
    Любовь
    в лирике Некрасова.
    Пушкинские
    мотивы в стихотворении Некрасова «Элегия».
    Народные
    заступники в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
    Народные
    приметы и обряды в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
    Художественная
    роль образов крестьян в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
    Народно-поэтическая
    основа поэмы Некрасова «Кому на Руси
    жить хорошо».
    Гриша
    Добросклонов и образы «героев своего
    времени» в русской литературе второй
    половины XIX века (на примере 2?3 произведений).
    Роль
    песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла
    поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
    Образ
    родины в поэме «Кому на Руси жить
    хорошо».
    Роль
    приемов сатирического изображения жизни в сказках
    Салтыкова-Щедрина.
    Черты
    русского фольклора в сказках Салтыкова-Щедрина.
    Черты
    русского народа в сказках Салтыкова-Щедрина.
    Особенности
    жанра романа Салтыкова-Щедрина «История
    одного города».
    Чем смешны
    и чем страшны градоначальники в романе
    «История одного города»?
    Народ
    и власть в романе «История одного
    города».
    Осуждение
    духовного рабства (по творчеству Салтыкова-Щедрина).
    Петербург
    как город-символ (по роману Достоевского
    «Преступление и наказание»).
    Мир обездоленных
    и униженных в романе «Преступление
    и наказание».
    Образы
    «право имеющих» в романе «Преступление
    и наказание».
    Диалектика
    характера Раскольникова.
    Картины
    природы и их роль в романе «Преступление
    и наказание».
    Правда
    Раскольникова и правда Сони.
    Тема смысла жизни в романе «Преступление
    и наказание».
    Соня ?
    нравственный ориентир автора в романе «Преступление
    и наказание».
    Христианские
    мотивы в романе «Преступление и наказание».
    «Преступление
    и наказание» Достоевского как роман-предупреждение.
    «Глубины
    души человеческой» в романе Достоевского
    «Идиот».
    Героизм
    русского народа в «Севастопольских рассказах»
    Толстого.
    Своеобразие
    русского национального характера в изображении
    Толстого (по «Севастопольским рассказам»).
    Приемы
    изображения внутренней жизни человека в романе
    «Война и мир».
    Кто более
    симпатичен Толстому ? Пьер или Андрей?
    Любимые
    и нелюбимые герои Толстого в романе «Война
    и мир».
    Вечные
    ценности в понимании героев Толстого.
    Взлеты
    и падения любимых героев Толстого (по роману
    «Война и мир»).
    Роль
    картин природы в романе «Война и мир».
    «Отцы»
    и «дети» в романе «Война
    и мир».
    Любимые
    женские образы Л. Н. Толстого в романе
    «Война и мир».
    Жестокие
    лики войны (до роману «Война и мир»).
    Трагические
    и героические страницы русской истории в романе
    «Война и мир».
    Наполеон
    и Александр I как два типа военачальников
    (по роману «Война и мир»).
    Кутузов
    и народ в романе Толстого «Война
    и мир».
    Изображение
    войны 1812 года в произведениях Лермонтова
    и Толстого.
    Историзм
    мышления Толстого в романе «Война и мир».
    «Дубина
    народной войны» в романе Толстого «Война
    и мир».
    Величие,
    простота, добро и правда в образе Кутузова
    (по роману «Война и мир»).
    Образ
    автора в романе «Война и мир».
    Особенности
    языка романа «Война и мир».
    Конфликт
    Анны и общества в романе «Анна Каренина».
    Что утверждает
    и что отрицает Толстой романом «Анна
    Каренина»?
    Традиции
    Толстого в современной литературе о войне.
    Сопротивление
    «пошлой жизни» в рассказах Чехова.
    «Не потерять
    в себе человека!» (по рассказам
    Чехова).
    За что
    можно уважать людей (по рассказам Чехова)?
    Страницы
    любви в рассказах Чехова.
    Особенности
    композиции рассказов Чехова.
    Образы
    врачей в творчестве Чехова.
    Ионыч
    и Солодовников (по рассказам Чехова и Шукшина).
    «Забирайте
    с собою все человеческие движения» (Н.
    Гоголь) (по творчеству Чехова).
    Новаторство
    Чехова-драматурга.
    Чего
    заслуживает Раневская ? осуждения или
    жалости (по пьесе «Вишневый сад»)?
    Путь
    России в будущее в пьесе Чехова «Вишневый
    сад».
    Образы-символы
    в пьесах Чехова.
    Роль
    второстепенных персонажей в системе образов
    пьесы «Вишневый сад».
    Драматичны
    или комичны герои «Вишневого сада»?
    Лучшие
    черты русского характера в литературе XIX века.
    Эволюция
    «героя своего времени» в русской
    литературе XIX века.

  5. 5
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.
    Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально- экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в ее истории.
    Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности, высокой нравственности и демократической направленности.
    Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
    Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
    Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.
    В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей тех лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
    Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
    Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху.
    На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране
    – Отечественная война 1812 г.
    – Движение декабристов1825г.
    Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
    –важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.
    Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
    Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
    В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
    А. Жуковского
    ( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
    ‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
    Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
    В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) , формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
    Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
    Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича.
    Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
    В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
    В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина
    ( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’
    Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое стихотворение Пуш кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество- закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
    ( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г.
    Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
    Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.
    Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
    Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.
    В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное, выхваченное из тайников народной жизни’.
    Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой.
    Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
    Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
    Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
    . 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов
    Творчество Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира.
    Н.А.Некрасова ( 1821-18771878) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства ( поэма Некрасова ‘ Кому жить на Руси хорошо’.
    Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н.
    Толстого (1828–1910 ). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике ‘ великие вопросы’. Писателя всегда волновали судьба народа и Родины ( историческая эпопея ‘ Война и мир’) . Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого
    ‘Анна Каренина’, в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.
    . В конце 70-х годов на арену русской литературы выступил А.
    П. Чехов(1860-1904) , начавший свою литературную деятельность в юмористических и сатирических журналах. В творчестве Чехова – его глубокий демократизм, тяга к трудовым людям, непримиримому к буржуазному и власть имущему. Огромное впечатление на все передовое русское общество произвел его рассказ ‘ Палата N 6’, в которой автор показал всю страшную правду русской жизни.
    В развитии общественного сознания 80-е годы были переходным временем, когда перемены лишь намечались, но с достаточной определенностью они еще не проявились.
    В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы.
    Развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, начинала формироваться пролетарская идеология. 80-е годы – время зарождения российской социал – демократии.
    Идейная атмосфера 80-х отразилась на судьбах русского искусства и литературы. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности. Внимание писателей , художников все больше стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно- психологические проблемы.80-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительное. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период (‘ Отцы и дети’
    Тургенева; ‘ Война и мир’,’ Анна Каренина’ Толстого; ‘ Преступление и наказание’, ‘Братья Карамазова’ Достоевского; ‘ Господа Головлевы’
    Солтыкова-Щедрина; ‘ Обрыв’ Гончарова и др. Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели- Достоевский, Тургенев, Островский.
    С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подьем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно- демократических выступлениях.
    Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В
    . ней отразились социальная и идейная острота эпохи, ‘ рубежность’ общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и
    , наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
    Новые явления в искусстве конца XIX века –началаXX века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре
    XIX века. Среди таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО, ( от фран. –упадок),
    МОДЕРНИЗМ, ( от фран.-новейший, современный).
    Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В
    1899г. был опубликован его последний роман ‘ Воскресение’, в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучало остро и гневно.Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.
    В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.
    П. Чехов; повести и рассказы ( Моя жизнь’, ‘ Мужики’, Дом с мезанином,
    Дама с собачкой и др.,). В 90-е годы начался творческий путь А. М.
    Горького ( Пешкова1868-1936). Свой первый рассказ ‘ Макар Чудра’
    Горький опубликовал в 1892г. в газете ‘ Тифлисский вестник’. Вышедшие в конце 90-х годов ‘ Очерки и рассказы’ принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном
    ‘безумству храбрых ‘, отражало демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ( Старуха Изергиль,Челкаш, Девушка и смерть, песня о буревестнике,
    Буревестник) он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.
    В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В
    1893г. в журнале ‘ Русское богатство’ появился первый рассказ И. А.
    Бунина ‘ Танька’. В 1897г. вышел сборник его рассказов ‘ На край земли, посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х г. появляются первые значительные произведения А. И. Куприна( Олеся,Молох).
    Бунин (1870-1953) и Куприн (1870-1938)- крупнейшие писатели русской реалистической литературы конца XIX в.- и XX в.
    Литературную и культурную жизнь России второй половины XIX-XX в. в. ‘ можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению’ – так писала одна из участниц педагогических движений 60-хгодов Е. Н. Водовозова.

  6. «Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века)
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века – вариант 2
    «Герой времени» в русской литературе 19 века
    «Маленький человек» в русской литературе
    «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
    Есть ли у поэзии законы? (Сочинение – стилистический анализ)
    Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова
    Жизнь Петербурга на рубеже столетий (по книге Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»)
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?
    Лишний человек в истории русской литературы
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века – вариант 2
    Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)
    Особенности литературы второй половины 19 века
    Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)
    Петербург в изображении русских писателей
    Петербург в русской классической поэзии
    Почему Писарев ставит в один ряд Молчалина и Чичикова?
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Пушкин и Жуковский
    Русская историческая повесть первой половины XIX века (Н.М. Карамзин “История государства Российского”)
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова)
    Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века
    Тема войны в русской поэзии XIX века
    Тема денег в русской литературе 19 века
    Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
    Тема родины в русской литературе
    Тема родины в творчестве поэтов 19 века
    Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
    Тема совести в произведениях русской литературы
    Тема транспорта в русской литературе XIX века

  7. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  8. Свободная тема “XIX век” – сочинение “Русская литература XIX век”
    Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. . .
    . . . И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *